Звук р постановка у детей: Постановка звука р: поэтапная постановка и упражнения

Содержание

Постановка звука Р — Логопатики

Все родители желают, чтобы их малыш как можно раньше научился правильно выговаривать все звуки речи. Но это не всегда происходит своевременно и легко. Звук Р относится к тем звукам, появление которых может затянуться во времени и характеризоваться определенными трудностями.

Когда же должен появиться звук Р

Многие мамы и папы сетуют на то, что их малыш, будучи в возрасте, например, двух лет, выговаривал звук Р, а потом перестал. Скорее всего, это было подобие данного звука. Хочется отметить, что звук Р может появляться значительно позже, чем все остальные звуки. Правда, этот период не должен затянуться до 6 – 7 лет жизни вашего ребенка. Потом вызвать этот звук или исправить его неправильное произношение будет сложнее.

Пример HTML-страницы

Рекомендации для постановки звука Р

Чтобы научить ребенка правильно произносить звук Р, нужно подготовить к этому процессу его органы артикуляции. Для начала следует выработать умение делать язык широким. Этому способствует упражнение «Накажем непослушный язычок», выполнение которого состоит в следующем: высунуть широкий язык, расположить его на нижней губе и пошлепать по нем верней губой.

Как только малыш научится расслаблять язык, следует перейти к формированию умения поднимать широкий язык вверх и располагать его на верхней губе. При этом следует обратить внимание ребенка на то, что в этом процессе нельзя помогать нижней челюстью. Работать должны только мышцы языка.

Следующий шаг – научить ребенка располагать язык за верхними зубами, сохраняя его в широком состоянии. Можно выполнять попеременное высовывание языка и расположение его на верхней губе, а затем размещение за верхними зубами.

Когда у ребенка будет выработано умение задерживать расслабленный широкий язык за зубами, можно предложить переместить его чуть дальше – к альвеолам и совершить сильный выдох. Должно получиться подобие рокотания. Таким образом, формируется правильное положение органов артикуляции, которое необходимо для собственной постановки звука Р.

После того как у малыша появится  правильная артикуляция, предложите ему произнести быстро длинный ряд д-д-д-д-д. Рот при этом должен быть приоткрыт, а широкий язык ударяться за верхними зубами у альвеол. Чтобы ребенку было легче себя контролировать, следует выполнять упражнение перед зеркалом. Кроме этого целесообразно взять полоску бумаги. При правильном выполнении данного задания бумажная полоска будет колебаться на каждый удар языка.

Если малыш умеет быстро выполнять упражнение, описанное выше, можно перейти к механической постановке звука Р при помощи как специального шарикового зонда, так и подручных средств – пустышки, наполненные ватой, ватных палочек, указательного пальца самого ребенка или взрослого. Упражнение носит название «Заведем мотор». Предложите ребенку, чтобы он длительно произнес звук Д. В этот момент подложите специальные средства, например, пустышку, под кончик языка малыша и совершите частные колебательные движения из одной стороны в другую сторону. В ответ должен появиться рокот, характерный для произнесения звука Р.

Следите за тем, чтобы язык ребенка был широким и напряженным. Если это условие не будет соблюдено – дрожания не получится.

Для появления звука Р могут понадобиться не только дни, но и месяцы. Наберитесь терпения, так как любая поспешность может привести к искаженному произнесению данного звука, например, горловому произнесению, которое очень сложно исправить.

Пример HTML-страницы

Как научиться выговаривать звук Р? Постановка звука Р у детей

Если ваш ребенок после 5 лет не выговаривает звук Р или произносит его неправильно, нужно уточнить причину, почему это происходит. А потом попробовать научить его правильному произношению. Это один из самых сложных звуков в русском языке, требующий точных движений и вибрации языка, поэтому его нарушения могут быть самыми разнообразными. Как научиться выговаривать звук Р?

Содержание

  1. Как проверить произношение звука Р?
  2. Основные причины неправильного произношения
  3. Артикуляционная гимнастика для звука Р
  4. Логопедические упражнения на звук Р
  5. Самые распространенные нарушения
  6. Упражнения для улучшения речевого слуха
  7. Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки
  8. Основные упражнения
  9. Постановка звука Р от звука Д
  10. Постановка Р от звука З
  11. Постановка звука Р на вдохе
  12. Постановка с механической помощью
  13. Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)
  14. Рекомендуем пособия!

Как проверить произношение звука Р?


Попросите ребенка повторить его несколько раз изолированно – Р Р Р, затем в словах в разной позиции вслед за вами: РАК, РЫБА, РУКА, ВОРОНА, КОРОВА, ДОРОГА, ВАР, ЖАР, ПАР, ТРАКТОР, ДРАКОН, ПРОСПЕКТ.

Если ребенок неправильно произносит изолированный Р, то нужно будет сначала его поставить, затем закрепить произношение в словах и предложениях. Если Р изолированно звучит правильно, а в словах неверно, нужно будет только закрепить его произношение.

Основные причины неправильного произношения

  • Нарушение подвижности органов речи;
  • Короткая уздечка языка;
  • Нарушение речевого слуха;
  • Неправильное речевое дыхание.

Для проверки подвижности органов речи нужно попросить ребенка выполнить несколько упражнений. Сядьте с ним перед зеркалом, покажите движение сами, попросите повторить:

  • открывать и закрывать рот, при этом «шлепая» губами;
  • далеко высовывать язык и прятать его;
  • двигать широким языком сначала вверх-вниз, затем вправо-влево;
  • удерживать неподвижный широкий язык на нижней губе при открытом рте 10 секунд;
  • вытягивать губы трубочкой – растягивать в улыбке;
  • поочередно закрывать правый-левый глаза.

Артикуляционная гимнастика для звука Р

Если вы замечаете, что движения у ребенка получаются неточные, а некоторые он повторить не может, научите его сначала выполнять специальные упражнения для губ и языка. Они называются артикуляционной гимнастикой и предназначены для улучшения подвижности речевых органов.

Для проверки речевого слуха ребенка предложите ему «поймать» звук Р. Вы поочередно произносите разные звуки, слоги и слова, например: П, Л, Ш, Р, С,Р, ЛА, РА, МО, УР, МАМА, РАМА, ЛАПА, РОЗА, а ребенок должен хлопать в ладоши, когда услышит среди них Р. Если ребенок путает близкие по звучанию звуки: Р-Л, Р-Й, это говорит о нарушении речевого слуха.

Чтобы проверить длину уздечки языка, попросите ребенка открыть рот, как для произнесения звука Э, и дотянуться языком до основания верхних зубов. Если язык не дотягивается, уздечка считается укороченной. Ее достаточно просто растянуть с помощью регулярно выполняемых упражнений для языка — «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

Когда звук Р звучит «по-французски», картаво, по научному это называется грассирование, имеет место нарушение речевого выдоха. Если он неправильный, то воздушная струя частично уходит в нос, а ее остатки рассеиваются во рту. В результате чего вибрирует не кончик языка, а маленький язычок над небом. Грассирование очень тяжело поддается коррекции, и как только вы заметили, что ребенок начал картавить, немедленно начинайте работу по исправлению речевого выдоха.

Логопедические упражнения на звук Р

1. На выдохе многократно произносить звук Т, следить, чтобы звук не «уходил» в нос;

2. На выдохе многократно произносить звук Д;

3. Произносить слоги ты ты, ды ды, ты-та, ды-да, ты-та-тэ, ды-да-дэ;

4. Закреплять правильный речевой выдох в самостоятельной речи.

Самые распространенные нарушения

  • Звук пропускается совсем, вместо него звучит гласный — слово саРай звучит как са_ай;
  • Вместо звука Р произносится Л или Й, это называется заменой – салай, йука;
  • Звук смягчается в тех словах, где должен звучать твердо – риба, рюка;
  • Звук произносится искаженно, нетипично для русского языка – грассирующий Р.

В целом насчитывается около 30 различных нарушений произношения звука Р, многие из них встречаются нечасто.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Здесь пример работы при замене Р на Л. Если идет замена на другой звук, то различают на слух его и Р.

Взрослый произносит различные звуки, среди которых есть и Р и Л. Сначала ребенок поднимает руку, когда услышит звук Л, потом слушает те же звуки, но поднимает руку на звук Р, при этом слова вслух не повторяет. То же самое со словами в которых звуки Р и Л находятся:

  • в начале слова: лук, рак, росток, работа, ласточка, лопата;
  • в середине слова: молоток, корова, город, сало, урок, колос;
  • в конце слова: мел, вор, комар, гол, опал, вол, кошмар, кадр.

Как научиться выговаривать звук Р: упражнения для постановки

Основные упражнения

1. «Лошадка» — энергично щелкать языком, присасывая его к небу и резко отрывая;

2. «Тпру, лошадка» — вибрируя губами произносить «кучерское» тпру;

3. «Маляр» — двигать широким языком от верхних зубов к горлу и обратно к зубам;

4. «Грибок» — присосать язык к небу, натянув подъязычную связку. Язык это «шляпка гриба», а связка – «ножка гриба»;

5. «Дятел» — кончиком языка ударять в бугорки за верхними зубами — альвеолы, произнося д-д-д-д. Двигается только язык, нижняя челюсть неподвижна.

6. «Комарик» — сильно упираясь языком в альвеолы протяжно произносить дз-з-з-з

7. «Заведи моторчик» — поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др.

Эти упражнения нужно выполнять каждый день, перед зеркалом, добиваясь четких и правильных движений языка.

Постановка звука Р от звука Д

Звонко и длительно произносить звук Д, прижимая кончик языка к верхним альвеолам. Пусть ребенок представит, что язык – это парус, который нужно надуть ветром. При произнесении звука Д нужно сильно дуть на язык, чтобы «парус захлопал, завибрировал на ветру». Подставив ладонь ко рту, ребенок должен ощущать толчки воздуха. Не сразу, но должно получиться др-р-р. Закрепляем его в словах с сочетанием др – драка, друг, дракон, затем с сочетанием тр – трава, труд, трон, затем в словах квадрат, патрон, ведро, витраж, кадр, метр, театр.

Постановка Р от звука З

Тянуть звук З при верхнем положении языка – «комарик гудит», затем быстро двигать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами – «комарик замерз и дрожит».

Постановка звука Р на вдохе

Ребенок тянет звук С, прислонив язык к зубам. Объясните ему – сначала выдувай воздух изо рта и произнеси С наружу, а затем всоси в себя этот же воздух и звук С вместе с ним внутрь. Или – произнося звук С сделай такое движение языком, как будто хочешь «всосать» в себя слюнки.

Постановка с механической помощью

Для этого можно использовать резиновую соску, ручку чайной ложечки, ватную палочку или указательный палец ребенка. Предметы должны быть идеально чистыми, на пальчике нужно коротко состричь и ровно подпилить ноготок, чтобы не повредить язык. Ребенок длительно произносит верхний звук З или Д-Д-Д-Д, в это время взрослый каким-либо из перечисленных предметов быстро двигает под языком вправо-влево, вызывая его колебания. Если это пальчик ребенка, он должен быть абсолютно прямым и сначала взрослый сам двигает детскую руку. В результате должен послышаться грубый, раскатистый звук Р.

Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)

После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.

Рекомендуем пособия!

  • Большая книга логопедических игр
  • Непослушные звуки «Р»-«Рь». Логопедическая тетрадь (с наклейками)
  • Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р
  • Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь
  • 1000 скороговорок с трудными звуками

Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.

Лавицкая Ольга Викторовна, логопед, специально для сайта Активная мама

Таблица развития звуков речи — Kid Sense Развитие ребенка

< Вернуться к Таблицы развития ребенка

Артикуляция  — это производство и четкость воспроизведения звуков речи. Обычно это происходит в последовательном процессе, как описано ниже.

Примечание. Каждый этап разработки предполагает успешное выполнение предыдущих этапов.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили навыки, которые не были реализованы моложе своего текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

 

 Возраст  Вехи развития   Распространенные ошибки Возможные последствия, если контрольные точки не достигнуты
0–6 месяцев
  • Ребенок издает воркующие звуки (например, «у», «и», «а»), поворачивается на звуки и устанавливает зрительный контакт, когда слышит, как взрослый говорит или издает звуки
  •  Нет
  • Может повлиять на социальное взаимодействие с родителями
  • Может влиять на тонус мышц полости рта (т. е. языка, щек, губ)
6-12 месяцев
  • В 6 месяцев ребенок начинает
    лепетать и повторять звуки (например, «мама»)
  • Нет
  • Может влиять на социальное взаимодействие с родителями
  • Может влиять на тонус мышц полости рта (т. е. языка,
    щек, губ)
  • Может повлиять на способность ребенка складывать звуки вместе
1-2 года
  • Ребенок может произнести
    следующих звуков в словах — /р/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/
  • Ребенок может произнести
    следующих звуков в словах – /п/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/
  • Озвучивание — здесь звуки, произносимые без голоса, заменяются звонкими звуками (например, « c ar» становится « g ar», « t ea» становится « d ea»)
  • Остановка. Здесь звуки, издаваемые длинным воздушным потоком, заменяются звуками, издаваемыми при остановленном воздушном потоке (например, « s ea» становится « t ea», « sh oe» становится « t o» )
  • Удаление конечного согласного. Концы слов часто пропускаются (например, «ta p » = «ta»)
  • Velar Fronting — здесь звуки, издаваемые языком, касающимся задней части рта (например, /k/ и /g/), заменяются звуками, издаваемыми в передней части рта (например, /t/ и /d/), поэтому
    c
    ar» становится « t ar», « k ey» становится « t ea»
  • Небный фронт — это место, где язык выдвигается вперед во рту, так что звук «ш» становится звуком /с/
  • Удаление слабых слогов — здесь из слов удаляются безударные слоги (например, «el e phant» становится «ephant»)
  • Ассимиляция. На произношение всего слова влияет наличие в слове определенного звука (например, «до г ” становится ‘ г o г ’)
  • Сокращение кластеров согласных. Здесь группы согласных в словах сокращаются на один или несколько согласных (например, « b rick» становится « b ick», « cl own» становится « c own»).
  • Деаффрикация. Здесь аффрикаты заменяются фрикативными звуками (ш, /с/, /з/ или ??’) или /т/ или / д / звук
  • Скольжение. Здесь звуки /l/ и /r/ заменяются звуком /w/ или звуком 9.0046
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук «th» (как в «wi th ») заменен звуком /v/
  • Разочарование из-за непонимания
  • Может повлиять на беглость и четкость речи
  • Трудности понимания другими
2-3 года
  • Ребенок может произносить в словах следующие звуки: /р/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/
  • Ребенок умеет произносить в словах следующие звуки – /п/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/
  • Озвучивание — здесь звуки, произносимые без голоса, заменяются звонкими звуками (например, « c ar» становится « g
    ar», « t ea» становится « d ea»)
  • Остановка. Здесь звуки, издаваемые длительным воздушным потоком, заменяются звуками, издаваемыми при остановленном воздушном потоке (например, « s ea» становится « t ea», « sh oe» становится ‘ t o’)
  • Удаление конечного согласного. Концы слов часто пропускаются (например, «ta p » = «ta»)
  • Velar Fronting — здесь звуки, издаваемые языком, касающимся задней части рта (например, /k/ и /g/), заменяются звуками, издаваемыми в передней части рта (например, /t/ и /d/), поэтому « c ar» становится « t ar», « k ey» становится « t ea»
  • Небный фронт — это место, где язык перемещается вперед во рту, так что звук «ш» становится звуком / с /
  • Удаление слабых слогов — здесь из слов удаляются безударные слоги (например, «el e phant» становится «ephant»)
  • Ассимиляция. На произношение всего слова влияет наличие в нем определенного звука (например, «до г » становится ‘ г или г ’)
  • Сокращение группы согласных — это когда группы согласных в словах сокращаются на одну или несколько согласных (например, « b rick» становится « b ick», « cl own» становится « c own»)
  • Деаффрикация. Здесь аффрикаты заменяются фрикативными звуками (ш, /с/, /з/ или ??’) или /т/ или / д / звук
  • Скольжение. Здесь звуки /l/ и /r/ заменяются звуком /w/ или звуком y
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук ‘th’ (как в ‘wi th ’) заменяется звуком /v/
  • .

 

  • Разочарование из-за непонимания
  • Может повлиять на беглость и четкость речи
  • Трудности понимания другими
3-4 года
  • Ребенок умеет произносить в словах следующие звуки – /п/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/, /к/, /г/, /ф/, / с /, / г /, / ч /
  • Речь может быть неясной для взрослых, которые плохо знают ребенка
  • Удаление слабых слогов: здесь из слов удаляются безударные слоги (например, «el e phant» становится «ephant»)
  • Ассимиляция. На произношение всего слова влияет присутствие в нем определенного звука (например, «до g » становится « g o g »)
  • Сокращение кластеров согласных — это когда кластеры согласных в словах сокращаются на один или несколько согласных (например, « br ick» становится « b ick», « cl own» становится « c own»)
  • Деаффрикация. Здесь аффрикаты заменяются фрикативными звуками (ш, /с/, /з/ или ??’) или /т/ или / д / звук
  • Скольжение. Здесь звуки /l/ и /r/ заменяются звуком /w/ или звуком y
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук ‘th’ (как в ‘wi ’) заменяется звуком /v/
  • Трудности с социализацией
  • Может повлиять на беглость и четкость речи
  • Трудности понимания другими
  • Может повлиять на развитие выразительной речи (например, оставление звуков в конце слов влияет на вербальную грамматику)
4-5 лет
  • Ребенок может произнести
    следующих звуков в словах – /п/, /б/, /м/, /н/, /т/, /д/, /к/, /г/, /ф/ ,
    /с/, /у/, /ч/, ‘ш’, ‘ч’, ‘к’, /з/, /л/, /в/
  • Деаффрикация. Здесь аффрикаты заменяются фрикативными звуками (ш, /с/, /з/ или ??’)
    или /т. / или / д / звук
  • Скольжение. Здесь звуки /l/ и /r/ заменяются звуком /w/ или звуком y
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук ‘th’ (как в ‘wi ’) заменяется звуком /v/
  • Трудности с социализацией
  • Может повлиять на беглость и четкость речи
  • Трудности понимания другими
  • Может повлиять на развитие выразительной речи (например, оставление звуков в конце слов влияет на вербальную грамматику)
5-6 лет
  • Речь должна быть в основном
    ясной и легкой для понимания, но все же могут быть отмечены некоторые незрелости (например, со звуками «р» и «т»)
  • Скольжение. Здесь звуки /l/ и /r/ заменяются звуком /w/ или звуком y.
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук «th» (как в «wi th ») заменен звуком /v/
  • Трудности с социализацией
  • Может повлиять на беглость и четкость речи
  • Трудности с правописанием из-за артикуляционных ошибок
  • Трудности с социализацией
  • Может повлиять на развитие выразительной речи (например, оставление звуков в конце слов влияет на вербальную грамматику)
6-7 лет
  • Нет конкретных вех
  • Глухой звук «th» (как в « th ank you») заменяется звуком /f/
  • Звонкий звук «th» (как в «wi th ») заменен звуком /v/
  • Трудности с социализацией
  • Трудности с правописанием из-за артикуляционных ошибок
  • Может повлиять на развитие выразительной речи (например, оставление звуков в конце слов влияет на вербальную грамматику)
7-8 лет
  • Ребенок может произносить все звуки речи словами без заметных ошибок
  •  Нет
  • Трудности с социализацией
  • Трудности с правописанием из-за артикуляционных ошибок
  • Может повлиять на развитие выразительной речи (например, оставление звуков в конце слов влияет на вербальную грамматику)

 

Эта диаграмма была разработана в качестве функционального скрининга навыков развития в каждой возрастной группе. Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированное исследование.

Информация в этой таблице собиралась в течение многих лет из различных источников. Затем эта информация была дополнена многолетней клинической практикой, а также терапевтическими консультациями с учителями по уходу за детьми, детскими садами и школами в Южной Австралии о навыках развития, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был дополнительно изменен в связи с необходимостью того, чтобы дети и их учителя соответствовали функциональным A Ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ) требования, которые не всегда соответствуют стандартизированным исследованиям.

Детская потеря слуха — StatPearls

Непрерывное обучение

Детская потеря слуха — это широкая категория, охватывающая широкий спектр патологий. Раннее выявление и быстрое лечение имеют важное значение, так как потеря слуха у детей значительно влияет на развитие языковых и психосоциальных навыков. Кроме того, раннее обнаружение может выявить потенциально обратимые причины или другие основные проблемы, с которыми можно справиться. В этом упражнении описывается диагностика и терапевтические стратегии лечения потери слуха у детей и подчеркивается роль межпрофессиональной команды в уходе за детьми с потерей слуха.

Цели:

  • Опишите типы потери слуха у детей.

  • Объясните, когда тугоухость у детей следует включать в дифференциальный диагноз.

  • Определить варианты лечения потери слуха у детей.

  • Рассмотрите оптимально функционирующий подход межпрофессиональной команды для координации помощи и улучшения результатов для педиатрических пациентов с потерей слуха.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Детская потеря слуха — это широкая категория, охватывающая широкий спектр патологий. Раннее выявление и быстрое лечение необходимы для развития нормальной речи и психосоциального функционирования, а также для выявления потенциально обратимых причин или других основных проблем. Слух измеряется в децибелах, а тяжесть потери слуха оценивается по порогу слышимости. Нормальный диапазон слуха составляет 0-20 децибел (дБ), что соответствует способности воспринимать звук тише, чем шепот. Легкая потеря слуха соответствует диапазону от 20 до 39 баллов.дБ, умеренная 40-69 дБ, тяжелая 70-89 дБ и глубокая более 90 дБ.

Существует три основных типа потери слуха; кондуктивная, нейросенсорная и смешанная. Первое обычно возникает из-за проблемы с передачей звуков на уровне наружного или среднего уха. Основной причиной кондуктивной тугоухости у детей является средний отит с выпотом (клей в ухе). Нейросенсорная тугоухость возникает в результате нарушения слухового пути в любой точке от улитки внутреннего уха до ствола головного мозга, и, несмотря на то, что она относительно редко встречается у детей в целом, она является основной причиной необратимой потери слуха в педиатрической популяции. . Смешанная тугоухость возникает при наличии как кондуктивного, так и нейросенсорного компонентов.

Этиология

Потеря слуха в педиатрической популяции может быть в широком смысле охарактеризована как врожденная или приобретенная.

Врожденные причины

Врожденная потеря слуха может быть классифицирована как генетическая и негенетическая по этиологии. Первая категория отвечает за более чем половину врожденных причин и может быть связана с аутосомно-доминантной, рецессивной или сцепленной с полом мутацией.[1] Генетические причины часто далее подразделяются на синдромальные и несиндромальные категории в зависимости от того, страдает ли пациент основным генетическим синдромом. Примерно 30% генетических причин потери слуха являются синдромальными.[2] Наиболее частой причиной врожденной тугоухости является аутосомно-рецессивная несиндромальная тугоухость.

TORCH-организмы (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус (ЦМВ) и герпес) были идентифицированы как ключевые возбудители инфекции. ЦМВ является наиболее распространенной причиной врожденной негенетической потери слуха в развитых странах. Другие врожденные причины включают травму, прием ототоксичных препаратов в антенатальном периоде и несколько перинатальных факторов риска, таких как недоношенность, низкий вес при рождении и гипербилирубинемия.

Приобретенная потеря слуха

Средний отит с выпотом является основной причиной приобретенной потери слуха у детей. Подробное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки данной статьи, но классически он имеет бимодальный клюв в возрасте 2 и 5 лет и характеризуется кондуктивной тугоухостью, связанной со сглаженной тимпанограммой.[3] Обычно это проходит без вмешательства по мере созревания евстахиевой трубы или после введения вентиляционной трубки в среднее ухо.[4] Гипертрофия аденоидов может способствовать этой клинической картине. [5] Инфекции также представляют собой еще одну важную категорию приобретенной потери слуха, с особенно сильной связью с бактериальным менингитом, эпидемическим паротитом и корью. Другие причины включают первичные отологические патологии, такие как холестеатома, вколоченный воск и отосклероз, а также травмы.

High-risk factors in neonates:

  • Congenital infections

  • Family history

  • Craniofacial anomalies

  • Hyperbilirubinemia

  • Birth weight 1500 g

  • Low Apgar

  • Бактериальный менингит

  • Необходимость длительной интубации

Эпидемиология

Потеря слуха встречается у 1-3 новорожденных на 1000 рождений,[6] при этом 1-2 на 1000 страдают постоянным нарушением слуха в детстве[7]. Существует несколько повышенная распространенность потери слуха у мальчиков по сравнению с девочками с соотношением 1,16:1,0.[7] В Великобритании около 45 000 детей с потерей слуха, половина из которых имеет врожденное происхождение.[8]

Патофизиология

Любое состояние, снижающее передачу звука из внешнего пространства в улитку, вызывает кондуктивную тугоухость. К ним относятся ушная сера, аномалии спирали или ушной раковины, выпоты и фиксированная цепь косточек. Помимо холестеатомы, к другим образованиям относятся гломусные опухоли, шванномы лицевого нерва и гемангиомы.

Нейросенсорная тугоухость возникает из-за прерывания передачи звука после улитки. Это может быть связано с повреждением волосковых клеток или повреждением 8-го черепного нерва. Даже незначительные искажения в волосковых клетках могут привести к серьезной потере слуха.

Категории потери слуха являются следующими:

  • Небольшая потеря слуха: 16-25DB

  • Мягкая потеря слуха: 26-40DB

  • Умеренные слуха. : 71–90 дБ

  • Глубокая потеря слуха: 90 дБ

Анамнез и физикальное

Потеря слуха может проявляться по-разному в зависимости от возраста ребенка. Потеря слуха у новорожденных почти всегда выявляется с помощью программ скрининга новорожденных. У детей старшего возраста родители или другие специалисты, такие как школьные учителя, могут заметить задержку языковых навыков, поведенческие проблемы или прослушивание телевизора на повышенной громкости. В анамнезе важно выяснить, есть ли сопутствующие отологические симптомы, такие как оторея, оталгия, шум в ушах или головокружение. Требуется тщательный сбор анамнеза, включая вопросы о любых других неврологических симптомах, историю болезни, включая историю наркотиков и провоцирующие события, такие как травмы, недавние вирусные инфекции или новые лекарства.

Обследование будет включать в себя оценку уха, включая внешний вид ушной раковины, в частности проверку любых деформаций, таких как микротия или анотия. Отоскопическое исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки имеет решающее значение, с особым вниманием к аттику при холестеатоме. Обследование должно также включать оценку черепно-мозговых нервов, полное неврологическое обследование и оценку равновесия в зависимости от возраста ребенка.

Благодаря внедрению программы универсального скрининга слуха новорожденных сегодня большинство пациентов выявляются в течение нескольких месяцев после рождения, а вмешательство начинается в возрасте 6 месяцев.

Оценка

Оценка слуха у детей зависит от возраста и способностей и будет рассматриваться здесь для каждой возрастной группы.[9]

Новорожденные

Отоакустическая эмиссия

В Великобритании всем новорожденным и тем, кому требуется менее 48 часов специального ухода в отделении интенсивной терапии новорожденных (ОИТН), предлагается тестирование вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ) в течение первых 4–5 недель после рождения в качестве часть программы проверки слуха новорожденных.[9] Отоакустическая эмиссия — это колебания наружных волосков, которые обнаруживаются в наружном слуховом проходе в ответ на щелкающий раздражитель. Этот тест прост в выполнении и не требует общего наркоза.

Автоматическая слуховая реакция ствола мозга

Это исследование предлагается всем новорожденным, которые провели более 48 часов в отделении интенсивной терапии новорожденных, а также тем, кто не прошел два теста на ОАЭ.[9] Он включает измерение электрофизиологических реакций ствола мозга на щелкающие стимулы с помощью электродов, помещенных на кожу головы. Это оценивает слух на протяжении всего слухового пути; от наружного уха до ствола мозга.

6–8 месяцев                                             

Приемы отвлечения внимания

Помощник привлекает внимание ребенка, а тестирующий, находясь сзади и сбоку от ребенка, издает звуки разной интенсивности. Ребенка оценивают, поворачиваются ли они в сторону шума.

9 – 36 месяцев

Аудиометрия с визуальным подкреплением

Ребенка кладут за стол с игрушками, по обеим сторонам которых расположены два динамика, издающих звуки. Если ребенок смотрит на говорящего, воспроизводящего звук, он получает визуальное подкрепление (например, мигающий свет).[10]

24-60 месяцев

Условно-игровая аудиометрия

Ребенка обучают выполнять задание в ответ на слуховой стимул, например, положить мяч в чашку. После того, как задача изучена, громкость звука уменьшается, чтобы определить порог слышимости.

Более 60 месяцев

Тональная аудиометрия

В возрасте 5 лет большинство детей могут проходить чистую тональную аудиометрию. Пороги слышимости определяются путем предъявления звуков различной частоты и различной интенсивности до тех пор, пока самый тихий звук не будет надежно обнаружен в 50% случаев. Этот тест требует более высокого уровня внимания и поэтому редко проводится в возрасте до 5 лет.

Другие расследования

Дополнительные исследования будут проводиться с учетом точной клинической картины. Детям с синдромом рекомендуется хромосомное тестирование. Существует также роль визуализации в виде компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ)

Некоторые авторы выступают за измерение почечной функции и тестирование на коннексин-26, который является маркером сенсоневральной тугоухости. У некоторых детей визуализирующие исследования могут оказаться полезными и выявить аномалии улитки или улиткового нерва. Наконец, ЭКГ может быть полезна у детей с синдромом Джервелла-Ланге-Нельсена. На ЭКГ выявляется удлинение интервала QT, что может привести к синкопальным приступам и смерти.

Лечение/управление

Лечение потери слуха зависит от типа имеющейся потери слуха, основной причины и часто от предпочтения пациента/родителя.

Кондуктивная тугоухость вследствие среднего отита лечится антибиотиками. Некоторым детям может помочь миринготомическая трубка. Нейросенсорная потеря не может лечиться с помощью медицинских мер. Легкие случаи можно лечить с помощью средств усиления, и полезна логопедия. Однако усиление звука может привести к боли в ушах и дискомфорту.

Консервативный менеджмент

Ключевой элемент управления потерей слуха в семейной поддержке и совете. Существует ряд поведенческих мер, которые можно использовать для улучшения слуха без дополнительных средств или хирургического вмешательства. Принципы этого основаны на создании благоприятной для глухих среды, такой как ограничение фонового шума, разговор лицом к лицу и четкая интонация. Существует также ряд слуховых аппаратов, которые можно использовать, например, в качестве телеслушателей. Также крайне важно, чтобы образовательная поддержка ребенка могла быть в виде специального оборудования или позиционирования в классе.

Слуховые аппараты

Существует множество типов слуховых аппаратов, которые используются в определенных ситуациях. Каждый тип будет кратко рассмотрен здесь.

Бинауральные слуховые аппараты с воздушной проводимостью полагаются, по крайней мере, на частично функционирующее внутреннее ухо и центральную слуховую систему обработки. Они работают путем преобразования звука, обнаруженного микрофоном, в цифровые сигналы, которые затем могут быть усилены и повторно преобразованы в слышимые звуки, которые передаются в ухо. Их можно классифицировать в зависимости от того, находятся ли эти ключевые части в наушнике, который находится снаружи (за ухом), внутри канала (внутри канала) или дальше внутри канала (в ухе).

Слуховые аппараты с костной проводимостью обычно используются при кондуктивной тугоухости, когда есть проблемы с ухом, которые препятствуют использованию обычных слуховых аппаратов с воздушной проводимостью, например, у детей с деформациями наружного уха (анотия, микротия) или при хронических заболеваниях уха. инфекции. Слуховые аппараты с костной фиксацией (ВАНА) устанавливаются хирургическим путем под общей анестезией в два этапа. В височную кость вживляют титановый имплантат. Через эту установку звук передается прямо во внутреннее ухо через кость, минуя среднее ухо. Обычно ВАНА устанавливается с 4-летнего возраста после того, как височная кость развилась, однако костные проводники с мягкими полосками можно использовать с нескольких недель.

Контралатеральное направление звука (CROS) Слуховые аппараты используются при односторонней сенсоневральной тугоухости. Звук в проблемном ухе направляется в лучше слышащее ухо без усиления. В тех случаях, когда ни одно из ушей не слышит нормально, но одно ухо слышит значительно лучше, можно использовать вариант, называемый BiCROS.

Кохлеарный имплант

Кохлеарные имплантаты преобразуют звук в цифровые сигналы, которые передаются непосредственно в слуховой нерв через электродную решетку. В Великобритании Национальный институт клинического мастерства (NICE) рекомендует кохлеарные импланты детям с тяжелой или полной глухотой на одно или два уха с минимальной пользой от обычных слуховых аппаратов после 3 месяцев использования. [11]

Другие опции

Вентиляционные трубки показаны при кондуктивной тугоухости, вторичной по отношению к гриппу, или реже в контексте рецидивирующего среднего отита. Они вставляются хирургическим путем и обычно выдавливаются самостоятельно в среднем через год после введения. Детям, у которых обнаружена холестеатома, неизменно требуется хирургическое устранение заболевания посредством мастоидэктомии.

Дифференциальная диагностика

  • Острый средний отит

  • Cholesteatoma

  • Congenital stenosis

  • Exostoses

  • Foreign body

  • Hemotympanum

  • Impacted cerumen

  • Keratosis obturans

  • Опухоль среднего уха

  • Наружный отит

Прогноз

Прогноз потери слуха будет значительно различаться в зависимости от основной этиологии. Врожденная сенсоневральная тугоухость, оставленная без лечения, неизменно не улучшится или может прогрессировать, например, в случае врожденной ЦМВ. С другой стороны, отек уха показывает отличный прогноз с исчезновением симптомов даже без вмешательства.[12]

Улучшение результатов медицинских бригад

Потеря слуха у детей должна лечиться в рамках межпрофессиональной команды. Большинство детей с потерей слуха в остальном нормальны, но, к сожалению, с ними часто обращаются так, как будто они умственно отсталые. Таким образом, ключом является осведомленность и просвещение лиц, осуществляющих уход, и общественности. Социальный работник должен предоставить родителям ресурсы, к которым они могут обратиться за специализированной помощью.

Сегодня во многих штатах есть социальные работники и медсестра по проблемам слуха или медсестра по развитию, которые занимаются обеспечением воспитателей наилучшей школьной средой, наилучшей формой общения и лучшими ресурсами. Бригада медсестер и аудиологов должна работать с клиницистами, чтобы согласовать причину потери слуха и обеспечить подходящее лечение. Кроме того, они должны помогать в обучении пациентов.

Другие члены команды включают врачей, в том числе отоларингологов, аудиологов, логопедов, генетиков и педиатров. В дополнение к этому аудиологи, логопеды, педагоги-психологи и специализированные медсестры являются жизненно важными частями более широкой команды.

Коммуникация является самой значительной потерей для людей с глухотой. Общение жизненно важно для интеграции и социализации в обществе. Таким образом, необходимо приложить все усилия, чтобы обратить вспять потерю слуха. Сегодня большинство глухих детей учат читать по губам и/или изучать язык жестов. Кроме того, медсестра по снижению слуха должна предоставить родителям информацию о таких устройствах, как стробоскопы, подключенные к будильникам, дверным ручкам и таймерам. В школах должна быть система, позволяющая ребенку с нарушением слуха слышать любые объявления над головой. Все современные телевизоры теперь оснащены субтитрами.

Глухие дети подвергаются высокому риску жестокого обращения, поэтому социальный работник должен всегда следить за такими пациентами.

Предоставление ухода и поддержки высочайшего качества требует скоординированного подхода между службами, в том числе между первичной и вторичной медико-санитарной помощью. Важно выявить потерю слуха в раннем возрасте, потому что чем раньше будет предложено лечение, тем лучше прогноз. (Уровень V)[13]

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Прокомментируйте эту статью.

Ссылки

1.

Morton CC. Генетика, геномика и открытие генов в слуховой системе. Хум Мол Жене. 2002 15 мая; 11 (10): 1229-40. [PubMed: 12015283]

2.

Morton CC, Nance WE. Проверка слуха новорожденных — бесшумная революция. N Engl J Med. 2006 18 мая; 354 ​​(20): 2151-64. [PubMed: 16707752]

3.

Розенфельд Р.М., Шин Дж.Дж., Шварц С.Р., Коггинс Р., Ганьон Л., Хакелл Дж.М., Хоелтинг Д., Хантер Л.Л., Куммер А. В., Пейн С.К., По Д.С., Велинг М., Вила PM, Walsh SA, Corrigan MD. Клиническое практическое руководство: средний отит с выпотом. Резюме (обновление). Отоларингол Head Neck Surg. 2016 февраль; 154(2):201-14. [В паблике: 26833645]

4.

Fireman P. Средний отит и дисфункция евстахиевой трубы: связь с аллергическим ринитом. J Аллергия Клин Иммунол. 1997 г., февраль; 99 (2): S787-97. [PubMed:72]

5.

Сколоудик Л., Калферт Д., Валента Т., Хробок В. Связь между размером аденоидов и средним отитом с выпотом. Eur Ann Оториноларингол Head Neck Dis. 2018 декабрь; 135 (6): 399-402. [PubMed: 30290997]

6.

Мел А.Л., Томсон В. Колорадский проект по проверке слуха новорожденных, 1992-1999: на пороге эффективного всеобщего скрининга слуха новорожденных среди всего населения. Педиатрия. 2002 Январь; 109 (1): E7. [PubMed: 11773575]

7.

Fortnum HM, Summerfield AQ, Marshall DH, Davis AC, Bamford JM. Распространенность необратимых нарушений слуха у детей в Соединенном Королевстве и последствия для всеобщего скрининга слуха новорожденных: установочное исследование на основе вопросника. БМЖ. 2001 Сентябрь 08;323(7312):536-40. [Бесплатная статья PMC: PMC48157] [PubMed: 11546698]

8.

Bajaj Y, Sirimanna T, Albert DM, Qadir P, Jenkins L, Cortina-Borja M, Bitner-Glindzicz M. Причины глухоты у британских бангладешских детей: распространенность в два раза выше, чем в Великобритании популяция не может быть объяснена только кровным родством. Клин Отоларингол. 2009 апр; 34 (2): 113-9. [PubMed: 19413608]

9.

Kennedy C, McCann D. Всеобщий скрининг слуха новорожденных переходит от доказательств к практике. Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2004 сен;89(5): F378-83. [Бесплатная статья PMC: PMC1721742] [PubMed: 15321952]

10.

Лиден Г., Канккунен А. Аудиометрия с визуальным подкреплением. Акта Отоларингол. 1969, февраль-март; 67(2):281-92.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts