Возрастные особенности детей 2-4 лет
Необходимо отметить, что 3 года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.
Продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания.
Сфера общения характеризуется следующим:
— до 3,5 лет – 4 лет партнеры по игре ребенку не нужны. Дети играют с игрушками рядом с другими детьми. Рядом, но не вместе.
— ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр;
— ближе к 4-м годам появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им;
— ребенок называет других по имени;
— ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций;
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
— есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;
— одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу;
— знать последовательность раздевания и складывания одежды;
— замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи.
Развитие психических процессов.
Годы дошкольного детства – это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая.
ВОСПРИЯТИЕ – это фундамент для развития мышления, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина), не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других (трава зеленая, лимон кислый и желтый).
ВНИМАНИЕ — Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то. Способен удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ — Процессы памяти остаются непроизвольными. По—прежнему преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением. Ребенок должен знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ — В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое), быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 5 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
ВООБРАЖЕНИЕ — На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться.
РЕЧЬ — Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. На четвертом году жизни дети несколько чаше, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наимено-ваний. Длина предложений увеличивается. Появляются сложные предложения.
Так же продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в харак-тере выбираемых игрушек и сюжетов.
Педагог – психолог Абрамова В.А.
консультация для родителей на тему «Возрастные особенности детей 2-3 лет» | Консультация (младшая группа):
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?
Благодаря своим бесконечным наблюдениям дети познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми.
Этот возрастной период еще относится к раннему детству, но считать ребенка беспомощным малышом уже не стоит. Он очень многое может, круг его интересов расширяется, поэтому от вас требуется еще больше терпения и внимания, чтобы помочь ему во всем разобраться.
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
Развитие речи
В возрасте 2-3 лет обычно наступает пик в развитии речи ребенка. Он начинает активно слушать все, о чем говорится вокруг (взрослыми и телевизором), при чем запоминает и анализирует информацию. Очень важно предоставить ребенку возможность для пополнения активного и пассивного словарного запаса, и общаясь и занимаясь с ним способствовать развитию его речи.
Дети в этом возрасте уже должны разговаривать, а не просто говорить (повторять). Возможно пока в небольшом объеме, но в их речи должны присутствовать предложения, и они могут вести беседу, на простые темы – как зовут его и членов семьи, что он делает, куда ходил. Однако некоторые молчуны могут ограничиваться простыми словами и фразами, если ребенок при этом вашу речь, то пока не стоит беспокоиться.
К трем годам ребенок в состоянии понимать все, что вы говорите. Поэтому, чем больше времени вы уделяете беседам с ним, тем лучше он развивается. Общайтесь на интересующие его темы, оценивая при этом его уровень понимания речи (если вы будете говорить что-то не понятное излишне сложными словами и оборотами, то можете затормозить его развитие, испугать его).
Двигательные навыки
Хорошо управляет своим телом при ходьбе и беге, подъемах и наклонах. Ребенок с удовольствием учится новым упражнениям и движениям – прыгает с высоты, кувыркается, лазает на лестницы, скачет на одной ноге, ездить самостоятельно на велосипеде.
Он превращается в маленького скалолаза, потому что научился ловко забираться на все возможные препятствия. Ребенок стремится довести этот навык до совершенства, в связи, с чем требует к себе повышенного внимания, так как чувство опасности ему незнакомо, и многие не смотря на шишки, продолжают бесстрашно покорять новые вершины.
Эмоциональное развитие
Ребенок уже пытается контролировать свои эмоции и учится выражать их. Родителям следует помнить, что ему, как и любому взрослому человеку присущи не только положительные, но и отрицательные эмоции, и выражение последних, не должно вызывать недовольство.
Ваша цель – научить своего ребенка выражать свои отрицательные эмоции приемлемым способом.
Это очень непростая, но важная задача, часто требующая много времени и терпения. Вам придется каждый раз говорить ему о том, как себя нужно себя вести, старайтесь не используйте любимый нами оборот «так делать нельзя», а вместо этого объясните, как следует поступать.
Для периода 2-3 лет очень характерно спонтанное выражение эмоций – гнева или наоборот любви. Поощряйте ребенка, когда он говорит, что любит вас, всегда найдите время, чтобы обнять его в этот момент и сказать ему, что вы его тоже очень любите. Когда же он выказывает недовольство, то прислушайтесь, если ли у него какие-то обоснования, может быть он не просто капризничает, а действительно чем-то обеспокоен, переживает, что вы его не понимаете или не любите.
Социальное развитие ребенка 2-3 лет
Ребенку в возрасте 2-3 лет по прежнему нравится общение с взрослыми, но он проявляет все больший интерес к своим сверстникам. Ваша задача научить его правильному поведению в разных социальных группах. Конечно, многое зависит от темперамента ребенка, но, тем не менее, наблюдая за его игрой с разными детками, отметьте для себя умеет ли он играть в коллективе, сотрудничает ли он с ними, прислушивается ли к «вожаку» или же сам является лидером. Ребенок очень мудрый он поймет и попытается использовать новые знания, а вы опять же наблюдайте, что из этого получается.
Психологические особенности
Ребенок по-прежнему пытается выяснить, «кто в доме хозяин» и проводит различные эксперименты по уровню дозволенности тех или иных поступков и явлений. Так как в большинстве случаев рядом находится мама, то он активно сопротивляется ей, изучая границы дозволенного. Вы должны стараться в мягкой, но категоричной форме помочь ему расставить эти границы, не поддаваясь на провокационные истерики.
Очень важным моментом психологического развития детей 2-3 лет является появление способности управления своими сверстниками (зарождении лидерского потенциала). Ваша задача поощрять развитие этого важного качества.
Развитие творческих способностей
Ребенок 2-3 лет очень может очень активно заниматься творческой деятельностью, при чем уже на новом уровне. Появляются первые тематические рисунки и фигурки из пластилина. Постарайтесь поощрить эти занятия, чтобы вызвать в нем еще больший интерес – устраивайте персональные выставки, дарите рисунки родственникам.
Развитие умственных способностей
Интеллект ребенка при правильном уходе за ним достигает нового уровня, он начинает проделывать различные умственные операции, теперь он не сразу действует, а сначала обдумывает возможные варианты (если раньше, видя интересную игрушку в недоступном месте, мгновенно пытался ее достать различными способами, то теперь подумает и принесет стул, чтобы ему было удобно).
В возрасте 2-3 лет следует активно развивать внимательность и наблюдательность ребенка. Рассматривая с ним картинки в книжках, описывайте детали.
Еще один вариант игры – этонайтиотличие – чем одна картинка отличается от другой.
Ребенок активно начинает что-то конструировать и строить, поэтому среди игрушек обязательно должны быть конструкторы и кубики.
Рекомендации для родителей
Возрастные особенности детей 2-3 лет
МБДОУ детский сад
с. Богословка
Группа «Лучики»
подготовил воспитатель
Девятаева Е.В.
Вехи развития вашего малыша в возрасте 2 лет
Объяснение
Все, что вам нужно знать о своем подрастающем 2-летнем ребенке.
ЮНИСЕФ
К 2 годам ваш малыш уже говорит, ходит, лазает, прыгает, бегает и кипит энергией. Ваш ребенок теперь имеет растущий словарный запас и усваивает новые слова на регулярной основе. Она/он может различать формы и цвета и даже может проявлять интерес к приучению к горшку. По мере того, как ваш малыш становится более независимым, он/она может проявлять признаки неповиновения, поскольку он/она начинает раздвигать границы и исследовать окружающий мир.
Социальные и эмоциональные |
Язык и общение |
Развитие мозга |
Движение и физическое развитие |
Продукты питания и питание |
На что обратить внимание |
Советы и ресурсы |
< Назад к вехам воспитания |
Социальные и эмоциональные вехи в возрасте 2 лет
Некоторые способы, с помощью которых вы увидите, как ваш малыш учится общаться с окружающими его людьми в возрасте 2 лет.
- Любит копировать взрослых и других детей.
- Возбуждается, когда он с другими детьми.
- Он стал более независимым, даже более дерзким.
Советы для родителей
- Найдите возможность поиграть и поговорить с малышом. Время игры может быть таким же простым, как катание мяча вперед и назад, передача вам своих игрушек или помощь в безопасных занятиях, таких как складывание одежды под вашим присмотром. Эти виды деятельности могут помочь развить просоциальное поведение, способствуя чувству принадлежности и сотрудничества с другими.
Основные этапы развития языка и общения в возрасте 2 лет
Как ваш малыш выражает свои потребности.
- Говорит короткие предложения из двух-четырех слов.
- Указывает на предметы, когда они названы.
- Знает знакомые части тела.
- Узнает знакомых людей.
- Повторяет услышанные слова и следует простым инструкциям.
Советы родителям
- Когда берёте её на прогулку, говорите ей названия вещей, которые видите.
Вехи развития мозга в 2 года
Мозг вашего ребенка растет!
- Начинает сортировать формы и цвета.
- Может находить вещи, спрятанные под несколькими слоями.
- Завершает предложения в знакомых книгах.
- Играет в простые придуманные игры.
- Строит башни из четырех и более блоков.
- Может выполнять двухэтапные инструкции.
- Может начать развиваться доминирующая рука.
Советы для родителей
- Поощряйте его осматривать комнату в поисках предметов, которые вы прячете, и давайте ему подсказки.
Вехи двигательного и физического развития в 2 года
Как она будет двигаться в окружающей среде.
- Может бегать, пинать мяч и бросать мяч над головой.
- Начинает работать.
- Поднимается и спускается с мебели без посторонней помощи.
- Создает или копирует прямые линии и окружности.
Советы для родителей
- Придумайте ребенку небольшие задания на развитие мелкой моторики, например, попросите его перевернуть страницу книги.
Пищевые продукты и питание в 2 года
Как выглядит время приема пищи в 2 года.- Жевание с полным движением челюстей.
- Использует посуду с небольшим количеством жидкости.
Советы родителям
- Будьте спокойны и принимайте. Уделяйте ребенку позитивное внимание, когда он ест, но не делайте из этого проблему, когда он не ест. Просто уберите еду, накройте ее и чуть позже снова предложите ему.
На что следует обратить внимание
Хотя все дети развиваются по-разному, вам следует обратиться к педиатру, если ваш двухлетний ребенок:
- Не умеет пользоваться обычными предметами.
- Не использует фразы из двух слов.
- Не копирует действия и не повторяет слова.
- Не следует основным указаниям.
- Не может ходить устойчиво.
- Теряет навыки, которыми когда-то владела.
Верно или неверно?
Загрузка…
Изучение возрастных групп
2 месяца | 4 Месяца | 6 месяцев | 9 месяцев | 1 год | 18 месяцев | 2 года
< Вернуться к этапам воспитания детей
Запись этапов развития — 3 года: Медицинская энциклопедия MedlinePlus
URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/002014.htm
Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.
В этой статье описываются навыки и маркеры роста, актуальные для трехлетних детей.
Эти вехи типичны для детей третьего года жизни. Всегда имейте в виду, что некоторые различия являются нормальными. Если у вас есть вопросы о развитии вашего ребенка, обратитесь к лечащему врачу вашего ребенка.
Физические и моторные вехи для типичного трехлетнего ребенка включают:
- Прибавка от 4 до 5 фунтов в год (от 1,8 до 2,25 кг)
- Прирост от 2 до 3 дюймов в год (от 5 до 7,5 сантиметров)
- Достигает примерно половины своего взрослого роста
- Улучшился баланс
- Улучшилось зрение (20/30)
- Имеются все 20 молочных зубов
- Требуется от 11 до 13 часов сна в день хорошо)
- Может кратковременно балансировать и прыгать на одной ноге
- Может ходить по лестнице, чередуя ноги (не держась за поручни)
- Может построить блочную башню из более чем 9 кубов
- Может легко помещать небольшие предметы в маленькое отверстие
- Может копировать круг
- Может крутить педали трехколесного велосипеда
Сенсорные, умственные и социальные вехи включают:
- Словарный запас в несколько сотен слов множественное число и местоимения (он/она)
- Часто задает вопросы
- Может самостоятельно одеваться, нуждаясь только в помощи со шнурками, пуговицами и другими застежками в неудобных местах
- Может дольше оставаться сосредоточенным
- Обладает более длительной концентрацией внимания
- Легко кормит себя
- Разыгрывает социальные контакты посредством игр
- Становится менее боязливым, когда разлучается с матерью или опекуном на короткие периоды времени
- Боится воображаемых вещей
- Знает свое имя, возраст, и секс (мальчик/девочка)
- Начинает делиться
- Играет совместно (строит башню из кубиков вместе)
В возрасте 3 лет почти вся речь ребенка должна быть понятной.
В этом возрасте часто случаются приступы гнева. Дети, у которых истерики часто длятся более 15 минут или случаются более 3 раз в день, должны быть осмотрены врачом.
Способы поощрения развития трехлетнего ребенка включают:
- Обеспечьте безопасную игровую площадку и постоянный присмотр.
- Обеспечьте необходимое пространство для физической активности.
- Помогите своему ребенку принять участие в спортивных состязаниях и играх и изучить их правила.
- Ограничьте как время, так и содержание просмотра телевизора и компьютера.
- Посетите местные достопримечательности.
- Поощряйте ребенка помогать с мелкими домашними делами, например помогать накрывать на стол или собирать игрушки.
- Поощряйте игры с другими детьми, чтобы помочь им развить социальные навыки.
- Поощряйте творческие игры.
- Читаем вместе.
- Поощряйте ребенка учиться, отвечая на его вопросы.
- Обеспечьте деятельность, связанную с интересами вашего ребенка.