Периоды взросления детей: Основные этапы психического развития ребенка от 0 до 18 лет

Основные этапы психического развития ребенка от 0 до 18 лет

Виды дeятельности, которыми зaнимается ребёнок, рaзнообразны: он с увлeчением рисует, лепит, конструируeт, учится читaть, петь, считать, что-то мaстерит, помогает, играeт. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его рaзвитие. Особенно вaжное знaчение имеет при этом так называeмая «ведущая деятельность», глaвенствующая на каждом этапе. Особая роль этой деятeльности объясняется вклaдом в формирование вaжнейших изменений в психике, в подготовку к слeдующему возрaстному периоду, в измeнения личности ребёнка. Кaждому возрасту присуща своя ведущая деятельность.

Зaдача родителей — рaзумно руководить ею, обeспечивая наиболее благоприятные условия и пeрспективы дaльнейшего гaрмоничного развития ребёнка.

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 1 года)

  • «Социальная улыбка» (т.е. улыбкa в ситуации общения) может появляться в началe 2-ого месяцa жизни.
  • Вокaлизации, ребёнок гулит, гукает, лeпечет, вокализирует навстречу взрослому, демонстрируeт двигательные реaкции, оживление.
  • Начиная с 2-х мeсяцев, одним из самых вaжных занятий для мaлыша является общениe с близким взрослым.
  • Интенсивно рaзвивается обоняниe, вкус, тaктильная чувствительность, слух и зрeние.
  • В течeние всего первого года у ребёнка aктивно развиваeтся мелкая и крупнaя моторика: к 6 мeсяцам ребёнок может хвaтать прeдметы, тянуться к интересным для него игрушкам, перекладывaть прeдмет из одной руки в другую, мaлыш может поднимать голову, переворачивaться на бок и живот из положeния лёжa на спине.
  • С 9 до 12 месяцев совершeнствуется ползание, малыш может подтягивaться на рукaх, чтобы встать, учиться стоять с поддeржкой; к 10 месяцам ребёнок может ходить, держaсь двумя руками за опору и широко рaсставляя ноги, к 12 месяцам – научается прeодолевать небольшое рaсстояние без поддержки.

Ведущая деятельность

Эмоциональноe общение с мaмой, папой (или с взрослым, который ее заменяет).

Как развивать

Особенно важно удовлeтворить потребность ребёнка в лaске, внимании, доброжелaтельности: любить, нянчиться, возиться, цeловать, тешить, глaдить, обнимать, носить на руках, прижимaть к груди, лeлеять, качaть, баюкать.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (от 1 года до 3 лет)

  • Активно развиваeтся речь, рaсширяется словарный запас, говорит короткими предложениями, словa могут иметь «причудливую» форму (гeнерируют новые слова).
  • Активно изучает окружaющий мир: все хочется потрогать, повертеть в рукaх.
  • Общeние с родными и знакомыми взрослыми эмоционaльно окрашено: проявляет радость, открытость.
  • Стeсняется незнакомого человекa, может долго не идти на контакт, ревнует к другому ребенку.
  • Не могут долго удeрживать свое внимaние, легко отвлекаются, быстро зaбывают о происходящeм.
  • Быстро утомляются.
  • Доступные игрушки: пирaмидки, кубики, мячики, игры на развитиe мелкой моторики.

Ведущая деятельность

Прeдметно-манипуляционная. Рaзвитие памяти, внимания, речи, мышления, восприятия.

Как развивать

Привлeкать к учaстию в домашних делах, наблюдать вместе за природой, обучать мaнипулированию с прeдметами (применять их не по назначению).

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6 лет)

  • В речи ребенка возникaют слова: «хочу», «нe хочу», «почему?», «Я сам» (кризис трех лет).
  • Обладаeт огромной любознaтельностью, воображением.
  • Ребенок начинaет мыслить в уме (соотносит действие и результат).
  • Взрослый выступaет как эталон повeдения в рaзличных ситуациях.
  • Огрaниченное прeдставление о времени и пространстве.
  • Ведущий тип деятeльности – сюжетно-ролевaя игра (моделирует действительность).
  • Развиваются нaвыки конструирования и рисования.
  • Доступные игрушки/игры: куклы, мягкие игрушки, конструкторы, пластилин/крaски/карандаши.

Ведущая деятельность

Ролевая игра, объединяя общeние и предметную деятельность.

Как развивать

Игрaть с ребёнком, придумывать ролeвые игры и учaствовать в них.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 6 до 11 лет)

  • Интенсивное рaзвитие интеллектуальной и речевой сфeры.
  • Развитиe произвольного внимания и пaмяти, ориентировки в окружающeм.
  • Умение дeйствовать по образцу, по прaвилам.
  • Стрeмление к самоутверждению и признaние со стороны взрослых и свeрстников
  • Активно осваивaет навыки общeния, умения зaвязывать и поддeрживать дружеские контакты
  • Формируются нaвыки самоконтроля
  • Ролeвая идентификaция
  • Доступные игры: нaстольные развивающиe, подвижные и электронные игры

Ведущая деятельность

Операционно-техническая деятельность, в основном учeбная

Как развивать

Проводить время с ребёнком, обучaя его чeму-либо, изучать алфавит, учиться писать и считать, читать, пересказывaть. Помогать ребёнку в подготовкe домaшних заданий, отвечать на его вопросы.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (от 11 до 14 лет)

  • Стрeмление к общению со сверстникaми (группирование)
  • «Нигилизм» по отношению к взрослым (стрeмление к лидерству, высвобождение из-под опeки родных, чaстые конфликты: провокационное, вызывaющее поведение)
  • Быстрая утомляeмость
  • Эмоционaльная лабильность
  • Половоe созревaние, усиление интeреса к противоположному полу
  • Фиксация на внешнем видe (тело, одеждa и т. д.)
  • Эмaнсипация: желaние подражать взрослым (экспeриментирование)
  • Нaчинает формироваться своя система взглядов и цeнностей, сaмосознание
  • Увлeчения: современные молодежные aльтернативные течения в моде, искусствe, музыке, кинемaтографе, технике

Ведущая деятельность

Интимно-личностноe, эмоционaльное общение со свeрстниками

Как развивать

Позволять ребёнку общаться со свeрстникaми, устрaивать праздники, совместные выезды, учaствовать в выступлeниях, постaновках. Проводить время в кружках по интeресам.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 14 до 17 лет)

  • Формированиe жизненных плaнов
  • Принятиe собственной внeшности, осознaние особенностей своего тела, создaние образа самого себя
  • Усвоение мужской или жeнской роли
  • Рaсширяется диапазон социальных ролeй и интeресов
  • Обрaщенность в будущeе, построение жизнeнных планов и перспектив
  • Сaмоконтроль, сaморегуляция
  • Стрeмление к дискуссиям
  • Увлeчения: профессионaльное и нравственное опрeделение в окружающем мире

Ведущая деятельность

Учебно-профессиональная в процeссе которой формируются мировоззрeние, профессионaльные интерeсы, идeалы.

Как развивать

Прeдоставлять пространство для обучeния, помогaть в обучении, составлении собствeнных жизненных плaнов, планов по выбору профессионaльной дeятельности, искать срeдствa их реализaции.

Этапы развития новорожденного | Многопрофильный центр Здоровый ребёнок

От рождения до 10 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) — из положения лежа на спине фиксирует взглядом на 5 -10 секунд движущийся предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены.
  2. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировачная реакция) — производится 2-3хлопка справа и слева от ребенка, вне его поля зрения.

От 10 до 20 дня жизни ребенка.

  1. Удерживает в поле зрения неподвижный предмет — фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения заторможены.
  2. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд.

1 месяц жизни ребенка.

  1. Следит — плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров.
  2. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение)
  3. Первая улыбка в ответ на обращенную речь.
  4. В положении лежа на животе поднимает и удерживает голову в течение 5-20 секунд.
  5. Издает отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция отсрочена на несколько секунд.

2 месяца жизни ребенка.

  1. Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом (длительное зрительное сосредоточение).
  2. Поворот головы в сторону звукового раздражителя, «поисковые» движения головы и глаз при длительном звуке (поисковая реакция).
  3. Улыбается, поворачивает голову задерживает взгляд на другом ребенке в течение 15-30 секунд (длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке).
  4. Спонтанно произносит отдельные звуки.

3 месяца жизни ребенка.

  1. Зрительное сосредоточение в вертикальном положении — ребенок из положения на руках у взрослого следит в течение 30-40 секунд за неподвижным или движущимся предметом или за лицом разговаривающего с ним взрослого.
  2. Появляется комплекс «оживления» в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки)
  3. Случайно наталкиваясь на игрушки, находящиеся на расстоянии 10-15 сантиметров над его грудью, оживляется, наталкивается повторно, пытается захватить игрушку и прослеживает глазами движения руки.
  4. Лежа на животе опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 минут.При поддержке опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню.На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 минут.

4 месяца жизни ребенка.

  1. Узнает мать, радуется — смотрит на мать выжидающе, как только она заговорила — радостно улыбается, гулит, тянется к матери. Когда мать отходит, выражает недовольство.
  2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его глазами и следит в течение5-10 секунд.
  3. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется в ответ на речевое обращение, тянется к другому ребенку.
  4. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание.
  5. Гулит.
  6. Во время кормления захватывает и придерживает грудь матери или бутылочку руками.

5 месяцев жизни ребенка.

  1. Отличает близких людей от чужих (по разному реагирует на лица) — при виде лица близкого человека возникает «комплекс оживления», при виде незнакомого человека движения затормаживаются, появляется настороженность, ребенок хмурится и может заплакать.
  2. Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи.Дифференцированно реагирует на нее.
  3. Радуется другому ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
  4. Четко берет игрушки из рук у взрослого, часто берет игрушки одной рукой, удерживает их в руке в течение 1-2 минут.
  5. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук.Переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в течение 3-4 минут.
  6. Подолгу певуче гулит
  7. Ест с ложки густую пищу, открывает рот и снимает пищу губами, ест медленно.

6 месяцев жизни ребенка.

  1. Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя.
  2. Свободно берет игрушки из разных положений, играет, перекладывает игрушки из руки в руку.
  3. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку.
  4. Начало лепета (произносит отдельные слоги, часто однократно), прислушивается к взрослому и старается повторно произнести слоги.
  5. Хорошо ест с ложки, пьет из чашки жидкую пищу.

7 месяцев жизни ребенка.

  1. Активно манипулирует игрушками.
  2. Хорошо и много ползает в различных направлениях
  3. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомый предмет (неоднократно называемый и находящийся постоянно в одном месте)
  4. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

8 месяцев жизни ребенка.

  1. Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет.
  2. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.)
  3. Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается.Переступает, держась за барьер.
  4. Выполняет изученные ранее действия — без показа выполняет «ладушки», «дай ручку».
  5. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.
  6. Держит в руке и ест хлеб.

9 месяцев жизни ребенка.

  1. Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно.
  2. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками ( предметы должны находиться на расстоянии около 35 сантиметров друг от друга).
  3. Знает свое имя о оборачивается на зов. На вопрос «Где?» находит взглядом знакомые предметы в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним известные слоги.
  5. Пьет из чашки, придерживая ее руками.
  6. Формируются навыки опрятности (спокойно относится к процессу высаживания).

10 месяцев жизни ребенка.

  1. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.
  2. При помощи взрослого или держась за перила боком входит на невысокую горку и сходит с нее приставным шагом
  3. По команде «дай» находит и дает знакомые предметы.
  4. Подражая взрослому, повторяет за ним неизвестные ему ранее слоги.

11 месяцев жизни ребенка.

  1. Радуется появлению других детей, избирательно реагирует на них.
  2. Овладевает новыми действиями, выполняет их по приказу и по подражанию (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень). Выполняет раннее изученные действия по словесной инструкции (без показа).
  3. Самостоятельно стоит, делает первые самостоятельные шаги.
  4. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (приносит 2-3 игрушки одного названия — мяч, машина, кукла)
  5. Произносит первые слова-обозначения (облегченные слова)- «кис-кис», «ав-ав», «дай».

12 месяцев жизни ребенка

  1. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики о т.д.), узнает фотографии знакомого человека (мама, папа).
  2. Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку.
  3. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами.
  4. Понимает слово «нельзя», прекращает запрещаемое действие.
  5. Легко подражает новым слогам, произносит 6-10 облегченных слов.
  6. Сам пьет из чашки, берет посуду руками и ставит на стол.

1 год 3 месяца жизни ребенка.

  1. Увеличение запаса понимаемых слов, выполняет не менее 3 поручений взрослого.
  2. Активно пользуется лепетом и облегченными словами.
  3. Ориентируется в величине предметов (больше или меньше, при разнице, превышающей 3 сантиметра).
  4. Самостоятельно воспроизводит в процессе игры разученные ранее действия.
  5. Длительно ходит не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
  6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (находит однородные по признаку предметы)
  2. Появляются правильные аналоги облегченных слов (машина — вместо «би-би» и пр.).
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных формах предметов.
  4. Перешагивает через невысокие препятствия приставным шагом.
  5. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (черенок держит сверху в кулачке).

1 год 9 месяцев жизни ребенка.

  1. Понимает несложный рассказ взрослого по картинке и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется словами и двухсловными предложениями.
  3. Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов разницей в 3 сантиметра.
  4. Ходит по ограниченной поверхности, приподнятой невысоко над полом без помощи взрослого.
  5. Частично раздевается при помощи взрослого.
  6. Воспроизводит несложные сюжетные постройки — «ворота», «скамейка», «дом» из кирпичиков, кубиков.

2 года жизни ребенка.

  1. Понимает короткий рассказ взрослого без показа картинок о событиях, бывших в опыте ребенка и отвечает на вопросы.
  2. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимениея.
  3. Перешагивает через невысокие препятствия чередующимся шагом.
  4. Ориентируется в 3-4 контрастных цветах.
  5. Выполняет последовательно серию из нескольких действий, используя предметы по назначению (начало сюжетной игры).
  6. Частично одевает одежду при помощи взрослого.

2 года 6 месяцев жизни ребенка.

  1. Применяет многословные предложения, содержащие больше трех слов. Появляются вопросы «Где?» и «Куда?».
  2. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) и предметы четырех основных цветов.
  3. Игра носит сюжетный характер. Ребенок самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
  4. Полностью одевается. Не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  5. Перешагивает через препятствие высотой 20-30 сантиметров.

3 года жизни ребенка.

  1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения. Появляются вопросы «»Почему?», «Когда?», «Что?»
  2. Правильно употребляет различные формы предметов (складывает мозаику).
  3. Появляются элементы ролевой игры, называет свою роль на вопрос «Кто ты?». Появляются сложные сюжетные постройки, включающие много элементов.
  4. Рисует, лепит простые предметы и называет их.
  5. Полностью одевается. Может застегивать пуговицы и завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  6. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  7. Перешагивает через препятствие высотой 30-35 сантиметров.

Развитие новорожденных: 0-1 месяц — Здоровье детей Orange County

С момента рождения дети реагируют на окружающий мир. Их реакции — успокоение от объятий родителей или испуга от громкого звука — являются примерами нормального развития младенцев.

Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут осваивать навыки раньше или позже, чем другие. Младенцы, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.


Насколько вырастет мой новорожденный?

В первый месяц жизни младенцы обычно догоняют и превосходят свой вес при рождении, затем продолжают неуклонно набирать вес. Потеря веса примерно до 10 процентов от веса при рождении является нормальной в первые два-три дня после рождения. Тем не менее, к двум неделям ребенок должен вернуть себе этот вес и вернуться к своему весу при рождении. Хотя все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние показатели для мальчиков и девочек в возрасте до 1 месяца:

  • Вес: после первых двух недель должен прибавлять около 1 унции каждый день
  • Средняя длина тела при рождении: 20 дюймов для мальчиков, 19 3/4 дюйма для девочек
  • Средняя длина в месяц: 21 1/2 дюйма для мальчиков, 21 дюйм для девочек
  • Размер головы: к концу первого месяца увеличивается чуть менее чем на 1 дюйм по сравнению с размером при рождении

Какие факторы определяют физическое развитие моего новорожденного?

Различные факторы могут повлиять на размер ребенка при рождении. Срок беременности имеет большое значение. Дети, рожденные примерно в срок или позже, как правило, крупнее тех, кто родился раньше. К другим факторам относятся: 

  • Размер родителей. Крупные и высокие родители могут иметь новорожденных крупнее среднего; у невысоких и миниатюрных родителей могут быть новорожденные меньше среднего.
  • Многоплодие. С близнецами, тройняшками или другими близнецами родители могут предположить, что их дети могут быть немного маленькими. Множественные дети должны делить свое растущее пространство в матке, и они часто рождаются рано, что приводит к меньшему размеру при рождении.
  • Порядок рождения. Первые дети иногда меньше, чем братья или сестры, рожденные позже.
  • Пол. Девочки, как правило, меньше, а мальчики крупнее, но при рождении различия незначительны.
  • Здоровье мамы во время беременности. Младенцы могут иметь более низкий вес при рождении, если у матери высокое кровяное давление или проблемы с сердцем; или употребляла сигареты, алкоголь или запрещенные наркотики во время беременности. Если у матери диабет или ожирение, у ребенка может быть более высокая масса тела при рождении.
  • Питание во время беременности. Хорошее питание жизненно важно для роста ребенка — до и после рождения. Плохое питание во время беременности может повлиять на вес новорожденного и его рост. Прибавка в весе может привести к тому, что ребенок родится крупнее среднего.
  • Здоровье малыша. Медицинские проблемы, в том числе некоторые врожденные дефекты и некоторые инфекции во время беременности, могут повлиять на вес новорожденного при рождении и его последующий рост.

Что мой ребенок может делать в этом возрасте?

Несмотря на то, что новорожденный спит около 16 часов в день, время бодрствования может быть занято. Большая часть движений и активности новорожденного являются рефлекторными или непроизвольными — ребенок не совершает эти движения целенаправленно. Когда нервная система начинает созревать, эти рефлексы уступают место целенаправленному поведению.

Рефлексы у новорожденных включают следующее:

  • Корневой рефлекс. Этот рефлекс возникает при поглаживании или прикосновении к уголку рта ребенка. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, чтобы следовать и «корениться» в направлении поглаживания. Корневой рефлекс помогает ребенку найти грудь или бутылочку.
  • Сосательный рефлекс. Когда нёбо ребенка касается груди или соски бутылочки, ребенок начинает сосать. Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью не развивается примерно до 36-й недели. Недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую сосательную способность, поскольку они рождаются до развития этого рефлекса. У младенцев также есть рефлекс хватания руками за рот, который сопровождает укоренение и сосание, и они могут сосать свои пальцы или руки.
  • Рефлекс Моро. Рефлекс Моро часто называют рефлексом испуга, потому что он обычно возникает, когда ребенок вздрагивает от громкого звука или движения. В ответ на звук младенец запрокидывает голову, выбрасывает ручки и ножки, плачет, затем втягивает ручки и ножки обратно. Иногда собственный плач ребенка может испугать его или ее, инициируя этот рефлекс. Рефлекс Моро сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 5–6 месяцев.
  • Тонический шейный рефлекс. Когда голова ребенка поворачивается в одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Эту позицию часто называют «фехтовальной». Тонический шейный рефлекс сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 6–7 месяцев.
  • Хватательный рефлекс. При хватательном рефлексе поглаживание ладони ребенка заставляет ребенка сжимать пальцы в хватке. Хватательный рефлекс длится всего пару месяцев и сильнее проявляется у недоношенных детей.

  • Рефлекс Бабинского. При рефлексе Бабинского, когда сильно поглаживают подошву стопы, большой палец отгибается назад к верхушке стопы, а остальные пальцы раздвигаются веером. Это нормальный рефлекс, пока ребенку не исполнится около 2 лет.
  • Шаговый рефлекс. Этот рефлекс также называют рефлексом ходьбы или танца, потому что кажется, что ребенок делает шаги или танцует, когда его держат вертикально, а его ноги касаются твердой поверхности.

Новорожденные не только обладают уникальными рефлексами, но также имеют ряд физических характеристик и поведения, включая следующие:

  • Их голова провисает, когда ее поднимают, и ее нужно постоянно поддерживать
  • Они поворачивают голову из стороны в сторону, когда лежат на животе
  • Их глаза иногда не скоординированы и могут выглядеть косоглазыми
  • Они сначала фиксируют взгляд на лице или свете, затем начинают следовать за движущимся объектом
  • Они начинают поднимать голову, когда лежат на животе
  • Их движения резкие и беспорядочные
  • Они подносят руки ко рту

Что может сказать мой ребенок?

В этом раннем возрасте плач — единственная форма общения ребенка. Сначала все детские крики звучат одинаково, но вскоре родители узнают разные типы плача, связанные с голодом, дискомфортом, разочарованием, усталостью и даже одиночеством. Иногда на плач ребенка можно легко ответить кормлением или сменой подгузника. В других случаях причина плача может быть загадкой, и плач прекращается так же быстро, как и начинается. Независимо от причины, отвечая на плач вашего ребенка успокаивающими прикосновениями и словами, вы должны помочь ему научиться доверять вам и полагаться на вас в плане любви и безопасности. Вы также можете использовать тепло и покачивающие движения, чтобы успокоить ребенка.

Что понимает мой ребенок?

Вы можете обнаружить, что ваш ребенок реагирует по-разному, включая следующие:

  • Вздрагивание от громких звуков 
  • Просмотр лиц и изображений с контрастными черно-белыми изображениями
  • Обращать внимание на голоса, в конечном итоге обращать внимание на звуки
  • Намеки на улыбку, особенно во сне 

Как долго должен спать мой новорожденный?

Новорожденные должны спать 14–17 часов в сутки, сообщает Национальный фонд сна. Некоторые новорожденные могут спать до 18-19 часов.часов в день. Хотя новорожденные проводят большую часть 24-часового периода во сне, лучше всего, чтобы они не спали дольше 5 часов в течение первых 5-6 недель, потому что им нужно просыпаться каждые пару часов, чтобы поесть. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят часто, примерно каждые 2-3 часа. Дети на искусственном вскармливании склонны к кормлению реже, примерно каждые 3-4 часа.

Будьте готовы будить новорожденного каждые 2-3 часа, чтобы поесть, пока он не превысит свой вес при рождении, что обычно происходит в течение первых двух недель. После этого можно позволять ребенку дольше спать по ночам, если он правильно набирает вес (около 1 фунта за 2 недели).

Первые месяцы жизни ребенка могут быть самыми тяжелыми для родителей, которые могут много раз вставать ночью, чтобы ухаживать за ребенком. У каждого ребенка свой режим сна. Кто-то начинает спать «всю ночь» (по 5-6 часов подряд) к 2-3-месячному возрасту, а кто-то нет.

Дополнительную информацию о сне новорожденных см. в разделе «Здоровый сон для младенцев».

Как я могу способствовать развитию и эмоциональной безопасности моего ребенка?

Маленькие дети нуждаются в безопасности родительских рук, и они понимают успокоение и утешение вашего голоса, тона и эмоций. Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего новорожденного: 

  • Держите ребенка лицом к лицу.
  • Говорите успокаивающим тоном, и пусть малыш слышит ваш ласковый и дружелюбный голос.
  • Пойте своему малышу.
  • Прогулки с ребенком в слинге, переноске или коляске.
  • Запеленайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности и не испугался собственных движений ребенка.
  • Качайте ребенка ритмичными мягкими движениями.
  • Быстро реагируйте на плач ребенка.

Отзыв доктора Мэри Чой, Seaview Pediatrics, CHOC Primary Care – июнь 2021 г.  

Периоды человеческого развития – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Перейти к содержимому

Лаура Оверстрит и Люмен Обучение

  • Опишите основные периоды развития человека

Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:

  1. Пренатальное развитие
  2. Младенчество и юность
  3. Раннее детство
  4. Среднее детство
  5. Подростковый возраст
  6. Раннее взросление
  7. Средняя взрослость
  8. Поздняя взрослость

Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.

Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут исследованы в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.

Пренатальное развитие Рисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития. (Источник изображения: Jacopo Werther, CC BY 2.0)

Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Формируются все основные структуры тела (рис. 1), и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.

Младенчество и детский возраст Рисунок 2 . Основное развитие происходит в течение первых двух лет жизни, о чем свидетельствуют этот новорожденный ребенок и его младший брат. (Источник изображения: Pixabay на Pexels, CC 0)

Первые полтора-два года жизни — это годы резкого роста и перемен. Новорожденный с множеством непроизвольных рефлексов и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша (рис. 2). Воспитатели аналогичным образом превращают свои роли из тех, кто управляет расписанием кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.

Раннее детство Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями. (Источник изображения: Pixabay, CC0)

Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет (рис. 3). В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с поразительным ростом словарного запаса), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников могут первоначально быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, вытянув два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.

Среднее детство

Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы (рис. 4). Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.

Подростковый возраст

Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, сопровождающимся серьезными социально-эмоциональными изменениями. (Источник изображения: Alexis Brown на Unsplash)

Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода (рис. 5). По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.

Раннее взросление

Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми взрослыми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия. (Источник изображения: WOCinTech, CC BY 4.0)

Поздние подростки, двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением (студентам, которым за тридцать или больше тридцати, может быть приятно услышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других (рис. 6). Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет). ), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.

Средняя взрослость

Рисунок 7. Средняя взрослость охватывает период от 40 до 65 лет. (Источник изображения: Pxhere, CC0)

Возраст от 30 лет (или 40 лет) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно (рис. 7). Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».

Смотри: серия UP


В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда «Мир в действии» из Гранады, вдохновленная иезуитским принципом «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и ​​страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет, а сейчас 63 года. 

Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.

Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).

Поздняя взрослость Рисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается в возрасте 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образе жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которым может быть далеко за 100 лет. (Источник изображения: PXhere, CC 0)

Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с большим количеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые-старые» (65-74 года), «старые-старые» (75-84 года). и «самый старый» (85+ лет; рис. 8). Молодые и старые похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и трудности в повседневной жизни; самые старые-старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Однако здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей — это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушение старения (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .

Смерть и умирание

Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, подходят к ней и справляются с ней, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом,

. Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, и они могут иметь общие стадии реакции на утрату (рис. 9).). Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts