В каком возрасте проходит гиперактивность у детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16 «Скворушка» г. Набережные Челны»

Ребенок активный и гиперактивный. В чем разница?

Ребенок живой, подвижный, активный — что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает проблем. Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.

Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных — бесполезно, их надо сперва подлечить.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями (симптомокомплексами). Это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:
— Обычно ребенок не способен удерживать (сосредоточивать) внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду).
— Ребенок не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из-за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих.
— Ребенок не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но дело все в том, что ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
— Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности (не важно — построить ли дом из кубиков или написать школьное сочинение).
— Ребенок избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
— Ребенок часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе — ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте.
— Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
— Ребенок постоянно все забывает.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз «невнимательность», у него должно присутствовать как минимум шесть из перечисленных признаков, которые сохраняются по меньшей мере шесть месяцев и выражены постоянно, что не позволяет ребенку адаптироваться в нормальной возрастной среде.
Понятие «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:
— Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно. Часто можно видеть, как он беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается.
— Ребенок не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.
— Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
— Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным.
— Ребенок всегда нацелен на движение.
— Часто бывает болтливым.
Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки:
— Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы.
— Ребенок с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.
— Ребенок обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
Говорить о гиперактивности и импульсивности можно только в том случае, если из перечисленных выше признаков присутствуют как минимум шесть и сохраняются они не менее шести месяцев.
Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребенка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо всех сил стараются освободиться от пеленок и плохо успокаиваются, если их пытаются туго запеленать или даже надеть стягивающую одежду. Они могут с раннего детства страдать частыми неоднократными, немотивированными рвотами. Не срыгиваниями, характерными в младенчестве, а именно рвотами, когда все, что съел, — тут же обратно фонтанчиком. Такие спазмы — признак расстройства нервной системы. (И здесь важно не спутать их с пилоростенозом — проблема желудка, неспособного принять много пищи. Она тоже выливается, но уже по совершенно другой причине. Конечно, здесь уже без помощи доктора не обойтись.)
Гиперактивные дети на протяжении всего первого года жизни плохо и мало спят, особенно ночью. Тяжело засыпают, легко возбуждаются, громко плачут. Они чрезвычайно чувствительны ко всем внешним раздражителям: свету, шуму, духоте, жаре, холоду и т. д. Чуть постарше, в два-четыре года, у них появляется диспраксия, так называемая неуклюжесть, более отчетливо заметна неспособность сосредоточиться на каком-нибудь, даже интересном для него, предмете или явлении: бросает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультик.
Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы с вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.
Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.
Но проблемы все-таки начинаются. И с каждым годом они становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом.
И тем не менее даже врачи не всегда могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.
Однако замечено, что три четверти таких детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией). Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее » возвращаются «.
Ученые Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния. Это очень важно помнить тем родителям, которые считают, что их ребенок просто лентяй и ранее они воспитывали его недостаточно жестко.
Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.
Этому есть объяснение: центральная нервная система гиперактивного ребенка плохо справляется с новыми (увеличенными) нагрузками, как физическими, так и психическими. Многие подолгу отвлекаются на свои собственные мысли и не в состоянии воспринять даже короткий рассказ. Особенно трудно им дается чтение, но обычно такие же сложности возникают с арифметикой и письмом.
Вот почему такой школьник чувствует себя, мягко говоря, неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Несчастного ребенка часто ругают, над ним смеются, «не берут в игру». Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка — характерные эмоции при СДВГ — получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью.
Но случается и совсем противоположное — гиперактивный маленький человек становится лидером. И тогда коллектив, который он возглавляет, трясет и будоражит много лет. Очень важно помнить, что такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они могут, не задумываясь, выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в глубину, не умея плавать, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у ребятишек с СДВГ снижена реакция на болевые стимулы, и большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьезные травмы.
Часто у детей с СДВГ появляются подергивания и тики. Тик представляет собой внезапное, отрывистое, повторяющееся движение, охватывающее различные мышечные группы. Напоминает нормальное координированное движение, варьируется по интенсивности и отличается отсутствием ритмичности. Может временно подавляться усилием воли и благодаря однотипности рисунка относительно легко имитируется.
Отличительная черта тиков — их непреодолимый характер. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги, а насильственное совершение желаемой двигательной реакции всегда приносит моментальное облегчение.
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью жалуются на частые головные боли (ноющие, давящие, сжимающие), сонливость, повышенную утомляемость. У некоторых наблюдается энурез (недержание мочи), причем не только ночью, но и днем.
Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и длятся где-то до 12 лет. Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношения к учебе. Трудный подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться и на расставание со школой.
По международной классификации выделяют три формы СДВГ:
— В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания; по распространенности это самая частая форма заболевания.
— Во второй форме — преобладают нарушения внимания.
— В третьей форме — преобладает гиперактивность.
Последняя форма встречается реже других. В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом, поэтому не всегда можно говорить о патологии.
Заметим, что далеко не всегда и невнимательные дети попадают в число больных СДВГ. Американцы, например, четко различают состояния гиперактивности и неспособности концентрировать внимание (НКВ). Последнее вполне может проявиться само по себе неспособностью закончить начатое дело, быстрым переключением интересов и т. д. Кстати, довольно часто такие проявления мы наблюдаем и у взрослых людей. В медицине это называется «остаточное явление неспособности концентрировать внимание». И хотя природа этих двух синдромов практически одинакова — минимальное нарушение функции мозга, лечить детей можно более щадящими методами.
По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается «вечный двигатель», как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания, поэтому они хуже учатся, чаще горюют и с трудом контактируют в коллективе.
Автор: Г.В. Болотовский

 

ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

04.Апр.2022

Прежде всего, как отличить гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики.
Наталья Сабанова медицинский психолог Нижневартовской окружной клинической детской больницы: «Первое – это нарушение внимания. То есть ребенок невнимательный, не может сосредоточиться на какой-то деятельности, легко отвлекается, даже на ничтожные стимулы, у него нарушается планирование деятельности. Иногда ребенок производит впечатление, как будто он не слышит обращенную речь, хотя при этом слух у него сохранный. Вторая группа симптомов – это гиперактивность. Ребенок будет двигательно активным, не может усидеть на месте, даже тогда, когда это необходимо. Он будет проявлять двигательную активность и в школе и дома и в детском саду. Третья группа симптомов – это импульсивность, когда ребенок влезает в разговоры, не умеет ждать обещанного, у него превалируют импульсивные движения в общении».

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сдвг) чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с сдвг составляет только 10%. Почему ребенок гиперактивный? Причин такого расстройства много. «Например, американские психологи считают, что это генетическое заболевание, передается по наследству. Наши специалисты уже тоже начали склоняться к этому, но все же многие авторы считают, что сдвг является следствием минимальной мозговой дисфункции, может возникнуть из-за проблем со здоровьем мамы во время беременности. После рождения, если были какие-то травмы головного мозга или перенесенные инфекционные заболевания».

Диагностировать сдвг может только врач. Диагноз ставится на основании результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалография, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Низкие способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования. Если Вашему ребенку поставили такой диагноз, не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

 Что делать родителям гиперактивного ребенка? «В первую очередь акцент в лечении делается на психолого-педагогической коррекции. То есть это помощь психолога-педагога и создание определенного климата в семье. Родители должны быть последовательны в воспитании и проявлять некую твердость, то есть это «твердая любовь» так скажем. Ребенку нельзя чрезмерно разрешать все и в тоже время нельзя постоянно наказывать и одергивать, что часто случается, так как ребенок с гиперактивностью вызывает осуждение у окружающих людей и это накладывает определённый отпечаток на взаимоотношения родителей с ребенком. Мама с папой должны поддерживать положительное отношение к ребенку, потому что ребенок с синдромом дефицита внимания более чувствителен к похвале, чем к наказанию, то есть он со временем может вообще просто не реагировать на наказания».

Также необходимо использовать такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, то есть, когда работают правая рука и левая нога, это стимулирует межполушарные взаимодействия, улучшает процессы внимания и ребенок становится более последовательным в своем поведении. Соблюдать режим, ребенок с гиперактивностью кажется очень деятельным, а на самом деле он может находиться в процессе перевозбуждения работы головного мозга. Поэтому обязательно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте спал в тихий час или, хотя бы лежал, если он не может спать.

«Внимательно следите за поведением ребенка. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии. Если случилась истерика нужно постараться его успокоить, просто взять и крепко обнять. Внутреннее состояние родителя передается ребенку, поэтому, если мама понимает причины заболевания и не раздражается внутренне, то это тоже будет успокаивать».

Для гиперактивного ребенка нет ничего хуже, чем слово «нет». Нет, нельзя, не бегай, не прыгай, не ходи, не бери, не кричи. Не формулируйте приказы – озвучивайте предложения и подключайте выдумку. Лучше сказать – выйди на дорожку, чем не бегай по траве. Обосновывайте свои запреты. Например: если ребенок не хочет уходить с площадки, скажите: Я хотела почитать тебе перед сном интересную сказку, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать. Контролируйте время, ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактиваности плохо контролирует временные рамки, если он чем, то увлечен, может заниматься этим долго, и забудет про остальные дела.

«Постепенно с возрастом вводить обязанности по дому это тоже будет организовывать его волевые процессы, играть с ребенком в игры, которые будут снимать эмоциональное напряжение. Особенно, если это дошкольник, то у него ведущая деятельность игровая, через игру можно через негативных персонажей выразить свои отрицательные чувства. Важна атмосфера в семье, если родители вместе проводят досуг, смотрят мультфильмы, читают книги, это тоже будет воспитывать эмоционально-волевую сферу ребёнка. Хорошо использовать систему поощрений, например, если ты себя хорошо вел в садике, получаешь солнышко, накопление 5 солнышек, получаешь какой-то приз, дети с сдвг это очень любят».

Гиперактивным детям необходимо постоянно двигаться, а это идет в разрез со школьными правилами. Просидеть за партой 6 уроков подряд по 40 минут для них – непосильная задача. 15, максимум 20 минут – и ребенок теряет нить, его внимание рассеивается, необходима смена деятельности. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками.

Процесс академического обучения очень сильно затрудняется, то есть это может быть нарушение чтения, письма, счета, в сочетании с сдвг. Ребёнок с сдвг хочет заниматься только тем, что ему нравится, играть, собирать конструктор и в этих видах деятельности он может быть очень усидчив. Гиперактивность чаще всего проходит к подростковому возрасту: признаки повышенной двигательной активности уменьшаются, изменения в психике сглаживаются. Важно, чтобы к этому моменту ребенок пришел с верой в себя, положительными эмоциями и без груза комплекса неполноценности. А это – в ваших руках!

БУ «Нижневартовская окружная клиническая детская больница»

Вырасти из СДВГ? Маловероятно

 Еженедельник с СДВГ, 17 декабря 2020 г.


Многие родители и некоторые молодые люди смотрят на симптомы СДВГ и надеются, что, возможно, только возможно, молодой человек перерастет СДВГ. Хотя симптомы имеют тенденцию меняться со временем, а гиперактивное проявление может смениться преимущественно невнимательным, возможно ли оставить позади диагноз СДВГ?

В какой-то момент, совсем недавно, в 1980-х и начале 1990-х годов, специалисты и родители действительно думали, что молодые люди с СДВГ перерастут это расстройство к позднему подростковому или раннему взрослому возрасту. Одной из причин такого убеждения было отсутствие исследований, проводившихся после взросления детей, и ограниченное число исследователей, изучавших симптомы СДВГ у взрослых в то время.

«Но по мере того, как наука о СДВГ стремительно развивалась в течение следующих нескольких десятилетий, все эти догмы были опровергнуты», — объясняет исследователь Рассел А. Баркли, доктор философии. «Дети с диагнозом СДВГ вряд ли вырастут из него. И хотя некоторые дети могут полностью вылечиться от своего расстройства к 21 или 27 годам, полное расстройство или, по крайней мере, значительные симптомы и нарушения сохраняются в 50–86 процентах случаев, диагностированных в детстве. Следовательно, утверждение, что все дети с СДВГ вырастут из него, — это миф».

СДВГ продолжается во взрослом возрасте

СДВГ имеет три основных проявления: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный и комбинированный тип. Эти представления могут меняться на разных этапах жизни человека, и на них могут влиять жизненные обстоятельства. Многие дети, проявляющие преимущественно гиперактивную форму, могут вырасти во взрослых, которые больше не проявляют гиперактивности. Часто считалось, что эти дети переросли СДВГ просто потому, что в повседневной жизни они вели себя более спокойно, хотя симптомы невнимательности, импульсивности и неорганизованности оставались.

Кортни Лопрести, MS, сообщает, что ее часто спрашивают: «Можно ли СДВГ, подобно некоторым формам эпилепсии, перерасти? Или… СДВГ сохраняется надолго, несмотря на то, во что когда-то верили клиницисты?»

Исследование, по ее словам, говорит нам, что нет; даже те взрослые, которые больше не проявляют симптомов СДВГ, все еще испытывают различия в мозге, связанные с СДВГ. Проявления изменились, пишет она, но основное расстройство осталось.

Чтобы измерить это, г-жа Лопрести говорит, что исследователи сравнили мозг взрослых, у которых не был диагностирован СДВГ, с теми, у кого был диагноз в детстве. Особое внимание они уделяли хвостатому ядру — части мозга, отвечающей за различные когнитивные функции. Исследователи наблюдали четкую разницу между мозгом людей без СДВГ и людей с расстройством.

«Удивительно, однако, то, что эта разница в мозге присутствовала независимо от того, соответствовал ли участник диагностическим критериям СДВГ», — говорит она. «Другими словами, молодые люди, у которых ранее был диагностирован СДВГ в подростковом возрасте, но которые больше не демонстрировали клинически значимых симптомов, по-прежнему имели хвостатые ядра меньше среднего, чем люди без СДВГ в анамнезе».

Нарушения из-за симптомов СДВГ

Л. Юджин Арнольд, доктор медицинских наук, постоянный эксперт CHADD по СДВГ и один из исследователей исследования мультимодального лечения детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (MTA). По словам доктора Арнольда, среди его результатов было то, что около 60 процентов детей в исследовании продолжали испытывать симптомы СДВГ во взрослом возрасте. Однако некоторые из этих детей больше не считались страдающими этими симптомами, либо потому, что они стали мягче, либо у взрослых развились навыки преодоления этих симптомов.

«Вот ключ — если вы испытываете стресс или у вас проблемы с работой из-за СДВГ, пришло время обратиться за профессиональной помощью», — говорит доктор Арнольд. «Если вы выработаете хорошие привычки для вещей, с которыми можно справляться автоматически (т. внимание не является такой помехой. Хорошая новость заключается в том, что СДВГ обычно не так серьезен, как в детстве, с ним можно справиться при правильной помощи, и он может реагировать на варианты, недоступные для детей, такие как смена работы».

СДВГ взрослых

Симптомы СДВГ взрослых включают многие из тех же симптомов, что и дети, но могут также включать:

  • внутреннее чувство беспокойства
  • плохая память
  • временная слепота
  • трудности в отношениях
  • низкая производительность работы

Часто взрослые пропускают лечение или контроль СДВГ до тех пор, пока не произойдут изменения в их образе жизни, работе или домашних условиях. Новая оценка СДВГ и возможных сопутствующих заболеваний может быть проведена в любое время. Для взрослых варианты лечения включают поддержку образа жизни и медикаментозное лечение, а также методы лечения, которые могут решить конкретные проблемы или сопутствующие состояния.

«Не только взрослые могут по-прежнему соответствовать диагностическим критериям СДВГ, но и взрослые, которые технически «излечились» от СДВГ, могут бороться с определенными когнитивными задачами, испытывать менее чем здоровую нейронную активность и иметь нерегулярные уровни серого вещества в определенных областях. области мозга», — говорит г-жа Лопрести. «СДВГ не исчезает только потому, что симптомы становятся менее очевидными — его влияние на мозг сохраняется».

Узнайте больше о СДВГ у взрослых:

  • Диагностика СДВГ у взрослых
  • Q&A: Что происходит во время оценки СДВГ у взрослых?
  • СДВГ для взрослых и эмоции
  • Выбор лучшего лекарства для лечения СДВГ у взрослых
  • Вебинар: Процветание и борьба с СДВГ у взрослых: персонализируйте свой план лечения

Присоединяйтесь к обсуждению: Когда вам впервые поставили диагноз СДВГ?

Детский СДВГ: можно ли его перерасти?

Автор: Кендалл К. Морган

В этой статье

  • Что происходит с СДВГ и его симптомами с возрастом?
  • Что происходит с мозгом с возрастом при СДВГ?
  • Чего ожидать, когда вы вырастете с СДВГ

Если ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания или ведет себя импульсивно из-за синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), вы можете надеяться, что это то, из чего он вырастет. В конце концов, некоторые симптомы СДВГ, такие как мечтательность, забывчивость или ерзание, могут быть вполне нормальными для детей. Но хотя иногда это может случиться, большинство детей с СДВГ не перерастают его.

Что происходит с СДВГ и его симптомами с возрастом?

Люди могут узнать, что у них СДВГ, в любом возрасте, но чаще всего его диагностируют у детей в возрасте около 6 лет. Эксперты и многие родители привыкли считать, что СДВГ сохраняется в подростковом возрасте и во взрослой жизни лишь примерно в половине случаев. Но более поздние исследования показывают, что СДВГ и его симптомы обычно сохраняются даже после того, как дети вырастают. Иногда симптомы СДВГ могут исчезнуть и вернуться или измениться со временем.

Более ранние исследования показали, что симптомы СДВГ часто исчезали. Например, в одном исследовании 2016 года рассматривалось 579детям с диагнозом СДВГ в возрасте от 7 до 10 лет. Около половины из них снова были обследованы во взрослом возрасте, в среднем в возрасте около 25 лет. Исследование было основано на отчетах родителей и взрослых, у которых был СДВГ.

Исследование показало, что 60% детей с СДВГ все еще имели симптомы во взрослом возрасте. Более 40% из них полностью соответствовали критериям СДВГ на основании их симптомов и степени, в которой эти симптомы мешали их жизни.

Исследования, подобные этому, привели к общему мнению, что СДВГ сохраняется во взрослом возрасте примерно в половине случаев. Но точные цифры менялись от одного исследования к другому. Например, в другом исследовании 2013 года приняли участие более 5700 взрослых, у которых в детстве был диагностирован СДВГ. Было обнаружено, что СДВГ сохраняется примерно у 30% из них.

Из этих ранних исследований стало ясно, что многие дети с СДВГ не перерастают его, когда становятся взрослыми. Но они все же предположили, что, возможно, многие дети «перерастают» СДВГ. Эта точка зрения была опровергнута более поздним исследованием, в котором люди с СДВГ изучались несколько раз, а не один или два раза. Исследователи отметили, что большинство попыток посмотреть, что происходит с СДВГ с течением времени, не учитывали, есть ли у людей какие-либо симптомы СДВГ. Они также не учитывали, принимают ли взрослые, у которых в детстве был СДВГ, лекарство от него.

Чтобы получить больше информации в этом новом исследовании, исследователи зарегистрировали более 550 детей с СДВГ. Они наблюдали за ними восемь раз, начиная с 2 лет после первого интервью и заканчивая 16 годами, когда испытуемым было около 25 лет. Каждый раз они искали симптомы СДВГ и СДВГ, спрашивая у родителей, учителей и самих людей с СДВГ. . Они также подумали, лечатся ли они от СДВГ.

То, что они обнаружили, предполагает, что СДВГ — это не то, что у вас есть или чего нет. И путь, который он может пройти с течением времени, также может быть разным. В соответствии с более ранними исследованиями, около 30% участников исследования в какой-то момент полностью выздоровели от СДВГ и его симптомов. Но у большинства из тех, кто вроде бы выздоровел, — 60% — был рецидив. Таким образом, их СДВГ, казалось, уходил на какое-то время, а затем возвращался. Исследование также показало, что у большинства взрослых, которые не полностью соответствовали критериям СДВГ, все еще иногда были симптомы или они все еще принимали лекарства от СДВГ.

Только около 9% детей преодолели или, казалось, навсегда «переросли» свой СДВГ. Состояние оставалось стабильным менее чем у 11% участников исследования. Большинство с СДВГ показали изменения с течением времени. Судя по сообщениям участников исследования, симптомы СДВГ чаще всего то усиливались, то ослабевали. На какое-то время они могут стать лучше, а затем снова ухудшиться.

Это было небольшое исследование, поэтому нам нужно больше исследований, чтобы сделать твердые выводы. Но эти результаты показывают, что СДВГ и его симптомы могут меняться по неясным причинам.

Что происходит с мозгом с возрастом при СДВГ?

Не совсем понятно, что происходит в мозгу детей с СДВГ и как он меняется со временем. Было проведено множество исследований мозга. Но одна из причин, по которой трудно сказать, заключается в том, что в разных исследованиях наблюдались разные вещи. Эти различия могут быть вызваны многими причинами, в том числе различиями среди людей с СДВГ и тем, как проводились эти исследования.

В другом недавнем небольшом исследовании изучались изображения мозга 31 молодого человека с СДВГ по сравнению со взрослыми без СДВГ. Также учитывалось, сколько симптомов было у взрослых, когда они были детьми. Исследование действительно выявило некоторые широко распространенные изменения, в том числе изменения плотности и формы в различных частях мозга. Эти изменения были наиболее тесно связаны с симптомами СДВГ, которые были у людей в детстве. Исследователи предположили, что изменения в мозгу детей с симптомами СДВГ все еще сохраняются, когда эти дети становятся старше.

Таким образом, это дополняет идею о том, что детский СДВГ не проходит с возрастом. Но вопросов еще много. Необходимы дополнительные исследования, чтобы действительно понять, что происходит в мозгу при СДВГ и как он меняется со временем. Это также может зависеть от того, какой тип СДВГ у человека.

Чего ожидать, когда вы вырастете с СДВГ

Даже если ваш ребенок не перерастет СДВГ, он может выглядеть по-другому, когда он станет старше. Симптомы СДВГ у детей часто легче заметить. Взрослые, у которых был СДВГ в течение многих лет, возможно, нашли способы управлять своими симптомами или скрывать их.

Дети с СДВГ могут извиваться, ерзать или много бегать. У них могут возникнуть проблемы с выполнением задания в школе или дома. Кроме того, они могут быть импульсивными, резкими или говорить вне очереди. Став взрослыми, они часто могут продолжать бороться с вниманием, в то время как некоторые другие симптомы исчезают или обращаются внутрь себя. Например, вместо того, чтобы быть гиперактивными, они могут чувствовать беспокойство или легко заскучать.

Многие факторы могут влиять на изменение симптомов СДВГ с течением времени. Стресс может сыграть свою роль. То же самое можно сказать и о количестве поддержки, которую получает человек, и о том, насколько хорошо он может найти способы справиться с этими симптомами.

Также возможно, что некоторые дети, которые переросли СДВГ, не имели его с самого начала. Некоторые эксперты считают, что это одна из причин того, что некоторые дети перерастают его. За последние годы увеличилось количество детей, у которых диагностирован СДВГ. Неясно, связано ли это с тем, что это заболевание более распространено, или просто с тем, что диагностируется больше детей. То, как врачи диагностируют СДВГ, также со временем изменилось, что может объяснить некоторые различия.

Если ваш ребенок живет с СДВГ в настоящее время, вы можете ожидать улучшения симптомов при лечении и изучении способов помочь ему справиться с этим. По мере взросления, вероятно, будут моменты, когда симптомы не будут беспокоить их так сильно или даже исчезнут.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts