Агрессивность у детей дошкольного возраста: причины и пути преодоления | Дошкольное образование
Автор: Рожкова Екатерина Юрьевна
Организация: МДОУ ИРМО Оекский детский сад
Населенный пункт: Иркутская область, с. Оек
Повышенная агрессивность детей дошкольного возраста является одной из наиболее острых проблем, волнующих как педагогов и психологов, так и родителей. Агрессивное поведение встречается у значительного числа маленьких детей как отражение детской непосредственности и импульсивности. На протяжении дошкольного возраста на смену агрессивности приходят новые, просоциальные формы поведения. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Проблема преодоления, профилактики и коррекции агрессивного поведения имеет большое значение именно в дошкольном возрасте, поскольку данная черта находится в процессе становления и своевременное вмешательство компетентных специалистов может существенно повлиять на её устранение.
Под агрессивностью (от латинского aggressio – нападение) понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда другому человеку или самим себе.
Агрессивные действия ребенка можно наблюдать уже с раннего возраста. Первые годы жизни агрессия проявляется в виде импульсивных приступов упрямства, не поддающихся управлению взрослыми. В 2-3 года, когда ребенок поступает в детский сад, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками, возникают конфликты в детском коллективе в основном из-за ситуаций обладания каким-либо привлекательным предметом, игрушкой. В 3-4 года ребенок пока еще не осмеливается открыто переносить негативные эмоции на родителей, поэтому свою злость ребенок направляет на другой, более безобидный объект.
В норме, агрессия спадает к семи годам, дети уже умеют решать конфликты мирными способами, снимать внутреннее напряжение в игре, становятся менее эгоцентричными. Если агрессивность ребенка, как привычная реакция на запреты, не уменьшается, а набирает силу, то есть повод для беспокойства.
Все формы проявления агрессивности объединены общей целью — попыткой контролировать ситуацию и управлять ею. Чтобы ребенка назвать агрессивным, необходимо определить, нападает ли он первым, на кого нападает и как часто он это делает.
Как правило, агрессивным детям свойственны следующие черты:
— низкая самооценка
-сниженный уровень произвольности
— недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков
— недоразвитость игровой деятельности
-нарушения в отношениях со сверстниками.
Причины появления агрессии у детей-дошкольников могут быть самыми разными.
Самую значимую и решающую роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье. Детская агрессия часто является зеркальным отражением поведения родителей. Взрослые не всегда умеют мирным путем решать свои споры, а дети учатся, глядя на них. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Желание ребенка привлечь к себе внимание в семье или группе сверстников подталкивает его к проявлению агрессии.
Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.
Характер наказаний, применяемых для подавления гнева у ребенка, также имеет прямое отношение к возникновению отрицательных качеств личности. В таких ситуациях, как правило, родителями используются два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Исследования показывают, что попытки резкого подавления агрессивности у своих детей не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает у родителей растерянность. Однако некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребёнка психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести. Ребёнку нужно оказать помощь.
Профилактика агрессивного поведения
1.Очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы, поддержки. Чувство защищённости и уверенность в родительской любви будут способствовать успешному развитию ребёнка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже он будет испытывать гнев, зависть.
2.Родителям необходимо сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, подавая личный пример оказания заботы о других, помощи, сочувствия и т.д. Последовательность в своих действиях по отношению к детям также необходима. Наибольшую агрессивность проявляют те дети, которые не понимают, какую реакцию вызовет их поведение на этот раз.
3.Следует предъявлять детям разумные требования, при этом настаивать на выполнении, ясно давая понять, чего от них ждут.
4. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Это неизбежно приведет к появлению в характере ребёнка таких черт, как злость, жестокость и упрямство.
5.Важно научить ребёнка владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков. Если у ребёнка будет возможность обсудить спорные вопросы с родителями, объяснить им причины своих поступков, это приведет к развитию чувства ответственности за своё поведение.
Взрослые должны дать понять ребёнку, что агрессивное поведение не принесёт ему выгоды и научить говорить о своих чувствах, называя вещи своими именами: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. Чем больше агрессии будет со стороны родителей, тем больше враждебности зародится в душе у ребёнка.
Как помочь ребёнку стать менее агрессивным
1.Следует создать условия для физической активности детей: занятия в спортивных секциях, плавание, участие в соревнованиях, прогулки, походы.
2.Педагоги и родители могут показать детям приемлемые способы выражения подавленного гнева:
-предложить ребёнку бить руками и ногами специальную подушку, рвать и комкать бумагу, пинать мяч, бегать;
-дать послушать музыку, громко попеть или покричать;
-попросить ребёнка нарисовать чувство гнева;
-оставить ребенка одного в комнате и предложить высказать всё, что накопилось в адрес того, кто его разозлил.
3.Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, обращая особое внимание на игры ребёнка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи.
4.Контроль над собственным поведением не позволит ребенку повторять агрессивные действия.
5.Готовность выслушать ребёнка позволит узнать, что его волнует, научит прямо говорить о своих чувствах.
6.Следует понять, что полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний бессмысленно. Ему все равно рано или поздно придется столкнуться с обидой, гневом и жестокостью. Важно научить ребёнка противостоять агрессорам. Он должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем решать их самостоятельно.
Таким образом, если дети в дошкольном детстве овладеют умениями находить мирные способы предотвращения агрессии, правильно выражать эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию, у них в будущем не возникнет проблем в коммуникации с окружающими.
Родителям важно помнить, что агрессия – это не только деструктивное поведение, приводящее к негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять.Список литературы:
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? [Текст] /Е. Е. Алексеева. – Спб.: Речь, 2008. — 288 с.
2. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. — М.: Сфера, 2007. – 272 с.
3.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. — М.: Айрис-пресс, 2004.
4.Смирнова, Е. О. Психологические особенности агрессивных детей [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева // Вопросы психологии. — 2002. — №1.
5.Сазонова, Н. П. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Н. П. Сазонова, Н. В. Новикова. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. — 128 с.
Опубликовано: 14.08.2017Лечение агрессии у детей в Москве
Вспышки агрессии у ребенка могут проявляться как вербально так и невербально, при этом вред может причиняться не только окружающим людям, животным и предметам, но также и самому себе. Такое поведение характерно для детей любого возраста и является способом выражения негатива. Проявляться может следующим образом:
- Аутоагрессия – причинение вреда себе.
- Гетероагрессия – агрессия ребенка к другим детям и взрослым, а также животным или предметам.
- Физическая – акты насилия, которые могут включать удары, щипки, укусы и другие формы жестокости.
- Экспрессивная проявляется через мимику или интонацию, жесты, позу. Доказать такие агрессивные проявления тяжело, также они могут не осознавать ребенком. Данный вариант может рассматриваться как скрытая агрессия – возникает, когда прямая конфронтация небезопасна или если в семье используется такая форма общения.
- Вербальная – оскорбления, клевета, угрозы, отказ от общения.
Различают реактивную агрессию, которая возникает в ответ на внешние факторы (кто-то обидел, ударил, стало больно и т.д.) или спонтанную, которая мотивируется внутренними причинами.
Чем старше становится ребенок, тем осознаннее становятся его поступки, и он начинает замечать последствия своего агрессивного поведения, а также оценивать его эффективность в достижении желаемого. Таким образом, чем чаще после агрессивного акта ребенок получает то, что хотел, тем сильнее данный стереотип поведения закрепляется. С одной стороны, злость помогает защищать себя и отстаивать собственные границы, с другой, если агрессивное поведения используется для того, чтобы получить очередную игрушку или сладость, то формируется манипулирующая личность.
Если агрессия у ребенка проявляется часто, то необходима помощь психолога, поскольку иначе это может привести к формированию характерологических особенностей, развитию акцентуаций личности и психопатий, в которых преобладает агрессия. Такие личностные изменения приводят к социальной дезадаптации, правонарушениям, а также девиантному поведению. Если агрессия принимает аутоагрессивные формы, то встречаются частые попытки суицида, а также нанесение себе вреда (порезы, ожоги и т.д.).
Когда ребенок проявляет агрессию, что делать подскажет психолог или врач-психиатр в зависимости от причин проявления агрессивного поведения. Диагностика проводится с применением беседы, а также различных тестов и проективных методик. Коррекция может включать только психотерапевтические методы или же сопутствующую медикаментозную терапию, если агрессия является следствием других заболеваний.
Причины возникновения агрессии
Каждый ребенок проявляет агрессию в течение своей жизни, и определить распространенность и другие особенности невозможно, т.к. злость является базовое эмоцией. Однако есть данные о том, что мальчики проявляют агрессию открыто и раньше в отличие от девочек, которые демонстрируют такое поведение скрытыми формами.
Причины агрессии:
- Агрессия детей в семье чаще всего связана с особенностями внутрисемейных отношений, т.е. дети копируют поведение взрослых. Если внутри семьи допускаются неуважение, насилие, жестокость, есть частые конфликты или безразличие родителей, то такое поведение будет закономерным. Это не говорит о каких-либо нарушениях у ребенка, т.к. он просто не умеет иначе выражать эмоции, получать внимание и взаимодействовать с другими.
- Особенности личности включают неустойчивость эмоционального фона, снижение самооценки, высокий уровень внутреннего напряжения. В таких ситуациях агрессивное поведение становится способом компенсации своих слабых сторон или вариантом немного ослабить внутренне напряжение.
- Особенности ЦНС. Дети с любыми нарушениями в работе нервной системы хуже переносят нагрузки как физические, так и психические. Если ребенок аутист, то агрессия может быть единственным вариантом взаимодействия с миром, когда какой-то из факторов становится чрезмерно сильным.
- Социальные факторы и особенности воспитания. Агрессивность в старшем возрасте определяется гормональным фоном, но также есть и социальные факторы формирования агрессивного поведения, например, когда мальчикам с раннего возраста внушают то, что с помощью драки они смогут добиться престижа, безопасности и других благ.
Перед тем, как обращаться за помощью к специалисту не исключайте и ситуационные факторы, которые могут спровоцировать у ребенка агрессивную вспышку. Например, агрессию у детей дошкольного возраста могут вызвать физический дискомфорт, негативная оценка их умений, усталость и многое другое, в школьном возрасте это может быть связано с большой нагрузкой или нежеланием выполнять задания. Агрессия у детей раннего возраста чаще всего проявляется при физическом дискомфорте – усталость, голод, когда ребенок перегрелся или замерз.
Если дети часто проявляют истерику и агрессию, то необходимо исключить физиологическую основу повышенной агрессивности. Это может дисбаланс процессов возбуждения и торможения или незрелость отдельных мозговых структур, которые отвечают за контроль эмоций. Если с физиологией все в порядке, то необходимо работать с психологическими составляющими – стабилизировать самооценку, развитие способности к саморегуляции и навыков общения.
Первые агрессивные проявления есть даже у младенцев до года. В раннем возрасте наиболее частой причиной ее проявления являются конфликты из-за игрушек и присвоения чужих вещей – характерны крики, плевки, толчки, укусы и драки. Это практически инстинктивный уровень, поэтому наказания от взрослых только усугубляют ситуацию – необходимо предоставить ребенку другие варианты решение конфликта. В дошкольном возрасте физического компоненты агрессии должно становиться меньше, т.к. усиленно развивается речь – характерны обзывания, угрозы, дразнилки. В младшем школьном возрасте дети уже могут немного регулировать агрессию, если она связана с обидой или страхом, однако еще могут использовать для защиты своей точки зрения. На данном этапе развития уже есть особенности выражения агрессии – девочки склонны к язвительным замечаниям, молчанию, игнорированию, а мальчики все чаще применяют физическую силу. Важно отметить, что чем чаще ребенок в младшем школьном возрасте проявляет агрессию, тем более выражен депрессивный компонент и заниженная самооценка. Следующий всплеск агрессивного поведения приходится на подростковый возраст и связан с гормональной и личностной перестройкой. Из-за непонимания как взаимодействовать с миром с позиции взрослого, потребности в признании свей значимости и других моментов подросткового кризиса, агрессия может менять свое направление и превращаться в аутоагрессию, вплоть до суицида.
Диагностика особенностей детского агрессивного поведения
Прежде чем составлять план коррекции агрессивного поведения, необходимо провести диагностику, которую осуществляет психиатр или психолог. Показаниями для такого обращения могут быть слишком частые эпизоды агрессивного поведения, а также рекомендации педагогов и учителей. Процедура диагностики представляет собой клиническую беседу, в процессе которой врач выслушивает жалобы ребенка, родителей и педагогов, анализирует анамнез и характеристики из детских садов и других учебных заведений. После этого может быть проведено исследование с применением объективных доказательных психологических методик.
В зависимости от возраста, психолог использует следующие методы диагностики:
- Анкеты, которые заполняют родители и педагоги об особенностях поведения ребенка. Они содержат ряд критериев, которые позволяют выявить не только форму агрессивного поведения, но также степень ее выраженности и причины. Подходят для дошкольного и младшего школьного возраста.
- Личностные опросники применяются при работе с подростками. Они выявляют особенности личности и наличие агрессивных компонентов в общей структуре, а также определяют механизмы компенсации.
- Рисуночные тесты помогают определить, насколько сильно проявляются агрессивные переживания для ребенка, что является их причиной. Также этот тип проективных методик позволяет обнаружить неосознаваемые эмоции и процессы, которые запускают агрессивную реакцию.
Дополнительно могут использоваться интерпретационные тесты – тест фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки). Данные методики используются, если установить контакт с ребенком сложно или он сам не осознает своих агрессивных реакций.
Лечение агрессивного поведения у детей
В зависимости от того, что показали данные обследования, психолог и психиатр подскажут, как реагировать на агрессию ребенка. Обычно рекомендации сводятся к психотерапевтическим методам, но если импульсивное проявление гнева со стороны ребенка являются симптомами психического заболевания, то назначается медикаментозная терапия для лечения основного заболевания. Проявляться агрессия может при психопатиях, аутизме, остром психозе и других психиатрических отклонениях. Отдельно агрессия в таких состояниях не лечится, а проходит автоматически после общей стабилизации состояния.
Важно понимать, что избавить от агрессивности любой степени невозможно навсегда, поскольку злость и гнев являются нормальными реакциями на определенные жизненные ситуации. Основная цель терапии будет в том, чтобы научить ребенка новым, экологичным способам взаимодействия, выражения собственных чувств. Много внимания уделяется разрешению конфликтных ситуаций, а также внутриличностными проблемам, которые ы итоге провоцируют чрезмерное внутреннее напряжение и агрессию. К эффективным вариантам, как справиться с агрессией у ребенка относятся следующие:
- Игровые упражнения с водой или сыпучими материалами, мячом, а также «листами гнева». Используются для выплеска гнева, обиды или раздражения без вреда для окружающих. Они помогают снять внутреннее напряжение, получить варианты избавления от негативных эмоций социально приемлемым способом.
- Коммуникационные тренинги, где отрабатываются эффективные стратегии общения, отстаивания своей позиции и решения конфликтных ситуаций. Благодаря специально построенному взаимодействию, дети могут получить обратную связь на свои действия и слова от участников и терапевта, а также в безопасной обстановке попробовать новые варианты общения, которые могут казаться опасными.
- Релаксационные занятия направлены на работу с внутренними причинами агрессии. Они позволяют снизить тревожность и напряжение, восстановить эмоциональное равновесие. Такие занятия не требуют от ребенка обсуждения своих проблем – все происходит за счет дыхательных техник, мышечного расслабления и переключения внимания.
Если причиной агрессивности является тяжелая обстановка в семье или то, что агрессия и унижения там являются нормой, то показана семейная психотерапия для выстраивания новых моделей взаимодействия. Для подростков и детей среднего и старшего школьного возраста могут быть рекомендованы индивидуальные занятия с психологом для преодоления фобий и коррекции самооценки.
Лечение агрессии у детей в Москве проводят специалисты «Детского Центра Неврологии и Педиатрии». Команда специалистов, состоящая их психиатра и психолога, проведет диагностику психологического состояния ребенка, исключат или подтвердят наличие физиологических нарушений и разработают индивидуальную схему коррекции. Записаться на прием или получить предварительную консультацию вы можете по телефону или оставляйте заявку на сайте и администратор центра свяжется с вами в ближайшее время.
Агрессия у детей младшего возраста – когда следует беспокоиться о агрессивном поведении ребенка
Является ли агрессия у детей нормальным явлением | Почему малыши агрессивны без причины | Причины | Как вести себя с агрессивным ребенком | Профилактика | Когда волноваться
Агрессия у малышей часто проявляется во время приступов гнева. Неспособность маленького ребенка контролировать свои эмоции может привести к агрессии по отношению к другим из-за разочарования.
Может быть трудно понять, когда следует беспокоиться об этом внешнем поведении.
В то время как некоторые родители используют подход «это всего лишь этап», другие принимают строгие меры, чтобы остановить его. Обе эти дисциплинарные стратегии могут усугубить ситуацию.
Является ли агрессия малышей нормальным явлением
Хотя агрессивное поведение, такое как удары, пинки и укусы, является обычным поведением малышей, их не следует игнорировать или рассматривать как «просто этап».
Исследования показали, что поведенческие проблемы в детстве имеют тенденцию сохраняться с течением времени 1 . Они являются сильными предикторами более серьезных форм поведенческих проблем или оппозиционно-вызывающего расстройства в подростковом и взрослом возрасте 2 .
В дошкольном возрасте воинственное поведение также коррелирует с ухудшением социальной компетентности, успеваемостью 3 и вероятностью отсева из школы 4 . Хроническая крайняя агрессия также является фактором риска серьезного физического насилия, воровства и правонарушений в подростковом возрасте 5 .
Хорошая новость заключается в том, что раннее вмешательство может дать лучшие результаты. Важно справляться с агрессией вашего малыша как можно раньше 6 .
Почему малыши агрессивны без причины
Агрессивный малыш редко проявляет агрессию внезапно. Реакция родителей на легкое аверсивное поведение играет важную роль в результатах 7 .
Исследование, проведенное с участием 54 пар мать-малыш, показало, что агрессивному поведению ребенка обычно предшествовала серия нарастающих нарушений поведения, которые матери либо не замечали, либо не могли эффективно с ними справиться.
Внимательно следите за поведением вашего ребенка и реагируйте на незначительные проступки, как только они происходят.
Причины агрессивного поведения у детей
Многие факторы, как внутренние, так и внешние по отношению к ребенку, способствуют агрессии у детей раннего возраста. Агрессия имеет тенденцию появляться, когда накапливаются несколько факторов риска. Проблемное поведение в четыре раза чаще возникает при наличии двух или более факторов риска 8 .
Внутренние факторы риска включают:
- Трудный темперамент ребенка
- Перинатальный стресс, такой как преждевременные роды
Внешние факторы риска включают в себя:
- Контрольный, враждебный или карательный стиль воспитания
- Помоссивный стиль воспитания.
Как вести себя с агрессивным ребенком
В раннем возрасте дети учатся ходить и начинают познавать мир. Это также время, когда они учатся отстаивать свою независимость.
То, как решаются вопросы, может оказать существенное влияние на будущее развитие ребенка. Хороший опыт поможет им развить собственную компетентность, но борьба за власть, скорее всего, приведет к экстернализирующему поведению 12 .
Таким образом, цель работы с агрессивным малышом состоит не только в том, чтобы остановить его агрессию, но и в том, чтобы помочь ему развить саморегуляцию, чтобы он не прибегал к агрессивному поведению.
1. Сделайте глубокий вдох (родитель)
Самый важный первый шаг для расстроенных родителей в случае плохого поведения малыша — сделать глубокий вдох и сохранять спокойствие.
Негативные эмоции заразительны.
Самая распространенная причина, по которой дети становятся агрессивными, — это негативное отношение родителей к плохому поведению. Эмоциональная стабильность родителя напрямую связана со способностью ребенка регулировать свои эмоции 13 .
Заядлый курильщик не может запретить курить своим детям. Разгневанный родитель не может успокоить неуправляемого малыша.
Жизненно важно, чтобы вы стали хорошим образцом самоконтроля, контролируя свои эмоции. Оставайтесь терпеливым и заботливым, а не гневным или обвиняющим, независимо от того, сколько ребенок сопротивляется или пытается атаковать.
Вы можете подумать, что это невозможно или неразумно.
Однако, если вы, взрослый человек, не можете контролировать себя в такой стрессовой ситуации, как это может сделать малыш с незрелым мозгом, сильными чувствами, слабым контролем импульсов и отсутствием регулирующих способностей?
2. Защита
Примите меры для защиты малыша, других людей и имущества от вредного поведения.
Остановите ребенка от ударов, разлучите его физически или переместите в безопасное место, чтобы защитить все стороны.
Спокойно скажите ребенку: «Мне нужно удалить тебя, чтобы защитить тебя и всех остальных».
Помочь малышу успокоиться, пожалуй, самый трудный шаг. Попытка остановить их агрессию иногда может сделать их более взволнованными и конфронтационными.
Не ругайте, не наказывайте и не угрожайте наказать, потому что это подливает масла в огонь. Ваш малыш не сможет изменить свое поведение без вашей спокойной поддержки.
Рассерженному малышу нужна ваша любовь и руководство, а не суровое наказание .
3. Признать тяжелые чувства
Настройтесь на их гневные чувства и признайте их.
Вот несколько примеров. Нейтральным тоном вы можете сказать:
«Ты, должно быть, очень зол, что Тим взял твою игрушку без спроса. Это было неправильно и очень грубо с его стороны. Мне очень жаль, что это случилось с тобой».
«Ты очень расстроен из-за того, что я накричал на тебя за то, что ты пролил сок. Я был зол на тебя, хотя ты сделал это не специально. Это должно быть очень несправедливо по отношению к вам.
Настройка и признание могут творить чудеса, помогая эмоционально возбужденному ребенку успокоиться. Вы не оправдываете их поведение. Вы просто принимаете их большие чувства.
4. Коучинг эмоций
Обозначение эмоций вашего ребенка и обучение его тому, как говорить о своих сильных чувствах, являются методами коучинга эмоций.
Коучинг эмоций учит детей понимать, распознавать и управлять своими эмоциями. Эмоциональный коучинг не снижает напрямую агрессию ребенка, но может улучшить регулирование его эмоций, что действительно помогает уменьшить проблемы с поведением ребенка 14 .
5. Предложите альтернативные способы решения проблем
Научите малышей лучшим способам разрешения разногласий. Часто есть положительные способы решения проблем, но мы должны показать им, как это сделать.
Например, если они проголодались и хотят печенья прямо перед ужином, спросите, могут ли они согласиться на рисовые крекеры, потому что ужин скоро будет готов.
Помимо того, что вы помогаете им решать проблемы, вы также даете им возможность практиковать свои языковые навыки.
6. Спросите своего малыша, чего он хочет, чтобы произошло.
Способность ребенка разрешать конфликты и улаживать споры является одним из самых важных навыков, которые он должен развивать. Эти социальные навыки приобретаются дома, участвуя в семейном обмене и наблюдая за тем, как родители общаются друг с другом.
Спросите своего малыша, чего он хочет. Если их желание не может быть удовлетворено, объясните, почему и предложите варианты. Объясните им, почему они не могут что-то иметь или делать, даже если они еще этого не понимают. Это поможет развить их навыки критического мышления.
7. Научите их навыкам регулирования эмоций
Каждый человек время от времени испытывает чувство разочарования. Научите их, что чувствовать разочарование — это нормально, но нельзя проявлять агрессию. Покажите ребенку приемлемые способы справляться с сильными эмоциями в будущем.
Например, делать дыхательные упражнения, использовать слова, чтобы озвучить свое возражение, ударить по подушке, попросить родителей или членов семьи обнять медведя и т. д. учит их тому, что насилие может решить проблемы.
Исследования показали, что порка в возрасте одного года предсказывает агрессивное поведение у малышей 15 .
Если вы шлепаете своего ребенка, чтобы научить его хорошему поведению, он будет подражать вашему поведению. Вместо этого используйте позитивную дисциплину.
Будьте хорошим образцом для подражания и расскажите о том, как вы справляетесь с гневом.
Покажите своему ребенку, как вы справляетесь со своим гневом, не проявляя агрессии. Быть хорошим образцом для подражания — это лучшее, что вы можете сделать, чтобы предотвратить агрессию вашего ребенка.
Кроме того, открытый разговор о том, что вы испытываете гнев, помогает им научиться различным способам справляться с эмоциями, чтобы они поняли, что насилие — не единственный выход.
Никто не может не злиться. Но не нужно сопровождать это агрессивными вспышками.
Пересмотрите свои «нет»
В раннем возрасте у детей развивается чувство любопытства к окружающему миру и потребность в независимости. Постоянное «нет» может быть очень неприятно 16 .
Пересмотрите то, чему вы говорите нет. Например, играя с едой, мы изучаем свойства еды. Неиспользование игрушки «правильным образом» означает проявление творчества. Прыжки в лужу — это тренировка.
Дайте своему волевому малышу чувство контроля над безопасными вещами, сняв ограничения на то, что ваш ребенок должен вас слушать.
Замечайте легкое отталкивающее поведение и устраняйте его до того, как оно усугубится.
Родители неагрессивных детей склонны замечать и устранять легкое плохое поведение до того, как оно выйдет из-под контроля. Так
Однако, отвечая своему ребенку, не используйте стратегии контроля утверждения силы. Агрессивное поведение, как правило, связано с жесткими родительскими стратегиями контроля, такими как гнев, резкость, критика, порка и физический контроль 17 .
Обучение навыкам общения и решения проблем.
После того, как они успокоятся, вы также можете научить их уважительно не соглашаться и правильно предлагать приемлемую альтернативу.
Исследования показывают, что больший компромисс в семье предсказывает более низкую агрессию у малышей 18 .
Вы можете помочь им стать более гибкими, проявив гибкость сами. Идея состоит в том, чтобы дать им выбор, а не просто сказать «нет» всему.
Замечайте и поощряйте соответствующее поведение
Малыш может чувствовать себя обескураженным, если все, что его родители говорят «нет» или «плохо». Хвалите малыша, когда он показывает хорошее поведение.
Когда следует беспокоиться о детской агрессии
Чтобы помочь вашему малышу выучить другую модель поведения, необходимы ваше терпение и сострадание. Агрессия не развивается в одночасье, поэтому и не исчезнет в одночасье.
Тем не менее, исследователи выявили 5 моделей высокого риска, за исключением истерик из-за голода, проблем со сном или болезни 19 .
- В течение последних 10-20 эпизодов истерики более чем в половине случаев проявляйте агрессию, направленную на лиц, осуществляющих уход, или агрессивно-деструктивное поведение.
- Демонстрирует самоповреждающее поведение или направленную на себя агрессию во время приступов гнева, таких как удары головой, задержка дыхания или удары по себе.
- Более пяти истерик в день в течение нескольких дней.
- Истерики длятся в среднем более 25 минут.
- Им трудно успокоиться.
Проконсультируйтесь с детским психологом, специалистом в области психического здоровья или педиатром вашего ребенка, если вы обеспокоены или наблюдаете эти предупреждающие знаки и красные флажки.
Была ли эта статья полезной?
Насколько это было полезно?
Как мы можем его улучшить?
Ссылки
1.
Хеллер Т.Л., Бейкер Б.Л., Хенкер Б., Хиншоу С.П. Экстернализация поведения и когнитивных функций от дошкольного до первого класса: стабильность и предикторы. Журнал клинической детской психологии . Опубликовано в Интернете, декабрь 1996 г .: 376–387. дои: 10.1207/s15374424jccp2504_3
2.
Лобер Р. Стабильность антисоциального и делинквентного поведения детей: обзор. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1982 г .: 1431. дои: 10.2307/1130070
3.
Кэмпбелл С.Б., Спикер С., Бурчинал М., По М.Д. Траектории агрессии от раннего возраста до 9 лет предсказывают академическое и социальное функционирование до 12 лет. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете 9 июня 2006 г.: 791-800. doi:10.1111/j.1469-7610.2006.01636.x
4.
Рубин К.Х., Берджесс К.Б., Дуайер К.М., Хастингс П.Д. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2003: 164-176. дои: 10.1037/0012-1649.39.1.164
5.
Нагин Д., Тремблей Р.Э. Траектории физической агрессии, оппозиции и гиперактивности мальчиков на пути к физически насильственной и ненасильственной преступности несовершеннолетних. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 1999 г.: 1181-1196. дои: 10.1111/1467-8624.00086
6.
Бреннан Л.М., Шоу Д.С., Дишион Т.Дж., Уилсон М. Продольные предикторы школьной успеваемости: уникальный вклад агрессии, оппозиции, невнимательности и гиперактивности в детском возрасте. J Ненормальная детская психология . Опубликовано в сети 19 апреля 2012 г.: 1289–1300. дои: 10.1007/s10802-012-9639-2
7.
Дель Веккио Т., О’Лири С.Г. Предпосылки детской агрессии: дисфункциональное воспитание в диадах «мать-малыш». Журнал клинической детской и подростковой психологии . Опубликовано в Интернете, май 2006 г . : 194–202. дои: 10.1207/s15374424jccp3502_3
8.
Сансон А., Оберклайд Ф., Педлоу Р., Прайор М. Показатели риска: оценка предикторов дошкольной поведенческой дезадаптации в младенчестве. J Детская психология и психиатрия . Опубликовано в Интернете, май 1991 г .: 609–626. doi:10.1111/j.1469-7610.1991.tb00338.x
9.
Рубин Х.Х. Родители агрессивных и замкнутых детей. В: Справочник по воспитанию детей, Vol. 1. Дети и воспитание детей . Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс, Инк.; 1995: 255–284.
10.
Davies D. Вмешательство в отношении детей младшего возраста, ставших свидетелями родительского насилия. Семьи в обществе . Опубликовано в сети 19 ноября91:515-524. дои: 10.1177/104438949107200901
11.
Брук Дж.С., Чжэн Л., Уайтман М., Брук Д.В. Агрессия у малышей: ассоциации с воспитанием и супружескими отношениями. Журнал генетической психологии . Опубликовано в Интернете в июне 2001 г . : 228–241. дои: 10.1080/00221320109597963
12.
Хельвиг CC. Развитие личной автономии во всех культурах. Когнитивное развитие . Опубликовано в Интернете в октябре 2006 г .: 458–473. doi: 10.1016/j.cogdev.2006.06.009
13.
ван Акен К., Юнгер М., Верховен М., ван Акен М.А.Г., Декович М., Дениссен Дж.Я. Родительская личность, воспитание детей и экстернализирующее поведение малышей. Евро J Перс . Опубликовано в Интернете в декабре 2007 г.: 993-1015. дои: 10.1002/пер.643
14.
Рамсден С.Р., Хаббард Дж.А. Журнал аномальной детской психологии . Опубликовано в Интернете 2002: 657-667. doi:10.1023/a:1020819915881
15.
Berlin LJ, Ispa JM, Fine MA и др. Корреляции и последствия шлепков и словесных наказаний для малообеспеченных белых, афроамериканцев и американских малышей мексиканского происхождения. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в сентябре 2009 г. : 1403–1420. doi:10.1111/j.1467-8624.2009.01341.x
16.
Колсон Э.Р., Дворкин Ф.Х. Развитие малыша. Обзор педиатрии . Опубликовано в Интернете 1 августа 1997 г .: 255–259. doi:10.1542/пир.18.8.255
17.
Крокенберг С., Литман С. Автономия как компетентность двухлетних детей: материнские корреляты детского неповиновения, уступчивости и самоутверждения. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1990: 961-971. дои: 10.1037/0012-1649.26.6.961
18.
Фельдман Р., Масалха С., Дердикман-Эйрон Р. Разрешение конфликтов в отношениях родителей и детей, супружеских отношений и сверстников и детская агрессия в группе сверстников: ориентированная на процесс культурная перспектива. Психология развития . Опубликовано в Интернете 2010: 310-325. дои: 10.1037/a0018286
19.
Belden AC, Thomson NR, Luby JL. Истерики у здоровых дошкольников в сравнении с депрессивными и деструктивными дошкольниками: определение истерического поведения, связанного с клиническими проблемами. Журнал педиатрии . Опубликовано в Интернете в январе 2008 г .: 117–122. doi:10.1016/j.jpeds.2007.06.030
О Памеле Ли
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Дети и агрессивное поведение: откуда оно берется и что делать
У МНОГИХ ДЕТЕЙ ПРИСУТСТВУЮТ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ МЫСЛИ И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Обычный беспорядочный игровой бой может стать слишком жестким. Дети бьют, пинают, царапают, кусают, бросают или даже задыхаются. Многим детям нравится играть с игрушечным оружием. Даже в семьях, где игрушечное оружие запрещено, дети все равно будут изображать из себя воинов, делая винтовки из палок и пистолеты из тостов. Учителя рисования звонят родителям по поводу увлечения Тимми рисованием бомб и крови. Директора вызывают психиатров или отстраняют от занятий, когда Джеймс угрожает другому мальчику на детской площадке, говоря: «Я тебя убью!»
Хотя такое агрессивное поведение в детстве является обычным явлением, родители беспокоятся. У моего ребенка не будет друзей. Он может попасть в серьезные неприятности. Она могла навредить кому-нибудь. Ему не хватает эмпатии. Он может стать преступником. Он может быть психопатом. У нее могла быть какая-то другая глубокая эмоциональная проблема. Он может закончить как мой дядя.
Несмотря на эти страхи родителей, подавляющее большинство детей, которые демонстрируют такой расстраивающий тип поведения, выздоравливают. Но когда нам следует беспокоиться? Почему дети так себя ведут? Что нам делать?
● Спойлер №1: Источником этих склонностей к насилию не является ни врожденная предрасположенность, ни культура. Это и Природа, и Воспитание.
● Спойлер № 2: вы можете немного расслабиться, играя в бои. Возможно, вы захотите сильно подтянуть экраны и цифровые носители.
Врожденная предрасположенность к агрессивному поведению
Когда я недавно говорил в местной школе о детях и агрессивном поведении, было много людей. Несомненно, эта тема волновала многих родителей и учителей. Я спросил присутствующих: «Кто из вас вышел сегодня вечером, потому что беспокоится о своих мальчиках?» Руки взлетели вверх. Но потом я спросил: «Сколько из вас здесь, потому что беспокоятся о своих девочках?» Ни единой руки в воздухе.
Не секрет, что мальчики и девочки играют по-разному. До трехлетнего возраста — даже в гендерно-нейтральных семьях, которые избегают розового и голубого — дети все еще могут выбирать традиционные игрушки с учетом гендерной специфики. Хотя, безусловно, существуют мощные культурные факторы, определенная степень биологической предрасположенности также подтверждается «кросс-гендерной» игрой очень маленьких детей, которые в конечном итоге идентифицируют себя как гомосексуалисты, трансгендеры или небинарные. В подавляющем большинстве случаев насилие с применением огнестрельного оружия — это мужская проблема. Убийства с применением огнестрельного оружия, включая массовые расстрелы, почти всегда связаны с мужским полом. Хотя установленная десятилетиями связь между генотипом XYY и насильственной преступностью оказалась очень сложной и неопределенной, в Y-хромосоме действительно есть что-то, что увеличивает риск агрессии. В исследовании за исследованием нейробиологи обнаруживают, что маскулинизирующее воздействие тестостерона на мозг плода связано с последующими различиями в поведении. Хотя причинно-следственная связь сложна и девочки не застрахованы, существует сильная корреляция между агрессивным поведением, мужским полом и множеством других врожденных факторов.
Во многих смыслах мы рождаемся не просто чистыми досками, на которых культура в одиночку записывает нашу личность. Шкала оценки поведения новорожденных Brazelton позволяет выявить различия в темпераменте в первые дни жизни. Начиная с 1940-х годов и продолжаясь по сей день, Нью-Йоркское лонгитюдное исследование продемонстрировало, что врожденные различия в стиле поведения могут сохраняться на протяжении всей жизни. Такое врожденное программирование было подтверждено другими исследованиями близнецов, усыновленных при рождении и выросших в разных семьях. Легко представить, как определенные сочетания темперамента могут увеличить риск агрессивного поведения; например: высокая двигательная активность, высокая импульсивность, отрицательная начальная реакция, низкая адаптивность, высокая интенсивность реакции, негативное настроение и определенные типы сенсорного поиска. Исследования Джерома Кагана связали «трудный» детский темперамент с высокой заторможенностью, а «легкий» детский темперамент — с низкой заторможенностью. В другой работе, посвященной поведенческим предвестникам насилия, малышей слушали ужасающие звуки гориллы. Большинство отступило в страхе. Но некоторых привлекали эти звуки ужаса.
Помимо темперамента, дефицит определенных навыков может косвенно способствовать агрессивному поведению. Дети, у которых есть проблемы с моторикой, речью и исполнительными навыками, могут испытывать стресс или разочарование и бунтовать. Дети с дефицитом социальных навыков могут быть не в состоянии читать социальные сигналы или контекст. Они могут прибегнуть к неадекватному поведению, потому что не знают более традиционных способов ориентироваться в определенных социальных ситуациях. Дети, которые были травмированы серьезными проблемами со здоровьем, травмами, госпитализациями, хирургическими операциями и серьезными аллергическими реакциями, могут иметь более короткий эмоциональный запал для определенных социальных или сенсорных стимулов.
Любое количество предрасполагающих факторов может привести к агрессивному поведению. Следовательно, эффективный подход должен быть индивидуализирован в соответствии с глубинными причинами каждого ребенка.
Культурные факторы и агрессивное поведение
Хотя очень важно понимать биологические предвестники насилия, культурные факторы не менее важны. Как очевидным, так и скрытым образом, дети испытывают стресс из-за давления со стороны семьи, сверстников и общества. Это может быть травма – пережитая или засвидетельствованная. Могут быть недостаточные финансовые или образовательные ресурсы. И, конечно же, увеличивается подверженность насилию в СМИ.
В 1998 году первая всесторонняя оценка экранного насилия показала, что до средней школы обычный ребенок видел 8 000 убийств и 100 000 актов насилия, включая изнасилования и нападения. И это было только по телевидению. Сегодня дети чаще сталкиваются с насилием на экране, более наглядно и на гораздо большем количестве платформ для просмотра. От спальни до классной комнаты есть компьютеры, видеоигры и устройства с сенсорным экраном, которые воспроизводят тысячи видеороликов YouTube, фильмов и потоковых каналов. Детей бомбардируют изображениями насилия. Некоторые источники явно неуместны. Другие считаются более приемлемыми, но все же могут быть вредными; например, некоторые виды спорта (футбол, боевые искусства) и мультфильмы (Симпсоны, Южный парк).
Первые слушания в Конгрессе о потенциальной связи между насилием на телевидении и убийствами состоялись в 1952 году. С тех пор сотни и сотни исследований продемонстрировали убедительные доказательства того, что жестокие СМИ тесно связаны с ростом агрессивного поведения, агрессивных мыслей, гневных чувств, и «измученная» физиология.
Увидев насилие, дети не просто больше хотят причинять вред другим. Они следуют до конца. Эта связь между подверженностью насилию и фактической агрессией даже сильнее, чем связь между курением сигарет и раком легких. Это серьезная проблема общественного здравоохранения. И тем не менее, Верховный суд США отменил калифорнийское законодательство, запрещающее продажу несовершеннолетним видеоигр, предназначенных для зрелой аудитории. Отраслевое соответствие требованиям Совета по рейтингам развлекательного программного обеспечения остается необязательным. На данный момент регулирование того, как дети подвергаются насилию в СМИ, полностью зависит от родителей.
Когда следует волноваться
Дети часто используют слова «стрелять» и «убийство» без намерения причинить вред. Игра-драка отличается от серьезной агрессии. Некоторая грубость — это нормально, даже полезно для здоровья. Игровые драки могут способствовать социальному, эмоциональному и физическому росту. Игровые драки могут обогатить воображение и помочь в решении проблем. Игра-борьба может усилить. Это может укрепить уверенность в себе и способствовать социальному взаимодействию. Через игровые бои дети могут узнать о правилах, ограничениях, согласии и сотрудничестве. Игровые драки могут разрушить культурно обусловленные роли и гендерные предубеждения. Игровые бои могут способствовать здоровой двигательной активности.
Но чем отличается обычный игровой бой от более серьезной проблемы? Педиатры различают поведенческие всплески и тенденции. Родители должны обратиться за профессиональной консультацией, если, несмотря на то, что их ребенка учат другому, насилие становится предпочтительным способом решения проблем. Имейте в виду, что некоторые очень распространенные детские расстройства могут лежать в основе агрессивного поведения. Тревога вызывает не только реакцию «беги или замри», но и реакцию «борьбы». Наиболее частым симптомом депрессии в детском возрасте является не грусть, а раздражительность. И СДВГ — это в первую очередь не расстройство невнимательности, а импульсивность, часто включающая трудности с подавлением эмоциональных реакций. Даже если вы обеспокоены тем, что агрессия вашего ребенка может быть вторичной по отношению к психиатрической проблеме, помните, что биология — это не судьба. Лечение помогает.
«Итак, — спросите вы, — в чем разница между тем, чтобы позволить детям участвовать в игровых драках и разрешить им играть в жестокие видеоигры? Или смотреть другие жестокие медиа?» Есть большая разница. Игровые драки ориентированы на детей. Медийные образы навязываются уязвимой молодежи больными людьми и коммерческими предприятиями. Игровые драки обычно нормальны, соответствуют возрасту и (как обсуждалось выше) потенциально полезны. Насилие в СМИ часто носит аномально наглядный и антисоциальный характер. Игра-драка учит различать притворство и реальность. Насилие в СМИ учит очень искаженному взгляду на реальность, включая тревожное изображение сексуальности. И в заключение: насилие в СМИ усиливает агрессивное поведение.
Что делать
1 Играйте с детьми. Многие дети просто не умеют играть. Моделируйте и учите.
2 Установите правила игрового боя. Подчеркните важность постоянного взаимного согласия. Как узнать, хочет ли ваш партнер по игре играть в эту игру? Как и везде, независимо от того, сообщается ли оно вербально или невербально, это не значит, что нет.
3 Разговаривайте со своими детьми, а не с ними. Задавать вопросы. Как вы думаете, что чувствует Тимми? Как бы вы себя чувствовали, если бы он сделал это с вами? Это притворство или настоящее?
4 Никогда не используйте игрушечные пистолеты, которые выглядят как настоящие. Если игры предполагают стрельбу, используйте мишени, а не реальных людей.
5 Научить альтернативам насилию. Учить просоциальной, неконкурентной, взаимной игре. Научите совместному решению проблем, разрешению конфликтов, миру.
6 Расскажите детям о безопасности обращения с оружием и законах о контроле над оружием.
7 Обсудите насилие в СМИ. Используя программное обеспечение, такое как Disney’s My Circle, контролируйте освещение вашего ребенка в СМИ; и время, и содержание. Не разрешайте контент, в котором насилие кажется нормальным, гламурным, вознаграждающим или захватывающим. Запретить подвергаться насилию, которое носит расистский, сексистский, гомофобный или любой другой характер ненависти. Остерегайтесь насилия в мультфильмах и комедиях. Отложите любое драматическое воздействие насилия, пока дети не станут старше. И затем, не забудьте включить знакомство с реальными последствиями и серьезное обсуждение их последствий. Используйте беспристрастные рейтинги контента, такие как Common Sense Media, чтобы убедиться, что медиа-диета вашего ребенка является просоциальной и соответствующей возрасту.