Возрастные и психологические особенности процесса воспитания личности: 5. Возрастные особенности человека и воспитание его личности

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.

 

Педагог-психолог Османова Э.Н

            Личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, а так же социальные проявления.

            Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка без учёта его возрастных возможностей.

            В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет).

            Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенности поведения.

Особенности развития и воспитания младших школьников.

            Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени, в основном, заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перенагрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

            Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обуславливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы, проводить физкультпаузы, в тёплое время заниматься при открытых форточках, а в прохладную погоду чаще проветривать классы. Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников.

            Психологические особенности младшего школьного возраста:

Ведущая деятельность – учёба.

— Происходит перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической), мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий.

— развитие саморегуляции поведения, воли;

— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

— овладение навыками домашнего труда;

— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношение в учебном коллективе;

— развивающие игры занимают второе место после учёбы;

— формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

— формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.

            Данный возраст обычно называют переходным т.к. в этот период происходит переход от детства к юности.

            По иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков обуславливается так же гиподинамией т.е. недостаточной подвижностью. Учение. Требующее усидчивости может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказываться на физическом развитии учащихся.

Психологические особенности подросткового возраста:

-интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;

— ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;

— формирование самооценки, характера;

— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптированных форм поведения;

— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

— самоконтроль и планирование деятельности ещё затруднены;

— склонность к риску, агрессивности как приёмам самоутверждения;

— появление сексуальных влечений и интересов;

— формирование самосознания своего «Я»;

— избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

            Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При её проведении нужно учитывать то, что своё будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремления подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

Особенности развития и воспитания старших школьников.

            Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.

            Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции, которые присущи подросткам. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.

            Основные психологические особенности.

— формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

— происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания;

— возрастает волевая регуляция;

— возрастает концентрация внимания, объём памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;

появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— формируется собственное мировоззрение;

— стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;

— пренебрежение к советам старших;

— критиканство, проявление недоверия;

— отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;

— возникает первое чувство любви, дружбы;

— недостаточное осознание последствий своих поступков.

Индивидуальные особенности развития учащихся и их учёт в процессе воспитания.

            Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

            Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

            При учёте возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщённые данные педагогики и психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

            На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которого во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесённые учеником заболевания, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Всё это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а так же сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

            Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти склонности и интересы. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.

            Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов со сверстниками. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которая поможет её при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

            Важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям, труду, а так же к учителям и классному коллективу.

            Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а так же динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Психологические особенности обучения в процессе образования

Библиографическое описание:

Абдувахобова, Д. Э. Психологические особенности обучения в процессе образования / Д. Э. Абдувахобова, М. К. Кадырова, Ш. Н. Эрназарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 912-914. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11268/ (дата обращения: 29.11.2022).

Обучение — педагогический процесс, в котором обучающиеся под руководством учителя получают навыки и опыт по применению систематизированных знаний основ дисциплин. Этот двусторонний процесс, соединяющий в себе деятельность учителя (обучение) и деятельность ученика (изучение).

Результатами обучения являются получение общего образования, формирование у учеников научного мировоззрения, подготовка их к жизни. Учитель не только должен иметь глубокие знания по правильной научной организации учебного процесса, но и должен знать общие психологические закономерности процесса обучения и усвоения знаний, формировать навыки и умения, развивать мысль.

Успешное решение воспитательных задач в воспитании требует знать психологические закономерности процесса формирования личности, возрастные особенности детей, индивидуальные, волевые и эмоциональные критерии психологического развития, особенности познавательной и умственной деятельности.

Важное значение имеет то, насколько организатор учебного процесса — учитель знает современную концепцию психологического развития личности. Психология считает, что психологические особенности личности есть продукт среды, обучения и воспитания. Они абсолютно со стороны, извне закладываются в сознание человека, под влиянием среды, обучения и воспитания происходит их формирование в онтогенезе.

Как талант и способности, своеобразие темперамента и памяти, особенности характера, так и нервная система наследственность и среда имеют важное значение.

Если психологические особенности человека во многом играют управляющую роль в его формировании развитии, то решающую функцию выполняет социальное воспитание человека, условие его проживания, его обучение и воспитание. Специальную роль в психологическом развитии играет обучение и воспитание как «процесс воздействия, отвечающий требованиям общества, целенаправленный процесс воздействия старшего поколения на младшее поколение по пути к сознательной цели».

Психологи обоснованно признают тот факт, что человек, являясь активным существом, может сам сознательно изменять собственную личность, то есть может заниматься собственным воспитанием. Но самовоспитание не может вестись в отрыве от окружающей среды. Этот процесс происходит при активном взаимодействии с окружающим миром.

Естественные данные человека составляют важный фактор психологического развития. Наличие некоторых анатомо-физиологических особенностей является естественным условием развития способностей. Способности формируются и развиваются под влиянием условий жизни и деятельности человека, его обучения и воспитания. Но это не значит, что при одинаковых условиях у всех людей одинаково развиваются интеллектуальные способности. Отмечено, что психическое развитие6 связано с биологической зрелостью ребёнка, особенно, в развитии его мозга. Этот факт нужно учитывать при образовательно-воспитательных работах.

Русский психолог Л. С. Выготский первым выдвинул идею об управляющей роли образования и воспитания в психическом развитии ребёнка; Образование идёт впереди развития и ведёт его за собой. Без обучения не может быть полноценного развития. Обучение не отрицает внутренние закономерности развития. Нужно не забывать, что возможности обучения широкие, но не бесконечные. По мере развития психики человека растёт целостность, единство, устойчивость, происходит её интеграция. В результате этого у личности появляются те или иные качества.

При учебно-воспитательной работе учитывание определённых душевных особенностей ребёнка даёт учителю возможность пользоваться такими педагогическими методами и средствами, которые соответствуют возрастным требованиям и возможностям ребёнка. Здесь, обязательна, надо учесть индивидуальные различия детей, уровень умственного развития, особенности психологической деятельности. Умственное развитие характеризуется тем, что отражает в детском сознании и как происходит это отражение.

Психологи отметили характеристику умственного развития как его критерии:

1)                 Скорость усвоения материала или темп его восприятия;

2)                 Сжатость мышления, определяемого количеством обдумываний;

3)                 Уровень аналитико-синтетической деятельности;

4)                 Приёмы переноса умственной деятельности, сформулированной в другом объекте, на основе изучения одного объекта;

5)                 Уметь самостоятельно систематизировать и обобщать полученные знания.

Обучение каждому предмету должно быть построено так, чтобы оно дало максимальную пользу умственному развитию учеников.

Исследования психологов ведут нас к заключению о том, что при обучении ученикам нужно давать вместе с системой знаний и систему приёмов умственной деятельности.

При организации восприятия учениками разного рода учебных материалов учитель должен учитывать формирование у учеников мыслительных операций (анализ, сравнение, определение общих, частных и специальных особенностей, абстрагирование, обобщение, синтез).

Очень важное значение имеет создание у учеников мастерства систематизировать и обобщать получение по предмету знаний, умение самостоятельно работать с разными литературными источниками, сравнение фактов, полученных из разных пособий, по одному или другому вопросу. У детей младшего школьного возраста физическое психологическое развитие отличается своей особенностью. Именно в этом возрасте развитие научно-творческих способностей является важным, по данному вопросу посвящён ряд работ психологов.

Образование должно не только вооружить учеников знаниями, но и обеспечить его умственный рост. Целевая направленность научно-творческих способностей студентов на основе усвоенных знаний, требует от каждого педагога большого опыта, научного потенциала творения. Значит, в целях повышения мыслительной активности студента мы должны проводить каждое занятие не просто так, а с установкой, что мы готовим грамотных специалистов с высшим интеллектуальным потенциалом, являющихся нашим будущим и опорой, продолжателем общества.

Известно, что обеспечение соответствия методов обучения к определённым педагогическим условиям являются одним из факторов повышения качественного обучения. Оно ведёт к прочному усвоению нужных знаний, сотрудничеству учителя-ученика в процессе урока и единой цели.

При развитии творческой мыслительной способности студента первостепенное значение имеет организация занятия. В этом случае всё мастерство и талант учителя заключается в применении новых педагогических технологий на уроке, творческом подходе к учебному материалу. Только так мы можем повысить мыслительную способность ученика расширить границы мышления. Перед школой стоит сложная и важная задача — «реализация общего среднего образования детей и молодёжи, отвечающей требованиям современного общества и научно-технологического прогресса, вооружение учащихся глубокими и самостоятельными знаниями по основам дисциплин, пробуждение стремления у них к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, подготовка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии».

Для выполнения этой задачи необходимо сознательное усвоение мотивов обучения, формирование у учащихся положительные отношения, интереса к предмету.

Под мотивом психологии понимаются причины, призывающие учащихся к действиям. На формирование мотивов воздействуют требования и инстинкты, предрасположенность и эмоции, решения, идеи, интересы.

Учебные мотивы могут быть разными: выполнение желаний родителей при получении информации, желание «не отстать от других», получить свидетельство об окончании средней школы, стремление поступить после школы в институт и т.  д.

Самые высокие мотивы — это получение знаний с целью быть полезным обществу, и наконец, мотив «много знать». Задача учителя — формировать у учеников высокие социальные и духовные мотивы, то есть воспитать веру в необходимость получение знаний ради желания «быть полезным обществу». Если у большинства учеников мы смогли пробудить и развить интерес к знаниям, то процесс обучения будет удачнее. В таком случае интерес к знанию — стремление много знать превращается в один из ведущих мотивов учащихся. О вопросах интереса к знанию писали многие основоположники педагогики — Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Б.Дистервег и др. В педагогике и психологии возникла общая теория интереса, разработанная В.Ананьевым, Л.Бажовичем, С.Рубинитейном, В.Ивановым, А.Ковалёвым. Обобщающий трудом является монография Г. Н. Щукиной.

Под воздействием интереса растёт интеллектуальная активность, совершенствуется память, усиливается представление, восприятие, сосредоточение внимания, мысли. Также воспитываются под его воздействием духовные, волевые качества личности.

Характерной особенностью интереса к знаниям является то, что он имеет интеллектуальный характер: вызывающий интерес субъект помогает определить новые стороны предмета, открыть значение наблюдаемых событий, понять причинно-следственные связи. Если учитель сумеет пробудить в ученике интерес к своему предмету, то у учащихся появляется возможность для самостоятельных творческих работ; они будут стремиться к знаниям, решению трудностей на пути к получению знаний.

Если интерес к предмету не возник, информация проходит через мозг бесследно при абсолютном безразличии учащихся, не пробуждая позитивных эмоций.

Появление и развитие интереса к знаниям помогает учащимся при самостоятельной работе с дополнительной литературой, научными, научно-популярными брошюрами, журналами, учебными пособиями для поступающих в вузы и т. д. Результаты деятельности учеников должны быть проверены в классе, обсуждены и оценены.

Опыт творческих учителей и проведённые исследования показывают, что достаточно проводить в каждом классе одно сочинение (в 7–8 классах) или один реферат (в 9–10 классах). Эту работу целесообразно проводить в начале второго полугодия.

Сочинения и рефераты учитель должен собрать, проверить и оценить. Можно пригласить учеников-авторов самых интересных рефератов, рассказать о них на уроках, учебных конференциях, семинарах (согласно плану изучения темы или раздела).

Результаты проверки сочинений и рефератов анализируются в классе. Самые лучшие работы можно предложить на творческие ученические выставки. Во всех случаях учащиеся должны чувствовать, что учителя небезразличны к их самостоятельным работам.

При развитии интересов к знаниям в системе учебных занятий нужно создать условия для того, чтобы учащиеся не только получали новые знания, но и совершенствовали навыки, освоили методы научных исследований: наблюдение, эксперимент, мыслительное моделирование, гипотезы и др.

Ещё одним из факторов определения отношения учащихся к предмету является личность учителя. Если в школе работает учитель, любящий свой предмет, то привлечёт внимание многих школьников к данному предмету.

Личностные качества учителя, его деятельность на уроке, личный пример является основными источниками появления у учащихся интереса к знаниям.

Для учеников важное значение имеет и авторитет учителя, и его доверие к ученикам.

Литература:

1.      Коваль А. В. Шахс психологияси. — М.: Просвещение, 1970.

2.      Крутецкий В. А. Ўқувчини ўқитиш ва тарбиялаш психологияси. — М.: Просвещение, 1976.

3.      Усова А. В., Вологодская З. А. Ўрта мактабда физикадан ўқувчиларни тайёрлаган мустақил ишлари. — М.: Просвещение, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, обучение, интерес, получение знаний, психологическое развитие, умственная деятельность, умственное развитие, ученик, учитель, учебный процесс.

Факторы риска и защиты для молодежи

По мере того, как молодежь растет и достигает своих компетенций в области развития, существуют контекстуальные переменные, которые способствуют или препятствуют этому процессу. Их часто называют защитными факторами и факторами риска.

Наличие или отсутствие и различные сочетания защитных факторов и факторов риска способствуют психическому здоровью молодежи. Выявление защитных факторов и факторов риска у молодежи может направить стратегии профилактики и вмешательства, которые следует применять в отношении них. Защитные факторы и факторы риска также могут влиять на течение психических расстройств, если они присутствуют.

Защитный фактор можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном или общественном уровне (включая сверстников и культуру), которая связана с более низкой вероятностью проблемных исходов или снижает негативное влияние фактора риска на результат проблемы». 1 И наоборот, фактор риска можно определить как «характеристику на биологическом, психологическом, семейном, общественном или культурном уровне, которая предшествует и связана с более высокой вероятностью возникновения проблем». 2 В таблице ниже приведены примеры защитных факторов и факторов риска по пяти областям: молодежь, семья, сверстники, сообщество и общество.

Факторы риска и защиты психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у подростков

Факторы риска

домена

Защитные факторы

  • Женский пол
  • Раннее половое созревание
  • Сложный темперамент: негибкость, пониженное позитивное настроение, замкнутость, плохая концентрация
  • Низкая самооценка, кажущаяся некомпетентность, отрицательный объяснительный и логический стиль
  • Беспокойство
  • Вялотекущие симптомы депрессии и дистимия
  • Ненадежное крепление
  • Плохие социальные навыки: навыки общения и решения проблем
  • Крайняя потребность в одобрении и социальной поддержке
  • Низкая самооценка
  • Застенчивость
  • Эмоциональные проблемы в детстве
  • Нарушение поведения
  • Благоприятное отношение к наркотикам
  • Бунтарство
  • Раннее употребление психоактивных веществ
  • Антиобщественное поведение
  • Травма головы
  • Использование марихуаны
  • Воздействие свинца или ртути (нейротоксины) в детстве

Индивидуальный

  • Положительное физическое развитие
  • Академическая успеваемость/интеллектуальное развитие
  • Высокая самооценка
  • Эмоциональная саморегуляция
  • Хорошие навыки выживания и решения проблем
  • Участие и связи в двух или более из следующих контекстов: школа, сверстники, спорт, работа, религия, культура
  • Родительская депрессия
  • Конфликт родителей и детей
  • Плохое воспитание
  • Негативное семейное окружение (может включать злоупотребление психоактивными веществами у родителей)
  • Жестокое обращение/жестокое обращение с детьми
  • Неполная семья (только для девочек)
  • Развод
  • Семейный конфликт
  • Семейный конфликт
  • Родитель в тревоге
  • Родительский/брачный конфликт
  • Семейный конфликт (взаимоотношения родителей и детей и между детьми)
  • Употребление наркотиков/алкоголя родителями
  • Родительская безработица
  • Употребление психоактивных веществ среди родителей
  • Отсутствие присмотра взрослых
  • Плохая привязанность к родителям
  • Семейная дисфункция
  • Член семьи с шизофренией
  • Плохой родительский контроль
  • Родительская депрессия
  • Сексуальное насилие

Семья

  • Семья обеспечивает структуру, ограничения, правила, мониторинг и предсказуемость
  • Поддерживающие отношения с членами семьи
  • Четкие ожидания в отношении поведения и ценностей
  • Отказ однорангового узла
  • Стрессовые события
  • Плохая успеваемость
  • Бедность
  • Стрессовые или травматические события на уровне сообщества
  • Стрессовые или травматические события школьного уровня
  • Насилие в обществе
  • Насилие в школе
  • Бедность
  • Травматическое событие
  • Школьная неудача
  • Низкая приверженность школе
  • Не связан колледжем
  • Агрессия по отношению к сверстникам
  • Общение со сверстниками, употребляющими наркотики
  • Социальные/общинные нормы благоприятствуют употреблению алкоголя и наркотиков
  • Городская обстановка
  • Бедность
  • Общение со сверстниками-девиантами
  • Потеря близких отношений или друзей

Школа, район и сообщество

  • Наличие наставников и поддержка развития навыков и интересов
  • Возможности для участия в школе и обществе
  • Положительные нормы
  • Четкое ожидание поведения
  • Физическая и психологическая безопасность

Адаптировано из O’Connell, ME, Boat, T. , & Warner, K.E.. (2009). Профилактика психических, эмоциональных и поведенческих расстройств у молодежи: прогресс и возможности . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий; и Министерство здравоохранения и социальных служб США, Управление по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психиатрическими услугами (2009 г.). Риск и защитные факторы для психические, эмоциональные, и поведенческие расстройства на протяжении жизненного цикла . Получено с http://dhss.alaska.gov/dbh/Documents/Prevention/programs/spfsig/pdfs/IOM_Matrix_8%205x11_FINAL.pdf

Ресурсы

Психическое здоровье: отчет главного хирурга
Настоящий отчет Главный хирург по психическому здоровью является продуктом сотрудничества между двумя федеральными агентствами, Управлением по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем и Национальными институтами здравоохранения. В отчете представлен обзор психического здоровья, а также раздел, посвященный психическому здоровью детей. Один из ключевых разделов посвящен факторам риска и защиты, связанным с психическим здоровьем детей.

Ссылки

1 O’Connell, Boat, & Warner, 2009, с. xxvii
2 O’Connell, Boat, & Warner, 2009, с. xxviii

Теория порядка рождения: взгляд на вашу личность

Развитие личности может исходить из различных источников и влияний в жизни ребенка, это может быть увлекательно и важно понимать эти влияния. Отличный способ понять влияние порядка рождения на личность человека — это обсудить его с терапевтом, поскольку он может помочь вам определить части вашей личности и то, как они развивались. Понимание этого и других аспектов своей идентичности — только одна из причин, по которой терапия может быть полезной. Также может помочь онлайн-терапевт.

Узнайте больше о том, как порядок рождения повлиял на вашу жизнь

Поговорите с семейным экспертом онлайн

Изучением личности и ее формированием интересовались исследователи, психологи и ученые на протяжении веков. Личность относится к различным образцам мышления, поведения и чувств человека. Личности людей охватывают почти все аспекты их человеческого опыта. Изучение таких переменных, как личности, обычно делится на две категории:

  • Понимание различий в личностных характеристиках людей, таких как темперамент, общительность и мотивация
  • Открытие того, как различные части человека объединяются в единое целое внешней среды, которые различаются в зависимости от культуры и ассоциации. Одно исследование личности фокусируется на порядке рождения человека и его последующих отношениях с братьями и сестрами. Теория порядка рождения была разработана Альфредом Адлером в двадцатом веке; в нем говорилось: порядок рождения ребенка повлиял на его или ее личность. Мы рассмотрим эту идею далее в этой статье.

    Теория порядка рождения: исследование Адлера

    Альфред Адлер родился недалеко от Вены в 1870 году. Он начал свою медицинскую карьеру в качестве офтальмолога; затем переключился на общую практику в менее богатой части Вены. В 1907 году он встретил Зигмунда Фрейда и установил рабочие отношения с ним и другими выдающимися психоаналитиками того времени. По мере продвижения своей карьеры Адлер стремился создать психологическое движение, основанное на целостном взгляде на человека. В отличие от Фрейда, Адлер считал, что социальные и общественные аспекты жизни человека так же важны, как и внутренние мысли и эмоции. Желание Адлера понять, как социальные факторы влияют на личность, распространилось и на развитие ребенка. Его теория порядка рождения описывала, как влияние порядка рождения формировало мысли и поведение ребенка от первенца до самого младшего ребенка, а также все, что между ними.

    Чем не является теория порядка рождения

    Индивидуальные черты порядка рождения не обязательно присутствуют, когда ребенок рождается в семье. Например, первенцы не рождаются с укоренившимися в их психике нишами или определенными личностными чертами. Вместо этого в теории порядка рождения Адлер иллюстрирует, как семейная среда и динамика играют роль в формировании индивидуальной психологии в годы становления ребенка. Хотя все семьи разные, между взаимодействием родителей и детей, а также братьев и сестер есть много общего, поскольку дети растут и развиваются в одной семье.

    Роль семьи в порядке рождения Индивидуальные черты

    Исследования и исследования порядка рождения показывают, что существует несколько факторов, влияющих на формирование личности помимо порядка рождения личности. К общим факторам относятся:

    • Биологические : Дети наследуют многие черты и особенности от своих родителей. К ним относятся интеллект, смелость и физические особенности.
    • Социальный : Взаимодействуя с другими людьми в кругу общения человека, дети учатся поведению и моделям мышления на основе своего опыта, как в системе образования, так и за ее пределами.
    • Культура : Ребенок, растущий в культуре, сознательно или бессознательно перенимает черты, соответствующие культурным убеждениям, идеям и нормам.
    • Физическая среда : Окружение человека часто влияет на развитие личности. Например, личности тех, кто вырос в сельской местности, часто сильно отличаются от тех, кто живет в городской среде.
    • Ситуационный : По мере взросления ребенок сталкивается с различными ситуациями, которые помогают ему адаптироваться и изменять аспекты своей личности. Это может быть встреча с новыми друзьями, переживание травмы или, конечно же, появление нового брата или сестры.

    Глядя на эти факторы, мы видим, что семейная жизнь может включать в себя все это. Поскольку жизнь большинства детей изначально определяется всем, что происходит в семье, неудивительно, что теория порядка рождения оставалась актуальной на протяжении десятилетий.

    Следующие черты являются общими примерами того, как связаны различия в порядке рождения и личности. Конечно, на среднее развитие личности ребенка могут влиять и многие другие факторы; некоторые из этих причин будут обсуждаться позже.

    Только дети

    Эти дети, как правило, получают гораздо больше внимания со стороны взрослых, чем дети с братьями и сестрами. Это означает, что многие из их ранних взаимодействий связаны с людьми значительно старше их. Эти взаимодействия могут заставить их чувствовать себя «крошечными взрослыми», и они могут казаться более зрелыми, чем сверстники, имеющие братьев и сестер. Черты включают:

    • Уверенность
    • Зрелый для своего возраста
    • Чувствительность
    • Использует язык взрослых
    • Эгоцентризм
    • Избалован и часто избалован
    • Любит быть в центре внимания
    • Чувствует себя несправедливым, когда не добивается своего
    • Может отказываться сотрудничать с другими
    • Желание быть более похожим на взрослых, поэтому может не ладить со сверстниками
    • Может манипулировать, чтобы добиться своего

    Первый ребенок

    Поскольку первенец привык быть единственным ребенком, пока не появятся более поздние, он или она могут проявлять некоторые черты единственного ребенка. Кроме того, у первенца могут быть следующие черты характера в порядке рождения:

    • Успешный и лидер
    • Чувствует свое превосходство над другими детьми
    • Может испытывать трудности при рождении второго ребенка, например, чувствовать себя нелюбимым или забытым или плохое) поведение, направленное на привлечение внимания родителей
    • Властный или авторитарный в отношении правил
    • Стремится угодить другим
    • Надежный
    • Может быть полезным по отношению к другим

    Узнайте больше о том, как порядок рождения повлиял на вашу жизнь

    Поговорите с семейным экспертом онлайн

    Второй ребенок

    Вторые дети и средние дети начали свою жизнь, внимание их родителей с первенцем . Имея старшего брата или сестру в качестве образца для подражания, второй ребенок часто пытается догнать старших детей. Адлер считает, что второй ребенок, скорее всего, лучше приспособится к жизни. Вторым ребенком может быть:

    • Более конкурентоспособный
    • Отсутствие безраздельного внимания родителей
    • Любитель людей
    • Миротворец
    • Развитие способностей, которые первый ребенок не проявляет, чтобы привлечь внимание
    • Бунтарь
    • Независимый и не нуждается в поддержке других

    Средний ребенок

    Многие слышали о «синдроме среднего ребенка» и о трудностях, которые могут представлять эти дети. Учитывая значительные изменения, с которыми они сталкиваются в начале жизни, неудивительно, что они могут разочароваться или обидеться. Они не только теряют свой статус «младшего ребенка», но и обращают на себя внимание со старшими 9 детьми.0229 и дети, родившиеся позже. Средние рожденные в больших семьях часто не так конкурентоспособны, как одинокие средние дети, поскольку внимание их родителей рассеивается более тонко для большей семейной динамики. Средние дети в больших семьях более склонны к сотрудничеству, чтобы получить то, что они хотят. Черты среднего ребенка включают:

    • Может чувствовать, что жизнь несправедлива
    • Может быть уравновешенным
    • Может чувствовать себя нелюбимым или обделенным
    • Не имеет прав и обязанностей старшего брата или сестры или привилегий младшего
    • Adaptable
    • Impatient
    • Outgoing and rambunctious
    • Learns to deal with both older and younger siblings
    • Treating younger siblings rougher
    • Feel «squeezed» in the family environment

    Youngest Child

    The последний родившийся ребенок не может быть свергнут младшим братом или сестрой. «Младенец» в семье, как правило, получает больше внимания со стороны родителей, поскольку старшие братья и сестры развиваются и становятся более независимыми. Черты младшего ребенка:

    • Обаятельный и общительный
    • Ищущий внимания
    • Может вести себя как единственный ребенок
    • Чувствует себя хуже, как будто все больше или более способные
    • Ожидает, что другие будут принимать решения и брать на себя ответственность
    • Может не восприниматься всерьез
    • 6 стать «более быстрым» в развитии, чтобы догнать других братьев и сестер

    Другие факторы, влияющие на порядок рождения Личность

    Как мы все знаем, каждая семья отличается и имеет уникальную динамику. Сам по себе предмет положения в порядке рождения не будет определять сложности личности. По мере того, как ребенок и семья развиваются и развиваются, определенные обстоятельства или меры могут повлиять на личность ребенка. В разных семьях дети одного и того же порядка рождения будут демонстрировать различные личностные различия, особенно в большой репрезентативной выборке.

    Смешанные или сводные семьи

    Когда два родителя вступают в повторный брак, особенно когда дети находятся в зачаточном состоянии, семейная ячейка переживает период дезориентации и конкуренции. Например, два первенца в новой семье будут искать свое «место» и могут соревноваться за сохранение своего «статуса первенца» с новым размером семьи и информацией.

    Различия в возрасте

    Когда разница в возрасте между братьями и сестрами составляет три или более лет, очередность рождения обычно повторяется. В многодетной семье это может создать подгруппы по порядку рождения с различными эффектами порядка рождения.

    Проблемы со здоровьем и психические расстройства

    Ребенок, рожденный со значительными нарушениями физического или нервно-психического развития, может оставаться в положении «самого младшего» независимо от очередности рождения. Это влияет на психологическое положение в порядке рождения других детей.

    Пол братьев и сестер

    Наибольшее психологическое соперничество происходит между детьми одного пола и одного возраста. Конкуренция, отчасти за родительское внимание, может начаться в детстве и перейти во взрослую жизнь и дальше.

    Смерть брата или сестры

    Последствия смерти ребенка разрушительны для семей. Это включает в себя личности выживших братьев и сестер. Некоторые дети могут адаптироваться, развивая склонность к чрезмерному снисходительности. Также может иметь место прославление умершего ребенка, когда другие братья и сестры никогда не смогут соответствовать первозданному образу умершего брата или сестры. Это может сильно изменить эффект порядка рождения.

    Принятие

    Усыновленный ребенок часто имеет особые обстоятельства в семейной динамике. Для родителей, испытывающих трудности с зачатием, наличие усыновленного ребенка может рассматриваться как особый подарок. Эти родители имеют большую склонность баловать или баловать ребенка. Когда усыновленный ребенок попадает в устоявшуюся семью, он или она могут столкнуться с трудностями, вписываясь в динамику. Эмоциональная борьба из-за того, что биологические родители не хотят, чтобы они не подходили к биологическим братьям и сестрам, является обычным явлением. Иногда это чувство неадекватности требует терапии.

    Существует ли связь порядка рождения и личности?

    Предыдущие исследования и наука связывали более высокий интеллект со старшими детьми в семье. Это может быть связано с тем, что у родителей больше эмоциональных и интеллектуальных ресурсов, когда в семье присутствует меньше детей.

    Однако данные исследования, в котором приняли участие более 20 000 человек, не выявили существенного влияния порядка рождения на личностные черты Большой пятерки. К ним относятся экстраверсия, эмоциональная стабильность, доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту.

    Означает ли это, что следует отказаться от теории порядка рождения? Возможно нет. Это только доказывает, что формирование личности не объясняется просто родовым положением ребенка в семье. Множество факторов, включая социально-экономический статус, отношение родителей, гендерные роли и социальные влияния, также способствуют формированию личности человека. Порядок рождения может объяснить все, от склонностей людей до результатов карьеры и отношений, но все, что происходит в жизни человека, необходимо учитывать. В развитии личности необходимо учитывать все факторы, включая психологию, социологию и экономические исследования.

    Если вы боретесь с эмоциональными проблемами, психотерапевт может объяснить, какую роль играет ваша личность. Психотерапия может помочь найти первопричину некоторых проблем, позволяя обнаружить необходимые изменения, необходимые для счастливой и полноценной жизни. Если традиционная терапевтическая установка слишком экономична или невозможна, рассмотрите возможность использования доступного онлайн-консультирования через BetterHelp. Лицензированные и аккредитованные терапевты BetterHelp могут дать вам новую возможность восстановить эмоциональный контроль над своей жизнью. Ниже приведены некоторые отзывы консультантов BetterHelp от людей, столкнувшихся с проблемами, связанными с семьей и порядком рождения.

    Заключение

    Ваша личность может иметь или не иметь ничего общего с вашим порядком рождения. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы настроиться на себя и свою личность. Если вы обнаружите, что ваша личность вызывает у вас стресс, терапевт может помочь. Единственное, что стоит между вами и вашим покоем, это несколько кликов. Сделайте первый шаг сегодня.

    Вот несколько популярных вопросов по теме:

    Какой порядок рождения самый удачный?
    Что Адлер говорил о первенцах?
    Действительно ли порядок рождения определяет вашу личность?
    Является ли теория порядка рождения природой или воспитанием?
    Кто из братьев и сестер обычно самый умный?
    Средние дети самые умные?
    Почему первенец так важен?
    Влияет ли порядок рождения на IQ?
    Почему порядок рождения важен для психологии?
    Как порядок рождения влияет на развитие ребенка?
    Кто создал теорию порядка рождения?

    Часто задаваемые вопросы по этой теме находятся ниже:

    Какой порядок рождения самый удачный?

    Не обязательно существует какой-то один конкретный порядок рождения, который является наиболее успешным, то есть, который будет иметь наилучшее эмоциональное благополучие, наилучшие преимущества для здоровья, наилучшую иммунную систему, наилучшее физическое умственное и эмоциональное состояние, более длительная жизнь и т. д.

    Тем не менее, есть случаи, которые могут быть сделаны для определенных детей. Только дети и старшие дети могут иметь больше ресурсов, чем дети с братьями и сестрами или те, кто родился позже и имеет меньше ресурсов. С другой стороны, детям, у которых меньше ресурсов, возможно, придется работать усерднее и учиться лучшей трудовой этике, что приведет к большему успеху в дальнейшей жизни. Трудно сказать в сегодняшнем быстро меняющемся мире, в сегодняшней жесткой среде (как на ментальном, так и на эмоциональном уровне), какой порядок рождения будет наиболее успешным. Нет никаких гарантий.

    Что Адлер сказал о первенцах?

    Адлер считал, что порядок рождения обязательно влияет на личность. Для него первенцы могут в конечном итоге стать невротиками и иметь трудности с физическими, психическими и эмоциональными проблемами. Их общее благополучие может быть поставлено под угрозу, учитывая изменение их статуса с первого и только на то, чтобы больше не быть предпочтительным ребенком с добавлением большего количества детей в семью.

    Действительно ли порядок рождения определяет вашу личность?

    Влияет ли порядок рождения на личность? Эмоциональное здоровье? Иммунная система? Высыпаетесь? Можно ли регулярно заниматься спортом? Иметь хороший уровень энергии? Или чувствовать себя виноватым за то, что сделал что-то плохое? Это виды вопросов, которые люди часто задают о порядке рождения и личности.

    В конечном счете, однако, присяжные по-прежнему в значительной степени не понимают связи между психическими заболеваниями, личностью, физиологией и многим другим, когда дело доходит до порядка рождения. Хотя об этом, возможно, стоит подумать на пути к заботе о себе и когда вы пытаетесь понять, как сделать себя более здоровым, это лишь малая часть того, что делает вас тем, кто вы есть, и вам следует подумать о консультации со специалистом в области психического здоровья, чтобы оптимизировать это. процесс.

    Является ли теория порядка рождения природой или воспитанием?

    Теория порядка рождения принимает во внимание как природу, так и воспитание, поскольку она учитывает как простой акт рождения, так и огромный эффект воспитания в семье и отношения с нашими братьями и сестрами (или их отсутствие). Нет никаких сомнений в том, что социальные связи играют большую роль в том, какими мы оказываемся. Если один ребенок испытывает безусловную любовь, а другой нет, у первого ребенка, скорее всего, будет более счастливая и успешная жизнь (но это никогда не является гарантией). Ребенок, которого любят безоговорочно, может оказаться в еще большем стрессе, убежать в следующий город как можно скорее и запутаться не с теми людьми. Это означало бы, что у них более высокий риск оказаться «плохо». Но это все довольно ненаучные догадки.

    Ребенок, которого не любят безоговорочно, может практиковать хороший физический уход за собой и найти лучшие способы снижения стресса (например, долгая прогулка, пребывание в зеленых зонах, принятие горячей ванны, уделение приоритетного времени своему времени и т. д.). Это означало бы, что «воспитание» вещей (в данном случае самовоспитание или забота о себе) превалирует над «природой» (то есть рождением в определенном порядке).

    Как мне изменить свой порядок рождения?

    Если вас беспокоит порядок вашего рождения и то, как он повлиял на вашу жизнь, ничего страшного. Вы всегда можете проконсультироваться со специалистом (например, через BetterHelp). Вы также можете быть уверены, что практикуете хорошие стратегии ухода за собой, чтобы улучшить свое общее самочувствие здоровыми способами. Вот некоторые из них, которые вы можете добавить в свой список дел:

    • Составьте список дел, чтобы оставаться организованным и свести к минимуму стресс и прокрастинацию
    • Выберите набор еды или услугу доставки еды, чтобы сэкономить время и уменьшить стресс (во время обеденного перерыва или во время ужина)
    • Отключите новостные ленты, которые вызывают стресс you out
    • Перед началом дня займитесь медитацией, йогой или другими упражнениями. Небольшая практика имеет большое значение
    • Не чувствуйте себя обязанным помогать всем и все исправить
    • Сосредоточьтесь на здоровой диете с большим количеством фруктов, зеленых листовых овощей, жирной рыбы и других питательных продуктов (и избегайте фаст-фуда, жирной и жирной пищи). жареная еда). Это чрезвычайно полезно и может уменьшить стресс, привести к снижению артериального давления и улучшить здоровье вашего сердца и уровень энергии (а также снизить вероятность сердечных заболеваний, увеличения веса и т. д.)
    • Установите ночной распорядок, чтобы расслабиться, уменьшить стресс и оптимизировать сон. Если вы медитируете, медитация может помочь вам расслабиться и улучшить сон. Это может быть даже просто взять книгу и попытаться посидеть спокойно
    • Исследования показывают, что ежедневные физические упражнения могут быть отличным естественным антидепрессантом
    • Занимайтесь любимыми видами досуга (например, смотрите хороший фильм, гуляйте, занимайтесь садоводством и т. д.) .)
    • Найдите время в течение дня, чтобы признать, за что вы благодарны
    • Сосредоточьтесь на других, предоставьте дружеские отношения и наставничество

    Разработайте стратегии самообслуживания, которые работают для вас, и обязательно следуйте им.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts