что делать если он не говорит и как ему помочь
Маргарита Носкова
развивает речь ребенка с рождения
Профиль автора
Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «Cколько же ему лет?»
Люди обращают внимание на четкую речь и длинные фразы ребенка. Многих это восхищает, но иногда я замечаю во взгляде собеседника тревогу из-за того, что их малыши пока молчат.
По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.
В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.
Почему важно развивать речь
Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.
«Мышление и речь» — психологические исследования Льва Выготского
Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.
Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.
/happy-kid/
«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту
Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.
На занятия по развитию речи в некоторых клубах приглашают малышей с восьми месяцев. В этом возрасте еще сложно заподозрить какую-то проблему, а с базовыми тренировками речи родители могут справиться и самостоятельно. Источник: baby-club.ruКак развивается речь
Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.
Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.
Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.
Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием — МГПУ
Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.
С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.
Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.
Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.
Гармоничное развитие ребенка — книга Гленна Домана
1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.
Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.
2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.
Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.
3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.
А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.
4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.
Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.
Физическое и психосоциальное развитие детей раннего возраста: 0—5 лет — фонд «Юнисеф»
Что делать, если речь развивается не по плану
Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.
Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.
Приказ Минздрава России «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»
О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.
Приемы педиатра входят в ОМС — посещать врача можно бесплатно. В частных клиниках Москвы прием стоит 2000—6000 Р.
Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.
Плановые приемы невролога и посещения врача по направлению тоже входят в ОМС. Прием детского невролога в частной клинике Москвы обойдется в 2200 — 5000 Р.
Детский психиатр впервые встретится ребенку на диспансеризации в два года: раньше посещать этого врача нет необходимости. Психиатр тоже может заметить, что речь ребенка развивается с отставанием, и помочь решить эту проблему. Платный прием у психиатра стоит 5000—12 000 Р.
/list/atypical-kindergarten/
Английский с носителем и ранняя профориентация: 10 детских садов Москвы с нетипичной программой
Реабилитолог корректирует последствия травм и серьезных болезней, помогает малышам в случае задержек развития, чаще именно моторных навыков, но иногда занятия у реабилитолога назначают и при речевых задержках. Средняя цена одного приема в частных клиниках — 5000—6000 Р.
Логопед зачастую работает с детьми старше трех лет, корректирует речевые нарушения у малышей. Специалист также работает с мышлением, вниманием, памятью и моторикой своих пациентов — это помогает в постановке правильного звукопроизношения. В государственных детских садах бывает возможность попасть к логопеду бесплатно. В частном порядке стоимость одного занятия составляет в среднем 3500—5000 Р.
Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.
Что такое алалия — Medspecial
Расстройства аутистического спектра — Клиника Майо
Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка
Наталья
мама ребенка с алалией
О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.
Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.
Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.
В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.
В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 Р за занятие с логопедом и 3500 Р за абонемент на восемь посещений бассейна.
Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.
Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.
Ноотропы: правда ли они улучшают работу мозга
Что может повлиять на развитие речи
Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.
Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.
Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.
Рекомендации по подготовке к беременности — Русский медицинский журнал
Как избежать инфекций во время беременности — Uptodate
Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.
Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.
Снизить риск поможет вакцинация: от менингита защитит препарат «Менактра», от гемофильной палочки — «Пентаксим» или «Хиберикс», а от отитов — «Превенар».
/vaccination/
Как сэкономить на детских прививках, не экономя на здоровье
«Превенар» включен в национальный календарь прививок, это лекарство доступно бесплатно по всей России. «Пентаксим» — комбинированная вакцина и защищает не только от гемофильной палочки, но и от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. В поликлинике ее могут поставить бесплатно вместо АКДС, но препарат не всегда бывает в наличии. В частных клиниках Москвы прививка стоит в среднем 4500 Р.
«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.
Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.
Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.
Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.
/list/pediatr-deti/
11 важных вопросов педиатру Сергею Бутрию
Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.
Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.
Исследование взаимосвязи между черепно-мозговыми травмами и социальным взаимодействием у детей — Frontiers
Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.
Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития — пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских садов и логопедов
Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей — интернет-портал «Детская психология»
Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.
Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.
Как помочь заговорить детям без осложнений
Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.
Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.
Как я экономлю на развивашках для ребенка
Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.
Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.
Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.
Рекомендации по вопросам физической активности у детей до пяти лет — Всемирная организация здравоохранения
Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.
В «Детском мире» такой коврик с дугами для игрушек стоит 1819 Р. Коврик познакомит ребенка с разными цветами и текстурами, а родители помогут узнать, какими словами называются нарисованные животныеМного говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.
Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав».
Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.
Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.
/list/parents-podcasts/
14 подкастов для родителей, которые помогут справиться с воспитанием ребенка
Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.
Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.
Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.
/list/parents-reading/
10 книг, которые стоит почитать будущим родителям
Многие книги я покупаю в издательствах «МИФ» и Clever. На распродажах отличные книги можно купить за 200—300 РЧтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.
Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.
Особенности функционирования зеркальных нейронов — «Успехи физиологических наук»
Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.
Чтобы сын обращал внимание не только на картинки, я говорю: «Посмотри, как мама произносит слова» — и показываю указательным пальцем на лицоЧитать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.
Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.
Муж с удовольствием подключается к тренировкам на высовывание языка. У них с сыном отличный тандемВключала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.
Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.
Стать президентом Америки и потренироваться дома: 17 неизбитых функций Яндекс-колонки
Колонка с Алисой — крайняя справа. Такая модель стоит от 12 149 Р. Для музыки, радио и сказок подойдет и мини-колонка: она стоит от 4490 РВключала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.
Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.
/list/cartoons-nol-plus/
Научиться отстаивать личные границы и мечтать: 6 полезных короткометражек для детей
Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 Р в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.
Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.
Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.
После одной из поездок ребенок ткнул пальцем в нарисованный самолет и сказал «мОе», то есть «море»: у него сложилась причинно-следственная связь между двумя ситуациями. Было очень интересно наблюдать это в первый разЗапомнить
- Развитие речи — естественный процесс, и в норме ребенку не требуется помощь специалистов. Научить его говорить быстро и чисто могут сами родители.
- Заниматься развитием речи ребенка можно с самого рождения: даже если он пока не отвечает, он учится различать голоса и понимать интонации, запоминает особенности артикуляции и накапливает словарный запас.
- Чтобы ребенок быстрее заговорил, родителям нужно как можно больше разговаривать самим, предлагать малышу вступать в диалог и знакомить с большим количеством разных предметов и ситуаций: с помощью книг, мультфильмов и путешествий.
- Иногда развитию речи могут мешать особенности здоровья ребенка. Если малыш отстает от возрастных норм, стоит рассказать об этом педиатру и попросить направления к узким специалистам: неврологу, психиатру и логопеду.
Как говорить с ребенком о смерти — Афиша Daily
Жизнь с детьми
Как говорить с детьми о смерти: краткая инструкция
Ника Голикова
25 февраля 2021 17:03
Как отвечать на вопросы ребенка о смерти, почему важно не обходить эту тему стороной и как не травматично объяснить детям то, что родители тоже умирают? Эти и другие вопросы «Афиша Daily» задала детскому психологу Анфисе Беловой.
Почему важно объяснять ребенку, что такое смерть?
Потому что смерть — неотъемлемая часть нашей жизни. С этим рано или поздно встречается каждый ребенок: в мультиках, книгах или реальной жизни, и у него возникают вопросы. Если он не получает ответов, то начинает додумывать сам, а так как он не имеет должного опыта и знаний, то пользуется исключительно своей логикой. Чаще всего отсутствие ответов вызывает самые различные страхи: страх собственной смерти, смерти близких, неизвестности, чего‑то потустороннего (если ответы по теме смерти он получил из доступных источников — например, мистических фильмов). У ребенка может возникать ощущение, что от него что‑то скрывают или его обманывают.
В каком возрасте лучше начать разговор?
Вопросы о жизни и смерти возникают у детей в возрасте шести-семи лет. Когда они появляются, тогда и есть смысл об этом поговорить. Бывают ситуации, когда ребенок сталкивается со смертью раньше — например, если умирает кто‑то из близких или домашнее животное. Тогда, конечно, можно завести разговор и раньше.
Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?
Стоит об этом говорить аккуратно, без каких‑либо подробностей и в той парадигме, в которую верит сам родитель. Кому‑то легче принимать смерть через религию, кому‑то — через теории о душе, кому‑то — через любовь и память.
Важно дать понять ребенку, что смерть — это не что‑то, чего стоит бояться.
Несмотря на то, что человека больше нет в реальности, он все равно остается в нашей памяти.
Нужно объяснить ребенку, что вы с ним чувствуете схожие эмоции: можно вместе поплакать, спросить у него, что он чувствует. Порой бывает так, что возникает злость на человека, которого нет рядом, и у взрослых, и у детей. Это эмоции, мотивированные мыслями: «за что он нас оставил», «почему он ушел», «мне необходимо, чтобы он был рядом, а его нет». И это тоже нормально.
Можно сохранить какие‑то вещи близкого и объяснить ребенку потерю через магические или даже сказочные тезисы: например, что в этих вещах живет частичка близкого или ваша память о нем. Но ни в коем случае нельзя замалчивать и избегать этих разговоров, иначе ребенку придется переживать это в одиночку.
Иногда родители говорят: «Тебе пока рано об этом знать». И ребенок остается с этим один на один, потому что он не может перестать задавать себе вопросы, особенно если он видит грустных родителей или плачущих родственников вокруг. И в таком случае он, скорее всего, будет переживать гораздо больше страха, чем если родитель аккуратно объяснит ему, что произошло.
Какие слова и выражения лучше использовать?
На приемах с детьми я говорю о концепции души — о том, что, когда человек умирает в реальном мире, он продолжает жить в нас, в нашей к нему любви и нашей памяти. Да, мы по нему скучаем, но должны понимать, что этому человеку не плохо и не больно, он просто находится где‑то не рядом. Я стараюсь настраивать ребенка так, чтобы грусть и печаль переводились во что‑то светлое — в воспоминания, например.
Есть родители, которые не верят в концепцию души и жизни после смерти, тогда можно объяснять с биологической точки зрения: так устроена природа, это часть нашей жизни, и никто не знает, что будет дальше. Главное — рассказать так, чтобы не вызвать в ребенке чувство безнадежности.
Почему нельзя врать ребенку?
Некоторые родители, боясь за ребенка, выбирают ложь. Говорят, что родственник уехал куда‑то далеко и больше не вернется. Но так делать нельзя. Ребенок может сразу понять, что вы ему недоговариваете или обманываете его, тогда он просто начнет терять к вам доверие. А если он через какое‑то время узнает правду, то может счесть ваш поступок за предательство.
Не испугается ли ребенок такого разговора?
Суть в том, что вопросов о жизни и смерти больше боятся родители. Для взрослых эта тема табуирована, потому что вызывает боль, скорбь, ощущение потери. У ребенка таких ассоциаций еще нет. Если преподносить ему информацию спокойно, грамотно, аккуратно, это будет просто очередной ответ на один из множества вопросов. И он не будет этого бояться.
Стоит ли брать ребенка на похороны?
Все очень индивидуально: зависит от традиций и мировоззрений семьи и от личности самого ребенка. В целом похороны — это далеко не обязательное мероприятие для детей, они действительно могут напугать. Тем более что это не единственный способ попрощаться с человеком. То есть стоит понимать, для чего необходимо брать ребенка на похороны и есть ли в этом смысл.
С другой стороны, для некоторых детей (обычно тех, кто постарше) это может быть действительно важным моментом в прощании с близким, и они сами будут проявлять интерес к похоронам.
Как рассказать ребенку о своей неизбежной смерти в будущем?
Наверное, чаще всего приходится говорить об этом, если ребенок сам спрашивает. И тут, конечно, тоже не нужно врать. Стоит осторожно объяснить, например, используя фразы: «Да, это естественный процесс, все умирают, но это будет нескоро»; «Мы еще очень долго будем вместе»; «Я не оставлю тебя одного». Важно дать понять, что вы будете вместе с ребенком до тех пор, пока он не вырастет и не заведет свою семью, но и даже тогда вы все еще будете рядом с ним. Можно переводить акцент на разговоры о жизни, о том, сколько в ней всего прекрасного и удивительного.
В разговорах с маленькими детьми на серьезные темы важно давать информацию дозированно, по мере взросления, а не перегружать сразу. Кроме этого, многое зависит от того, какие вопросы они задают. Если сразу сказать: «Я не знаю, когда я умру, может быть, завтра попаду под машину», — это может вызвать страх. При этом всегда, если это все равно кажется обманом, можно сформулировать более аккуратно: «Никто не может знать точно, когда умрет, но обычно это происходит уже в старости, когда жизнь человека подходит к концу».
На первых этапах может быть достаточно веры в то, что родитель еще очень долго будет рядом и смерть произойдет нескоро. Когда через какое‑то время ребенок узнает, что люди умирают не только от старости, что иногда умирают довольно рано, тогда это повод уже отвечать на следующие вопросы.
расскажите друзьям
Что делать, если ваш двух- или трехлетний ребенок не разговаривает
Если вы родитель или опекун старшего малыша, и он еще не разговаривает, у вас, вероятно, возникают некоторые вопросы. Это нормально? Как я могу им помочь? С чего мне вообще начать?
Мысль о том, что наши малыши не достигают возрастных показателей, может быть немного ошеломляющей. Но, как говорится, знание – сила. Ключевым моментом является знание того, как определить задержку связи и что делать дальше. Понимание стадий развития речи и языка также может помочь уменьшить беспокойство или спутанность сознания. Итак, давайте пройдем через это вместе.
В каком возрасте дети должны говорить свои первые слова?
Дети обычно начинают произносить свои первые слова в первый день своего рождения. Все дети разные, но это хорошее практическое правило.
Возможно, вы не понимаете, что ребенок должен освоить несколько языковых навыков, до перед тем, как он сможет начать говорить. Очень редко дети перескакивают через эти языковые навыки. Вы можете думать о развитии языка как о лестнице. Каждый шаг должен быть сделан, прежде чем достичь вершины!
Понимание этих шагов или вех для детей в возрасте 0–12 месяцев и 12–24 месяцев может дать вам ценную информацию о том, как развивается ваш ребенок. Если ваш малыш еще не говорит, есть большая вероятность, что ему придется попрактиковаться в некоторых из этих предыдущих шагов!
Сколько детей имеют задержки в развитии общения?
Подсчитано, что почти 8% детей в США имеют задержку речи или глотания.
Несколько лет назад было завершено исследование по оценке развития детей в возрасте от 3 до 17 лет. Данные показали, что из 7,7% детей, у которых обнаружена задержка речи или глотания:
5% имели проблемы с речью, или проблемы, связанные с артикуляцией звуков речи
3,3% имели языковые проблемы или трудности с пониманием и использованием слов и предложений для общения коммуникативные способности.
Общие причины, по которым некоторые дети поздно начинают говорить
Существует множество различных причин, по которым дети могут не начать говорить вовремя. Вот некоторые из них.
Проблемы со слухом
Любая потеря слуха может иметь прямое влияние на развитие речи и языка. Если ребенок не может слышать все звуки своего языка, это повлияет на его способность четко слышать слова и понимать их значение. Им также будет трудно научиться произносить слова. Если у вашего ребенка задержка речевого и языкового развития, очень важно исключить любую потерю слуха на раннем этапе.
Орально-моторные проблемы
У некоторых детей возникают трудности с орально-моторными движениями. Это относится к способности координировать свои губы, язык и челюсть для производства речи. Иногда эти орально-моторные трудности вызывает состояние, называемое детской речевой апраксией .
Неспособность к обучению
Задержка речи и языка может существовать сама по себе. Он также может сосуществовать с другими нарушениями обучаемости . Некоторые из них включают расстройство аутистического спектра, СДВГ, умственную отсталость и нарушения развития.
Неврологические проблемы
Если у ребенка есть основная неврологическая проблема, это может повлиять на его способность четко говорить. Церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма — вот несколько примеров диагнозов, которые могут повлиять на речевые способности.
Факторы окружающей среды
Детям нужно играть каждый день! Их нужно стимулировать и вовлекать в различные игровые действия, чтобы развивать языковые навыки. Если с ребенком редко разговаривают, его речь не моделируется, и у него нет возможности играть, он может подвергаться большему риску задержки общения. Это отличный пример того, почему сокращение экранного времени так важно для развития речи и языка.
Задержка развития
У некоторых детей могут отсутствовать другие задержки развития, но по какой-то причине они отстают именно в речевых и языковых навыках. Раннее вмешательство необходимо, чтобы помочь им наверстать упущенное.
Как узнать, что требуется логопед?
Если ребенку 15 месяцев, и он еще не говорит, рекомендуется пройти обследование речи. Поэтому, если вашему малышу 2 или 3 года, и он еще не разговаривает, очень важно поговорить с педиатром или логопедом. Они, вероятно, порекомендуют оценка речи для оценки текущих способностей вашего ребенка.
Раннее вмешательство очень важно в таких ситуациях. Чем дольше ребенок остается без вмешательства, тем больше вероятность того, что он еще больше отстанет.
Если вы только сейчас понимаете, что вашему ребенку может быть полезна терапия, постарайтесь не беспокоиться о времени, проведенном без лечения. Мы можем принимать только те решения, которые влияют на ситуацию здесь и сейчас. Гордитесь тем, что вы нашли время, чтобы научиться помогать своему ребенку! Быть защитником вашего ребенка — важная роль, и кто может лучше выполнять эту роль, чем вы? Благодаря вам этот первый шаг на пути к общению изменит жизнь вашего ребенка.
Как улучшить речь ребенка дома?
Возможно, вам интересно, чем еще вы можете заниматься помимо логопеда. Хорошие новости: есть лот из , который вы можете практиковать с малышом дома! И для этого не нужны какие-то большие изменения или дорогие устройства — только простые повседневные взаимодействия. Давайте рассмотрим их вместе.
Спуститесь на их уровень и играйте!
Многие люди не осознают, что игра является такой огромной частью развития ребенка. Знаете ли вы, что игра имитирует общение? Когда мы играем с кем-то, ход делает один человек, затем другой и так далее. Эти возвратно-поступательные действия похожи на общение.
Если вы поиграете со своим ребенком, это может сильно повлиять на его речь и развитие языка! Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте эти забавные и практичные идеи для игр .
Каждый день находите время для совместного чтения.
Время, проведенное за чтением с вашим малышом, может значительно улучшить его коммуникативные навыки! Дети, которые читают одну книгу в день, получают 78000 дополнительных слов в год. Насколько это невероятно?
Совместное чтение позволяет вашему ребенку выучить больше слов, понять структуру предложений и даже улучшить свои фонологические навыки. Это относится к способности ребенка распознавать звуки, из которых состоят слова, и их значения. Эти речевые и языковые способности связаны с академическими способностями ребенка по мере взросления. Кроме того, совместное чтение помогает укрепить связь между вами и вашим ребенком. Так что сделайте рассказ частью своей повседневной жизни!
Практикуйте навыки имитации.
Способности к подражанию также важны для развития речи и языка ребенка. Если ваш ребенок еще не имитирует какие-либо звуки, потратьте некоторое время на изучение звуков животных или звуков поездов и машин. Они, как правило, забавны и мотивируют малышей копировать!
Как только ваш ребенок начнет имитировать эти звуки, вы можете перейти к звукам речи, таким как гласные и согласные, например, к простому лепету, например «ма-ма». По мере того, как ваш ребенок будет совершенствоваться в этой области, вы можете перейти к простому подражанию словам.
Если вы пробовали все это, но ваш ребенок все еще испытывает трудности с словесной имитацией, попробуйте имитация жестов . Дети должны научиться копировать жесты и движения, прежде чем перейти к речи. Это могут быть простые жесты, такие как махание руками, воздушные поцелуи и хлопки в ладоши.
Образцовый язык для вашего ребенка.
Одна из самых простых и эффективных вещей, которые вы можете сделать для своего ребенка, — это смоделировать для него язык. Это просто: просто поговорите им часто, даже если они вам не отвечают. Дети многому учатся у людей, с которыми они проводят больше всего времени. Ваш ребенок может выучить слова, их значение и произношение, просто наблюдая и слушая то, что вы делаете!
Помните, что как опекун и защитник вашего ребенка вы играете невероятно важную роль в его жизни. Как логопед, для меня большая честь идти рядом с семьями, переживающими ситуации, которые могут быть похожи на вашу. Мы всегда здесь, чтобы быть источником информации и поддержки, чтобы помочь вашему ребенку в его пути общения!
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Веселые и простые советы по речи и языку подаются каждый месяц!
Развитие экспрессивной речи у детей в возрасте от 0 до 5 лет
Рута Россет, логопед
По мере развития дети учатся говорить и использовать язык. Ниже вы найдете краткую информацию о навыках выразительной речи, которые обычно достигают дети на ключевых этапах своего развития.
Рождение
Новорожденные издают звуки, которые позволяют другим понять, что они испытывают удовольствие или боль.
0-3 месяца
Ваш ребенок улыбается вам, когда вы появляетесь в его поле зрения. Они часто повторяют один и тот же звук и «воркуют и мурлыкают», когда довольны. Крики различаются, а это означает, что ребенок использует разные крики для разных ситуаций. Например, один крик говорит: «Я голоден», а другой говорит: «У меня болит». В это время вы можете начать интерпретировать и озвучивать эти крики, чтобы ребенок их услышал. Например, «ты хочешь молока» или «у тебя болит животик».
4-6 месяцев
Булькающие звуки или голосовые игры возникают, когда вы играете с ребенком или когда он с удовольствием чем-то занят.
В этом возрасте начинает активно лепетать, и ваш ребенок иногда будет звучать так, как будто он разговаривает. Получайте удовольствие, повторяя звуки вашего ребенка и по очереди разговаривая. Речевое лепетание включает в себя множество звуков, в том числе двугубные (двугубные) звуки: «р», «б», «ш» и «м».
Используя звуки и жесты, ваш ребенок может сказать вам, что он чего-то хочет или хочет что-то сделать. Они могут издавать очень настойчивые звуковые звуки, чтобы подтолкнуть вас к действию.
7–12 месяцев
Звук лепета вашего ребенка меняется. Это потому, что теперь он включает больше согласных, а также долгие и краткие гласные. Они используют речь или другие звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и удержать его.
В это время у вашего ребенка появились первые слова (вероятно, не очень четко произнесенные): т. е. «мама», «пока», «нет». Интерпретируйте эти слова, чтобы ваш ребенок услышал правильное произношение (например, «баба» = «бутылочка»).
1-2 года
Теперь ваш малыш с каждым месяцем накапливает все больше слов. Они даже будут задавать вопросы из двух слов, такие как «где мяч?», «что это?», «больше печенья?», и комбинировать два слова другими способами, чтобы сделать множество утверждений. Слова становятся яснее по мере того, как используется больше начальных согласных.
Снова повторите их высказывания и добавьте одно или два слова для расширения. Например, ответьте «вы хотите больше молока», когда слышите «больше молока» или «больше нет собачки, собачка вышла на улицу» на «нет собачки».
2-3 года
Словарный запас вашего двух-трехлетнего ребенка стремительно растет. У них, кажется, есть слово почти для всего. Высказывания часто состоят из одного, двух или трех слов, и члены семьи обычно могут их понять. Продолжайте добавлять больше информации к высказываниям вашего малыша, так как это помогает развивать как рецептивную, так и выразительную речь.
3-4 года
Предложения становятся длиннее, так как теперь ваш ребенок может составлять четыре или более слов.