Предметно манипулятивная деятельность выступает ведущей в возрасте: ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Младенческий возраст

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (англ. infancy) — (в рос. возрастной психологии) период жизни ребенка от рождения до 1 г. (зарубежные психологи склонны расширять границы младенчества до 2-летнего возраста включительно. — Ред.). М. в. подразделяется на 3 этапа: новорожденность, 1-е и 2-е полугодия жизни.
Этап новорожденности охватывает 1-й мес. жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.
1-е полугодие жизни — этап эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми (привязанности). Эти связи служат основой для становления личности ребенка в 1-м полугодии и залогом его дальнейшего успешного психического развития. Под влиянием общения со взрослыми в этом возрасте интенсивно развивается познавательная активность младенца, проявляющаяся в интересе к окружающему миру. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями: фиксирует, рассматривает, наблюдает, сосет, трогает губами и языком игрушки, дотрагивается до них руками и, наконец, научается захватывать предметы (под контролем зрения). Первый акт хватания является нач. развития предметно-манипулятивной деятельности и знаменует переход младенца на новый этап — во 2-е полугодие.
Во 2-м полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте общение со взрослым преобразуется из ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которое «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (ведущей на след. возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во 2-м полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе. При дефиците эмоционального общения задерживается становление предметно-манипулятивной деятельности в 1-м полугодии и ситуативно-делового общения во 2-м полугодии. Это приводит к отклонению в личностном развитии ребенка: пассивности в отношении к людям и предметному окружению, несформированности отношения к себе. (См. также Госпитализм, Дефицит общения.)
При нормальном физическом и психическом развитии младенец во 2-м полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова (см. Автономная речь), осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.). Период младенчества завершается кризисом 1-го года, в котором впервые проявляется личность ребенка (см. Кризисы возрастные). (С. Ю. Мещерякова.)

Категории: Возрастная психология, Психология развития

Особенности психического развития младенцев и детей раннего возраста

  • Главная
  • ->
  • Государственный экзамен по специальности Психология личности (бакалавриат)
  • ->
  • Возрастная психология

Основные закономерности психического развития ребенка в младенчестве

Младенческий возраст — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на 2 фазы:раннее мл-во (2-6м) и позднее (7-12 мес) Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

Первое полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью. На этом этапе ребенок овладевает экспрессивно-мимическими средствами общения, входящими в состав комплекса оживления. Основными психологическими новообразованиями, складывающимися как продукт ведущей деятельности — ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи младенца с близкими взрослыми. Ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями. Первый акт хватания является началом развития предметно-манипулятивной деятельности и обычно знаменует переход младенца на новый этап — второе полугодие. Развиваются сенсорные ф-ции.

Во втором полугодии ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, общение со взрослым преобразует нос ситуативно-личностной формы в ситуативно-деловую, которая «обслуживает» предметно-манипулятивную деятельность. В процессе ситуативно-делового общения ребенок учится овладевать культурно обусловленными действиями с предметами, появление которых свидетельствует о становлении собственно предметной деятельности (являющейся ведущей на следующем возрастном этапе — в раннем возрасте). Основным психологическим новообразованием во втором полугодии выступает активность ребенка как генетически первое личностное образование. Она проявляется в активной позиции младенца по отношению к окружающим людям, предметному миру и к самому себе.

При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями, учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки. Развивается моторика – позовые, локомоторные и мануальные движения (действия с предметом).

Высоким уровнем развития характеризуются сенсорные процессы: в 2 месяца присутствует константность.

Период младенчества завершается «кризисом первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка.

Появляется понимание речи и первые формы речевой активности. Ассоциативно-ситуативный х-р речи.

Основные закономерности развития ребенка в раннем возрасте 1-3года

раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи.

Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Речь становиться полноценным средством общения.

Центр линия умств. развития – овладение речью.

  • 1-1.6 года – интенс равитие поним-я, речь почти не разв, речь многозн по значению (ква-ква это и лягушка, и пруд, и вода и кошка. .)

  • 1.6 – 3 года – практич овл речью, быстрый рост словаря, вопросы кто это, что это.

Мышление синкретами, в комплексах.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание.

Особенности восприятия Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет.

В этом возрасте каждая вещь для ребенка имеет либо притягивающее, либо отталкивающее значение. У него нет равнодушного или «бескорыстного» отношения к окружающим вещам. Т.е. каждая вещь имеет свою валентность.

Внимание и память непроизвольны.

Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами.

Этапы развития личности:

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности — вообще игнорируют

Распад прежних отношений пра-мы, ребенок приобр относит самостоятельность, свободу передвиж и автономию намерений. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя — простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя — сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша». Потом, к трем годам, появляется местоимение «я». Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка — осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов.

Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают» ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период — кризис 3 лет.

Общая схема ворастного развития младенцев

 

Общая схема возрастного развития ребенка раннего детства

 

 

 

Манипуляция — Развитие ребенка через Kid Sense

Что такое манипуляция?

Навыки манипулирования относятся к способности перемещать и располагать объекты одной рукой без помощи другой руки. Манипуляции используются при удерживании кусочка головоломки, ключей, письме или даже резке ножницами. Это навыки, которые мы иногда принимаем как должное. Тем не менее, все они требуют координации многих навыков для успешного выполнения, включая мелкую моторику (мышцы), двустороннюю интеграцию, координацию и зрительно-моторную координацию.

 

Почему важно манипулировать?

Многие повседневные действия требуют манипулирования предметами одной рукой. Примеры включают положение карандаша при письме и рисовании; используя ножницы, держа в руках нож и вилку; и позиционирование пуговиц, молний, ​​кнопок и шнурков для одевания. Когда эти навыки сложны, дети могут легко разочароваться и избегать действий, связанных с манипулированием, что приводит к менее совершенным навыкам из-за отсутствия практики. В результате дети, которым не хватает этих навыков, часто имеют низкую самооценку и уверенность в себе.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития манипуляции?
  • Сила рук и пальцев: Способность прилагать силу, преодолевая сопротивление, используя руки и пальцы, при этом для выполнения задачи используется мышечная сила.
  • Зрительно-моторная координация: Способность обрабатывать информацию, полученную от глаз, чтобы контролировать, направлять и направлять руки при выполнении такой задачи, как манипулирование кусочком головоломки или карандашом.
  • Доминирование рук: Постоянное использование одной (обычно одной и той же) руки для выполнения задания, что позволяет развивать отточенные манипулятивные навыки.
  • Разделение рук: Использование только большого, указательного и среднего пальцев для манипуляций, оставляя безымянный палец и мизинец согнутыми в ладони, не участвуя, но обеспечивая стабильность для остальных 3 пальцев.
  • Двусторонняя интеграция: Использование двух рук вместе с одной ведущей рукой (например, продевание веревки одной рукой, в то время как другая рука помогает, удерживая бусину).
  • Постуральный контроль: Способность стабилизировать туловище и шею, чтобы обеспечить координацию рук и кистей при выполнении физических задач.
  • Осознание тела (проприоцепция): Информация, которую мозг получает от наших мышц и суставов, чтобы мы знали о положении тела и движениях тела, которая затем направляет будущие контролируемые движения.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, он может:

  • Использовать обе руки для действий, которые обычно требуют только одну (например, резка или сборка блоков).
  • Стабилизировать объекты относительно их тела или внешней опоры (например, стола) для выполнения задач, а не использовать «руку помощи» для стабилизации объекта.
  • Выглядит неуклюже при обращении с предметами.
  • Не торопитесь выполнять действия, требующие манипуляции.
  • Избегайте действий, требующих манипуляций, таких как вырезание, рисование и застегивание пуговиц и молний.
  • Предпочитают, чтобы другие выполняли за них действия, основанные на манипулировании, такие как одевание, прием пищи или рисование (например, «Папа, нарисуй мне машину», но отказываются попробовать сами).
  • Плохо владеют карандашом и ножницами.

 

Какие еще проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с манипулированием?

Если у ребенка есть трудности с манипулированием, у него также могут возникнуть трудности с: 

  • Поведение: Ребенок может злиться или расстраиваться при попытке манипулировать мелкими предметами, поэтому его описывают как человека с «вспыльчивостью» или низкой толерантностью к фрустрации.
  • Уверенность в себе: Ребенок может иметь ограниченную веру в свою способность выполнить задание, поэтому он избегает его.
  • Уход за собой: Они могут проявлять избегание или слишком полагаться на взрослых в выполнении повседневных действий (включая одевание, прием пищи, чистку зубов).
  • Мелкая моторика: Навыки пальцев и рук, такие как письмо, вырезание, открытие коробок с обедом, завязывание шнурков, использование компьютерной мыши, открытие дверей ключом.
  • Строительство Действия, такие как Lego, сборка блоков, вырезание и вставка.

 

Что можно сделать для улучшения манипулирования?
  • Хватание и манипулирование: Поощряйте участие в действиях, связанных с хватанием и манипулированием мелкими предметами, такими как рисование, решение головоломок, открывание контейнеров и продевание ниток.
  • Игры с пальцами: Упражнения, в которых используются только один или два пальца (например, игры с тыканием).
  • Похвала: Хвалите и подбадривайте ребенка, когда он занимается этими видами деятельности, особенно если он настойчиво находит какое-то занятие трудным. Сосредоточьтесь на участии, а не на степени мастерства в исполнении.
  • Сила верхних конечностей: Поощряйте игровые действия, развивающие силу верхних конечностей (рук и плеч) (например, подъем по лестнице, ходьба на тачке).
  • Постуральный контроль: Убедитесь, что ребенок может стабилизировать свое туловище, чтобы обеспечить плавные движения рук и кистей/пальцев. Это может включать проверку стула и стола, которые они обычно используют.

 

Какие действия могут помочь улучшить манипулирование?

  • Мелкие предметы: Возьмите мелкий предмет пальцами (бусину, монету, конфету M&M, попкорн) и спрячьте его в руке. Затем возьмите еще один, затем еще один, все еще удерживая все в твоей руке.
  • Навыки перехода: Переместите один предмет с ладони на кончики пальцев и положите его на стол (или положите в рот, если это еда), используя всего 3 пальца.
  • Копилка: Поместите монеты в копилку, начиная с нескольких монет на ладони, чтобы перемещать монеты с ладони на кончики пальцев, используя всего 3 пальца.
  • Бусины: Держите 2 или 3 бусины в ладони (как указано выше).
  • Настольные игры: Держите 2 или 3 колышка в руке (как указано выше).
  • Поворачивайте открытые или закрытые крышки маленьких бутылочек или тюбиков с зубной пастой пальцами, удерживая их на ладони той же руки.
  • Вырезать ножницами: Потренируйтесь держать ножницы большим пальцем вверх и регулировать захват бумаги рукой-помощником.
  • Одежда: Потренируйтесь застегивать пуговицы, молнии и кнопки обеими руками.
  • Конструкторы: 9 шт.0004 Играйте с конструкторами, такими как Duplo, Lego и K’nex.
  • Ремесленные занятия: Действия, требующие использования бутылок для сжатия (например, клей, клей с блестками, пухлая краска, краска для ткани).
  • T резьба: Доски для шнуровки, карточки для шитья и бисер.

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с манипулированием у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство для помощи ребенку с трудностями манипулирования важно для:

  • Помогите им развить соответствующие возрасту навыки ухода за собой, такие как одевание, завязывание шнурков, открытие коробок с обедом, использование ключей, надевание часов.
  • Научите ребенка правильно держать карандаш для успешной учебы.
  • Предотвратите неэффективность ребенка.
  • Дайте ребенку возможность эффективно манипулировать небольшими предметами, такими как кубики, бусы и другие маленькие игрушки, для уверенности в игре со сверстниками.
  • Научить ребенка эффективно держать ножницы и управлять ими.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с манипуляцией?

Если у детей возникают трудности с манипулированием, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Написанием от руки (в академической среде), что является основной причиной неуспеваемости детей, демонстрирующих свои истинные интеллектуальные способности на бумаге.
  • Выполнение заданий, связанных с вырезанием и вставкой (например, постерные презентации).
  • Эффективное удерживание и перемещение мыши для работы в ИТ (например, мышь на ПК или стилус на iPad).
  • Одевание (например, застегивание молнии, пуговиц, завязывание шнурков на обуви) и другие навыки самообслуживания (например, чистка зубов).
  • Держать и использовать столовые приборы (нож и вилку) для нарезки и приготовления пищи.
  • Разочарование из-за трудностей с выполнением повседневных задач, таких как прием пищи, одевание и письмо.

 

Какой тип терапии рекомендуется при манипулятивных трудностях?

Если у вашего ребенка есть трудности с манипулированием, рекомендуется проконсультироваться с эрготерапевтом.

 

Функциональная/манипулятивная игра | NHS GGC

Дети узнают об объектах и ​​их использовании через функциональную игру.

Нажмите на разделы ниже для быстрого доступа к каждой области или прокрутите страницу вниз, чтобы увидеть все содержимое.

  • 1Ранняя манипулятивная игра
  • 2Строительство
  • 3Игра с технологиями
  • 4Искусства и ремесла

Функциональная/манипулятивная игра

Дети узнают об объектах и ​​их использовании с помощью функциональной игры. Они используют игрушки или предметы по назначению. Они будут катать мяч и складывать блоки.

Этот тип игры также можно назвать манипулятивной игрой. Ребенок использует свои руки, чтобы манипулировать игрушками и предметами, чтобы научиться ими пользоваться. Это включает в себя игру в строительство, декоративно-прикладное искусство и использование инструментов (например, ножниц) и помогает развивать зрительно-моторную координацию.

Ранняя манипулятивная игра

Манипулятивная игра на ранних стадиях заключается в том, чтобы научиться пользоваться руками. Навыки мелкой моторики развиваются в несколько этапов: от сенсорного восприятия до манипулирования руками и использования инструментов. Эти навыки необходимы для развития других видов деятельности в повседневной жизни. Ниже приведены некоторые игровые упражнения, которые помогут вашему ребенку развить эти важные навыки.

  • Освобождение хватки
  • Изоляция пальцев
  • Клещевой захват
  • Двусторонние навыки

Дотянуться, схватить и отпустить — основные навыки мелкой моторики. Важно развивать эти навыки на раннем этапе, поскольку они являются строительными блоками для сложных навыков мелкой моторики и участия в повседневной жизни, которые развиваются позже.

Дотянуться и Захватить

На развитие досягаемости и хватки влияет растущий интерес ребенка к объектам и желание достать их.

Щелкните здесь для просмотра идей для занятий

Выпуск

Дети любят складывать предметы в контейнеры и высыпать их! Это помогает им развивать свои навыки выпуска и совершенствовать навыки координации глаз и рук.

Щелкните здесь для просмотра идей для занятий

Изоляция пальцев — важный этап в развитии хватки. Это способность отделять определенные пальцы от остальной части руки/пальцев.

Когда дети начинают пользоваться руками, все пальцы двигаются одновременно. По мере роста и развития они приобретают способность двигать отдельными пальцами. Это помогает застегивать и расстегивать пуговицы, держать и управлять карандашом для рисования и письма, резать ножницами, печатать на клавиатуре, играть на музыкальном инструменте, завязывать шнурки и выполнять многие другие повседневные жизненные навыки.

Щелкните здесь, чтобы ознакомиться с идеями для занятий

Или посетите следующий веб-сайт для получения дополнительной информации:

  • Therapy Street для детей

Существует ряд бесплатных приложений для Apple и Android, которые могут помочь вашему ребенку с изоляцией пальцев:

  • Friskies Jutterbug ( Apple и Android ).
  • Детские приложения — забавные обучающие пузыри ( Apple ).
  • Весёлые пузыри ( Яблоко ).
  • Лопать мыльные пузыри для малышей ( Android ).

Умение брать мелкие предметы между большим и указательным пальцами является важным этапом в развитии функции руки.

Клещевой захват используется для удержания карандаша, продевания пуговицы в отверстие и сбора монет.

Нажмите здесь , чтобы найти идеи занятий для детей младшего возраста. В листе с заданиями есть домашний рецепт пластилина, который вы можете приготовить вместе с ребенком.

Имейте в виду, что пластилин (как магазинный, так и домашний) может содержать пшеницу. Убедитесь, что вы используете альтернативу без пшеницы, если есть известная аллергия на пшеницу.

 

Или посетите следующий веб-сайт для получения дополнительной информации:

  • Therapy Street for Kids

Важным этапом в развитии мелкой моторики является развитие двустороннего движения рук.

Это использование двух рук вместе, чтобы брать предметы и манипулировать ими.

Эта стадия развития начинается с соединения рук посередине и развивается до использования одной руки в качестве ведущей, а другой в качестве руки помощи.

Нажмите здесь , чтобы найти идеи занятий для детей младшего возраста и , нажмите здесь , чтобы получить идеи занятий для детей старшего возраста .

Конструирование

Конструкторская игра включает в себя манипулирование одним или несколькими игровыми материалами для создания чего-то нового. Это может включать в себя множество методов — штабелирование, склеивание, сборка, разборка, сортировка или формование, и это лишь некоторые из них.

Игра «Строительство» развивает все виды навыков и поведения;

  • Двигательные навыки, необходимые для создания предметов и обращения с ними.
  • Навыки воображения.
  • Навыки планирования и формирования идей; возможность пробовать и тестировать идеи.
  • Настойчивость, когда что-то не получается.
  • При игре с другими навыками чередования и сотрудничества.

Для получения дополнительной информации

  • Строительные работы Лист 1
  • Лист 2 строительных работ

Игра с технологиями

Использование технологий полезно как для игр, так и для обучения. Использование технологий может помочь в творчестве, решении проблем, визуальном мышлении и может сделать обучение увлекательным. Использование правильных технологий/игр/мероприятий может способствовать развитию обучения и навыков вашего ребенка, включая мелкую моторику, распознавание букв/цифр/форм/цветов, координацию глаз и рук, чтение, письмо, планирование, решение проблем. и т. д.

Нажмите на ссылку, чтобы получить дополнительную информацию для родителей/опекунов о безопасности в Интернете, а также дополнительную информацию об использовании ИТ в образовании.

Для получения дополнительной информации

  • Игра с технологиями
  • Думаю, ты знаешь
  • Безопасный Интернет
  • NSPCC
  • Интернет имеет значение
  • Медиа здравого смысла
  • KIDS — Использование информационных технологий в образовании

Искусство и ремесла

Участие в художественных и ремесленных мероприятиях может во многом помочь вашему ребенку.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts