Возрастные этапы развития личности — Психологос
01 октября 2022 г., 21:53
В процессе роста и развития, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему.
Этапы развития личности по Эриксону
Смотри Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Этапы развития личности по Н.И.Козлову
Смотри Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности — разные вещи. Смотри Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов
Собственно психологический подход к развитию личности ориентирован на то, чтобы реально обнаружить психологическое исследование на ступенях возрастного развития в соответствующих конкретно-исторических условиях, что есть («здесь и теперь») и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий.
- Развитие личности как процесс
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
5Подробнее31 дек. 2012 г.
Психологический и педагогический подход к развитию личности и периодизации возрастных этапов
Следует различать собственно психологический подход к развитию личности и строящуюся на его основе периодизацию возрастных этапов и собственно педагогический подход к последовательному вычленению социально обусловленных задач формирования личности на этапах онтогенеза.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности
Уровень развития личности и возрастные этапы развития личности — разные вещи. Развиваясь, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Описание этих этапов — что должно быть на каждом из этих этапов, в каком возрасте человек должен пройти этот этап, что происходит если человек запаздывает или вовсе застревает, — все это описывается как Возрастные этапы развития личности.
0ПодробнееСодержаниеНет событий
Новые статьи:
- Кого будешь спасать при пожаре: ребенка или мужа?
- Читаем стихи, тренируем интонации: Иван Бунин. Сонет
- Читаем стихи, тренируем интонации: Пророк
- Марк Аврелий, стоик
- Почему я должен идти домой?
Популярные статьи:
- Тест Томаса — типы поведения в конфликте
- Шлепки по попе
- Десенсибилизация — королева психотерапии!
- Как разговаривать с мужем
- Как улучшить личную жизнь. 35 правил преодоления одиночества (Н. Либерман)
Хиты недели:
- Как улучшить личную жизнь. 35 правил преодоления одиночества (Н. Либерман)
- Как выстраивать формат в отношениях между мужчиной и женщиной
- Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
- Сильный человек, слабый человек
- Ребенок орет, кричит, визжит… Что с этим делать?
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности
Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Многие известные педагоги (Коменский Я.А., Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, Ушинский К. Д., Толстой Л.Н. и другие) обращали внимание на необходимость глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Обратимся к характеристике развития, обучения и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых, на совершенствовании психики и познавательной деятельности, и, в-третьих, на особенностях их поведения.
Младший школьный возраст связан с обучением учащихся в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, оформляются черепные швы, и продолжается упрочение скелета в целом.
Повышение мышечной силы и развитие двигательного аппарата обусловливает младших школьников большой подвижностью, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.
д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат. гесгеаtiо — восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы учащиеся могли поесть в школьной столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учебную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, слуха, зрения. Педагогам также следует иметь в виду, что, когда учащиеся вдруг становится замкнутым или сверх обычного подвижным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изучаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество успеваемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связаны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.
Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.
Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В педагогике утвердилась идея Выготского Л. С. о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии учащихся [1, с. 127]. Вот почему усилия педагогов должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности учащихся, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития.
У младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий, особенно по математике и т.д. Однако это не снимает задачи развития у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.
д.Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у учащихся этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, педагоги стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Об этом, в частности, писал Ушинский К. Д.: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить учащимся, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же учащегося делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [5, с. 211].
В обучении и воспитании младших школьников большое значение имеет личность педагога, а также влияние родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность учащихся в решающей мере определяют успех в обучение и воспитание подрастающего поколения.
Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для обучения и воспитания.
«Отрыв» от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников [2, с. 57]. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества.
Некоторые диспропорции наблюдаются в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанными с этим головными болями. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а юноши и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок является важной задачей при организации практической деятельности подростков.
Все это, безусловно, осложняет в обучение и воспитание. Поэтому следует всячески щадить сердечно-сосудистую и нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной «двойкой» не убить охоты к учению. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, «с хитринкой»), требуют от педагога большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий. Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, то есть развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения [3, с. 82]. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе, они формируются только тогда, когда педагоги обращают специальное внимание на сущности и закономерностях в процессе обучение и воспитания.
Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому - хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д. Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Вполне понятно, что педагогам следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся и помогать им, укреплять свой престиж в коллективе.
Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем. Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать летчиками, геологами и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс обучения и воспитания.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека, они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы. Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное (от лат. аbstraktion — мысленная отвлеченность) мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.
В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы, особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Наиболее распространенным является интерес к изучению предметов естественного цикла: математики, физики, экономики, информатики, в этом сказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. По этой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучению гуманитарных предметов, все это требует от педагогов не только повышения качества преподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем, чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы, истории и других гуманитарных предметов.
Что же касается средне и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учебе и повышении качества успеваемости.
На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности, усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные с общественно-политическими событиями. Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в поведении. Вот почему так важно, чтобы в учебном процессе содержательно осуществлялось гражданское и моральное воспитание, проводились дискуссии, а учащиеся систематически вовлекались в общественную работу. Слабая постановка гражданского и морального воспитания оборачивается существенными издержками в развитии старшеклассников, отдельные из них могут проявлять гражданскую пассивность, вовлекаться в различные объединения с негативной направленностью [4, с. 123].
Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии. Вопрос, кем быть, для них уже не является отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей и внутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение, так или иначе, делает для них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши и девушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью. Общественные потребности таковы, что подавляющее большинство старшеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материального производства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно из числа слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает мало пользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и средним бизнесом, дескать, можно и без среднего образования, это отрицательно сказывается на их отношении к овладению знаниями. Поэтому необходимо оказывать учащимся действенную помощь в формировании их жизненных планов, проводить содержательную профориентацию, основной смысл которой должен состоять в том, чтобы раскрыть красоту человека труда, творческий характер работы на современном производстве.
Нельзя не отметить и того, что на развитие и поведение старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная реактивность (чувствительность) ко всему новому, что происходит в жизни, литературе, искусстве, музыке, а также в моде. На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций, это также создает определенные проблемы в обучение и воспитание. Главное здесь — не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде. Таковы важнейшие особенности развития и организации учебно-воспитательной работы в старших классах.
Возрастные и индивидуальные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что учащихся в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого учащегося, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития учащихся — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к педагогам и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их обучение, воспитание и развитие.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, в процессе обучения и воспитания.
-
- Литература:
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка. – М., 2006. – 316 с.
- Земская М.А Семья и личность. – М., 2009. – 153 с.
- Лисина М.И. Формирование личности. – М., 2006. – 180 с.
- Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. – М., 2007. – 220 с.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М., 2008. – 328 с.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаЭриксоновская теория развития жизненных стадий
Когда вы думаете абстрактно или в общих чертах, говорят, что вы мыслите теоретически. Это своего рода рассуждение, которое на самом деле не основано на науке, а в некоторой степени основано на некоторой форме теории. Теории пытаются объяснить вещи общим или абстрактным образом; например, обобщенное объяснение того, как работает природа. Слово «теория» происходит из Древней Греции, хотя в современном употреблении оно приобрело несколько родственных значений. Теория, которую часто путают с гипотезой, совершенно отличается от нее, поскольку она предлагает объяснительную основу для некоторых наблюдений. Исходя из предположения об объяснении, теория подчиняется нескольким гипотезам, которые можно проверить, чтобы предложить поддержку или оспорить теорию. В этой статье мы сначала дадим определение теории, а затем рассмотрим теорию развития жизненных стадий Эриксона.
Определение теорииТеорию можно определить как постулат о том, что должно быть. Теория устанавливает нормы, цели и стандарты и может быть нормативной или предписывающей. Его также можно определить как совокупность знаний, которые можно отличить от конкретных объяснительных моделей. Когда вы создаете теорию, вы просто развиваете эту совокупность знаний. Теории в большинстве случаев противопоставляются практике. Теория также может быть определена как предположение или система идей, которые пытаются дать объяснение чего-либо, что, скорее всего, основано на общих принципах, независимых от того, что объясняется. Это набор принципов, на которых основана практика деятельности. Вы можете использовать теорию, чтобы объяснить происшествие или оправдать свой курс действий. Он содержит широкий спектр идей, которые связаны в попытке предложить объяснение чему-либо. Он дает основу для объяснения сделанных наблюдений. Теория предлагает объяснения, основанные на предположениях, которые следуют ряду возможных гипотез, которые можно проверить.
В большинстве случаев трудно доказать правильность теории, хотя доказать ее ошибочность вполне возможно. Основная причина этого явления заключается в том, что независимо от того, сколько раз вы проверяете теорию, существует так много тестов, что вы не можете полностью исчерпать их все. Даже если теория была проверена сотни раз, все равно может быть проверка, в которой она может провалиться. Если один из тестов докажет, что он неверен, то теорию можно легко опровергнуть. Однако, если теория проходит тест, ее нужно будет пройти через множество других тестов, пока не будет доказано, что она ошибочна! Вторая причина, по которой невозможно доказать истинность теории, заключается в том, что ни одна теория не соответствует всем фактам. В реальном смысле теория — это просто рассказ, который объясняет, а это значит, что каждый раз ее можно рассказывать по-разному. Можно сказать, что сила теории зависит только от того, насколько хорошо она изложена, и от возможного количества фактов, подтверждающих эту теорию. Всегда существует бесконечное количество теорий, которые соответствуют фактам. Например, когда вы смотрите на некоторые законы и теории Ньютона для движущихся тел, например, Сила = Масса X Ускорение, эта теория хорошо работала в течение длительного периода времени, но позже была заменена теориями Эйнштейна. Несмотря на то, что теории были правильными, но были заменены из-за того, что новые теории объясняли дополнительные вещи, которые не объясняли старые теории. Это доказывает, что проверки теорий могут доказать, что они не знают некоторых фактов и, следовательно, сделать их неверными или доказать, что они не учитывают некоторые явления, которые не могут быть объяснены.
Этапы психосоциального развития Эрика Эриксона Из чего состоит хорошая теория?Чтобы теория считалась хорошей или эффективной, она должна удовлетворять нескольким условиям, как описано ниже.
- Механизм
Хорошая теория должна иметь динамический элемент или ощущение движения. Это означает, что для того, чтобы теория была хорошей и давала ощущение понимания, она должна быть в состоянии показать, как возникновение одного события приводит к другому. Теория должна не просто называть причину чего-либо, но и предлагать четкое объяснение того, почему происходят определенные вещи и что их вызывает. Тот факт, что у теории есть имя, не означает, что она реальна или заслуживает доверия. Теория должна уметь объяснять, а не просто переформулировать и наблюдать. Как только вы прочитаете хорошую теорию, вы сможете понять причины того, почему вещи происходят именно так, как они происходят.
- Универсальность
Хорошая теория должна носить общий характер, чтобы ее можно было применить к целому ряду ситуаций, событий и людей. Она всегда должна работать для большого количества вещей и должна быть применима к большому количеству людей, которые могут оказаться в конкретной ситуации, в которой применима данная теория. Самая важная идея теории, механизма, заключается в том, что люди в похожей ситуации всегда будут сталкиваться с одними и теми же результатами, что бы ни случилось. Например, когда у людей нет времени на уроки из-за работы, они, скорее всего, будут отставать в классе. Неважно, какой тип работы они выполняют или сколько часов они работают.
- Правда
Как мы уже говорили, нельзя доказать, что теория верна. Это связано с тем, что тестов, проводимых для теории, очень много, и всегда есть какая-то форма данных, которые могут противоречить теории. Во-вторых, теории носят описательный характер, и всегда существует значительное количество способов описания определенных событий.
- Фальсифицируемость
Хорошая теория должна быть фальсифицируемой. Это потому, что это позволяет теории объяснить несколько скрытых элементов, которые могут быть невидимы, если их нельзя фальсифицировать. Теории, которые не поддаются фальсификации, указывают на невозможность сбора данных о них и на то, что теории носят циклический характер, что может быть нехорошо для любой теории.
- Простота
Хорошая теория должна быть простой и всегда должна избегать публикации сложных взаимосвязей в тех случаях, когда можно использовать более простые альтернативы. Природа, кажется, предпочитает бережливость, поэтому теории должны уметь разбивать сложные вещи, чтобы выдержать настоящее. Когда теории недостаточно просты для понимания, они просто становятся бесполезными. Поскольку их иногда считают моделями, они всегда должны быть уменьшенной и более простой версией наблюдаемого реального объекта. Теория должна убрать важные части и оставить позади любые дополнения, которые не так важны. Когда вы включаете слишком много деталей, вы затемняете ключевые вопросы. Когда модель очень сложна, она почти не дает объяснения ключевым вопросам, которые плохо поддаются теоретизированию.
Другим ключевым элементом хорошей теории является то, что она должна содержать элементы плодотворности и неожиданности. Плодородные теории — это те, которые способны генерировать тонны следствий в различных областях. В случае неожиданности теория всегда должна быть интересной и порождать неочевидные следствия.
Этапы психологического развития Эрика Эриксона Теория развития стадий жизни ЭриксонаЭто очень интересная теория, разработанная Эриком Эриксоном для объяснения различных стадий психосоциального развития. Он утверждал, что личность развивается в заранее установленном порядке, включающем восемь стадий. Стадии варьируются от младенчества до взрослой жизни, и на каждой из фаз человек переживает психосоциальный кризис, который может повлиять на развитие личности как положительно, так и отрицательно. По его мнению, кризисы носят психосоциальный характер в силу того, что они складываются из психологических потребностей человека и противоречат требованиям данного общества.
Теория утверждает, что здоровая личность является результатом успешного прохождения каждой из стадий и позволяет человеку приобрести основные добродетели. Эти основные добродетели являются сильными сторонами характера, благодаря которым эго способно разрешать любые кризисы, которые могут возникнуть впоследствии. Эриксон утверждает, что если вам не удастся пройти какой-либо из этапов, у вас будет меньше возможностей для прохождения любых дальнейших этапов, и, следовательно, вы разовьете более слабую личность и понизите самооценку. Однако этапы могут быть решены позже, хотя вам нужно будет успешно пройти каждый из этапов. Ниже приведены этапы, упомянутые Эриксоном.
- Доверие против недоверия
Это считается первой стадией теории психосоциального развития. Это этап, который начинается, когда вы рождаетесь, и, как говорят, продолжается до тех пор, пока вам не исполнится примерно 18 лет. На этом этапе только что родившийся ребенок не уверен в мире, в котором он зачат. Таким образом, в младенчестве вы будете вынуждены обращаться к своему основному опекуну за стабильностью, заботой и защитой. Когда в младенчестве вы подвергаетесь предсказуемой, надежной и последовательной форме заботы, вы создаете доверие, которое вы будете нести с собой в другие отношения, и вы развиваете чувство безопасности даже в трудные времена. Если потребности не удовлетворяются, у вас разовьется чувство подозрительности, беспокойства и недоверия. Таким образом, у вас может не быть уверенности в окружающем вас мире или в вашей способности что-то изменить.
Эриксон также утверждает, что успешное завершение этого этапа поможет развить добродетель надежды. Когда вы разовьете доверие, вы сможете развить надежду на то, что во времена кризиса есть вероятность, что люди, которым вы доверяете, помогут вам. Когда у вас нет надежды, вы приобретаете страх, и вы в принципе не сможете полагаться на окружающих вас людей, которые помогут вам в трудную минуту.
- Автономия против стыда и сомнения
Это второй этап в теории стадий развития жизни. По Эриксону, эта стадия приходится на период от 18 месяцев до примерно трех лет жизни ребенка. Говорят, что на этом этапе психосоциального развития молодые люди сосредоточены на приобретении чувства личного контроля над физическими навыками и чувстве независимости. Когда вы добьетесь успеха на этой стадии своего развития, вы приобретете добродетель воли. Этот этап нуждается в определенной форме поощрения и поддержки по мере того, как вы обретаете независимость. Таким образом, вы приобретете повышенный уровень уверенности и безопасности, а также способность выживать в этом мире.
Если на этом этапе развития вас будут критиковать и контролировать, Эриксон утверждает, что вы начнете чувствовать себя неадекватным в своем потенциале для выживания, что увеличит вашу зависимость от других. Это приведет к низкой самооценке и чувству сомнения и стыда в своих способностях. На этом этапе в детстве вы развиваетесь физически и становитесь более подвижным. Вы также обнаружите, что у вас есть различные навыки и способности, например, лазание и игра с игрушками. Это иллюстрация вашего роста и чувства независимости и автономии. Теория утверждает, что на этом этапе родители должны позволить своим детям исследовать пределы своих способностей и терпеть их неудачи. На этом этапе вредно пытаться что-то сделать для ребенка, и он также не должен критиковать вас, когда вы терпите неудачу или попадаете в аварию. Стадия направлена на то, чтобы помочь ребенку развить самоконтроль без потери уважения.
- Инициатива против вины
На этом этапе развития ребенок более склонен к самоутверждению. На этом этапе вы, скорее всего, покажетесь родителям агрессивным. Будучи ребенком на этом этапе, вы улучшите свое взаимодействие с другими детьми. Основная деятельность на этом этапе определяется как игра, поскольку она дает вам возможность изучить свои навыки межличностного общения с помощью действий, в которых вы участвуете. Вы можете планировать действия и концептуализировать игры, в которые вы можете играть с другими. Ожидается, что на этом этапе у детей разовьется чувство инициативы и чувство уверенности в своей способности руководить другими в процессе принятия решений. Если этому этапу каким-либо образом препятствуют, у детей развивается чувство вины. Ребенок так или иначе будет бунтовать, заставляя родителя наказывать ребенка. Скорее всего, вы начнете задавать много вопросов, так как ваша жажда знаний будет на пике. Когда вы успешно завершите эту стадию, вы разовьете в себе добродетель целеустремленности. Неудача приведет к чувству вины.
4. Трудолюбие против неполноценностиЭриксон утверждает, что на этом этапе ребенок будет учиться новым вещам, таким как чтение и письмо, сложение и другие вещи самостоятельно. Поскольку учителя в первую очередь отвечают за ребенка, они берут на себя самую важную роль. Сверстники, с которыми вы общались в детстве, приобретут большее значение и станут основным источником вашей самооценки. Вы почувствуете желание заслужить одобрение своих сверстников путем демонстрации компетенций, которые ценятся, и вы начнете испытывать чувство выполненного долга. Поощрение и подкрепление вашей инициативы заставит вас почувствовать себя трудолюбивым (компетентным) и вы приобретете уверенность в своей способности достигать целей. Отказ от этой инициативы заставит вас чувствовать себя неполноценным и сомневаться в своих способностях, что может помешать вам полностью раскрыть свой потенциал. Неполноценность берет верх, когда вы не можете развить навык, который, по вашему мнению, ценится обществом. Добившись успеха на этом этапе, вы в конечном итоге разовьете чувство компетентности.
- Идентичность и путаница ролей
Утверждается, что этот этап наступает в подростковом возрасте, то есть в возрасте от 12 до 18 лет. В этот момент вы почувствуете потребность в поиске ощущения себя и личной идентичности, интенсивно исследуя свои убеждения, цели и ценности. Эриксон утверждает, что на этом этапе вы переживаете переход от детства к взрослой жизни. Вы почувствуете себя более независимыми и начнете обдумывать некоторые вещи, которые, скорее всего, произойдут в будущем. Согласно теории, это важный этап, и вам нужно будет выучить все роли, которые вы будете занимать во взрослой жизни. На этом этапе вы заново откроете себя и попытаетесь выяснить, кто вы на самом деле. На этом этапе исследуются две основные идентичности, а именно сексуальная и профессиональная. Успешное завершение этого этапа должно привести к лучшему самоощущению, и образ вашего тела также изменится. Этап, если он успешно завершен, также приведет к добродетели верности. Это способность связывать себя с другими людьми на основе принятия, несмотря на идеологические различия, которые могут существовать. В случае смешения ролей или кризиса в идентификации себя как подростка вы можете начать экспериментировать с разными стилями жизни в поисках самоидентификации. Эриксон отмечает, что в случае, если вас принуждают к идентичности, вы можете бунтовать в форме принятия негативной идентичности и чувствовать себя несчастным.
- .Близость против изоляции
На шестом этапе вы стремитесь к установлению значимых и близких отношений с окружающими вас людьми. Вы начинаете делиться с другими более личной информацией о себе. Большинство сформировавшихся отношений приводят к долгосрочным обязательствам, построенным на любви и доверии. Успешное завершение этого этапа может превратиться в счастливые отношения и чувство заботы, безопасности и приверженности в отношениях. С другой стороны, когда вы избегаете отношений или боитесь обязательств, вы можете оказаться в изоляции, одиночестве или депрессии. Успешное завершение этого этапа приведет к созданию добродетели любви.
- Генерация против стагнации
Стадия зарождения и застоя происходит в среднем взрослом возрасте. На этом этапе вы испытываете потребность начать создавать или развивать то, что оказывает положительное влияние на других людей. Вы стремитесь приносить пользу обществу, участвуя в общественной работе, находя решения общественных проблем и воспитывая детей в соответствии с правильными принципами. Когда вы успешно достигаете своих целей, вы развиваете чувство выполненного долга и полезности, в то время как, с другой стороны, неудача приводит к минимальному участию в общественных проектах.
- Целостность эго против отчаяния
Заключительный этап начинается, когда человеку приблизительно 65 лет и больше. У вас может развиться чувство честности, когда вы увидите, что ведете успешную жизнь. Когда вы становитесь старше, ваша продуктивность снижается, и вы склонны жить как пенсионер. Успех на этом этапе заставляет вас развивать добродетель мудрости, которая заставит вас оглянуться на свою жизнь и испытать чувство полноты. Смерть вас не пугает, и вы живете с минимальными ожиданиями.