Особенности детей 5-6 классов — Гимназия №107
Для Вас, родители > Особенности детей 5-6 классов
|
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности учащихся 6 класса» | Методическая разработка (6 класс) на тему:
МБОУ Щёлковская гимназия
Кафедра классных руководителей
Лекторий для родителей «Возрастные особенности шестиклассников»
Классный руководитель 6«А» класса Швецова Инна Валерьевна. |
Возрастные особенности шестиклассников
Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.
В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.
Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.
Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы (Дубровина И.В., 1991). Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.
МОДА НА УВЛЕЧЕНИЯ
Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок- или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде). С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.
Подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы от достаточно возвышенных до простых и даже вредных.
Нередки случаи, когда мода перерастает в подлинное, устойчивое увлечение. Если увлечение носит позитивный характер, то родителям и педагогам важно помочь ребенку в его делах.
Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Такое встречается и в более младшем, и в более старшем возрастах, но наиболее часто — в 11-12 лет.
В ПОИСКАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСЫЩЕНИЯ
«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения. Примером этого служат многочисленные фан-клубы спортивных команд, музыкантов, актеров и т.п.
Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях школьников. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес, можно сказать, даже страсть к определенным музыкальным стилям связаны с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.
ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСОВ
Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста. Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.
Влияют на отсутствие интересов у детей также социальные условия: нехватка кружков, книг в библиотеках, спортивных секций или высокая, недоступная семье школьника стоимость средств удовлетворения этих интересов (инструментов, оплаты секций и др.).
Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.
Нередко интересы школьника быстро гаснут, так как он испытывает вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), он быстро разочаровывается в этой сфере или в самом себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Эти школьники нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.
«Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте, — писал Л.С. Выготский. — Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами» (Выготский Л.С., Сочинения, т. 4, с. 6).
ФОРМАЛИЗМ В УЧЕБЕ
Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович (1968) выделяет два вида такого формализма.
При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.
Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».
Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.
Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.
Возрастные особенности учащихся 5-6классов
Психологические особенности младшего подросткового возраста в общем виде можно представить следующим образом:
В связи началом полового созревания в организме ребенка происходят изменения в познавательной сфере: замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Поэтому при разработке практических заданий следует предусмотреть различные варианты выполнение заданий, которые будут учитывать темп работы различных учеников.
Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель должен знать, что эти особенности объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагог найдет целесообразным щадящие методы и формы взаимодействия.
Необходимо знать основные психологические особенности младшего подростка:
1. «Чувство взрослости» — особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом – уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности. Во время проведения практических работ возможны несколько вариантов удовлетворения чувства взрослости, например предоставление нескольких вариантов выполнения работы.
2.«Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего». Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Для того, что бы избежать данной ситуации следует в рамках проведения практической работы продумать такие моменты, где ученик мог бы проявить свое творчество.
3.«Стремление экспериментировать», используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме — в экспериментах со внешностью. Для того что бы удовлетворить данную потребность необходимо включить в практическую работу задания, которые учащиеся выполняют по желанию в свободной форме.
Так же не следует забывать о том, что теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.
Следующее противоречие состоит в том, что сообщество взрослых ожидает от подростка способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У младших школьников она только начинает формироваться – теперь, в подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего — высказанные авторами разных учебников и учебных пособий.
Так же не стоит забывать о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и спецификой развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что он разрешается через развитие рефлексивных способностей.
Поэтому, следует ориентироваться на следующие психологические основания:
1. Рефлексия является средством личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции.
2. Перестройка самосознания не может осуществляться в отрыве от рефлексивных способностей.
3. В младшем подростковом возрасте происходит осмысление границ и возможностей своего «Я» через рефлексию.
4. Переходный кризисный период 10-12 летнего возраста требует от индивида самоанализа, формирования нового знания о себе, которое достигается посредством рефлексии.
Таким образом, проанализировав основные психологические особенности младшего подросткового возраста важно включать в практические работы моменты саморегуляции и рефлексии.
Вехи развития 6-летнего ребенка
Авторы редакторов WebMD
В этой статье
- Язык и образование
- Развитие
- Социальное, эмоциональное
- Другие способы Par ents Can Help
Многие родители не могут не интересно, растут ли и развиваются ли их дети в правильном темпе. Иногда общие вехи могут быть полезным инструментом.
Но помните, что все дети разные и особенные. Вехи должны быть рекомендациями, а не строгими правилами.
Если у вас есть конкретные вопросы о том, как ваш ребенок достигает определенного рубежа, связанного с 6-летним возрастом, вам следует проконсультироваться со своим семейным врачом или педиатром вашего ребенка.
Следите за такими вехами:
- Языковое и академическое развитие
- Социальное и эмоциональное развитие
Шестилетний ребенок, обычно первоклассник, обычно:
- Говорит простым языком но завершайте предложения с пятью-семью словами
- Выполните серию из трех команд подряд
- Начните видеть, что некоторые слова имеют более одного значения. Это помогает им понимать шутки и каламбуры и начать словесно выражать чувство юмора.
- Начать демонстрировать быстрый рост умственных способностей
Шестилетний ребенок должен:
- Начать читать книги, подходящие для его возраста
- Произносить или расшифровывать незнакомые слова
- Сосредоточиться на школьном задании на 15 минут
Это возраст, когда дети должны, по крайней мере, начать:
- Понимать концепцию чисел
- Отличать день от ночи и слева направо
- Уметь определять время
- Уметь повторять три числа в обратном порядке
Познакомьтесь с администраторами школы и учителями вашего ребенка. Участвуйте в выполнении домашних заданий. Если вы считаете, что ваш 6-летний ребенок отстает, сохраняйте спокойствие, но обращайте внимание на:
- Проблемы с чтением или другие возможные признаки инвалидности
- Что-то, что беспокоит вашего ребенка, например, издевательства
- Проблемы с психическим здоровьем или стресс
- Молочные зубы начинают выпадать примерно в возрасте 6 лет и заменяются постоянными взрослыми зубами.
- Дети этой возрастной группы обычно вырастают примерно на 2,5 дюйма в год и весят от 4 до 7 фунтов в год.
- Чувство образа тела начинает развиваться примерно в 6 лет.
- Дети в раннем школьном возрасте также чаще жалуются на боли в животе, боли в ногах и тому подобное. Возможно, это связано с тем, что они стали лучше осознавать свое тело. Тем не менее, родители должны проверять эти жалобы, чтобы убедиться в отсутствии травм или заболеваний.
- Дети в этом возрасте все еще изучают звук, расстояние и скорость. Так что держите их подальше от улицы. Они еще не знают, насколько опасными могут быть легковые или грузовые автомобили.
Не поддавайтесь желанию сравнить вашего ребенка с другими или с каким-то «стандартом», о котором вы слышали.
Ваш врач должен иметь карту роста для каждого ребенка. Они будут использовать это, чтобы решить, может ли быть проблема роста, а не общие рекомендации.
Не заставляйте ребенка есть больше, чтобы достичь некоего «стандартного» значения веса.
Помните, что каждый ребенок уникален.
- К 6 годам дети становятся все более и более независимыми от родителей. Они будут пытаться показать, насколько они велики, и делать вещи, которые могут быть опасными.
- Признание сверстников становится важнее, чем раньше. Они учатся сотрудничать и делиться.
- Мальчики обычно играют с мальчиками, а девочки с девочками.
- Родители должны позволить детям самим выбирать спорт и игрушки. Сделайте доступным множество примеров.
- Примерно сейчас дети начинают развивать навыки и концентрацию внимания, а также понимать работу в команде, чтобы начать заниматься организованными видами спорта.
- По мере развития языковых навыков дети все лучше описывают то, что произошло, что они чувствуют и что думают.
- Ложь, жульничество и воровство в этом возрасте являются ожидаемыми. Дети выясняют, где они подходят и что приемлемо.
- Для детей в возрасте от 6 лет установите четкие временные ограничения на видеоигры, использование компьютера и просмотр телевизора. Убедитесь, что время, проводимое за экраном, не мешает физическим играм, достаточному сну и семейному времяпрепровождению.
- Продолжайте читать своему 6-летнему ребенку, и пусть он читает вам.
- Установка родительского контроля на компьютеры и телевизоры.
- Не бойтесь говорить со своими детьми на такие острые темы, как давление сверстников, насилие, употребление наркотиков и сексуальность. Найдите подходящие для вашего возраста способы отвечать на вопросы, не вызывая замешательства или страха.
- Поддерживайте самооценку вашего ребенка и поощряйте его веселиться и выражать себя.
- Рассмотрите возможность уроков плавания и пожарной безопасности для вашего ребенка. 9Что должен знать ваш ребенок 6 лет
К 6 годам дети понимают более 20 000 слов, а их предложения длиннее и не такие простые . Но еще более удивительны новые сложности в их мыслительных процессах — их колеса постоянно находятся в движении. С этим углублением вы увидите изменение в том, как ваш ребенок использует язык для выражения мыслей и идей.
Развитие чтения
- Может читать вслух простые книги (вот отличные книги для начинающих читателей!)
- Может читать и пересказывать знакомые истории
- Знает все большее количество слов для зрения
- Может расшифровать основные звуки в слове
- Может придумать правильное написание и написать несколько слов
Контрольный список для развития чтения
Книги BOB: First Stories — Набор «Первые рассказы» для начинающих независимых читателей включает в себя двенадцать коротких, легко читаемых рассказов, создающих идеальную основу для более продвинутого чтения в будущем.
Набор для чтения Sight Word для родителей — Превратите обучение в увлекательное чтение с помощью этого набора из 25 маленьких книг, которые улучшат навыки чтения и письма вашего ребенка.
Маленькие искатели навыков: практика письма — Ваш ребенок перейдет от поиска слов и предложений к их самостоятельному написанию с помощью этой рабочей тетради, к которой прилагаются дополнительные онлайн-ресурсы для обучения.
Развитие речи
- Говорит в среднем 2600 слов и понимает даже больше (около 22000 слов)
- Использует много многосложных слов
- Может использовать и понимать разные времена, например прошедшее и будущее
- Может вести длительные беседы на меняющиеся темы (вот основные этапы развития языка и грамотности для детей в возрасте от 6 до 7 лет)
- Может разговаривать по телефону (следите за мобильным телефоном!)
Контрольный список для развития речи
Успехи в учебе в 1 классе: грамматика — Помогите своему ребенку понять времена глаголов, знаки препинания, заглавные буквы и многое другое! Эта рабочая тетрадь наполнена простыми для понимания уроками и пояснениями, упражнениями для закрепления навыков и тестами, которые помогают количественно оценить сильные стороны вашего ребенка.
The Cat in the Hat Книжный словарь для начинающих — Помогите ребенку определить объекты окружающего мира и расширить его словарный запас с помощью этого иллюстрированного словаря с картинками. (Ознакомьтесь с преимуществами использования бумажного словаря для повышения грамотности!)
Физическое развитие
- Может уметь прыгать через скакалку, обруч и играть в классики
- Лучше бросать, ловить, прыгать и карабкаться
- Может выполнять простые художественные проекты, включая вырезание, раскрашивание, склеивание и рисование
- Можно завязывать шнурки
Ваш контрольный список для физического развития
Наборы для занятий Klutz — Раскройте творческий потенциал вашего ребенка с помощью практических наборов Klutz, которые помогут им создавать приятелей Щенячьего патруля, шить забавные предметы из фетра, и экспериментировать с цвета с их собственным научным набором.
Jumbo Book of Fun for Kids — От скрытых картинок до иллюстрированных лабиринтов, ваш 6-летний ребенок будет думать об этом как о забавной охоте за сокровищами, но вы заметите, как она улучшает навыки критического мышления. Эта рабочая тетрадь дает детям уверенность в своих способностях решать задачи, что важно в этот век быстрого обучения.
Эмоциональное развитие
- Любит учиться (и будет особенно вдохновлен такими книгами, как Ада Твист, Ученый )
- Стремится угодить
- Хорошо играет в группе (хотя может хотеть быть главным!)
- Становится легче с переходами
- Может оставаться сосредоточенным и концентрировать внимание в течение более длительного периода времени
Контрольный список для социального и эмоционального развития
Ошибки — это нормально — Эта милая книжка с картинками учит детей принимать счастливые случайности в жизни и двигаться дальше от своих ошибок. Это дает невероятную возможность обсудить сочувствие, самооценку и устойчивость с вашим 6-летним ребенком.
You Are Enough — Эта красивая история с полноцветными страницами и разнообразными персонажами подчеркивает важность принятия своих различий и обретения уверенности в себе.
Поднимите читательскую аудиторию, получая рекомендации лучших книг, советы по чтению и скидки прямо на ваш почтовый ящик.
ПОЖАЛУЙСТА, ВВЕДИТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ.
ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ ВАРИАНТ РАССЫЛКИ.
Дошкольное Просмотреть образец
Начальная школа Просмотреть образец
политика конфиденциальности
Спасибо за регистрацию! Ждите подтверждения по электронной почте от нас.