Отношения со сверстниками: Этапы и типы отношений школьника со сверстниками

Этапы и типы отношений школьника со сверстниками

Ни для кого не секрет, что школьные годы – это основной этап социализации ребёнка. Школа – это не только место, где дети получают образование, но также они учатся самому главному – умению взаимодействовать с людьми. Так как дети на протяжении всего процесса обучения находятся в коллективе, им нужно как-то сосуществовать вместе. При этом, поскольку все люди разные, и дети далеко не исключение, сосуществовать в гармонии получается не всегда.

В школе дети получают опыт различных взаимоотношений, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на всех участников этих отношений. Так как же проходит процесс становления отношений школьников в коллективе и какие типы таких отношений существуют? Обратимся за помощью к специалистам.


Рассмотрим эти вопросы вместе с преподавателем белорусского языка и литературы, чешского языка, Юлией Сныткиной.

Первым этапом является первичное знакомство. На этом этапе дети узнают друг о друге базовую информацию (имя, фамилия, возраст), присматриваются друг к другу. При знакомстве может возникнуть поверхностная симпатия или антипатия, как это происходит у взрослых.

Вероятно, вы могли замечать за собой, что вы быстрее вступаете в контакт с человеком, который чем-то похож на вас. Вы обращаете внимание на то, как человек выглядит, как говорит и ведет себя в обществе. То же можно сказать и о детях. В детстве мы активно познаем мир, поэтому дети очень наблюдательны, иногда даже больше, чем взрослые. Однако здесь следует заметить, что дети младшего школьного возраста, как правило, на этапе знакомства сохраняют нейтралитет, поскольку не имеют достаточного опыта. Чем старше ребенок, тем больше вероятность возникновения симпатии / антипатии в самом начале зарождения отношений.

Второй этап – вторичное знакомство. Здесь дети знакомятся друг с другом ближе: узнают о интересах, хобби, особенностях характера и поведения.

Во время общения между собой у них складывается общее впечатление о собеседниках: комфортно ли им вместе, есть ли точки соприкосновения. На этом этапе можно говорить об уверенной симпатии или антипатии.

Вторичное знакомство – это стадия формирования приятельских отношений. Также данный этап может обернуться и неприязнью или вовсе никак не сдвинуть отношения с места. Здесь можно говорить о начале формирования отдельных «групп по интересам» внутри одного коллектива.

Третий этап можно назвать «пробой пера» в отношениях. На этом этапе дети пробуют себя в совместной деятельности внутри сложившихся на предыдущем этапе групп, сталкиваются с необходимостью взаимопомощи, ответственности друг перед другом за свои действия (как пример можно привести выполнение проекта по интересам, творческого задания).

Переживая этот опыт, дети испытывают чувство комфорта или дискомфорта от взаимодействия друг с другом, удовлетворения или неудовлетворения от совместной деятельности, делают выводы о ее продуктивности. Таким образом, на данном этапе из приятельских формируются товарищеские отношения. Тем не менее, если дети не удовлетворены опытом вышеописанного взаимодействия, группа может расформироваться, а отношения останутся на уровне приятельских.

Четвертый и последний этап – зарождение дружбы. Данный этап характеризуется наличием существенных общих интересов, сходством взглядом, взаимной привязанностью, доверием, готовностью помочь и поддержать.

На этом этапе дети ощущают взаимную потребность друг в друге не только в школе, но и за ее пределами, могут доверить друг другу свои секреты и хранить тайны друзей. Следует отметить, что друзьями могут стать как все члены сформировавшейся группы, так и лишь некоторые их них.

Исходя из этапов формирования взаимоотношений между школьниками в коллективе, можно выделить следующие типы этих отношений.

Просто одноклассники. Общение между просто одноклассниками, т. е. детьми, обучающимися в одном классе и только, ограничивается уровнем «привет-пока» и обсуждением вопросов, связанных с учебой (тема урока, домашнее задание, контрольные работы и под.).

Приятели. Для этого типа отношений характерно минимальное обсуждение интересов, новостей, общих тем, касающихся учебы и других сфер.

Неприятели. В таких отношениях имеют место злые шутки, подколы и другие пакости, однако также возможно и полное отсутствие всякого общения, даже минимального «привет-пока».

Товарищи. Товарищам присуща взаимная заинтересованность в совместной деятельности, в близком общении. Для таких отношений характерно не только активное обсуждение интересов. Дети хотят проводить время вместе за занятиями, которые доставляют им удовольствие, с радостью помогают друг другу в процессе. В товарищеских отношениях всегда присутствует лидер. При этом, если лидеров в группе два или более, группа рано или поздно распадается, так как каждый из них будет «тянуть одеяло на себя».

Друзья. Для дружбы характерно желание быть вместе как можно больше. Друзья, как правило, сидят за одной партой, делают вместе домашнее задание, ходят гулять. Друзьям свойственно принятие друг друга со всеми недостатками, понимание, беспрекословная поддержка в любой ситуации. Друзья защищают друг друга от нападок неприятелей и остаются вместе, когда от одного из них вдруг отворачиваются остальные. Конечно, бывают исключения из правил, но тогда дружба рушится.

Также следует отметить, что в дружбе, как и в товариществе, чаще всего встречаются отношения «ведущий-ведомый», при этом у пары «ведомый-ведомый» больше шансов построить и сохранить крепкую дружбу, чем у пары «лидер-лидер».

Материал подготовлен сайтом Redsale.by

Общение ребенка со сверстниками

Елена Смирнова, профессор, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, д. психол. н.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшая задача родителей.

Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Особенности общения дошкольников

Однако, прежде чем говорить о проблемных формах межличностных отношений, нужно понять, что со сверстниками ребенок общается совершенно по-другому, нежели со взрослым.

Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности.  Контакты дошкольников отличаются повышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействии малыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительно спокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия — до драки. Со взрослым же ребенок, как правило, старается вести себя ровно, без крайнего выражения эмоций и чувств. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Дошкольники уже сами отчетливо понимают, что им интересно с такими же детьми, как они, а не только с мамой и папой.

Вторая важная черта контактов детей — их нестандартность и нерегламентированность.  Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Такое свободное поведение дошколят обычно утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако для самих детей такая свобода очень важна. Как ни странно, такое «кривляние» имеет большое значение для развития ребенка. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. Не случайно те занятия, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование, драматизация, — так популярны именно среди сверстников. Естественно, взрослея, дети все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако, раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Третья отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему, способность слышать его и отвечать на его предложения. У маленьких детей по отношению к сверстнику такой способностей нет.Особенно ярко это проявляется в неумении дошкольников вести диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа.

Младший дошкольный возраст

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Довольно часто какой-нибудь привлекательный предмет может разрушить дружную игру детей: их внимание сразу переключается на него. Борьба за игрушку и нежелание отдавать свою — отличительная особенность малышей. Они утверждают и отстаивают свое «Я» прежде всего посредством демонстрации своей собственности: «Смотри, что у меня есть!», «Это мое!». Именно поэтому отдать своё очень трудно. Привлекательные игрушки становятся поводом для бесконечных споров и конфликтов малышей.Нормально общаться они могут только в отсутствие отвлекающих предметов. Призывы взрослых играть вместе одной игрушкой в данном случае бесполезны — дети в этом возрасте могут уделять внимание либо сверстнику, либо (что значительно чаще) игрушке.

Только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность.Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр. ). В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки» и пр.).

Маленькие дети безразличны к успехам сверстника, даже если похвала исходит от взрослого. Малыш как будто не замечает действий и настроения сверстника. В то же время присутствие одногодка делает ребенка эмоциональнее и активнее, о чем свидетельствуют стремление детей друг к другу и взаимное подражание.Легкость, с которой трехлетние дети заражаются общими эмоциональными состояниями, может свидетельствовать об особой общности, возникающей при обнаружении одинаковых умений и вещей. Эта общность определяется пока что только по внешним признакам: «Ты прыгаешь, и я прыгаю», «У тебя зеленые тапочки — и у меня такие же«. Именно подчеркивая такую общность, можно наладить отношения между малышами.

Средний дошкольный возраст

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в середине дошкольного возраста.На пятом году жизни (в особенности у тех детей, которые посещают детский сад) однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают все большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело — игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, если им важно было внимание и соучастие сверстника, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии. В этом возрасте детям нужно сотрудничество и содержательное общение — то есть игра.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость.  Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но сейчас цель этого сравнения — уже не обнаружение общности (как у трехлеток), а противопоставление себя другому. Через сравнение со сверстниками ребенок оцениваем и утвердждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. «Окружающими» для четырех-пятилетнего ребенка становятся сверстники. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

Средством, помогающим ребенку среднего дошкольного возраста нормально общаться со сверстниками, является совместная игра. Дети, которые умеют и любят играть, обязательно научатся устанавливать контакты с партнерами, распределять роли, создавать игровую ситуацию. Учите ребёнка совместной игре (желательно ролевой), помогайте детям придумывать интересный сюжет — и хорошая общая игра станет для них важнее похвалы или собственных успехов.

Старший дошкольный возраст

К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников.  Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного, личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.  Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

Родители конечно же должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личным примером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако, она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счёте особенности становления личности. Однако, это уже тема следующих отдельного разговора.

№09, 2004

Простые советы по развитию позитивных отношений со сверстниками