Доклад что такое социализация детей: Доклад на тему «Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада»

Доклад на тему «Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада»

Социализация ребенка дошкольного возраста в процессе деятельности в условиях детского сада

Мичкарёва Т.А

 Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в  результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. На первых этапах формирования личности (в детском возрасте) социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание, затем — через практическую деятельность.

Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности — непрерывно действующий процесс.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы  становления личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром [4,с.36].

Социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего, в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий социализации служит отношение к трудовой деятельности. Принимая этот принцип, выделяют три основные стадии социализации: дотрудовую,  трудовую и послетрудовую[8,c .212-228].

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.

е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе и в вузе[8,c.212-228].

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятель­ности человека. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности[8,c.212-228].

Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами  социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в совре­менных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ос­лабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой[8,c.212-228] .

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле[7,c.336-347].

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии

огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

 Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по выска­зываниям Л.С. Выготского рассматривается как «врастание в человеческую культуру»[3,c.558]

Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и даль­нейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из[8,c. 212-228] :

—          трудовых навыков;

—          знаний;

—          норм, ценностей, традиций, правил;

—          социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

            Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают[6,c.79-101].

Само слово «общество» произошло от латинского «societas», означающего «товарищ», «друг», «приятель».

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер[8,c.212-228].

Всех взрослых, которые общаются с ребенком и влияют на его социальное развитие, можно разделить на четыре уровня приближенности, характеризующиеся различными сочетаниями трех факторов[6,c.

79-101]:

— частотой контактов с ребенком;

— эмоциональной насыщенностью контактов;

— информативностью.

На первом уровне находятся родители — все три показателя имеют максимальное значение.

Второй уровень занимают воспитатели дошкольных учреждений  — максимальное значение информативности, эмоциональная насыщенность.

Третий уровень — взрослые, имеющие с ребенком ситуативные контакты, или те, которых дети могут наблюдать на улице, в поликлинике, в транспорте и т.д.

Четвертый уровень — люди, о существовании которых ребенок может знать, но с которыми он никогда не встретиться: жители других городов, стран и т.д.

Ближайшее окружение ребенка — первый и второй уровень приближенности — в силу эмоциональной насыщенности контактов с ребенком не только влияют на его развитие, но и сами меняются под воздействием этих отношений[2,c313-228]. Для успешности социального развития ребенка необходимо чтобы его общение с ближайшим взрослым окружением было диалогично и свободно от директивности.

Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса. Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми. Социальная компетентность достигается благодаря продуктивному общению ребенка со взрослыми и сверстниками. У большинства детей данный уровень развития общения может быть достигнут только в образовательном процессе.

Основные принципы организации процесса социального воспитания[7,c. 336-347] :

—          индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

—          воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

—     развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

—          развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

—          становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

 Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов[6,c. 79-101]:

1.      Культурные навыки — представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык порядкового счета до десяти перед поступлением в школу.

2.      Специфические знания — представления полученные человеком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3.      Ролевое поведение — поведение в конкретной ситуации, обуслов­ленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство человека с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях,   определяется   его   социальной   компетентностью.   Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он — сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться[6,c.79-101] .

4.      Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

          Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста — результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта.

Содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, обще­человеческих ценностей, с другой – отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов личности[5,c.76-80].

Специфика социализации детей дошкольного возраста в детском саду

Существуют различные воспитательные организации (институты социализации) — специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения. К таким организациям и относится детский сад — дошкольное образовательное учреждение.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

 В процессе социализации детей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как относительно социально контролируемая социализация. С другой — они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями детского сада в процессе социализации можно считать следующие[2,c.313-228]:

—          приобщение дошкольника к культуре общества;

—     создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностных ориентации;

—          автономизация подрастающих поколений от взрослых;

—     дифференциации воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.

В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, их образования и индивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп; организацию взаи­модействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы[7,c.336-347].

Образование включает в себя: систематическое обучение; просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры; стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия ребенку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения; стимулирования саморазвития.

Педагог (или воспитатель) в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Чтобы добиться положительного влияния коллектива на личность, должно быть воздействие педагогическим коллективом на детский коллектив. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст воспитанников[5,c.76-80].

В детском саду решающее воздействие на ребенка имеет воспитатель. Но с возрастом большее влияние приобретают среда, мнение сверстников, коллектива. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, игра, труд, общественно-полезная, спортивная, культурная и эстетическая деятельность. При этом большое значение имеют традиции детского коллектива. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации.

Таким образом, социализация — это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате, которого он способен функционировать в данной конкретно-исторической обстановке. В детском возрасте социализация осуществляется через общение, обучение, воспитание.

Социализация в дошкольном возрасте очень важна для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность в условиях детского сада — это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Появляясь в современном обществе, ребенок входит в совершено другие взаимоотношения, он сталкивается с самыми разнообразными трудностями. Поэтому главной и основной задачей взрослых является помощь в овладении определенными знаниями, которые ему понадобятся в самостоятельной жизни, то есть овладение определенными навыками социализации (социального развития).

Развитие и самосознание человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создава­емыми условиями жизни на всех возрастных этапах, и можно назвать социализацией человека.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления. Преодолеть этот своеобразный конфликт, решить трудности и обрести своеобразный баланс, призваны взрослые люди, находящиеся рядом с ребенком, чаще всего — это его семья и члены различных социальных институтов (детский сад, школа и т. д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Список использованной литературы:

1.     Бочарова, И.Г. Социальное воспитание детей / И.Г. Бочарова. — М.: Наука, 1991.- 154 с.

2.     Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. — 4-е изд., стер. — М.: Academia, 2004. — 440 с.

3.     Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. -1008 с.

4.     Донцев, Н.А. Самовоспитание личности / Н.А. Донцев. — М: Просвещение, 1984. — 112 с.

5.        Кони, И. Ребенок и общество / И. Кони. — М.: Просвещение, 1988.-117с.        

6.    Рожков, М.И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М.И. Рожков. — М.: Наука, 1991. — 274 с.

7.    Социальная работа: учеб. пособие для вузов / В.И. Курбатов [и др.]; под общ.      ред. В.И. Курбатова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 576 с.

8.    Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. -М.: Владос, 2003. -416 с.

Доклад на тему Социализация детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной организации и семьи

КГУ «Приозерная средняя школа» акимата Тарановского района

Доклад

Социализация детей младшего дошкольного

возраста в процессе взаимодействия дошкольной организации и семьи

Докладчик: Удирова Е.В.

воспитатель мини-центра

стаж – 5 лет

2016 год

Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества, все это обуславливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста.

Социализация — это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Также она происходит через процесс саморазвития и самореализация.

В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются родители или лица, заботящиеся и общающиеся с ребенком и дошкольная организация — в первую очередь воспитатели.

Семья и дошкольная организация — два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формирование личности.

Родители и педагоги должны объединять свои усилия, чтобы обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной организации и дома.

В младшем дошкольном возрасте рассматриваются проблемы развития ребенка и решаются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.

Методы, формы работы с родителями в настоящее время очень разные. Но в своей работе я определила два направления взаимодействия с семьей.

Первое – информационное направление, которое мы условно называем «Книжка-передвижка».

При работе в данном направлении мною разработаны тематические консультации для знакомства родителей с возрастными особенностями детей, а также для привлечения родителей к оздоровительным мероприятиям. Это такие консультации как: «Познай себя как родитель», «Семья модель мира для ребенка», «Сотрудничество – общение на равных», «Значение режима для воспитания», «Прогулки» и т.п.

Второе направление работы – обучающего характера, научить родителей руководить детской деятельностью, показать игровые приемы.

Одной из форм взаимодействия я выбрала круглый стол с целью помочь родителям найти ответы на интересующие вопросы. Главный момент – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка в семье.

С целью изучения семей, установления контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка я провожу анкетирование «Адаптация в детском саду», «Будем знакомы», «Любимые игрушки детей», беседы, анализ детских работ, веду наблюдение за воспитанниками, совместно с родителями оформляем выставки «Весенний блюз», «Зимняя сказка», «Осенний букет», и т.п.

На собраниях демонстрирую родителям фрагменты детской совместной деятельности со взрослыми. Делюсь секретами организации подвижных, сюжетно — ролевых и дидактических игр.

А совместные праздники, семейные фестивали и досуги дают бесценную возможность родителям поиграть, порисовать, пообщаться со своим ребенком.

Живой интерес и даже удивление у родителей вызывают детские работы — аппликации, рисунки и поделки. Особую радость приносят работы, посвященные праздникам.

Таким образом, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно полноценная подготовка ребёнка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой дошкольной организации, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве дошкольной организации и семьи.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/326504-doklad-na-temu-socializacija-detej-mladshego-

Что говорят исследования о социализации

Существует большое количество исследований, направленных на изучение того, насколько хорошо социализированы дети, обучающиеся на дому. Большая часть этого исследования показывает, что домашнее обучение не вредит развитию социальных навыков у детей, как было измерено в этих исследованиях. На самом деле, некоторые исследования показывают, что дети, обучающиеся на дому, показывают более высокие результаты, чем дети, которые посещают школу, по показателям социализации.

Однако это исследование имеет серьезные ограничения и не отражает опыт многих выпускников домашних школ. В своем обзоре литературы по домашнему обучению в 2020 году исследователи Роберт Кунцман и Милтон Гейтер отметили, что исследования домашнего обучения и социализации имеют три основных ограничения:

  1. Исследования обычно проводятся на добровольной выборке учащихся, обучающихся на дому, и в результате, вероятно, получают избыточную выборку детей, родители которых более вовлечены;
  2. Исследования, как правило, почти полностью основаны на самоотчетах домашних педагогов и детей, обучающихся на дому, а не на нейтральных оценках социальных навыков детей;
  3. Исследования обычно «рассматривают посещаемость школы как бинарную систему» ​​и не принимают во внимание, посещают ли дети школу неполный рабочий день или учатся в кооперативах.

Два самых масштабных исследования выпускников домашних школ дали очень разные результаты. В 2004 году родитель домашнего обучения Брайан Рэй нанял 5 254 выпускника домашнего обучения для участия в исследовании, которое, как он обещал, покажет эффективность домашнего обучения; возможно, неудивительно, что его выводы были в основном положительными. В 2014 году организация Homeschool Alumni Reaching Out (HARO) провела собственный опрос 3702 выпускников домашнего обучения; когда мы проанализировали эти данные для HARO, мы обнаружили гораздо более неоднозначные результаты. В опросе HARO примерно 25% респондентов сообщили о плохой или очень плохой социализации; качество социализации, о котором сообщили респонденты, предсказывало, насколько они готовы к будущему. Тем не менее, даже это исследование, вероятно, ограничено тем, интерпретировали ли респонденты социализацию только как социальное взаимодействие или также как развитие большей социальной беглости.

Только в одном опросе выпускников домашних школ использовалась случайно выбранная выборка: опрос Cardus Education Survey (2011). Этот опрос, в котором сравнивался и противопоставлялся образовательный опыт взрослых в возрасте от 24 до 39 лет, выросших в религиозных домах, показал, что выпускники домашних школ чаще сообщали об «отсутствии ясности целей и чувства направления» и «чувстве беспомощности в справляться с жизненными проблемами», чем выпускники традиционных школ. Тем не менее, выпускники домашних школ также чаще сообщали, что они чувствовали себя «подготовленными к отношениям».

Понимание социализации

Термин «социализация» относится к процессу, посредством которого ребенок приобретает социальные навыки, необходимые ему для эффективного управления социальными нормами и поведением общества в целом. Детям, которые обучаются на дому (как и всем другим детям), необходимо развить «социальную беглость», которая позволит им вести переговоры в различных социальных ситуациях, развивать и поддерживать прочные отношения и хорошо работать с другими в различных контекстах.

Среди выпускников домашнего обучения в сети CRHE редко можно встретить выпускника домашнего обучения, который не испытал трудностей с социализацией, понятых таким образом. В некоторых случаях дети, обучающиеся на дому, достаточно общаются с друзьями, чтобы удовлетворить свои социальные потребности, но социализируются в первую очередь с другими детьми, которые также обучаются на дому; эти люди часто проходят болезненный период адаптации, изучая незнакомые социальные нормы и сигналы, когда они начинают взаимодействовать с другими сверстниками, будь то в колледже или на работе.

 Термин социализация может также относиться к процессу, посредством которого дети учатся быть терпимыми и принимать различия в мультикультурном обществе, взаимодействуя со сверстниками из разных слоев общества. По всем этим причинам мы советуем воспитателям, работающим на дому, следить за тем, чтобы их дети дружили и общались с разными детьми, а не только с другими детьми, обучающимися на дому или похожими на них. Когда домашние воспитатели знакомят своих детей с разными детьми в самых разных условиях, они могут помочь обеспечить, чтобы у их детей были навыки, необходимые им для достижения успеха во взрослой жизни.

Ограниченные исследовательские вопросы

При всех исследованиях домашнего обучения и социализации практически не проводилось исследований по вопросу, который мог бы оказаться наиболее полезным для родителей, обучающихся на дому: Какие факторы способствуют ребенок, обучающийся на дому, более или менее хорошо социализирован?

Домашнее обучение — это не монолит. Один ребенок, обучающийся на дому, может участвовать в футбольном клубе, музыкальном кооперативе на дому и в уроках письма, а также регулярно приглашать своих друзей, в то время как другой ребенок, обучающийся на дому, может не иметь никаких занятий на свежем воздухе и мало общаться с друзьями. Независимо от того, социализированы ли дети, обучающиеся на дому, в конкретном исследовании, более или менее хорошо, чем дети, посещающие государственную школу, это не дает добросовестному родителю, обучающемуся на дому, какой-либо полезной информации о том, какие практические действия они могут предпринять, чтобы гарантировать, что их ребенок получает необходимую им социализацию. Например, было бы полезно знать, сообщают ли дети, которые участвуют в кооперативах домашнего обучения, государственных школах или общественных спортивных лигах, или клубах в своих местных библиотеках, лучшие социальные результаты.

Исследование социализации детей, обучающихся на дому, не может сказать индивидуальному воспитателю, что лучше для отдельного ребенка, или будет ли отдельный ребенок, обучающийся на дому, хорошо социализирован. В некоторых случаях воспитатели на дому позже записывают своих детей в школу, потому что они обнаруживают, что не могут успешно удовлетворять социальные потребности своего ребенка дома; в других случаях дети, которые подвергались издевательствам или испытали негативное социальное окружение в государственной школе, процветают в условиях домашнего обучения.

Исследования социализации должны развиваться, чтобы задавать другие вопросы. Учитывая индивидуальный характер домашнего обучения, не так полезно знать, хорошо ли дети, обучающиеся на дому, в целом справляются с конкретными академическими критериями социализации, было бы полезно знать, какие факторы способствуют положительным результатам, а какие факторы связаны с отрицательным опытом.


Подробнее о домашнем обучении:
  • Что такое домашнее обучение?
  • Домашнее обучение в цифрах
  • Кто учится на дому?
  • Мотивация для обучения на дому
  • Академическая успеваемость
  • Что насчет социализации?
  • Результаты домашнего обучения
  • Что говорят ученые
  • История домашнего обучения
  • Наши исследования

1.3: Методы социализации — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    134604
  • Методы социализации

    Методы социализации включают аффективные методы, оперантные методы, методы наблюдения, когнитивные методы, социокультурные методы и методы ученичества. Каждый метод социализации является важным инструментом, помогающим детям расти во многих областях их развития.

    Аффективный метод социализации

    Аффективный относится к чувствам или эмоциям, таким как любовь, гнев, страх или отвращение (Бернс, 2016). То, как дети относятся к другим, как дети относятся к себе и как они выражают свои эмоции, — все это включено в аффективный метод. Привязанность будет формироваться аффективным методом. Привязанность — это привязанность, которую человек формирует к другому конкретному человеку, связывая их вместе в промежутке и продолжительном времени (Эйнсворт, 1973, стр. 1). У детей на протяжении всей жизни будет много привязанностей. Их первая привязанность очень важна для будущих поведенческих результатов. Дети обычно испытывают первую привязанность к своему опекуну (воспитателям). Чтобы быть более конкретным, младенцы будут испытывать эмоциональную привязанность к своему опекуну (воспитателям), что окажет длительное влияние на растущего ребенка. Привязанности могут определять, как дети учатся и реагируют на окружающий их мир. Дети также начинают развивать темперамент из-за привязанности, которую они испытывают к своим опекунам.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): дедушка держит внука на руках. (CC BY-SA 2.0; Салим Вирджи через WordPress.)

    Оперантные методы социализации

    Оперант относится к созданию эффекта. Обычно это включает усиление. Подкрепление — это объект или событие, которое следует за поведением и служит для увеличения вероятности того, что поведение повторится снова (Бернс, 2016). Существует два типа армирования. Положительное подкрепление — это награда или приятное последствие желаемого поведения (Бернс, 2016). Примеры положительного подкрепления включают в себя аплодисменты и аплодисменты, когда ребенок впервые начинает ходить, «дай пять», когда ребенок пробует новую еду, и объятие или похлопывание по спине, когда ребенок делает доброе дело. Отрицательное подкрепление — это прекращение неприятного состояния после желаемой реакции (Бернс, 2016). Примерами отрицательного подкрепления являются устранение дополнительных обязанностей у ребенка, если он вовремя выполняет домашнюю работу, и разрешение ребенку выйти из своей комнаты, если он перестанет дуться.

    Оперантные методы социализации не могут быть эффективными при использовании только положительного и отрицательного подкрепления. Цель состоит в том, чтобы поощрить саморегуляцию, но, поскольку подкрепление происходит извне, это может негативно сказаться на навыках саморегуляции ребенка. Многие виды поведения ребенка выучиваются, а некоторые виды поведения усваиваются непосредственно с помощью методов подкрепления. В этом случае мы хотим, чтобы выученное поведение исчезло. Процесс работы над постепенным исчезновением усвоенного поведения после удаления подкрепления называется угасанием (Бернс, 2016). У нас есть распространенное заблуждение, что наказания — это плохо. Конечно, есть эффективные и неэффективные способы наказания, но, тем не менее, наказание необходимо для исправления нежелательного поведения. Наказание — это физически или психологически неприятные стимулы или временное прекращение приятных стимулов при нежелательном поведении (Бернс, 2016). Примеры наказаний: лишение привилегии, ругань или резкое отчитывание ребенка. Наказания могут быть эффективными методами социализации, если они выполняются правильно. Три эффективных метода включают расчет времени (наказание ребенка ближе к моменту нежелательного поведения), рассуждение (сопровождение наказания объяснением и решением) и последовательность (создание ожидаемых результатов из повторяющегося поведения) (Бернс, 2016). Наконец, подкрепление и наказание должны включать обратную связь. Обратная связь — это предоставление ребенку оценочной информации о своем поведении, которая может быть как положительной, так и отрицательной.

    Рисунок \(\PageIndex{2}\): Учитель начальной школы комментирует учащемуся его письменное задание. (CC BY-NC 4.0; Allison Shelley через EDUimages)

    Методы социализации под наблюдением

    Методы наблюдения включают в себя очень важную и существенную часть социализации — моделирование. Моделирование — это форма имитационного обучения, которое происходит посредством наблюдения. Это позволяет нам научиться соответствующему социальному поведению, установкам и эмоциям, наблюдая за другими. (Бернс, 2016). Дети также могут научиться неуместному поведению, отношениям и эмоциям посредством моделирования. Дети учатся моделировать у своих родителей и других членов семьи в своей микросистеме, у учителей, сверстников и через такие средства массовой информации, как социальные сети, YouTube, телешоу и музыкальные клипы. Дети учатся последствиям поведения посредством моделирования. Если человека, за которым они наблюдают, наказывают или поощряют, ребенок может узнать о последствиях такого поведения.

    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Старшеклассник следит за лепкой своего инструктора на уроке драмы. (CC BY-NC 4.0; Эллисон Шелли через EDUimages)

    Когнитивный метод социализации

    Когнитивные методы социализации фокусируются на том, как люди обрабатывают информацию и придают смысл своему опыту. То, как дети когнитивно воспринимают и переживают мир, повлияет на будущие результаты. Когнитивные методы социализации включают три основные темы. Первая основная тема — обучение. Обучение дает знания и информацию и является полезным механизмом общения. (Бернс, 2016 г.) Существует несколько примечательных способов убедиться, что ваши инструкции эффективны. Ребенок должен понимать используемый язык, а это значит, что язык должен быть подходящим для восприятия ребенком. Обучение также должно соответствовать возрасту ребенка. Если вы скажете двухлетнему ребенку прихватить ботинок к левой ноге за правый шнурок, он не сможет выполнить это указание.

    Вторая тема — установка стандарта. Стандарт — это уровень достижений или степень мастерства, относящаяся к цели или мере адекватности (Бернс, 2016). При установлении стандартов важно убедиться, что стандарт достижим и подходит для ребенка. Установление нереалистичных стандартов может нанести вред ребенку, поскольку это может снизить его самооценку. Дети будут испытывать стандарты в каждом агенте социализации, с которым они сталкиваются. Они будут испытывать стандарты со стороны учителей и администраторов, в группах сверстников, других членов семьи, когда они будут ходить в библиотеку и так далее.

    Третья тема — рассуждения. Рассуждение дает объяснения или причины для действия. Рассуждение помогает детям делать выводы и сталкиваться с механизмами саморегуляции (Бернс, 2016). Важно, чтобы ребенок мог понять язык данного объяснения. Если 2-летний ребенок плюет на другого ребенка, а учитель в ответ говорит: «Твоя слюна остается у тебя во рту. Когда вы плюете на других, вы распространяете микробы, и это грубо», поймет ли двухлетний ребенок, что такое микробы и что значит быть грубым? Скорее всего, нет. Дети в возрасте до 3 лет обычно эгоцентричны (Пиаже, 19 лет).74). Мы должны учитывать, где ребенок находится познавательно, и научиться эффективно общаться с детьми, чтобы эффективно применять этот метод.

    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Воспитатель детского сада записывает свои наблюдения в научном центре. (CC BY-NC 4.0; Эллисон Шелли через EDUimages)

    Социокультурные методы социализации

    Социокультурные методы социализации включают усвоенное поведение, включая знания, убеждения, искусство, мораль, закон, обычаи и традиции, характерные для социальной среды в которой человек растет (Бернс, 2016). Социокультурные ожидания окружающих постоянно влияют на поведение этого человека (Рогофф, 2003). Дети находятся под сильным влиянием ожиданий, которые возлагают на них окружающие, и дети испытывают разного рода конформизм. Важно соблюдать социальные нормы. Дети будут испытывать групповое давление и могут обнаружить, что пытаются приспособиться и соответствовать социальным нормам, чтобы обрести чувство собственного достоинства. Групповое давление не ограничивается сверстниками. Социальные группы — это любые группы, влияющие на поведение человека, такие как семья, религиозные группы, сверстники, клубы и школа (Бернс, 2016). Насколько сильно на ребенка влияет группа, зависит от трех психологических факторов, включая его влечение к группе, принятие группой и тип группы. Примером общественной группы может быть банда. То, насколько человека привлекает банда, его статус в банде и тип отношений, которые у него есть с членами банды, во многом определяют, как на него влияет эта группа. Тип деятельности, в которой участвует группа, повлияет на будущие результаты.

    К социокультурным методам социализации относятся также традиции и символы. Традиции — это обычаи и верования, которые передаются из поколения в поколение (Бернс, 2016). Другими словами, наследие культивируется у детей по мере их взросления (Pleck, 2000). Традиции во многом определяют то, как ребенок взаимодействует с окружающим миром и реагирует на него. То, как человек решает проблему, во многом вытекает из его культурных традиций. Символы — это действия или объекты, которые стали общепризнанными как обозначающие или представляющие что-то другое, особенно что-то абстрактное (Вандер Занден, 19).95). Символизм породил идею культуры. Примеры символизма включают поднятие флага, ношение короны, ношение значка и т. д.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Карточка, используемая учителем, где дети могут заработать разрывы масок за хорошее поведение. (CC BY-NC 4.0; Эллисон Шелли через EDUimages)

    Методы социализации ученичества

    Ученичество — это процесс, в котором новичок под руководством эксперта участвует в выполнении задач и осваивает их (Бернс, 2016). Дети направляются через ученичество в любых условиях, а скорее под руководством родителей, сверстников, учителей, тренеров или членов сообщества. Ученичество — это эффективный инструмент социализации, помогающий повысить самооценку, поскольку дети узнают больше о своих способностях по мере взросления.

    Рисунок \(\PageIndex{6}\): Старшая сестра показывает младшей сестре, как мыть посуду. (Общественное достояние; alyssasieb через Nappy)

    Ссылки

    Эйнсворт, доктор медицины, С. (1973). Развитие привязанности младенца к матери. В Б.М. Колдуэлл и Х. Н. Риччиути (редакторы), Обзор исследований детского развития (том 3). Чикаго: University of Chicago Press

    Бернс, Р.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts