Когда начинается подростковый возраст у собак?
По большому счету периоды взросления у людей и собак идентичны. То есть поведение человека и собаки во многом зависит от гуморальных факторов, то есть от гормонов. Именно в подростковом возрасте эти гормональные изменения наиболее активны, что и приводит к проблемам в поведении.
Если совсем упростить, то можно сказать, что в этот период, во-первых, происходит очень активный рост, а во-вторых, перестраивается мозг. Одни клетки гибнут, другие приходят им на смену. Поэтому кажется, что собака забыла все то, чему её учили ранее. И, кстати, именно поэтому этот период называют второй социализацией. Если в этот момент слишком перегрузить собаку, то она просто не сможет справиться с поступающей информацией, что, конечно же, отразится на поведении.
Но если у человека подростковый возраст длится 5-8 лет, то у собак это проходит гораздо быстрее, за год-два, а значит, и проявления могут быть намного более ярко выражены.
Когда начинается подростковый возраст?
Первые признаки взросления у собаки можно заметить в 6-9 месяцев. Именно этот период является переходным от щенка к юниору. Но все же основные изменения во внешности и характере происходят ближе к 9-10 месяцам (кстати, именно поэтому записать питомца в класс юниоров на выставке можно не ранее 9 месяцев).
Пропустить момент, когда ваша собака войдёт в подростковый период, вы вряд ли сможете. Ваш послушный и милый щенок вдруг перестанет слышать половину обращённых к нему предложений, перестанет реагировать на некоторые внешние раздражители, но зато почти все прогулки будет проводить с прижатым к земле носом. Привыкшие к свободному выгулу питомцы могут убегать довольно далеко от хозяев, чего раньше просто не случалось.
Именно на подростковый период приходится большинство случаев потери собак.
Собака-подросток, как и человек, ищет границы разрешённого, пытается найти своё место в «стае», доминировать. Многие владельцы, сталкиваясь с этой проблемой, начинают очень строго вести себя с животным, думая, что иначе потеряют контроль окончательно. Но такой способ абсолютно ошибочен и опасен. В подростковом возрасте психика собаки очень неустойчива, поэтому излишняя строгость может привести к необратимым изменениям в поведении (например, собака станет забитой и трусливой) или затяжной депрессии, которая в свою очередь может привести к другим проблемам со здоровьем.
Также нельзя забывать, что именно в подростковый период у собак активнее всего начинают проявляться инстинкты, свойственные данной породе.
Как пережить подростковый период?
Универсального рецепта, как пережить это непростое для собаки и владельца время, нет. Основное правило — терпение и ещё раз терпение. Но есть несколько рекомендаций, которые помогут и владельцу, и собаке проще пройти этот период:
-
Необходимо увеличить время прогулок;
-
Продолжать разучивать новые команды, даже если есть впечатление, что собака забыла все старые;
-
Начать более строго реагировать на непослушание питомца, но ни в коем случае не переходить границу. Физическое насилие может привести к обратному эффекту. Собака начнёт бояться хозяина, а такие отношения гармоничными не бывают;
-
Начать переводить собаку на двухразовое кормление;
-
Из-за активного роста излишняя нагрузка может негативно отразиться на суставах, поэтому бег по лестнице и прыжки лучше заменить легким кроссом и общими упражнениями из курса дрессировки.
Статья была полезна?
Спасибо, давайте дружить!
Подписывайтесь на наш Инстаграмм
Спасибо за обратную связь!
Давайте дружить — скачайте приложение Petstory
советы экспертов, как найти общий язык с подростками
Почему подростки остро реагируют на критику, можно ли вытащить детей из соцсетей и компьютерных игр, как уберечь подростка от «плохой компании» — ответы на эти вопросы искали телеведущая и мама троих детей Татьяна Лазарева и семейный психотерапевт Альбина Локтионова. Приводим главные тезисы, высказанные на лекции «Семейный разговор» в Казани.
Сколько длится подростковый возраст?
Условно подростковый период начинается в 10 – 13 лет и длится до 21 года. Он подразделяется на три этапа. Ранний — «самый невыносимый», по словам психотерапевта. У детей появляются новые запросы, они уже «немаленькие», но не понимают, как с этим быть. Мальчики становятся похожими на неандертальцев, неловких, неуклюжих. Они грубят и хотят, чтобы их оставили в покое. Девочки, в свою очередь, начинают бояться и всего стесняться, в том числе себя самих.
