В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?
30.05.2018 Просмотров: 3025
«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли?.. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.
Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития. Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом. А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.
Дошкольники (дети до 7 лет)Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей. Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.
Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша. Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.
Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например, о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.
По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.
Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет. В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя. Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь». Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.
Подростки (от 12 до 16 лет)Подростковый возраст «славится» наибольшим количеством конфликтов между родителями и детьми, которые не слушают советов и предостережений взрослых. Многие родители боятся наступления этого возраста у своих детей, опасаясь, что подросток свяжется с плохой компанией, и повлиять на него будет очень сложно. Кризис подросткового возраста у всех наступает в разное время в зависимости от индивидуально-личностных особенностей: это может произойти и в 12, и в 15 лет. К тому же девочки, как известно, развиваются быстрее мальчиков.
Именно в подростковом возрасте формируется способность осознавать последствия своих действий не только для себя, но и для окружающих. 14 лет – возраст наступления частичной уголовной ответственности, когда тинэйджер уже понимает, что его действия могут нанести вред другим людям. Тем не менее, не стоит забывать и о таком феномене подросткового возраста, как вера в персональный миф – характерное для подростка сознание того, что он является исключением из законов природы и будет жить вечно. Именно вера в персональный миф иногда толкает подростка к совершению суицида или к экстремальным увлечениям, потенциально несущим опасность для его жизни. Персональный миф пошатывает способность подростка к осознанию последствий своих действий для самого себя, но сохраняет возможность продумывать их для окружающих.
Постарайтесь не говорить подростку фраз типа: «Ты не понимаешь элементарных вещей – не знаю, что из тебя вырастет» или «Молодой еще – многого не понимаешь». Родителям необходимо аргументировать свою точку зрения, объясняя что-то подростку.
Юношеский возраст (после 16 лет)Юношеский возраст завершает эволюцию осознания последствий своих поступков. К наступлению совершеннолетия юноши и девушки уже осознают последствия, которые наступят как для него и окружающих, так и для всего общества в целом.
В этом возрасте человек уже может продумывать свои действия наперед, строить планы и понимать, что именно будет зависеть от его поступков.
Как мы видим, нередко родители требуют от своих детей невозможного: полностью осознавать, что повлечет за собой то или иное действие, человек начинает только к наступлению совершеннолетия. Конечно, это не значит, что нужно полностью контролировать поведение своего ребенка, но обязательно нужно учитывать возрастные особенности.
Разговаривая с юношей или девушкой, проявляйте уважение. Слушайте их, интересуйтесь их мнением и отношением к событиям, старайтесь обсуждать вместе важные жизненные моменты, предусматривая возможные варианты развития событий. Объясняйте, что выгоднее и проще подумать заранее, к чему могут привести те или иные действия, чем впоследствии исправлять уже совершенные ошибки. Выражение «Я лучше знаю – жизнь прожил» без аргументов и личного примера не подействует.
Екатерина Сафонова
Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/v-kakom-vozraste-deti-nachinayut-osoznavat-posledstviya-svoikh-postupkov/
Первые шаги. В каком возрасте ребенок начинает ходить.
— Наш Ванечка сегодня пошел! – радостно встречает папу после работы сияющая от счастья мама. – Ванечка, смотри, кто пришел! – И виновник праздника осторожно и несмело тупочет навстречу своему большому папе, который подкидывает его аж до самого потолка…
Не сравнивайте: все субъективно
Первые шаги малыша – всегда праздник, в каждой семье. Мамы на детской площадке хвастаются достижениями карапузов: Оленька научилась сползать с дивана, Илюша уже третий день сам поднимается и ходит вдоль дивана, а вот Ванечка сделал первые в своей жизни самостоятельные шаги! Илюшина мама расстроена – ведь ее сынок на целый месяц старше, а ведь не ходит еще.
А огорчаться совсем не нужно! Возраст, когда малыши начинают ходить, не опираясь на стеночку или другую опору, колеблется от 8 до 14 месяцев – у всех по-разному. Специалисты называют разные цифры. Рекомендуется обратиться к врачу, если малышу исполнилось полтора годика, а он все еще не пошел. В других источниках верхний предел ограничивается 16 месяцами.
Как видите, возраст первых самостоятельных шагов для каждого ребенка очень индивидуален, так же, как и график роста и другие физические достижения.
Детки ходят по-разному
Момент, когда кроха становится в своей постельке и, крепко схватившись за бортики, неловко переступает вдоль кроватки, на самом деле и считается началом ходьбы. Обрадованная мама торопит события, вынимает малыша из кроватки и ставит на пол, чтобы наконец пройтись с ним по комнате за ручку. Не спешите! Упражнениями в кроватке карапуз укрепляет свои еще неумелые ножки, тренируя мышцы и делая их сильнее.
Походка у карапузов совсем не похожа на походку взрослых людей. Еще бы – ведь она сформируется только к 4-5 годам, в этом же возрасте появятся и характерные синхронные движения рук и ног, когда одновременно с левой ножкой поднимается в махе правая рука, и наоборот (выглядит так, как будто человек марширует в вольном темпе; собственно, ведь все люди так и ходят).
А пока дети, которым исполнился или вот-вот исполнится годик, ходят, широко расставляя ножки для равновесия, стопы при этом вывернуты наружу, а сами ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах. В возрасте 2-3 лет малыши ходят по-другому: ножки их почти выпрямлены, то есть практически не согнуты в коленях, так что создается впечатление, что малыш встал на ходули.
Босиком или в обуви?
Каждая мама уверена, что первые шаги – это сигнал к покупке целого арсенала новой детской обуви. Переплетенные босоножки с бусинками, крошечные туфельки со стразами, демисезонные ботиночки, декорированные цветочками, изящные кеды с модным принтом. Однако при выборе обуви главным критерием должно оставаться качество и комфорт, и лишь потом – внешний вид и синхронизация с трендами детской моды.
Итак, как же лучше для малыша вступать в новую жизнь – в тапочках или носочках, или вовсе босиком?
Ортопеды рекомендуют делать первый шаг в обуви, обязательно оснащенной супинатором. Они утверждают, что это служит профилактикой плоскостопия, кроме того, обувь ограничивает стопу и не дает е распластаться. Но расхождения во мнениях существуют даже среди ортопедов. В книге «Сними ботинки — и иди» американский ортопед Саймон Виклер делает вывод, основанный на собственных исследованиях: чем больше человек ходит босиком и чем более гибкая подошва его обуви, тем здоровее у него стопа. Он рекомендует чаще давать детям ходить босиком.
Есть и другие мнения, совпадающие с этой «босоногой» теорией, однако с немаловажной поправкой: малыши обязательно должны ходить голенькими ножками, но не дома, по гладкому ламинату или плитке, а на природе. По песку или гальке, по траве или тропинке в саду – здесь хороша любая естественная неровная поверхность. Песчинки и камешки, травинки и рельефный рисунок тропинок раздражают кожу стопы. А она, в свою очередь, посылает нервные сигналы в мышцы, которые реагируют формированием правильного свода стопы, той самой пружинящей арки, которая не отпечатывается на следе здоровой ножки, развитой без патологий. Именно эту арку помогает формировать супинатор в ортопедической обуви.
Дошкольный возраст: какой возраст Pre-K?
Дошкольное учреждение — это первый опыт вашего ребенка в школе для «больших детей», а если это ваш первый ребенок, то, скорее всего, это будет и ваш первый опыт. Из-за этого у вас может возникнуть масса вопросов, когда речь идет о дошкольном возрасте и программах. При поиске дошкольной программы вы можете заметить, что некоторые называют себя «pre-K», а другие используют термин «дошкольное учреждение». Многие родители часто спрашивают, есть ли вообще разница.
Дошкольное учреждение и дошкольное учреждение: они одинаковы?
По сути, дошкольное учреждение и дошкольное образование — это одно и то же: образование, предшествующее детскому саду. Несмотря на это, в большинстве дошкольных учреждений, как правило, есть отдельные классы для трех- и четырехлетних детей, при этом трехлетние дети посещают меньше дней или меньше часов, в то время как четырехлетние дети посещают их чаще в рамках подготовки к году в детском саду. . Но независимо от дошкольного возраста обучение во многом похоже, с акцентом на изучение азбуки, чисел до десяти и того, как взаимодействовать с другими детьми. В конце концов, цель одна и та же… подготовить вашего ребенка дошкольного возраста к детскому саду.
В каком возрасте дети идут в дошкольные учреждения?
Родители часто задаются вопросом, когда начинать дошкольное учреждение для своих детей. Хотя волшебного дошкольного возраста не существует, многие дошкольные программы начинают принимать детей в возрасте трех лет, а типичный дошкольный возраст составляет от трех до четырех лет.
Готов ли мой ребенок к дошкольному образованию?
- Ваш ребенок приучен к горшку? Во многих школах действуют правила запрета подгузников или подтягиваний для дошкольников. Хотя с детьми время от времени могут происходить несчастные случаи, их следует приучить к горшку до того, как они пойдут в дошкольное учреждение.
- Может ли ваш ребенок разлучиться с вами? Все дети могут скучать по своим мамам и папам, но они должны иметь возможность расстаться с вами на несколько часов без полного истерики. Дети, которые переходят из детского сада в дошкольную программу, обычно не имеют проблем с разлукой.
- Может ли ваш ребенок играть с другими? Само собой разумеется, что маленькие дети не всегда хорошо играют в песочнице, но в дошкольной среде им необходимо иметь возможность взаимодействовать с другими детьми. Хотя со временем они будут больше учиться социальному взаимодействию, дети дошкольного возраста должны уметь заводить друзей, делиться и сотрудничать на базовом уровне.
- Ваш ребенок все еще долго спит? Дошкольное учреждение требует от вашего ребенка некоторой выносливости. Многие программы предусматривают короткое время отдыха, но если вашему ребенку все еще требуется двухчасовой сон в середине утра, чтобы функционировать, вы можете воздержаться от посещения дошкольного учреждения.
- Ваш ребенок умеет общаться? Хотя вы можете говорить на причудливом языке вашего ребенка, другие — нет. Вы должны убедиться, что ваш ребенок дошкольного возраста может общаться достаточно хорошо, чтобы его/ее могли понять учителя и другие дети. Помещение вашего ребенка в дошкольное учреждение, когда его/ее не могут понять, расстроит вашего ребенка и других.
- Ваш ребенок слушает? Все мы знаем, что трех- и четырехлетние дети не самые лучшие слушатели, но чтобы отправить ребенка в дошкольное учреждение, он должен уметь слушать основные инструкции и стараться им следовать.
- Поговорите со своим педиатром. Если есть проблемы со здоровьем, которые, по вашему мнению, могут помешать вашему ребенку посещать дошкольные учреждения, поговорите со своим педиатром. Они смогут направить вас.
Требуется ли дошкольное образование?
Короткий ответ — нет, но это дискуссия внутри самого себя. На каждого человека, который говорит вам, что дошкольное образование не нужно, вы найдете кого-то, кто скажет вам, что это жизненно необходимо. И научные исследования разделены поровну: существует множество аргументов и исследований, проведенных на дошкольниках, которые также болтают взад и вперед относительно того, действительно ли эти программы дают детям шаг вперед.
Преимущества дошкольного образования
Несмотря на это, нельзя отрицать, что дошкольные и дошкольные программы имеют множество неотъемлемых преимуществ. Те, кто утверждает, что все дети должны посещать дошкольные учреждения, указывают на следующие льготы для детей дошкольного возраста, которые посещают программы:
- Академическая подготовка детей к детскому саду. Программы дошкольного возраста познакомят детей с их азбукой и даже научат писать их имена.
- Обеспечивает структуру. Дети учатся следовать расписанию, многие впервые. Они также учатся следовать инструкциям, например, убирать игрушки и тихо сидеть, чтобы рассказать историю.
- Обучает социальному взаимодействию. Когда вы думаете о преимуществах дошкольного образования, социальное взаимодействие так же важно, как и академический рост. Программы Pre-K начинают показывать детям, как правильно взаимодействовать со сверстниками.
- Учит Независимости. Учителя готовы помочь, а мама и папа нет. Дети должны понять, что им нужно перекусить, и они должны знать, когда им нужно пойти в туалет.
- Физическая активность. В связи с ростом детского ожирения среди детей дошкольного возраста и старше многие дошкольные программы делают упражнения частью повседневной жизни.
сохранить статью
Возраст вашего ребенка
Выберите возраст вашего ребенка в месяцах, чтобы начать отслеживать его развитие.
Следующий в вашем списке для чтения
В каком возрасте дети идут в детский сад?
iStock
Трудно поверить, что малыш, который раньше уютно умещался на сгибе руки, наконец-то готов к детскому саду… или нет? Может, стоит подождать еще год? В конце концов, каков правильный возраст детского сада? Тем более, что практика «красных рубашек» детей — предоставление им дополнительного года до поступления в детский сад (что делает их одними из самых старших, а не самых младших) — стала популярной.
Но, как и большинство тенденций в мире воспитания, это заставляет родителей задуматься, действительно ли это хорошая идея. Вот почему мы изучили исследования и попросили экспертов оценить, в каком возрасте лучше всего идти в детский сад. Вот что мы нашли.Видео от Tinybeans
Начало занятий с детьми в детском саду
Дошкольные годы закончились, пора идти в детский сад. Но с чего начинают родители? Где мы делаем со всеми вещами — в Интернете и спрашивая других родителей. Сейчас самое время посетить веб-сайт вашей местной школы или найти и присоединиться к родительским страницам в Facebook или другим учетным записям в социальных сетях, связанных со школой. Другие предложения включают в себя разговор с родителями детей старшего возраста, расспросы вашего воспитателя о местных школах и ожиданиях. Есть много ресурсов для пытливых родителей.
Зачисление в детский сад первого года обучения
Хотя зачисление в детский сад варьируется от штата к штату, родители могут столкнуться с некоторыми схожими требованиями, независимо от того, где они живут. Вот несколько универсальных:
- В большинстве штатов детям должно исполниться пять лет к определенной дате, обычно 1 сентября.
- Во многих школах перед поступлением в школу детям необходимо сделать определенные прививки; узнайте в своем округе о конкретных требованиях.
- Большинство потребуют подтверждение места жительства. Счет за коммунальные услуги или другое почтовое сообщение работает нормально.
- Для регистрации вас могут попросить предоставить копию свидетельства о рождении вашего ребенка.
Чему дети учатся в детском саду?
Хотя учебная программа варьируется от округа к округу по всей стране, родители могут считать своего детсадовца, изучающего алфавит, орфограмму, фонетику и базовую структуру предложения как часть словесности. Математика охватывает такие основы, как распознавание чисел, счет, сложение и вычитание, измерение и основы геометрии. Кроме того, практические занятия и обучение в игровой форме помогают детям узнать о реальных понятиях, таких как погода, растения и животные. Но многие скажут, что самые важные вещи, которым дети учатся в детском саду, способствуют их социально-эмоциональному росту (или навыкам межличностного общения), таким как построение отношений, разрешение конфликтов, развитие эмпатии и самосознания.
Реклама
В чем разница между переходным детским садом (TK) и переходным в начальную школу (TES)?
Transitional Kindergarten (TK) — это двухгодичная программа государственной школы, предназначенная для детей, которым исполняется 5 лет в период со 2 сентября по 2 декабря учебного года. Он предусматривает дополнительный год обучения, направленный на развитие социально-эмоциональных навыков, языка и грамотности, математики и физического развития, чтобы поддержать детей, которые еще не готовы к детскому саду.
Переход в начальную школу (TES) — это программа, предлагаемая дошкольными учреждениями или центрами по уходу за детьми для подготовки детей к детскому саду. Обычно он фокусируется на языке и грамотности, математике, социально-эмоциональном развитии и базовых навыках самопомощи, чтобы дети могли успешно перейти к академическим и социальным ожиданиям детского сада.
Связанный: Как помочь вашему ребенку перейти в детский сад как профессионал
Реклама
Плюсы откладывания детского сада
iStock
Ваш ребенок (вероятно) будет охотнее сидеть на месте, если ему дадут дополнительный год.
Будет ли ваш пятилетний ребенок сидеть неподвижно во время кружка или оставаться на задании в письменных центрах (или дома), на самом деле может зависеть от его возраста, поскольку младшим детям обычно труднее выполнять и то, и другое. Исследования показали, что детям часто неправильно диагностируют проблемы с поведением в детском саду, хотя на самом деле поведение связано с тем, что они моложе своих одноклассников. И, согласно этому исследованию Стэнфордского университета, дети, которые ждут год, чтобы поступить в школу, имеют значительно более низкие уровни невнимательности и гиперактивности, причем результаты сохраняются даже в возрасте 11 лет9. 0003
Вашему ребенку могут ошибочно поставить диагноз СДВГ, если он начнет слишком рано.
Все эти шалости в классе могут иметь непредвиденные последствия для детей, когда дело доходит до подходящего возраста для начала детского сада. Исследование 2018 года, опубликованное в Медицинском журнале Новой Англии, показало, что у детей, которым исполнилось пять лет за месяц до начала детского сада, чаще диагностируют СДВГ, чем у тех, кто начал заниматься в месяц, когда им исполнилось шесть лет. «Наши результаты предполагают возможность того, что большое количество детей гипердиагностируется и лечится от СДВГ, потому что они оказываются относительно незрелыми по сравнению со своими старшими одноклассниками в первые годы начальной школы», — сказал автор исследования Тимоти Лейтон, доцент кафедры здравоохранения. политика ухода в Гарвардской медицинской школе, в этой статье для Образовательная неделя .
Ребенку постарше, вероятно, будет легче с вами попрощаться.
Детям младшего возраста, особенно тем, кто еще не посещал дошкольную программу, может быть труднее прощаться утром (а мы все знаем, как тяжело оставить плачущего малыша при высадке). Предоставление вашему ребенку больше времени, чтобы стать независимым, может помочь ему расслабиться, когда придет время начинать школьный день. с моделью обучения на дому, которую большинство школ будут использовать в этом году, может быть сложно начать ситуацию отказа в середине года, если дети возобновят обучение в классе.
Их мелкая моторика будет лучше развита.
Детям постарше обычно легче дается мелкая моторика (например, с карандашом и ножницами). Способность делать эти вещи может помочь укрепить уверенность ребенка и вызвать у ребенка больше энтузиазма по поводу своих достижений в школе.
У них больше времени, чтобы быть детьми; и у вас есть больше времени с ними.
Ожидание начала формального школьного обучения дает детям больше времени, чтобы побыть детьми, насладиться более неторопливым днем и свободно играть (что, как показали исследования , может быть более ценным, чем учеба для маленьких детей). Отсрочка посещения детского сада также дает вам еще один год с вашим ребенком. Если вам посчастливилось быть дома со своим ребенком, вы будете рады, что у вас есть на это время.
Связанный: Чему научил меня мой сын в красных рубашках о времени
Минусы отсрочки детского сада
iStock Реклама
Старший ребенок может быть выше своих одноклассников; это важно (особенно в средней школе).
Возможно, вы еще не думаете о подростковом возрасте, но давайте не будем забывать: ребенок, который является самым старшим ребенком в детском саду, также будет самым старшим в своем классе средней школы — и это немаловажно, особенно когда наступает половое созревание.
Им может быть скучно (и, следовательно, плохо себя вести).
Это исследование показало, что дети, которые откладывали поступление в школу, в два раза чаще бросали школу. Исследователи считают, что это связано с тем, что они достигают совершеннолетия раньше, когда детям по закону разрешено бросать школу самостоятельно (законы большинства штатов требуют, чтобы дети оставались в школе по крайней мере до 17 лет).
Этот дополнительный год может дорого обойтись.
Если вы работающий родитель, отсрочка посещения детского сада означает еще один год оплаты услуг по уходу за ребенком или дошкольного учреждения. А учитывая, что средняя стоимость дошкольного образования в некоторых штатах превышает 10 000 долларов в год (согласно этому исследованию Института экономической политики), ожидание обходится дорого.
Они могут не найти сверстников своего уровня (изначально).
Год может иметь большое значение, когда вы все еще находитесь в своем первом десятилетии жизни. Это означает, что у спокойного, более замкнутого шестилетнего ребенка могут возникнуть проблемы с поиском единомышленников в классе детского сада, полном буйных пятилетних детей.
В долгосрочной перспективе это может не иметь значения.
Несмотря на противоречивые исследования и сильные мнения с обеих сторон, до сих пор неясно, имеет ли какое-либо значение «красная рубашка» в долгосрочной перспективе. Некоторые исследования даже предполагают, что независимо от того, пошел ли ваш ребенок в школу на год раньше или на год позже, все это выравнивается к годам средней школы.
Связанные: 16 идей для первого дня в школе, чтобы начать год правильно
Итак… Что теперь?
Со всей этой информацией вы, вероятно, все еще задаетесь вопросом: В каком возрасте лучше всего идти в детский сад? Ответ: Оба. Это действительно зависит от ребенка.
«Дети должны как можно больше времени проводить со сверстниками, поскольку детский сад развивает не только академические, но и социальные навыки», — говорит Дина Лапен, школьный психолог из Лос-Анджелеса и бывшая воспитательница детского сада. «При этом каждый ребенок индивидуален. Родители должны подумать о том, почему они могут подумать о красной рубашке».
Лапен сказал, что родители должны поговорить с воспитателем дошкольного учреждения своего ребенка (если применимо), а также ознакомиться с программой детского сада для той школы, которую может посещать ваш ребенок.