В рамках каких систем могут возникать психологические отношения: Тема 6. Социально-психологические явления и процессы

Содержание

Тема 6. Социально-психологические явления и процессы

1Процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь – это … а) воспитание; б) отношение;

в) взаимодействие; г) влияние.

2Социальными объектами (субъектами) являются …

а) отдельные люди; б) неофициальные социальные группы;

в) официальные группы людей; г) отдельные люди и группы.

3Социальное взаимодействие включает … а) наличие совместной деятельности; б) влияние людей друг на друга; в) взаимопонимание;

г) наличие совместной деятельности и взаимное влияние людей. д) Все ответы верны.

е) Все ответы неверны.

4При оценке стиля межличностного взаимодействия не применяется такой критерий как … а) характер ответственности;

б) характер идентификации; в) характер выдвигаемых целей. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

5Продуктивный стиль взаимодействия характеризуется …

а) разработкой как близких, так и далеких целей; б) концентрацией внимания на близких целях; в) концентрацией внимания на далеких целях.

г) Цели заранее не выдвигаются, взаимодействие протекает спонтанно.

6 При непродуктивном стиле взаимодействия … а) отсутствует идентификация членов группы друг с другом, каждый несет

ответственность за свой участок работы;

72

б) члены группы идентифицируют себя с ней, с лидером группы, и всю ответственность несет лидер;

в) все члены группы слабо идентифицируют себя с ней, и поэтому всю ответственность за совместно выполненную работу возлагают на лидера;

г) участники взаимодействия устойчиво идентифицируют себя друг с другом, с группой в целом и несут коллективную ответственность за выполненную работу.

7Неверно, что социальное взаимодействие … а) недоступно для восприятия окружающими; б) предполагает наличие общей цели; в) по-разному воспринимается его участниками;

г) может осуществляться с использованием вербальных и невербальных средств;

д) приводит к изменению поведения его участников; е) может быть непреднамеренным.

8Термин «конгруэнтность» означает …

а) бесконфликтность; б) взаимопонимание, согласованность переживаний, ожиданий;

в) сходство темперамента и характера; г) содержательность и логичность.

9К низшему уровню взаимодействия не относятся такой признак как … а) наличие совместной деятельности; б) принятие-непринятие; в) полное взаимопонимание;

г) восприятие людьми друг друга.

10К низшему уровню взаимодействия относится …

а) анализ сходства — различий; б) эффективное влияние людей друг на друга;

в) способность предвидеть будущие действия партнера. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

11Главной характеристикой среднего уровня взаимодействия является … а) продуктивная совместная деятельность; б) наличие непосредственных контактов; в) наличие совместной деятельности; г) анализ сходства-различия партнеров.

12Кооперация – это тип взаимодействия, когда партнеры …

а) уважают друг друга;

73

б) имеют общие цели; в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать;

г) имеют собственные цели и противоборствуют.

13Конкуренция – это тип взаимодействия, когда партнеры … а) уважают друг друга; б) имеют общие цели;

в) достигли согласия о целях и стремятся его не нарушать; г) имеют собственные цели и противоборствуют.

14В рамках каких систем могут возникать психологические отношения? а) Только «субъект — объект».

б) Только «субъект — субъект».

в) Как «субъект — объект», так и «субъект — субъект». г) В некоторых системах «субъект — субъект».

15Субъект – субъектные отношения – это …

а) отношение человека к другим людям; б) отношение человека к самому себе;

в) отношение человека к другим людям и самому себе. г) Нет правильного ответа.

16Отношения в психологическом понимании присутствуют при контактах человека с … а) людьми и их группами;

б) материальными вещами; в) идеальными понятиями и объектами. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

17Верно ли, что отношения возникают только при непосредственном взаимодействии?

а) Да. б) Нет.

в) По-разному, в зависимости от возраста человека. г) По-разному, в зависимости от пола человека.

18Отношение проявляется как …

а) готовность к определенному взаимодействию; б) физическое взаимодействие; в) «идеальное», «мысленное» взаимодействие. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

74

19Более устойчивыми, неизменными являются … а) субъект — субъектные отношения; б) субъект – объектные отношения.

в) Значимых различий нет. г) Все ответы неверны.

20Соотношение общественных и психологических отношений можно описать следующим образом:

а) психологические отношения включены в общественные; б) общественные отношения включены в психологические; в) это синонимы;

г) между психологическими и общественными отношениями нет ничего общего.

21Социальный и экономический строй общества является основой …

а) психологических отношений; б) общественных отношений;

в) психологических и общественных отношений; г) экономических и правовых отношений.

22Соотношение между параметрами «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» выглядит следующим образом: … а) «симпатия – антипатия» представляет собой эмоциональный компонент

взаимоотношений, а «притяжение — отталкивание» — поведенческий; б) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают эмо-

циональные компоненты взаимоотношений; в) «симпатия – антипатия» и «притяжение — отталкивание» описывают пове-

денческие компоненты «привлекательности — непривлекательности»; г) «симпатия – антипатия» описывает поведенческий компонент взаимоот-

ношений, а «притяжение — отталкивание» — эмоциональный.

23Верно ли, что сила притяжения (отталкивания) прямо пропорциональна степени симпатии (антипатии)?

а) Да.

б) Наоборот, чем сильнее симпатия (антипатия), тем слабее притяжение (отталкивание).

в) Степень притяжения (отталкивания) не всегда связана с силой симпатии (антипатии).

г) Все ответы неверны.

24Увеличение числа признаков, значимых для установления отношений, приводит к … а) увеличению избирательности отношений и уменьшению числа партнеров;

75

б) увеличению числа партнеров, так как чем больше признаков-критериев, тем больше людей соответствуют хотя бы одному из них;

в) уменьшению числа партнеров – снижению избирательности; г) снижению избирательности – круга лиц, соответствующим всем требова-

ниям-признакам.

25 Увеличение глубины отношений связано с … а) расширением функций отношений и, следовательно, увеличением дистан-

ции; б) уменьшением круга обсуждаемых вопросов и устранением ролевых кли-

ше, стереотипов; в) увеличением круга обсуждаемых вопросов и уменьшением дистанции в

общении; г) уменьшением функций и увеличением количества ролевых клише.

26 Ролевые клише – это … а) стереотипные фразы и формы поведения;

б) правила, нормы поведения, принятые в обществе; в) изменения в поведении человека; г) выражение согласия с собеседником.

27 Взаимопонимание предполагает … а) сходство точек зрения, оценок предмета общения;

б) положительную оценку и принятие целей собеседника; в) выбор взаимоприемлемого способа поведения.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

28 Для достижения взаимопонимания важно … а) выдвигать гипотезы о точке зрения партнера и полностью ее принимать;

б) анализировать точку зрения партнера и соотносить ее со своей; в) выбрать свою точку зрения и твердо ее придерживаться, несмотря на об-

стоятельства; г) быть спонтанным в общении – не делать никаких прогнозов и предполо-

жений о точке зрения партнера, своих предпочтениях и т.п.

29Переживание состояния удовлетворения от реального или мысленного контакта с другим человеком – это … а) притяжение; б) симпатия; в) привязанность;

г) привлекательность.

30Совместимость людей определяется … факторами.

76

а) психологическими; б) психофизиологическими;

в) социально-психологическими; г) социологическими.

д) Все ответы верны.

31Межличностная привлекательность определяется … а) сходством установок, интересов, мнений; б) положительным эмоциональным фоном отношений; в) условиями сотрудничества; г) сходством главных качеств в Я-концепциях.

д) Все ответы верны.

32Межличностная непривлекательность определяется … а) различием установок, интересов, мнений; б) отрицательным эмоциональным фоном отношений; в) условиями соперничества; г) различием главных качеств в Я-концепциях.

д) Все ответы верны.

33Взаимодействие людей с целью обмена информацией познавательнооценочного или эмоционального характера – это … а) конфликт; б) принятие решений; в) общение;

г) субъектное отношение.

34В процессе общения человек …

а) сам изменяется; б) изменяет собеседника;

в) изменяются все участники общения. г) Все ответы неверны.

35Соотношение понятий «ролевое» и «деловое» общение можно представить следующим образом:

а) это синонимы; б) ролевое шире, чем деловое;

в) деловое шире, чем ролевое; г) это взаимоисключающие понятия.

36Эмоциональные процессы и состояния собеседников относятся к … стороне общения.

а) межличностной; б) конативной;

77

в) эмотивной; г) коммуникационно-информационной.

37Познание индивидуальных особенностей собеседника относится к … стороне общения.

а) межличностной; б) когнитивной;

в) коммуникационно-информационной; г) эмотивной.

38Обмен мнениями, идеями, относится к … стороне общения.

а) межличностной; б) когнитивной; в) конативной;

г) коммуникационно-информационной.

39 Согласование позиций, мнений, устранение противоречий описывается … стороной общения.

а) межличностной; б) конативной;

в) коммуникационно-информационной; г) когнитивной.

40Взаимодействие людей в процессе общения относится к … его стороне. а) межличностной; б) конативной; в) эмотивной;

г) коммуникационно-информационной.

41Общение по телефону является …

а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;

в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.

42Общение посредством писем является … а) прямым вербальным; б) прямым невербальным;

в) опосредованным вербальным; г) опосредованным невербальным.

43Интонация и громкость – относятся к … средствам общения. а) вербальным; б) невербальным;

78

в) прямым; г) опосредованным.

44В результате прохождения информации через фильтр доверия-недоверия

а) вся информация или принимается, или отвергается; б) ложная информация принимается, истинная – отвергается;

в) истинная информация принимается, ложная – отвергается. г) Нет правильного ответа.

45Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению – это … а) конфликт; б) коммуникативный барьер; в) непонимание;

г) декодирование.

46К специфическим особенностям коммуникации между людьми не относится … а) возможность возникновения коммуникативных барьеров;

б) взаимное влияние партнеров друг на друга; в) наличие отношений партнеров.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

47К коммуникативным барьерам понимания не относится …

а) семантический барьер; б) стилистический барьер; в) логический барьер; г) барьер пола и возраста.

48К коммуникативным барьерам социально-психологических различий не относится барьер … а) социальных различий;

б) политических различий; в) пола и возраста;

г) фонетического непонимания.

49К коммуникативным барьерам отношений не относится барьер …

а) противоборствующих желаний; б) межличностной несовместимости; в) отрицательных эмоций.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

79

50 Какие из названных приемов не способствуют обеспечению взаимопонимания в общении?

а) Предвосхищение возможных ситуаций. б) Определение своей точки зрения на объект. в) Согласование общих точек зрения.

г) Нет правильного ответа.

51Социальная перцепция предполагает восприятие человеком (или группой) … а) самого себя и (или) другого члена группы;

б) своей и (или) чужой группы. в) Все ответы верны.

г) Все ответы неверны.

52Стремление воспринимающего оказать влияние на воспринимаемого человека проявляется в таком свойстве социальной перцепции как … а) активность; б) целостность;

в) мотивированность; г) доминантность.

53Зависимость восприятия от направленности личности воспринимающего, его отношения к воспринимаемому – это … социальной перцепции.

а) активность; б) целостность;

в) мотивированность субъекта. г) Все ответы неверны.

54Социальные стереотипы …

а) положительно влияют на социальную перцепцию и взаимодействие; б) отрицательно влияют на социальное взаимодействие; в) оказывают как положительное, так и отрицательное влияние;

г) свойственны только тем людям, которые не умеют анализировать поведение других.

55 Идентификация – это … а) отождествление себя с другим и подражание ему;

б) опознание, узнавание какого-то объекта; в) познание себя посредством сравнения себя с другим; г) подчинение другому.

56 Аттракция предполагает … а) развлечение, радость;

80

б) привязанность; в) познание на основе мышления;

г) общение, взаимодействие.

57 Эмпатия включает … а) сопереживание – единство эмоциональных состояний людей;

б) понимание чувств и эмоций другого; в) положительное отношение к другому человеку. г) Все ответы верны.

58 Рефлексия – это … а) синоним отражения;

б) познание другого — что я думаю о нем; в) познание себя через другого – что он думает обо мне; г) проявление рефлекса.

59Каузальная атрибуция – это … а) приписывание причин; б) описание ситуации; в) механизм самооправдания;

г) прогнозирование развития ситуации.

60При личностной атрибуции причиной случившегося считают … а) себя; б) другого человека;

в) человека, к которому испытывают отрицательные эмоции; г) себя или другого человека.

61При стимульной атрибуции причина случившегося видится в … а) действии какого-то внешнего фактора — стимула; б) действиях человека, который поступал вопреки своей воле;

в) объекте, с которым произошло анализируемое событие; г) действии «судьбы», «рока».

62Функцией социальной перцепции не является …

а) познание другого; б) познание себя;

в) познание предмета совместной деятельности. г) Все ответы неверны.

63 Рефлексия, идентификация, эмпатия – это … а) механизмы социальной перцепции; б) уровни познания другого;

в) уровни эмоционального отождествления с другим человеком;

81

г) механизмы каузальной атрибуции.

64Группы, которые не существуют в реальности, между членами которых отсутствуют взаимоотношения, называются … а) условными; б) естественными;

в) лабораторными; г) формальными.

65Группы, которые образуются на основе личных предпочтений и симпатий

– это … группы. а) естественные; б) неформальные; в) референтные; г) реальные.

66Эталонными называют … группы. а) формальные; б) неформальные; в) высокоразвитые; г) референтные.

67Для коллектива не обязательно(ны) … а) наличие общей цели; б) сплоченность;

в) сходство интересов, ценностных ориентаций; г) гибкость, изменчивость позиций доминирования-подчинения.

68Люди, которые вместе ждут автобус на остановке, представляют собой … группу.

а) условную; б) формальную;

в) неформальную; г) диффузную.

69Учащиеся 8-ых классов РБ образуют … группу.

а) условную; б) реальную; в) формальную; г) естественную.

70 Производственное подразделение представляет собой … группу. а) формальную; б) неформальную;

82

в) лабораторную; г) диффузную.

71Случайные группы, в которых люди объединены лишь общими переживаниями, эмоциями называются … а) условными; б) диффузными; в) формальными; г) референтными.

72Группы, на которые люди ориентируются при оценке своих действий, выборе стратегии поведения называются … а) формальными; б) неформальными; в) референтными; г) нереферентными.

73Соотношение симпатий – антипатий членов группы фиксируется в подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

74Осведомленность членов группы о событиях в данной и в других группах отражается в подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

75Социально-психологические характеристики членов группы составляют подструктуру …

а) композиционную; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативную;

г) функциональных отношений.

76Поведенческий аспект взаимоотношений в группе, проявления взаимозависимости относятся к подструктуре …

а) композиционной; б) межличностных предпочтений; в) коммуникативной;

г) функциональных отношений.

83

77К психологическим характеристикам малой группы не относятся групповые … а) традиции; б) мнения;

в) настроения.

г) Все ответы верны. д) Все ответы неверны.

78Потребности и мотивы членов группы относятся к групповым …

а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;

г) взаимоотношениям.

79Оценка членами группы происходящих событий относится к групповым

а) мнениям; б) устремлениям; в) традициям;

г) взаимоотношениям.

80Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия членов группы и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих – это … а) служебные отношения; б) групповые взаимоотношения; в) групповые настроения; г) сплоченность группы.

81Групповое мнение – это совокупность …, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов группы к определенным фактам или явлениям.

а) умозаключений; б) оценочных суждений;

в) понятийных терминов или оценок. г) Все ответы верны.

82Посредством функции воздействия групповое мнение оказывает влияние на … а) поведение членов данной группы;

б) поведение членов других групп; в) поведение лидера группы;

г) эмоциональное состояние членов других групп.

84

83Оценочная функция группового мнения проявляется в том, как … а) члены других групп оценивают стремления данной группы; б) сами члены данной группы оценивают свои стремления;

в) члены группы относятся к различным событиям, происходящим внутри и вне данной группы;

г) члены другой группы оценивают результативность действий, предпринятых данной группой.

84Информационная функция группового мнения позволяет получить разнообразные сведения о …

а) сплоченности группы; б) взаимоотношениях в группе; в) ценностях членов группы. г) Все ответы верны.

д) Все ответы неверны.

85Групповое мнение оказывает влияние на убеждения отдельных ее членов

а) на уровне сознания; б) на бессознательном уровне;

в) на поведенческом уровне. г) Все ответы верны.

86Включает ли групповое мнение элементы принуждения по отношению к членам данной группы?

а) Да. б) Нет.

в) Только на лидера.

г) Только на руководителя.

87Групповое мнение …

а) неизменно, ригидно; б) очень изменчиво;

в) устойчиво, но способно реагировать на различные события внутри и вне данной группы;

г) изменяется только при смене лидера группы.

88 Групповые настроения … а) повышают эффективность совместной деятельности;

б) снижают эффективность совместной деятельности; в) не влияют на эффективность;

г) могут как повышать, так и снижать эффективность совместной деятельности.

85

89В группе быстрее распространяются … а) настроения; б) чувства;

в) высшие чувства.

г) Значимых различий нет.

90Действенность и живучесть традиции зависит от того, …

а) насколько следование данной традиции способствует удовлетворению потребностей членов группы;

б) как жестко контролируется следование данной традиции; в) насколько широкий круг ситуаций, событий регламентирует данная тра-

диция; г) как давно возникла данная традиция.

91 Сплочение малой группы не позволяет … а) достигнуть ценностно-ориентационного единства;

б) достигнуть наилучших результатов совместной деятельности; в) избегать конфронтации.

г) Все ответы неверны.

92 Функцией группового давления не является … а) обеспечение достижения целей группы;

б) уменьшение индивидуальных различий членов группы, обезличивание; в) сохранение группы как целого; г) регулирование поведения и взаимоотношений членов группы.

86

Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения: Psychology OnLine.Net

Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения
Добавлено Psychology OnLine.Net
12.08.2008 (Правка )

Место и природа межличностных отношений

Теперь принципиально важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей.

В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где “расположены” межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне (Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., ЛГУ, 1967. С. 146), в других случаях — как отражение в сознании общественных отношений (Платонов К, К. О системе психологии. М., 1974. С. 30) и т. д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то “ниже”, “выше”, “сбоку” или как-либо еще).

Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом “сечении” экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Межличностные отношения и общественные отношения

При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы “опосредствуют” воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка второго ряда препятствует подлинно глубокому анализу отношений и первого ряда.

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия.

Вместе с тем в ходе этой реализации отношения между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводятся. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкиваются непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т. е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми. Несмотря на то что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в

межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения: кто-то воспринимается как “злой преподаватель”, как “хитрый торговец” и т. д. На уровне обыденного сознания, без специального теоретического анализа дело обстоит именно таким образом. Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то “чистых” общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это дает основание ввести понятие “межличностная роль” как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности.

Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он “рубаха-парень”, “свой в доску”, “козел отпущения” и т. д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений (Шибутани, 1968).

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы — чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, что “набор” этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т. д. Интенсивность того и другого рода чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т. е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.

Общение в системе межличностных и общественных отношений

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин “общение” не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину “коммуникация”, но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности.

Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, — раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. “В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу” (Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии, 1975. С. 289), т. е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т. е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.

е. безличные по своей природе отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как “единственной роскоши, которая есть у человека”.

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в спе-цифических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т. е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в “филогенезе” общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см.

А. А. Леонтьев. Психология общения. Тарту, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т. е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым “личностно” общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от “второго плана”, но в реальной жизни этот “второй план” общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он также должен быть принят в соображение.

Единство общения и деятельности

Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А. Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее “как общающееся, чем практически действующее общественное существо” (Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 271).

В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, “по поводу” нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни (Ломов Б. ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 130). В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения (А. Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 122).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство.

Выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных поводов общения в литературе разводятся понятия “ролевого” и “личностного” общения. При некоторых обстоятельствах это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, “предметно-проблемное” (Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 30). Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то, и другое сопряжено с деятельностью.

Идея “вплетенности” общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может конституировать общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить “согласование” или “рассогласование” деятельностей индивидуальных участников (А. А. Леонтьев. Общение как объект психологического исследованиям //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 116).

Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется “обратное влияние общения на деятельность” (Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987). Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Структура общения

Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура общения

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная (Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон, или функций.

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз-действия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых действий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при изучении психологии больших групп и массовых движений.

Отношения, спасающие жизнь

Психологи давно установили, что отношения способны влиять на физическое и психическое здоровье, в лучшую или худшую сторону. Теперь новое исследование расширяет наше понимание того, как отношения влияют на такие состояния, как рак, болезни сердца, депрессия и зависимость. Эти данные побуждают психологов утверждать, что укрепление этих связей должно быть приоритетом общественного здравоохранения.

Не будет преувеличением сказать, что отсутствие социальных связей может быть смертельным. Прочные социальные отношения увеличивают вероятность выживания на 50 процентов независимо от возраста, пола или состояния здоровья, согласно метаанализу 148 исследований риска смертности, проведенному Джулианной Холт-Лунстад, доктором философии из Университета Бригама Янга, и ее коллегами (9).0005 ПЛОС Медицина , Том. 7, № 7, 2010). Они обнаружили, что социальная изоляция не менее вредна для людей, чем такие общепризнанные факторы риска, как ожирение, отсутствие физической активности и выкуривание до 15 сигарет в день.

Недостаток общения — распространенная проблема. Согласно исследованию, проведенному Карлой Периссинотто, доктором медицины и ее коллегами, в Соединенных Штатах от 20 до 43 процентов взрослых старше 60 лет испытывают частое или сильное одиночество ( Archives of Internal Medicine 9). 0006, Том. 172, № 14, 2012). Около 30 процентов супружеских пар в США сообщают о серьезных разногласиях в отношениях, как выяснили Марк Уисман, доктор философии, и его коллеги ( Journal of Consulting and Clinical Psychology , Vol. 76, No. 5, 2008). А размер основной социальной сети среднего американца сократился в среднем на треть с 1985 года, по данным Исследовательского центра Пью ( Social Isolation and New Technology , 2009).

Тем не менее, психологи говорят, что одиночество и социальная изоляция редко упоминаются в кампаниях общественного здравоохранения. «Я не думаю, что это широко признано как важная проблема здравоохранения ни крупными организациями здравоохранения, ни широкой общественностью», — говорит Холт-Лунстад.

Это упущенная возможность, поскольку исследования также показывают, что чем раньше общество предпримет шаги для решения проблемы социальной изоляции, тем лучше. Холт-Лунстад и его коллеги подчеркивают важность повышения осведомленности о влиянии отношений на благополучие в «Близких семейных отношениях и здоровье», специальном выпуске американского психолога (том 72, № 6, 2017 г. ), в котором рассматривается существующая литература и приводятся новые анализы для продвижения вперед в этой области. Здесь мы исследуем специальный выпуск и то, в каком направлении движется эта область дальше.

Пути, связывающие близкие отношения и здоровье

Паула Пьетромонако, доктор философии, социальный психолог из Массачусетского университета в Амхерсте, и Нэнси Коллинз, доктор философии из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, излагают теоретическую основу, подробно описывающую межличностные процессы и внутриличностные пути, которые связывают отношения с физическим здоровьем.

Социальная связь (или разъединение) может влиять на здоровье биологическими путями, такими как иммунная функция или регуляция гормонов стресса. Качество отношений может влиять на здоровье, воздействуя на психосоциальные факторы, такие как настроение, мотивация и способность справляться с трудностями. Друзья и члены семьи также могут влиять на поведение человека, связанное со здоровьем, например, на привычки в еде и занятиях спортом. Вместе эти пути могут иметь долгосрочные последствия для физического и психологического здоровья.

Авторы соглашаются, что необходимы дополнительные исследования, чтобы уточнить тонкости этих путей. Тем не менее, добавляют они, теоретическая основа достаточно прочна, чтобы начать строить решения для здоровых отношений.

Инвестиции в здоровые отношения особенно важны по мере того, как население становится старше и болеет, особенно учитывая серьезную озабоченность по поводу стоимости медицинского обслуживания, доступа и доставки, говорит Пьетромонако. «Если мы сможем понять, как отношения могут действовать профилактическим образом, это будет важно как для улучшения качества жизни людей, так и для экономии денег с точки зрения затрат на здравоохранение в будущем».

Счастливое детство, более здоровая жизнь

Интересным аспектом исследования отношений является то, что оно касается всей жизни, говорит психолог Северо-Западного университета Эдит Чен, доктор философии. В специальном выпуске она и соавторы Джин Броуди, доктор философии из Университета Эмори, и Грегори Миллер, доктор философии из Северо-Западного университета, описывают один конец этого спектра, уделяя особое внимание тому, как отношения в детстве влияют на здоровье.

Поддерживающие отношения в детстве могут защитить детей от будущих проблем с физическим здоровьем, говорят авторы. Когда дети испытывают утешительные, эмоционально значимые отношения с родителями или другими близкими членами семьи, они, как правило, имеют лучшие показатели здоровья — не только в детстве, но и в подростковом и взрослом возрасте. В одном лонгитюдном исследовании Линда Г. Рассек, доктор философии, показала, что студенты колледжей, у которых были более заботливые родители, имели более низкий риск сердечных заболеваний, язв и других хронических заболеваний 35 лет спустя (9).0005 Журнал поведенческой медицины , Vol. 20, № 1, 1997).

Но большинство исследований семейных отношений в детстве рассматривают эти взаимодействия в черно-белых тонах. Исследования часто характеризуют природу отношений как положительную или отрицательную, поддерживающую или неподдерживающую, хотя форма отношений между родителями и детьми не является статичной, говорит Чен.

«В ходе развития потребности детей со стороны родителей меняются, — говорит она. Поведение родителей, которое в раннем детстве можно охарактеризовать как внимательное, для подростка может рассматриваться как властное. Семьи, которые очень поддерживают друг друга, могут также ожидать большего от своих подростков, создавая стресс, связанный с семейными обязанностями. Авторы говорят, что понимание динамики этих изменений будет иметь ключевое значение, поскольку исследователи разрабатывают вмешательства для поддержания здоровых отношений в детстве и подростковом возрасте.

Тесные социальные связи в дальнейшей жизни

На другом конце жизни отношения могут представлять совершенно другой набор проблем, пишут Карен Рук, доктор философии, и Сьюзен Чарльз, доктор философии, обе из Калифорнийского университета в Ирвине. С одной стороны, исследования рисуют положительную картину отношений пожилых людей, как описывают Рук и Чарльз. По сравнению с более молодыми людьми пожилые люди сообщают о большей удовлетворенности своими социальными сетями. Они часто более активно управляют своими социальными сетями, прилагая усилия для поддержания удовлетворительных отношений, в то же время отсеивая связи с более проблемными друзьями и родственниками. С другой стороны, пожилые люди могут быть более восприимчивы к одиночеству и социальной изоляции, поскольку их мобильность снижается, а близкие друзья и члены семьи умирают. Они также могут быть более уязвимыми к негативным последствиям чреватых отношений, которых они не могут избежать.

Интересно, что Рук и Чарльз утверждают, что было предпринято мало усилий для изучения того, как проактивное социальное управление и уязвимость к социальной изоляции и негативным социальным взаимодействиям сочетаются друг с другом, чтобы повлиять на здоровье и благополучие пожилых людей. «Эти направления исследований в значительной степени сосуществовали бок о бок, без особых усилий для их интеграции», — говорит Рук.

Создание интегрированной модели социальных миров пожилых людей является необходимым шагом на пути к обеспечению социальной поддержки, необходимой им для процветания, добавляет Рук. К 2030 году более 20 процентов населения США будут старше 60 лет, отмечают Рук и Чарльз, и, по некоторым оценкам, более 80 процентов из них будут страдать как минимум одним хроническим заболеванием. В этом свете качество близких отношений между пожилыми людьми приобретает особое значение для общественного здравоохранения.

«Население стареет, и в то же время демографические сдвиги в США и Западной Европе означают, что все больше людей достигают старости, не вступая в брак и не заводя детей», — говорит Рук. «С точки зрения одиночества и социальной поддержки для повседневных нужд это оставляет большой знак вопроса».

Нейрохимическая перспектива 

Берт Учино, доктор философии из Университета штата Юта, и Болдуин Уэй, доктор философии из Университета штата Огайо, исследовали нейрохимические пути, связывающие отношения и здоровье. По их словам, качество близких семейных отношений может повлиять на эндокринную функцию, иммунную функцию и активность нервной системы. И эти системы связаны с основными причинами болезней и смертей, включая сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные заболевания и рак.

Понимание отношений на биологическом уровне может помочь получить более четкое представление о том, как социальные связи могут ухудшить или защитить здоровье человека, добавляет Учино.

Например, Учино и Уэй отмечают, что как лабораторные, так и натуралистические исследования показывают, что близкие семейные отношения связаны с благоприятным уровнем гормона стресса кортизола, который играет роль в таких важных функциях, как метаболизм глюкозы и иммунная функция. Авторы также приводят доводы в пользу защитной роли нейрохимического окситоцина, гормона, высвобождаемого во время социальных связей, который, как было показано, снижает кровяное давление и снижает уровень кортизола.

Учино надеется, что дальнейшие исследования этих механизмов приведут к новым вмешательствам, которые лучше воздействуют на основную биологию человека. Например, по его словам, будущие вмешательства могут сочетать поведенческое лечение, такое как парная терапия, с фармацевтическими препаратами, такими как ингаляции окситоцина. Но чтобы достичь этого, говорит он, психологам необходимо сотрудничать с исследователями из других областей и осваивать новые виды лечения. «Очень сложно изменить отношения. Трудно заставить людей изменить свои привычки», — говорит он. «Нам нужно подумать о лучших способах реализации этих изменений».

Интимные отношения и болезни сердца

Связь между отношениями и сердечно-сосудистыми заболеваниями является одним из самых ярких примеров того, как качество отношений может влиять на здоровье, говорят Тимоти Смит, доктор философии, и Брайан Р. В. Бауком, доктор философии, оба из Университета Юты. Например, люди в надежных, преданных романтических отношениях имеют более низкий риск сердечных заболеваний, в то время как те, у кого есть разногласия в отношениях, имеют более высокий риск.

Но другие психосоциальные факторы также увеличивают риск сердечных заболеваний, и исследователи в области здравоохранения должны рассмотреть связи между этими факторами в новом свете, говорят авторы. Исследования показывают, что такие факторы, как гнев, враждебность, депрессия, беспокойство и посттравматическое стрессовое расстройство, повышают риск сердечных заболеваний. Эти элементы также влияют на социальную жизнь людей. «Те же факторы риска, которые подвергают людей риску сердечно-сосудистых заболеваний, также являются очень важными показателями качества интимных отношений людей», — говорит Смит.

Смит и Бауком утверждают, что слишком часто исследователи рассматривают факторы личности и факторы отношений изолированно. Но в реальном мире, говорят они, сложные личности и проблемы в отношениях идут рука об руку, что может повлиять на здоровье сердца. По словам Смита, люди, изучающие проблемы личности, должны перестать думать о трудностях в отношениях как о мешающем факторе в своих исследованиях, и наоборот.

«Мы должны начать думать о том, что означает, что снова и снова эти две области так тесно связаны друг с другом», — говорит он. «Что это означает для риска — и что мы можем с этим сделать?»

Поскольку сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире, усилия по снижению риска путем укрепления отношений до возникновения болезни могут оказать значительное влияние на здоровье населения, говорит Смит. «Почему бы нам не потратить немного больше денег, чтобы научить пары справляться с общими трудностями в отношениях или научить будущих родителей, как лучше справляться со стрессом, связанным с воспитанием детей?»

Хронические заболевания в семье

Около половины всех взрослых жителей США имеют хотя бы одно хроническое заболевание, и 84 процента всех расходов на здравоохранение тратятся на уход за ними, говорят Линн Мартайр, доктор философии, из Университета штата Пенсильвания, и Вики Хелгесон, доктор философии, из Университета Карнеги-Меллона. Близкие отношения приобретают особое значение, когда кто-то лечит хронические заболевания.

Когда дети живут в теплой, поддерживающей домашней обстановке с хорошим семейным общением, они лучше справляются с хроническими заболеваниями, такими как астма, диабет или врожденные пороки сердца, говорят Мартир и Хельгесон. Однако для подростков и взрослых менее ясно, насколько должен быть вовлечен член семьи. Родители подростков или супруги взрослых пациентов могут способствовать формированию здоровых привычек. Но когда человек слишком контролирует, это может иметь неприятные последствия и даже подтолкнуть пациента к нездоровому поведению.

Но что слишком контролирующего? «Придирки одного человека могут быть заботой другого», — говорит Мартире. Она предполагает, что наиболее успешными вмешательствами при хронических состояниях будут индивидуальный подход, помогающий парам или другим членам семьи достичь нужного уровня поддержки. «Нам лучше всего взять основанные на фактических данных программы для пациентов, направленные на улучшение лечения заболеваний, и посмотреть, как их можно изменить, чтобы включить в них как пациента, так и его близкого члена семьи», — говорит Мартире. «Мы много знаем об изменении поведения, и пришло время включить это в больше семейных программ».

Роль культуры

Хотя исследование не оставляет сомнений в том, что отношения важны для здоровья, в литературе есть серьезные пробелы, когда речь идет о понимании культуры и разнообразия, пишут Белинда Кампос, доктор философии из Калифорнийского университета в Ирвине, и Хиджунг Ким, доктор философии из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Большинство исследований в области здоровья и отношений были сосредоточены на семьях среднего класса, европейско-американских семьях. Но социальный опыт и ожидания сильно различаются среди разных культурных групп, отмечают Кампос и Ким.

Например, для американцев европейского происхождения социальная поддержка считается благом. Но среди людей восточноазиатского происхождения обращение к членам семьи за дополнительной поддержкой может усилить стресс и подорвать здоровье. И хотя большая часть исследований в области здоровья и отношений сосредоточена на качестве супружеских отношений, в некоторых культурах люди уделяют больше внимания своей семье, чем романтическим отношениям.

«Мы так мало знаем о каких-либо человеческих вариациях в этих процессах взаимоотношений, — говорит Кампос. «Необходимой следующей волной этого исследования будет понимание культурных различий».

Создание вмешательства в области общественного здравоохранения

Несмотря на нерешенные вопросы, большинство исследователей, занимающихся вопросами здоровья и отношений, говорят, что пора приступить к разработке вмешательств для укрепления отношений и, соответственно, улучшения здоровья.

«Отношения играют важную роль в нашей повседневной жизни и в нашем физическом и психическом здоровье. Как мы это используем?» — спрашивает Кристин Дункель Шеттер, доктор философии, психолог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, написавшая предисловие к специальному выпуску.

«Мы так многому научились, но мало что делаем. Где-то у нас есть ответ, и я думаю, что в центре его находятся психологи», — добавляет она.

Одним из ключей к продвижению вперед является увеличение финансирования, соглашаются эксперты. По словам Учино, необходимы дополнительные исследования, чтобы прояснить механизмы и определить наилучшие меры для укрепления социальных связей, а также продемонстрировать с помощью рандомизированных контролируемых испытаний, что социальные меры приводят к измеримым улучшениям здоровья. «Мы знаем, что ассоциация существует, но нам нужно ответить на открытые вопросы».

Практикующие клинические психологи также могут сыграть свою роль, добавляет Учино. «Психологи могут включить эти результаты исследований в свою практику или оздоровительные программы, чтобы пациенты знали о влиянии их отношений на их здоровье».

Holt-Lunstad призывает экспертов разработать официальные рекомендации по социальной активности, аналогичные рекомендациям по питанию и физическим упражнениям, издаваемым правительствами и организациями общественного здравоохранения. Она также призывает правительственные учреждения и спонсоров здравоохранения делать больше.

Такие учреждения вкладывают значительные средства во вмешательства, направленные на воздействие на детерминанты здоровья, такие как ожирение и употребление табака, но здоровые отношения практически не замечаются на их экранах радаров, говорит она. Она разговаривала с правительственными чиновниками в Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве, чтобы повысить осведомленность о доказанной важности отношений для общественного здравоохранения, и призывает своих коллег продолжать помогать соединять эти точки.

Исследователи, включенные в специальный выпуск, ни в коем случае не единственные, кто вносит свой вклад в науку об отношениях и здоровье, говорит Дункель Шеттер, и она надеется, что публикация вдохновит других, работающих в этой области, высказаться и сделать свои исследования известными.

Продвижение вперед потребует командного подхода, добавляет Дункель Шеттер. Ученым, возможно, придется выйти из своей зоны комфорта, чтобы связаться с политиками и экспертами в области общественного здравоохранения и опубликовать свои выводы в СМИ. Но она надеется, что ее коллеги справятся с этой задачей. «У психологов замечательные методы, замечательные теории, много суперумных людей, — говорит она. «Это не должен быть орешек, который мы не можем расколоть».

Как семейная жизнь влияет на психическое здоровье? Строительные блоки или барьеры

Влияние семейной динамики на психическое здоровье является предметом растущего интереса и важности в области психологии. Семья является краеугольным камнем нашей жизни, формируя наш опыт, убеждения и поведение. Поэтому неудивительно, что семейная динамика играет важную роль в нашем психическом благополучии.

В этой статье мы углубимся в сложные отношения между жизнью и психическим здоровьем, изучая, как различные аспекты динамики могут способствовать развитию или обострению проблем.

Кроме того, мы изучим жизненно важную роль поддержки семьи, моделей общения, разрешения конфликтов, родительского влияния, истории, заботливой среды и социальной поддержки в формировании личности. Понимание этих факторов имеет решающее значение для эффективной оценки и лечения проблем с психическим здоровьем, а также для повышения устойчивости и восстановления в семье.

Роль поддержки семьи

Одним из наиболее важных способов воздействия на жизнь является поддержка, которую она оказывает. Эмоциональная поддержка, поощрение и одобрение в рамках семейной системы жизненно важны для поддержания положительного психического благополучия. Когда члены семьи чувствуют себя услышанными, понятыми и любимыми, это повышает их чувство принадлежности и самооценку, снижая риск возникновения таких проблем, как депрессия и тревога.

Кроме того, практическая поддержка и ресурсы, предлагаемые семьями, могут помочь людям с трудностями получить доступ к соответствующему лечению и справиться со стрессовыми факторами повседневной жизни. Было показано, что поддержка семьи оказывает положительное влияние на результаты лечения и процесс выздоровления, что подчеркивает важность сильной сети поддержки в обеспечении благополучия.

Влияние шаблонов общения

Общение является источником жизненной силы любых отношений, и это относится и к семьям. Здоровые и эффективные модели общения в семье способствуют положительному психическому благополучию. Открытое и уважительное общение позволяет членам семьи выражать свои эмоции, потребности и опасения, способствуя взаимопониманию и взаимопониманию.

С другой стороны, плохое общение, характеризующееся критикой, конфликтами или отсутствием эмоционального выражения, может иметь пагубные последствия для психического здоровья. Это может привести к чувству изоляции, обиды и непонимания, усугубляя проблемы со здоровьем.

Таким образом, улучшение коммуникации необходимо для достижения положительных результатов. Такие стратегии, как активное слушание, эмпатия и напористое выражение, могут использоваться для улучшения общения внутри подразделения.

Семейный конфликт и его влияние на психическое благополучие

Конфликт является неизбежной частью семейной жизни, но то, как он управляется и разрешается, сильно влияет на психическое благополучие. Продолжающийся или неразрешенный семейный конфликт может оказывать глубокое психологическое и эмоциональное воздействие на человека. Супружеские конфликты, соперничество между братьями и сестрами или конфликты между родителями и детьми могут создать враждебную и напряженную обстановку, которая наносит ущерб психическому здоровью. Это может привести к хроническому стрессу, беспокойству, депрессии и натянутым отношениям.

Развитие навыков эффективного разрешения конфликтов и поощрение здорового общения является ключом к управлению и разрешению конфликтов, что в конечном итоге способствует улучшению психического благополучия всех членов семьи.

Влияние родителей на ребенка и подростка

Родители играют важную роль в формировании психического здоровья своих детей. Стили, практика и отношение родителей могут оказать глубокое влияние на эмоциональное благополучие детей и подростков. Позитивные методы воспитания, такие как теплота, отзывчивость и постоянная дисциплина, способствуют здоровому развитию.

С другой стороны, пренебрежительный, авторитарный или чрезмерно снисходительный стиль воспитания может увеличить риск возникновения проблем с психическим здоровьем.

Кроме того, передача проблем со здоровьем из поколения в поколение в семьях подчеркивает сложное взаимодействие между генетикой и факторами окружающей среды. Признание того влияния, которое родители оказывают на здоровье своих детей, имеет важное значение для продвижения позитивных методов воспитания и поддержки благополучия подрастающего поколения.

Семейный анамнез психических заболеваний и их потенциальное влияние

Семейный анамнез психических заболеваний может значительно повлиять на психическое здоровье человека. Генетические факторы и факторы окружающей среды способствуют передаче состояний психического здоровья в семьях, увеличивая риск для пострадавших лиц. Выращивание в семье с историей проблем может создавать уникальные проблемы, в том числе более высокую уязвимость к развитию проблем с психическим здоровьем и потенциальную стигматизацию.

Раннее выявление, вмешательство и поддержка имеют решающее значение для удовлетворения потребностей людей с семейной историей проблем с психическим здоровьем. Предоставляя соответствующие ресурсы и создавая благоприятную среду, семьи могут сыграть решающую роль в смягчении последствий генетической предрасположенности.

Значение воспитания

Благоприятное семейное окружение является краеугольным камнем позитивного психического благополучия. Эмоциональная теплота, принятие и поддержка в семье способствуют чувству безопасности и принадлежности, способствуя устойчивости и положительным результатам.

Семьи, которые обеспечивают постоянную заботу, любовь и эмоциональную настройку, создают защитную среду для людей, снижая риск проблем с психическим здоровьем.

Такие элементы, как здоровые границы, эффективное общение и повышение самооценки, жизненно важны для создания благоприятной семейной среды. Уделяя приоритетное внимание этим аспектам, семьи могут создать основу для оптимального психического благополучия всех членов семьи.

Семейные отношения и социальная поддержка в период выздоровления

Семейные отношения играют жизненно важную роль в процессе выздоровления людей с проблемами психического здоровья. Было показано, что социальная поддержка со стороны членов семьи повышает приверженность лечению, вовлеченность и общее самочувствие. Семьи могут обеспечить важнейшую систему поддержки, предлагая ободрение, понимание и практическую помощь.

Вмешательства, такие как семейная терапия или обучение, могут способствовать выздоровлению за счет улучшения общения, уменьшения конфликтов и укрепления отношений. Активно участвуя в процессе восстановления, семьи могут создать благоприятную среду, способствующую успешным результатам.

Семейные стрессоры и их влияние на психическое здоровье

Семьи сталкиваются с различными стрессорами, которые могут повлиять на них, такими как финансовые трудности, развод или обязанности по уходу. Хронический стресс в семейной системе может иметь серьезные психологические и эмоциональные последствия, приводя к проблемам с психическим здоровьем.

Управление этими факторами стресса и поддержание психического благополучия требуют эффективных стратегий преодоления и доступа к соответствующим ресурсам. Семьи могут извлечь пользу из совместного участия в мероприятиях по снижению стресса, обращения за поддержкой к общественным ресурсам и занятиях самопомощью. Признавая и устраняя семейные стрессоры, люди могут добиться улучшения результатов.

Передача проблем психического здоровья из поколения в поколение в семье

Проблемы психического здоровья могут передаваться от родителей к детям под воздействием различных факторов, включая генетику, приобретенное поведение и семейную динамику. Понимание этих факторов имеет решающее значение для разрыва цикла передачи между поколениями и укрепления психического здоровья в семьях.

Раннее вмешательство, обучение и поддержка могут сыграть ключевую роль в выявлении и решении проблем психического здоровья как у родителей, так и у детей. Применяя упреждающий подход, семьи могут способствовать положительным результатам в области психического здоровья и разорвать порочный круг передачи инфекции из поколения в поколение.

Последствия злоупотребления психоактивными веществами и наркомании

Злоупотребление психоактивными веществами и наркомания влияют не только на людей, которые с ними борются, но и на психическое здоровье членов их семей. Семьи, пострадавшие от злоупотребления психоактивными веществами, часто испытывают созависимость, стимулирующее поведение и эмоциональный стресс.

Поддержать близкого человека, страдающего зависимостью, при сохранении его психического благополучия может быть сложной задачей. Меры вмешательства и системы поддержки, ориентированные на семью, необходимы для решения проблем, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, в рамках семьи и укрепления здоровья семьи.

Предоставляя образование, терапию и доступ к ресурсам, семьи могут справиться со сложностями зависимости, способствуя при этом положительным результатам в отношении здоровья.

Отношения между братьями и сестрами и их влияние на психическое благополучие

Отношения между братьями и сестрами играют важную роль в формировании психического благополучия, особенно в детстве и подростковом возрасте. Эти отношения влияют на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие, предоставляя возможности для общения, поддержки и разрешения конфликтов.

Положительные отношения между братьями и сестрами способствуют положительным результатам в области психического здоровья, таким как повышение самооценки и устойчивости. Однако негативные аспекты отношений между братьями и сестрами, такие как соперничество или запугивание, могут иметь пагубные последствия для психического благополучия.

Поощрение здоровых отношений между братьями и сестрами посредством общения, сопереживания и взаимного уважения имеет важное значение для обеспечения позитивного благополучия отдельных лиц и семьи в целом.

Семейная стигматизация и ее влияние на психическое здоровье Обращение за помощью

Стигма, связанная с проблемами психического здоровья в семьях, может стать препятствием для обращения за помощью. Семейная стигма может возникать из-за культурных убеждений, непонимания или боязни осуждения со стороны других. Это может оказать глубокое влияние на результаты, вовлеченность в лечение и выздоровление.

Снижение стигматизации в семьях имеет решающее значение для создания поддерживающей и принимающей среды, которая поощряет обращение за помощью. Образование, открытый диалог и развитие эмпатии являются эффективными стратегиями для преодоления барьеров и укрепления здоровья в семьях.

Культурные и этнические факторы

Культурные и этнические факторы существенно влияют на динамику и благополучие семьи. Культурные убеждения, ценности и нормы формируют семейные отношения и влияют на результаты психического здоровья. Люди из разных культурных и этнических групп могут сталкиваться с уникальными проблемами и испытывать сильные стороны в своих семьях.

Понимание влияния культурных факторов имеет жизненно важное значение для оказания культурно компетентной и чуткой медицинской помощи в различных семьях. Признавая и уважая культурное разнообразие, семьи могут способствовать психическому благополучию, сохраняя при этом свое культурное наследие.

Защитные факторы в семьях, способствующие устойчивости

Защитные факторы в семьях играют решающую роль в повышении устойчивости психического здоровья. Крепкие эмоциональные связи, открытое общение, здоровые стратегии выживания и навыки решения проблем способствуют положительному психическому здоровью даже перед лицом невзгод.

Развивая эти защитные факторы, семьи могут повысить устойчивость и поддерживать благополучие всех членов семьи. Регулярные семейные мероприятия, качественное времяпрепровождение вместе и продвижение личных сильных сторон — эффективные стратегии повышения устойчивости в семьях.

Часто задаваемые вопросы

Как отношения между братьями и сестрами влияют на психическое благополучие?

Отношения между братьями и сестрами оказывают значительное влияние на благополучие, особенно в детстве и подростковом возрасте. Эти отношения влияют на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие, предоставляя возможности для общения, поддержки и разрешения конфликтов.

Положительные отношения между братьями и сестрами способствуют положительным результатам в отношении здоровья, таким как повышение самооценки и устойчивости. Однако негативные аспекты отношений братьев и сестер, такие как соперничество или запугивание, могут иметь пагубные последствия для благополучия. Поощрение здоровых отношений между братьями и сестрами посредством общения, сопереживания и взаимного уважения имеет важное значение для обеспечения позитивного благополучия отдельных людей и семьи в целом.

Как стигматизация влияет на обращение за помощью?

Семейная стигматизация, связанная с проблемами психического здоровья, может стать препятствием для обращения за помощью. Люди могут столкнуться с осуждением, непониманием или страхом раскрытия своих проблем с психическим здоровьем в семье. Семейная стигматизация может оказать глубокое влияние на результаты, вовлеченность в лечение и выздоровление.

Крайне важно создать в семье поддерживающую и принимающую среду, поощряющую обращение за помощью. Образование, открытый диалог и развитие сочувствия являются эффективными стратегиями снижения стигмы и поощрения обращения за помощью в семьях.

Как культурные и этнические факторы влияют на семейную динамику?

Культурные и этнические факторы существенно влияют на семейную динамику и благополучие. Культурные убеждения, ценности и нормы формируют семейные отношения и влияют на результаты психического здоровья. Люди из разных культурных и этнических групп могут сталкиваться с уникальными проблемами и испытывать сильные стороны в своих семьях.

Понимание влияния культурных факторов имеет жизненно важное значение для оказания культурно компетентной и чуткой психиатрической помощи в различных семьях. Признание и уважение культурного разнообразия позволяет семьям способствовать благополучию, сохраняя при этом свое культурное наследие.

Какие защитные факторы в семьях способствуют устойчивости психического здоровья?

Защитные факторы в семьях играют решающую роль в повышении устойчивости психического здоровья. Сильные эмоциональные связи, открытое общение, здоровые стратегии выживания и навыки решения проблем способствуют положительным результатам даже перед лицом невзгод.

Развивая эти защитные факторы, семьи могут повысить устойчивость и поддерживать благополучие всех членов семьи. Регулярные мероприятия, качественное времяпрепровождение вместе, продвижение личных сильных сторон и обращение за профессиональной помощью, когда это необходимо, являются эффективными стратегиями повышения устойчивости в семьях.

Как семейная жизнь влияет на самооценку и образ тела?

Семейная жизнь значительно влияет на самооценку и образ тела. Положительная динамика, поддержка и поощрение могут повысить самооценку и способствовать здоровому образу тела. И наоборот, негативная динамика, критика или нереалистичные ожидания от тела могут способствовать низкой самооценке и негативному восприятию тела.

Создание благоприятной и принимающей среды, поощрение дискуссий о положительном образе тела и сосредоточение внимания на внутренних качествах и сильных сторонах может способствовать положительному благополучию в отношении самооценки и образа тела.

Какое влияние оказывает финансовая стабильность?

Финансовая стабильность семьи играет важную роль в психическом здоровье. Финансовые трудности и незащищенность могут вызвать хронический стресс, тревогу и депрессию в семье. Финансовые факторы стресса могут повлиять на доступ к здравоохранению, образованию и другим важным ресурсам, что приведет к повышенным рискам.

Разработка эффективных стратегий управления финансами, обращение за поддержкой к общественным ресурсам и поощрение открытого общения по финансовым вопросам могут помочь смягчить влияние финансовой нестабильности на благополучие.

Как социальная поддержка семьи влияет на психическое здоровье?

Социальная поддержка семьи оказывает положительное влияние на психическое здоровье. Поддерживающие отношения обеспечивают эмоциональное понимание, поддержку и практическую помощь, уменьшая чувство изоляции и способствуя общему благополучию.

Final Words

В заключение следует отметить, что семейная жизнь оказывает глубокое влияние на результаты психического здоровья.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts