Какой вид деятельности выходит на первое место в раннем возрасте ребенка
Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Определение и возрастная периодизация
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:
- Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
- Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
- Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
- Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
- Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
- Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.
Характеристика ведущей деятельности
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:
Раннее детство — что это? Отвечаем на вопрос. Общая краткая…
- перестраиваются психические процессы;
- развиваются новые психологические особенности;
- формируются другие виды деятельности.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.
Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
Ребенок раннего возраста: специфические особенности развития,…
В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.
Потребности малыша 1-3 лет
Ребенок раннего возраста целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.
Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.
Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — это возможность стать партнером мамы или папы.
Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.
Развитие предметной деятельности
Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.
Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.
Виды действий с предметами
Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.
Цель первых — привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.
Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.
Взрослый как образец
Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит социализация ребенка. В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.
Первое — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.
Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:
- Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи — делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
- Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
- Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
- Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
- Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.
Второе направление по Эльконину
Другое направление в исследованиях ученого — изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.
Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).
На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).
Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.
Возникновение других видов деятельности
Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:
- Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
- Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
- Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.
Все ли так однозначно
Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.
Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.
Воспитание гармоничной личности
Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:
- Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
- Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
- Общение со взрослыми людьми.
- Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
- Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
- Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
- Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
- Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
- Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей — поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.
Ранний возраст
Главная / Наши группы / Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. Особенности развития детей раннего возраста:
Психологическая характеристика раннего возраста. docx (29.01 КБ) Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста..docx (20.19 КБ) Целевые ориентиры в раннем возрасте.docx (13.49 КБ) Основные задачи образовательной деятельности в раннем возрасте (19.14 КБ) Программно — методическое обеспечение работы с детьми раннего возраста (12.02 КБ) Ссылка скопирована — QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы.Поделиться |
15 лучших занятий для детей, которым можно научиться через игру
Игра — один из самых важных способов обучения детей. Это лежит в основе формального обучения в более позднем детстве, но также позволяет отдельному ребенку развивать свою самооценку.
На самом деле право на игру считается настолько фундаментальным для благополучия детей, что оно закреплено ООН как универсальное право детей.
Усиливает концентрацию, необходимую для успешного обучения в классе, и лежит в основе всего, от изучения социальных взаимодействий и норм до зачатков научного мышления.
Игра особенно важна для младшего ребенка. Дети дошкольного возраста и те, кто находится в приемной, учатся по национальной учебной программе EYFS, которая по своей сути основана на игре. Это основа детского развития с точки зрения языка, эмоционального интеллекта и регуляции, творчества и интеллектуального мышления.
Согласно книге Голинкова, Хирш-Пасека и Эйера «Эйнштейн никогда не использовал карточки для чтения», игру можно разделить на пять основных элементов:
• Развлекайтесь и получайте удовольствие
• Не ставьте перед собой никаких целей
• Будьте спонтанными и добровольными
• Включайте активное участие
• Включайте элемент притворства
Здесь мы рассмотрим наши 15 лучших занятий, которые помогут детям учиться через игру:
1. Песок
Игры с песком — это фантастическая возможность для изучения основ научных знаний, развития уверенности в себе и физического развития. Зачерпывание, копание, выливание и просеивание учат детей тому, как работают вещи, а также развивают их мышцы и координацию. Сделано вместе с маленьким приятелем, и речь идет о командной работе, обмене и социальных навыках.
2. Игры с водой
Подобно играм с песком, игры с водой позволяют детям в безопасной среде экспериментировать с основными понятиями, такими как объем. Кроме того, игра с водой отлично подходит для обучения последствиям действий. Добавьте немного зрительно-моторной координации и физической силы, и водные игры станут фаворитом.
3. Тесто для лепки
Тесто для лепки имеет огромный потенциал для обучения. Он не только укрепляет пальцы в подготовке к письму на всю жизнь, но и учит мелкой моторике, творчеству и зрительно-моторной координации. Добавьте несколько бусинок в тесто для тренировки мелкой моторики или попросите детей нанизать бусины на отрезки сушеных спагетти, которые находятся в тесте, для дополнительной игровой ценности.
Мы считаем, что ваши малыши заслуживают самого лучшего ухода. Вот почему наша локальная сеть нянь лично проверяется и подбирается нашей семьей для вашей семьи www. sitters.co.uk.
4. Переодевание и ролевые игры
Дайте детям свободу с кучей костюмов для переодевания и реквизита, таких как игрушечные наборы доктора, и дайте волю своему воображению. Вскоре вы откроете для себя подающего надежды врача, ветеринара, медсестру, космонавта, повара или трагика. Переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Не в последнюю очередь переодевание помогает усилить аспекты ухода за собой при самостоятельном одевании, что необходимо для жизни в начальной школе.
5. Игры с куклами и персонажами
Предоставление персонажей в виде минифигурок и кукол позволяет как девочкам, так и мальчикам развивать свои социальные игры. Это поощряет воображение и выражение (и обозначение) чувств.
6. Рисование и раскрашивание
Предоставление детям возможности поэкспериментировать с красками и инструментами для рисования позволяет им познавать окружающий мир чувственным образом и развивать самовыражение, а также развивать навыки письма. Кроме того, это приглашение узнать о цветах, смешивании и старой доброй уборке!
Мы считаем, что ваши малыши заслуживают самого лучшего ухода. Вот почему наша локальная сеть нянь лично проверяется и подбирается нашей семьей для вашей семьи www.sitters.co.uk.
7. Кубики, пазлы и сортировщики фигур
Игра с кубиками, пазлами и сортировщиками форм закладывает основы пространственного мышления, логического мышления, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
8. Музыка, танцы и пение
Пение и музыка чрезвычайно помогают развивать речь и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Кроме того, они начинают развивать ритм, а также улучшают свои навыки слушания. Танцы помогают ребенку развивать силу и гибкость, не говоря уже о координации.
9. Игра с воображением
Любая игра должна быть воображаемой, но мы имеем в виду тот тип игры, который естественен для многих детей. Оставьте маленькому ребенку ничего, кроме случайного набора предметов, и вскоре вы обнаружите, что он затерялся в мире фантазий. Крайне важно предоставить ребенку время и пространство для творческой игры. Это развивает их воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления. Кроме того, это повышает их чувство собственного достоинства и самооценку, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
Мы считаем, что ваши малыши заслуживают самого лучшего ухода. Вот почему наша локальная сеть нянь лично проверяется и подбирается нашей семьей для вашей семьи www.sitters.co.uk.
10. Бег, прыжки, лазание, раскачивание
Маленькие дети испытывают принуждение к движению. Предоставление им возможности делать это и предоставление безопасных и соответствующих возрасту задач позволяет им повысить свою уверенность, а также развить свою устойчивость за счет принятия рисков. Конечно, крупная моторика также получает мощный импульс.
11. Игра на природе
Детское обучение подпитывается ракетным топливом, когда вы переносите игровое пространство на природу. Вот почему Лесные школы так популярны и высоко ценятся. Это не только полезно для здоровья, но и учит уважению к окружающей среде и основам биологии. Это также помогает детям стать более независимыми и любознательными.
12. Сенсорная игра
В двух словах, сенсорная игра – это любая игровая деятельность, включающая осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Это может быть тарелка с желе, аквабусами, льдом, рисом или даже маленькими мировыми ваннами. Сенсорная игра стимулирует исследования и создает основу для науки и исследований.
Мы считаем, что ваши малыши заслуживают самого лучшего ухода. Вот почему наша локальная сеть нянь лично проверяется и подбирается нашей семьей для вашей семьи www.sitters.co.uk.
13. Базовые настольные игры
Существует так много настольных игр, доступных даже для самых маленьких игроков, и их следует использовать не только из-за их забавного фактора, но и из-за их обучающего потенциала. В дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей очередности и обмену.
14. Приготовление пищи и притворство в приготовлении пищи
Приготовление пищи, притворство в приготовлении еды, сервировка стола и поход по магазинам — отличные игровые сценарии для детей. Сама кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических концепций, домашней безопасности и последующих процессов. Притворство в кулинарии, сервировке и магазине игрушек также учит базовым математическим идеям, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательным к другим.
15. Картонная коробка
Да, действительно! Скромная картонная коробка — одно из самых невероятных приглашений к игре. Будет ли это дом, машина, дом для их объятий? Дайте им лоскуты ткани, подушки, карандаши и бумажные тарелки и наблюдайте, как они исследуют свой мир, входят в свое воображение и начинают думать, как инженер.
Мы считаем, что ваши малыши заслуживают самого лучшего ухода. Вот почему наша локальная сеть нянь лично проверяется и подбирается нашей семьей для вашей семьи www.sitters.co.uk.
История дошкольного образования: теоретики и теории
История дошкольного образования восходит к 1500-м годам, и за эти годы оно, безусловно, прошло очень долгий путь. Однако дети получали образование задолго до этого. Даже у греческого философа Платона были довольно новаторские идеи о том, как следует воспитывать детей.
Дошкольное образование имеет очень долгую и богатую историю, и в него внесли неоценимый вклад некоторые из величайших теоретиков в области развития и образования детей. На самом деле, некоторые из них теперь стали нарицательными. Все вклады этих знаменитых теоретиков в области дошкольного образования имели ценность и ценятся до сих пор. Фактически, они помогли сформировать систему образования, какой мы ее знаем.
Теоретики раннего детства
Существует так много теоретиков раннего детства, что трудно сузить круг до нескольких. Точно так же попытка просмотреть все до единого была бы колоссальным предприятием и, откровенно говоря, слишком большим, чтобы переварить его за один присест.
Здесь мы рассмотрим некоторые из основных моментов, чтобы увидеть, как эти мужчины и женщины повлияли на образование.
1782-1852 — Friedrich Froebel
Именно Фребелю приписывают создание детского сада, основанного на его вере в то, что маленьким детям нужно свое собственное пространство для обучения отдельно от взрослых, за исключением учителя и помощников. По Фребелю, «Игра есть высшее выражение человеческого развития в детстве, ибо только она есть свободное выражение того, что есть в душе ребенка». Проще говоря, он считал, что игра абсолютно необходима в процессе обучения, особенно для маленьких детей.
1870–1952 — Мария Монтессори
Монтессори считала, что обучение в раннем детстве требует двуединого подхода: сначала воспитывать чувства ребенка, а затем воспитывать интеллект ребенка. Ее подход заключался в том, чтобы рассматривать детей как источники знаний, а учитель или воспитатель выступал в роли социального инженера. Ее практический подход к обучению, в котором учебная среда считается столь же важной, как и сами знания, изменил академический успех многих детей, которые плохо реагировали на традиционные методы обучения в классе.
1896-1934 — Лев Выготский
Выготский считал, что социальное взаимодействие является важным средством развития ребенка на языковом, социальном и когнитивном уровнях. Он представил концепцию учителя как помощника в обучении, когда ребенок учится, работая с кем-то более способным, чем ребенок (обычно с учителем или родителем). Учитель помогает ребенку с задачами, которые выходят за рамки или находятся в пределах способностей ребенка. Он также считал, что объединение детей разного возраста в учебную среду способствует приобретению ими навыков и знаний.
1896-1980 — Жан Пиаже
Теория обучения Пиаже включала его Стадии развития:
- От рождения до 2 лет — Сенсомоторика
- О том, когда ребенок начинает говорить в возрасте около 7 лет – дооперационный период
- О времени поступления ребенка в 1-й класс до раннего подросткового возраста – Бетон
- Подростковый возраст – формальные операции
Он считал, что дети учатся, активно и непосредственно взаимодействуя с окружающей средой.
Он считал, что обучение ребенка также проходит несколько стадий: усвоения, приспособления и уравновешивания. Именно так они обрабатывают новую информацию и делают ее полезной для себя.1902-1994 — Эрик Эриксон
Психосоциальная теория Эриксона (среди прочего) уже много лет является основополагающей концепцией дошкольного образования. Он подчеркнул, что родители и воспитатели являются неотъемлемой частью поддержки и поощрения успехов ребенка в жизни на каждом психосоциальном этапе развития. Предоставляя поддержку, соответствующую этапу, это приводит к положительному опыту обучения. Он также считал, что социально-эмоциональное развитие детей старшего возраста идет рука об руку с развитием и последующим успехом в учебной программе для детей младшего возраста.
Есть много других великих умов, которые помогли сформировать нашу систему образования и дать более глубокое понимание раннего обучения детей. Это стоит изучить подробнее при разработке личного стиля преподавания.
Отец дошкольного образования
Истинные корни дошкольного образования не совсем ясны. Есть несколько имен, которые упоминаются при обсуждении отца или основателя дошкольного образования. Правда в том, что многие великие умы закладывали камни на этом пути. Тем не менее, есть некоторые, которые поднимаются на вершину.
Мартину Лютеру часто приписывают одну из первых идей по обучению детей. В 1500-х годах большинство людей были неграмотными. Лютер верил во всеобщее образование, подчеркивая, что оно укрепляет личность, семью и общество. Он считал, что детей следует учить читать самостоятельно, чтобы они имели независимый доступ к священным писаниям в Библии.
Жан Руссо — еще один человек, которому приписывают роль основателя системы дошкольного образования, и он внес существенный вклад. Многие образовательные принципы Руссо до сих пор используются в классах. Его точка зрения заключалась в том, что образование должно быть ориентировано на ребенка и давать неограниченный опыт, основанный на сенсорных ощущениях и практический. Его вера в то, что измерение, пение, рисование и речь должны быть включены в образование, является причиной того, что они присутствуют в школах сегодня.
Фридрих Фрёбель — еще один человек, которому придается большое значение за его вклад в дошкольное образование и уход за детьми. Он считается основателем детского сада, но его убеждения в том, как следует воспитывать маленьких детей, также влияют на сегодняшний класс. Из-за этих теорий маленьких детей обучают через игру в дополнение к более традиционным методам, что дает положительный опыт обучения.
Теории дошкольного образования
Существует множество различных теорий дошкольного образования. Эти теории привели к стилям обучения, которые до сих пор используются в классе. Некоторые из них стали узкоспециализированными методами обучения и даже имеют свои собственные органы по аккредитации, чтобы предотвратить мошенничество и не дать школам преподавать метод неправильно или не полностью использовать метод.
Это некоторые из наиболее популярных методов, которые были приняты педагогами и широко известны не только учителям и тем, кто занимается образованием, но также родителям и другим непрофессионалам. По крайней мере, многие термины или имена узнаваемы.
Самостоятельное обучение – Монтессори | Мария Монтессори
В Монтессори-классе основное внимание уделяется взаимодействию ребенка с материалами, а учитель выступает в роли фасилитатора, в отличие от большинства традиционных классов, где основное внимание уделяется взаимодействию ребенка с учителем. Дети учатся, наблюдая и выполняя различные действия и задачи, включая жизненные навыки, такие как садоводство, застегивание молнии и резка. Вместо того, чтобы учиться, учитель подводит их к материалам и занятиям, которые подходят для ребенка. В классе дети могут свободно передвигаться, выбирать занятия и заниматься тем, что им интересно, в своем собственном темпе.
Класс «третьего учителя» — Реджо-Эмилия | Loris Malaguzzi
Эта очень творческая среда обучения фокусируется на интересах ребенка и поощряет интеллектуальное развитие посредством творческих занятий, таких как рисование, драматические игры, рисование, лепка, работа с глиной и общение. Классная комната тщательно спроектирована с акцентом на внешний вид, который расширяет возможности обучения ребенка, и ее часто называют «третьим учителем». Цель состоит в том, чтобы создать классную комнату, которая будет стимулирующей, радостной, красивой и привлекательной. Учителя используют фотографии, видео и заметки, чтобы документировать действия детей, их замечания и обсуждения. Таким образом, обучение становится видимым, и это дает родителям более полное представление о том, что изучают их дети. Дети узнают, что их работа ценна и важна, в то время как учителя укрепляют связи со своими учениками и узнают их лучше.
Процесс планирования-исполнения-обзора – Высокий/Объем | Дэйв Вейкарт и Конни Камии
Программа High/Scope основана на игровом принципе обучения, ориентированного на текущую стадию развития ребенка. Он предназначен для продвижения положительного опыта в обучении и конструктивных процессах, направленных на расширение и развитие новых социальных и интеллектуальных навыков. Классы High/Scope состоят из нескольких учебных центров, которые включают математику, строительство, музыку, естественные науки, драматические игры, письмо, чтение, искусство и развитие моторики. Образовательный стиль – это модель «планируй-делай-обзор». Каждый день дети обсуждают с учителем, как они будут планировать свой день. Затем они следуют своему плану и, в конце дня, анализируют то, что они сделали со своим учителем.
Практическое исследование – Вальдорф | Рудольф Штайнер
Вальдорфская программа разработана для обучения детей в целом («голова, сердце и руки»). Детям разрешается быть детьми в этой программе из-за ее всеобъемлющей философии, согласно которой все этапы развития ребенка требуют времени и для них есть время. В нем также утверждается, что формальное образование ребенка не должно начинаться до тех пор, пока ему не исполнится 7 лет. Обучение в программе является практическим и достигается путем изучения множества различных направлений, включая пение, приготовление пищи, переодевание, рассказывание историй, кукольные представления, художественные проекты и игры. У каждой группы детей есть один и тот же учитель от дошкольного до восьмого класса. Основное внимание в обучении уделяется самопознанию и сенсорному исследованию с целью привить детям чувство ответственности и сострадания.
Обучение на практике – Bank Street | John Dewey
Этот подход к развитию основан на теории Дьюи «обучения на практике». Основное внимание уделяется физическому, эмоциональному, социальному и умственному росту ребенка. Социальные навыки важны, и это, безусловно, область интересов в этой программе. В этих дошкольных учреждениях ребенок активно учится, используя опыт для получения знаний. Учитель действует в качестве фасилитатора, а ребенок задает темп обучения. Преподаваемые уроки представляют собой все практические занятия, такие как драматические игры, пластилин, головоломки и строительные блоки.
Как изменилась ЕЭК за эти годы?
Было время, когда дошкольное образование было более непринужденным и неформальным. Дети играли и учились в среде с небольшим академическим давлением и практически без конкуренции.