Возрастные особенности развития личности и как они формируются
Время чтения 9 минут
Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.
Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:
У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©
В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого.
<<Оглавление>>
Детство и подростковый возраст
В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.
- В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
- Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
- Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие.
Юность и ранняя взрослость
Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.
Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.
Зрелость
Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».
Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:
- Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
- Ощущение эмоциональной теплоты;
- Интерес к окружающему миру;
- Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
- Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.
Возрастные особенности развития личности в период старости
Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:
- Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
- Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
- Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
- Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».
В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.
Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.
Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.
Возрастные кризисы
Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».
В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.
Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.
Кризисы второй половины жизни
«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.
Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.
Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.
Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.
Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».
Зрелая личность
Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?
- Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
- Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
- Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
- Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.
Психологический инфантилизм
Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.
Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.
Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.
Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?
- Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
- Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
- Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке.
- Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
- Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.
Делаем вывод
Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.
Тематика: Личностный рост, Самореализация, Детская психология, Развитие детей, Для школьников
Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возрастные этапы в развитии личности и ее особенности
Возраст — это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями. Есть несколько видов возрастов:
- Биологический возраст – степень развития организма;
- Социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций;
- Психологический возраст – особенности психологии и поведения;
- Физический возраст – количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы).
Разделение жизненного пути человека существует для того, чтобы было возможным лучшее понимание закономерностей развития и специфики разных возрастных этапов. Попыток периодизации за всю историю психологии развития было сделано множество. Но проблема объективной возрастной периодизации остаётся актуальной и по сей день, т.к. ни одна из предложенных ранее периодизаций не получила подтверждения в конкретных результатах изучения психологии развития. Но, конечно, несмотря на это, основные возрастные группы выделить всё же можно. Лучше всего для этого подходит периодизация по физическому признаку:
- Младенчество (от рождения и до 1 года)
- Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- Дошкольный возраст, игровой (от 3 до 6 лет)
- Школьный возраст (от 6 до 12 лет)
- Юность (от 12 до 20 лет)
- Молодость (от 20 до 25 лет)
- Взрослость (от 25 до 60 лет)
- Старость (от 60 лет)
Каждая возрастная группа, помимо всего прочего, характеризуется своими психологическими особенностями. И психологические периоды не совпадают с указанными выше физическими периодами. Итак, если рассматривать возрастные группы по психологическому признаку, то картина будет выглядеть следующим образом:
До 1 года
Здесь всё предельно просто: главное, что нужно делать родителям для того, чтобы ребёнок развивался – это поддерживать его жизнедеятельность, кормить, заботиться и т.п. Именно в этот период ребёнок начинает познавать окружающий его мир. Даже в таком маленьком возрасте начинает проявляться характер человека, особенности поведения, восприятия. Нужно быть внимательными и обращать внимание абсолютно на всё, что касается ребёнка.
От 1 года до 3 лет
В этот период ситуация меняется, ребёнок начинает ходить, проявлять интерес к своему телу и своим половым органам, а также расширять свой, пока что небольшой, словарный запас. Начинает проявляться индивидуальность ребёнка и уже можно начать замечать его отличия от других детей. Также можно увидеть проявления предрасположенности. Так, например, вы можете дать малышу маркер и посмотреть, что он будет с ним делать: начнёт грызть, бросать или рисовать. Старайтесь больше наблюдать за ним – это поможет выявить какие-то склонности или, наоборот, отклонения.
3 года
Данный период связан с кризисом 3-х лет, т.к. из спокойного малыша ребёнок превращается в капризного непоседу, начинает спорить с родителями, закатывать скандалы и т.п. Это именно тот период, когда вам нужно научиться находить точки соприкосновения с вашим ребёнком, договариваться с ним, вырабатывать свою тактику поведения и манеру воспитания. В этом возрасте уже можно отдавать ребёнка в детский сад. Но прежде, чем это сделать, следует определить: пойдёт ему это на пользу или нет. Чтобы это было легче сделать, да и вообще, найти подход к ребёнку, изучайте больше специализированной литературы, применяйте знания на практике. Возможно, стоит посетить несколько семинаров по воспитанию маленьких детей. Ну и, конечно же, продолжайте наблюдать за ребёнком и используйте в общении и воспитании разные подходы. Методом экспериментов, проб и ошибок вы найдёте лучший вариант.
4 года
Очередной этап перемен в психологии ребёнка: он начинает более активно интересоваться окружающим миром и более осознанно воспринимать информацию. Поэтому, самое время задуматься о том, какая информация поступает к вашему ребёнку, что он смотрит по телевизору, какие книги вы ему читаете, о чём вы с ним разговариваете. Лучше всего, если вы будете снабжать его только полезной и развивающей информацией, начнёте учить читать и выводить буквы. Читайте ему хорошие сказки и рассказы, старайтесь, чтобы он не смотрел по телевизору сцены насилия, бессмысленные телепередачи и бестолковые мультфильмы. В общем, доводите до ребёнка только ту информацию, которая будет способствовать его развитию.
5 лет
Данный период в развитии ребёнка характерен тем, что он начинает интересоваться причинами различных явлений, всё чаще задаётся вопросом, почему происходят те или иные вещи. У многих детей в этом возрасте появляются страхи разного рода, их беспокоят какие-то явления и события, могут случаться ночные кошмары. На данном этапе вы должны акцентировать своё внимание именно на проявлении таких моментов. Интересуйтесь тем, что беспокоит вашего ребёнка, что заставляет его волноваться и переживать. Наблюдайте за тем, как он выражает свои беспокойства. Это могут быть рисунки, странные надписи, непривычное поведение. Обращайте внимание на то, как вы сами ведёте себя в процессе обычной жизни, общении с ним и другими людьми. В этом периоде возможен переход восприятия вашего ребёнка от его прежнего восприятия разных явлений к более осмысленному.
6 лет
На этом этапе развития ребёнка вы можете заметить, что появляются предпосылки к понятию того, что такое сексуальность. Многих родителей повергает в шок то, что их дети начинают говорить о неприличных вещах, употреблять в речи нецензурные выражения. Важно определить, является ли это нормой или отклонением. От ребёнка могут прозвучать вопросы на тему того, как они появились и откуда вообще берутся дети. На этом этапе нужно уметь адекватно объяснить своему ребёнку подобные вещи, чтобы у него сформировались правильные суждения и представления о вопросах, касающихся щепетильных тем.
7-11 лет
В этом возрасте ребёнок идёт в школу, и данное событие оказывает огромное влияние на развитие подрастающего человека. Этот возраст нередко называют вершиной детства. В психологии ребёнка появляется много новых ориентиров, которыми являются педагоги, а также оценки их успеваемости. Несмотря на то, что в данном возрасте ребёнку свойственно сохранять многие детские качества (наивность, легкомыслие, ориентирование на взрослых), он начинает терять в поведении присущую ему детскую непосредственность, появляются новые мыслительные схемы. Учёба является значимой деятельностью, т.к. приобретаются новые знания, умения, навыки, социальный статус, меняются интересы и ценности, а также уклад жизни. На этом этапе родителю важно проявлять особое внимание к своему ребёнку, больше с ним разговаривать, обсуждать его дела, успехи и неудачи, уметь подбодрить, наставить на верный путь, настроить на позитивный лад. Это играет очень важную роль в его последующем развитии и восприятии остальных и самого себя.
12-16 лет
Данный этап в развитии подростка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, чувством взрослости, критичностью мышления, потребностью в самоутверждении, эгоцентричностью, расширением самосознания. Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в общении, самостоятельности и независимости от взрослых, эмоциональная неустойчивость, утверждение моральных ценностей, переменчивость поведения, нестабильность взглядов и поступков. Очень важно проявлять внимание к тому, чем занимается ваш ребёнок в свободное время, к чему проявляет интерес, с кем общается, с кем дружит, есть ли у него отношения с подростками противоположного пола. Если вы замечаете у своего ребёнка агрессивность по отношению к вам, частые смены настроения, снижение желания учиться, прогулы занятий, безразличное отношение к просьбам, антисоциальное поведение и т. п., то следует применять особые методы общения. А именно: строить общение на основе уважения и доброжелательности, принимать отказы и обсуждать необходимые для выполнения дела, уметь обосновать свою точку зрения, чаще проводить время вместе, принимать участие в личной жизни подростка и интересоваться его увлечениями, контролировать учебный процесс, вести доверительные беседы, давать возможность свободно общаться со сверстниками, давать рекомендации по поводу внутреннего и внешнего самовыражения. Такая стратегия позволит вам настроить позитивную линию в контроле развития вашего ребёнка, найти точки соприкосновения с ним и добиться успеха во взаимопонимании.
16 лет — 22 года
В этом возрасте подростки всё больше стремятся показать и доказать свою готовность к взрослой жизни, самостоятельности. Наибольшую трудность здесь представляет то, что подросток уже является и самостоятельным человеком и человеком, которому всё ещё нужны помощь и забота. Это время юношеского максимализма, а также фатализма, в котором прослеживается потеря надежды на светлое будущее, тщетность бытия, стремлений и самой жизни. В этот период нужно оказывать своему ребёнку ещё большую поддержку, хотя все обстоятельства говорят об обратном. Нельзя идти на поводу у подростка и прогибаться под его давление. Важно выбрать специфическую манеру поведения, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым и не был задет и, в то же время, вы могли сделать так, чтобы он мог адекватно воспринимать поддержку и советы с вашей стороны.
23 года — 28 лет
Для этого периода развития человека характерны поиски самого себя, осознание своей индивидуальности, становление себя, как взрослого человека со своими правами, возможностями, обязанностями, обязательствами. Особое место занимают мысли о том, какое место человек должен занять в жизни, к чему стремится, куда идти, в каком направлении развиваться. Здесь важно и нужно быть наставником, направлять, поддерживать, советовать, вести правильные беседы и т.п. Если не оказать должного влияния, то на развитие могут повлиять факторы, играющие важную роль в предшествующей возрастной группе.
29 лет — 32 года
Данный период можно охарактеризовать переходным, т.к. многие представления, установки и убеждения, сформированные ранее, зачастую представляются неверными, а сама жизнь уже не кажется такой радужной и простой, как казалось до этого. На данном этапе возникают вопросы о смысле жизни, правильности избранного пути, деятельности, которой занимается человек, его убеждений и мировоззрения. Нередко люди в таком возрасте разрушают основы своего прошлого, меняют образ жизни, осознают новые истины, ставят перед собой новые цели и стремятся к ним. Самая плодотворная работа в этот период – это работа человека над собой, своим самосознанием, мировосприятием, осознание истинных ценностей.
33 года — 39 лет
На этом этапе жизни человек испытывает удовольствие от той деятельности, которой занимается, стремится к карьерному росту, достижению успеха и всяческих связанных с этим благ. Главным здесь является то, что человек должен быть на 100% уверен в правильности выбранного им направления и не должен испытывать никаких сомнений в выборе своего жизненного пути. В противном случае, человека может одолеть депрессия и психологический кризис, устранить который может либо тщательная и скрупулёзная работа над собой, либо помощь квалифицированного специалиста.
40 лет — 42 года
Время критического периода. То, чего достиг человек, кажется ему незначительным и недостаточным, часто возникает ощущение, что жизнь проходит зря, ни в чём нет никакого смысла, здоровье и силы идут на спад, молодость прошла и т.п. Как и в предшествующем периоде, дальнейшее психологическое развитие зависит от самоощущения человека, его картины мира и представления своего места в нём.
43 года — 49 лет
Новый период равновесия, который характеризуется стабильностью психики, убеждений, мировоззрения. Человек с новыми силами готов трудиться, особенно, если это какая-то новая деятельность, творческие люди испытывают приливы вдохновения. Всё способствует тому, чтобы жить гармонично и целенаправленно. Очень хорошо, если человек в этом возрасте ощущает поддержку со стороны близких и друзей, чувствует свою нужность, участие других людей в своей жизни.
После 50 лет
После 50 лет люди, как правило, приходят к более гармоничной жизни. Они в ладу с самими собой, имеют богатый жизненный опыт и могут дать адекватную оценку своему жизненному пути, прошлому, настоящему. Человек уже хорошо знает самого себя. Нередко проявляется стремление к познанию вещей высшего порядка, смысла бытия, причин всего происходящего. Но делается это не с позиции жертвы бессмысленного существования, а с позиции сформировавшейся личности, зрелого человека. Человек, которому за 50, также может испытывать потребность в общении с людьми. Часто налаживаются и поддерживаются старые связи и появляются новые. Лучшие условия для нормальной жизни в этот период – это комфорт, спокойствие, благополучная атмосфера, уверенность в завтрашнем дне, знание того, что рядом есть близкие, которые всегда смогут помочь и поддержать.
Как можно заметить, у каждой возрастной группы есть свои особенности и свойства. Психические различия на каждом этапе развития человека сказываются на его поведении, восприятии, деятельности, социальной активности и других важных свойствах его личности. Знания о возрастных группах и их особенностях имеют важное практическое значение, т.к. их можно использовать для того, чтобы лучше понимать своих родных и близких, просто находящихся вокруг людей и самих себя. С помощью этих знаний всегда можно найти наилучший подход к человеку любого возраста и сделать общение с ним более продуктивным, а жизнь спокойной и гармоничной.
Помимо того, что есть разные возрастные группы, обладающие своим свойствами, есть ещё одна важная тема, о которой стоит знать, чтобы иметь возможность составить объективное представление о психологии развития человека. Это факторы, влияющие на развитие.
Как возраст меняет вашу личность
Независимо от того, сколько лет людям, по крайней мере, некоторые из их личностных черт могут измениться. Тем не менее, как именно меняются черты человека, почти невозможно предсказать.
Но как взросление само по себе меняет черты личности? Чем типичный человек средних лет отличается от типичного старшеклассника?
Психологи могут изучить это, наблюдая за группой людей и сравнивая показатели их характеристик, измеренные в разные периоды их жизни. Это требует много терпения и усилий. Например, чтобы увидеть, как люди меняются в возрасте от 20 до 50 лет, исследователи должны следить за ними в течение 30 лет.
В качестве альтернативы, исследователи могут сравнить оценки характеристик людей, которые уже находятся в разном возрасте, предполагая, что их различия связаны с возрастом, а не с каким-либо другим разделением между поколениями. Эта стратегия намного проще и быстрее.
К счастью, эти два подхода рисуют в целом схожую картину того, как личности склонны меняться с возрастом.
Не только один способ измениться
Представьте, как растут люди. Они заканчиваются на разной высоте и растут с разной скоростью, но большинство из них следуют в целом схожей траектории роста: нормально расти до более позднего подросткового возраста, а затем выравниваться. В 18 лет очень немногие ниже среднего 8-летнего подростка, и почти никто не становится ниже в возрасте от 8 до 18 лет.
Черты личности развиваются очень по-разному:
- Развитие не останавливается во взрослой жизни — изменения могут происходить постоянно.
- Не существует однозначно нормативного способа измениться — с возрастом люди могут улучшаться и ухудшаться в любых чертах.
Но, тем не менее, некоторые паттерны встречаются чаще, чем другие.
Немного более распространенные способы измениться
Изменение черт личности наиболее тщательно изучено у взрослых примерно до восьмого десятилетия жизни. Здесь я сосредоточусь на изменениях с начала 20-х до 50-х годов, потому что выводы менее последовательны и более сложны для более поздних десятилетий.
Многие стереотипы почти полностью неверны, в том числе национальные стереотипы (национальность практически не влияет на личность). Но хотя это и не совсем верно, убеждения людей о том, как возраст меняет черты личности, не являются, по крайней мере, крайне неточными. Они правильно понимают направления изменений, но преувеличивают свои силы.
Например, многие считают, что с возрастом люди становятся добрее, сговорчивее, организованнее и послушнее. И действительно, такие изменения личности встречаются у людей несколько чаще, чем противоположные изменения.
С точки зрения личностных качеств Большой пятерки, среди взрослых более характерно становиться более приятным, добросовестным и эмоционально стабильным с течением времени, чем изменяться в противоположных направлениях. Исследователи называют эти тенденции созреванием личности, потому что желательны доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность, которые, как правило, способствуют лучшим жизненным результатам.
Что касается оставшихся двух черт Большой пятерки, экстраверсии и открытости, то менее ясно, склонны ли люди двигаться вверх, вниз или оставаться на прежнем уровне. Исследования часто сообщают о разных результатах в зависимости от их методологии.
Мысленный эксперимент
Давайте поиграем с мысленным экспериментом, чтобы оценить эти изменения. Предположим, вы проводите масштабное исследование и измеряете личностные черты миллионов людей из «Большой пятерки». По каждой характеристике ваши участники получают отзывы о своих баллах:
- Низкий (нижняя треть среди всех участников)
- Средний (средняя треть)
- Высокий (верхняя треть)
Предположим, вы случайным образом выбираете 1000 20-летних и соединяете каждого со случайно выбранным 50-летним. Теперь для каждой черты Большой пятерки вы можете задать следующий вопрос:
Насколько вероятно, что старший член пары получит более высокую обратную связь, чем младший?
Во многих исследованиях, в которых измерялась доброжелательность и добросовестность людей в нескольких странах с помощью различных личностных тестов, у людей в 50 лет в среднем чуть более чем на половину стандартного отклонения выше, чем в 20 лет. Для эмоциональной стабильности разница в возрасте, вероятно, несколько меньше.
Половина стандартного отклонения? Это число может взволновать исследователей, но мало что говорит большинству людей. Чтобы придать ему смысл, мы можем перевести его в наш мысленный эксперимент следующим образом: *
- Примерно в 50% пар пожилой человек получает более высокую обратную связь
- Примерно в 30 процентах пар оба получают одинаковую обратную связь
- Примерно в 20 процентах пар более молодой человек получает более высокую обратную связь
Как группа людей может измениться в уступчивости или добросовестности, подняться (зеленый), упасть (красный) или остаться одинаковыми (серый).
Источник: René Mõttus
Таким образом, примерно у половины людей в среднем возрасте баллы за доброжелательность и добросовестность должны быть выше, чем у тех, кто недавно закончил среднюю школу. Другая половина может либо остаться прежней — возможно, несколько раз поднявшись и понизившись в промежутке между ними, — или даже получить более низкие баллы по мере взросления. Для эмоциональной устойчивости эти пропорции чуть более равны.
Одновременное следование всем возрастным тенденциям встречается реже
Хотя каждая из трех черт — доброжелательность, сознательность и эмоциональная стабильность — скорее увеличиваются, чем уменьшаются с возрастом, для любого конкретного человека реже встречаются все из этих черта увеличивается.
Именно так работает математика: вероятность того, что все несколько вещей произойдут так, как ожидалось, ниже, чем вероятность того, что произойдет каждая из них по отдельности. Например, если вероятность ожидаемых изменений каждого из двух признаков равна 0,5, то вероятность оба признака изменяются, как и ожидалось, составляет 0,5 x 0,5 = 0,25, или 25 процентов. Для трех признаков вероятность того, что все пойдет так, как ожидалось, еще меньше. **
Итак, на самом деле не существует единого нормативного способа изменить людей. Многие способы измениться совершенно нормальны не только с точки зрения того, что мы считаем нормальным, но и статистически.
Это, в свою очередь, означает, что нелегко предсказать, как именно личностные черты любого конкретного человека изменятся с возрастом.
* Эти проценты получены в результате статистического моделирования.
** Иногда разные черты меняются вместе, что несколько повышает вероятность того, что все они изменятся в ожидаемом направлении. Но это не меняет главного.
Изображение на Facebook: Анна Нахабед/Shutterstock
Изображение на LinkedIn: Bricolage/Shutterstock
Черты характера трехлетнего ребенка предсказывают личность в возрасте 26 лет
9 для полного просмотра)0102
(Нажмите здесь, чтобы загрузить эту статью в формате PDF)
Авшалом Каспи и др. , Институт психиатрии, Королевский колледж Лондона и Университет Висконсин-Мэдисон
Журнал личности, 71(71) ), 2003, с. 496-513.
Инструктаж
Учителя и родители застенчивого, прилипчивого дошкольника могут надеяться, что поведение их ребенка — всего лишь этап. Но то, что они, скорее всего, найдут много лет спустя, — это молодой взрослый, который колеблется в отношении новых впечатлений и чувствует себя некомфортно в социальных ситуациях.
Точно так же маленькие дети, которые кажутся самоуверенными и общительными, скорее всего, проявят такой же темперамент, как и взрослые.
Но это не означает, что дети с проблемным поведением, таким как агрессия или раздражительность, не могут научиться преодолевать их, считают авторы продолжительного исследования того, как поведение в раннем возрасте может предсказывать черты личности в будущем. совершеннолетие.
«Если бы ранние поведенческие различия не предсказывали результаты, ученые-бихевиористы, родители и учителя могли бы спокойно игнорировать такие индивидуальные различия», — пишет Авшалом Каспи, профессор психологии Королевского колледжа Лондона и Университета Висконсин-Мэдисон, который провел исследование. исследование с группой исследователей в течение 23-летнего периода. «Однако, поскольку такие различия формируют ход развития, информация об этих индивидуальных различиях может быть использована для разработки программ обучения родителей и школьных вмешательств для улучшения развития детей».
Исследование началось с выборки примерно 1000 трехлетних детей, живших в Данидине, Новая Зеландия, в начале 1970-х годов. Каждый ребенок участвовал в 90-минутном сеансе с экзаменатором, который проводил тест на развитие, а затем оценивал ребенка по 22 характеристикам.
Затем эти черты были сгруппированы в пять типов детей: хорошо приспособленные, уверенные в себе, заторможенные, сдержанные и «недостаточно контролируемые», то есть импульсивные, беспокойные и легко отвлекаемые. В возрасте 26 лет исследователи смогли повторно изучить 96 процентов от исходной группы, проводящие различные собеседования и медицинские осмотры. Людей из выборки также попросили выбрать кого-то, кто их хорошо знал — «информанта», — который мог бы заполнить анкету об исследуемом человеке.
Результаты показали, например, что дети из категории «недостаточно контролируемые» в возрасте 3 лет набирали самые высокие баллы по признаку «отрицательная эмоциональность» и описывались их информантами как неприятные, напряженные и тревожные.
Уверенные в себе дети выросли с низким уровнем самоконтроля и раскованностью. Заторможенные дети, с другой стороны, демонстрировали самый высокий уровень ограничений во взрослом возрасте и низкие баллы по позитивному эмоциональному настрою.
Спустя пятнадцать лет после первоначальных наблюдений исследователи повторно изучили выборку — теперь ей 18 лет — и обнаружили, что характеристики, наблюдаемые в возрасте 3 лет, проявляются как раз в тот момент, когда дети вот-вот станут взрослыми.
Что действительно примечательно, так это то, что эти черты все еще будут очевидны в возрасте 26 лет — после того, как участники исследования «пережили глубокие жизненные изменения», такие как работа на полную ставку, вступление в брак или становление родителем.
Продольные исследования проводятся редко, потому что их сложно и дорого проводить, но эти исследователи приняли дополнительные меры предосторожности, чтобы повысить уверенность в своих выводах. Во-первых, они использовали большую выборку. Во-вторых, они потеряли связь лишь с несколькими субъектами за два десятилетия. И, в-третьих, они избегали предубеждений, которые могут возникнуть, если полагаться исключительно на самоотчеты.
Имея особое значение для образовательной политики, их выводы показывают, что родители и учителя не должны предполагать, что дети просто вырастут из проблемного поведения.
Хотя авторы не обсуждают конкретные образовательные вмешательства, их выводы расходятся с образовательной практикой, которая законодательно закреплена во многих штатах (например, Калифорния, Орегон и Кентукки). Эта доктрина, называемая «практикой, соответствующей развитию» (DAP), не рекомендует учителям обучать конкретным академическим или социальным навыкам, полагая, что дети со временем разовьют их естественным образом. DAP до недавнего времени считался «наилучшей практикой» воспитателями дошкольных учреждений и дошкольными программами, такими как Head Start.
Согласно статье Дж. Э. Стоуна 1996 года, DAP является барьером для эффективных программ для детей младшего возраста: «По сути, теория развития не поощряет учителей и родителей заявлять о своих ожиданиях или иным образом действовать, чтобы вызвать более зрелое поведение», — пишет он. «Вместо того, чтобы побуждать родителей относиться к детям и молодежи как к личностям, ответственным за свое поведение, теория развития поощряет терпимость и принятие незрелости, безответственности и неудач».
Совсем недавно ученые, изучающие психологию развития, поведенческую психологию и неврологию, заявили в отчете Национального исследовательского совета (NRC) 2000 года «От нейронов к соседям», что эффективные программы раннего вмешательства для маленьких детей могут полностью изменить «шансы в пользу более адаптивных результатов».
В отчете NRC родители и опекуны упоминаются как «активные ингредиенты влияния окружающей среды» и говорится, что крепкие и надежные отношения могут помочь детям двигаться по «положительному пути».