Второй этап начинается с 16 лет и протекает легче. Подросток уже ощущает реальность, но пытается подстроить ее под себя. Третий этап, она же молодость. По словам Локтионовой, только в этот период подросток примиряется с реальной жизнью и начинает нести ответственность за свои поступки.
Что происходит в голове у подростков?
Ключ к пониманию подростка кроется в изменениях, которые происходят у него в голове. Биологически мозг состоит из нижнего отдела и внешнего — коры головного мозга. У младшего школьника они в балансе. В подростковом возрасте в подкорковых слоях начинается «извержение вулкана». Был ровный ландшафт, а потом поднимается «магма», новые структуры. Подкорковые центры начинают оттягивать на себя все внимание, потому что они начинают обслуживать созревающую гормональную систему.
«Сложность подросткового возраста в том, что большие полушария перестраиваются, они словно закрыты на ремонт. Логика, аргументы, убеждения, причинно-следственные связи — подросткам это всё не понятно. Они живут на эмоциональном уровне», — рассказала психотерапевт.
Почему подростки так остро реагируют на критику?
Из-за изменений, которые происходят в голове у подростков, оголяются эмоциональные болевые центры. Локтионова привела в пример сравнение, которое подобрала Франсуаза Дольто. По словам французского психоаналитика, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, и ему надо вырастить новый. В этот момент его подстерегают всевозможные опасности.
«Подростки должны выжить в этот непростой период, как омары. Поэтому семья должна стать тем безопасным местом, где он сможет пережить это время, не боясь “хищников” и нарастив этот новый “хитиновый покров”, то есть дождаться формирования больших полушарий головного мозга», — посоветовала психотерапевт.
Продолжая тему сравнения подростков и омаров, она сказала, что любого тинейджера поджидает боль, он точно получит «ожоги». Психотерапевт вспомнила, что раньше для подростков существовал обряд инициации.
«Мальчики должны были бороться с болью, но при этом всегда был наставник, который знал, как этот процесс должен происходить и в чем его польза для подростка», — сказала Локтионова.
Важно понимать, для чего вы как родитель причиняете боль. Например, зачем вы просите ребенка отложить мобильник? Если для того, чтобы традиционно поужинать в это время всей семьей, то это хорошая идея.
Как родителям общаться с подростками, избегая советов?
На период подросткового возраста у ребенка родитель должен стать покорным слушателем, если ребенок идет на контакт. Подростку нужно, чтобы к нему проявили сочувствие, эмпатию. Не нужно с ходу ничего объяснять, не нужно рассказывать, как все происходило в подростковом возрасте у самого родителя.
«Можно сказать: “Я приблизительно понимаю тебя. Может, это похоже на (называете случай из вашей молодости)?” Если ребенок согласен, тогда можно вспомнить случай и сказать: “Мне было так плохо, но мне помогло то-то и то-то. С тобой сейчас то же самое?”», — привела пример психотерапевт.
Как помочь подростку, который не просит помощи?
«Я часто встречаюсь с родительской растерянностью. Вроде их не просят о помощи, даже, наоборот, говорят: “Уйди, не трогай меня”», — сказала психотерапевт.
Татьяна Лазарева это подтвердила. По ее словам, каждый из трех детей в подростковом возрасте частенько говорил: «Мама, хватит!» Локтионова объяснила смысл этой фразы из уст тинейджера.
«Всё, что происходит снаружи, напрямую, без обработки большими полушариями действует на эмоциональный болевой центр подростка. Любой косой взгляд, любое осуждение бьют в этот центр. Если в вашей фразе подросток услышит кусочек морали, то ребенок идентифицирует это как отчуждение. Тогда ребенок говорит: “Мама, хватит”. Но говорит он это не маме, а той боли, которую он в данный момент переживает», — сказала психотерапевт.
Подростки допоздна не спят и тяжело встают. Почему?
Подростковый период — это непростое время не только для головного мозга, но и для всего тела. Поэтому подросток часто может чувствовать себя как выжатый лимон в конце дня.
«Тело меняется, его трясет. Внутри происходят такие землетрясения. Кости растут, сосуды за ними не успевают, а нервные пути не успевают за сосудами. Поэтому очень важен режим дня и режим физических нагрузок», — отметила психотерапевт.
Ложиться рано не любит ни один подросток. Тем более ближе к ночи, когда уроки сделаны, начинается самое активное общение в соцсетях. В этом вопросе родителям надо установить рамки и попросить ребенка лечь в конкретное время.
«Можно сказать: “У тебя еще есть пять минут. Напиши самые важные слова. Закончи общение с самыми важными людьми”. Таким образом мы даем ориентир и просим вовремя лечь спать», — пояснила Локтионова.
Оказывается, именно с 22.00 до 1.00 в организме подростка происходит процесс миелинизации. Это формирование оболочки вокруг отростков нервных клеток.
«У подростков режим сна реально нарушен. Они вообще не хотят спать. Но это так не потому, что их соцсети будоражат. Причина в том, что мозг еще не замиелинизирован, нет потребности формировать эти оболочки. Поэтому наша задача — помочь ребенку сформировать привычку рано ложиться», — сказала психотерапевт.
В идеале тинейджер должен спать 10 – 11 часов. Очевидно, что в школьные дни не всегда есть такая возможность: дети допоздна делают домашку, а вставать нужно рано, чтобы без пробок добраться на занятия. В этом случае хотя бы в выходные подросток должен спать столько, сколько захочет, отметила Локтионова.
Как оттащить ребенка от гаджетов?
Единственный вариант, как заставить подростка отложить гаджет, — предложить ему более увлекательное занятие. Важно осознавать, что дети постоянно видят в руках родителей телефоны и не понимают, когда взрослые просят их убрать. Зачем?
«Я могу забирать гаджеты у детей только если в состоянии что-то предложить взамен. Просто так сказать Антонине: „Тося, положи телефон, выйди из Instagram? Я говорила, конечно, но это не работает. Можно сколько угодно говорить. Это то же, что ты забираешь у него жизнь. Все равно, что она скажет: „Мама, ты сейчас с балкона спрыгни“. Ну как это? Это его жизнь, а ты это отбираешь», — рассказала Лазарева о том, как пыталась решить вопрос с гаджетами со своей 13-летней дочерью.
Но если ребенок нарушает какие-то семейные традиции (например, не идет ужинать со всей семьей), а вместо этого сидит в телефоне, надо проявить жесткость. Важно объяснить, что есть незыблемые правила, как и то, что солнце ежедневно всходит и заходит, объяснила психотерапевт. Точно так же ровно в 18.00 вся семья садится ужинать и без телефонов обсуждает прошедший день, например. Важны нормы, которые повторяются изо дня в день, поскольку они дают опору, отметила Локтионова.
Психотерапевт напомнила, что подростки всегда в штыки воспринимают родительские требования. Она объяснила, как именно нужно просить тинейджера о чем-то, чтобы повысить шансы на согласие.
«Знаете, как отличить, просите вы или требуете? Очень просто! Если вы внутри требуете и только делаете вид, что просите, то когда ребенок откажет, вы разозлитесь и скажете: “Ну тебя ни о чем нельзя просить”. А если вы просите, то допускаете возможность отказа. Тогда вы подумаете: “Отказался? Ну ладно, в следующий раз, может, согласится”», — сказала психотерапевт.
Как увести ребенка из плохой компании?
Некоторые родители обеспокоены тем, что подростки за компанию начинают пить алкоголь, курить сигареты, вейпы, пробовать наркотики. Группа друзей становится для тинейджера ближе родителей, которые иногда силой и руганью пытаются вытащить ребенка из плохой компании.
«Важно помочь своему ребенку и объяснить, что иногда отказывать своим друзьям — это нормально. Он же очень хочет разделять общие интересы, так он ощущает свою принадлежность к группе», — пояснила психотерапевт.
Родители должны прослеживать группы, к которым принадлежит их ребенок, и создавать возможности, чтобы подросток попал в хорошую компанию. Если же среди друзей тинейджера есть сомнительные личности, нужно найти ему другую компанию, но не менее увлекательную.
«Я Тоську прошлым летом отправила аж в два прекрасных лагеря. Она мне сказала удивительную фразу после этого: “Знаешь, мам, если меня посадить в комнату, где все дети будут читать книги, то и я буду”. Я обомлела: “Что? Ты будешь читать книгу?” У меня Тося никогда ничего не читает. Я с этим боролась, бесполезно. Но благодаря этой обратной связи я поняла, что очень важно, куда попадает ребенок», — поделилась Татьяна Лазарева.
Почему в подростка важно верить?
Кто не был мечтателем в подростковом возрасте? Хотелось объездить весь мир, стать актрисой или собирать стадионы как лидер рок-группы? Оказалось, что у подростковой мечтательности есть объяснение с точки зрения физиологии.
«В подростковом возрасте у ребенка лучше развито не левое полушарие, которое отвечает за логику, а правое. Оно отвечает за картинки и образы. Благодаря правому полушарию можно в образах создать мечту», — сказала психотерапевт.
От родителя в этой ситуации требуется одно — говорить: «Никто не мешает достичь тебе эту мечту. Мы только поможем». Локтионова привела пример из личной практики. Дочь-подросток захотела стать актрисой, хотя для этого ей не хватало уверенности в своей внешности. Тогда мама купила два абонемента в фитнес-клуб, и они вместе с дочерью, добившись реальных изменений фигуры у тинейджера, пошли по кастингам. Подростку подобрали редкое амплуа энергичной, инициативной девушки, и она начала пробовать себя в качестве актрисы.
«Девочка нашла себя, у нее появилась не просто мечта, а цель. В этот момент можно сказать, что она защищена от чувства внутренней неполноценности», — отметила психотерапевт.
Она дала и другой совет, но «вредный». Если бы мать захотела убить мечту своего ребенка, то могла бы просто сказать: «Ты на себя в зеркало когда последний раз смотрела? Какая из тебя актриса!» Так поступать ни в коем случае нельзя, иначе ребенок может потерять доверие к родителю и закрыться в себе.
Справка:
Татьяна Лазарева — актриса, телеведущая, но прежде всего мама троих детей. Ровно год назад она запустила на YouTube свое шоу, чтобы помочь родителям, которые сомневаются в себе. В каждом выпуске помимо самой Лазаревой участвуют «ответственный родитель», который задает вопросы, и эксперт, который дает ответ. Так, например, гостями проекта уже стали Анфиса Чехова, Ёлка, Чулпан Хаматова, Антон Комолов, Александр Пушной и др.
Альбина Локтионова — психотерапевт европейского реестра, специализируется на детской и юношеской психотерапии. Она является директором Российско-австрийского института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис». Помимо этого, ведет рубрику в журнале «Наша психология» и является экспертом журнала Psychologies.
Цикл лекций «Семейный разговор» по работе с детьми и подростками разработан в 2012 году членами Федерации психологов образования России. Татьяна Лазарева выступает модератором на этих открытых встречах, которые полезны для педагогов, школьных психологов, соцработников и родителей.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
- Нет комментариев
Затянувшийся подростковый возраст и что это значит
Реклама
Отобрано для вас
Реклама
Блог ATD
Вторник, 13 января 2015 г.
Реклама 9000 3 В последнее время я ловлю себя на том, что говорю вещи, которые звучат как пожилая женщина: «Она выглядит слишком молодо, чтобы работать в баре». «Он такой незрелый. Разве мы были такими в его возрасте? «Когда эти дети вырастут и покинут дом?»
Недавно я был рад узнать, что я не просто старею (хотя это правда). Я также замечаю тенденцию в человеческом развитии, которую нейробиология хотя бы частично может понять. Кажется, что подростковый период — тот период, когда мы становимся взрослыми — становится длиннее.
В книге «Эпоха возможностей » Лоуренс Стейнберг доказывает, что люди вступают в подростковый возраст и остаются в нем дольше, чем когда-либо прежде. Эта особая фаза в развитии человека начинается раньше и длится дольше. Если вы считаете, что в вашей работе нужно учитывать только образование для взрослых; подумайте еще раз.
Многие молодые люди на работе и подавляющее большинство тех, кто учится в колледже, все еще находятся на подростковом этапе своего развития. Понимание того, как работает их мозг, даст вам шанс разработать значимый опыт обучения для этой аудитории.
Что такое подростковый возраст?
Стейнберг определяет подростковый возраст как «стадию развития, которая начинается с полового созревания и заканчивается экономической и социальной независимостью». Согласно его исследованиям, это начинается уже в 10 лет и продолжается до 20 лет, что во многом объясняет, почему ваши новобранцы работают в офисе, а в конце дня возвращаются домой к своим родителям. .
Хотя удлинение подросткового возраста коренится в сочетании социально-экономических изменений, это гораздо больше, чем социальная тенденция. Мозг подростков значительно отличается от мозга детей или взрослых, и его следует понимать и управлять им соответствующим образом.
Характеристики мозга подростка
Самым удивительным и мощным развитием человеческого мозга является его кора головного мозга. Эта внешняя оболочка мозговой ткани присутствует у всех приматов и млекопитающих, но человеческий мозг имеет гораздо более развитую кору, что дает нам более высокие способности думать, решать проблемы, учиться, запоминать и осознавать себя.
Реклама
В ходе эволюции человека мы разработали способ складывания этой мозговой ткани поверх самой себя, что дало нам гораздо больше недвижимости — и гораздо больше нейронных сетей, которые можно использовать, чтобы стать людьми. У подростков эта часть мозга все еще развивается, что приводит к всевозможным поведенческим проблемам, в том числе:
- трудности с концентрацией внимания и запоминанием даже рутинных задач
- усиленное половое влечение
- готовность идти на риск
- плохое управление импульсами
- восприимчивость к давлению сверстников
- повышенные эмоциональные реакции и перепады настроения
- проблемы со сном, что мешает развитию мозга.
Положительным моментом является то, что на данном этапе развития мозг исключительно пластичен. Он меняется с головокружительной скоростью по сравнению с мозгом взрослого человека, который продолжает меняться, но медленнее. Мозг делает именно то, что он должен делать у людей в возрасте от 10 до 25 лет: он готовится стать мозгом успешного взрослого человека, но пока этого не происходит.
Что вы можете сделать?
Как воспитатели и руководители людей на более поздних этапах подросткового возраста, мы имеем возможность и обязаны помочь нашим молодым людям максимально использовать этот критический этап развития. У вас не получится обращаться с этими людьми как с полностью сформированными взрослыми. Скорее, вы должны встретить их там, где они находятся в континууме развития, чтобы быть эффективными. Вот несколько идей, подсказанных недавними исследованиями:
Поощряйте физическую активность, особенно организованные виды спорта. Эти действия учат мозг принимать быстрые решения и создают нейронные пути, связанные с командной работой, сотрудничеством, мотивацией и другими важными жизненными и рабочими навыками.
Направьте склонность к риску на исследования и эксперименты. Одна из последних частей мозга, которая полностью разовьется, — это часть, которая помогает нам оценивать и снижать риск. Исследования показывают, что подростки чувствуют себя более комфортно с рисками, связанными с новыми ситуациями. Так почему бы не использовать эту характеристику мозга для аналитических центров, разработки продуктов и мозгового штурма?
Научить эмоциональному контролю. Подростки, как правило, обрабатывают большинство переживаний через миндалевидное тело, структуру мозга, которая связана с сильными эмоциями и запуском реакции «беги или борись». Вот почему травматическое событие на этом этапе жизни имеет более длительный эффект, чем если бы оно произошло в более позднем возрасте. Вы можете помочь молодым людям в вашей организации развить лучшее понимание и контроль над своими эмоциями, уменьшая конфликты и драму на рабочем месте.
Реклама
Поощряйте общение со сверстниками. Мозг подростка очень положительно реагирует на взаимодействие с людьми того же возраста и даже склонен искать социальный опыт. Это ценная черта, когда человек находится в возрасте, когда поиск партнера является важным шагом к выживанию вида. Это также может стать важным шагом на пути к созданию сети будущих лидеров в вашей организации. Сделайте так, чтобы вашим молодым людям было легче устанавливать связи друг с другом, создавая для них поводы для общения во время и вне работы.
Ограничить воздействие алкоголя. По сравнению со взрослыми, мозг подростка по-разному реагирует на алкоголь из-за того, что у него другая химия, чем у взрослого. Этот химический состав мозга подростка приводит к более высокой толерантности к седативному эффекту алкоголя, позволяя молодому человеку пить больше, прежде чем он заснет или потеряет сознание. Алкоголь также, по-видимому, оказывает большее неблагоприятное воздействие на некоторые ключевые функции мозга у подростков, в том числе на формирование новых воспоминаний и пространственного восприятия. Эти эффекты продолжаются в течение всей жизни субъекта, так что ущерб, нанесенный в молодом возрасте, сохраняется и во взрослой жизни.
Обеспечить достаточную оперативную поддержку производительности. Поскольку мозг подростка все еще учится учиться, у людей на этой стадии развития часто возникают проблемы с запоминанием рутинных задач. Рабочие пособия, такие как контрольные списки, руководства по процессам и графические органайзеры, еще более важны для поддержки производительности в этой группе.
Двигаясь вперед
Детский труд может уйти в прошлое в большинстве развитых обществ, но подростки, безусловно, работают — и они, вероятно, будут продолжать приходить к нам во все большем и большем количестве. Мы должны быть готовы применить соответствующие обучающие взаимодействия, чтобы помочь этим членам нашей команды добиться успеха.
А как насчет другой стороны спектра: стареющих рабочих? Что могут сделать наши организации для растущего числа стареющих работников (таких как я), которые остаются на работе дольше? Нужны ли их мозгу целевые стратегии? Ответ «да», но нам придется подождать другого раза, чтобы ответить на этот вопрос.
Об авторе
Марджи Мичем
Марджи Мичем, «Леди мозга», — ученый-практик в области образования и обучения и президент LearningToGo. Она специализируется на практических применениях нейронауки для улучшения обучения и производительности. Клиентами Мичема являются предприятия, школы и университеты. Она ведет популярный блог для Ассоциации развития талантов и опубликовала две книги: «Мозг имеет значение: как помочь любому научиться чему-либо с помощью неврологии» и «Кнопка гениальности: использование нейробиологии для раскрытия вашей внутренней гениальности».
Впервые она заинтересовалась мозгом, когда в детстве заболела невыявленной дислексией. Несмотря на то, что в начальных классах у нее были трудности, в конце концов она научилась преодолевать трудности, связанные с легкой неспособностью к обучению, и стала почетной отличницей в старшей школе, с отличием окончила Centenary University и получила степень магистра образования в Университете Капелла с оценкой 4. 0. .
Мичем начала свою профессиональную карьеру в области продаж высокотехнологичных товаров, а когда ее повысили до директора по обучению, она обнаружила в себе страсть к обучению и помощи людям в обучении. Она стала одним из первых корпоративных тренеров, которые использовали видеоконференции и электронное обучение, и с этого момента основала собственную консалтинговую компанию. Сегодня она консультирует многие организации, помогая им разработать учебный опыт, который сформирует новые нейронные связи и соединит теорию нейронауки с практикой.
«Я считаю, что мы стоим на пороге стольких замечательных открытий о том, как мы учимся. Понимание того, что происходит в мозгу, делает нас лучшими лидерами, учителями, родителями и сотрудниками. У нас нет предела тому, что мы можем сделать с помощью нашего замечательного мозга — лучших когда-либо созданных машин для выживания».
—Марджи Мичем
Когнитивные преимущества продленного подросткового возраста
Здоровье
Для мужчин и женщин продление подросткового возраста может сделать мозг более способным во взрослом возрасте.
Автор Джесса Гэмбл Рабочие катаются на качелях XIX века в Нью-Йорке. (Mike Segar / Reuters)
Сохраненные истории
В то время, когда выпускники колледжей возвращаются жить под крыши своих родителей, а высшая карьера требует многолетних стажировок и ученых степеней, возраст взрослой жизни практически отступает. в 30-е годы. Подростковый возраст, в общих чертах определяемый как период между половым созреванием и финансовой независимостью, в настоящее время длится около 15 лет, что вдвое больше, чем в 19-м веке.50-е годы.
Частично это связано со снижением возраста полового созревания как у мужчин, так и у женщин, но большая часть этого расширения приходится на 20-е годы, когда все большее число молодых людей все еще зависят от своих родителей. Есть некоторые опасения, что вся эта зависимость может привести к длительной незрелости и неспособности брать на себя ответственность.
Но, по мнению исследователей развития, есть один непреходящий дар, который может подарить затянувшийся подростковый возраст, и он находится в мозгу. «Нейробиологический капитал» создается за счет длительного периода способности мозга к обучению, и это привилегия, которая достается тем, кому посчастливилось насладиться интеллектуально стимулирующей средой в позднем подростковом возрасте. Тенденция к подростковому возрасту, которая продолжается до середины 20-летнего возраста, вовсе не способствует эмоциональной незрелости, а дает возможность создать преимущество, основанное на мозге, на всю жизнь.
Записи хормейстеров показывают, что если в середине 1700-х годов у певчих голоса ломались примерно в 18 лет, то в 1960 году этот возраст снизился до 13 лет, а теперь голоса ломаются в среднем в возрасте 10 с половиной лет. При этом возраст первой менструации у девочек снижается более чем на три месяца за десятилетие. Большая часть этих изменений связана с улучшением питания, но в последние годы снижение возраста стало проблемой для здоровья. Брак и финансовая безопасность, по другую сторону подросткового возраста, теперь наступают ближе к 30 годам, в отличие от браков в начале 20-х годов 19-летнего возраста.50-е годы. В сочетании эти изменения делают жизненный этап более доминирующим между детством и взрослой жизнью.
Биологически подростковый возраст служит для подготовки мозга к независимости и представляет собой последний всплеск пластичности, когда мозг гораздо более открыт для изменений, чем в среднем детстве. Эксперт по детскому развитию Стюарт Шанкер говорит, что это выталкивает подростка из дома, заменяя чрезмерно комфортные объятия родителя более рискованным миром сверстников и автономией.
«Здесь природа потратила восемь или девять лет на то, чтобы привести мозг в стабильное состояние с точки зрения высших функций, а потом все это вдруг отбрасывается обратно в хаос», — говорит Шанкер. «Мы видим изменения в их системе вознаграждения, которые подталкивают их к активности сверстников».
Основная задача подросткового возраста — развить способность к саморегуляции — справляться со стрессом так, чтобы он не мешал выполнять планы и откладывать удовлетворение. В частности, связь развивается между префронтальной корой, имеющей решающее значение для исполнительных функций, таких как внимание и принятие решений, и лимбической системой, которая управляет эмоциями и вознаграждением.
Взрослые сильно различаются по степени успеха, которого они достигают с помощью этого типа контроля импульсов, и это оказывает большое влияние на их жизненные результаты в работе и отношениях. Депрессия, ожирение и злоупотребление психоактивными веществами усугубляются недостатками саморегуляции, и подростки, которые упускают возможность развивать эти способности, несоразмерно нарушают закон. Для подростка потенциальные выгоды почти непреодолимо привлекательны, и сопутствующие риски кажутся оправданными. Склонность делать ставки на исход с низкой вероятностью наиболее высока в возрасте 16 лет, а пик арестов приходится на 18 лет9.0003 «Есть основания полагать, что постоянное воздействие новизны сохраняет пластичность мозга дольше».
Дело не в логике. Фактически, 15-летний подросток может рассуждать и решать проблемы так же, как и взрослый, во многих областях расчетов, и он может точно определить риски, связанные с употреблением наркотиков, небезопасным сексом и преступностью. Когда в игру вступают стимулы, усталость, социальное давление или стресс, подросток становится более восприимчивым к иррациональному мышлению. Последними развиваются схемы, связанные с управлением потребностями и эмоциями других людей, преодолением неудач без потери решимости и связыванием немедленных действий с долгосрочными последствиями. С более длительным подростковым возрастом у некоторых людей появляется дополнительный шанс укрепить эти человеческие способности.
«Есть основания полагать, что постоянное воздействие новизны дольше сохраняет пластичность мозга», — говорит Лоуренс Стейнберг, психолог из Университета Темпл, которого многие считают ведущим специалистом по подростковому возрасту. Некоторые из этих данных получены в результате исследований мозга тех, кто имел доступ к высшему образованию.
Окно для развития саморегуляции закрывается, когда взрослая жизнь превращается в рутину, а мозг начинает обменивать рост на эффективность. Но если подростка продолжают интеллектуально стимулировать — например, посредством высшего образования или путешествий, — его мозг остается в стадии формирования до середины 20-летнего возраста и даже готовится к будущему обучению во взрослой жизни. Названное «метапластичностью», изменение мозговых цепей посредством обучения в подростковом возрасте может облегчить последующие модификации в этих областях.
Для родителей есть способы стимулировать мозг лучше контролировать импульсы и справляться со стрессом, пока окно пластичности открыто. Подростки, которые развивают исключительную саморегуляцию, как правило, пользуются преимуществами родителей, которые не слишком снисходительны и не слишком авторитарны. Теплая, поддерживающая и твердая рука придает подросткам уверенность в том, что они бросают себе вызов, и уводят их от рискованных действий.
Стейнберг сравнивает разницу между взрослым состоянием мозга и его подростковым режимом развития с разницей между чтением новой книги и обучением чтению в первую очередь. Чтобы взрослый мог учиться, он должен обращать внимание и размещать информацию в контексте того, что он уже знает. Напротив, мозг подростка запоминает вещи даже при пассивном воздействии. После того, как этот чувствительный период завершился, мозг начинает сосредотачиваться на стабилизации связей, которые он уже установил, посредством процесса миелинизации.