Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей | Статья на тему:
Роль семьи
в духовно-нравственном воспитании детей
Машкина Нина Матвеевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Родничок»
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
С.Брант.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияющие на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к духовно- нравственному воспитанию в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего, его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать — именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.
Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент духовно-нравственного его развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Чем крепче семья, чем крепче в неё связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.
В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фиксируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех его членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всех последующей жизни. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо».
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное чувство удовлетворения.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведёт себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам и братьям. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.
Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание.
Помните! Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный, Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если вы хотите остаться в сердце человеком – воспитывайте своих детей, да так, чтобы в старости не пришлось краснеть за них.
Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироваться и закрепляться изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка | Материал на тему:
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей у ребёнка
Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья — колыбель духовного рождения человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Cемья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем. И вместе с тем никакой другой институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, то v них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей — важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.
Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Так, например, недостаточно рассказать детям о значении дружбы. Надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье. Воспитательная сила личного примера родителей и вообще взрослых во многом зависит от их авторитета. В тех семьях, где отношения между родителями основаны на чувстве любви и взаимного уважения, у детей вырабатывается и развивается чувство товарищеской взаимопомощи. Они приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего общества. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Слаженность и организованность семейного коллектива являются важным условием правильного воспитания детей в семье.
В педагогике выделяют 3 стиля семейного воспитания:
— демократический — прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
— авторитарный — родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.
— попустический — ребенок предоставляется сам себе.
В воспитании детей не должно быть шаблона. Нельзя ко всем детям подходить одинаково. Ведь по своему характеру и поведению дети отличаются друг от друга. Одни более подвижны, другие медлительны. Одни смелые и решительные, другие застенчивые и стеснительные. Сколько детей, столько и подходов к ним. В воспитании не может быть рецептов, пригодных для всех случаев.
Нужно добиваться, чтобы дети с ранних лет в семье приучались к выполнению посильных трудовых обязанностей и вносили свой маленький вклад в общий домашний труд семьи.
Постепенно круг трудовых обязанностей детей расширяется. В зависимости от конкретных условий жизни семьи родители могут давать своим детям различные трудовые поручения. Очень важно научить детей ценить всякий труд не уклоняться от него. Посильный труд детей — это основа их морального воспитания. Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.
Первой и основной задачей родителей в воспитании детей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Даже если вы в плохом настроении, не должны говорить детям обидные слова «отстань от меня, ты видишь мне не до тебя, уйди в свою комнату и не лезь ко мне. Как вы мне все надоели. Как я устала от вас, от этой жизни и т. п.». Ребенок начинает чувствовать себя ненужным, замыкается в себе, и потом уже навряд ли захочется ему подойти и рассказать что — то маме, отцу.
Следующее требование семейного воспитания — это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой , его нужно строить. Основа для сохранения контакта- искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам Контакт следует строить основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа «Вот бестолковый! Сколько раз тебе нужно объяснять!» , «Да зачем же я тебя только на свет родила упрямец, негодник!» , «Любой дурак бы на твоем месте понял бы как поступить!». Вы должны понять, что высказывание такого рода наносит серьезный вред контакту с Формула истиной родительской любви не «люблю потому что ты хороший» , а «люблю потому что ты есть».
Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Умело применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку.
В отдельных случаях для осуждения отрицательных поступков детей приходится прибегать и к такому методу воздействия, как наказание. Разумеется, в семье совершенно недопустимы физические наказания.
Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.
Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым.
Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требовании к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок н т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они нп поступали.
В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.
– Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.
– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.
– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.
– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.
– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.
– Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.
– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.
– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.
«Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью: будет любовь — не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим — бесплодно: это производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните одну, явится другая». В. Г. Белинский
Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека.
Памятка для родителей.
Правило 1. признание личности ребенка и его неприкосновенности. Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным. Формирование самооценки зависит от оценки его родителями, т.к. в раннем возрасте ребенок не может сам себя оценивать
Правило 3. приобщать к реальным делам семьи. Совместно планировать семейные дела.
Правило 4 развивать силу воли ребенка. Научить проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5. учить планировать. Составлять план действий.
Правило 6. с малых лет приобщать к труду. Требовать выполнение домашних обязанностей, поручений.
Правило 7. научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8. формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Главная цель воспитания — счастливый человек. А счастливым он может вырасти в счастливой семье, где в почете труд и уважение, старость и детство, культура и интеллект, доброта и порядочность. Самое главное, чтобы у ребенка было постоянное желание возвращаться в родной дом! Вот тогда вы можете назвать себя настоящим родителями.
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом —
Это не дом.
Дом — это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Радостным, добрым, нежным. Злым,
Еле живым…
Дом — это там, где нас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом —
Это — твой дом.
Роль семьи в содействии нравственному воспитанию детей в приходе Regina Mundi в свете Amoris Laetitia
Тезисы
Это исследование было проведено с целью выяснить роль семьи в содействии нравственному воспитанию детей в приходе Regina Mundi в свете Аморис Летиции. Роль семьи в содействии нравственному становлению детей показала, что дети изучают основы христианской веры на семейном уровне до достижения разумного возраста, формируют сильное чувство собственного достоинства, узнают о понятиях любви, заботы и отношений. , Здоровые альтернативы, делитесь опытом обучения, стройте здоровые отношения, честность, справедливость и изучайте социальные роли. В то время как нравственное становление детей характеризуется ответственным родительством, крепкими узами любви между детьми и родителями, богобоязненностью, зрелостью и непоколебимостью нравственного поведения детей, самообладанием, соблюдением внешних норм, сопереживанием, чувством собственного достоинства, совестью и Моральное рассуждение. Исследование, в частности, стремилось выяснить, почему некоторые дети приобрели такие вредные привычки, как воровство, неискренность, использование вульгарной лексики, неосторожность, плохой дресс-код, плохое отношение к молитве и учебе, плохое уважение к пожилым, лень в работе и непокорность среди другие в нежном возрасте. Это результат плохого надзора и родительского руководства и заботы о нравственном росте своих детей. Все это проистекает из семейного фона, и это проблема под рукой. Это повлияло на нравственное и духовное развитие детей. Исходя из вышеизложенного, исследователю было предложено провести подробное исследование роли семьи в содействии нравственному становлению детей в приходе Регина Мунди. Исследование проводилось по схеме опроса путем посещения ряда семей для обсуждения рассматриваемой темы; данные были собраны в течение трех месяцев с использованием вопросников, руководства по проведению интервью и наблюдений за примерно 250 респондентами, отобранными из 300 целевых групп населения. Собранные данные были проанализированы с использованием статистических таблиц, гистограмм и круговых чатов для структурированных вопросов, а затем объяснены неструктурированными ответами, которые давали респонденты, и устными ответами, которые были записаны исследователем. В ходе исследования установлено, что семья способствует нравственному становлению детей, обучая детей: всегда быть честным, заслуживающим доверия, жить дружно, подчиняться правилам общества, проявлять уважение к собственности, соблюдать правила семьи, различать право и неправильно, и это обязанность родителей. К факторам ухудшения института семьи, влияющим на нравственное развитие детей, относятся многие включенные; распад семьи, копирование западных культур, пренебрежение ролью бабушек и дедушек, отсутствие родителей, мало или совсем нет времени для детей, насилие в семье и отсутствие основных потребностей из-за бедности, а также отсутствие образцов для подражания. Возможные решения, которые могут быть полезны для привития детям религиозных, моральных и духовных ценностей, включают: руководство в социальных сетях, христианские семьи, выступающие в качестве образовательной среды, действующие в качестве домашней церкви, родители, выступающие в качестве образцов для подражания, отправляющие детей в католические школы. , хорошее и взаимное сотрудничество между учителями и родителями, дети должны узнать свои права и обязанности, умеренное и разумное использование средств массовой информации, обучение детей семейным и общественным нормам. Исследование приходит к выводу, что родители действительно должны играть определенную роль. Это было поддержано 86,4% населения, и это соответствовало концептуальной схеме, которая показала, что, как только родители осознают свою роль в привитии своим детям хороших моральных ценностей и добродетелей, нравственное поведение детей реализуется. , что в конечном итоге приведет к; Ответственные родители, Крепкие узы любви между детьми и родителями, Страх перед Богом, Зрелое и непоколебимое нравственное поведение детей, Самообладание, Соответствие внешним стандартам, Эмпатия, Самоуважение, Здравая совесть, Моральное мышление, Ответственные дети, Бог боязнь христиан и положительное отношение к родителям. Однако некоторые дети, по мнению респондентов, чаще всего не получали много пользы от своих семей в плане нравственного развития и воспитания. На это указали 15% респондентов. Это требует осознания родителями своих обязанностей и ответственности по защите и воспитанию детей в семье и защите прав детей от любых форм нарушений и злоупотреблений. Исследование рекомендует мужьям и женам (родителям) полностью осознать свои обязанности в семье и перед Богом, перед собой, перед семьей и перед обществом, в иерархии ценностей. Таким образом, я надеюсь, что дела о домашнем насилии и безответственности в семьях будут решены.
Духовное воспитание детей — Община бахаи Джонс-Крик
Развитие нравственных способностей наших детей имеет фундаментальное значение не только для их собственного будущего счастья, но и для служения и развития всего нашего общества. . Родители повсюду ищут способы дать детям это духовное образование, чтобы заложить основу для благородного характера и плодотворной жизни их детей. Духовно-нравственное воспитание Открыто для всех Занятия посредством изучения священных стихов и обсуждения вопросов, с которыми дети сталкиваются в своей жизни, помогают детям применять духовные принципы, такие как любовь, единство и справедливость, в их собственной жизни, в их семьях и их друзьях. На эти занятия допускаются все дети, и ни один ребенок не может посещать занятия без разрешения родителей. Эти занятия включают в себя короткие уроки, занятия по развитию социальных навыков и дружбы, игры, рассказы, иллюстрирующие такие добродетели, как любовь, доброта, щедрость, искусство и музыка. Related Posts |