Характеристика отношения со сверстниками: Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития

Особенности отношения к сверстникам дошкольников с разными вариантами этического развития

Таким образом, отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе и с характером его самосознания. На основе этих представлений была сформулирована гипотеза о том, что в основе нравственного поведения лежит особое, субъектное, отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками и интерпретациями субъекта. Свобода от фиксации на себе (своих ожиданиях и представлениях) открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.

На основе данной гипотезы мы предположили, что группы детей с разным типом морального поведения, описанные в предыдущей части исследования, будут существенно различаться характером отношения к другим детям. В качестве центральных характеристик такого отношения мы выбрали те, в которых наиболее явно выступает степень причастности к другому либо опосредованность восприятия сверстника своими ожиданиями.

В качестве конкретных показателей отношения к сверстнику в экспериментальной работе выступили следующие:

  1. Характер восприятия ребенком сверстника. Воспринимает ли ребенок другого как целостную, самоценную личность, или же как источник определенных форм поведения и оценочного отношения к себе.
  2. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
  3. Характер участия в действиях сверстника и общее отношение к нему: положительное (одобрение и поддержка), отрицательное (насмешки, ругань) или демонстративное (сравнение с собой).
  4. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
  5. Проявления помощи и поддержки в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотивам.

При анализе показателей сопоставлялись результаты трех групп детей, которые были выделены в предыдущей части работы.

Напомним, что дети первой группы вообще не вступили на путь этического развития (они не делились с другим ни в какой ситуации).

Дети второй группы отличались моральным поведением (они делились со сверстниками, только когда ситуация совпадала с нормативной), а дети третьей группы делились с другими во всех ситуациях, что отвечает критериям нравственного поведения.

Коротко остановимся на методиках, с помощью которых выявлялось отношение к сверстнику. Характер восприятия ребенком сверстника выявлялся в методике «Беседа». Дошкольник должен был дать краткие характеристики своим сверстникам.

При анализе ответов детей мы выделяли два типа высказываний: 1 – непосредственные, качественные описательные характеристики, в которых отражается не-посредственное восприятие испытуемым другого ребенка (добрый, красивый или жадный, трусливый, рисует, поет, много спит или ругается и пр.) и 2 – характеристики ребенка, опосредованные его отношением к испытуемому (помогает/не помогает мне, обижает/не обижает меня, делится/не делится со мной и пр.).

Результаты данной методики показали, что, давая характеристики своим сверстникам, дети Группы-1 делали акцент на их отношении к себе, т.е. их оценки были опосредованы собственными ожиданиями. В ответах детей другой ребенок в 92% случаев выступал как носитель определенного отношения к рассказчику: «Катя мне помогает, если я в беду попаду, она со мной дружит, может помогать мне в рисунке. Добрая, потому что помогает играть со мной. Я, конечно, тоже добрая. Я такая, как Катя».

В ответах детей Группы-2 в равной степени присутствовали и те и другие типы высказываний (48 и 52%). Они так же описывали других ребят, однако при этом они часто упоминали себя и рассказывали о другом в контексте их отношений: «Саша – хороший, добрый, красивый. Обычно мы с ним то дружим, то не дружим. Любит играть в Тарзана командующим и меня в игру берет» или «Он злой, еще злее. Плохо играет, все мне ломает, что я строю. Иногда он дерется со мной. Он безобразник, и я хочу про него забыть».

В подавляющем большинстве ответов детей Группы-3 (94%) доминировали описательные характеристики, в которых другой ребенок выступал сам по себе, независимо от своего отношения к испытуемому: «Лена добрая, ласковая, прыгающая и очень замечательная» или: «она пугливая, чуть-чуть хитрая, дерется часто с кем-нибудь». Упоминания о себе встречались крайне редко (6%).

Таким образом, можно видеть, что дошкольники выделенных нами групп по-разному воспринимают сверстников. Если дети Группы-3 выделяют объективные и качественные характеристики сверстников, то дети Группы-1 описывают другого только в контексте их взаимоотношений, т. е. как бы через призму своих представлений о нем.

Для выявления эмоционального и действенного аспектов межличностных отношений была разработана методика «Мозаика». В ней каждый из детей по очереди собирал заданный узор, а партнер имел возможность наблюдать за ним и соглашаться или не соглашаться с поощрениями и порицаниями взрослого действий сверстника. Затем детям предлагалось выложить определенный узор наперегонки. При этом у одного из детей недоставало необходимых элементов, и другой ребенок имел возможность поделиться с конкурентом своими элемента-ми. Фиксировался не только результат выбора ребенка, но и характер решения проблемы (наличие колебаний, сомнений), эмоциональная вовлеченность в действия и переживания партнера и реакция ребенка на оценку сверстника взрослым. Рассмотрим, как вели себя в этой ситуации дети из разных групп.

Дети Группы-1 проявляли к действиям сверстника мало интереса. Если они и наблюдали за ним, то быстро отвлекались. При этом некоторые из них вообще не обращали внимания на действия партнера, а остальные дети этой группы выражали свою негативную оценку: насмехались, говорили, что их партнер слишком медлителен и все равно у него ничего не получится, а иногда и вовсе ломали его мозаику. Однако наибольшее количество детей этой группы предпочитали говорить о себе. Они были явно задеты тем, что задание дано не им, и всячески старались показать партнеру и взрослому, что у них получилось бы быстрее и красивее. Большая часть детей (50%) поддерживали порицание взрослого и проявляли негативные эмоции в ответ на поощрение. Ни одного случая сопереживания неудачам и сорадования успехам сверстника здесь не обнаружено. В ответ на просьбу сверстника если дети и делились с партнером необходимыми элементами, то делали это с большой неохотой и только после того, как сами заканчивали делать свое задание.

Дети Группы-2 проявляли яркий интерес к действиям сверстника: делали замечания и комментировали. На просьбу экспериментатора понаблюдать за тем, как партнер будет выполнять задание, большинство детей реагировали демонстративно, стараясь доказать, что на месте сверстника они справились бы с заданием гораздо лучше. 50% детей соглашались с любыми (как положительными, так и отрицательными) оценками взрослого, лишь 10% возражали отрицательной оценке, старались «защитить» партнера.

Подавляющее большинство детей охотно делились деталями и даже помогали партнеру побыстрее доделать его задание, однако их помощь носила прагматический характер: они отдавали свои детали только после того, как заканчивали свое задание, или «торговались» – соглашались дать свои детали только в обмен на большее количество деталей товарища.

Большинство детей Группы-3 неотрывно наблюдали за партнером, пытались помочь и привлечь к нему внимание взрослого. 80% детей одобряли сверстника, подсказывали ему, пытались помочь, иногда даже «по секрету» от взрослого. Половина детей полностью поддерживали взрослого как в поощрении, так и в порицании действий партнера, половина – сопереживали неудачам сверстника и радовались его успехам. Альтруистическую форму поведения проявили 85% детей: они без колебаний уступали сверстнику необходимые элементы, не требуя ничего взамен, часто ставили свою коробку посередине, чтобы сверстнику было удобнее.

Таким образом, дошкольники выделенных групп по-разному воспринимают и относятся к сверстникам, что подтверждает высказанную гипотезу о том, что способность соблюдать моральные нормы в различных жизненных ситуациях зависит от общего отношения ребенка к сверстнику, которое связано с особенностями его самосознания.

Так, в центре самосознания детей Группы-1, не проявивших ни морального, ни нравственного типа поведения, объектная составляющая доминирует, заслоняя собой субъектную. Ребенок как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. В мире и в других людях такой ребенок видит себя или отношение к себе. Это выражается в фиксации на себе, отсутствии сопереживания, содействия и интереса к сверстнику.

В центре самосознания детей Группы-2, проявивших моральный тип поведения, объектная и субъектная составляющие представлены в равной степени. Представления о собственных качествах и способностях нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителем которых выступает сверстник. У этих детей ярко выражена потребность в другом, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя. Соотнесение себя с другим проявляется в яр-кой демонстративности, конкурентности и сильной ориентации на оценку окружающих. Одним из способов самоутверждения является соблюдение моральной нормы, которое направлено на получение поощрения взрослых или на ощущение собственного морального превосходства. В то же время в этой группе значительно чаще, чем в Группе-1, наблюдались позитивное внимание, сопереживание и помощь сверстникам. Это может говорить о том, что эти дети все же способны «увидеть» сверстника, хоть и через призму собственного Я.

Дети Группы-3, проявившие нравственный тип поведения в обеих экспериментальных ситуациях, обнаружили особое отношение к сверстнику, при котором в центре внимания и сознания ребенка стоит другой. Это проявлялось в ярком интересе к сверстнику, в сорадовании и бескорыстной помощи. Эти дети не сравнивали себя с другими и не демонстрировали свои преимущества. Другой выступал для них как самоценная личность. Данный вариант характеризуется преобладанием субъектного отношения к себе и другим и, по-видимому, в наибольшей степени отвечает критериям нравственного развития.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

  • Ура! Гости!
  • Безударные гласные в корне
  • Программа «Дружные ребята»
  • Комплекс №3 антистрессовой гимнастики для дошкольников «Осенняя прогулка»
  • Младенчество: истоки личностного отношения к себе и к другому
  • Классификация типов отношений педагогов к детям (по Коломинскому Я. Л.)
  • Сценарий тренингового занятия «Мы и наши дети в общении» (для воспитателей дошкольных учреждений)
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Диктант «Великий Четверг» 7 класс
  • Связь педагогики с другими науками

/**/

Как научить ребенка общаться и дружить со сверстниками

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. С его помощью ребенок познает окружающий мир, узнает что-то новое, получает внимание и заботу. И если в первые месяцы и годы жизни весь мир малыша крутится вокруг родителей, то по мере взросления круг его интересов расширяется. Он начинает взаимодействие со сверстниками. Это абсолютно нормальный и неизбежный процесс. Но далеко не всем удается сразу выработать навыки общения, некоторые сталкиваются с проблемами: агрессия, стеснительность, страх, игнорирование. В таком случае родителям необходимо поддержать ребенка и помочь ему выстроить правильные взаимоотношения с детьми.

Особенности процесса взаимодействия детей друг с другом: как формируются отношения между сверстниками

Отношения между сверстниками — это первая деятельность ребенка, свободная от влияния взрослых. Для детей взрослые люди, особенно родители, представляют собой безоговорочный авторитет и трудно достигаемый образец для подражания. Они не задумываясь принимают их точку зрения, не пытаются перепроверить полученную от них информацию. Отношения между детьми складываются совсем иначе — они могут иметь разную точку зрения. При несогласии с чем-либо предпринимаются попытки изменить мнение собеседника, что становится важной составляющей личностного развития. Ребенок в коллективе сверстников вырабатывает свою точку зрения, делает собственный моральный выбор.

Основные особенности общения детей со сверстниками:

  • Многообразность. Сверстники могут использовать больше средств общения, чем при выстраивании взаимоотношений со взрослыми. В процессе игры они могут проявить качества и личностные характеристики, которые не демонстрируются во время взаимодействия с родителями.
  • Яркая эмоциональная насыщенность. Именно в момент общения со сверстниками ребенок получает способность сочувствовать и переживать чужие эмоции как свои личные.
  • Отсутствие нормативности и регламента. Ребенок получает свободу он внутренней субординации, которой ему приходилось придерживаться при общении со взрослыми.
  • Возможность проявить инициативу. Это важно для формирования согласованных коммуникативных действий  Источник:
    Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015.

Перечисленные особенности характерны для детей дошкольного возраста — от 3 до 6-7 лет. В младшем возрасте (2-4 года) ребенку достаточно веселого совместного времяпрепровождения со сверстником. Ему не интересна его точка зрения, он не стремится доказать свою. Ему нужны только шалости и усиление общего веселья. Они могут вместе бегать, кричать, кривляться и прятаться. Все это необходимо для привлечения внимания и получения эмоционального отклика. Увидеть в другом ребенке равноценную личность можно только с помощью родителя. Взрослый акцентирует внимание малыша на привлекательных сторонах ровесника, подчеркивает, что он может выполнять такие же простые действия (например, похлопать в ладоши или попрыгать на месте).

Особенности взаимодействия детей в дошкольном возрасте

Чтобы понять, как научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо узнать этапы развития общения. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий:

  1. Отсутствие самостоятельной и специфичной потребности в общении с ровесниками. Этот период продолжается в течение первых 12 месяцев жизни. В конце первого года появляются первые эпизоды практических контактов: дети начинают совместно что-то рассматривать или перетягивать. Контакты носят кратковременный характер, они быстро прекращаются из-за невозможности произвольного регулирования детского поведения.
  2. Повышение интереса к ровесникам. Этап захватывает второй год жизни. Дети начинают развивать совместную активность: перебрасывание предметов, пересмеивание, переглядывание. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками на этом этапе отличается яркой эмоциональной окраской: смех, визг, пение и прочие доступные проявления эмоций.
  3. Повышение значимости друга. Этап захватывает третий и четвертый годы жизни. Ребенок воспринимает сверстника как субъект общения. Их совместная деятельность становится разнообразной и значимой. Но авторитетность и привлекательность взрослого все еще остается более важной.
  4. Друг важнее взрослого. С 4 до 6 лет. Для дошкольника ровесник становится более привлекательным и предпочитаемым. Общение становится более интенсивным, появляется инициатива на контакт даже в дистанционном режиме. Обнаруживается явная коммуникативная потребность детей в общении друг с другом  Источник:
    Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130.

Особенности взаимодействия детей школьного возраста

К 6-7 годам происходит формирование нового общения с одногодками. В этом возрасте ребенок может общаться внеситуативно, без связи с происходящим в данный момент. Он может рассказать собеседнику о его недавней поездке, планах на будущее, обсудить поведение одноклассников. В этом возрастном периоде психология отношений между детьми все больше начинает напоминать модель взаимоотношений между взрослыми. Их разговоры не ограничиваются играми и игрушками. Они начинают общаться на любые темы, не совершая при этом никаких практических действий  Источник:
Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220.

К шестилетнему возрасту существенно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в жизнь одногодок. Они стремятся помочь и дать правильный совет, сохраняя при этом конкурентное и соревновательное начало. Перестают рассказывать только о себе, стараются узнать больше информации о жизни сверстника: что ему нравится и не нравится, какие есть интересы и планы.

К окончанию дошкольного возраста между детьми формируется стойкая избирательная привязанность, зарождаются первые ростки дружбы. Чаще всего дошкольники собираются в маленькие группы (2-3 человека), внутри которых выстраивается дружелюбная атмосфера. Конфликтные ситуации, как правило, развиваются по причине «кто с кем дружит». Ребенок может тяжело переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. В такой момент близким взрослым важно выслушать обиды школьника, выразить свою поддержку и дать совет. Это поможет ему справиться с первыми переживаниями и продолжить поиски друзей. Ссоры, конфликты и непринятие — это нормальная составляющая развития общения детей со сверстниками.

Почему важна социализация ребенка через общение со сверстниками

В широком смысле социализация — это усвоение образцов поведения и ценностей того общества, в котором находится человек. Усвоение социальных отношений ребенком происходит именно посредством общения с одногодками. Контактируя с ними, он активно развивает в себе навыки, умения, речь и социальный опыт. Влияние сверстников на ребенка сказывается и на формировании личной системы ценностей и потребностей.

Социализация в среде посредством общения с одногодками имеет несколько важных моментов:

  1. Формирование эмпатии. Примерно в двухлетнем возрасте малыш начинает понимать чувства других людей. В этот момент взрослым необходимо проговаривать чувства самого малыша, свои личные и окружающих. Это поможет ему в будущем лучше объяснять свои переживания и замечать эмоции других.
  2. Получение личного опыта общения: как положительного, так и негативного. Взрослым, по возможности, не рекомендуется вмешиваться в детское общение. Делать это можно только при реальной опасности, например, ребенок уже дерется или еще не может за себя постоять. Но и в таких ситуациях необходимо придерживаться нейтралитета и выступать в роли наблюдателя. Не нужно давать оценку происходящему, достаточно просто сообщить о своем наблюдении и малыш, вероятнее всего, сам поделится эмоциями.
  3. Возможность узнать границы дозволенного. Здесь вмешательство близких взрослых приветствуется. В каждой семье присутствуют границы дозволенного, поэтому малышу важно объяснить правильное для вас поведение в группе в детском саду или в школе. Например, можно обозначить несколько правил: «Нельзя обзываться», «Нельзя драться», «Нельзя забирать чужие игрушки».
  4. Разрешение конфликтных ситуаций. Во время ссоры ребенок получает отличный опыт. Постепенно он учится спокойно решать конфликты и понимать чувства друга или собеседника  Источник:
    Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018.

Как помочь ребенку научиться общаться со сверстниками

Этим вопросом задаются многие родители. Для создания основы для формирования социокоммуникативных навыков взрослым необходимо придерживаться некоторых правил:

  • Искренность и открытость внутри семьи. Взаимоуважение и взаимопомощь среди членов семьи станет лучшим примером для ребенка. Наблюдая за моделью поведения взрослых, он будет проецировать ее на свое общение с людьми.
  • Частые разговоры. Не нужно обесценивать чувства и переживания детей. Их нужно проговаривать и обсуждать.
  • Прививайте уважение к окружающим. Ребенок должен с ранних лет понимать, что кроме его личных интересов существуют мнения других людей. Это не значит, что он должен всем уступать. Важно привить отстаивание своих интересов с возможностью договоренности и аргументации позиции.
  • Поощряйте инициативу в общении. Если ребенок не умеет общаться со сверстниками, но предпринимает попытки завести знакомство — всячески это поощряйте.
  • Регулярно посещайте места, где присутствуют ровесники: детские площадки, клубы, развлекательные центры, развивающие кружки и секции.
  • Не демонстрируйте негативные чувства по отношению к другим детям. Возможно, ребенок избегает сверстников потому, что считает ваше мнение безоговорочно правильным  Источник:
    Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011.

Обучение общению с помощью совместной деятельности (игры)

Игры — это самый действенный метод обучения детей, особенно дошкольного возраста. Разобрать и наглядно продемонстрировать разные виды общения помогут ролевые типы игр. Для этого достаточно использовать имеющиеся дома игрушки, с помощью которых можно разыграть с малышом простые сюжеты и жизненные ситуации. Например, Зайчик хочет познакомиться с Белочкой, и предлагает ей стать друзьями. Также можно разыграть конфликтную ситуацию: Собачка обиделась на Котика за то, что он ее дразнит. Котик извинился перед Собачкой, и они продолжили играть. Ребенок, поглощенный процессом игры, подсознательно запоминает проигранные модели поведения и переносит их в реальную жизнь.

Что еще важно учесть

Если ребенка не принимают сверстники, то нужно попытаться найти причину этой проблемы. Есть несколько личностных качеств, которые чаще всего воспринимаются окружающими негативно, создавая трудности в формировании межличностных отношений:

  • Агрессивность. Если малыш агрессивен, то другие дети будут бояться с ним общаться. Они будут думать, что он может их ударить или забрать любимую игрушку.
  • Застенчивость. Если ребенок стесняется сверстников и проявляет чрезмерную нерешительность, то ему будет гораздо сложнее обзавестись друзьями.
  • Эгоизм. Если в процессе общения детей ребенок руководствуется только своими интересами, то одногодки быстро потеряют к нему интерес.
  • Пассивность. Если ребенок не играет в игры и не проявляет инициативу, то детям становится с ним банально неинтересно.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если ребенок не хочет общаться или играть со сверстниками? Почему это происходит?

В первую очередь, важно выяснить, почему ребенок не хочет общаться со сверстниками. С ним нужно поговорить о его коллективе и друзьях, поинтересоваться комфортно ли он себя ощущает в этой компании. Можно поинтересоваться, чем они занимаются и что бы хотел делать ребенок. Возможно, у них просто разные интересы или малыша что-то отпугивает: агрессивность, пассивность и другие неприятные для него личностные характеристики.

Как быть, если ребенка обижают сверстники? Как помочь ребенку социализироваться, если его не принимают?

Ребенок должен быть готов к тому, что не все дети добрые и относятся к окружающим хорошо. Огородить малыша от всех неприятностей невозможно, поэтому необходимо научить его правильно на них реагировать: обучить говорить «нет» в ситуациях, когда нарушаются его личные границы или поступает предложение поучаствовать в плохой затее и т. д. Стоит объяснить, что на обзывательства можно отвечать юмором — часто это ставит противника в ступор. Важно дать понять, что нельзя становится зачинщиком драки, но, если она началась, нужно защищаться.

Почему ребенок боится или стесняется сверстников?

Для преодоления стеснительности и страха у ребенка не должно быть проблем с самооценкой. Для этого взрослым необходимо внимательно относиться к нему, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его достижения и критиковать проступки исключительно конструктивно.

Что делать, если ребенок не находит общий язык со сверстниками?

Возможно, ему не подходит выбранный коллектив. Нужно помочь ребенку найти друзей в другом месте: детские центры развития, спортивные секции, театральные кружки. Дети с общими интересами чаще становятся друзьями.

Ребенок агрессивен со сверстниками: обзывается, дерется. Как быть?

Если внутри семьи и вне ее поддерживаются добрые и внимательные отношения, то у ребенка складывается правильное представление о взаимоотношениях. Поэтому стоит внимательно изучить свое ближайшее окружение — возможно, малыш кого-то копирует? Отличные примеры дружбы и доброты можно найти в литературе и мультфильмах. Взрослым можно устраивать совместные просмотры или чтения с детьми с дальнейшим обсуждением поступков героев — как поступать можно, а как делать не стоит.

Источники статьи:

  1. Особенности отношений со сверстниками в ранней юности. Просекова Е.Н. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. с. 125-130
  2. Специфика отношения к сверстникам у старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Подвицкая Г.И. Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
  3. Воспитание справедливого отношения к сверстникам у детей шестого года жизни. Тухфетуллина А.М. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2010. с. 215-220
  4. Эмпатийное отношение к сверстнику в младшем школьном возрасте. Спицына О.А., Балашова О.С. Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2016. с. 169-174
  5. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками. Лукьяненко Е.С., Линецкая О.А. Евразийский Союз Ученых, 2015
  6. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками. Бердникова А.А. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2011

Характеристики здоровых и нездоровых отношений

Уважение как к себе, так и к другим является ключевой характеристикой здоровых отношений. Напротив, в нездоровых отношениях один партнер пытается контролировать и контролировать другого физически, сексуально и/или эмоционально.

Здоровые отношения имеют определенные характеристики, которым следует учить подростков. К ним относятся:

  • Взаимное уважение. Уважение означает, что каждый человек ценит другого и понимает его границы.
  • Траст. Партнеры должны доверять друг другу и давать друг другу презумпцию невиновности.
  • Честность. Честность создает доверие и укрепляет отношения.
  • Компромисс. В любовных отношениях каждый партнер не всегда добивается своего. Каждый должен признавать разные точки зрения и быть готовым давать и брать.
  • Индивидуальность. Ни один из партнеров не должен идти на компромисс, кто он/она, и его/ее личность не должна основываться на личности партнера. Каждый должен продолжать видеться со своими друзьями и заниматься любимым делом. Каждый должен поддерживать своего партнера, желающего заняться новыми увлечениями или завести новых друзей.
  • Хорошая связь. Каждый партнер должен говорить честно и открыто, чтобы избежать недопонимания. Если одному человеку нужно сначала разобраться в своих чувствах, другой партнер должен уважать эти пожелания и подождать, пока он или она не будет готов к разговору.
  • Контроль гнева. Мы все злимся, но то, как мы это выражаем, может повлиять на наши отношения с другими. С гневом можно справиться здоровыми способами, например, сделать глубокий вдох, сосчитать до десяти или выговориться.
  • Бойцовская ярмарка. Все когда-то спорят, но те, кто справедливы, придерживаются темы и избегают оскорблений, с большей вероятностью придумают возможное решение. Партнеры должны сделать небольшой перерыв друг от друга, если дискуссия становится слишком жаркой.
  • Решение проблем. Партнеры по свиданиям могут научиться решать проблемы и находить новые решения, разбивая проблему на мелкие части или обговаривая ситуацию.
  • Понимание. Каждому партнеру нужно время, чтобы понять, что может чувствовать другой.
  • Уверенность в себе. Когда партнеры по свиданиям уверены в себе, это может помочь их отношениям с другими. Это показывает, что они достаточно спокойны и комфортны, чтобы позволить другим выражать свое мнение, не навязывая им свое собственное мнение.
  • Быть образцом для подражания. Воплощая то, что означает уважение, партнеры могут вдохновлять друг друга, друзей и семью вести себя уважительно.
  • Здоровые сексуальные отношения. Партнеры на свиданиях вступают в сексуальные отношения, в которых оба чувствуют себя комфортно, и ни один из партнеров не чувствует давления или принуждения к сексуальным действиям, выходящим за пределы его или ее зоны комфорта или без согласия.

Нездоровые отношения характеризуются такими характеристиками, как неуважение и контроль. Для молодежи важно уметь распознавать признаки нездоровых отношений до того, как они обострятся. Некоторые характеристики нездоровых отношений включают в себя:

  • Управление. Один партнер по свиданию принимает все решения и говорит другому, что делать, что носить и с кем проводить время. Он или она необоснованно ревнует и/или пытается изолировать другого партнера от его или ее друзей и семьи.
  • Враждебность. Один партнер по свиданию затевает драку с другим партнером по свиданию или противодействует ему. Это может привести к тому, что один партнер по свиданиям изменит свое поведение, чтобы не расстраивать другого.
  • Нечестность. Один партнер по свиданиям лжет или скрывает информацию от другого. Один партнер по свиданиям ворует у другого.
  • Неуважение. Один партнер по свиданиям высмеивает мнения и интересы другого партнера или уничтожает что-то, что принадлежит партнеру.
  • Зависимость. Один партнер по свиданию чувствует, что он или она «не может жить без» другого. Он или она может угрожать сделать что-то радикальное, если отношения закончатся.
  • Запугивание. Один партнер по свиданию пытается контролировать аспекты жизни другого, заставляя другого партнера бояться или робеть. Один партнер по свиданиям может попытаться удержать своего партнера от друзей и семьи или угрожать насилием или расставанием.
  • Физическое насилие. Один из партнеров использует силу, чтобы добиться своего (например, бьет, шлепает, хватает или толкает).
  • Сексуальное насилие. Один партнер на свиданиях оказывает давление или принуждает другого к сексуальной активности против его или ее воли или без согласия. 1

Важно объяснить молодежи ценность уважения и характеристики здоровых и нездоровых отношений до того, как они начнут встречаться. Молодежь может не обладать необходимыми навыками для развития и поддержания здоровых отношений и может не знать, как правильно расстаться, когда это необходимо. Поддержание открытых линий связи может помочь им сформировать здоровые отношения и распознать признаки нездоровых отношений, тем самым предотвращая насилие до его начала.

Сноска

1 Адаптировано из Центров по контролю и профилактике заболеваний. Национальный центр профилактики и контроля травматизма. (2005). Выберите комплект действий сообщества «Уважение»: помощь подросткам и подросткам в построении здоровых отношений . Получено с http://www.aldine.k12.tx.us/cms/file_process/download.cfm?docID=BED9BF514B2EAD07 (PDF, 60 страниц)

Здоровые отношения в подростковом возрасте | HHS Office of Population Affairs

В подростковом возрасте молодые люди учатся строить безопасные и здоровые отношения с друзьями, родителями, опекунами, учителями и романтическими партнерами. Подростки часто примеряют на себя разные идентичности и роли, и все эти отношения способствуют формированию их идентичности. Сверстники, в частности, играют большую роль в формировании личности в подростковом возрасте. 1 Однако отношения с заботливыми взрослыми, включая родителей или опекунов, наставников или инструкторов, являются строительными блоками для всех других отношений, показывая пример того, как молодой человек справляется с ними.

На этой странице представлена ​​информация о здоровых и нездоровых отношениях между подростками, включая свидания, дружбу и отношения с родителями или опекунами. В широком смысле здоровые отношения — это отношения, в которых подростки могут безопасно чувствовать и выражать уважение к себе и другим. Это часто происходит от взаимного доверия, честности, хорошего общения, понимания и спокойствия во время споров и согласия. Нездоровые отношения, напротив, обычно имеют дисбаланс власти (например, нет согласия, взаимного доверия, компромисса или честности), и у одного или обоих участников отношений могут возникнуть проблемы с общением и контролем своего гнева. Некоторые нездоровые отношения становятся физическим, эмоциональным или сексуальным насилием. На этой странице также есть ссылки на дополнительную информацию о беседах с подростками об отношениях и средствах для облегчения таких бесед.

Свидания

Знание того, как устанавливать и поддерживать здоровые романтические отношения, может помочь подросткам стать хорошо функционирующими взрослыми со здоровыми взрослыми отношениями. 2 Здоровые свидания в подростковом возрасте могут стать важным способом развития социальных навыков, изучения других людей и эмоционального роста. Эти отношения также могут играть роль в поддержке способности подростков развивать позитивные отношения в других сферах, в том числе: в школе, с работодателями и с партнерами во взрослом возрасте. Хотя молодые люди, как правило, больше интересуются свиданиями в середине подросткового возраста и становятся более вовлеченными в свидания в старшей школе, для подростков также нормально не состоять в отношениях. На самом деле, сейчас подростки встречаются реже, чем в прошлом. Это изменение наиболее заметно для учащихся 12-х классов, где процент учащихся 12-х классов, которые никогда не встречались, увеличился с 15 процентов в 19-м классе.от 92 до 49 процентов в 2017 году. 3 Среди подростков в возрасте от 13 до 17 лет почти две трети никогда не состояли на свиданиях или в романтических отношениях. 4 Сексуальная активность подростков также снизилась по сравнению с предыдущими десятилетиями. Процент старшеклассников США, которые когда-либо занимались сексом, снизился с 54 процентов в 1990 году до 38 процентов в 2019 году. В 2015 году только восемь процентов всех подростков познакомились с романтическим партнером в Интернете. Конечно, многие подростки никогда ни с кем не встречались, но среди тех, у кого есть опыт знакомств, 24% встречались или встречались с кем-то, кого они впервые встретили в Интернете. Из этих 24 процентов половина подростков встретила в сети только одного романтического партнера, а другая половина познакомилась в сети более чем с одним партнером. 4

Дружба

Подростковый возраст — это период быстрых изменений 7 —физических, эмоциональных и социальных — и отношения с друзьями играют важную роль в жизни подростков, поскольку они становятся все более независимыми, развивают свои собственные идентичность и борьба с самооценкой. Дружба в младшем подростковом возрасте может быть вызвана желанием «соответствовать» сверстникам, и эти молодые люди могут изменить то, что они делают или чем интересуются, чтобы соответствовать интересам своих друзей. В более позднем подростковом возрасте молодежь имеет более разнообразные группы друзей и независимые предпочтения, которые они не боятся выражать в своих социальных кругах. 8-11

Положительные дружеские отношения обеспечивают молодым людям товарищеские отношения, поддержку и чувство сопричастности. Они могут поощрять или укреплять здоровое поведение, 12 , например, позитивное участие в учебе; помочь молодежи развить положительные социальные навыки 13 , такие как сотрудничество, общение, разрешение конфликтов и сопротивление негативному давлению сверстников; и данные свидетельствуют о том, что позитивная дружба в подростковом возрасте может заложить основу для успешных отношений во взрослом возрасте, включая романтические отношения. 14

Отношения с родителями и опекунами

Отношения между детьми и их родителями или опекунами (такими как опекуны, тети и дяди, бабушки и дедушки) являются одними из самых важных отношений в жизни ребенка, часто длятся хорошо во взрослую жизнь. В подростковом возрасте эти отношения резко меняются, поскольку молодежь стремится к большей независимости от своих семей и начинает принимать собственные решения. С ростом независимости появляется возможность повышенного риска, как положительного, так и отрицательного, и подросткам нужны родители или опекуны, которые помогут им справиться с проблемами, которые представляет собой подростковый возраст. Хотя некоторое количество конфликтов между подростками и их родителями является нормальным явлением, 15 Подростки по-прежнему полагаются на родителей или опекунов в плане эмоциональной поддержки и установления ограничений, что связано с позитивным развитием подростков и сближением между родителями и детьми. 16, 17

Хотя подростки становятся все более независимыми от своих семей, родители и опекуны по-прежнему играют большую и жизненно важную роль в их жизни; родители и опекуны помогают формировать у подростков самоконтроль, планы на будущее, моральные и социальные ценности и более широкое мировоззрение. По мере того, как дети растут, родители переходят от принятия решений за младшего ребенка к помощи детям старшего возраста и подросткам в принятии решений самостоятельно, сводя при этом к минимуму вероятность того, что они будут вести себя рискованно. Исследования показывают, что родители по-прежнему имеют большее влияние, чем сверстники, на многие важные исходы, в том числе на то, курят ли подростки, употребляют ли они алкоголь или другие наркотики, вступают ли они в половую связь. 18, 19

Сноски

1 Уайлдсмит Э., Барри М., Мэнлав Дж. и Вон Б. (2013). Свидания и сексуальные отношения . Детские тенденции. https://www.childtrends.org/wp-content/uploads/2013/10/2013-04DatingSexualRelationships.pdf наверх

2 Сулейман, А. Б., и Харден, К. П. (2016). Важность сексуального и романтического развития в понимании нейробиологии развития подросткового возраста. Когнитивная неврология развития , 17 , 145–147. https://doi.org/10.1016/j.dcn.2015.12.007 наверх

3 Детские тренды. (2019). Знакомства среди подростков [Индикатор данных] . https://www.childtrends.org/indicators/dating наверх

4 Ленхарт, А., Смит, А., и Андерсон, М. (2015). Подростки, технологии и романтические отношения . Исследовательский центр Пью. http://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/14/2015/10/PI_2015-10-01_teens-technology-romance_FINAL. pdf вернуться наверх

5 Центры по контролю и профилактике заболеваний. (1992). Сексуальное поведение среди старшеклассников — США, 1990 г. MMWR Weekly, 40 (51–52), 885–888. https://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00015817.htm наверх

6 Центры по контролю и профилактике заболеваний. (н.д.). Исследование рискованного поведения молодежи – сводка данных и отчет о тенденциях за 2009–2019 годы. https://www.cdc.gov/healthyyouth/data/yrbs/pdf/YRBSDataSummaryTrendsReport2019-508.pdf вернуться к началу

7 Виджаякумар Н., Оп де Макс З., Ширклифф Э. А. и Пфайфер Дж. Х. (2018). Половое созревание и человеческий мозг: Взгляд на развитие подростков. Нейронаука и биоповеденческие обзоры , 92 , 417–436. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.06.004 вернуться к началу

8 Роуз, А. Дж. , Глик, Г. К., и Шварц-Метте, Р. А. (2016). Разговор о проблемах девочек и мальчиков: значение эмоциональной близости в дружбе. Психология развития , 52 (4), 629-639. http://dx.doi.org/10.1037/dev0000096 наверх

9 Грабер Р., Тернер Р. и Мэдилл А. (2016). Лучшие друзья и лучшее преодоление: содействие психологической устойчивости через самую тесную дружбу мальчиков и девочек. Британский журнал психологии, 107 (2), 338–358. https://doi.org/10.1111/bjop.12135 наверх

10 Ювонен, Дж., Эспиноза, Г., и Книфсенд, К. (2012). Роль отношений со сверстниками в учебной и внеучебной деятельности учащихся. В SL Christenson, AL Reschly и C. Wylie (Eds.), Справочник по исследованиям вовлеченности студентов (стр. 387–401). Спрингер. вернуться к началу

11 Лонг Э., Барретт Т. С. и Локхарт Г. (2017). Сетевая поведенческая динамика подростковой дружбы, употребления алкоголя и физической активности. Психология здоровья, 36 (6), 577–586. http://dx.doi.org/10.1037/hea0000483 наверх

12 Ван. М., Киуру, Н., Дегол, Дж. Л., и Салмела-Аро, К. (2018). Друзья, успеваемость и участие в школе в подростковом возрасте: подход социальной сети к влиянию сверстников и эффектам отбора. Обучение и инструкции, 58, 148-160. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2018.06.003 наверх

13 Буковски, В., М., Багвелл, К., Кастелланос, М., и Персрам, Р. (2020). Дружба в подростковом возрасте. Энциклопедия развития детей и подростков. https://doi.org/10.1002/9781119171492.wecad403 наверх

14 Аллен, Дж. П., Нарр, Р. К., Кански, Дж., и Шведо, Д. Э. (209). Качества подростковых отношений со сверстниками как предикторы долгосрочной удовлетворенности романтической жизнью. Развитие ребенка, 91 (1), 327-340. https://doi.org/10.1111/cdev.13193 вернуться к началу

15 Бранье, С. (2018). Развитие отношений между родителями и подростками: конфликтные взаимодействия как механизм изменений. Перспективы развития ребенка, 12 (3), 171-176. https://doi.org/10.1111/cdep.12278 вернуться к началу

16 Будро-Бушар, А., Дион, Дж., Хайнс, Дж., и Вандермершен, Дж. (2013) . Влияние родительской эмоциональной поддержки и принудительного контроля на самооценку подростков и психологическое расстройство: результаты четырехлетнего продольного исследования. Журнал подросткового возраста, 36 (4), 695-704. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2013.05.002 вернуться к началу

17 Офис помощника секретаря по планированию и оценке. (2009). Качество брака и отношения между родителями и подростками: влияние на благополучие подростков и молодых людей . Министерство здравоохранения и социальных служб США. https://aspe.hhs.gov/basic-report/marital-quality-and-parent-adolescent-relationships-effects-adolescent-and-young-adult-well-being вернуться к началу

18 van Hoorn, J.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts