Возрастные особенности становления личности: 5. Возрастные особенности человека и воспитание его личности

Возрастные особенности развития личности и как они формируются

Время чтения 9 минут

Возрастные особенности развития личности в психологии описываются поэтапно, от рождения до смерти человека. Перемены, связанные с формированием психики, особенно очевидны в детском и подростковом возрасте, хотя на самом деле они продолжаются в течение всей жизни. Стремительное развитие в детстве и юности послужило причиной возникновения различных теорий деления жизненного пути на периоды.

Позднее стали возникать концепции, которые охватывали этапы взрослости и поздней зрелости. Смысл задач, которые ставит каждый этап развития перед человеком, хорошо иллюстрирует цитата немецкого писателя Германа Гессе:

У каждого из нас есть только одно истинное призвание — найти путь к самому себе. ©

В этой статье будут описаны главные стадии развития личности, их особенности, основные возрастные кризисы. Мы расскажем, какие признаки имеет зрелая личность, а какие свойственны детям в оболочке взрослого.

Также будут рассмотрены основные пути преодоления возрастных кризисов.

<<Оглавление>>

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

  • В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким.
    Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
  • Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
  • Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие.
    Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

Зрелость

Период зрелости, или взрослости (от 30 до 60-70 лет) – это время, когда человек имеет возможность полностью реализовать свой потенциал. В западной психологии этот процесс называется самоактуализацией. Развитие личности в зрелом возрасте предполагает большую социальную активность, максимальную отдачу в профессии. Зрелость является периодом расцвета личности. Э.Эриксон считал этот этап возрастом «совершения деяний».

Главной чертой взрослости является генеративность, неуспокоенность. Человек хочет быть лучшим родителем, достичь высот в профессии, быть опорой для членов своей семьи. Американский ученый Г.Олпорт выделяет следующие черты, свойственные самоактуализирующейся личности:

  • Реалистическое отношение в себе, активность и деятельность;
  • Ощущение эмоциональной теплоты;
  • Интерес к окружающему миру;
  • Жизненная философия, которая обобщает полученный опыт, и определяет человеческие поступки;
  • Сострадание по отношению к другим людям, способность понимать и сопереживать.

Возрастные особенности развития личности в период старости

Старость связана со многими жизненными переменами негативного характера. Ухудшается здоровье, физические возможности ограничиваются, человек теряет социальный статус. Возрастные особенности развития личности этого периода изучает наука под названием геронтология. Ученые выделяют несколько особенностей, свойственных социальной ситуации позднего возраста:

  • Контакты с коллегами по работе могут сохраняться некоторое время после выхода на пенсию, но затем утрачиваются;
  • Пенсионеры обзаводятся новыми друзьями – чаще также преклонного возраста, но могут быть и более молодые люди;
  • Другие члены семьи, уверенные, что «у него и так много времени», любят оставлять с бабушками и дедушками детей, поэтому общение с внуками также является важным элементом этого возраста;
  • Большая часть социальных контактов происходит внутри семьи, поэтому близким людям нужно быть особенно тактичными с теми пенсионерами, которые «еще не набрались опыта».

В древности и даже в средние века очень небольшое количество людей достигало старости. До 17 века только 1% доживал до 65 лет. Сейчас средняя продолжительность жизни варьируется в зависимости от общества. Наглядно это демонстрирует так называемый «эффект Розето». Он заключался в следующем. Жители небольшого американского городка Розето, выходцы из Италии, в два раза реже, чем в других городах, умирали от сердечно-сосудистых заболеваний.

Однажды врач из Розето встретился со своим приятелем-коллегой, работавшим в большом городе, и они поделились опытом. Выяснилось, что такая низкая смертность связана с образом жизни переселенцев. В домах этого городка жили сразу по три поколения. Семьи много времени проводили вместе за обеденным столом, активно включали в общественную жизнь стариков.

Несмотря на тяжелый труд и традиционную итальянскую еду, которую жители готовили на свином сале, за счет каждодневного общения заболеваемость и смертность в старшем поколении имела низкие показатели.

Возрастные кризисы

Без переломных моментов – кризисов – невозможно стать взрослым. Возрастные особенности развития личности для каждого из кризисов свои: юности свойственен кризис одиночества, в 30 лет – ощущение бессмысленности жизни. В 40 лет человек осознает свою свободу, подводит промежуточные итоги жизни, возвращается к подлинному «Я». 60-70 лет – это «время собирать камни».

В подростковом возрасте человек решает задачу сепарации от родителей. Он либо делает шаг в самостоятельную жизнь и находит себе пару, либо остается в одиночестве и зависимости. Но общество обычно делает акцент не на психологическом отделении от родительской семьи, а на выборе профессии. Хорошее решение для выхода из кризиса – начать самостоятельно зарабатывать деньги, уехать за рубеж на учебу. Метафорой подросткового возраста может послужить образ созревшего яблока, падающего с яблони.

Кризис 30 лет характеризуется тем, что человеку перестает приносить радость все, что раньше было ее источником – работа, семья, хобби. Человек может страдать от тяжелых депрессий. Он имеет последний шанс отделиться от родителей, если это не было сделано прежде. Главная задача – понять, подходит ли выбранный ранее путь. Метафорой может послужить Сизиф, катящий камень в гору. Человек задумывается: есть ли разница в том, как прожить жизнь, если все равны перед вратами вечности. Но через какое-то время он осознает, что смысл жизни – в получении собственного уникального опыта, проживании подлинной жизни.

Кризисы второй половины жизни

«Божественная комедия» была написана Данте, когда тому было 33 года – священный возраст во многих религиях и мифах. Автобиографический герой поэмы оказывается в темном лесу, метафорически обозначающем середину жизни. Так как продолжительность жизни увеличилась, то теперь этот кризис называют «кризисом 40 лет». Это самый продолжительный и мощный психологический кризис. Его энергии хватит, чтобы разрушить жизнь испытывающего перед кризисом страх. Хватит ее и для созидания – но только для того, кто не боится перемен и готов встретить их лицом к лицу.

Возрастное развитие личности этого периода лучше всего отображает образ шута, или дурака. В руке он держит розу – она обозначает чистоту мыслей. За спиной у него узелок с пожитками – все, что можно было взять из прошлой жизни. На картах таро шут часто изображается занесшим ногу над пропастью, а позади у него предзакатное солнце. Внизу находится море. Образ шута символизирует возможность начать все сначала.

Самый тяжелый для осознания – кризис постпенсионного возраста, или 60-70 лет. Если раньше можно было прятаться от мыслей о конечности жизни, то теперь смерть, образно выражаясь, «смотрит в глаза». Если раньше можно было попросить о помощи других людей, теперь с кризисом придется столкнуться самостоятельно – никто из живых «на том свете» не бывал.

Легче приходится верующим, так как для них существует Царствие небесное, вечная жизнь. Материалистам сложнее. Главная идея кризиса – «все люди смертны». В современном мире люди стараются не придавать значения этому страху. Они держатся подальше от того, что каким-либо образом связано со смертью – это ритуалы, предметы, связанные похоронами, тела усопших. Все, что несет неизвестность, страшит. Страх смерти прорывается в повседневную жизнь лишь в виде фобий, страхов, ночных кошмаров. Смерть стремятся либо отрицать, либо стремятся к ней. Однако один лишь Танатос Фрейда не может полностью ее объяснить.

Многие в этот период жизни становятся более религиозными. Некоторые выбирают для себя веру в новое рождение после смерти, реинкарнацию. Об этом говорит «Тибетская книга мертвых».

Зрелая личность

Возрастное развитие личности, несмотря на свою универсальность, не всегда предполагает достижения психологической зрелости. Личностная зрелость – это способность решать возникающие перед ним проблемы, а если этой возможности нет – просить о помощи других. Взрослый человек ставит и достигает конкретных целей. Каковы признаки того, что личность действительно достигла этапа зрелости?

  • Взрослый человек имеет ясное понимание того, что его жизнь напрямую зависит от совершенных ошибок. При этом он не прячется от них, не перестает действовать. Сделав ошибку, он делает соответствующие выводы;
  • Он понимает, что его жизнь – это уникальный путь. Он делает карьеру, достигает намеченных целей. Совершает те поступки, что сам считает верными, а не те, что навязаны другими. Иногда желания взрослого могут совпадать с желаниями окружающих, иногда – нет. Но он поступает в соответствии с собственной системой ценностей;
  • Зрелый человек обладает терпением. Он понимает, что его желания не могут исполняться сиюминутно. Он также не требует от других, чтобы они удовлетворяли его потребности вместо него;
  • Взрослый понимает, что взаимопонимание всегда зависит от двоих людей. Он способен четко выражать свои мысли для того, чтобы добиться диалога с собеседником. Нередко это представляет трудность для супружеских пар. Многие из них наивно полагают, что супруг может магическим образом «прочитать» их мысли. Когда этого почему-то не происходит, они испытывают разочарование и отправляются на поиски нового партнера. Вместо того, чтобы обратить внимание на собственную незрелость, они уверены, что просто ошиблись с выбором партнера.

Психологический инфантилизм

Но бывает и так, что по паспорту человеку исполняется 30 (40, 50) лет, а он так и остается недоразвитым психологически. В эту категорию входят те, кто постоянно слышат в свой адрес: «Когда же ты, наконец, повзрослеешь?». Некоторые из них даже гордятся тем, что не хотят принимать ответственность взрослой жизни. Инфантильному взрослому в мире, полном проблем, приходится очень тяжело.

Для того, чтобы повзрослеть, необходимо пройти через все возрастные этапы развития, которые психологи называют «кризисами». При этом кризис – это не только обстоятельства. Он является платформой, на которой человеческая душа имеет возможность научиться решать определенные проблемы, получая за это свои «бонусы». В три года ребенок учится самостоятельности. Это время называется «кризисом 3 лет», когда маленький человек все чаще говорит «Я сам». Но если он находит поддержку со стороны взрослых в своих действиях, у него появляется ощущение «Я могу». Инфантильные взрослые нередко вырастают из семей с гиперопекой.

Возрастное развитие личности также представляет масштабный кризис для подростков. При этом возраст 12-18 лет – довольно плодородная почва, чтобы у человека сформировалась инфантильность. Именно в подростковом возрасте он решает, оставаться ли ему ребенком, или повзрослеть.

Какие признаки имеет инфантильная личность, или ребенок, носящий оболочку взрослого?

  1. Он не умеет контролировать эмоции. Часто выражает гнев, капризы, обвиняет окружающих;
  2. Не обладает хорошо развитой системой ценностей. Ориентируется на то, «как нужно, как принято». Всегда пытается скопировать окружающих в том, что думать, говорить, как одеваться;
  3. Относится к миру потребительски. Много берет и мало отдает. Образ жизни паразита, который инфантильная личность ведет в семье, продолжается в браке.
    Он просто переходит от одного опекуна к другому;
  4. Испытывает страх перед ответственностью и принятием собственных решений;
  5. Живет в «ожидании чуда», что к нему придет кто-то более сильный и решит его проблемы.

Делаем вывод

Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.

Тематика: Личностный рост, Самореализация, Детская психология, Развитие детей, Для школьников

Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности.

Социальная ситуация развития – это среда, которая окружает человека на определенном возрастном этапе и оказывает влияние на формирование личности. Понятие введено Выготским.

Социальная ситуация развития определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Выступая как отношения между ребенком и его социальным окружением, социальная ситуация развития предполагает активность самого ребенка в построении этих отношений.

Любая личность подвержена воздействию со стороны общества на макро и микро уровне.

Под макро уровнем имеется ввиду широкая социальная среда вплоть до уровня всей мировой общественной системы, в первую очередь роль социальных влияний того конкретного общества, которому принадлежит личность (воздействие государства в целом и тех или иных органов).

Микроуровень – ближайшее социальное окружение  — его семья, друзья, соседи, т.е. люди с которыми непосредственно общается личность в тех или иных ситуациях в поведенческой жизни.

 

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития. Термин выдвинут Леонтьевым А.Н.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности:
1) непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;
2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;
3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста;
4)  учебная деятельность школьников;
5) интимно-личностное общение подростков;
6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, именно она определяет уровень функционирования психических процессов, оказывая решающее воздействие на формирование личности.

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Хронологический подход позволяет выявить типический ход и временные закономерности индивидуального развития

Возраст — ведущая деятельность(ВД). основные психические новообразования(ПН):

1.Младенчество (от рождения до 1 года) ВД: общение со взрослыми в основном с мамой. ПН: Потребность общения со взрослыми и эмоциональное отношение к ним. Сенсомоторное развитие.

2. Раннее детство (1-3 лет). ВД: Предметно-манипулятивная деятельность. ПН: Способность ориентироваться в пространстве. Способность воспользоваться окружающими предметами в согласовании с их функциональным назначением. Формирование активной речи. Мышление носит наглядно-действующий характер.

3. Дошкольный возраст (3-5 лет). ВД: Игра. ПН: Переход от наглядно-действующего к наглядно- образному мышлению. Содержанием памяти является вербально осмысленный материал, а его механизмом — случайное регулирование процесса запоминания и воспроизведения. Развитие самооценки и самосознания. Межличностные дела.

4. Младший школьный возраст (7-10 лет). ВД: Учебно-познавательная деятельность. ПН: развивается произвольность психических действий, возникает внутренний план действий, формируется рефлексия. Развивается словесно-логическое мышление. Формирование характера. Развитие коммуникатикативных умений и навыков.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

5. Подростковый возраст, юность (11-14 лет). ВД: Общественно нужная деятельность в разных её формах: общественно-организационная, учебная, производственно-трудовая. ПН: Чувство взрослости — субъективное переживание собственного взросления. Наблюдается особая социальная активность ребенка, которая заключается в большой восприимчивости к нормам, ценностям и способам поведения, принятым в обществе. Складывается моральное сознание. Дружба

6. Ранняя юность (15-18 лет) ВД: Учебно-профессиональная деятельность. ПН: Самоуважение, потребность в труде, самоутверждение. Формирование мировоззрения, становления эмоционально-волевой сферы личности. Потребность в самоутверждении, профессиональном самоопределении, в общении с лицами

7. Ранняя взрослость (18-23 лет). ВД: Познавательная и профессиональная деятельность. ПН: Обобщенный способ познавательной и профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное самоопределение.

8. Молодость (24-27 лет) ВД: Нормативно одобряемая деятельность. ПН: Активная жизненная позиция. Оформление профессионально важных качеств. Профессиональный опыт.

9. Зрелость (40-45-60 лет). ВД: Индивидуальная и творческая профессиональная деятельность. ПН: Творческая активность, социально-профессиональ-ная позиция, интеграция профессионально важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, потребность личности в реализации себя в профессиональной деятельности или любой другой.

10. Пожилой возраст (свыше 60 лет). ВД: Социально одобряемая деятельность. ПН: Потребность в передачи опыта, в уважительном почтительном признании заслуг.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Возрастные особенности становления личности. Критерии и условия развития личности.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Личность в дальнейшей жизни: борьба между упадком и развитием

Старение, особенно с точки зрения юности, кажется скучным, депрессивным и уж точно не сексуальным. Большинство исследований старения сосредоточено на физических, психических и социальных потерях, связанных со старением, таких как физические ограничения, болезни, когнитивные нарушения, выход на пенсию и смерть людей из круга общения. Картина, как правило, представляет собой упадок или, в лучшем случае, сохранение, и для людей во второй половине их жизни будущее часто кажется лишенным возможностей для дальнейшего развития.

Однако за последние пару десятилетий исследователи пересмотрели процесс старения как процесс развития, а не упадка. Многие интересовались именно развитием личности в более позднем возрасте. Какие аспекты характера меняются с возрастом и каким образом?

Теоретик Эрик Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей взрослой жизни. Например, Эриксон предположил, что основным изменением в среднем возрасте является развитие либо генеративности, либо стагнации, с конечной целью генеративности. Генерация включает в себя заботу о последующих поколениях и обеспечение их такими вещами, как создание семьи, наставничество или волонтерство. Создание вещей, которые могут принести пользу будущим поколениям, таких как сады или произведения искусства, или, в более широком масштабе, работа по сохранению планеты Земля, также являются примерами генеративности.

Однако все стадии, составляющие теорию Эриксона, имеют два полюса, представляющие положительные и отрицательные черты этой стадии. Отрицательной стороной положительной стороны генеративности является застой: отсутствие заботы о других и высокая эгоцентричность. Традиционно исследования не сосредотачивались конкретно на стагнации, а рассматривали ее как отсутствие генеративности.

В схеме Эриксона следующая (и последняя) стадия жизни, следующая за продуктивностью и стагнацией, — это целостность эго и отчаяние. Целостность эго, положительная сторона этой стадии, включает в себя примирение с прожитой жизнью, со всеми недостатками и всем остальным. И наоборот, отчаяние — это неспособность принять свою жизнь, ощущение, что она была неадекватной, сожаление и убеждение, что не осталось времени, чтобы что-то сделать с этими сожалениями. Наступая на пятки среднему возрасту, этот этап обычно ассоциируется с пожилым возрастом и включает в себя то, как люди справляются с различными физическими, умственными и социальными потерями, связанными со старением. Как и в случае с генеративностью, было проведено много исследований целостности эго (положительный угол) и мало исследований отчаяния (отрицательный угол).

Согласно Эриксону и недавним исследованиям, высокий уровень продуктивности и целостности эго отражает здоровое развитие личности. Например, исследователи обнаружили, что пик продуктивности приходится на средний возраст, при этом более высокая продуктивность связана с удовлетворенностью жизнью и успешным старением. Точно так же более высокая целостность эго также связана с удовлетворенностью жизнью, наряду с более низкой депрессией, хотя дуга ее развития в пожилом возрасте не исследовалась.

Проблема здесь в том, что, поскольку в большинстве исследований положительные и отрицательные стороны каждой стадии складываются вместе, любые потенциальные различия в их уровнях или моделях развития упускаются из виду. Отдельное изучение положительных и отрицательных аспектов каждого фактора может выявить возможные различия в развитии генеративности и застоя, целостности эго и отчаяния, особенно любые изменения, которые могут произойти в моделях их развития на протяжении взрослой жизни.

В недавнем исследовании генеративности/застоя и целостности/отчаяния эго мы с Эбигейл Стюарт, Элизабет Вандевотер и мной исследовали как положительные, так и отрицательные стороны этих двух факторов по отдельности. В частности, мы рассмотрели отдельные дуги развития продуктивности, застоя, целостности эго и отчаяния на протяжении почти 30 лет (в возрасте 43, 53, 62 и 72 года) в группе женщин с высшим образованием. В целом, мы нашли доказательства того, что эти четыре аспекта личности продолжают развиваться и изменяться, по крайней мере, до семидесятилетнего возраста (а возможно, и дольше, конечно).

Самым интересным было то, что четыре аспекта демонстрировали разные модели развития. Генерация (положительная сторона) неуклонно возрастала с 43 лет и оставалась высокой в ​​72 года, в то время как стагнация (отрицательная сторона) также увеличивалась примерно до 62 лет, но затем снижалась. Эти результаты показывают, что как генеративность, так и стагнация значительно увеличиваются в среднем возрасте (и дальше, в случае генеративности), прежде чем стагнация уменьшится, что, возможно, позволит продолжить рост генеративности.

Точно так же целостность эго увеличилась за почти 30-летний период без каких-либо признаков снижения. Но отчаяние уменьшалось более стремительно и в несколько более раннем возрасте, чем застой. Этот паттерн показывает, что целостность эго и отчаяние возникают не только в более позднем возрасте, но и развиваются в среднем возрасте. И взаимодействие между ними предполагает, что целостность эго, как и продуктивность, в конечном итоге «превосходит» свой негативный аналог, отчаяние.

Наша работа поддерживает идею Эриксона о том, что каждый этап старшего возраста включает в себя напряжение или борьбу между своими положительными и отрицательными сторонами, а также его идею о том, что здоровое развитие достигается после этого периода борьбы, когда торжествует положительная сторона каждого фактора. Это разрешение, по-видимому, происходит в разном возрасте для двух факторов. Кроме того, динамическая взаимосвязь между положительными и отрицательными аспектами факторов означает, что рассмотрение их по отдельности с течением времени дает более точную картину того, когда мы можем прийти к «здоровой» личности.

Возможно, наиболее важно то, что, как и в случае с более ранними периодами жизни, более поздняя жизнь может быть периодом развития личности. Таким образом, независимо от того, добровольно ли пожилые люди работают помощниками учителя в школе своих внуков, уделяют время себе, пишут откровенные мемуары или, наконец, получают степень — или все эти вещи одновременно — у них все еще есть много возможностей для развития и расти.


Для дальнейшего чтения

Ньютон, Нью-Джерси, Стюарт, А.Дж., и Вандевотер, Э.А. (2019). «Возраст — это возможность»: траектории женской личности от среднего до позднего возраста. Журнал исследований личности, 80, 43-54.

https://doi.org/10.1016/j.jrp.2019.04.005

Ван Хиль, А., Мервильде, И., и Де Фрюйт, Ф. (2006). Застой и генеративность: структура, достоверность и различные отношения с адаптивной и неадаптивной личностью. Журнал личности, 74 (2), 543–573. doi: 10.1111/j.1467-6494.2005.00384.x

Westerhof, GJ, Bohlmeijer, ET, & McAdams, DP (2017). Связь целостности эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем. Журналы геронтологии, серия B: психологические и социальные науки, 72 (3), 400–407. дои: 10.1093/geronb/gbv062

Об авторе

Ники Ньютон — доцент психологии Университета Уилфрида Лорье в Ватерлоо, Канада. Она исследует развитие и старение взрослых, уделяя особое внимание взаимосвязи между возрастом, полом, социальными ролями, здоровьем и личностью.

Развитие личности в пожилом возрасте

Автор: Caitelin McCoy, Kenyon ’17

Кристиан Кандлер, Анна Э. Корнадт, Бирк Хагемейер и Франц Дж. Нейер завершили лонгитюдное исследование развития личности в пожилом возрасте у близнецов. 29 декабря, 2014 Journal of Personality and Social Psychology опубликовал этот отчет для общественности.

«Личность обычно определяется как сумма или продукт всех характеристик, описывающих индивидуальные различия в мыслях, чувствах, стремлениях и поведении, которые относительно устойчивы в разных ситуациях и во времени в пределах определенной референтной группы населения, такой как возраст или культура» ( Кандлер, Циммерманн и МакАдамс, 2014 г.). Это исследование было сосредоточено на таксономии Большой пятерки (невротизм и эмоциональная стабильность, экстраверсия и интроверсия, открытость новому опыту, доброжелательность и добросовестность), которая отражает черты в том виде, в каком они изображаются в любой возможной культурной среде.

Две взаимосвязанные концепции в этом исследовании представляют собой конструкт личности, фокусирующийся на конкретных когнитивных и аффективных особенностях психологической индивидуальности. Две конструкции в этом исследовании — это локус контроля или воспринимаемый контроль (степень, в которой люди верят, что они могут контролировать события, которые они испытывают). Интенсивность аффекта — типичная сила эмоциональной реакции человека в его повседневной жизни. Воспринимаемый контроль отражает континуум от внешнего (жизнь и личность определяются окружающей средой) к внутреннему (жизнь и личность находятся под собственным контролем). Эти две конструкции, воспринимаемый контроль и интенсивность аффекта, отличаются друг от друга, но также демонстрируют связи с чертами Большой пятерки. (Воспринимаемый контроль отрицательно связан с невротизмом и положительно связан с экстраверсией и добросовестностью, в то время как интенсивность аффекта положительно связана с невротизмом, экстраверсией и покладистостью).

Кандлер и др. проанализировали эмпирические данные о нормативных возрастных тенденциях в личностных чертах и ​​индивидуальных различиях с течением времени. Возрастные тенденции отражают среднее изменение личностных качеств с течением времени, но люди различаются по уровню изменений. Это может повлиять на их ранговый порядок и/или привести к увеличению или уменьшению индивидуальных различий с течением времени без изменения рангового порядка индивидуумов.

Робертс и его коллеги (2006) обнаружили, что средний уровень невротизма снижается в молодом возрасте по сравнению с пожилыми людьми, а покладистость и добросовестность увеличиваются с возрастом. Этот образец тенденций среднего уровня, показывающий снижение невротизма и увеличение покладистости и добросовестности, был назван социальным созреванием, потому что навыки, необходимые для социальной интеграции и решения задач, увеличиваются. В исследовании взрослых в возрасте 69 лет-72 Mottus, Johnson, and Deary (2012) они почти не обнаружили существенных изменений среднего уровня для черт Большой пятерки, но сообщили, что пожилой человек будет демонстрировать снижение экстраверсии, интеллекта (открытости), доброжелательности и добросовестности, в то время как , у женщин старшего возраста отмечалось усиление невротизма.

В текущем лонгитюдном исследовании близнецов изучались закономерности и источники преемственности и изменения личностных черт в пожилом возрасте от 64 до 89 лет в ходе двух измерений с интервалом в пять лет. Они изучали взаимосвязь между развитием личности и изменением психологического благополучия.

Это исследование преследовало пять конкретных целей. Сначала они исследовали тенденции среднего уровня личности и благополучия. Ожидались обратные тенденции от пожилых людей по сравнению с более молодыми. Первая гипотеза (гипотеза 1а) заключалась в увеличении невротизма и снижении экстраверсии, открытости, доброжелательности, добросовестности и воспринимаемого контроля. В идеале валентность эмоциональности должна измениться, а средний уровень эмоциональной реактивности и благополучия остаться прежним. Гипотеза 1b: из-за баланса между потерей способности регулировать эмоции и повышением опыта в стратегиях управления регуляцией аффектов у пожилых людей. Во-вторых, утонченный принцип зрелости для более старшего возраста предполагает, что увеличение невротизма и снижение других черт компенсируют потерю воспринимаемого контроля. Ожидалось, что воспринимаемый контроль проспективно предсказывает личностные черты «Большой пятерки» и что изменение этих черт связано с изменением воспринимаемого контроля. В-третьих, исследовалась степень ранговой преемственности и индивидуальных различий в изменении личностных черт и самочувствия. Гипотеза 3 утверждает, в соответствии с принципом пластичности или развитием личности, что индивидуальные ранги в личностных чертах изменяются за пределами случайных колебаний из-за ошибки измерения. В-четвертых, они отделили генетические компоненты от средовых компонентов преемственности порядка и изменения личностных черт и благополучия. Гипотеза 4 утверждает, что преемственность ранжирования всех личностных черт должна быть обусловлена ​​генетическими факторами и факторами окружающей среды. Именно в связи с этой гипотезой в исследовании использовались близнецы; для обеспечения генетической преемственности. Наконец, они исследовали взаимосвязь между чертами личности и психологическим благополучием в пожилом возрасте. Ожидалось, что индивидуальные различия в благополучии связаны с индивидуальными различиями в уровнях и изменениями невротизма, покладистости, добросовестности и воспринимаемого контроля (гипотеза 5).

Данные для этого исследования были взяты из Генетически ориентированного исследования продолжительности жизни по дифференциальному развитию. (L-данные) Исследование близнецов было начато в 1937 году с 90 парами близнецов, а в последующем исследовании между 1994 и 1999 годами с упором на более позднюю взрослую жизнь можно было протестировать только 20 полных пар. Выборка была расширена за счет включения новых пар в возрасте от 64 до 85 лет. Старшая возрастная группа была включена для снижения вероятности отсева из-за смертности. Через 5 лет участники были повторно протестированы. В момент времени 1 было 410 участников, но во время 2 их было 324. Отсев был больше для пожилых людей и женщин, пропущенных случайных тестов, которые показали, что уровень отсева можно предположить случайным образом распределенным.

Черты личности были измерены в немецком пятифакторном опроснике Нейротизм-Экстраверсия-Открытость из 60 пунктов и использовались для определения показателей Большой Пятерки. Воспринимаемый контроль измерялся с помощью анкеты из 32 пунктов по общей компетентности и убеждениям о контроле. Интенсивность аффекта измерялась с помощью немецкой версии шкалы интенсивности аффекта, состоящей из 40 пунктов. Благополучие измерялось как удовлетворенность сиюминутными состояниями и текущими условиями жизни. Негативные состояния и настроения были закодированы отрицательно.

Чтобы оценить тенденции среднего уровня и индивидуальные различия в траекториях для всех переменных, они провели анализ моделей скрытых изменений. Траектории развития для переменных были оценены с использованием переменной уровня, чтобы представить индивидуальные различия в переменной, которые остаются стабильными на волнах оценки, тогда как переменная изменения отражает индивидуальные различия в линейном изменении с течением времени. Чтобы интерпретировать латентное изменение как истинное изменение, каждая из переменных должна быть коррелирована.

Непрерывность ранжирования для латентных истинных оценок составила более 80%, за исключением интенсивности аффекта. Индивидуальные различия в чертах личности большей частью стабильны во времени в пожилом возрасте, что указывает на индивидуальные различия в изменении в этот период жизни. Возраст значительно коррелировал с уровнем экстраверсии, добросовестности и воспринимаемого контроля. Эти корреляции указывают на то, что пожилые люди ощущают более низкий уровень контроля и, как правило, менее экстравертны и добросовестны. Эти ассоциации предполагают, что женщины имеют более высокие баллы по невротизму и покладистости, тогда как мужчины имеют более высокие баллы по экстраверсии, добросовестности, воспринимаемому контролю и благополучию. Они не обнаружили значительного предполагаемого влияния черт «большой пятерки» на воспринимаемый контроль, за исключением воспринимаемого контроля добросовестности, указывающего на более высокий уровень воспринимаемого контроля в момент времени 1 и более низкий уровень во время 2. Анализ выявил значительные отрицательные корреляции изменений между невротизмом и воспринимаемым контролем и повышение невротизм был связан со снижением воспринимаемого контроля. Благополучие не показало значительного предполагаемого влияния на черты личности, влияние исходных черт личности на благополучие в значительной степени соответствовало исходным корреляциям, указывающим на то, что уровни личности влияют на благополучие, но не наоборот. Люди, которые продемонстрировали более сильное снижение невротизма и увеличение воспринимаемого контроля и добросовестности, имели более высокую вероятность занять высокое место в рейтинге благополучия.

В соответствии с гипотезой 1а и в соответствии с выводами результаты показывают, что среднее изменение личностных черт в пожилом возрасте дрейфует в противоположном направлении, чем у более молодых людей, и одно из объяснений этого заключается в том, что пожилые люди начинают осознавать потери в когнитивные и физические функции и должны быть более осторожными с возможными рисками для здоровья и опасностями повседневной жизни, будучи более избирательными в деятельности и вложениях в социальные отношения. Все это снижает воспринимаемый контроль, увеличивает невротизм, снижает экстраверсию и приятность, снижает открытость и снижает добросовестность.

Исследование обеспечивает убедительные доказательства различных тенденций среднего уровня в пожилом возрасте по сравнению с более молодым и средним возрастом, что связано с различными процессами адаптации в более позднем взрослом возрасте. Пожилые люди значительно различались по своим траекториям развития по всем личностным чертам и самочувствию, поскольку в латентном моделирующем анализе индивидуальные различия в изменении были скорректированы на случайные колебания между случаями измерения из-за ошибки измерения.

Несмотря на то, что индивидуальные различия в личностных чертах в значительной степени стабильны с течением времени, личность может меняться, и люди по-разному меняются на протяжении всей жизни. Генетические, а также экологические источники влияют на преемственность индивидуальных различий и вариации внутрииндивидуальных изменений, что указывает на то, что множественные источники определяют развитие личности и пластичность в пожилом возрасте.

Ссылки

Кандлер, К.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts