Как влияют межличностные отношения на развитие личности подростка: Роль межличностных отношении в психическом развитии подростка

«Межличностные отношения подростков» | Методическая разработка на тему:

Самообразование

Межличностные отношения в коллективе подростков

2016-2017 учебный год

               «Человек … один ни черта». Это предсмертные слова героя романа Э.Хемингуэя «Иметь и не иметь» являются одной из аксиом человеческого существования. Где бы мы и кем бы мы ни были, какую позицию не занимали бы в сложнейшей координатной сетке общественных отношений, мы всегда находимся среди людей. И, даже будучи в полном одиночестве, мы, тем не менее, не остаемся одни, ибо окружающие нас значимые, близкие и дорогие люди продолжают жить в нашем сознании, определяя и его содержание, и соответственно весь строй нашего поведения. Таким образом, отношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в подростковом возрасте, когда из маленького ребенка человек постепенно превращается в юношу. Именно поэтому становление и развитие межличностных отношений подростков должна стать одной из актуальнейших тем в современной психологии.

            Межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым. Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

           Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

       Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у юношей. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции. На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры. С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

       Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего. Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории.  Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14 – 17 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей. Постигают сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения. Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.

Взаимоотношения подростка со взрослыми.

Вступление в жизнь взрослых подросток понимает, прежде всего, как новые права в отношениях с взрослыми, в  результате у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям, самостоятельности. Подросток добивается, чтобы взрослый признал его и уважал.

  Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Так, только в 8,3% подростков, которые могли доверительно общаться с родителями, отмечается неадекватная самооценка (так или иначе они недооценивают себя) При доминировании же регламентированного общения неадекватная самооценка имела место у 87,9% случаев. Стойкая самооценка формируется в 79,1% подростков, если у них есть возможности для доверительного общения, и только в 25% при регламентированном общении.

Переход к новому типу взаимоотношений сложен, как для подростка, так и для взрослого Его тормозят следующие моменты:

1) подросток, по-прежнему остается учеником;

2) полная его материальная зависимость;

3) привычка взрослых контролировать поведение ребенка и страх перед самостоятельностью подростка;

4) проявления у подростка детских черт, отсутствие подлинной самостоятельности.

Несмотря на перечисленные трудности, именно взрослый должен стать инициатором изменений в отношениях с подростком. При отсутствии таких изменений, ребенок или останется неподготовленным к взрослой жизни и будет страдать в будущем инфантилизмом, или будут возникать бурные межличностные конфликты взрослых и подростков.

Итак, основной причиной межличностных конфликтов с участием подростка является противоречие между отношением взрослого к подростку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости Протест ребенка  возникает в форме непослушания, грубости, упрямства, агрессивности. Эти же проявления присутствовали и в предыдущих возрастных кризисах. Однако в подростковом возрасте  особенно яркий, глубокий характер, в деятельности и поведении. При неадекватном реагировании взрослых на конфликт с подростком он становится отчужденным, бесконтрольным, неуправляемым.

Преодоление конфликта лежит через обретение той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него. Рекомендуется организация содержательной сотрудничества взрослого и подростка с присущими для нее взаимопониманием.

Взаимоотношения подростка с ровесниками

Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно учителями .  Сами подростки считают свои переживания по этому поводу наиболее типичными и значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение взаимоотношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры в частности, подросток может найти компанию сверстников, по которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно и отвечает за свои поступки важная потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками и  желание быть признанным, принятым товарищем Следует иметь в виду и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы отвечало их притязаниям Для одних это желание быть лидером, для других — пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков по компаниям сверстников и, с другой — их недисциплинированность и даже правонарушения из-за неумения добиться желаемого положения в  таких компания.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

5 класс — доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

6 класс — основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

7-8 класс — возникает потребность подростка в автономии в группе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания, приводит к появлению девиантного поведения

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей за пределами школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно. Прежде всего, подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладание.

Популярность подростка в классе обеспечивается:

 — наличием положительных качеств, класс ценит;

—  ценностной единством подростка и класса;

—  адекватной или чуть пониженной самооценкой

Статус подростка в классе изменяется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успеваемости и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, пренебрежительностью.

В процессе общения со сверстниками у подростка активно формируются моральные нормы, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к превосходству, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами и т.д.).

Происходит поиск друга. Первоначально круг претендентов на звание друга достаточно широк, противоречив, пестр и неустойчив. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимание.  Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя такие функции:

—  выступает источником возникновения новых интересов;

—  развитие самооценки и самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом;

 — обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки;

— возможность выражения своих мыслей, мечтаний, планов и сравнение их с товарищами;

—  формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях;

—  формирование рефлексивного отношения к отношениям;

—  формирование идеала дружбы;

—  познания внутреннего мира своего и других людей;

—  приобретения умений влиять на поведение другого;

—  овладение практикой личных взаимоотношений

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками

В 5-6 классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек.  Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек, насмешек, есть интерес сочетается с отчуждением.

В 6-7 классах подростки обсуждают вопрос «кто кому нравится», характерны обмен «новостями» личного содержания, доверительные разговоры с друзьями.

В 7-8 классах возникают разнополые микрогруппы, дружба девушек и парней. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится, страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

Заключение о взаимоотношениях подростка с окружающими:

— во взаимоотношениях со взрослыми у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям;

— взрослый должен стать инициатором изменений во взаимоотношениях с подростком;

— основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между отношением взрослого к подростку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости;

— преодоление конфликта лежит через обретение той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него;

— общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности;

— важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым товарищем.

Методист

Е.Э.Ефремова

Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет)



В статье представлен анализ проблемы формирования межличностных отношений старших подростков и юношества со сверстниками и взрослыми. Описана значимость межличностных отношений со сверстниками и взрослых для подростка и охарактеризовано их влияние на личностное развитие подростка.

Ключевые слова: межличностные отношения, старшие подростки, юношество, семья, родители, сверстники, влияние, общение

The article presents an analysis of the problem of formation of interpersonal relationships older adolescents and young adults with peers and adults. Describe the importance of interpersonal relationships with peers and adults for teen and characterized by their impact on the personal development of adolescents.

Keywords: interpersonal relationships, older teenagers, young people, family, parents, peers, influence, communication

Форма и содержание межличностных отношений подростка и юноши со сверстниками и взрослыми в большей степени зависит от того, насколько гибко способны изменить ролевые позиции близкие взрослые.

Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростком, учитывая появившиеся у него чувство взрослости, тогда эти отношения строятся на этой новой основе без каких-либо негативных кризисов. Значимый взрослый способен помочь ребенку занять собственной место в новых социальных отношениях.

Проблема межличностных отношений вызывала и вызывает по сей день активный интерес у исследователей. Изучением данной проблематики в психологии и педагогике занимались Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, А. А. Рояк, М. И. Лисина, Т. А. Репина и др.

В общении с взрослым, подростки, с одной стороны, сохраняют черты, которые были им присущи в младшем подростковом возрасте (10–12 лет): испытывая потребность в поддержке, авторитетности взрослого, не критичности в подражании некоторым проявлениям взрослых, а с другой — появляются новые черты, вступающие в противоречие со старыми: стремление к независимости, уважительному и серьезному отношению со стороны взрослых к личной жизни и правам подростка.

Противоречивость, мозаичность общения подростков отражают неоднозначность, рассогласованность характера их отношений со значимыми людьми.

Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку лучше узнать взрослых, общающихся с ним, на основе чего формируются более глубокие позитивные эмоциональные и контакты, поддерживающие подростка в жизни.

Если же близкие взрослые не сумели вовремя скорректировать свое отношение к подростку, тогда последние начинают использовать аппозиционные формы поведения по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, бунтовать и отстаивать права на самостоятельность и взрослость. Они ранимы, неадекватно и глубоко негативно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Общение подростка во многом обуславливаются все еще продолжающимися физиологическими процессами в организме и влияющими на лабильность его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться от восторга на прямо противоположное. Изменчивость настроения и состояния подростка ведет к неадекватности, реакций подростка в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Так, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома [1].

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первый и, пожалуй, наиважнейший социальный институт, влияние которого ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив к разного рода влияниям. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка, основанный чаще на реализации ожиданий транслируемых со стороны родителей. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная психологически благоприятная или не достаточно гармоничная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности [там-же].

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий, в настоящем или прошлом. Статус семьи и образовательный уровень каждого из родителей имеет неоценимое значение для выбора и статуса учебного заведения, профессиональной подготовки ребенка, выбор направления подготовки или профессии. Искажение образовательно-социального статуса семьи приводит в глубокому внутрисемейному кризису и не может не влиять на искажения межличностных отношений внутри семьи, на дисгармонизацию детско-родительских отношений.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением [2].

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества [4].

Социализация ребенка в семье, вовсе не сводиться к простому взаимодействию в диаде «ребенок-родитель». Процесс идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью. Например, в семье, где есть присутствуют оба родителя и оба они умеют хорошо вести хозяйство, ребенок может и не освоить эти навыки, даже если у него есть хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств, подменяя их формирование у ребенка собственным успешным выполнением данных функций. Напротив, в семье, где мать бесхозяйственна и хозяйственно-экономическая функция искажена, эту роль может взять на себя старший ребенок, независимо от его пола.

Не менее важен механизм психологического противодействия. Подросток, воспитывающийся в семье с жестким ограничением свободы, где введен тотальный контроль за деятельностью и взаимоотношениями подростка со сверстниками, семья вполне способна выработать у ребенка самостоятельность, а тот, кому попустительствуют и все разрешают, вырасти зависимым и ведомым. В связи с чем, конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых, выбранных и реализуемых в детско-родительских отношениях методов воспитания [4].

Огромное значение в воспитании ребенка играет стиль воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований доказывает, что хорошие отношения ребенка с родителями складываются обычно тогда, когда в семье используется демократический стиль воспитания, когда мнение ребенка учитываемое родителями способствуя формированию у него самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности формированию чувства ответственности за себя и окружающих его людей, определению и реализации приоритетов в деятельности, отношениях или достижении различных жизненных целей.

Поведение ребенка формируется я в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

‒ родитель объясняет мотивы своих поступков и требований, поощряя их обсуждение с подростком;

‒ родительская власть используется родителем дозированно и в меру необходимости;

‒ в ребенке цениться и поощряется как послушание, так и независимость;

‒ родитель устанавливает правила, сам соблюдает их, являясь для подростка примером, и твердо руководствуется ими, но не считает себя непогрешимым;

‒ родитель учитывает мнение ребенка, в том числе при принятии необходимых решений, и распределении семейных ресурсов или планировании досуговой деятельности семьи (поездка, поход, пикник и т.д.), но не исходит только из желаний ребенка

Следует отметить, что влияние родителей несомненно велики на формирование личности в подростковом возрасте, однако, наиболее сенситивными являются первые годы жизни ребенка. В старшем подростковом возрасте стиль взаимоотношений с родителями давно уже устоялся стал неизменным и привычным, однако эффект приобретенного ранее ребенком личностного опыта изменить уже невозможно.

В психолого-педагогической литературе широко и подробно обсуждается вопрос о мере родительского влияния на подростков и влияния сверстников. Но по сей день однозначного ответа на этот вопрос не. Однако, большинство исследователей, отмечает в своих работах, посвященных данной проблеме, что чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет искать общения со сверстниками и тем более скрытым и засекреченным будет это общение от взрослых.

Однако, справедливым будет отметить тот факт, что влияние родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и взаимообусловленными, и взаимодополнительными.

Больше всего старшим подросткам и юношеству хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Даже при потребности в самостоятельности, они все еще нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие интересующие их проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, а только с близкими значимыми взрослыми так как мешает самолюбие.

Однако взаимоотношения учащихся с родителями часто обременены конфликтами, и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

Причина этого коренится, прежде всего, в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши. Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями — то, что они знали нас, когда мы были маленькими» [4].

Общение со сверстниками — необходимое условие успешного психического развития подростка. Социальная потребность в общении играет важнейшую роль в жизни любого ребенка. Она является одним из важнейших условий формирования общественных качеств личности подростка, выступает базой начал коллективных взаимоотношений и сотрудничества. В общении с приятелями и друзьями, дети младшего подроскового возраста успешно осваивают ценности, нормы, правила цели, и средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, самостоятельно занимаются саморазвитием, самообразованием и самовоспитанием. Для этого, ему нужны личная свобода и личное пространство. В связи с чем, ребенок отстаивает собственное право на личную свободу как право на взрослость.

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время проявляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит [5].

Вопросы становления подросткового коллектива, характерные особенности группы и межличностных отношений в ней, влияние школьного класса на формирование личности отдельных подростков — все это представляет исключительный интерес.

Как известно, потребность подростка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Так, в своих работах американский психолог Д. Хъелл, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только «группа равных» приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки», высказывает предположение о том, что отсутствие того опыта общения подростка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей [8].

Педагогические и психологические исследования доказывают, какую большую роль на развитие отношений подростков друг с другом может оказать совместная деятельность, которая является для них не просто деятельностью, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни подростков в школе и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на их взаимоотношения [7].

Таким образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий и уровень образования родителей, внутрисемейная атмосфера родительской семьи обуславливают успешное личностное развитие подростка.

В то время, как общение со сверстниками выступает в качестве основной социальной потребности, которая является и условием развития общественных качеств личности подростка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений; совместной деятельности, которая является для них не просто деятельностью, но и школой формирования эффективных взаимоотношений с людьми.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в подростковом возрасте. — М., 1986. — 202с
  2. Беседин А. Н., Липатов И. И., Тимченко А. В., Шапарь В. Б. Книга практического психолога: В 2 ч. — Харьков, 1996. — 234с.
  3. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М.: Просвещение, 1988. — 125 с.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности, — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 432 с.
  5. Маслова Н. Ф. Педагог и малые группы школьников. — В сб.: Проблемы общения и воспитания / Под ред. X. И. Лийметса. Ч. 2. Тарту, 1974. -С. 234–240.
  6. Повышева О.Д, Калинина Т. В. Влияние «семей группы» риска на формирования девиантного поведения подростков/Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т. Т. Щелиной, Ю. Е. Болотина. 2015. С. 162–166.
  7. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. –М., 1988. — 331 с.
  8. Хъелл Д., Зиглер Д. Теория личности. — М., 1997. — 182 с.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, подросток, ребенок, взрослый, отношение, сверстник, общение, семья, совместная деятельность, социальное положение.

Действительно ли межличностное взаимодействие улучшает эмоции, качество сна и самоэффективность среди студентов младших курсов колледжа?

1. Боулби Дж. Привязанность и потеря: Том II: Разделение, тревога и гнев. Hogarth Press и Институт психоанализа; Лондон, Великобритания: 1973. стр. 1–429. [Google Scholar]

2. Армсден Г.К., Гринберг М.Т. Инвентаризация привязанности родителей и сверстников: индивидуальные различия и их связь с психологическим благополучием в подростковом возрасте. Дж. Юноша-подросток. 1987;16:427–454. doi: 10.1007/BF02202939. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Циммер-Гембек М.Дж., Хантер Т.А., Пронк Р. Модель поведения, отношения со сверстниками и депрессия: воспринимаемое социальное признание в качестве посредника и расхождение в восприятии. Дж. Соц. клин. Психол. 2007; 26: 273–302. doi: 10.1521/jscp.2007.26.3.273. [CrossRef] [Google Scholar]

4. Ла Грека А.М., Харрисон Х.М. Отношения со сверстниками, дружба и романтические отношения подростков: предсказывают ли они социальную тревожность и депрессию? Дж. Клин. Ребенок-подросток. Психол. 2005;34:49–61. doi: 10.1207/s15374424jccp3401_5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

5. Ольденбург К.М. Ассоциации между отношениями со сверстниками и депрессивными симптомами: Тестирование модерирующих эффектов пола и возраста. J. Ранний подростковый возраст. 1997; 17: 319–337. doi: 10.1177/0272431697017003004. [CrossRef] [Google Scholar]

6. Стюарт С.М., Бирн Б.М., Ли П.В., Хо Л., Кеннард Б.Д., Хьюз С., Эмсли Г. Личный и межличностный вклад в симптомы депрессии у гонконгских подростков. Междунар. Дж. Психол. 2003; 38: 160–169.. doi: 10.1080/00207590244000313. [CrossRef] [Google Scholar]

7. Баньяи Ф., Зсила А., Кирай О., Мараз А., Элекес З., Гриффитс М.Д., Андреассен К.С., Деметрович З. Проблемное использование социальных сетей: результаты Масштаб общенациональной репрезентативной выборки подростков. ПЛОС ОДИН. 2017;12:e0169839. doi: 10.1371/journal.pone.0169839. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

8. Ян С.-Ю., Фу С.-Х., Чен К.-Л., Се П.-Л., Линь П. -ЧАС. Взаимосвязь между депрессией, поведением, связанным со здоровьем, и интернет-зависимостью у студенток младших курсов колледжей. ПЛОС ОДИН. 2019;14:e0220784. doi: 10.1371/journal.pone.0220784. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

9. Ha JH, Kim S.Y., Bae S.C., Bae S., Kim H., Sim M., Lyoo I.K., Cho S.C. Депрессия и интернет-зависимость в подростки. Психопатология. 2007; 40:424–430. doi: 10.1159/000107426. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Орсал О., Орсал О., Унсал А., Озалп С.С. Оценка интернет-зависимости и депрессии среди студентов вузов. Procedia Soc. Поведение науч. 2013; 82: 445–454. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.06.291. [CrossRef] [Google Scholar]

11. Чан Дж.Дж., Коул С.В., Бауэр Дж.Э., Ирвин М.Р., Тейлор С.Э., Аревало Дж., Фулиньи А.Дж. Ежедневный межличностный стресс, продолжительность сна и генная регуляция в позднем подростковом возрасте. Психонейроэндокринология. 2019;103:147–155. doi: 10.1016/j.psyneuen.2018.11.026. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Gunn H.E., Troxel W.M., Hall M.H., Buysse D.J. Межличностный дистресс связан со сном и возбуждением при бессоннице и хорошем сне. Дж. Психосом. Рез. 2014; 76: 242–248. doi: 10.1016/j.jpsychores.2013.11.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Erreygers S., Vandebosch H., Vranjes I., Baillen E., De Witte H. Продольная связь между плохим качеством сна и кибербуллингом, опосредованным гневом. Община здоровья. 2019; 34: 560–566. doi: 10.1080/10410236.2017.1422098. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. Грегори А.М., Садех А. Сон, эмоциональные и поведенческие трудности у детей и подростков. Сон Мед. 2012; 16:129–136. doi: 10.1016/j.smrv.2011.03.007. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

15. Кризан З., Херлаш А.Д. Нарушение сна и агрессия: последствия насилия и его профилактика. Психол. Насилие. 2016;6:542. doi: 10.1037/vio0000018. [CrossRef] [Google Scholar]

16. Ван П.-Ю., Чен К.-Л., Ян С.-Ю., Линь П.-Х. Взаимосвязь качества сна, зависимости от смартфона и поведения, связанного со здоровьем, у студенток младших курсов колледжей. ПЛОС ОДИН. 2019;14:e0214769. doi: 10.1371/journal.pone.0214769. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Уоллес М.Л., МакМакин Д.Л., Тан П.З., Розен Д., Форбс Э.Е., Ладусер К.Д., Райан Н.Д., Сигл Г.Дж., Даль Р.Е., Кендалл П.К. Роль повседневных эмоций, сна и социальных взаимодействий в лечении детской тревожности. Поведение Рез. тер. 2017;90:87–95. doi: 10.1016/j.brat.2016.12.012. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Rodebaugh T.L. Самоэффективность и социальное поведение. Поведение Рез. тер. 2006; 44: 1831–1838. doi: 10.1016/j.brat.2005.11.014. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

19. Арслан А. Прогностическая сила источников убеждений в самоэффективности учащихся начальных классов в отношении их убеждений в самоэффективности для обучения и успеваемости. Образовательный науч. Теория Практика. 2012; 12:1915–1920. [Google Scholar]

20. Бандура А. Медиаэффекты. Рутледж; Абингдон, Великобритания: 2009. Социально-когнитивная теория массовой коммуникации; стр. 110–140. [Google Scholar]

21. Су Л.-Х. Исследование психического здоровья студентов, межличностных отношений в кампусе и самоэффективности обучения. Форум. Образовательный Адм. 2015; 7:95–117. [Google Scholar]

22. Билгин М., Аккапулу Э. Некоторые переменные, прогнозирующие ожидания социальной самоэффективности. соц. Поведение Личный. Междунар. Дж. 2007; 35: 777–788. doi: 10.2224/sbp.2007.35.6.777. [CrossRef] [Google Scholar]

23. Чанг Э., Чен Р. Исследование факторов депрессии у тайваньских студентов факультета дизайна. ЕВРАЗИЯ J. Math. науч. Технол. Образовательный 2018;14:197–204. [Google Scholar]

24. Гийзен М.В., Кримерс Д.Х., Расинг С.П., Смит Ф., Энгельс Р.К. Оценка мультимодальной школьной программы профилактики депрессии и самоубийств среди голландских подростков: план кластерного рандомизированного контролируемого исследования. БМС Психиатрия. 2018;18:124. doi: 10.1186/s12888-018-1710-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Дердикман-Эйрон Р., Индредавик М.С., Братберг Г.Х., Таральдсен Г., Баккен И.Дж., Колтон М. Гендерные различия в субъективном благополучии, самооценке и психосоциальном функционировании у подростков с симптомами тревоги и депрессии: выводы из исследования здоровья Nord-Trøndelag. Сканд. Дж. Психол. 2011; 52: 261–267. doi: 10.1111/j.1467-9450.2010.00859.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

26. Линь П.-Х., Ли Ю.-К., Чен К.-Л., Се П.-Л., Ян С.-Ю., Линь Ю.-Л. Взаимосвязь между качеством сна и интернет-зависимостью среди студенток колледжей. Фронт. Неврологи. 2019;13:599. doi: 10.3389/fnins.2019.00599. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

27. Ян С.-Ю., Чен К.-Л., Линь П.-Х., Ван П.-Ю. Взаимосвязь между поведением, связанным со здоровьем, зависимостью от смартфона и продолжительностью сна у студенток младших курсов колледжей. соц. Здоровье Поведение. 2019;2:26. [Google Scholar]

28. Чо Х., Квон М., Чой Дж.-Х., Ли С.-К., Чой Дж.С., Чой С.-В., Ким Д.-Дж. Разработка шкалы интернет-зависимости на основе критериев игрового интернет-расстройства, предложенных в DSM-5. Наркоман. Поведение 2014;39: 1361–1366. doi: 10.1016/j.addbeh.2014.01.020. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Саид Н., Эсламинежад Т. Взаимосвязь между готовностью учащихся к самостоятельному обучению и академической самоэффективностью и мотивацией к достижениям у студентов. Междунар. Образовательный Стад. 2017;10:225–232. doi: 10.5539/ies.v10n1p225. [CrossRef] [Google Scholar]

30. Паркс М.Р., Флойд К. Заводить друзей в киберпространстве. Дж. Вычисл. Медиат. коммун. 1996;1:JCMC144. [Google Scholar]

31. Пирес Г.Н., Андерсен М.Л., Джовенарди М., Туфик С. Нарушение сна во время беременности: возможные последствия для отношений мать-младенец. Мед. Гипотезы. 2010; 75: 578–582. doi: 10.1016/j.mehy.2010.07.036. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

32. Дальгрен А., Такер П., Густавссон П., Рудман А. Быстрая отдача и ночная работа как предикторы качества сна, усталости, баланса между работой и семьей и удовлетворенности рабочим временем. Хронобиол. Междунар. 2016; 33: 759–767. doi: 10.3109/07420528.2016.1167725. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Yang S.-Y., Hsu D.-J., Yen C.-M., Chang J.-H. Прогностические факторы качества жизни работников упаковки на Тайване. Продвижение здоровья. Междунар. 2019; 34: 751–759. doi: 10.1093/heapro/day029. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

34. Таук М., Ловибонд П.Ф., Лаубе Р. Психометрические свойства китайской версии короткой шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS21), больница Камберленда; Сидней, Австралия: 2001. Отчет Транскультурного центра психического здоровья Нового Южного Уэльса. [Google Scholar]

35. Buysse D.J., Reynolds C.F., III, Monk T.H., Berman S.R., Kupfer D.J. Питтсбургский индекс качества сна: новый инструмент для психиатрической практики и исследований. Психиатрия рез. 1989; 28: 193–213. дои: 10.1016/0165-1781(89)

-4. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Цай П.-С., Ван С.-Ю., Ван М.-Ю., Су К.-Т., Ян Т.-Т., Хуан К.-Дж., Фанг С.-К. Психометрическая оценка китайской версии Питтсбургского индекса качества сна (CPSQI) у субъектов с первичной бессонницей и контрольной группы. Квал. Жизнь Рез. 2005; 14:1943–1952. doi: 10.1007/s11136-005-4346-x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Иерусалим М., Шварцер Р. Обобщенная шкала самоэффективности. Меры в психологии здоровья: портфолио пользователя. Каузальный контроль. Верования. 1995;1:35–37. [Google Scholar]

38. Cheung S.-K., Sun S.Y. Оценка оптимистичных убеждений в себе: дальнейшее подтверждение китайской версии Общей шкалы самоэффективности. Психол. Представитель 1999; 85: 1221–1224. doi: 10.2466/pr0.1999.85.3f.1221. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Чен Ю. Магистерская диссертация. Национальный педагогический университет Пиндун; Пиндун, Тайвань: 2002. Черты характера, реальные отношения и отношения в Интернете, а также благополучие старшеклассников. [Академия Google]

40. Цай Л.-Л., Ли С.-П. Образцы сна у студентов колледжей: пол и различия в классах. Дж. Психосом. Рез. 2004; 56: 231–237. doi: 10.1016/S0022-3999(03)00507-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

41. Galland B.C., Gray A.R., Penno J., Smith C., Lobb C., Taylor R.W. Гендерные различия в практике гигиены сна и качестве сна новозеландских подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Здоровье сна. 2017; 3:77–83. doi: 10.1016/j.sleh.2017.02.001. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

42. Хартуп В.В. Межвозрастное взаимодействие со сверстниками того же возраста: этологические и межкультурные перспективы. Ребенок. Учить. Теория рез. Репетиторство. 1976: 41–55. [Google Scholar]

43. Мота Дж., Вейл С. Связь между качеством сна, кардиореспираторной выносливостью и ИМТ среди девочек-подростков. Являюсь. Дж. Хам. биол. Выключенный. Дж. Хам. биол. доц. 2010; 22: 473–475. doi: 10.1002/ajhb.21019. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

44. Мора Т., Гил Дж. Влияние сверстников на ИМТ подростков: данные из Испании. Здоровье Экон. 2013; 22: 501–516. doi: 10.1002/hec.2817. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

45. Смит А.Л. Отношения со сверстниками в контексте физической активности: менее проторенная дорога в исследованиях молодежного спорта и психологии упражнений. Психол. Спорт Упражнение. 2003; 4: 25–39. doi: 10.1016/S1469-0292(02)00015-8. [CrossRef] [Google Scholar]

46. Torres GCS, Paragas E.D., Jr. Социальные детерминанты, связанные с качеством жизни студентов-медсестер со степенью бакалавра: перекрестное исследование. Форум медсестер. 2018;54:137–143. doi: 10.1111/nuf.12306. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

47. Чен X. Культура, взаимодействие со сверстниками и социально-эмоциональное развитие. Детский Дев. Перспектива. 2012; 6: 27–34. doi: 10.1111/j.1750-8606.2011.00187.x. [CrossRef] [Google Scholar]

48. Selcuk E., Stanton S.C., Slatcher R.B., Ong A.D. Воспринимаемая отзывчивость партнера предсказывает лучшее качество сна за счет снижения тревожности. соц. Психол. Личный. науч. 2017; 8:83–92. doi: 10.1177/1948550616662128. [CrossRef] [Google Scholar]

49. Ледерберг А.Р., Райан Х.Б., Роббинс Б.Л. Взаимодействие со сверстниками у глухих детей раннего возраста: влияние статуса слуха и знакомства партнера. Дев. Психол. 1986;22:691. doi: 10.1037/0012-1649.22.5.691. [CrossRef] [Google Scholar]

50. NOJOUMI M., Ghalehbandi M., KAFASHI S. Характер сна у студентов-медиков и резидентов. Арх Иран Мед. 2009; 12: 542–549. [PubMed] [Google Scholar]

51. Ван Влит В. Среда обитания ребенка. Влияет на плотность. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс; Махва, штат Нью-Джерси, США: 1985. Роль типа жилья, плотности домохозяйства и плотности соседства во взаимодействии со сверстниками и социальной адаптации. [Google Scholar]

52. Давила Дж., Хаммен С., Бердж Д., Пейли Б., Дейли С.Э. Плохое решение межличностных проблем как механизм возникновения стресса при депрессии у женщин-подростков. Дж. Ненормальный. Психол. 1995;104:592. doi: 10.1037/0021-843X.104.4.592. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Баккен Л., Ромиг К. Потребности в межличностных отношениях у подростков среднего возраста: общение, лидерство и близость. Дж. Адолеск. 1992;15:301. doi: 10.1016/0140-1971(92)

-Z. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Гилмор К.Дж., Мирсанд П. Нормальное развитие ребенка и подростка: учебник по психодинамике. Американский психиатрический паб; Вашингтон, округ Колумбия, США: 2013. [Google Scholar]

55. Теркл С. Вместе наедине: почему мы ожидаем большего от технологий и меньше друг от друга. Хашетт Великобритания; Лондон, Великобритания: 2017. [Google Scholar]

56. Кабальо К., Вердуго М.А. Оценка социальных навыков детей и подростков с нарушениями зрения: выявление соответствующих навыков для улучшения качества социальных отношений. Психол. Отчет 2007; 100: 1101–1106. doi: 10.2466/pr0.100.4.1101-1106. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

57. Червонский Э., Хант С. Регуляция эмоций, психическое здоровье и социальное благополучие в выборке подростков: параллельное и продольное исследование. Эмоция. 2019;19:270. doi: 10.1037/emo0000432. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

58. Линь Х.К., Тан Т.С., Йен Дж.Ю., Ко Ч.Х., Хуанг С.Ф., Лю С.К., Йен С.Ф. Депрессия и ее связь с самооценкой, семьей, сверстниками и школьными факторами у 9586 подростков на юге Тайваня. Психиатрия клин. Неврологи. 2008; 62: 412–420. doi: 10.1111/j.1440-1819.2008.01820.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Нильсен В., Каревольд Э. Б., Каасбёлл Дж., Кьелдсен А. Нюансы роли социальных навыков — лонгитюдное исследование раннего материнского психологического стресса и подростковых депрессивных симптомов. БМС Педиатр. 2018;18:133. doi: 10.1186/s12887-018-1100-4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

60. Линь П.-Х., Линь С.-Ю., Ван П.-Ю., Ян С.-Ю. Связь между продолжительностью сна и поведением, связанным со здоровьем, у студента колледжа. соц. Здоровье Поведение. 2018;1:31. [Google Scholar]

61. Киллгор В.Д., Кан-Грин Э.Т., Липицци Э.Л., Ньюман Р.А., Камимори Г.Х., Балкин Т.Дж. Лишение сна снижает воспринимаемый эмоциональный интеллект и навыки конструктивного мышления. Сон Мед. 2008; 9: 517–526. doi: 10.1016/j.sleep.2007.07.003. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Эль-Шейх М., Сайни Э.К., Гиллис Б.Т., Келли Р.Дж. Взаимодействия между продолжительностью и качеством сна как предикторы адаптации подростков. Здоровье сна. 2019;5:180–186. doi: 10.1016/j.sleh.2018.11.004. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. Van Scotter J.R., Motowidlo S.J. Межличностное содействие и преданность работе как отдельные аспекты контекстуальной производительности. Дж. Заявл. Психол. 1996;81:525. doi: 10.1037/0021-9010.81.5.525. [CrossRef] [Google Scholar]

64. Moksnes U.K., Eilertsen M.E.B., Ringdal R., Bjørnsen H.N., Rannestad T. Удовлетворенность жизнью в связи с самоэффективностью и стрессовым опытом у подростков – самоэффективность как потенциального модератора. Сканд. Дж. Заботливая наука. 2019;33:222–230. doi: 10.1111/scs.12624. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

65. Шольц У., Донья Б.Г., Суд С., Шварцер Р. Является ли общая самоэффективность универсальной конструкцией? Психометрические данные из 25 стран. Евро. Дж. Психол. Оценивать. 2002; 18:242. doi: 10.1027//1015-5759.18.3.242. [CrossRef] [Google Scholar]

66. Барнетт А., Серин Э., Риберн П., Хупер С. Выявление медиаторов тренировочного воздействия на психобиосоциальные состояния, связанные с производительностью: обсервационное исследование одного случая у элитной триатлонистки. Психол. Спорт Упражнение. 2012; 13: 541–549. doi: 10.1016/j.psychsport.2012.02.010. [CrossRef] [Google Scholar]

67. Бандура А. Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Доп. Поведение Рез. тер. 1978; 1: 139–161. doi: 10.1016/0146-6402(78)

-4. [CrossRef] [Google Scholar]

68. Gauthier J., Ladouceur R. Влияние отчетов о самоэффективности на производительность. Поведение тер. 1981; 12: 436–439. doi: 10.1016/S0005-7894(81)80130-X. [CrossRef] [Google Scholar]

69. Кэпплер К., Люсьер-Грир М. Изучение воздействия кумулятивного риска на молодежь, связанную с военными, и роль семьи в преодолении трудностей. Форум по уходу за детьми и молодежью. 2020 г.: 10.1007/s10566-020-09544-7. [CrossRef] [Google Scholar]

Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте

%PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > ручей application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.10.181

  • Самооценка и межличностные отношения в подростковом возрасте
  • Татьяна Садовникова
  • подростковый возраст,привязанность к родителям
  • привязка к пиру
  • самооценка
  • система взаимоотношений подростков
  • Труды — Социальные и поведенческие науки, 233 (2016) 440-444.
  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts