В каком возрасте первые слова: Какие они, первые слова малыша?

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова? Это важно знать, как минимум, по двум причинам. Причина первая: зная ответ на этот вопрос, можно легко определить, нормально ли развивается малыш. И вторая, не менее важная причина: первое слово, сказанное ребенком, это всегда праздник для родителей. Ну как же: сынок или доченька начали говорить! Сколько здесь родительской радости и счастья! В ожидании этого дня мама и папа зачастую считают недели и дни. И сильно огорчаются, если, по их предположениям, все сроки давно уже вышли, а их карапуз не произнес еще ни единого словечка – тогда как соседский малыш-ровесник выговаривает уже целых пять слов!

Но – есть ли здесь повод для огорчения? В самом деле – когда дети должны начать разговаривать?

Содержание

  1. Сроки, условия, этапы
  2. Как помочь ребенку научиться разговаривать
  3. Специальная гимнастика

Сроки, условия, этапы

В большинстве случаев родители, ожидая от своего ребенка первого словечка, беспокоятся напрасно. Ну и что с того, что соседский ребенок уже выговаривает несколько слов, а их малыш не произнес еще ни единого словечка? У каждого ребенка – свои сроки взросления. Один – начинает говорить раньше, другой – немного позднее. Это – нормально. Кроме того, девочки произносят первые слова чуть раньше, чем мальчики.

Другое дело, если у ребенка наблюдаются какие-то уж совсем нестандартные отклонения в речевом развитии. Тут-то, конечно, необходимо забить тревогу. Но прежде родителям надо знать – каковы же этапы речевого развития у нормального, здорового малыша. То есть – как малыш готовится к своему первому слову, какие «ступеньки» он должен преодолеть и освоить, прежде чем сознательно произнести «мама» или «папа».

На этот счет существуют специальные общепринятые нормативы. Разумеется, они во многом условны и относительны (будем помнить об индивидуальном развитии каждого ребенка), но все же, в общем и целом, любой малыш так или иначе этим нормативам должен соответствовать.

  1. Каждый ребенок уже рождается «с голосом». Детский плач – это и есть тот самый врожденный голос. С его помощью малыш общается с миром и близкими ему людьми, давая знать о своих потребностях и проблемах.
  2. Примерно в 4-6 месяцев ребенок начинает произносить, кроме плача, и другие звуки: лепетать (этот процесс еще называют гулением), пытаться произносить новые звуки и даже строить простые звуковые сочетания, повторять отдельные слоги. В этом же возрасте кроха уже способен владеть своим голосом, меняя его интонацию.
  3. К годовалому возрасту малыш умеет обозначать отдельным звуком каждый предмет, он активно вступает в разговоры со взрослыми – правда, на своем, детском языке, который большей частью никому, кроме мамы, не удается расшифровать и понять.
  4. К полутора годам карапуз обычно уже осваивает первые простые слова (в основном, повторяя их за взрослыми), и более-менее успешно пытается их произносить.
  5. Примерно в два года малыш способен произносить до 50 и более слов – причем, не бездумно, а вполне осмысленно, правильно называя этими словами тот или иной предмет, человека, животное и т. д. В этом же возрасте многие дети делают первые попытки составлять короткие, из двух-трех слов, предложения.
  6. Приблизительно к трем годам большинство детей уже вполне уверенно разговаривают отдельными словами и сложными предложениями, их словарный запас пополняется с каждым днем. Кроме того, в этом возрасте они способны с помощью отдельных слов и предложений выразить ту или иную эмоцию.

Опять же – кто-то из малышей все эти этапы проходит быстрее, и уже вполне уверенно говорит в два годика, другие – слегка отстают. Не надо паниковать, торопить ребенка, вынуждать его во что бы то ни стало разговаривать, а тем более – наказывать. Ничего хорошего из этого не получится, а вот до стресса малыша такими неразумными усилиями довести очень легко. Ничего, придет время, и ребенок заговорит обязательно. А пока – лучше ему в этом оказать помощь. Хотя если ребенок «выбивается из графика» на полгода и больше, то лучше все же обратиться к доктору: вдруг у малыша какие-то серьезные отклонения в развитии.

Как помочь ребенку научиться разговаривать

Золотое правило, которое должны помнить все родители: в благоприятной, спокойной домашней обстановке ребенок начинает разговаривать быстрее. Всякий ненужный шум, крики, ссоры, резкие движения пугают малыша, действуют угнетающе на его нервную систему, и как результат – ребенок иногда не способен нормально говорить до пяти, а то и более лет.

И еще одно важное правило. Малыш учится говорить, воспринимая речь на слух. Поэтому с крохой необходимо постоянно общаться словесно. Купает, допустим, мама малыша – она должна говорить ему об этом, гуляет ли с ним, кормит его – то же самое. Все родительские действия должны сопровождаться словами. Малыш их слушает, запоминает, и обязательно попытается какие-то слова или хотя бы отдельные слоги воспроизвести. Выражаясь научным языком, у ребенка, который постоянно слушает родительскую речь, формируется пассивный запас слов. По мере их запоминания и взросления малыша, такой пассив обязательно начнет превращаться в актив – то есть, кроха рано или поздно попытается услышанные слова выговорить вслух.

Здесь есть еще одно важное условие – как именно следует общаться с малышом. Правила в этом случае несложны:

  • говорить с малышом нужно простыми словами и предложениями;
  • необходимо стараться говорить обо всем, что видит малыш и что происходит вокруг него;
  • слова и фразы нужно выговаривать и строить правильно, не сокращая их и не переиначивая;
  • предметы и явления, которые видит малыш, необходимо называть полными и правильными словами, а не словами-заменителями. Например, машину нужно называть именно машиной, а не, допустим, «би-би»;
  • о себе мама должна говорить от первого, а не от третьего лица, а к ребенку обращаться не отвлеченно, а говорить ему «ты». Например, говорить: «Мама сейчас напоит своего малыша водичкой» – это неправильно. Правильно будет: «Сейчас я напою тебя водичкой»;
  • сюсюкать с ребенком и нарочно коверкать слова – не нужно. Иначе он запомнит их в таком искаженном виде, и так же начнет их произносить.

Специальная гимнастика

Хорошие результаты дает и специальная детская гимнастика. Ее цель – разработка речевого аппарата малыша, чтобы впоследствии он легче мог выговаривать слова. Такая гимнастика называется еще артикуляционными играми. Суть ее заключается в следующем:

  • мама и малыш строят друг другу рожицы. Это можно делать перед зеркалом, а можно – глядя друг на друга. Вначале мама строит какую-нибудь гримаску и просит малыша, чтобы он ее повторил. Таким способом у ребенка развиваются лицевые мимические мышцы;
  • мама двигает языком, будто облизывает губы или показывает и прячет язык, а ребенок – повторяет. Малыш с тренированным языком легче справляется с произношение звуков и слов;
  • мама и ее карапуз поочередно надувают щеки;
  • хорошая тренировка – надувание мыльных пузырей или сдувание всяческих легких бумажек или перышек с поверхности стола. Таким образом укрепляются детские легкие и, соответственно, дыхание, которое очень важно при разговоре.

Есть мнение, что дети с хорошо развитой крупной и мелкой моторикой начинают говорить раньше по сравнению с детьми, у которых такие качества развиты плохо. Поэтому наряду с другими тренировочными упражнениями необходимо развивать и моторику.

Впрочем, многие с этим не согласны. Есть немало случаев, когда ловкие и подвижные малыши начинают говорить поздно и долгое время говорят плохо, а другие, у которых все буквально валится из рук, осваивают речь рано и быстро. Опытные родители подтвердят этот факт. Но, однако же, сама по себе моторика очень полезна для детей.

Какой активный словарный запас у ребенка

проблемы с речью

Автор: Марина Вымязева

Нормы возраста, когда у ребёнка появляются первые слова. Этапы доречевого развития. Что делать, если дети начинают говорить первые слова в более позднем возрасте.

В каком возрасте дети начинают говорить первые слова

Нервно-психические развитие младенца всегда под пристальным вниманием родителей, поэтому один из самых частых вопросов – в каком возрасте дети говорят первое слово. Ответ на этот вопрос неоднозначен, ведь в развитии детской речи существует доречевой период, когда ребёнок говорит первое слово, но оно пока не несёт смысловой нагрузки. По мере развития малыша речь постепенно становится более осознанной, и наступает момент, когда у ребёнка появляются первые слова, наполненные смыслом. Рассмотрим основные этапы развития речи – от первых звуков до осознанного вербального общения.

Первые слова ребёнка – возраст и нормы

У новорождённого единственным средством коммуникации с миром является крик. На втором месяце появляется агуканье, а на третьем – гуление, когда дети начинают первые слова, вернее звуки, произносить нараспев в ответ на обращённое к ним внимание.

К четырём месяцам гуление становится всё более длительным, приобретает эмоциональную окраску, и родители с нетерпением ждут появления других звуков, сверяясь по нормам, во сколько дети говорят первое слово. В норме к возрасту 5-6 месяцев у младенцев появляются лепет – повторяемые слоги, которые пока не имеют смысловой нагрузки. К семи месяцам лепет перерастает в предслово – последовательность слогов, которая еще не наполнена смыслом, но уже выражает потребность либо отношение младенца.

С восьмимесячного возраста малыши начинают понимать отдельные слова и могут находить взглядом знакомые предметы, названия которых озвучивают взрослые. 

Именно в эту пору – после восьми месяцев – многие мамы не по-наслышке получают ответ на вопрос – во сколько ребёнок начинает говорить первые слова. Обычно они состоят из одинаковых слогов – «мама», «баба», «папа» и произносятся хотя и осознанно, но спонтанно. К 10-12 месяцам произношение становится не только осмысленным, но и целенаправленным.

Если ребёнок говорит первые слова в возрасте, отстающем от норм

Речевое развитие каждого человека индивидуально и зависит от многих факторов. Причиной того, что малыш не укладывается в нормы, во сколько лет дети говорят первое слово, может быть:

  • Недостаток вербального общения. С младенцами нужно как можно больше разговаривать с первого дня жизни.
  • Слишком сложная речь взрослых. Важно использовать самые простые словесные конструкции, чтобы малыш мог вас легко понять и воспроизвести вашу речь.
  • Отсутствие потребности в общении. Не нужно предвосхищать все желания крохи, пусть у него возникает необходимость объяснить взрослым свои потребности.

Запаздывание в освоении речевых навыков на 2-3 месяца может быть вариантом нормы. Однако если у малыша отсутствовали периоды гуления, лепета, или если вы спрашиваете, во сколько ребёнок должен сказать первое слово, хотя ему уже исполнилось два года, то его нужно показать врачу.

Зачастую не имеет значения, когда появилось первое слово ребёнка, во сколько месяцев. Гораздо важнее уровень речевого развития, который будет достигнут к четырём годам, ведь от него напрямую зависит подготовка к школе. В 4 года ребята должны иметь в активе 1500-2000 слов, связно говорить сложными предложениями, использовать все части речи, легко подбирать синонимы, антонимы. Если у вашего сына или дочери с этим есть сложности, обращайтесь к логопеду онлайн на нашем сайте KidBrains. Логопедические занятия онлайн очень удобны, эффективны и увлекательны. Пройдите бесплатно диагностику речи по этой ссылке.

Первые слова | До их первых слов

«Знания языка, которые приобретают младенцы, являются продолжением знаний, на которые они будут опираться всю оставшуюся жизнь, продолжая использовать этот язык».

Swingley, 2009

Первые слова

Примерно в год своего первого дня рождения (уже в десять месяцев) дети начинают произносить звуки, которые взрослые распознают как слова на их языке. Чаще всего эти первые слова не совсем взрослые. В них могут отсутствовать целые слоги (например, [нана] для «банан») или целевой звук может быть заменен другим (например, [гук] для «утка»). Сначала дети пытаются имитировать части слов, используя уже имеющиеся в их репертуаре звуки, пока постепенно не станут способны правильно имитировать слова с первого раза.

Первые слова младенцев обычно появляются вместе с лепетом, но отличаются тем, что они постоянно используют одну и ту же форму (звук, хотя бы немного похожий на взрослую форму) для одной и той же функции (т. .

Эти первые слова часто относятся к людям, игрушкам, еде или другим аспектам их повседневного мира. Они могут выполнять множество функций, например, слово может использоваться как просьба (повелительное наклонение) или для информирования кого-либо о чем-либо (декларативное). Ранние слова также могут быть так называемыми «перформативами», словами, чья функция является частью социальной рутины, например, «привет», «до свидания» или «пипо».

Прежде чем произносить свои первые слова, младенцы должны иметь некоторые важные предварительные навыки.

Каждый ребенок будет следовать своей собственной шкале развития при изучении слов. Они могут начать производить их очень рано, около 10 месяцев, или намного позже, около 18 месяцев. Когда бы они ни начинали, в течение примерно 6 месяцев практики они, вероятно, создали продуктивный словарный запас из 50 слов. Важно отметить, что дети могут понимать гораздо больше слов, чем произносить. То есть их рецептивный словарный запас всегда больше, чем его продуктивный словарь.

Прежде чем они смогут построить продуктивный словарный запас, дети должны приобрести ряд важных предварительных навыков. К ним относятся: понимание намерений, лепет, направляющий взгляд, следование и способность участвовать в совместном внимании с другими.

Кроме того, способность произносить слова следует за развитием понимания слов, таким как сегментация речи и обучение связыванию форм слов и их значений.

Консультация

Первые слова малыша – волнительное событие для всей семьи. Что мы можем сделать, если трудно понять, что они означают?

Посмотреть совет >

Для получения дополнительной информации
Голос эксперта

Пилар Прието, ICREA–Universitat Pompeu Fabra- Первые слова

Первые слова младенцев имеют некоторые общие черты со словами взрослых, что позволяет нам узнавать их.

Каждый ребенок будет следовать собственной шкале развития при изучении слов.

После слова «мама» первыми словами детей являются «это» и «тот».

исследование, которое является крупнейшим по размеру выборки ранним развитием словарного запаса на языке коренных народов.

Раннее использование таких слов, как «этот» и «тот», было задокументировано в широко распространенных языках, таких как английский, испанский и мандарин, которые имеют относительно простые системы для указательных слов, сказала Амалия Скилтон, ученый-лингвист и научный сотрудник Клармана в Колледж искусств и наук (A&S).

Скилтон наблюдал аналогичные закономерности среди 45 носителей языка тикуна в Перу, предположив, что сильное стремление детей делиться вниманием оказывает сходное влияние на изучение языка, особенно на первые слова, даже в языках, которые различаются структурно и на которых говорят в очень разных социальных условиях.

«Дети учат демонстративные слова, которые привлекают внимание других к объектам, таким как «это/то» и «здесь/там», в очень раннем возрасте, когда они знают очень мало других слов», — сказал Скилтон. «Этот» и «здесь» появляются так же рано, как стереотипные первые слова, такие как «мама»9. 0003

Демонстранты играют «главную роль» в языковом развитии, пишет Скилтон в статье «Изучение демонстраций, ориентированных на говорящего и адресата, в Тикуне», опубликованной 7 апреля в Журнале детского языка. Они являются одним из основных инструментов направления того, что лингвисты называют совместным вниманием, что позволяет нам обозначать объекты именами, координировать наши действия и сотрудничать.

«Обмен вниманием — это инфраструктура для остальной части языка и социального взаимодействия», — сказал Скилтон.

В английском языке есть только два основных указательных местоимения («это» и «это»), но в некоторых языках их до дюжины. Тикуна, на котором говорят примерно 69 000 коренных жителей, живущих вдоль реки Амазонка/Солимоэнс в Перу, Колумбии и Бразилии, включает шесть демонстративных языков, четыре из которых были изучены в связи с их более распространенным использованием.

В течение более чем года в Кушиллокоча, Перу, общине с населением около 5000 человек, которая полагается на натуральное хозяйство, Скилтон записывал детей в возрасте от 1 до 4 лет, играющих и взаимодействующих с опекунами у себя дома. Она проанализировала развитие языка тикуна, снятое почти на 15 часов видеозаписей.

Несмотря на небольшой словарный запас, 12 из 14 годовалых детей, участвовавших в исследовании, говорили «это/это» или «здесь/там», демонстрируя универсальное стремление делиться вниманием. Скилтон сказал, что исследование подтверждает, что опекуны могут ожидать, что дети начнут использовать эти слова в возрасте от 12 до 18 месяцев «независимо от того, на каком языке они говорят».

Но тип используемых демонстраций показывает, что, хотя очень маленькие дети стремятся делиться вниманием, им трудно понять точку зрения других. Скилтон обнаружила, что дети Тикуны выучили «эгоцентрические» демонстративные формы — эквивалентные «это/здесь, рядом со мной» — примерно на два года раньше, чем «интерактивные» демонстрационные формы, такие как «это/там рядом с тобой». И они использовали эти эгоцентрические слова чаще, чем взрослые, составляя до 15% всех произнесенных слов.

Уже известно, что дети плохо понимают, во что верят или знают другие. Скилтон сказала, что ее исследование дополняет вывод о том, что маленькие дети также испытывают трудности с пониманием того, как другие люди видят объекты в космосе. Она считает, что это функция когнитивного развития, а не изучения какого-либо конкретного языка.

Таким образом, по словам Скилтон, родители и другие опекуны не обязательно должны беспокоиться, если дети в возрасте до 3 лет неправильно используют интерактивные слова.

«В то время как взрослые думают об этих словах как о простых, — сказал Скилтон, — их значения довольно сложно понять детям в раннем возрасте, и проблемы с ними — типичная часть детского развития».

Скилтон планирует вернуться в Перу, чтобы продолжить свои исследования, которые включают в себя первое всестороннее исследование развития совместного внимания в незападной среде, сместив свое внимание на использование детьми указательных жестов для привлечения внимания взрослых. Во время своего трехлетнего стажировки Кларман она сотрудничает с ведущей факультета Сарой Мюррей, доцентом кафедры лингвистики (A&S).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts