Сколько длится подростковый возраст: Переходный возраст: как не упустить ребенка? — 29 октября 2014

советы экспертов, как найти общий язык с подростками

Почему подростки остро реагируют на критику, можно ли вытащить детей из соцсетей и компьютерных игр, как уберечь подростка от «плохой компании» — ответы на эти вопросы искали телеведущая и мама троих детей Татьяна Лазарева и семейный психотерапевт Альбина Локтионова. Приводим главные тезисы, высказанные на лекции «Семейный разговор» в Казани.

Сколько длится подростковый возраст?

Условно подростковый период начинается в 10 – 13 лет и длится до 21 года. Он подразделяется на три этапа. Ранний — «самый невыносимый», по словам психотерапевта. У детей появляются новые запросы, они уже «немаленькие», но не понимают, как с этим быть. Мальчики становятся похожими на неандертальцев, неловких, неуклюжих. Они грубят и хотят, чтобы их оставили в покое. Девочки, в свою очередь, начинают бояться и всего стесняться, в том числе себя самих.

Второй этап начинается с 16 лет и протекает легче. Подросток уже ощущает реальность, но пытается подстроить ее под себя. Третий этап, она же молодость. По словам Локтионовой, только в этот период подросток примиряется с реальной жизнью и начинает нести ответственность за свои поступки.


Что происходит в голове у подростков?

Ключ к пониманию подростка кроется в изменениях, которые происходят у него в голове. Биологически мозг состоит из нижнего отдела и внешнего — коры головного мозга. У младшего школьника они в балансе. В подростковом возрасте в подкорковых слоях начинается «извержение вулкана». Был ровный ландшафт, а потом поднимается «магма», новые структуры. Подкорковые центры начинают оттягивать на себя все внимание, потому что они начинают обслуживать созревающую гормональную систему.

«Сложность подросткового возраста в том, что большие полушария перестраиваются, они словно закрыты на ремонт. Логика, аргументы, убеждения, причинно-следственные связи — подросткам это всё не понятно. Они живут на эмоциональном уровне», — рассказала психотерапевт.

Почему подростки так остро реагируют на критику?

Из-за изменений, которые происходят в голове у подростков, оголяются эмоциональные болевые центры. Локтионова привела в пример сравнение, которое подобрала Франсуаза Дольто. По словам французского психоаналитика, подросток похож на омара во время линьки: он только что лишился панциря, и ему надо вырастить новый. В этот момент его подстерегают всевозможные опасности.

«Подростки должны выжить в этот непростой период, как омары. Поэтому семья должна стать тем безопасным местом, где он сможет пережить это время, не боясь “хищников” и нарастив этот новый “хитиновый покров”, то есть дождаться формирования больших полушарий головного мозга», — посоветовала психотерапевт.

Продолжая тему сравнения подростков и омаров, она сказала, что любого тинейджера поджидает боль, он точно получит «ожоги». Психотерапевт вспомнила, что раньше для подростков существовал обряд инициации.

«Мальчики должны были бороться с болью, но при этом всегда был наставник, который знал, как этот процесс должен происходить и в чем его польза для подростка», — сказала Локтионова.

Важно понимать, для чего вы как родитель причиняете боль. Например, зачем вы просите ребенка отложить мобильник? Если для того, чтобы традиционно поужинать в это время всей семьей, то это хорошая идея.

Как родителям общаться с подростками, избегая советов?

На период подросткового возраста у ребенка родитель должен стать покорным слушателем, если ребенок идет на контакт. Подростку нужно, чтобы к нему проявили сочувствие, эмпатию. Не нужно с ходу ничего объяснять, не нужно рассказывать, как все происходило в подростковом возрасте у самого родителя.

«Можно сказать: “Я приблизительно понимаю тебя. Может, это похоже на (называете случай из вашей молодости)?” Если ребенок согласен, тогда можно вспомнить случай и сказать: “Мне было так плохо, но мне помогло то-то и то-то. С тобой сейчас то же самое?”», — привела пример психотерапевт.

Как помочь подростку, который не просит помощи?

«Я часто встречаюсь с родительской растерянностью. Вроде их не просят о помощи, даже, наоборот, говорят: “Уйди, не трогай меня”», — сказала психотерапевт.

Татьяна Лазарева это подтвердила. По ее словам, каждый из трех детей в подростковом возрасте частенько говорил: «Мама, хватит!» Локтионова объяснила смысл этой фразы из уст тинейджера.

«Всё, что происходит снаружи, напрямую, без обработки большими полушариями действует на эмоциональный болевой центр подростка. Любой косой взгляд, любое осуждение бьют в этот центр. Если в вашей фразе подросток услышит кусочек морали, то ребенок идентифицирует это как отчуждение. Тогда ребенок говорит: “Мама, хватит”. Но говорит он это не маме, а той боли, которую он в данный момент переживает», — сказала психотерапевт.

Подростки допоздна не спят и тяжело встают. Почему?

Подростковый период — это непростое время не только для головного мозга, но и для всего тела. Поэтому подросток часто может чувствовать себя как выжатый лимон в конце дня.

«Тело меняется, его трясет. Внутри происходят такие землетрясения. Кости растут, сосуды за ними не успевают, а нервные пути не успевают за сосудами. Поэтому очень важен режим дня и режим физических нагрузок», — отметила психотерапевт.

Ложиться рано не любит ни один подросток. Тем более ближе к ночи, когда уроки сделаны, начинается самое активное общение в соцсетях. В этом вопросе родителям надо установить рамки и попросить ребенка лечь в конкретное время.

«Можно сказать: “У тебя еще есть пять минут. Напиши самые важные слова. Закончи общение с самыми важными людьми”. Таким образом мы даем ориентир и просим вовремя лечь спать», — пояснила Локтионова.

Оказывается, именно с 22.00 до 1.00 в организме подростка происходит процесс миелинизации. Это формирование оболочки вокруг отростков нервных клеток.

«У подростков режим сна реально нарушен. Они вообще не хотят спать. Но это так не потому, что их соцсети будоражат. Причина в том, что мозг еще не замиелинизирован, нет потребности формировать эти оболочки. Поэтому наша задача — помочь ребенку сформировать привычку рано ложиться», — сказала психотерапевт.

В идеале тинейджер должен спать 10 – 11 часов. Очевидно, что в школьные дни не всегда есть такая возможность: дети допоздна делают домашку, а вставать нужно рано, чтобы без пробок добраться на занятия. В этом случае хотя бы в выходные подросток должен спать столько, сколько захочет, отметила Локтионова.

Как оттащить ребенка от гаджетов?

Единственный вариант, как заставить подростка отложить гаджет, — предложить ему более увлекательное занятие. Важно осознавать, что дети постоянно видят в руках родителей телефоны и не понимают, когда взрослые просят их убрать. Зачем?

«Я могу забирать гаджеты у детей только если в состоянии что-то предложить взамен. Просто так сказать Антонине: „Тося, положи телефон, выйди из Instagram? Я говорила, конечно, но это не работает. Можно сколько угодно говорить. Это то же, что ты забираешь у него жизнь. Все равно, что она скажет: „Мама, ты сейчас с балкона спрыгни“. Ну как это? Это его жизнь, а ты это отбираешь», — рассказала Лазарева о том, как пыталась решить вопрос с гаджетами со своей 13-летней дочерью.

Но если ребенок нарушает какие-то семейные традиции (например, не идет ужинать со всей семьей), а вместо этого сидит в телефоне, надо проявить жесткость. Важно объяснить, что есть незыблемые правила, как и то, что солнце ежедневно всходит и заходит, объяснила психотерапевт. Точно так же ровно в 18.00 вся семья садится ужинать и без телефонов обсуждает прошедший день, например. Важны нормы, которые повторяются изо дня в день, поскольку они дают опору, отметила Локтионова.

Психотерапевт напомнила, что подростки всегда в штыки воспринимают родительские требования. Она объяснила, как именно нужно просить тинейджера о чем-то, чтобы повысить шансы на согласие.

«Знаете, как отличить, просите вы или требуете? Очень просто! Если вы внутри требуете и только делаете вид, что просите, то когда ребенок откажет, вы разозлитесь и скажете: “Ну тебя ни о чем нельзя просить”. А если вы просите, то допускаете возможность отказа. Тогда вы подумаете: “Отказался? Ну ладно, в следующий раз, может, согласится”», — сказала психотерапевт.

Как увести ребенка из плохой компании?

Некоторые родители обеспокоены тем, что подростки за компанию начинают пить алкоголь, курить сигареты, вейпы, пробовать наркотики. Группа друзей становится для тинейджера ближе родителей, которые иногда силой и руганью пытаются вытащить ребенка из плохой компании.

«Важно помочь своему ребенку и объяснить, что иногда отказывать своим друзьям — это нормально. Он же очень хочет разделять общие интересы, так он ощущает свою принадлежность к группе», — пояснила психотерапевт.

Родители должны прослеживать группы, к которым принадлежит их ребенок, и создавать возможности, чтобы подросток попал в хорошую компанию. Если же среди друзей тинейджера есть сомнительные личности, нужно найти ему другую компанию, но не менее увлекательную.

«Я Тоську прошлым летом отправила аж в два прекрасных лагеря. Она мне сказала удивительную фразу после этого: “Знаешь, мам, если меня посадить в комнату, где все дети будут читать книги, то и я буду”. Я обомлела: “Что? Ты будешь читать книгу?” У меня Тося никогда ничего не читает. Я с этим боролась, бесполезно. Но благодаря этой обратной связи я поняла, что очень важно, куда попадает ребенок», — поделилась Татьяна Лазарева.

Почему в подростка важно верить?

Кто не был мечтателем в подростковом возрасте? Хотелось объездить весь мир, стать актрисой или собирать стадионы как лидер рок-группы? Оказалось, что у подростковой мечтательности есть объяснение с точки зрения физиологии.

«В подростковом возрасте у ребенка лучше развито не левое полушарие, которое отвечает за логику, а правое. Оно отвечает за картинки и образы. Благодаря правому полушарию можно в образах создать мечту», — сказала психотерапевт.

От родителя в этой ситуации требуется одно — говорить: «Никто не мешает достичь тебе эту мечту. Мы только поможем». Локтионова привела пример из личной практики. Дочь-подросток захотела стать актрисой, хотя для этого ей не хватало уверенности в своей внешности. Тогда мама купила два абонемента в фитнес-клуб, и они вместе с дочерью, добившись реальных изменений фигуры у тинейджера, пошли по кастингам.

Подростку подобрали редкое амплуа энергичной, инициативной девушки, и она начала пробовать себя в качестве актрисы.

«Девочка нашла себя, у нее появилась не просто мечта, а цель. В этот момент можно сказать, что она защищена от чувства внутренней неполноценности», — отметила психотерапевт.

Она дала и другой совет, но «вредный». Если бы мать захотела убить мечту своего ребенка, то могла бы просто сказать: «Ты на себя в зеркало когда последний раз смотрела? Какая из тебя актриса!» Так поступать ни в коем случае нельзя, иначе ребенок может потерять доверие к родителю и закрыться в себе.

Справка:

Татьяна Лазарева — актриса, телеведущая, но прежде всего мама троих детей. Ровно год назад она запустила на YouTube свое шоу, чтобы помочь родителям, которые сомневаются в себе. В каждом выпуске помимо самой Лазаревой участвуют «ответственный родитель», который задает вопросы, и эксперт, который дает ответ. Так, например, гостями проекта уже стали Анфиса Чехова, Ёлка, Чулпан Хаматова, Антон Комолов, Александр Пушной и др.

Альбина Локтионова — психотерапевт европейского реестра, специализируется на детской и юношеской психотерапии. Она является директором Российско-австрийского института интегративной детской психотерапии и практической психологии «Генезис». Помимо этого, ведет рубрику в журнале «Наша психология» и является экспертом журнала Psychologies.

Цикл лекций «Семейный разговор» по работе с детьми и подростками разработан в 2012 году членами Федерации психологов образования России. Татьяна Лазарева выступает модератором на этих открытых встречах, которые полезны для педагогов, школьных психологов, соцработников и родителей.



Оставляйте реакции

Почему это важно?

Расскажите друзьям

Комментарии 0

    Нет комментариев

Развитие подростков — Adolesmed — Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины

Подростки — определение

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, подростки – это люди в возрасте от 10 до 19 лет, молодежь – люди в возрасте от 15 до 24 лет, а молодые люди – лица в возрасте от 10 до 24 лет.

 

В настоящее время международным сообществом  принято определение подросткового возраста, как периода, в течение которого:

  • завершается половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
  • психологически детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;
  • происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной социальной независимости.

 

В целом, с точки зрения международных экспертов, подросток – это человек, который уже не ребенок, но еще и не взрослый, что предъявляет специфические требования к системе охраны здоровья этой категории населения.

 

Подростки в мире и в странах Восточной Европы и Центральной Азии

На долю молодых людей в возрасте 10-24 лет приходится более 25% жителей Земли, что составляет около 1,8 млрд. человек. В 11 странах Восточной Европы и Центральной Азии (Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, России, Узбекистане, Украине, Таджикистане и Туркменистане) проживает 54,1 миллиона молодых людей. При этом в Беларуси, России, Украине доля молодого населения не превышает 16-17%, в то время, как в Кыргызстане, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане она достигает 29-34%. В Армении, Азербайджане и Казахстане каждый пятый житель в возрасте от 10 до 24 лет.

Смотреть в формате Pdf

 

Развитие подростков

По определению ВОЗ, подростковый возраст – это период роста и развития человека, который следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла, для которого характерны бурные темпы роста и изменений, уступающие лишь темпам роста и изменений, происходящих в грудном возрасте. Биологические детерминанты подросткового возраста носят, как правило, всеобщий характер, однако продолжительность и характерные особенности этого периода могут варьироваться в зависимости от времени, культуры и социально-экономической ситуации.

 

Поведение высокой степени риска

Многие подростки под воздействием окружения и других факторов начинают употреблять алкоголь, сигареты, различные наркотические средства и вступают в сексуальные отношения достаточно рано, подвергая себя риску получения преднамеренных и непреднамеренных травм, наступления нежелательной беременности и приобретения инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая заражение вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

 

Подростки отличаются как от детей раннего возраста, так и от взрослых людей. Точнее говоря, подростки не способны полностью понимать сложные понятия или связи между поведением и его последствиями или то, в какой мере они контролируют или могут контролировать процесс принятия решений в отношении здоровья, включая решения, касающиеся сексуального поведения. Такая неспособность может сделать их особенно уязвимыми перед угрозой сексуальной эксплуатации или поведения высокого риска.

 

Источник: сайт ВОЗ http://www.who.int/maternal_child_adolescent/topics/adolescence/dev/ru/ (дата обращения 30.09.2014)

 

Большинство молодых людей считают себя здоровыми. Тем не менее, ежегодно в мире преждевременно умирает более 2,6 миллиона людей в возрасте от 15 до 24 лет в результате несчастных случаев, самоубийств, насилия, осложнений, связанных с беременностью, или других болезней, которые можно либо предотвратить, либо вылечить. Многие подростки практикуют такие формы поведения, которые подвергают опасности их здоровье не только в данный момент, но зачастую и в дальнейшие годы. Около двух третей случаев преждевременной смерти и одна треть общего бремени болезней среди взрослых людей связаны с состояниями и формами поведения, которые начинаются в молодости, включая употребление табака, отсутствие физической активности, незащищенный секс и другие формы рискованного поведения. Стимулирование здоровых поведенческих практик в подростковом возрасте и обеспечение защиты молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.

 

Смотреть в формате Pdf

 

Когнитивные преимущества продленного подросткового возраста

Здоровье

Для мужчин и женщин продление подросткового возраста может сделать мозг более способным во взрослом возрасте.

Автор Джесса Гэмбл

Рабочие катаются на качелях XIX века в Нью-Йорке. (Mike Segar / Reuters)

В то время, когда выпускники колледжей возвращаются жить под крышу своих родителей, а высшая карьера требует многих лет стажировок и получения ученых степеней, возраст взрослой жизни отступает, практически в 30 с. Подростковый возраст, в общих чертах определяемый как период между половым созреванием и финансовой независимостью, в настоящее время длится около 15 лет, что вдвое больше, чем в 19-м веке.50-е годы.

Частично это связано со снижением возраста полового созревания как у мужчин, так и у женщин, но большая часть этого расширения приходится на 20-е годы, когда все большее число молодых людей все еще зависят от своих родителей. Есть некоторые опасения, что вся эта зависимость может привести к длительной незрелости и неспособности брать на себя ответственность.

Но, по мнению исследователей развития, есть один непреходящий дар, который может подарить затянувшийся подростковый возраст, и он находится в мозгу. «Нейробиологический капитал» создается за счет длительного периода способности мозга к обучению, и это привилегия, которая достается тем, кому посчастливилось насладиться интеллектуально стимулирующей средой в позднем подростковом возрасте. Тенденция к подростковому возрасту, которая продолжается до середины 20-летнего возраста, вовсе не способствует эмоциональной незрелости, а дает возможность создать преимущество, основанное на мозге, на всю жизнь.

Записи хормейстеров показывают, что если в середине 1700-х годов у певчих голоса ломались примерно в 18 лет, то в 1960 году этот возраст снизился до 13 лет, а теперь голоса ломаются в среднем в возрасте 10 с половиной лет. При этом возраст первой менструации у девочек снижается более чем на три месяца за десятилетие. Большая часть этих изменений связана с улучшением питания, но в последние годы снижение возраста стало проблемой для здоровья. Брак и финансовая безопасность, по другую сторону подросткового возраста, теперь наступают ближе к 30 годам, в отличие от браков в начале 20-х годов 19-летнего возраста.50-е годы. В сочетании эти изменения делают жизненный этап более доминирующим между детством и взрослой жизнью.

Биологически подростковый возраст служит для подготовки мозга к независимости и представляет собой последний всплеск пластичности, когда мозг гораздо более открыт для изменений, чем в среднем детстве. Эксперт по детскому развитию Стюарт Шанкер говорит, что это выталкивает подростка из дома, заменяя чрезмерно комфортные объятия родителя более рискованным миром сверстников и автономией.

«Здесь природа потратила восемь или девять лет на то, чтобы привести мозг в стабильное состояние с точки зрения высших функций, а потом все это вдруг отбрасывается обратно в хаос», — говорит Шанкер. «Мы видим изменения в их системе вознаграждения, которые подталкивают их к активности сверстников».

Основная задача подросткового возраста — развить способность к саморегуляции — справляться со стрессом так, чтобы он не мешал выполнению планов и откладыванию удовлетворения. В частности, связь развивается между префронтальной корой, имеющей решающее значение для исполнительных функций, таких как внимание и принятие решений, и лимбической системой, которая управляет эмоциями и вознаграждением.

Взрослые сильно различаются по степени успеха, которого они достигают с помощью этого типа контроля импульсов, и это оказывает большое влияние на их жизненные результаты в работе и отношениях. Депрессия, ожирение и злоупотребление психоактивными веществами усугубляются недостатками саморегуляции, и подростки, которые упускают возможность развивать эти способности, несоразмерно нарушают закон. Для подростка потенциальные выгоды почти непреодолимо привлекательны, и сопутствующие риски кажутся оправданными. Склонность делать ставки на исход с низкой вероятностью наиболее высока в возрасте 16 лет, а пик арестов приходится на 18 лет9.0003 «Есть основания полагать, что постоянное воздействие новизны сохраняет пластичность мозга дольше».

Дело не в логике. Фактически, 15-летний подросток может рассуждать и решать проблемы так же, как и взрослый, во многих областях расчетов, и он может точно определить риски, связанные с употреблением наркотиков, небезопасным сексом и преступностью. Когда в игру вступают стимулы, усталость, социальное давление или стресс, подросток становится более восприимчивым к иррациональному мышлению. Последними развиваются схемы, связанные с управлением потребностями и эмоциями других людей, преодолением неудач без потери решимости и связыванием немедленных действий с долгосрочными последствиями. С более длительным подростковым возрастом у некоторых людей появляется дополнительный шанс укрепить эти человеческие способности.

«Есть основания полагать, что постоянное воздействие новизны дольше сохраняет пластичность мозга», — говорит Лоуренс Стейнберг, психолог из Университета Темпл, которого многие считают ведущим специалистом по подростковому возрасту. Некоторые из этих данных получены в результате исследований мозга тех, кто имел доступ к высшему образованию.

Окно для развития саморегуляции закрывается, когда взрослая жизнь превращается в рутину, а мозг начинает обменивать рост на эффективность. Но если подростка продолжают интеллектуально стимулировать — например, посредством высшего образования или путешествий, — его мозг остается в стадии формирования до середины 20-летнего возраста и даже готовится к будущему обучению во взрослой жизни. Названное «метапластичностью», изменение мозговых цепей посредством обучения в подростковом возрасте может облегчить последующие модификации в этих областях.

Для родителей есть способы стимулировать мозг лучше контролировать импульсы и справляться со стрессом, пока окно пластичности открыто. Подростки, которые развивают исключительную саморегуляцию, как правило, пользуются преимуществами родителей, которые не слишком снисходительны и не слишком авторитарны. Теплая, поддерживающая и твердая рука придает подросткам уверенность в том, что они бросают себе вызов, и уводят их от рискованных действий.

Стейнберг сравнивает разницу между взрослым состоянием мозга и его подростковым режимом развития с разницей между чтением новой книги и обучением чтению в первую очередь. Чтобы взрослый мог учиться, он должен обращать внимание и размещать информацию в контексте того, что он уже знает. Напротив, мозг подростка запоминает вещи даже при пассивном воздействии. После того, как этот чувствительный период завершился, мозг начинает сосредотачиваться на стабилизации связей, которые он уже установил, посредством процесса миелинизации. Становится экспоненциально труднее формировать принятие решений и высшие когнитивные функции. Эти последние предвзрослые годы могут быть последним, лучшим шансом направить человека на путь здоровья.

Захватывающая перспектива, но пожизненные преимущества продолжительного подросткового возраста могут быть экономически исключительными. Затяжная пластичность мозга часто зависит от доступа к стимулирующей среде и связанных с этим денег. Вместо того, чтобы после окончания колледжа выполнять рутинную работу на начальном уровне, выпускник без долгов может поехать добровольцем за границу на год и выучить новый язык и культуру. В мире обогащения опыта и пластичности мозга, как и везде, время — деньги. Родители, которые ожидают, что их дети проложат свой путь в жизни после колледжа, как они сами это сделали в 70-х и 80-х годах, могут быть удивлены, обнаружив, что они не настолько устарели, как они планировали.

«Родителям следует подготовиться к другому расписанию, — говорит Стейнберг. «Я никогда не предполагал, что мой сын будет зависеть от нас после окончания колледжа. Если бы я знал это, мы могли бы сэкономить больше».

Чтобы максимизировать нейробиологический капитал, скоро родителям может оказаться недостаточно откладывать деньги на сберегательные счета колледжа. Некоторым, возможно, придется заложить в бюджет нейробиологический фонд взлетно-посадочной полосы, чтобы покрыть годы после окончания колледжа.

Подростковый возраст длится дольше, чем когда-либо — и почему это может быть хорошо — Chicago Tribune

Подростковый возраст длится в три раза дольше, чем раньше, согласно новому исследованию, а это означает, что гормональный фон у 10-летнего и еще не запущенного 24-летнего находится в пределах нормы.

«Подростковый возраст был растянут с обеих сторон из-за раннего начала полового созревания и задержки перехода во взрослую жизнь», — говорит профессор психологии Университета Темпл Лоуренс Стейнберг, чьи выводы изложены в новой книге «Возраст возможностей: уроки из прошлого». Новая наука о подростковом возрасте» (Houghton Mifflin Harcourt).

Реклама

Стейнберг, который появится в Эванстоне и Нортфилде в начале ноября, проанализировал два десятилетия поведенческих наук, социальных наук и неврологии, чтобы понять анатомию и пластичность мозга подростка.

Он надеется, что его работа поможет родителям и педагогам сделать две вещи: осознать важность длительного периода развития и перестать рассматривать его как нечто, что нужно «выжить».

Реклама

«Если вы входите в ситуацию, думая: «Лучшее, что я могу сделать, это пройти через это живым», вы подходите к ней совершенно по-другому, чем если вы входите в нее, думая, что она может быть действительно положительным опытом», — сказал мне Стейнберг.

«Подростковый возраст так же важен, как и ранние годы жизни, и родители должны вкладывать в него так же, как в ребенка или малыша».

«Я говорю родителям: «Послушайте, я уверен, что вы хотите для своих детей большего, чем выйти из подросткового возраста не в тюрьме, не наркоманом и не беременным», — говорит он. «Но это своего рода планка, которую в конечном итоге устанавливают многие люди».

Мозг подростка, пишет Стейнберг, особенно чувствителен к окружающей среде, поэтому мы можем вспоминать события, людей и опыт подросткового возраста с такими яркими подробностями. И новые данные свидетельствуют о том, что мозг становится более пластичным, то есть поддающимся формированию, в этот чувствительный период.

«Мозг особенно податлив в течение первых нескольких лет, и да, он теряет часть этой податливости после младенчества», — пишет он. «Но новые данные показывают, что пластичность мозга увеличивается в подростковом возрасте и остается на этом относительно высоком уровне до взрослой жизни».

Нам следует иметь в виду, что подростковый возраст формирует детей во взрослых, которыми они позже станут, а не просто дает представление о том, какими супругами/работниками/гражданинами они станут. По словам Стейнберга, заботливые и внимательные взрослые могут сыграть огромную роль в том, чтобы направить молодых людей к позитивному опыту и выбору.

Давление со стороны, например, не должно быть чем-то плохим.

«Мозг подростка особенно чувствителен к наградам, и мы знаем, что одобрение сверстников активирует центр вознаграждения в мозгу подростка», — говорит он. «Мы можем использовать эту жесткую связь, которая делает их очень отзывчивыми к людям своего возраста, чтобы поощрять более просоциальное или желательное поведение. Совместный опыт обучения, общественные работы, позитивные групповые усилия — все это веселее и полезно с друзьями. точно так же, как делать плохие вещи с друзьями кажется более забавным и полезным для мозга подростка».

Если все это звучит как журавль в небе, учтите, что подростки в целом связаны со своими родителями — и их руководством — так, как ни одно из предыдущих поколений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts