Возрастные особенности развития личности — презентация онлайн
Возрастные
особенности развития
личности
2. ВОПРОСЫ:
Подходы к периодизациипсихического развития в
возрастной психологии
Различные периодизации
возрастного развития
Современные тенденции
периодизаций возрастного
развития
3. Различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом
Процесс непрерывныйПроцесс дискретный
4. Сторонники идеи дискретного развития
Аргументы:Развитие идет
неравномерно, то
ускоряется, то замедляется
и имеет главный, ведущий
фактор развития
5. Сторонники непрерывного развития
Процесс развития идет, неостанавливаясь, не
ускоряясь и не замедляясь
Границ, отделяющих один
этап от другого, нет
6. Два подхода к периодизации развития
СтихийныйНормативный
Сторонники стихийного подхода
полагают, что процесс развития
складывается стихийно, под
воздействием множества случайных
факторов и обстоятельств,
происходящих в жизни детей
Нормативным считается
идеальный процесс развития с
учетом всех влияющих
факторов при правильной
организации обучения и
воспитания
8.
Все периодизации можно разделить на три группы (Л.С. Выготский)Первая группа включает в себя периодизации,построенные на основе внешнего критерия,
связанного с процессом развития
Вторая группа — периодизации, основанные на
одном внутреннем критерии, выбранном
произвольно
Третья группа выделяет периоды развития на
основе существенных критериев, признаков
9. 1-ая группа
Периодизация К. БюлераТри ступени развития:
инстинкт, дрессура (навыки), интеллект
Считал, что ребенок начинает
что-либо осознавать после
дошкольного возраста
10. Р. Заззо
построил свою периодизациютаким образом, что системы
воспитания и обучения совпадают
с этапами детства:
0–3 года – раннее детство;
3–5 лет – дошкольное детство;
6-12 лет – начальное школьное
образование;
12–16 лет – обучение в средней школе;
17 лет и старше – высшее и
университетское образование
11. П.П. Блонский
предложил строитьпериодизацию по смене
зубов:
беззубое детство,
молочнозубое,
период постоянных
зубов
12.
Вторая группаЗ. Фрейд построил периодизацию сучетом полового созревания и
предложил следующие стадии
(см.ниже)
13. Психосексуальная теория развития личности (З. Фрейд)
Стадияразвития
Области
удовлетвор
ения
Способы
удовлетворени
я
Негативное
Задачи развития
Оральные
(до 1лет)
Губы, язык,
зубы
Уменьшение
напряжения
(голода, жажды)
с процессом
кормления
Переедание, сосание,
грызение ногтей
Отделение себя
от материнского
тела
Анальная
(от 1 до 3
лет)
Мочевой
пузырь
Дефекация
Сочетание аккуратности,
бережливости, упрямства
Приучение к
туалету,
формирование
самоконтроля
Фаллическа
я
(от 3 до 5
лет)
Генитальн
ые области
тела
Осознание
сексуальных
различий
У девочек неправильное
отношение к сексуальным
запретам и неврозу, либо
«комплекс маскулинации»,
у мальчиков – «эдипов
комплекс»
Идентификация
со взрослым
своего пола
Латентная
(от 6 до 12
лет)
В этот период сексуальность не прогрессирует.
Ослабевает привязанность к родителям. Обращение к
отношениям со сверстниками, к учению, спорту
Расширение
социальных
контактов
Генитальна
я
(с 12 лет)
Возвращение энергии к половым органам. Юноши и
девушки осознают свою половую принадлежность и
начинают искать пути удовлетворения своих эротических
и межличностных потребностей.
Установление
интимных
отношений
14. Психосоциальная теория развития личности Э.Эриксона
СтадияСодержание
кризиса
Оральносенсорная
(до 1 года)
Базовое доверие –
базовое недоверие
Доверие к людям, Подозрительность,
надежда
замкнутость
Мышечноанальная
(от 1 до 3 лет)
Автономия – стыд
и сомнение
Сила воли
Несамостоятельност
ь, стыд
Локомоторногенитальная
(от 3 до 6 лет)
Инициативность –
чувство вины
Активность
Покорность,
пассивность
Латентная
(от 6 до 12 лет)
Трудолюбие –
неполноценность
Компетентность
Инерция
Подростковая
(от 12 до 19 лет)
Эго-идентичность –
ролевое смешение
Осознанный
выбор судьбы
Спутанность ролей,
зависимость
Ранняя зрелость
(от 20 до 25 лет)
Интимность изоляция
Опыт близких
отношений,
любовь
Одиночество
Продуктивность стагнация
Забота и
развитие
Застой и отрицание
нового
Средняя зрелость
(от 26 до 64 лет)
Нормальное
развитие
Аномальное
развитие
15.
Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. ПиажеНазвание стадииХарактеристика поведения и мышления
1.Сенсомоторный
Мыслительные функции основываются на данных
интеллект
органов чувств и движений тела, начиная с простых
(от рождения до 1,5-2 лет) рефлексов, которые дают начало более сложным,
произвольным формам поведения
Центрация
на
собственном
теле
Объективац
ия схем
практическог
о интеллекта
в
пространств
енной сфере
1 фаза
1 месяц
Упражнение рефлексов (сосёт не только во время
еды, но и пальцы, другие предметы)
2 фаза
1-4 месяц
Адаптация сенсорных и моторных структур (поворот
головы в сторону шума, попытка схватить игрушку),
первичные круговые реакции (повторяющиеся
действия)
3 фаза
4-8 месяц
Развитие стратегии продления интересных
впечатлений, вторичные круговые реакции
(сосредоточенность вовне)
4 фаза
8-12 месяц
Начало развития практического интеллекта: действия
становятся более преднамеренными, возможен
недолгий поиск спрятанных предметов
5 фаза
12-18
месяц
Третичные круговое реакции (сознательное изменение
действий, чтобы посмотреть, что будет), активное
исследование путём проб и ошибок («маленький
16.
Периодизация развития интеллекта (когнитивного развития) Ж. ПиажеНазвание стадииХарактеристика поведения и мышления
2. Репрезентативный
интеллект – мышление
с помощью
представлений.
(2 – 12 лет)
Способность мыслить логически при взаимодействии с
реальными объектами. Сильное образное начало при
недостаточном развитии словесного мышления
приводит к своеобразной детской логике.
Доопераци
ональная
стадия
(от 2 до 7
лет)
Эгоцентризм мышления (рассматривание мира с своей
собственной точки зрения).
Развитие символического и допонятийного мышления
(Ветер дует потому, что раскачиваются деревья)
1 фаза
2-4 года
2 фаза
4-7 лет
Интуитивное (наглядное мышление)
Стадия конкретных
операций
(от 7 до 11-12 лет)
Мышление становится более гибким, появляется
обратимость логических операций, уменьшается
эгоцентричность. Дети способны делать умозаключения
и устанавливать причинно-следственные связи. Опора
на наглядность
3. Стадия формальных
операций
(от 11-12 лет и далее)
Появляется способность к формулированию, проверке и
оценке гипотез. Решение логических задач как
конкретного, так и абстрактного содержания. Гипотетико-
17. Лоренс Кольберг Периодизация Морального развития 3 уровня (6 стадий): 1. ПРЕДКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (4-10) Нет т.з. других
людей.1) Ориентация на избегание наказания (Хайнца нужно наказать)
2) Ориентация на полезность (Жена Хайнцу нужна, значит красть
нужно)
2. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (10-13) Основан на социальном
согласии.
3) Ориентация на соц. одобрение (Хайнц — хороший муж)
4) Ориентация на авторитет (Хайнц должен спасти жену, но и
закон соблюсти)
3. ПОСТКОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ уровень (13 и >) Основан на
личных принципах.
5) Ориентация на общественный договор (бывают случаи когда
можно преступить закон).
6) Ориентация на общественные нормы (краже нравственно
оправдана).
Третья группа
«Только внутренние изменения
самого развития, только
переломы и повороты в его
течении могут дать надежное
основание для определения
главных эпох построения
личности ребенка»
(Выготский Л.С., 1991 г.)
19. Л.С. Выготский «О стадиальности развития»
Критерии развития:1) социальная ситуация развития;
2) новообразования личности
ребенка;
3) литические (стабильные) и
критические периоды.
20. Социальная ситуация развития
— это ≪совершенно своеобразное,специфическое для данного
возраста, исключительное,
единственное и неповторимое
отношение между ребенком и
окружающей его
действительностью, прежде
всего социальной≫
21. Возрастные н о в о о б р а з о в а н и я — это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего
развитияПсихологические новообразования
представляют собой новый тип строения
личности ребенка, те психические и
социальные изменения, которые впервые
возникают на данной ступени и которые в
самом главном и основном определяют
сознание ребенка, его отношение к среде,
его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход
его развития в данный период
22.
Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. ВыготскомуС точки зрения Л.С. Выготского, развитие ребенка – этопостоянный переход от одной возрастной ступени к
другой, связанный с изменением и построением личности
ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к
другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов – назревшие противоречия
между новыми потребностями ребенка и старыми
условиями их удовлетворения, которые его уже не
устраивают.
Переход к следующему возрастному периоду
предшествует появлению неудовлетворенности ребенка
тем местом, которое он занимает среди людей, и
стремлению это место изменить.
Развитие ребенка протекает
литически (спокойно), и критически.
23. Культурно-историческая Периодизация психического развития по Л. С. Выготскому
Возраст0 — 2 мес.
Период или
кризис
Кризис
Положительное
Отрицательное
Переход их утробной среды во
новорожденност
внешнюю
и
2 мес. — 1 Младенчество
год
1 год
Кризис 1-го
года
1 — 3 года
Раннее
детство
3 года
Кризис 3 лет
3 — 7 лет
Ребёнок становится на ноги и Негативное связано с позитивными приобретениями
овладевает речью
Новые характерные черты
личности ребёнка
Строптивость, упрямство, негативизм,
капризность, своеволие
Дошкольный
возраст
Нарушение психического равновесия
7 лет
Кризис 7 лет Возрастает самостоятельность,
изменяется его отношение к
Неустойчивость воли, настроения
другим детям
8-12 лет
Школьный
возраст
Переход к высшей форме
Падение успеваемости снижение работоспособности,
13 лет
Кризис 13 лет
интеллектуальной
дисгармоничность во внутреннем строении
деятельности
личности, отмирание прежней системы интересов,
продуктивность умственной работы
14-17 лет Пубертатный
24. Д.Б. Эльконин Периодизация возрастого развития
Критерии развития:1. Социальная ситуация
развития;
2. Ведущая
деятельность;
3. Основные
новообразования.
25. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
ВозрастВедущая
деятельность
Тип
деятельности
Сфера развития
Младенчество (0-1 год)
(Эпоха раннего детства)
Непосредственноэмоциональное
общение
«Ребёнок –
общественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Раннее детство (1-3
года)
(Эпоха раннего детства)
Предметноманипулятивная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная
Дошкольный возраст
(3-6 лет) (Эпоха
детства)
Ролевая игра
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Младший школьный
возраст (6-10 лет)
(Эпоха детства)
Учебная
деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная
Подростковый возраст
(10-14)
(Подростничество)
Интимноличностное
общение
«Ребёнокобщественный
взрослый»
Мотивационнопотребностная
Юношеский возраст (1418 лет
(Подростничество)
Учебнопрофессиональна
я деятельность
«Ребёнокобщественный
предмет»
Интеллектуально
-познавательная
26.
Периодизация Д. Б. Эльконину1 ЭПОХА РАННЕГО ДЕТСТВАКризис новорожденности (Кризис отношения)
Младенческий возраст (0-1 год).
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение[I тип].
Кризис одного года (Кризис мировоззрения)
Раннее детство (1-3 года)
Ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивная [II тип].
Кризис трех лет (Кризис отношения)
2 ЭПОХА ДЕТСТВА
Дошкольное детство (3-7 лет)
Ведущий тип деятельности – ролевая игра [I тип].
Кризис семи лет (Кризис мировоззрения)
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Ведущий тип деятельности – учебная деятельность [II тип].
Подростковый кризис (Кризис отношения)
3 ЭПОХА ПОДРОСТНИЧЕСТВА
Подростковый возраст (11-15 лет)
Ведущий тип деятельности – интимно — личностное общение (Д.Б. Эльконин,
1971), общественно–полезная деятельность, которая включает в себя
трудовую, учебную, общественно-организаторскую, спортивную,
художественную и т. д. (В.В. Давыдов, 1990) [Iтип].
Кризис 15 лет (Кризис мировозрения)
Ранняя юность. Старший школьный возраст (15-17 лет)
Ведущий тип деятельности – учебно–профессиональная [II тип]
Кризис 17 лет (Кризис отношения)
27. Современные параметры периодизации возрастного развития
1.2.
3.
4.
5.
Социальная ситуация развития
Ведущая деятельность
Ведущая потребность
Личностные новообразования
Кризис
Подумайте над смыслом наблюдения Ф. Мирбаха
«Мы охотнее используем
чужой опыт, тем более если он
удачный, чем сами ищем пути
решения своих проблем.
Из новых Законов Мерфи,
адаптированных
к сфере образования
Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте — Информио
Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов — как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов — в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т. д. Вместе с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование.
Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям, явлениям, предметам, характерно определенное поведение в разных жизненных ситуациях.
Личность — это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. К. Маркс определял личность как социальное существо, формирующееся и развивающееся в системе общественных отношений и активно преобразующее окружающую среду.
Психологическую структуру личности составляют ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания познавательных процессов и чувств.
Психологическая характеристика юношеского возраста
Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно — мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т. д.
Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:
- Самоопределение, становление самосознания. Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразованияюношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.
- Становление мировоззрения. В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.
- Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.
- Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.
- Стабилизация психических состояний(в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.
При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.
В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием средней или восьмилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.
В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка.
Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества.
Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.
п.Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.
Следует также учитывать в работе с этими лицами юношеский максимализм, оставшиеся от подросткового возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки.
В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений. При воспитании приходится также преодолевать одностороннюю ориентированность юношей на овладение «престижными» профессиями, нежелание овладевать массовыми профессиями.
Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.
Анализируя вышеизложенное, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Оригинал работы:
Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте
Эффекты возраста и контекста в развитии личности: мультиметодическая перспектива
. 2023 фев; 38(1):1-16. doi: 10.1037/pag0000705. Epub 2022 1 сентября.Корнелия Врзус 1 , Мартин Квинтус 1 , Борис Эглофф 1
принадлежность
- 1 Кафедра психологии.
- PMID: 36048045
- DOI: 10.1037/стр.0000705
Корнелия Врзус и др. Психологическое старение. 2023 9 фев.0003 . 2023 фев; 38(1):1-16.
doi: 10.1037/pag0000705. Epub 2022 1 сентября.Авторы
Корнелия Врзус 1 , Мартин Квинтус 1 , Борис Эглофф 1
принадлежность
- 1 Кафедра психологии.
- PMID: 36048045
- DOI: 10.1037/стр.0000705
Абстрактный
Наблюдение за наиболее выраженными изменениями личностных черт в молодом взрослом возрасте поднимает вопрос о том, являются ли черты более стабильными сами по себе после юношеской взрослой жизни, или большая стабильность повседневных жизненных контекстов также способствует меньшим изменениям черт у пожилых людей. В этом лонгитюдном мультиметодном исследовании мы проверили конкурирующие объяснения 9Стабильность черты 0067 и стабильность черты контекста путем изучения (а) того, становятся ли возрастные различия в изменениях черт Большой пятерки менее выраженными, когда молодые и пожилые люди находятся в одинаковых контекстных условиях, в данном случае в студенческой жизни, и (б) изменяются ли люди одного возраста по-разному в разных контекстах. Кроме того, основываясь на двухпроцессных моделях личности и поскольку предыдущие исследования опирались на самооценку, мы исследовали, происходят ли предполагаемые изменения личности также в имплицитных измерениях и других оценках черт. Выборка из 241 взрослого человека состояла из старшеклассников ( M возраст = 67,5 лет), неучащиеся старшего возраста и уровня образования ( M возраст = 67,7 года) и молодые студенты ( M возраст = 21,1 года). Мы получили самооценку, оценку других и неявные измерения черт Большой пятерки в четырех временных точках в течение 2 лет. Результаты воспроизвели увеличение самооценки эмоциональной стабильности, непредубежденности, экстраверсии и добросовестности у молодых первокурсников и продемонстрировали различные закономерности изменений среди старших студентов и старших нестудентов. Изменения в оценках других и имплицитных показателях лишь частично отражали изменения в самооценках черт Большой пятерки. В исследовании подчеркивается важность различных показателей черт для лучшего понимания развития личности, помимо самооценки, и что в некоторых группах существенные изменения черт возможны после юношеского возраста. (Запись базы данных PsycInfo (c) 2023 APA, все права защищены).
Похожие статьи
- Процессы повседневной жизни предсказывают долгосрочное развитие в явных и неявных представлениях черт Большой пятерки: проверка прогнозов из структуры TESSERA (инициирующие ситуации, ожидания, состояния и выражения состояний и реакции).
Квинтус М., Эглофф Б., Врзус К. Квинтус М. и др. J Pers Soc Psychol. 2021 апрель;120(4):1049-1073. DOI: 10.1037/pspp0000361. Epub 2020 21 сентября. J Pers Soc Psychol. 2021. PMID: 32955272
- Стабильность и изменение личности: метаанализ лонгитюдных исследований.
Блейдорн В., Шваба Т., Чжэн А., Хопвуд С.Дж., Соса С.С., Робертс Б.В., Брайли Д.А. Блейдорн В. и соавт. Психологический бык. 2022 июль-август;148(7-8):588-619. дои: 10.1037/bul0000365. Epub 2022 14 июля. Психологический бык. 2022. PMID: 35834197
- Перспектива будущего и изменение личностных качеств во время пенсионного перехода: выводы из шестиэтапного лонгитюдного исследования в Швеции.
Hill PL, Kivi M, Hansson I, Thorvaldsson V, Allemand M. Хилл П.Л. и др. Психологическое старение. 2022 март; 37(2):272-281. doi: 10.1037/pag0000647. Epub 2021 4 октября. Психологическое старение. 2022. PMID: 35201820
- Стабильность личности Большой пятерки, изменения и совместное развитие в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Боргуис Дж. , Дениссен Дж.Дж.А., Оберски Д., Сийтсма К., Меус В.Дж., Бранье С., Кут Х.М., Блейдорн В. Боргуис Дж. и др. J Pers Soc Psychol. 2017 Октябрь; 113 (4): 641-657. DOI: 10.1037/pspp0000138. Epub 2017 2 марта. J Pers Soc Psychol. 2017. PMID: 28253001
- Личность на протяжении всей жизни.
Costa PT Jr, McCrae RR, Löckenhoff CE. Коста П.Т. мл. и др. Анну Рев Психол. 2019 4 января; 70: 423-448. doi: 10.1146/annurev-psych-010418-103244. Epub 2018 19 сентября. Анну Рев Психол. 2019. PMID: 30231002 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
термины MeSH
Грантовая поддержка
- Немецкий исследовательский фонд
Личность в дальнейшей жизни: борьба между упадком и развитием
Старение, особенно с точки зрения юности, кажется скучным, депрессивным и уж точно не сексуальным. Большинство исследований старения сосредоточено на физических, психических и социальных потерях, связанных со старением, таких как физические ограничения, болезни, когнитивные нарушения, выход на пенсию и смерть людей из круга общения. Картина, как правило, представляет собой упадок или, в лучшем случае, сохранение, и для людей во второй половине их жизни будущее часто кажется лишенным возможностей для дальнейшего развития.
Однако за последние пару десятилетий исследователи пересмотрели процесс старения как процесс развития, а не упадка. Многие интересовались именно развитием личности в более позднем возрасте. Какие аспекты характера меняются с возрастом и каким образом?
Теоретик Эрик Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей взрослой жизни. Например, Эриксон предположил, что основным изменением в среднем возрасте является развитие либо генеративности, либо стагнации, с конечной целью генеративности. Генерация включает в себя заботу о последующих поколениях и обеспечение их такими вещами, как создание семьи, наставничество или волонтерство. Создание вещей, которые могут принести пользу будущим поколениям, таких как сады или произведения искусства, или, в более широком масштабе, работа по сохранению планеты Земля, также являются примерами генеративности.
Однако все стадии, составляющие теорию Эриксона, имеют два полюса, представляющие положительные и отрицательные черты этой стадии. Отрицательной стороной положительной стороны генеративности является застой: отсутствие заботы о других и высокая эгоцентричность. Традиционно исследования не сосредотачивались конкретно на стагнации, а рассматривали ее как отсутствие генеративности.
В схеме Эриксона следующая (и последняя) стадия жизни, следующая за продуктивностью и стагнацией, — это целостность эго и отчаяние. Целостность эго, положительная сторона этой стадии, включает в себя примирение с прожитой жизнью, со всеми недостатками и всем остальным. И наоборот, отчаяние — это неспособность принять свою жизнь, ощущение того, что она была неадекватной, сожаление и убеждение, что не осталось времени, чтобы что-то сделать с этими сожалениями. Наступая вслед за средним возрастом, этот этап обычно ассоциируется с пожилым возрастом и включает в себя то, как люди справляются с различными физическими, умственными и социальными потерями, связанными со старением. Как и в случае с генеративностью, было проведено много исследований целостности эго (положительный угол) и мало исследований отчаяния (отрицательный угол).
Согласно Эриксону и недавним исследованиям, высокий уровень продуктивности и целостности эго отражает здоровое развитие личности. Например, исследователи обнаружили, что пик продуктивности приходится на средний возраст, при этом более высокая продуктивность связана с удовлетворенностью жизнью и успешным старением. Точно так же более высокая целостность эго также связана с удовлетворенностью жизнью, наряду с более низкой депрессией, хотя дуга ее развития в пожилом возрасте не исследовалась.
Проблема здесь в том, что, поскольку в большинстве исследований положительные и отрицательные стороны каждой стадии складываются вместе, любые потенциальные различия в их уровнях или моделях развития упускаются из виду. Отдельное изучение положительных и отрицательных аспектов каждого фактора может выявить возможные различия в развитии генеративности и застоя, целостности эго и отчаяния, особенно любые изменения, которые могут произойти в моделях их развития на протяжении взрослой жизни.
В недавнем исследовании продуктивности/застоя и целостности/отчаяния эго мы с Эбигейл Стюарт, Элизабет Вандевотер и я исследовали как положительные, так и отрицательные стороны этих двух факторов по отдельности. В частности, мы рассмотрели отдельные дуги развития продуктивности, застоя, целостности эго и отчаяния на протяжении почти 30 лет (в возрасте 43, 53, 62 и 72 года) в группе женщин с высшим образованием. В целом, мы нашли доказательства того, что эти четыре аспекта личности продолжают развиваться и изменяться, по крайней мере, до семидесятилетнего возраста (а возможно, и дольше, конечно).
Самым интересным было то, что четыре аспекта демонстрировали разные модели развития. Генерация (положительная сторона) неуклонно возрастала с 43 лет и оставалась высокой в 72 года, в то время как стагнация (отрицательная сторона) также увеличивалась примерно до 62 лет, но затем снижалась. Эти результаты показывают, что как генеративность, так и стагнация значительно увеличиваются в среднем возрасте (и дальше, в случае генеративности), прежде чем стагнация уменьшится, что, возможно, позволит продолжить рост генеративности.
Точно так же целостность эго увеличилась за почти 30-летний период без каких-либо признаков снижения. Но отчаяние уменьшалось более стремительно и в несколько более раннем возрасте, чем застой. Этот паттерн показывает, что целостность эго и отчаяние возникают не только в более позднем возрасте, но и развиваются в среднем возрасте. И взаимодействие между ними предполагает, что целостность эго, как и продуктивность, в конечном итоге «превосходит» свой негативный аналог, отчаяние.
Наша работа поддерживает идею Эриксона о том, что каждый этап старшего возраста включает в себя напряжение или борьбу между своими положительными и отрицательными сторонами, а также его идею о том, что здоровое развитие достигается после этого периода борьбы, когда торжествует положительная сторона каждого фактора. Это разрешение, по-видимому, происходит в разном возрасте для двух факторов. Кроме того, динамическая взаимосвязь между положительными и отрицательными аспектами факторов означает, что рассмотрение их по отдельности с течением времени дает более точную картину того, когда мы можем прийти к «здоровой» личности.
Возможно, наиболее важно то, что, как и в случае с более ранними периодами жизни, более поздняя жизнь может быть периодом развития личности. Таким образом, независимо от того, добровольно ли пожилые люди работают помощниками учителя в школе своих внуков, уделяют время себе, пишут откровенные мемуары или, наконец, получают степень — или все эти вещи одновременно — у них все еще есть много возможностей для развития и роста.
Для дальнейшего чтения
Ньютон, штат Нью-Джерси, Стюарт, А.Дж., и Вандевотер, Э.А. (2019 г.). «Возраст — это возможность»: траектории женской личности от среднего до позднего возраста. Журнал исследований личности, 80, 43-54.