ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Константинов
ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯ́НИЯ СОЗНА́НИЯ (англ. altered states of conciousness), любые субъективные состояния, значительно отличающиеся от привычного бодрствования. Термин введён в кон. 1960-х гг. амер. психологом Ч. Тартом для характеристики временных качественных перестроек в функционировании психики человека.
Феноменология И. с. с. охватывает чрезвычайно широкий спектр состояний от обычного сна и дремоты до «внетелесного» околосмертного опыта (б. ч. этих состояний не имеет названия). В качестве И. с. с. в науках о человеке изучаются мистич. опыт (состояния погружения в молитву, религ. экстаза, шаманского, пророч., медиумич. транса, демонич. одержимости), глубокие эмоциональные и эстетич. переживания (влюблённость, гнев, ужас, творч. озарения, катарсис), состояния длительной концентрации и деконцентрации внимания (интенсивная поглощённость деятельностью, сенсорная депривация или сенсорная перегрузка, медитативное созерцание, состояние бдительности) и др. И. с. с. могут возникнуть под влиянием др. людей (выступление харизматич. оратора, гипноз, «промывание мозгов», эмоциональное «заражение» в толпе, праздники, обряды и ритуальные церемонии, танцы), соматич. факторов (голодание, недосыпание, эпилептич. припадок, гипервентиляция или задержки дыхания, сексуальный оргазм, физич. и умственное перенапряжение, воздействие психоактивных веществ, болезни, психотич. состояния), в экстремальных ситуациях (угроза для жизни, сильный стресс, роды), при разрушении привычных шаблонов и др.
У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» (1902, рус. пер. 1910) первым среди психологов обратил внимание на то, что «рациональное сознание» представляет собой лишь одну из возможных форм сознания человека и описал широкий спектр И. с. с. (связанных с религ. опытом), выделив в качестве осн. признаков таких состояний неизречённость, интуитивность, кратковременность, бездеятельность воли. Многочисл. исследования И. с. с., ведущиеся с кон. 1960-х гг. прежде всего в русле трансперсональной психологии и культурной антропологии, позволили выявить специфич. для каждого такого состояния изменения психики, затрагивающие восприятие, внимание, память, мышление, эмоциональную и мотивационную сферы, отношение к окружающему миру и людям, самосознание и ощущение собств. тела. Для И. с. с. характерны: переход от нормированных культурой форм категоризации к нестандартным способам интерпретации опыта, ощущение замедления или остановки времени, перенос внимания на собств. переживания, доминирование образного и «магического» мышления над рациональным, изменения или «растворение» границ «я», повышенная восприимчивость к внушению, частичная амнезия переживаний. И. с. с. могут восприниматься как состояния «озарения» или инсайта. С физиологич. точки зрения И. с. с. обычно характеризуются активизацией правого полушария головного мозга и др. изменениями мозговой активности.
На основании изучения И. с. с. психологи строят разл. «картографии психики». Согласно ряду теорий, имеется континуум И. с. с., переходящих из одного в другое вдоль некоторой оси, задаваемой уровнем активации (слабость активации приводит к сноподобным и медитативным состояниям, а избыток – к экстатич. состояниям), степенью регрессии (верхняя точка на оси регрессии задаётся состоянием «рационального сознания», а нижняя – состоянием психоза), структурой человеческого бессознательного (С. Гроф), уровнем развития сознания («спектр сознания» К. Уилбера наряду с «личностным» сознанием включает «доличностный» уровень психики и надличностное «расширенное сознание»). В качестве осн. функций И. с. с. выделяют: релаксацию, ослабление внутр. напряжения, проявление бессознательных импульсов, в обычном состоянии подвергающихся вытеснению, возможности для переосмысления жизненного опыта и личностной трансформации, творч. вдохновения, удовлетворение потребности в трансценденции (А. Маслоу) и т. п.
В традиц. культурах И. с. с. вызывались специально в связи с религ. и магич. практиками, ритуалами инициации, праздниками, карнавалами и т. п., пути к их достижению фиксировались в системах разл. психопрактик (йога и др.). Новоевропейская культура стремилась оттеснить И. с. с. на периферию человеческого опыта путём их сакрализации или маргинализации, однако и в совр. обществе по-прежнему распространены такие, напр., практики вхождения в И. с. с., как медитация или праздничное застолье, а также основанные на них разл. субкультуры. В кон. 20 в. получили распространение попытки институционализации И. с. с. в рамках тренингов психологических и психотерапии (холотропная терапия С. Грофа, телесно-ориентированная психотерапия и др.).
Измененное состояние сознания — Психологос
01 января 2006 г., 06:30
Фильм «Наука о душе»
Изменённое состояние сознания (ИСС) — особое, непривычное для человека состояние его сознания, замечаемое им и окружающими.
Алкогольное опьянение — типичное ИСС.
Нормальными состояниями сознания считают бодрствование, сновидения и глубокий сон. А вот гипноз и транс иногда относят к естественным, нормальным состояниям сознания, но чаще — к ИСС.
По В.А. Петровскому, ИСС отличается от ясного сознания тем, что в ней невозможна четкая саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний. В ясном сознании человек может «вернуться назад» в своей саморефлексии, и вновь пройти пройденное, а в ИСС это невозможно. В ИСС рефлексия и саморефлексия необратимы, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново.
В ИСС человек ощущает себя «совсем другим»: иногда это радует, как возможность самообновления, иногда ужасает (страх потерять себя), некоторым это просто по-приколу. Теряется ощущение времени, нарушется обычное понятийное мышление, человек чаще живет в образах и чувствах. Он может себя ощущать и цветком, и птеродактилем, нырять в свои прошлые и заглядывать в будущее человечества, и все это будет для него настоящей реальностью…
Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии.
Чаще всего для достижения ИСС использую химию: этиловый спирт, марихуану и другие наркотики. Частые и повторяющиеся ИСС без употребления наркотиков обычно относят уже к области психиатрии, однако многочасовые коллективные танцы дикарей под руководством шамана, групповые сексуальные оргии, потеря ощущения боли во время яростного боя — примеры ИСС, где нет наркотиков и люди в принципе психически здоровы.
Нужны ли людям измененные состояния сознания?
Когда это форма транса, с помощью которой лечат психосоматику — использование ИСС понятно и оправдано. Когда это форма развлечения для мистически ориентированных людей1, это кажется опасной глупостью. Любители ИСС чаще используют сильное влияние на тело: лишение себя сна, экстрим, холотропное дыхание, во время которого происходит кислородное отравление мозга…
Нужно ли вам это и зачем — подумайте сами, пока находитесь в нормальном, а не измененном состоянии сознания.
1 Мистики об измененном состоянии сознания
«В состоянии изменённого сознания человек погружается в миры, неподвластные обычному состоянию сознания. Многие писатели и исследователи отмечали, что вся существующая реальность не ограничивается лишь тем, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать в нашем обычном состоянии сознания.
Обычное бодpствующее сознание — очень полезное и в большинстве случаев не допускающее исключений состояние pазума; но это никоим обpазом не единственная фоpма сознания, и не во всех обстоятельствах она является наилучшей. Поскольку мистик пpевосходит свое обычное «Я» и свой обычный pежим осознавания, он способен pасшиpять свое видение, глубже вглядываться в непостижимое чудо существования.
Мистический опыт ценен вдвойне; он ценен, поскольку дает пеpеживающему его лучшее понимание самого себя и миpа, и поскольку может помочь ему вести менее замкнутую на себя и более твоpческую жизнь.
… наше обычное бодрствующее сознание… — это всего лишь одна частная разновидность сознания, тогда как везде вокруг нас за тончайшей завесой находятся потенциальные возможности сознания всецело иного… достаточно лишь приложить усилия, и мы почувствуем, что они рядом… Ни одно описание Вселенной в её целостности не может быть окончательным, если оно не принимает во внимание эти другие формы сознания. Всё зависит от того, как их рассматривать, — ибо они не являются продолжением обычного сознания. Они расширяют спектр восприятия, хотя и не дают готовых описаний; они открывают новые пространства, но не предлагают их карты.
» (взято с true-lie.nm.ru)- Автор Н.И. Козлов
- Измененные состояния сознания
Комментарии (8):
Димитрий, 18 марта 2015 г., 11:44
А почему именно это состояние называют нормальным?!
1
ответ
Гость, 18 апреля 2017 г., 20:45
Потому что в этом состоянии человек наиболее управляем.
Н.И. Козлов, 18 марта 2015 г., 14:11
В силу того, что в нормальном состоянии сознания возможна продуктивная деятельность и взаимопонимание между людьми, а в измененном состоянии это невозможно. Проверить это легко: если вы руководитель, введите своих сотрудников в ИСС и попробуйте провести хотя бы одно совещание, где обсуждаются сложные вопросы.
Александр, 16 июля 2015 г., 01:33
Есть совершенно безобидные и зачастую полезные для здорового человека способы ощутить ИСС. Например, эксперименты с инвертоскопом (изменение динамики образующих сознания) погружают человека с совершенно новое пространство ощущений, а при адаптации к этому пространству получаются ярко выраженные тренировочные эффекты.
Гость, 13 ноября 2017 г., 07:44
У меня исчезло чувство слитности с миром, я ощущаю себя в какой-то пустоте, оторванно от всего… Я нахожусь как в оболочке, отделилась от людей, вижу их как в телевизоре, меня не касается то, что они делают… Такое ощущение, будто нити, связавшие меня с людьми и миром, оборвались одна за другой, и я оказалась в полной изоляция.
1
ответ
Гость, 17 мая 2018 г., 08:07
Как полет? Связи с миром наросли?
1
ответ
Гость, 29 февраля 2020 г., 11:10
Инопришеленцы похитили.
1
ответ
Гость, 29 февраля 2020 г., 20:05
Как правило, это первый признак шизофрении. Рекомендую провериться у врача.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Аддикция, аддикт, аддиктивное поведение
Аддикция — состояние сознания человека, характеризующееся уходом от реальности с помощью искуственных, часто химических средств (никотин, алкоголь, наркотики и т. п.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Чудеса под гипнозом
Возможности гипноза — очень велики, и в первую очередь, гипноз может помочь человеку развить его скрытые способности. Какие-то способности у каждого из нас есть всегда, но часть из них в нас скрыта, пока мы сами в себя не верим. Развитие таких способностей иногда похоже на чудо, и это чудо демонстрирует нам гипноз. С помощью гипноза можно развить в себе многие таланты, но не на пустом месте, а при условии, что определённые задатки есть от природы.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Гипноз
Гипноз (классический гипноз) — измененное состояние сознания (состояние ни сна, ни бодрствования), в котором человек находится практически под полной властью гипнотизера (того, кто это состояние вызвал).
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Транс
Транс — это измененное состояние сознания, при котором прекращается критическое восприятие информации и снижается способность последовательно анализировать и осмыслять.
3Подробнее
01 окт. 2022 г.
Транс лечит все. Интервью А. Никонова с В.В. Кучеренко
Много ли вы назовете людей, положивших начало новым направлениям в психологии? Фрейд придумал психоанализ, Мессмер положил начало мессмеризму (техника лечения гипнозом), хитрый Хаббард изобрел дианетику и заработал на ней много денег… Кто сходу вспомнит больше, напишите мне для повышения эрудиции…
10Подробнее
измененных состояний сознания | Psychology Today
Когда вы слышите слова «измененное состояние сознания», вы можете подумать о клешах, хиппи и ЛСД. Но некоторые измененные состояния не имеют ничего общего с наркотиками и важнее, чем мы думаем.
Измененные состояния сознания, иногда называемые необычными состояниями, включают в себя различные психические состояния, в которых разум может осознавать, но не находится в своем обычном состоянии бодрствования, например, во время гипноза, медитации, галлюцинаций, транса и стадии сна. * Измененные состояния могут возникать где угодно: от занятия йогой до рождения ребенка. Они позволяют нам видеть свою жизнь и самих себя более широкими линзами и с разных точек зрения, чем обычный разум.
Я часто наблюдаю, как клиенты слишком сильно полагаются на обычный разум. Они кропотливо анализируют себя и свои проблемы с небольшой отдачей, как будто обычный разум — единственный и лучший инструмент для исцеления.
Адель была одним из таких клиентов. Она была 45-летней матерью двоих детей, которая страдала депрессией, связанной со старением. Она была очень умна и могла прекрасно сформулировать, почему ее так беспокоит то, что ей за сорок. Но как бы она ни пыталась убедить себя, что это неправда, она не могла избавиться от мысли, что ее жизнь, по сути, закончилась, что все хорошие времена остались в прошлом. Она изо всех сил пыталась преодолеть это убеждение, лежавшее в основе ее депрессии, но не добилась больших успехов.
Многие из нас похожи на Адель. Мы проживаем свою жизнь и встречаем вызовы с помощью интеллекта, пренебрегая возможностями, которые предлагают измененные состояния. Может быть, мы просто предпочитаем безопасность и предсказуемость обычного ума и мира мысли. Интеллектуально мы знаем, что не так, но чувствуем себя застрявшими, когда дело доходит до облегчения.
Мы чувствуем себя застрявшими отчасти потому, что слишком сильно полагаемся на «выяснение» наших проблем. Когда мы используем только обычный режим сознания, наши проблемы могут стать самовоспроизводящимися.
Мы подобны человеку, застрявшему в яме, который копает лопатой, а не вылезает по лестнице. Иногда мы не можем увидеть лестницу обычным умом. В такие моменты отказ от попыток разобраться в себе может быть лучшим лекарством. Это не означает, что нужно отказаться от усилий, чтобы стать лучше, но дать интеллекту отдохнуть на некоторое время.
Некоторые из наиболее эффективных психологических моделей лечения депрессии, такие как когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT), основаны на представлении о том, что интеллект не всегда может решить наши проблемы и на самом деле может усугубить ситуацию.
В таких методах лечения, как MBCT, исцеление требует перехода в необычные режимы ума, такие как внимательность. Эти альтернативные режимы невозможно описать словами. Все, что происходит в этих состояниях ума, происходит на языке, отличном от языка мысли. Может быть, именно поэтому необычные состояния могут быть такими преобразующими, потому что они предлагают то, чего никогда не даст мышление.
После многих месяцев лечения своего горя и страха перед старением в терапии Адель сдалась. Она решила, что не будет пытаться понять, как избавиться от депрессии. Вместо этого она тратила время на создание возможностей для возникновения необычных состояний. Она отправилась в ритрит, а дома подолгу гуляла в лесу. В конце одной такой прогулки, глядя на реку, что-то таинственно срослось. Она знала, что может снова сосредоточиться на том, что ей нравилось в жизни, и на том, что она могла бы делать со своей остальной частью. С этого момента она начала чувствовать себя лучше и в конце концов полностью выздоровела.
Обдумывание наших проблем является важной частью исцеления, но мы можем закончить тем, что рассматриваем проблемы, с которыми сталкиваемся, исключительно с тем же разумом, который помог их создать. Измененные состояния сознания — это священные и могущественные места, которые показывают, что в нас самих и в нашем потенциале исцеления есть нечто большее, чем может понять обычный ум.
© Christa Smith 2015
*Бесплатный словарь FARLEX
Измененные состояния сознания: неуловимость разума
Анн-Лора Ле Канф
• Время чтения: 5 минут.
Измененные состояния сознания могут сразу же напомнить о психоделиках или гипнозе, но есть много способов вызвать такие необычные состояния. Но сначала загадка. Чтобы определить измененные состояния сознания, нам нужно спросить: что такое обычное состояние сознания? Поскольку ученые не могут прийти к единому мнению в отношении ответа на этот вопрос, измененные состояния сознания не имеют четкого определения.
С момента зарождения человечества
Измененные состояния сознания использовались людьми более 30 000 лет. Согласно «Справочнику по трансперсональной психологии» Уайли-Блэквелла, в древних цивилизациях для модуляции активности ума использовались чрезмерные танцы, медитация и растения, изменяющие сознание. Теренс Маккенна, американский этноботаник, даже считал, что использование психоделических грибов привело к «эволюции человеческого языка и использования символов». Другие исследователи предполагают, что вещества, изменяющие сознание, могли быть ключевым фактором в создании наиболее распространенных сегодня религий.
Гораздо позже, в 1892 г., термин «измененные состояния сознания» впервые был использован в отношении гипноза: «Способности рассуждать и рассуждать, сложные и регулирующие способности в этом измененном состоянии сознания явно зависят от чувственных восприятий и соответственно изменяются», — пишет анонимный врач в статье о гипнозе, опубликованной в Aberdeen Standard .
Существует множество форм необычных психических состояний, которые, кажется, искажают наше ощущение пространства и времени. Марк Виттманн — научный сотрудник Института пограничных областей психологии и психического здоровья в Германии. В своей книге Измененные состояния сознания , он поясняет: «В необычных состояниях сознания — моменты шока, медитации, внезапных мистических переживаний, предсмертных переживаний, под влиянием наркотиков — временное сознание фундаментально изменено. Рука об руку с этим идет измененное сознание пространства и себя. В этих экстремальных обстоятельствах время и представления о пространстве и самости модулируются вместе — одновременно усиливаются или ослабевают. Но и в более обычных ситуациях, таких как скука, ощущение потока и праздность, время и я коллективно изменяются».
Хотя может показаться, что эти измененные состояния относятся к области чисто субъективных переживаний, Уильям Джеймс ввел научное исследование «мистических переживаний и состояний, вызванных наркотиками» в область психологии, позиционируя такие переживания как ценные академические исследовательские инструменты для изучения многогранность человеческого разума. Мы все еще очень мало знаем об измененных состояниях сознания, но прогресс, которого мы добиваемся, имеет огромное значение для современной психологии, неврологии, фармакологии и психиатрии.
Пять измененных состояний сознания
Между дыхательными упражнениями, танцем, осознанными сновидениями, половым актом, лишением сна, голоданием, музыкой, медитацией, сенсорной депривацией, гипнозом, психоактивными веществами и физическими упражнениями существует множество способов вызвать измененные состояния сознания. Они не включают все патологические и неконтролируемые способы, которыми люди могут испытывать эти измененные состояния, такие как психоз, эпилепсия или травма головного мозга. В 2012 году доктор Дитер Вайтль из Бендерского института нейровизуализации в Германии предложил модель с пятью различными измененными состояниями сознания, основанную на методе индукции.
- Фармакологический. Эти измененные состояния включают кратковременные изменения общей конфигурации индивидуального опыта, вызванные психоактивными веществами, такими как ЛСД, МДМА (экстази), каннабис, кокаин, опиоиды (морфин, героин) или даже алкоголь. Многие из этих веществ изменяют состояние сознания, меняя уровни нейротрансмиттеров в мозгу, вызывая изменения в сознании и поведении.
- Психологический. Гипноз, медитация и даже музыка могут привести к изменению психического состояния. Например, гипноз может привести к снижению периферийного сознания, а также к повышению способности реагировать на внушение, а музыкальная терапия может улучшить расслабление и уменьшить беспокойство. Медитацию трудно определить, но она используется во многих религиозных и духовных практиках для достижения ясного и спокойного ментального состояния.
- Физические и физиологические. Одним из наиболее распространенных способов достижения измененного состояния сознания является сон, когда мы мечтаем и отделяемся от реальности. Два других поста и секса. Лишение пищи и напитков в течение длительного периода времени может привести к воспринимаемому диссоциации от реальности. Тем не менее, другие физические и физиологические индукционные методы включают лишение сна и кислородное голодание.
- Патологический. Поскольку это коренным образом меняет способ работы мозга, травматический опыт, вызывающий повреждение мозга, может привести к измененному состоянию сознания. По словам доктора Джеффри Авнера, пациенты сообщают либо о снижении самосознания и общей осведомленности, либо о повышении осведомленности об окружающей среде. Другие патологические источники измененных состояний сознания включают эпилептические или психотические эпизоды.
- Спонтанный. Наконец, измененные состояния могут быть спонтанными, например, мечтательность и блуждание ума, или когда люди сообщают о клинической смерти.
Случай мечтаний особенно интересен. Несколько исследований показывают, что это может быть настройкой мозга по умолчанию, когда мы не вовлечены активно в задачу, и что сеть режима по умолчанию, связанная с этой настройкой по умолчанию, более активна, когда мы мечтаем. Будут ли тогда мечтания состоянием сознания по умолчанию, а не измененным состоянием? Можем ли мы действительно назвать эти «измененные» состояния, когда так сложно определить состояние «по умолчанию»? И почему мы тратим столько времени и энергии на поиски этих «измененных» состояний?
Универсальная неуловимость
«Производство и использование веществ, которые изменяют восприятие, изменяют сознание и создают иллюзии и галлюцинации, кажется, встроено во весь естественный мир, как нить, каким-то образом вплетенная в ткань самой жизни», — пишет доктор Питер.