Психология детей 3 6 лет: Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)

Содержание

Правила для ребенка 3-6 лет (дошкольник)

Дети от 2 до 5 — любопытные и живые, прибегающие к вам с веселыми глазенками, виснущие у вас на шее и взахлеб рассказывающие, что они только что увидели. Они задают вам кучу вопросов, на которые самые умные академики не знают простых ответов. Впрочем, дети ваших ответов и не всегда ждут, им важнее просто — спросить. Дети от 2 до 5 — эгоцентричны, сконцентрированы на собственных желаниях и нуждах, оставаясь абсолютно равнодушными к тому, насколько невнимательны они к другим. Некоторые дошкольники также проходят через стадию «собственничества», без раздумий вмешиваясь в дела родителей, потому что хотят абсолютного родительского внимания. А что, им же этого хочется?

Что делать? Приучать детей к разумным правилам.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, между самими детьми — есть в каждой семье. Весь вопрос — какие эти правила? Что это за правила? Если вы не устанавливаете правила специально и продумано, они устанавливаются сами, и не всегда удачно.

Например, в семье по факту могут установиться следующие проблемные правила: «Если я утром не одеваюсь, мама меня оденет». «Если утром я копаюсь и устраиваю скандал, то не пойду в детский сад». «Если я отказываюсь убирать в своей комнате, это сделает мама». (Вариант не лучше «Если я отказываюсь одеваться, копаюсь или не убираю за собой игрушки, на меня накричат или дадут по попе»). Наверное, вам нужны более разумные правила.

Когда в семье есть простые, ясные и одновременно разумные правила, жить легче всем. В этом случае ребенок заранее знает, что от него ждут, он сам знает, когда нарушил правило, и это не нужно доказывать через скандал. Когда правила для ребенка становятся привычными, они становятся естественной нормой жизни, и тогда вы можете почти полностью отказаться от «приказов» или специальных запретов.

В дошкольном возрасте дети еще затрудняются напоминать правила сами себе, большинство правил живут как формулировки старших, с которыми дети согласны. «В 9 часов ты ложишься спать!» — это говорит папа, это напоминает мама, и ребенок к этому привыкает.

Самые главные, самые общие правила обычно проговариваются редко, но так или иначе, скорее на уровне чувства, дети их также усваивают. Для дошкольника это важные правила следующие: «Я должен иногда развлекать себя сам». «Упрямство не принесет мне никакой выгоды». «Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь». «Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители».

А что для этого должны говорить родители? Приведем типовые варианты.

Подъем
  • Я тебя бужу — ты мне улыбаешься и встаешь в течении минуты.
  • С утра никаких игр, нужно быстро умыться и собраться.
  • Мы выходим в детский сад вовремя, даже если ты не успел полностью одеться.

Еда

  • Я определяю, что будет на обед. Или ешьте то, что мама приготовила, или оставайтесь голодными. Тут вам не ресторан. Другой еды нет.
  • Ты решаешь будешь ли ты есть и сколько. Никого насильно не кормим. Не хочешь есть, не ешь. Не хочешь доедать, оставь.
  • Между едой никаких перекусов, Фанты и сладостей. Плохо поел — нагуляешь здоровый аппетит.
  • Во время еды мы остаемся сидеть за столом. В это время на нем нет места игрушкам.
  • Неправильное поведение за столом во время еды (ноги на стол, размазывание еды, выбегание чтобы что-нибудь посмотреть или поиграть) = прием пищи закончен.
  • После еды мы все говорим маме «Спасибо!» и уносим посуду за собой на кухню.

Безопасность

  • Если рядом проезжая часть, ты должен оставаться рядом со мной.
  • Если ты гуляешь и покидаешь двор, нужно сначала сообщить об этом родителям. Кто-то из нас всегда должен знать где ты находишься.
  • Если родителей нет рядом, ни с кем из окружающих ты не разговариваешь, никакие приглашения не принимаешь.

Отношения с окружающими

  • Дома, на игровой площадке или в секциях мы относимся ко всем дружелюбно. Бить, отнимать игрушки или бросаться предметами запрещено. Если нам что то мешает, мы можем об этом сказать.
  • Мы разговариваем друг с другом дружелюбно, без ругательств и крика.

Родители

  • Если мама или папа зовет, приходим сразу. Если мама зовет, а ты что-то не доделал, приходишь и объясняешь это маме. Возможно, мама разрешит это доделать.
  • Родителей слушаемся. Если не согласен, то вначале сделай, а потом обсуди на будущее. Если хочешь сделать не сразу, а потом, то вначале скажи, что обязательно сделаешь, а потом попроси сделать это попозже.
  • Родители нытье и плач не понимают. Если что-то нужно — попроси спокойным голосом.
  • Формат просьбы: плечи расправлены, лицо радостное, глаза смотрят в глаза того, кого просим: «Обращение, пожалуйста, текст просьбы». После выполнения просьбы обязательно поблагодарить.
  • На отказ не обижаемся.
  • Родителей не дергаем, издалека им не кричим. Если нужно что-то папе или маме сказать — подбеги, встань рядом и только после это спроси.

Игры

  • Начинаются драки — кончаются игры. Используйте правило «Стоп!»
  • Сначала ты убираешь старую игру, потом достаешь новую.
  • Свои игрушки ты убираешь сам.

Телевизор и компьютер

  • Я решаю, как долго ты можешь смотреть телевизор. Мы решаем вместе, что ты можешь смотреть. Тебе разрешено включать телевизор только с моего разрешения.
  • Компьютер и айпэд — только при отсутствии драк, только полчаса в день и только пока это не нужно старшим. Новые программы и игры закачивает только папа.

Сон

  • В 9 часов дети ложатся спать.
  • После «сказки на ночь» мама или папа выключают свет и уходят из комнаты.
  • В постели дети не кричат, лежат тихо, стараются заснуть.

Могут ли правила в вашей семье быть другими? Конечно, могут: дети разные, разные семьи. В хороших семьях в этом возрасте родителями могут быть введены правила более серьезные. Например, смотри Как Миша поставил бабушку в угол

В каждой семье могут быть немного свои порядки, важно только уметь свои правила правильно формулировать. Для этого чаще представляйте, как бы вы хотели, чтобы ребенок себя вел, после этого переведите это на язык конкретных действий, где формулируется не только в негативе «Что нельзя», а в позитиве «Как правильно».

Легко сказать: «Никогда не дерись с сестренкой!», но это — не правило, потому что умный ребенок на это спросит: «А что мне делать, если вас нет, а сестра у меня отняла мою игрушку, не отдает и дразнится?» Возможно, в такой ситуации вашим детям больше поможет правило «Стоп!», а может быть, вы придумаете что-то еще более интересное.

Как вводить новые правила? Для умелых родителей это просто, всем остальным нужно вначале освоить простейшие правила формата…​

Сила правил в их устойчивости — и одновременно в способности меняться, когда меняется ситуация (например, вы летом переезжаете на дачу). Всегда лучше, когда правила записаны. Всегда веселее, когда их можно всем проговорить хором и громко. Отлично, если их можно спеть или рассказать как стихи. Вначале правила живут только потому, что о них помнят родители. Со временем правила живут, потому что к ним уже привыкли дети…

На детишек от 3 до 6 очень хорошо действует обозначение намерений. Пишет Лилия Смыслова:

«Когда обозначаешь детям свои намерения по отношению к ним, некую программу предстоящих действий, то они гораздо послушнее и спокойнее, даже если эта программа действий подразумевает что-то для них невыгодное или нежелаемое. Например, когда лежали в больнице с Викой, и надо было сделать укол, я ей говорила: «Сейчас нужно будет немного потерпеть, тебе сделают укол вот сюда (показывала куда), тетя помажет здесь мокрой ваткой, потом больно уколет, а потом мы это место быстренько ваткой разотрем и подуем, и все пройдет. Но немножечко будет больно. Если хочешь, можешь немножко поплакать. Но укол все равно придется сделать».

И Вика почти не плакала и не вырывалась, так, немного пищала во время укола. В отличие от всех остальных детей в палате. Правда, мамы сейчас все умные, эту тему сразу просекли и на следующий день тоже все стали так говорить. И с их детьми это тоже сработало».

Возрастные особенности детей 3-6 лет | Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:

Опубликовано 18.03.2017 — 15:22 — Сидоренко Ольга Борисовна

 Дошкольный возраст — возраст становления. Каждый возраст имеет свои особенности, свои потребности. От удовлетворения этих потребностей зависит дальнейшее развитие ребёнка. Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. 5-6 лет — это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности ребенка 3 — 4 лет.

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.

В этом возрасте ваш ребенок:

Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.

Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.

Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. 

Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.

Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.

Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия. 

Вам как его родителям важно помнить:

С терпением и пониманием относится к протестам и бунтам ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка может привести к пассивности, зависимости и инфантильности. Иногда следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не опасно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

Помните, что упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

Разбирайте вместе с ребенком конфликтные ситуации в детском саду или на детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие интересы и чувства. Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к нему самому и другим членам семьи.

Бережно обращайтесь с чувствами ребенка. С пониманием относитесь к его горю или злости, разделяйте с ним радость, чувствуйте его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно справляться с собственными эмоциями.

Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или проявление их будет незначительно.

Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки, собирание бусинок).

Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень полезно для расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также терпеливо отвечайте на вопросы.

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности ребенка 4 — 5 лет

 

Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

 

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:

 

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

 

Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. 

 

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.

 

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

 

Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании  и уважении со стороны ровесников.

 

Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 

Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

 

Вам как его родителям важно:

 

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

 

По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.

 

Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

 

Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.

 

Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)

 

Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

 

Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.

 

Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.

 

Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.

 

Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.

 

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности ребенка 5 — 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. 

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 — 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?»

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с  целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».      

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.  

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

   

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам как  родителям важно:

С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу.

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности ребенка 6 — 7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. Это также очередной критический период в жизни ребенка. Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка.

В этом возрасте ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если он умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Происходит и кардинальное изменение его самооценки. Если в 5 — 6 лет детям свойственно только положительное отношение к себе, то к семи годам самооценка становится более адекватной и дифференцированной.

Ребенок постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может с ними сотрудничать, понимает относительность оценок. 

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Ребенок уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивацией и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. В этот период ребенок нуждается в обратной связи, в ответной реакции на свое поведение. Ему надо понять, правильно он поступил или нет, поэтому он ожидает от вас реакции на свое новое поведение.

В поведении родителей по отношению к детям возможны две крайние стратегии: запрет и вседозволенность. В первом случае ребенок лишается возможности реально сделать что-то, оценить свои возможности, а следовательно, развиваться. Во втором он не может почувствовать границ, что тоже приводит к негативным результатам. Таким образом, обе эти стратегии неадекватны задачам развития ребенка. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий, приобретать уверенность в себе, тогда и в дальнейшей жизни он будет успешным. Однако в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). При этом правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Вам как его родителям важно:

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьной обстановке, выберите для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выясните уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

Не торопитесь с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание.  Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разных групп по подготовке к школе.

Выстроите режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Помните, что познавательная мотивация именно в этом возрасте быстрее всего истребляется скукой и принуждением. Познавательный процесс должен быть для ребенка интересным и увлекательным.

Помните, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от избыточного контроля и опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам. 

Пересмотрите свои требования, постепенно расширяя зону его самостоятельности, разрешая ребенку поступать по его собственному усмотрению или желанию. Не следует вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позволяйте ребенку сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

В этом возрасте уже возможны словесные формы помощи ребенку. Полезно обсуждать с ним его требования и желания. Конструктивный диалог с ребенком, предоставление ему возможности высказать свое мнение — одна из форм адекватной реакции взрослого на поведение ребенка. При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему возникли такие правила. В некоторых случаях можно просто коротко сказать: «Так принято» или «Так надо».

Границы, которые вы устанавливаете для ребенка, — это не прутья клетки. Ребенку нужно знать о том, что они существуют и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг.

 

Любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). По возможности не оценивайте самого ребенка, а оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивайте мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию к успеху, в противовес мотивации избегания неудач.

Таким образом, старайтесь следить за своим поведением, эмоционально поддерживать ребенка, не отказывать ему в помощи, но пресекать неприемлемое поведение. Это помогает ребенку найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

Дайте  подрастающему  ребенку  возможность  учиться — и ему некогда и незачем станет бороться с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи….

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У…

Буклеты для родителей «Возрастные особенности детей 3 — 4 лет», «Возрастные особенности детей 4 — 5 лет «

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе….

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Круглый стол для родителей «Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития»

Круглый стол для родителей на тему:«Возрастные особенности детей 2-3 лет, особенности физического развития&raquo…

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей…

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возрастас нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний. …


Поделиться:

 

особенности развития ребенка 3-6 лет

Возраст от 3-х до 6-ти  леточень интересный и важный период в жизни малыша. Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я – отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что

кроха меняется и взрослеет, с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она».  Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом – для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками. Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие  родители задумываются о том, что ребенку пора посещать детский садик, записывают его на курсы раннего развития.

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти  лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей,  адекватно воспринимать собственные действия.

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр: если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Читай также: Игрушки для детей от 3 до 6 лет

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Читай также: Как научить ребенка определять время: просто о сложном

Ребенок открыт новым знаниям, живо интересуется, для чего предназначен тот или иной  предмет и что из него  можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется – достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

Читай также: Как пережить кризис 3 лет у ребенка: советы для родителей

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти  лет достаточно развита память, он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают иностранный язык, быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».  

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»),  повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Наша форумчанка Angel35 рассказывает: «Знаете, я не верила во все эти психологические скачки развития, но действительно, после пяти лет дочь стала гораздо лучше говорить, осознанно так, понимаете. И предложения строит достаточно сложные правильно, и даже делает нам с мужем замечания по делу! Начала интересоваться книгами, полюбила читать. Пока я ей читаю, конечно, но и это для нас ого-го какое достижение, раньше бы ей только прыгать или ныть, что не во что играть. В садике воспитательница тоже довольна, говорит: «Я вашей Юле просто не нарадуюсь, прям помощница моя стала, да и вообще детки в группе изменились, стали спокойнее, вдумчивее как-то». Неужели моя веселушка еще станет хоть чуточку внимательнее и усидчивее?»

Отношения с взрослыми у малыша в возрасте 5-6 лет уже не так конфликтны, как ранее: возникающие вопросы решаются с помощью возможности объяснить и договориться. У ребенка в этом возрасте растет интерес и желание общаться и играть с другими детьми, в игре присутствует элемент соревнования.

В возрасте от 5-ти до 6-ти  лет ребенок  уже начинает рисовать и лепить, пытаясь воспроизвести знакомые предметы и образы. Конечно, фантазия в использовании цвета и формы играет более значительную роль, чем восприятие действительности, и иногда по рисунку крохи взрослому может быть сложно понять, что именно на нем изображено. В этом возрасте деток уже можно отдавать в творческие студии или на подготовительные классы при художественных школах, где педагоги смогут научить ребенка основным принципам рисунка и композиции, научат правильно пользоваться кисточкой и лепить.

А еще маленький умник 5-6 лет с удовольствием выполнит небольшие поручения от взрослых, всячески гордясь своей самостоятельностью, хотя последний факт напрямую зависит от темперамента и особенностей воспитания в семье.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап – первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово – он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».  

Читай также: Развитие мышления: какие этапы проходят дети

 

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4-х  лет уже неплохо разговаривает, в его словаре около 1000 слов, он легко строит предложения, однако этого еще недостаточно. Для гармоничного развития речи ребенка родителям следует активно разговаривать с крохой,  не забывать разучивать простые стишки и песенки, вместе читать книжки, обсуждать новую информацию, спрашивать мнение малыша по тому или иному поводу, помогая ему сформулировать мысль правильно.

В возрасте 3-х лет ребенок еще может не совсем правильно выговаривать некоторые звуки, менять местами буквы в словах. Обычно все эти проблемные речевые факторы исчезают к 4-5 годам жизни малыша, по мере созревания мозговых функций. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Инициатива общения исходит и от ребенка, именно в возрасте 3-4 лет малыш обязательно будет испытывать терпение родителей вопросами «Почему?», «Как?», «Отчего?» и «Зачем?». Старайтесь отвечать на все вопросы «почемучки» как можно полнее, рассказывайте ребенку про окружающий мир, пробуждая в нем интерес к познанию нового.

В возрасте 5-6 лет  малыш много думает и уже пытается высказать свои мысли более полно: находит легкие рифмы, создает слова, придумывает новые сказки, выдумывает события и приключения, любит сказки о животных и волшебные рассказы, в которых с помощью храброго главного персонажа добро обязательно должно побеждать зло.

Читай также: Как развивается речь ребёнка

Физическое развитие

Ребенок в возрасте 3-6 лет уверенно и хорошо бегает, редко падает, больше из-за невнимательности, а не из-за неумения управлять своим телом, хотя его чувство равновесия еще развито не до конца.

В зависимости от степени мышечного развития, ребенок в таком возрасте уже может совершать достаточно длительные пешие прогулки, особенно если перемежать хождение с отдыхом и возможностью покататься на велосипеде, самокате или роликах.

Читай также: Куда пойти с ребенком: 5 красивых парков Киева

Ребенок уже неплохо прыгает, может перепрыгнуть через невысокий предмет, а вот управляться со скакалкой ему еще удается не очень хорошо.

Детям в возрасте от 3-х до 6-ти лет родители, если есть такая возможность, устанавливают дома спортивные уголки, или так называемые «шведские стенки». Занятия на таких домашних спортивных снарядах позволяют ребенку быстрее укрепить мышцы, сформировать умение хорошо лазать вверх и спускать вниз по лестнице, раскачиваться и крутиться на канате (влезть на него он пока еще вряд ли сможет), подтягиваться на кольцах, висеть на перекладине.

Развитие ребенка в возрасте от 3-х до 6-ти лет сложный и важный процесс для малыша и его будущей жизни. Ребенок в этом возрасте достаточно сознателен, умеет разумно мыслить, свободно двигается, умеет управлять своими действиями и понимает последствия и результаты поступков. Период  «маленького ребенка» в его жизни завершается, уступая место новому, более серьезному периоду, подготовки к школьному обучению.

Желаем вам с легкостью преодолеть все трудности периода от 3-х до 6-ти и с радостью увидеть, как из вашего вчерашнего крохи вырос умный, добрый, уверенный в своих силах, самостоятельный человек.

Читай также: Как научить ребенка доброте

Рост и развитие: 3-5 лет

Развитие

В период между 3-м и 6-м днями рождения форма вашего ребенка меняется больше, чем его рост или вес. Вы можете ожидать, что ваш ребенок будет прибавлять около 4-1/2 фунтов и расти примерно на три дюйма каждый год.

«Преображение» тела вашего дошкольника начинается сверху и идет вниз. Кости черепа и лица растут так, что лицо вашего ребенка теряет часть своей округлости, и у вашего ребенка развиваются более заметные лоб, нос и подбородок. Тем временем верхняя и нижняя челюсти начинают расширяться, освобождая место для постоянных зубов. Плечи вашего ребенка начинают сужаться, его осанка улучшается, а «животик малыша» становится плоским.

Обычно в возрасте около 3 лет ваш ребенок начинает гораздо лучше координировать свои действия при беге или подъеме и спуске по лестнице. К концу дошкольного возраста ваш ребенок должен уметь легко ловить отскочивший мяч, пинать его вперед, стоять на одной ноге или подпрыгивать. Трехлетки настолько активны, что иногда им легче заменить слово движением. Они могут бегать по комнате с раскинутыми руками, показывая полет, вместо того, чтобы говорить о полете.

К 3 годам рукопожатие хорошо развито. Если ваш ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, не пытайтесь изменить ее. Левшам нормально.

Способность вашего ребенка концентрироваться позволяет вашему ребенку использовать преимущества управления маленькими мышцами рук. Ваш ребенок должен уметь копировать круг и с удовольствием рисовать. Играя с кубиками, ваш ребенок может построить башню из девяти и более кубиков.

Это прекрасный век для ремесел. Ваш ребенок любит практиковаться в вырезании, рисовании и раскрашивании. Для будущих садоводов это прекрасное время для работы в саду. Для будущих плотников ничто не сравнится с ощущениями от использования настоящей отвертки.

Навыки самопомощи должны быть значительно улучшены. В этом возрасте дети могут сами есть, расстегивать одежду, обращаться с большими молниями и кнопками.

Вехи развития — это способности (поведенческие и физические), которые достигаются по мере взросления детей. Дети достигают разных этапов развития в зависимости от возраста. Когда вы приблизитесь к своему пятилетнему дню рождения дошкольника, вы можете обнаружить, что ему нужна оценка развития, если он или она:

  • не может прыгать на месте
  • не может правильно держать карандаш
  • не может сложить четыре кубика
  • не хочет расставаться с родителями
  • не хочет играть с другими детьми
  • не интересуется интерактивными играми
  • с трудом бросает мяч сверху
  • плохо реагирует на нечленов семьи
  • не обладает воображением
  • отказывается сотрудничать с одеванием, сном, приучением к туалету
  • испытывает трудности с самоконтролем, когда злится или расстраивается
  • не может назвать свое имя и фамилию
  • неправильно использует множественное число или прошедшее время
  • неправильно использует «я» и «вы»
  • не говорит в предложениях, содержащих более трех слов
  • кажется несчастным или грустным большую часть времени

Когнитивное развитие

Дошкольники продолжают использовать магическое мышление для решения проблем или объяснения вещей. Вы удивитесь тому, что узнаете, когда спросите ребенка «почему?» вопрос. Например, ваш дошкольник может сказать вам, что солнце встает утром, потому что именно тогда оно просыпается.

Иногда ответ предупреждает вас о возможной проблеме, например о том, что ваш ребенок считает, что его или ее гнев может сделать кого-то больным. Будьте тверды, когда вы объясняете, что эмоции не вызывают болезни или вреда другим.

Дошкольники не мыслят логически. Они верят тому, что говорят им глаза, даже если это не имеет смысла. Проведите этот знаменитый эксперимент со своим дошкольником, чтобы лучше понять, как думает ваш ребенок. Налейте воду из высокой тонкой стеклянной вазы в широкую миску из прозрачного стекла. Убедитесь, что вода не проливается. Спросите у дошкольника, в какой емкости больше воды. Весьма вероятно, что ваш ребенок ответит на высокую тонкую вазу (или любую другую емкость, которая покажется ребенку больше). Вряд ли ваш дошкольник скажет, что количество воды не изменилось и она только выглядит иначе.

Даже если вы укажете, что воду не подливали и не убирали, ваш дошкольник верит тому, что видит, и не обращает внимания на логику. Это называется дологическим мышлением и совершенно нормально и очаровательно.

Невероятная пятерка для помощи дошкольникам в обучении
  1. Будьте проще. Вспомните правила безопасности, которые вы помните с детства. «Посмотрите в обе стороны, прежде чем перейти улицу». «Стой, падай и катайся». «Пристегнитесь.» Это помогает максимально упростить правила и повторять их, используя одни и те же слова.
  2. Повторение является связующим звеном обучения. Повторить. Повторение. Повторение.
  3. Учиться так же просто, как играть в игру. Научите дошкольников правилам безопасности, играя в игры «что, если». Сначала объясните правило простыми словами, а затем задайте ребенку вопрос «что, если». Например, правило пожарной безопасности для спичек и зажигалок: «Не трогать. Расскажи взрослому». Игровой вопрос «что, если» может звучать так: «Что, если бы вы нашли зажигалку у дяди Джима? Чтобы ты делал?» Дошкольник должен ответить: «Не трогай. Расскажи взрослому». Дошкольникам нравятся игры «что, если». Им нравится получать правильные ответы, и им нравится слышать, как вы хвалите их за правильные ответы.
  4. Успех делает успех. В дополнение к похвале вашего ребенка за правильные ответы в игре «что, если», хвалите своего ребенка всякий раз, когда вы видите, что он или она соблюдает правила безопасности. Если ваш дошкольник держится за перила, спускаясь по лестнице, похвалите его или ее за хорошие привычки на лестнице. Как можно чаще замечайте, как ваш ребенок делает что-то правильно, чтобы у вас было много возможностей похвалить его.
  5. Будьте хорошим примером для подражания. Ваш дошкольник хочет быть таким же, как вы, когда вырастет. За всем, что вы делаете, следят, так что делайте все правильно! Сделайте правило. Учить правило. Следуйте правилу. Будьте внимательны к детям, замечающим, когда правило не применяется или не изменяется. Самое главное, держите линии связи открытыми.

Развитие речи

Если вы аплодируете новым спортивным навыкам вашего дошкольника, вы должны аплодировать стоя за чудесные достижения вашего ребенка в языке.

Рассмотрим это:

  • 1 год: 2-4 слова словарного запаса
  • 1-1/2 года: 10 слов словарного запаса
  • 3 года: 1000 слов словарного запаса
  • 5 лет: словарный запас 10 000 слов

Однако язык — это больше, чем просто словарный запас. Слова должны быть объединены в предложения. В возрасте от 2 до 5 лет количество слов в предложении обычно равно возрасту ребенка (предложения из 2 слов к 2 годам, предложения из 3 слов к 3 годам и так далее до 5 лет). Дети также изучают грамматику. Они практикуют все эти навыки, разговаривая, задавая вопросы и читая книги.

Дети изучают язык с разной скоростью. На языковое развитие влияет ряд факторов: первенцы могут использовать язык раньше, чем младшие братья и сестры, девочки могут начать говорить раньше, чем мальчики, а дети, чьи родители заговорили поздно, могут пойти по стопам своих родителей. Активные дети могут быть просто слишком заняты, чтобы замедлить темп для разговора.

Лучший способ поощрить речь — это говорить и слушать своего ребенка в машине, в магазине, в парке, во время еды или когда вы читаете ребенку сказку на ночь. Говори-слушай-говори-слушай и т.д.

Эмоциональное развитие

Дошкольные годы — время ролевых игр. Ролевые игры — это практика на будущее. Вашему ребенку может быть трудно отличить фантазию от реальности. Воображаемые друзья могут приехать на некоторое время. Обычно они исчезают сами по себе, заменяясь товарищами по играм «из плоти и крови». К сожалению, воображаемые монстры также распространены в этом возрасте и особенно надоедливы перед сном. Ночники и уверенность помогут вашему ребенку преодолеть эти страхи.

По мере того, как вашему ребенку исполняется 5 лет, товарищи по играм приобретают все большее значение. Ваш ребенок начинает замечать, как ведут себя другие семьи, что может привести к просьбам о дополнительных привилегиях и модной одежде или игрушках. Ваш ребенок может поэкспериментировать с руганью. Все эти виды поведения являются признаками того, что ваш ребенок пытается стать независимым. Ваша реакция на неприемлемое поведение должна отделять поведение от ребенка. Например, поведение «плохое», а не ребенок.

Дошкольники хорошо осведомлены о сексуальности и могут задавать такие вопросы, как «Откуда берутся дети?» Это также время, когда дети открывают для себя собственное тело и иногда «играют» с ним.

Диета

Потребность вашего ребенка в пищевых жирах уменьшается в дошкольном возрасте. По мере того, как тело вашего дошкольника взрослеет, пришло время сократить потребление продуктов с высоким содержанием жира, таких как цельное молоко и сыр. Диета с низким содержанием жиров, которая полезна для вас, теперь полезна для вашего ребенка. Предлагайте ребенку разнообразные продукты, включая фрукты и овощи. Подавайте разнообразные блюда часто и каждый из этих продуктов самостоятельно.

Сон

Есть несколько нормальных моделей поведения во сне, которые начинаются в дошкольном возрасте и могут очень беспокоить родителей:

Ужасы во сне:  Ужасы во сне, также называемые ночными страхами, могут начаться уже в возрасте 1 года. Ужасы во сне отличаются от ночных кошмаров. Кошмары — это пугающие сновидения во время сна во сне, которые можно вспомнить после пробуждения. Ужасы во сне возникают во сне без сновидений и не могут быть воспроизведены после пробуждения. Обычно они возникают через один-четыре часа после засыпания и длятся от 5 до 30 минут. Они могут возникать несколько раз за одну ночь или только один раз в жизни. Ночные ужасы гораздо хуже для родителей, чем для ребенка.

Обычно ребенок выглядит бодрствующим, кричит, плачет, может биться и выглядит очень напуганным. Поскольку ребенок не полностью проснулся, его невозможно успокоить. Когда эпизод заканчивается, ребенок возвращается в полноценный сон. Хорошая новость заключается в том, что дети перерастают ночные страхи.

Лучший способ справиться со страхами во сне — оставаться рядом с ребенком, чтобы вы могли защитить его или ее от любых травм, вызванных их резкими движениями. Не включайте свет и не пытайтесь разбудить ребенка. Ваш ребенок не запомнит этот эпизод. Может помочь уложить ребенка спать раньше, если переутомление усугубляет проблему. Если ночные страхи очень часты, обсудите проблему с врачом.

Разговор во сне:  Разговор во сне включает в себя разговор, смех или крик во сне. Ваш ребенок не понимает, что происходит. Даже если ваш ребенок ответит на ваши вопросы, он или она не запомнит разговор. Разговоры во сне настолько распространены, что не считаются ненормальными.

Ходьба во сне: Ходьба во сне может включать только ходьбу или ряд других действий, включая одевание, осмотр холодильника, открывание дверей и даже подъем и спуск по лестнице. Как и в случае с ночными страхами, не пытайтесь разбудить ребенка. Аккуратно отведите ребенка обратно к его или ее кровати и почувствуйте себя лучше, зная, что ваш ребенок не будет помнить об этом утром. Убедитесь, что все двери надежно заперты, чтобы избежать несчастных случаев.

Безопасность

Безопасность в дошкольном возрасте – еще одна проблема для родителей. С самого начала вы освоили тонкое искусство защиты от детей. В детские годы вы заслужили ореол ангела-хранителя. Теперь пришло время взять на себя ответственность научить вашего ребенка тому, как оставаться в безопасности. В дошкольном возрасте ваше обучение состояло из таких предупреждений, как «горячо», «не трогать» и «нет». В дошкольном возрасте пора учить и обеспечивать соблюдение правил безопасности.

Невероятная пятерка для обучения правилам безопасности

  1. Установить правила.
  2. Обеспечение соблюдения правил.
  3. Будьте последовательны.
  4. Будьте благоразумны.
  5. Будьте тверды.

Вехи развития ребенка: от 3 до 5 лет

Развитие ребенка

Кредит: iStock.com/SolStock

В возрасте от 3 до 5 лет дети учатся физической независимости. Они начинают сами одеваться, есть и пользоваться туалетом, а также начинают развивать социальные навыки и заводить друзей.

Они будут постоянно говорить и задавать много вопросов по мере того, как увеличивается объем их внимания и понимание историй, а также связи между числами и объектами.

Правительственная программа Early Years Learning Framework, основанная на практических ресурсах правительства Австралии — основные этапы развития , содержит рекомендации по ряду этапов. Однако все дети уникальны, и вехи следует рассматривать как ориентиры. Родители не должны беспокоиться, если их ребенок не демонстрирует один из критериев, по которым им рекомендуется обратиться за советом.

Региональный менеджер Goodstart Early Learning в Квинсленде Деон Хемберг говорит, что постоянное совместное мышление происходит во время регулярных взаимных бесед между опекунами или семьями и детьми.

«Проявляйте неподдельный интерес, настраивайтесь и внимательно слушайте, поощряйте детское любопытство. Общение с друзьями — это то, что нравится детям, побуждайте детей вести переговоры, делиться идеями и знакомиться с разными точками зрения», — говорит Деон.

Распознавание и называние детских эмоций помогает им понять себя и других.

Возраст 3–5 лет

Физическое    

  • одевает и раздевает, но все еще нуждается в небольшой помощи
  • прыгает, прыгает и бегает с легкостью
  • поднимается по ступенькам с чередованием ног
  • галопом и прыжками, опережая одной ногой
  • переносит вес вперед для броска мяча
  • попыток поймать мяч руками
  • взбирается на игровое оборудование с возрастающей ловкостью
  • удерживает мелок/карандаш и т. д. между большим и первыми двумя пальцами
  • показывает предпочтение рук
  • имитирует различные фигуры на чертеже, например. круги
  • самостоятельно режет бумагу ножницами
  • туалет сами
  • самообслуживание с минимальным разливом
  • одевается/раздевается с минимальной помощью
  • ходит и бегает более плавно
  • любит изучать простые ритмы и движения    

Социальные    

  • любит играть с другими детьми
  • может иметь конкретного друга
  • делится, улыбается и сотрудничает со сверстниками
  • совместно манипулирует объектами с одним или двумя другими одноранговыми узлами
  • развивает независимость и социальные навыки, которые они будут использовать для обучения и общения с другими в дошкольных учреждениях и школе    

Эмоциональный    

  • развивает уважение к чувствам
  • понимает, когда кому-то больно, и может попытаться его утешить
  • может отдавать большее предпочтение определенным товарищам по играм
  • становится независимым и напористым
  • любит дарить и получать любовь
  • могут хвалить себя и хвастаться    

Когнитивный

  • понимает противоположности (например, большой/маленький) и позиционные слова (середина, конец)
  • использует предметы и материалы для создания вещей, например. блочная башня, головоломка, глина, песок и вода
  • строит башню из восьми-десяти блоков
  • отвечает на простые вопросы
  • считает от пяти до десяти вещей
  • имеет большую продолжительность концентрации внимания
  • разговаривает сам с собой во время игры, чтобы понять, что
  • следует простым инструкциям
  • выполняет простые просьбы и любит помогать
  • можно написать несколько цифр и букв
  • участвует в драматической игре, беря на себя роли персонажей
  • вызывает события
  • прикасается к предметам, чтобы сосчитать — начинает понимать взаимосвязь между числами и предметами
  • может вспомнить и рассказать недавнее событие или историю
  • копирует буквы и может рисовать без подсказки
  • может сопоставлять и называть некоторые цвета    

Язык    

  • говорит предложениями и использует много разных слов
  • отвечает на простые вопросы
  • задает много вопросов
  • рассказывает истории
  • любит говорить и может поэкспериментировать с новыми словами
  • принимает участие в разговорах
  • любит шутки, стишки и истории
  • будет самоутверждаться словами    

Обратитесь за советом, если ребенок:    

  • другие не понимают
  • имеет проблемы с беглостью речи или заикание
  • плохо играет с другими детьми
  • не может разговаривать
  • не может сходить в туалет или помыться    

Развитие ребенка от 3 до 5 лет I Начальные блоки

Информация о коронавирусе (COVID-19) и помощь в поиске открытых детских садов.

Ваш ребенок стал дошкольником, который очарован окружающим миром. Они могут говорить более длинными предложениями, и начнут задавать множество вопросов «кто», «что», «где» и «почему», пытаясь лучше понять мир. Им нравится играть с другими детьми, изучать правила и играть по очереди. И вы увидите, как они начнут формировать настоящую дружбу, когда начнут развивать свои социальные навыки.

Следующая информация была получена из брошюры Рамки обучения в раннем возрасте Вехи развития, разработанной Community Child Care Co-operative Ltd NSW (CCCC) для Министерства образования.

Как вы можете поощрять обучение вашего ребенка?
  • Поощряйте их играть на свежем воздухе

  • Откройте для них больше впечатлений, отправив их в разные места, например. парк дикой природы, музей, игровая площадка, аквариум, библиотека

  • Проявите творческий подход к организации игр, например. живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

  • Повысьте их самооценку, вовлекая их в свои повседневные дела и давая им простые задания, например, помощь. помочь накрыть на стол к ужину

  • Заинтересуйтесь их вопросами и найдите время, чтобы ответить

  • Демонстрируйте радость от их успеха, т.е. когда они правильно читают слово

 

Какие вехи развития вы можете наблюдать?

 

Физический
  • одевается и раздевается без посторонней помощи
  • прыгает, прыгает и бегает с легкостью
  • поднимается по ступенькам с чередованием ног
  • галопом и прыжками, опережая одной ногой
  • переносит вес вперед для броска мяча
  • попыток поймать мяч руками
  • взбирается на игровое оборудование с возрастающей ловкостью
  • удерживает мелок/карандаш и т. д. между большим и первыми двумя пальцами
  • показывает предпочтение рук
  • имитирует различные формы при рисовании, например. круги
  • самостоятельно режет бумагу ножницами
  • могут пользоваться туалетом сами
  • самообслуживание с минимальным разливом
  • ходит и бегает более плавно
  • любит разучивать простые ритмы и движения
  • развивает способность приучать себя к туалету ночью
Общение
  • любит играть с другими детьми
  • может иметь конкретного друга
  • делится, улыбается и сотрудничает со сверстниками
  • совместно манипулирует объектами с одним или двумя другими одноранговыми узлами
  • развитие самостоятельности и социальных навыков, которые они используют для обучения и общения с другими в дошкольном и школьном учреждениях
Эмоциональный
  • понимает, когда кому-то больно, и утешает его
  • достигает гендерной стабильности (уверен, что она/он девочка/мальчик)
  • может сильнее отдавать предпочтение однополым товарищам по играм
  • может навязывать гендерно-ролевые нормы со сверстниками
  • может проявлять приступы агрессии со сверстниками
  • любит дарить и получать любовь от родителей
  • может хвалить себя и хвастаться
Познавательный
  • понимает противоположные слова (например, большой/маленький) и позиционные слова (середина, конец)
  • использует предметы и материалы для создания вещей, например.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts