Периоды взросления детей: Этапы развития ребенка — Аксимед

Содержание

Возрастные этапы психического развития ребенка

Психическое развитие ребенка – очень сложный, тонкий и длительный процесс, на который влияет множество факторов. Представление о том, как проходит тот или иной этап поможет вам не только лучше понять своего ребенка, но и вовремя заметить задержку развития и принять соответствующие меры.

Общепринятую периодизацию развития детской психики разработал советский психолог Даниил Борисович Эльконин. Даже если вы никогда не сталкивались с его трудами, эта система вам хорошо знакома: в аннотациях к детским изданиям часто указывается, что это произведение «для дошкольного возраста» или «для младших школьников».

Система Эльконина описывает психическое развитие ребенка от младенчества до 15 лет, правда, в некоторых его работах указывается возраст 17 лет.

По мнению ученого, характеристика каждого этапа развития определяется ведущей деятельностью ребенка в конкретном возрасте, в рамках которой появляются определенные психические новообразования.

1. Младенчество

Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.

Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.

Читайте также: Учимся писать грамотно при ОНР

2. Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

3. Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

4. Младший школьный возраст

Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.

Что это значит?

  • Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
  • Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
  • Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
  • Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
  • Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.

Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в коллективе, подчиняться школьной дисциплине.

Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.

Читайте также: Развитие речи после кохлеарной имплантации

5. Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

6. Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Дата публикации: 26.06.2017. Последнее изменение: 19.07.2022.

Основные этапы психического развития ребенка от 0 до 18 лет

Занятия, которыми занимается ребенок, разнообразны: ему нравится рисовать, моделировать, конструировать, учиться читать, петь, считать, заниматься ручным трудом, помогать, играть. И каждый из них способствует его развитию.

Так называемое «ведущая деятельность», доминирующая на каждом этапе. Особая важность этой деятельности проистекает из ее роли в формировании наиболее важных психических изменений, в подготовке детей к следующему возрасту и в изменении их личности. У каждого возраста есть своя ведущая деятельность.

Задача родителей — правильно за ним присматривать, чтобы обеспечить наилучшие условия и перспективы для дальнейшего гармоничного развития ребенка.

ДЕТИ (от 0 до 1 года)

  • Социальная улыбка »(то есть улыбка в социальной ситуации) может появиться в начале второго месяца жизни.
  • Вокализации: ребенок мычит, мычит, бормочет, поет в сторону взрослого, демонстрирует двигательные реакции, анимацию.
  • С 2-х месячного возраста одно из важнейших занятий для ребенка — общение с близким взрослым.
  • У ребенка интенсивно развиваются обоняние, вкус, тактильная чувствительность, слух и зрение.
  • В первый год жизни у ребенка активно развиваются мелкая и крупная моторика: в 6 месяцев ребенок может хвататься за предметы, тянуться к интересующим его игрушкам, переходить из рук в руки, поднимать голову, переворачиваться на бок и животик из-под ног. положение лежа.
  • К возрасту от 9 до 12 месяцев ползание улучшается, и ребенок может подтягиваться до положения стоя и учиться стоять с опорой. В 10 месяцев младенец может ходить, опираясь обеими руками на опору и широко раздвинув ноги, а в 12 месяцев он может ходить без опоры на небольшое расстояние.

Ведущая деятельность

Эмоциональное взаимодействие с матерью, отцом (или приемным взрослым).

Как развиваться

Особенно важно удовлетворить потребность ребенка в нежности, внимании и доброте: любви, заботе о младенце, объятиях, поцелуях, поглаживаниях, поглаживаниях, объятиях, ношении на руках, прижатии к груди, воспитании, покачивании, покачивании.

РАННИЙ РЕБЕНОК (от 1 до 3 лет)

  • Активно развивает речь, расширяет словарный запас, говорит короткими предложениями, слова могут иметь «причудливые» формы (генерировать новые слова).
  • Ребенок активно познает окружающий мир: он хочет все потрогать и почувствовать в своих руках.
  • Общение с родственниками и знакомыми взрослых эмоционально окрашено: в нем проявляется радость и открытость.
  • Ребенок стесняется незнакомцев, может долгое время не контактировать с ними, ревнует к другому ребенку.
  • Неспособный удерживать внимание в течение длительного времени, он легко отвлекается и быстро забывает, что происходит.
  • Он быстро устает.
  • Доступные игрушки: пирамидки, кубики, шары и игры, способствующие развитию мелкой моторики.

Ведущая деятельность

Управление объектом. Развивает память, внимание, речь, мышление и восприятие.

Как развиваться

Вовлечение ребенка в домашнюю работу, совместное наблюдение за природой, обучение манипулированию предметами (не использовать их по назначению).

ДЕТИ (от 3 до 6 лет)

  • В детской речи много слов: «хочу», «не хочу», «почему?», «Я» (трехлетний кризис).
  • У него много любопытства, фантазии.
  • Ребенок начинает думать в уме (соотносит действие и результат).
  • Взрослый выступает эталоном поведения в самых разных ситуациях.
  • Ограниченное понимание времени и пространства.
  • Ведущий вид деятельности — ролевые игры (модели реальности).
  • Развивает навыки построения и рисования.
  • В наличии игрушки / игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин / раскраски / карандаш.

Ведущая деятельность

Ролевая игра, сочетающая общение и предметную деятельность.

Как развиваться

Играет с ребенком, придумывает и участвует в ролевых играх.

ВОЗРАСТНАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА (от 6 до 11 лет)

  • Интенсивное развитие интеллектуальной и вербальной сферы.
  • Развитие произвольного внимания и памяти, ориентации в окружающей среде.
  • Умение действовать по образцу, по правилам.
  • Он ищет подтверждения собственной ценности и признания со стороны взрослых и сверстников.
  • Активное обучение социальным навыкам, установление и поддержание дружеских отношений
  • Развиваются навыки самоконтроля
  • Определение ролей
  • Доступные игры: обучающие игры для планшетов, физические и электронные игры.

Ведущая деятельность

Оперативно-техническая деятельность, в основном в сфере образования

Как развиваться

Проводите время с ребенком, обучая его разным вещам, выучив алфавит, научившись писать и считать, читать, рассказывать истории. Помогите ребенку с домашним заданием и ответьте на его вопросы.

ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

  • Желание общаться со сверстниками (группировка)
  • «Нигилизм по отношению к взрослым (лидерские амбиции, отсутствие обязательств, частые конфликты: провокационное, вызывающее поведение)
  • Быстрая утомляемость
  • Эмоциональная лабильность
  • Половое созревание, повышенный интерес к противоположному полу
  • Зацикленность на внешности (тело, одежда и т. д.)
  • Эмансипация: готовность подражать взрослым (экспериментирование)
  • Они начинают формировать собственную систему убеждений и ценностей, самосознания.
  • Интересы: современные молодежные альтернативные тенденции в моде, искусстве, музыке, кино и технологиях.

Ведущая деятельность

Интимное и личное эмоциональное взаимодействие со сверстниками

Как развиваться

Дайте возможность ребенку общаться со сверстниками, организовывать праздники и прогулки, принимать участие в представлениях и играх. Проводите время за занятиями, которые вам интересны.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

  • Разработайте план на жизнь
  • Обретение собственной внешности, осознание собственного тела и создание собственного образа.
  • Возьмите на себя мужские или женские роли
  • Расширение круга социальных ролей и интересов
  • Сосредоточьтесь на будущем, создавая жизненные планы и перспективы
  • Самоконтроль, саморегуляция
  • Готовность обсуждать
  • Интересы: профессиональная и моральная решимость в окружающем мире.

Основные виды деятельности

Академический и профессиональный, в процессе которого формируются мировоззрение, профессиональные интересы и идеалы.

Как развивать

Обеспечить пространство для обучения, помогите им создать свои собственные жизни и профессиональные планы и нахождение средств для их реализации

Развитие ребенка в возрасте 1–3 месяцев

Вы замечали, как крошечные пальчики вашего ребенка обвивают ваши или сжимаются в кулачки? Или как ваш малыш вздрагивает от громкого шума? Ваш ребенок родился с этими и другими рефлексами, которые станут менее заметными, когда вашему ребенку исполнится 1-3 месяца.

Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети приобретают навыки раньше или позже, чем другие. Младенцы, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.


Насколько вырастет мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

Несмотря на то, что все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние значения для мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 3 месяцев:

  • Вес: средний прирост от 1,5 до 2 фунтов каждый месяц
  • Рост: средний рост около 1 дюйма каждый месяц
  • Размер головы: средний рост около 0,5 дюйма каждый месяц

У вашего ребенка могут быть периоды повышенного голода и беспокойства. Это увеличение чувства голода означает, что ваш ребенок переживает период быстрого роста (всплеск роста). Если вы кормите грудью, вы можете обнаружить, что ваш ребенок хочет есть чаще в определенное время дня, а иногда и каждый час. Это называется «кластерное питание». Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, могут хотеть есть чаще или пить больше смеси, чем обычно, во время кормления.

Когда вашему ребенку исполнится от 1 до 3 месяцев, вы начнете узнавать признаки, говорящие о том, что ваш ребенок голоден или что он сыт. Вы узнаете, что ваш ребенок голоден, когда он кажется беспокойным, много плачет, высовывает язык или сосет ручки и губы. Вы узнаете, что ваш ребенок сыт, когда он больше не заинтересован в кормлении или засыпает в конце сеанса кормления. Помните, что животики младенцев очень маленькие, и их нужно срыгивать после кормления, чтобы выпустить газы, которые могут вызвать дискомфорт.

Во время осмотра в возрасте от 1 до 3 месяцев врач измерит вес, рост и окружность головы вашего ребенка и отследит его рост по стандартной диаграмме роста. Обратите внимание, что существуют разные таблицы для мальчиков и девочек. Ваш ребенок может быть большим, маленьким или средним по сравнению с таблицей роста. Пока эта модель роста остается неизменной с течением времени, скорее всего, прогресс вашего ребенка будет в порядке.

Если ваш ребенок родился недоношенным, имейте в виду, что его рост и развитие не следует сравнивать с ростом и развитием доношенного ребенка. За недоношенными нужно будет более внимательно следить и, возможно, потребуется чаще взвешивать их в течение первых месяцев, чтобы убедиться, что они растут правильно.

Что умеет мой ребенок от 1 до 3 месяцев в этом возрасте?

По мере того, как ваш ребенок начинает расти, вы заметите, что у него развиваются новые захватывающие способности. Младенцы в этом возрасте начинают расслаблять напряженный мышечный тонус новорожденных и начинают больше вытягивать руки и ноги. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых может достичь ваш ребенок в этой возрастной группе:

  • Некоторые из защитных рефлексов новорожденных начинают исчезать
  • Мышцы шеи становятся сильнее, голова качается, затем держится прямо
  • Поворачивает голову из стороны в сторону, когда его кладут на живот
  • Подносит руки или предметы ко рту
  • Смотрит на руки
  • Следит за светом, лицами, объектами
  • Слушает звуки
  • Открывает и закрывает руки
  • Держит, затем роняет погремушку или другой предмет
  • Активные движения ног

В конце 3 месяцев:

  • Приподнимает голову и грудь при укладывании на живот
  • Начинает тянуться руками к предметам, может бить руками по висящим предметам

Что может сказать мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

Для родителей очень интересно наблюдать, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. В то время как каждый ребенок развивает речь со своей скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи в этой возрастной группе:

  • Начинает имитировать некоторые звуки (воркование, гласные звуки)
  • Крики становятся более целенаправленными и различаются при голоде, усталости и других нуждах

Что понимает мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

В это время увеличивается понимание и осознание ребенком окружающего мира. В то время как дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих вех в этой возрастной группе:

  • Знает знакомые голоса, особенно голоса своих родителей
  • Улыбается в ответ другим
  • Реагирует на социальный контакт, может ворковать
  • Двигает руками, ногами, телом в такт чужому голосу

Что может видеть мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

Младенцы в этом возрасте могут фокусироваться на формах, которые находятся рядом, но видят удаленные объекты размытыми из-за близорукости. По мере того, как дети растут, их зрение улучшается. К концу 3 месяцев они могут следить за движущимся объектом, больше интересуются формами и узорами и могут замечать знакомые лица даже на расстоянии. Человеческие лица — одна из их любимых вещей, особенно их собственное лицо или лицо родителя. Установка безопасного зеркала для детской кроватки на уровне глаз вашего ребенка может быть полезна для развития в этом возрасте.

Цветовое зрение вашего ребенка также развивается в возрасте от 1 до 3 месяцев, поэтому яркие настенные ковры или игрушки помогут развить способность вашего малыша различать цвета. Мягкие пастельные тона, однако, трудно различимы для ребенка — об этом следует помнить при покупке игрушек и книг.

Что может слышать мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

Ваш ребенок слышит звуки еще в утробе матери. Сердцебиение матери, бульканье ее пищеварительной системы и даже звуки ее голоса и голоса других членов семьи являются частью мира ребенка до рождения.

После рождения ребенка звуки внешнего мира становятся громкими и четкими. В возрасте от 1 до 3 месяцев ваш ребенок может вздрогнуть от неожиданного лая собаки поблизости или казаться, что его успокаивает тихое жужжание сушилки для белья или гул пылесоса.

Ваш ребенок любит слышать ваш голос, так что разговаривайте, болтайте, пойте и воркуйте. Воспользуйтесь особым преимуществом собственного «разговора» вашего ребенка, чтобы поговорить. Если вы слышите, как ваш ребенок издает звук, повторите его и подождите, пока он издаст другой. Вы преподаете своему ребенку ценные уроки о тоне, темпе и чередовании, когда разговариваете с кем-то еще.

Младенцы этого возраста лучше всего реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей естественным образом повышают высоту голоса и преувеличивают свою речь при разговоре с младенцем. Это нормально — исследования показали, что детский лепет не задерживает развитие речи. На самом деле, отвечая вашему ребенку, вы поощряете речь. Не стесняйтесь смешивать некоторые обычные взрослые слова и тон с детским лепетом. Это может показаться ранним, но вы готовите почву для первых слов вашего ребенка.

Помимо голосов, вашему малышу, вероятно, понравится слушать музыку (играть в разных стилях), а также его могут заинтересовать рутинные звуки жизни. Держите ребенка рядом, пока вы гремите сковородками во время приготовления ужина, и позволяйте ему сидеть в детском кресле в пределах слышимости старших братьев и сестер, смеющихся и играющих. Детские погремушки, музыкальные мобили и игрушки — другие хорошие способы стимулировать слух вашего ребенка.

Ваш новорожденный, вероятно, прошел проверку слуха перед выпиской из больницы. В противном случае или если ваш ребенок родился дома/родильном центре, важно как можно скорее пройти проверку слуха. Большинство детей, родившихся с потерей слуха, могут быть диагностированы с помощью скрининга слуха.

Как долго должен спать мой ребенок в возрасте от 1 до 3 месяцев?

Как только вы подумаете, что больше спать с закрытыми глазами — это несбыточная мечта, ваш ребенок начнет спать дольше по ночам. По мере того, как цикл сна ребенка приближается к вашему, ваш ребенок может реже сосать грудь ночью. На этом этапе «сон в течение ночи» считается продолжительностью от пяти до шести часов.

Младенцы в этом возрасте лучше бодрствуют, бдительны и осознают свое окружение в светлое время суток, поэтому они с большей вероятностью устанут ночью и заснут. Младенцы до 3 месяцев должны спать 14-17 часов в сутки. Многие привыкли к ежедневному режиму сна, состоящему из двух или трех дневных снов, за которым следует более длительный период «сна всю ночь» после ночного кормления.

Ознакомьтесь с нашей статьей о здоровом сне для младенцев, чтобы получить дополнительную информацию.

Как я могу способствовать развитию и эмоциональной безопасности моего 1-3-месячного ребенка?

Маленькие дети нуждаются в безопасности родительских рук, и они понимают успокоение и утешение вашего голоса, тона и эмоций. Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего новорожденного:

  • Держите ребенка лицом к лицу и смотрите ему в глаза.
  • Разговаривайте с ребенком успокаивающим, оживленным голосом в течение дня, когда одеваете, купаете, кормите или играете с ним.
  • Пойте своему малышу.
  • Подарите малышу погремушки и мягкие игрушки с разными звуками.
  • Пусть ваш ребенок слышит различные звуки (например, музыку ветра, тиканье часов, тихую музыку или музыкальную шкатулку).
  • Покажите малышу яркие картинки из черно-белых изображений.
  • Повесьте над ребенком мобиль с яркими предметами.
  • Назовите своего ребенка по имени.
  • Держите ребенка во время кормления и утешайте, когда он расстроен, и обнимайте, когда он счастлив.

Отзыв доктора Виви Тран, Los Alamitos Pediatrics, CHOC Primary Care – май 2021 г.

Развитие ребенка, стадии роста


Определения стадий роста в детстве взяты из многих источников. Такие теоретики, как Жан Пиаже, Лев Выготский, Лоуренс Кольберг и Эрик Эриксон, предложили способы понимания развития, а недавние исследования предоставили важную информацию о природе развития. Кроме того, этапы детства определяются культурно социальными институтами, обычаями и законами, из которых состоит общество. Например, в то время как исследователи и специалисты обычно определяют период раннего детства как возраст от рождения до восьми лет, другие в Соединенных Штатах могут считать пятилетний возраст лучшей конечной точкой, поскольку он совпадает с культурной практикой формального школьного образования.

Различают три основные стадии развития: раннее детство, среднее детство и юность. Определения этих стадий организованы вокруг основных задач развития на каждой стадии, хотя границы этих стадий изменчивы. Представления общества о детстве меняются со временем, и исследования привели к новому пониманию развития, происходящего на каждом этапе.

Раннее детство (от рождения до восьми лет)

Раннее детство — это время бурного роста во всех сферах развития. Зависимый новорожденный вырастает в молодого человека, который может заботиться о своем теле и эффективно взаимодействовать с другими. По этим причинам первостепенной развивающей задачей этого этапа является развитие навыков.

Физически в возрасте от рождения до трех лет ребенок обычно удваивается в росте и вчетверо весит. Пропорции тела также меняются, так что младенец, голова которого составляет почти четверть общей длины тела, становится малышом с более уравновешенной, взрослой внешностью. Несмотря на эти быстрые физические изменения, типичный трехлетний ребенок овладел многими навыками, включая сидение, ходьбу, приучение к туалету, пользование ложкой, каракули и достаточную зрительно-моторную координацию, чтобы ловить и бросать мяч.

В возрасте от трех до пяти лет дети продолжают быстро расти и начинают развивать мелкую моторику. К пяти годам большинство детей довольно хорошо владеют карандашами, мелками и ножницами. Достижения крупной моторики могут включать способность подпрыгивать и балансировать на одной ноге. Физический рост замедляется в возрасте от пяти до восьми лет, в то время как пропорции тела и двигательные навыки становятся более совершенными.

Физические изменения в раннем детстве сопровождаются быстрыми изменениями в когнитивном и языковом развитии ребенка. С момента рождения дети используют все свои чувства, чтобы обращать внимание на окружающую их среду, и у них начинает развиваться чувство причины и следствия от их действий и ответов опекунов.

За первые три года жизни дети развивают разговорный словарный запас, насчитывающий от 300 до 1000 слов, и они могут использовать язык, чтобы узнавать и описывать окружающий мир. К пяти годам словарный запас ребенка вырастает примерно до 1500 слов. Пятилетние дети также могут составлять предложения из пяти-семи слов, учатся использовать прошедшее время и рассказывать знакомые истории, используя картинки в качестве подсказок.

Язык — это мощный инструмент для улучшения когнитивного развития. Использование языка позволяет ребенку общаться с другими и решать проблемы. К восьми годам дети могут продемонстрировать некоторое базовое понимание менее конкретных понятий, включая время и деньги. Однако восьмилетний ребенок все еще рассуждает конкретными способами и с трудом понимает абстрактные идеи.

Ключевой момент социально-эмоционального развития раннего детства приходится на возраст около года. Это время, когда формирование привязанности становится критическим. Теория привязанности предполагает, что индивидуальные различия в функционировании и личности в дальнейшей жизни формируются ранним опытом ребенка с его опекунами. Качество эмоциональной привязанности или отсутствие привязанности, сформировавшееся в раннем возрасте, может служить моделью для последующих отношений.

В возрасте от трех до пяти лет рост социально-эмоциональных навыков включает в себя формирование отношений со сверстниками, гендерную идентификацию и развитие чувства правильного и неправильного. Маленьким детям трудно принять точку зрения другого человека, и события часто интерпретируются по принципу «все или ничего», при этом наибольшую озабоченность вызывает воздействие на ребенка. Например, в возрасте пяти лет ребенок может ожидать, что другие будут свободно делиться своими вещами, но при этом быть чрезвычайно собственником любимой игрушки. Это не создает конфликта совести, потому что справедливость определяется относительно собственных интересов ребенка. В возрасте от пяти до восьми лет дети входят в более широкий круг сверстников и заводят прочные дружеские отношения. В это время усиливается социальное сравнение, и взгляды других людей начинают играть роль в том, как дети относятся к людям, включая сверстников.

Значение для обучения в школе . Время от рождения до восьми лет является критическим периодом в развитии многих основополагающих навыков во всех областях развития. Повышение осведомленности и способность выявлять задержки развития у очень маленьких детей привели к созданию служб раннего вмешательства, которые могут уменьшить потребность в помещении в специальные учебные заведения, когда дети достигают школьного возраста. Например, более раннее выявление нарушений слуха иногда приводит к устранению проблем до возникновения серьезных нарушений речи. Кроме того, с задержкой развития, вызванной преждевременными родами, можно справиться с помощью соответствующей терапии, чтобы помочь детям функционировать на уровне их типично развивающихся сверстников до того, как они пойдут в школу.

Повышенное внимание к обучению в раннем возрасте также привело к необходимости подготовить маленьких детей к поступлению в школу с максимально возможным набором необходимых навыков. В 1994 году в Соединенных Штатах был принят федеральный закон, устанавливающий Цели 2000, первая из которых гласит, что «Все дети пойдут в школу готовыми к обучению» (Министерство образования США, 1998). Хотя обоснованность этой цели обсуждалась, последствия уже ощущались. Одним из следствий является использование стандартизированных оценок готовности для определения места в классе или удержания в детском саду. Другим является создание переходных классов (дополнительный год обучения перед детским садом или первым классом). Наконец, повышенное внимание к раннему детству привело к возрождению интереса к дошкольным программам как к средству сокращения разрыва в готовности между детьми, чьи семьи могут обеспечить им качественную среду для раннего обучения, и теми, чьи семьи не могут.

Среднее детство (от восьми до двенадцати лет)

Исторически среднее детство не считалось важным этапом в развитии человека. Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда назвала этот период жизни латентной стадией , временем подавления сексуальных и агрессивных побуждений. Фрейд предположил, что в этот период не было сделано никакого существенного вклада в развитие личности. Однако более поздние теоретики признали важность среднего детства для развития когнитивных навыков, личности, мотивации и межличностных отношений. В среднем детстве дети узнают ценности своего общества. Таким образом, первичную задачу развития среднего детства можно назвать интеграция, как с точки зрения развития внутри личности, так и личности в социальном контексте.

Возможно, поддерживая образ среднего детства как латентной стадии, физическое развитие в среднем детстве менее драматично, чем в раннем детстве или подростковом возрасте. Рост медленный и устойчивый до наступления половой зрелости, когда люди начинают развиваться гораздо более быстрыми темпами. Возраст, в котором люди достигают половой зрелости, варьируется, но есть свидетельства долговременной тенденции — возраст, в котором начинается половое созревание, со временем снижается. У некоторых людей половое созревание может начаться уже в возрасте восьми или девяти лет. Начало полового созревания различается в зависимости от пола и начинается раньше у женщин.

Как и физическое развитие, когнитивное развитие в среднем детстве происходит медленно и стабильно. Дети на этом этапе опираются на навыки, полученные в раннем детстве, и готовятся к следующему этапу своего когнитивного развития. Рассуждения детей очень основаны на правилах. Дети учатся таким навыкам, как классификация и формирование гипотез. Несмотря на то, что сейчас они когнитивно более зрелы, чем несколько лет назад, дети на этом этапе все еще нуждаются в конкретных практических занятиях. Среднее детство — это время, когда дети могут с энтузиазмом учиться и работать, поскольку достижения могут стать мотивирующим фактором, поскольку дети работают над развитием компетентности и самооценки.

Среднее детство также является временем, когда дети развивают компетентность в межличностных и социальных отношениях. У детей растет ориентация на сверстников, но они находятся под сильным влиянием своей семьи. Социальные навыки, приобретаемые через отношения со сверстниками и семьей, а также растущая способность детей участвовать в осмысленном межличностном общении обеспечивают необходимую основу для решения проблем подросткового возраста. Лучшие друзья важны в этом возрасте, и навыки, приобретенные в этих отношениях, могут стать строительным материалом для здоровых отношений во взрослой жизни.

Значение для обучения в школе . Для многих детей средний возраст — это радостное время возрастающей независимости, более широких дружеских отношений и развития интересов, таких как спорт, искусство или музыка. Однако общепризнанный сдвиг в школьной успеваемости у многих детей начинается в третьем или четвертом классе (в возрасте восьми или девяти лет). Навыки, необходимые для академического успеха, становятся более сложными. Те учащиеся, которые успешно справляются с академическими задачами в этот период, продолжают хорошо учиться, в то время как те, кто не может развить необходимые навыки, могут еще больше отставать в более поздних классах.

Недавние социальные тенденции, в том числе возросшая распространенность насилия в школе, расстройства пищевого поведения, употребление наркотиков и депрессия, затрагивают многих учащихся старших классов начальной школы. Таким образом, на школы оказывается большее давление, чтобы они распознавали проблемы у детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет и обучали детей социальным и жизненным навыкам, которые помогут им продолжать развиваться и становиться здоровыми подростками.

Подростковый возраст (от двенадцати до восемнадцати лет)

Подростковый возраст можно определить по-разному: физиологически, культурно, когнитивно; каждый способ предлагает немного другое определение. Для целей данного обсуждения подростковый возраст определяется как культурно сконструированный период, который обычно начинается, когда люди достигают половой зрелости, и заканчивается, когда человек устанавливает свою идентичность как взрослый в своем социальном контексте. Во многих культурах юность может отсутствовать или быть очень короткой, потому что достижение половой зрелости совпадает с вступлением во взрослую жизнь. Однако в современной культуре Соединенных Штатов подростковый возраст может длиться до двадцати с небольшим лет. Основная задача развития подросткового возраста формирование личности.

Подростковые годы — еще один период ускоренного роста. Люди могут вырасти до четырех дюймов и набрать от восьми до десяти фунтов в год. Этот всплеск роста чаще всего характеризуется двумя годами быстрого роста, за которыми следуют три или более лет медленного, устойчивого роста. К концу подросткового возраста люди могут набрать в общей сложности от семи до девяти дюймов в высоту и до сорока или пятидесяти фунтов в весе. Время этого всплеска роста трудно предсказать; он варьируется как у разных людей, так и у разных полов. В целом самки начинают развиваться раньше, чем самцы.

Половое созревание — одно из самых значительных событий этого времени. Как и в физическом развитии, существует значительная вариабельность возраста, в котором люди достигают половой зрелости. Самки, как правило, созревают примерно к тринадцати годам, а самцы — к пятнадцати. Развитие в этот период регулируется гипофизом посредством высвобождения гормонов тестостерона (мужчины) и эстрогена (женщины). Появляется все больше свидетельств тенденции к более раннему половому развитию в развитых странах — средний возраст, в котором у женщин наступает менархе, снижается на три-четыре месяца каждые десять лет между 19 и 19 годами.00 и 2000.

Подростковый возраст также является важным периодом для когнитивного развития, так как он знаменует переход в том, как люди думают и рассуждают о проблемах и идеях. В раннем подростковом возрасте люди могут классифицировать и упорядочивать объекты, обращать процессы вспять, логически мыслить о конкретных объектах и ​​рассматривать более одной точки зрения одновременно. Однако на этом уровне развития подростки получают больше пользы от непосредственного опыта, чем от абстрактных идей и принципов. По мере того как подростки развивают более сложные когнитивные навыки, они приобретают способность решать более абстрактные и гипотетические задачи. Элементы этого типа мышления могут включать повышенную способность мыслить гипотетически об абстрактных идеях, способность систематически генерировать и проверять гипотезы, способность думать и планировать будущее, а также метапознание (способность размышлять над своими мыслями). мысли).

По мере того, как люди вступают в подростковый возраст, они одновременно сталкиваются с разнообразными изменениями. Они не только переживают значительный физический и когнитивный рост, но также сталкиваются с новыми ситуациями, обязанностями и людьми.

При поступлении в среднюю и старшую школу учащиеся попадают в среду, где много новых людей, обязанностей и ожиданий. Хотя этот переход может быть пугающим, он также представляет собой захватывающий шаг к независимости. Подростки примеряют на себя новые роли, новые способы мышления и поведения, исследуют разные идеи и ценности. Эриксон обращается к поиску идентичности и независимости в рамках своих развитие продолжительности жизни. Подростковый возраст характеризуется конфликтом между идентичностью и смешением ролей. В течение этого периода люди развивают свои собственные представления о себе в контексте сверстников. В своих попытках стать более независимыми подростки часто полагаются на группу сверстников в отношении того, что является нормальным и приемлемым. Они начинают отказываться от своей семьи как источника идентичности и могут столкнуться с конфликтами между своей семьей и растущей принадлежностью к группе сверстников.

Из-за большого количества интенсивных переживаний подростковый возраст также является важным периодом эмоционального развития. Перепады настроения характерны для подросткового возраста. Хотя перепады настроения часто приписывают гормонам, их также можно понимать как логическую реакцию на социальные, физические и когнитивные изменения, с которыми сталкиваются подростки, и часто это борьба с проблемами самооценки. Когда люди ищут свою идентичность, они сталкиваются с проблемой сопоставления того, кем они хотят стать, с тем, что желательно в обществе. В этом контексте подростки часто демонстрируют странное и/или противоречивое поведение. Поиск идентичности, беспокойство подростков о том, нормальны ли они, изменчивое настроение и низкая самооценка — все это работает вместе, вызывая дико изменчивое поведение.

Влияние средств массовой информации и социальных ожиданий на развитие подростков имеет далеко идущие последствия. Молодежь засыпают изображениями насилия, секса и недостижимых стандартов красоты. Это воздействие в сочетании с социальными, эмоциональными и физическими изменениями, с которыми сталкиваются подростки, способствовало росту насилия в школе, подростковой сексуальности и расстройств пищевого поведения. Начало многих психологических расстройств, таких как депрессия, другие расстройства настроения и шизофрения, также часто встречается в этот период жизни.

Значение для обучения в школе. Последствия развития в этот период для образования многочисленны. Учителя должны знать о происходящих сдвигах в когнитивном развитии и предоставлять соответствующие возможности обучения для поддержки отдельных учащихся и содействия их росту. Учителя также должны знать о проблемах, с которыми сталкиваются их ученики, чтобы выявлять и помогать устранять проблемы, если они возникают. Учителя часто играют важную роль в выявлении поведения, которое может стать проблематичным, и они могут быть наставниками для нуждающихся учащихся.

Заключение

Определения трех стадий развития основаны как на исследованиях, так и на культурных влияниях. Значение для школьного обучения вытекает из того, что известно о развитии детей, но следует подчеркнуть, что на рост влияет контекст, а школьное обучение является основным контекстом детства. Подобно тому, как педагоги и другие лица должны осознавать, чем мышление пятилетнего ребенка отличается от рассуждения пятнадцатилетнего, также важно осознавать, что структура и ожидания, связанные с обучением в школе, влияют на то, как дети расти и учиться.

См. также: Теория развития; Эриксон, Эрик; Кольберг, Лоуренс; Пиаже, Жан; Выготский, Лев.

библиография

Аллен, К. Эйлин, и Маротц, Линн Р. 1989. Профили развития: от рождения до шести лет. Олбани, Нью-Йорк: Дельмар.

Боуман, Барбара Т.; Донован, М. Сюзанна; и Бернс, М. Сьюзен, ред. 2001. Стремление учиться: обучение наших дошкольников. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

Брансфорд, Джон Д.; Браун, Энн Л.; и Кокинг, Родни Р., ред. 1999. Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

Чолл, Жанна С.; Джейкобс, Вики А .; и Болдуин, Люк Э. 1990. Кризис чтения: почему бедные дети отстают. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Коллинз, В. Эндрю, изд. 1984. 90 158 Развитие в среднем детстве: годы от шести до двенадцати. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Национальной академии.

Голдберг, Сьюзен; Мьюир, Рой; и Керр, Джон, ред. 1995. Теория привязанности: социальные, эволюционные и клинические перспективы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts