Активность личности — Психологос
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.
В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.
Активность и деятельность, соотнесение понятий
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
- форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
- деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
- качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком.
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.
Что такое социальная активность и деятельность личности, каковы ее проявления?
Жизнь современного человека невозможна вне социума.
Взаимодействуя с обществом в целом и отдельными его звеньями в частности, мы обеспечиваем свой быт, удовлетворяем потребность в общении, личном развитии и самореализации.
Так в чём же кроется суть социальной активности человека, и каким именно законам она подчиняется?
Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие
Что такое социальная активность?
В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.
Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.
К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.
Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.
Выделяют такие цели социальной деятельности:
- удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
- построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
- преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
- психологическое развитие и самореализация человека.
В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.
Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.
Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.
К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.
Что входит в понятие “социальная активность”
Социальная активность – это сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий. Социальная активность как понятие может быть рассмотрена с точки зрения важности самореализации для индивида и с точки зрения силы его воздействия на социум.
Содержание статьи
Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека.
Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится.
Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.
Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека.
Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.
Обратите внимание
Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом.
На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.
Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, класс, социум.
Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.
С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий.
Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность.
С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.
Распечатать
Что входит в понятие “социальная активность”
Источник: https://www. kakprosto.ru/kak-894941-chto-vhodit-v-ponyatie-socialnaya-aktivnost
Проявления
Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность , это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:
- отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира,
- отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом,
- отношение к событиям и явлениям,
- отношение к самому себе.
Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.
Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум , поступком.
Внутренние изменения , предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.
И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.
В чем проявляется социальная активность общества
08/03/2015 г.
Под социальной активностью нужно понимать определенный набор действий разных видов и форм человека и общества, в целом. Основной целью их будет решение задач, которые были поставлены перед обществом, разными классами и группами.
На самом деле, эти задачи будут целиком зависеть от периода времени в истории.
Ведь объектом социальной активности вполне может выступать не только личность, но и коллектив, общество и группа, в общем.
Виды социальной активности
Сегодня социология разделяет такие виды социальной активности общества:
- отношение;
- состояние;
- явление.
Если рассматривать каждый из них, с точки зрения психологии, то основной – состояние, которое базируется не только на потребностях в чем-то общества и его интересах в определенный отрезок времени, но и как внутренняя готовность общества – действовать.
Особенности социальной активности
Особенностью социальной активности будет являться преобразование идей и убеждений во всех действиях общества. Зависеть это будет в большой мере от лидера общества, ведь этот человек сможет оказать большое влияние на идеи и убеждения людей со всего общества, это, кстати, не будет зависеть от периода времени.
Личность, осознавая общественную значимость себя в обществе, начинает проявлять свою активность, действуя в совокупности не только общественных, но и своих личных мотивов.
Но в обязательном порядке должна быть определенной степени свобода общества, которая будет состоять в том, что каждая личность имеет свое право на участие в развитии общества, чтобы состоять в числе членов местного самоуправления, по своей воле.
Также известна иждивенческая активность, под которой стоит понимать, запросы и жалобы, они заключаются в том, чтобы органы администрации помогли решить проблемы общества. Это такие потребности, которые, зачастую, даже не имеют никакого отношения к административным органам.
А вот конструктивная активность побеждает действовать в целях изменения работы органов административной власти, чтобы улучшить условия населения, благоприятно влияя на устройство территорий.
Бывает также партнерская активность, когда население и администрация работает — слажено, стремясь добиться поставленной общей цели. А также известна фиктивно-демонстрационная активность в целях повышения данных для статистики. Здесь без помощи волонтеров не обойтись.
А вот если общество противостоит деятельности органов административной власти, то это протестная активность, более известная нам, как забастовки, бойкоты и митинги.
Источник: https://apifi.com/2015/03/v-chem-proyavlyaetsya-socialnaya-aktivnost-obshhestva/
Структура и составляющие
В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.
Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:
- Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
- Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
- Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.
Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.
Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.
Виды и формы
Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.
Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.
Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:
- материально-преобразовательная , направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира,
- научно-познавательная , заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания,
- художественно-эстетическая , удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей,
- ценностная , приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей,
- коммуникативная , отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума,
- здравоохранительная , направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.
Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.
Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:
- Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
- Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
- Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.
Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание. - Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.
- Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп , культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.
- Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании , общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.
В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.
На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.
Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста
Активность в широком смысле этого слова понимается как форма существования материи. Активность проявляется через взаимодействие в живой и неживой природе, в том числе и в деятельности человека, как форма его взаимодействия с действительностью. Именно деятельность является критерием активности человека, так как она обеспечивает не только биологическую, но и социальную жизнь человека.
Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации.
Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.
Важно
Понятием, стоящим на другом “полюсе активности”, в отечественной психологии принято считать реактивность (Л. С.Выготский, С.Д.Смирнов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
Активность и реактивность можно рассматривать либо в качестве психодинамической характеристики (А.И.Крупнов, B.C.Мерлин, В.Д.Небылицин, Я.
Стреляу), не зависящей от содержания деятельности, либо в качестве деятельностных характеристик, как меры ценности вкладов в решение общественных задач (К.А.Альбуханова-Славская).
Рассматривая активность как один из главных параметров темперамента, В.Д.Небылицин определял ее как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность к освоению внешней действительности. Эта потребность может реализовываться в умственном, двигательном или социальном плане.
Критерием реактивности B.C.Мерлин считал интенсивность реакций на непосредственно действующий раздражитель одной и той же, причем надпороговой силы. Реактивность рассматривалась им как повышение активности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.
Активность и реактивность Я. Стреляу понимаются как свойства индивида: активность и реактивность находятся относительно друг друга в обратных отношениях; реактивность является результатом уровня возбуждения; реактивность проявляется в реакциях, непосредственно определяемых стимульной ситуацией, активность же приобретает форму направленности поведения на определенную цель.
Таким образом, активность и реактивность как психодинамические характеристики поведения человека представляются нам независящими от содержания самой деятельности, ее мотивов и ценностей.
Как содержательные характеристики деятельности и поведения человека активность и реактивность могут быть описаны через анализ мотивов поведения, при этом последние интегрируются в систему отношений, смыслов, ценностных ориентаций, а так же через изучение количественно-качественных особенностей протекания самой деятельности. Активность и реактивность характеризуют в этом случае человека и как социального индивида, и как личность. Источником активности выступают потребности, которые через соответствующие им мотивы детерминируют деятельность, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно выражается в личностных смыслах, которые при определенных условиях могут стать ценностями личности, определяющими характер, специфику содержания ее активности.
Таким образом, мотивы, отношения, личностные смыслы задают своеобразие и ориентацию векторам активности и реактивности. Непосредственно их составляющими являются действия человека. Единство направляющего и составляющего компонентов выступают в качестве моментов движения деятельности человека, то есть либо его активности, либо его реактивности.
Совет
Однако при включении человека в социальную деятельность активность и реактивность уже не могут рассматриваться ни как психодинамические, ни как содержательные характеристики – они будут являться показателем включения человека в социальную действительность и выступать как мера ценности вкладов человека в решение общественных задач. В этом случае они будут представлять собой социальную активность и социальную реактивность.
В настоящей работе мы будем пользоваться определением социальной активности и социальной реактивности, предложенным В.Г.Мараловым.
Социальная активность – это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью.
В результате осуществляется выход за пределы непосредственно данной ситуации, осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта.
В итоге человек принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов.
Социальная реактивность характеризуется действиями, способами поведения, возникающими в ответ на необходимость включения в решение общественной задачи и ограниченными конкретной ситуацией.
В реактивности выражается узость осознания индивидом целей и условий задачи, доминирование внешней мотивации, слабое включение “я” в это процесс.
В итоге личность либо не возлагает на себя ответственность, либо возлагает формально, что проявляется в низком уровне самостоятельности.
Обратите внимание
В дошкольном возрасте нельзя говорить о социальной активности в прямом смысле этого слова, так как здесь закладываются ее первоначальные основы. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом.
Поэтому в этом возрасте можно говорить о развитии нормативной активности и создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.
Уровни и критерии
Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.
Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.
Так, любой результат может быть:
- созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного,
- консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия,
- разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.
Консервативный результат , больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.
Социальная активность личности
Образование 17 сентября 2016
В рамках статьи будет рассмотрена социальная активность личности и ее виды, факторы социальной активности, а также то, какие последствия она имеет для общества. Также внимание будет уделено её основным характеристикам и путям развития.
Общая информация
Что же понимают под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и одновременно сложное понятие. Оно используется для того, чтобы давать характеристику живым организмам. Если говорить в целом и общем, то под активностью понимают внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай – поведение индивида в обществе.
И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность личности – это потребность отдельного человека в том, чтобы поддерживались или изменялись основы его жизни, согласно его мировоззрению и ценностным ориентациям. Условиями и средой проявления является комплекс всех факторов, что воздействует на конкретного индивида в обществе.
Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя), чтобы человек (или группа) получила определённую пользу. Также следует отметить широкие возможности для подобной деятельности. Безусловно, все виды активности являются взаимосвязанными.
Но если человек больше не может ходить, это вовсе не значит, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно в силу социальной природы этого типа активности.
Виды и взаимодействие
Социальная активность наиболее сильно связана с психическим и физическим проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. При этом существуют отдельные положения, от которых наиболее зависит социальная активность личности.
Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. Правда, на всё это разные науки имеют немного различающееся видение. Чтобы ознакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу.
Совет
Так, активность может рассматриваться не только как непосредственно сама деятельность, но и в качестве меры её направленности и совокупной способности конкретного субъекта вступать в многообразные деятельные отношения с имеющейся объективной действительностью.
При этом нет общепринятой трактовки этого явления. Существуют обобщенные и более узкие толкования.
Видео по теме
Трактовка
Итак, единственного толкования у исследователей нет. Социальная активность личности в психологии, философии и иных науках рассматривается с точки зрения отдельных мнений. Приводить их все довольно проблематично. Поэтому они были автором объединены в три группы, которые и будут обозначены в рамках данной статьи:
- Социальная активность является более широкой категорией, нежели деятельность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
- Социальную активность отожествляют с деятельностью. В этом случае подразумевается, что всё, что делает человек, является важным для общества.
- Социальная активность является более узкой категорией, нежели деятельность. Приверженцами такого утверждения являются люди, считающие, что не все действия человека можно рассматривать с общественной точки зрения.
Мнения исследователей
Для лучшего понимания темы статьи предлагаю ознакомиться с двумя подходами. Первый предложен С. А. Потаповой, которая рассматривает мировоззрение и деятельность субъекта как часть одного целого – социальной активности. При этом не каждое действие может рассматриваться в таком русле.
Только та деятельность является показателем социальной активности, которая обладает определёнными количественными и качественными характеристиками, связанными между собой. Также обязательным условием является самостоятельность. Иными словами – активность не должна быть навязана извне. Она обязана быть порождением потребностей человека.
То есть, чтобы признать конкретного индивида социально активным субъектом, нужно убедиться, что он сознательно реализовывает свои потребности.
Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности.
Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы.
Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.
Разделение по сферам
Мы ранее рассмотрели деление на основании теоретических подходов изучения. Если же смотреть по практическому результату, что социальная активность может проявляться в следующих сферах жизни:
- Трудовая;
- Общественно-политическая;
- Духовная.
Каждый из видов имеет свои подвиды.
Особенности теоретического рассмотрения
Социальная активность может рассматриваться в двух основных аспектах. В первом она предстаёт в качестве свойства личности. Социальная активность в данном случае рассматривается как такая, что обусловлена природными данными и характеристиками, что сформировались и были развиты во время воспитательного, образовательного, обучающего и практического процессов.
Иными словами, это качество показывает, как относится человек к социальной среде и насколько он способен решать возникающие проблемы (как свои, так и других людей). Второй же аспект рассматривает активность как определённую меру деятельности.
Иными словами, даётся количественная и качественная оценка включенности личности в существующую и функционирующую систему общественных отношений.
Оценка социальной активности
Для того чтобы оценить, как проявляет себя человек, как правило, используются такие показатели, как исполнительность и инициативность. Под первой понимают способности индивида выполнять поставленные задачи на необходимом уровне в соответствии с предъявленными требованиями, нормами и правилами. Для характеристики исполнительности часто используется нормативность.
В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества.
Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей.
Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя.
Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.
Пример роста социальной активности
Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так.
План-конспект практического занятия на тему: «Активность личности, деятельность» Подготовил и провел: Студент 52 группы ПП Факультета педагогики и психологии Руководитель-методист: Тирасполь 2013 План урока Тема: Активность личности, деятельность
Задачи:
Тип урока: комбинированный, практическое занятие Методы обучения: словесный (беседа), практический (занятие с элементами тренинга) Материал: карточки с ситуациями; двойная картинка «старуха-девушка»; мягкая игрушка; карта конфликта; визитки с именами участников. Структура: 1. Организационная часть (2-3мин. ) 2.Актуализация опорных знаний и способов действия (10-15 мин.) 3.Сообщенеие темы, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности. Проведение инструктажа. Проведение тренинга (50-60 мин.) 4.Задание на дом(3-5 мин.) 5. Подведение итогов (3-5 мин.) ЛИТЕРАТУРА
Ход занятия
Вопросы:
Актуализация знаний Запишите тему и план занятия. Тема: «Активность личности и деятельность». План:
1.Понятие активности личности. Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990). Основной источник активности личности – это потребности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. 2.Потребности. Связь потребностей и активности. Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо. Различают потребности:
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности. Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное. Активность бывает:
3. Деятельность, как проявление активности. Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь:
Для всякой деятельности необходимы психические процессы:
С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности. Различают три основных вида деятельности:
Они отличаются друг от друга по:
Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.) Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т. д.) Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.). “Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.Чайковский. Учение — деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности. Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии. Игра не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности:
Различны и организация этих видов деятельности. Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет. Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. 4.Цели и мотивы деятельности. С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности: Цель – то ради чего действует человек. Мотив – то почему, он так действует. Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира. Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными. Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой. Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности. Бывают разные виды интересов:
Мотив-это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека. 5.Понятие ведущей деятельности Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития. Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности. Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками: Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных. В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности. Виды ведущей деятельности:
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности. Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке. Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.
Упражнение 1. «Атрибуты личности» Каждому интересно знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания художественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рождается у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предлагает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к созданному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими существами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмениваются впечатлениями о том, как проходила игра. Упражнение 3. «Средства персонализации» Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень – умение завоевать внимание окружающих. Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местного значения», они должны постараться привлечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно. Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры. Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим» Вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им «характеристику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих узнали быстрее всех, и следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.
ЛИТЕРАТУРА
Каталог: foto -> 2013 Скачать 112 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Занятия – Введение в психологию. Учебное пособие
Глава 4: Мозг, тело и поведение
Быстрое запоминание частей мозга предложите несколько креативных идей о том, как запомнить названия различных частей мозга и то, что они делают!
youtube.com/embed/6xnMLr-sF7o?feature=oembed&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Видео 4.1: Быстро запомнить части мозга (https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be), опубликовано Майклом Бриттом
Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж: Любопытный случай с Финеасом Гейджем.
Видео 4.2: Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж (https://youtu.be/FrULrWRlGBA), опубликовано vlogbrothers.
- Дофамин: двуликая молекула, вызывающая зависимость и болезнь Паркинсона: подробный обзор того, как ученые исследовали роль дофамина в поведении человека: (https://www.theguardian.com/science/video/2012/ 18 мая/неврология-психология)
- 3D Brain: это приложение поможет вам больше узнать о мозге: (https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?мт=8)
- Neuroscience for Kids: Этот сайт, предназначенный для детей, посвящен изучению нейронауки в увлекательной форме:
(http://faculty. washington.edu/chudler/neurok.html)
Видео «Мозг» выводит вас немного за рамки того, что говорится в тексте о мозге.
Видео 4.3 : Мозг (https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI), загруженное Bozeman Science.
И эти два эпизода ускоренного курса посвящены нервной системе:
Видео 4.4 : Нервная система, часть 1: Ускоренный курс A&P #8 (https://youtu.be/qPix_X-9t7E), опубликованное CrashCourse.
Видео 4.5 : Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Crash Course A&P #9 (https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M), опубликованный CrashCourse.
- Мозг человека: попробуйте это интерактивное занятие по изучению мозга
(https://www. learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html) - 2-Minute Neuroscience: The Neuron — короткое видео о нейронах.
Видео 4.6 : Человеческий мозг: Нуерон (https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html), загруженное Neuroscientifically Challenged.
Затем посмотрите, сможете ли вы ответить на следующие вопросы:
- Хорошая оценка количества нейронов в человеческом мозгу будет следующей:
a. сотни
б. тыс.
c. миллионы
д. миллиарды - Другое название тела клетки:
a. дендрит
б. центр
г. сома
д. аксон - Электрический сигнал, проходящий по аксону, называется a(n)
a. миелиновая оболочка
b. текущий сигнал
c. потенциал действия
д. активный заряд - Дендриты:
а. принимать сигналы
b. высвобождают нейротрансмиттеры
c. анализировать информацию
d. все вышеперечисленное
Ответы: 1. д | 2. в | 3. в | 4. а
- Здоровье, спорт и психология: это исследование различий между полушариями включает несколько вопросов, чтобы убедиться, что вы поняли материал (http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting-psychology/content). -секция-2.1)
- Представьте, что вас попросили рассказать группе 10-летних детей о симпатической и парасимпатической нервной системе и их роли в нашей реакции на стресс. Подумайте, как бы вы объяснили им материал, и какие примеры вы могли бы использовать.
Наука Бозмана, (2014). Мозг. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=kMKc8nfPATI
.Бритт, Майкл. (2012). Быстро запоминайте части мозга. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=6xnMLr-sF7o&feature=youtu.be)
Чудлер, Эрик. (2018). Неврология для детей. Получено с http://faculty.washington.edu/chudler/neurok.html
.Лаборатория Колд-Спринг-Харбор. (н.д.). 3D мозг. [Компьютерное приложение]. Получено с https://itunes.apple.com/ca/app/3d-brain/id331399332?мт=8
Аварийный курс. (2015). Нервная система, часть 2 – Действие! Потенциал: Ускоренный курс A&P #9. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=OZG8M_ldA1M
.Аварийный курс. (2015). Нервная система, часть 1: ускоренный курс A&P №8. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/qPix_X-9t7E
Кучук, Угур Эрдэм. (2014) 2-минутная неврология: Нейрон. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/6qS83wD29PY
Линер, Анненберг. (2017). Человеческий мозг. Получено с https://www.learner.org/series/discoveringpsychology/brain/brain_flash.html
Открытое обучение. Открытое обучение от Свободного университета. (2018). Начнем с психологии: Мозг из двух половинок. Получено с http://www.open.edu/openlearn/health-sports-psychology/psychology/starting-psychology/content-section-2. 1
.Канал Ньютона. (2012). Дофамин: двуликая молекула, стоящая за зависимостью и болезнью Паркинсона. [Видео файл]. Получено с http://www.theguardian.com/science/video/2012/may/18/neuroscience-psychology
.ВлогБратья. (2010). Удар ножом в мозг: Финеас Гейдж. [Видео файл]. Получено с https://youtu.be/FrULrWRlGBA
Задания – Введение в психологию Учебное пособие
- PsychCentral — это веб-сайт с обширным освещением вопросов психического здоровья (полезно также и для главы 14).
(https://psychcentral.com/) - Что на самом деле говорят о вашем разуме оговорки по Фрейду: некоторые современные исследования оговорок по Фрейду!
(http://www.bbc.com/future/story/20160706-what-freudian-slips-really-reveal-about-your-mind) - Симптомы, лечение и причины депрессии: Этот веб-сайт посвящен депрессии и маниакальной депрессии. (http://thebrain.mcgill.ca/flash/d/d_08/d_08_p/d_08_p_dep/d_08_p_dep.html)
Psychological Disorders: Crash Course Psychology #28: Короткое видео о том, как мы определяем «ненормальный».
Видео 13.1: Психологические расстройства: ускоренный курс психологии № 28 (https://www.youtube.com/watch?v=wuhJ-GkRRQc), загруженное CrashCourse.
Посмотрите эту серию видеороликов о конкретных расстройствах (часто с дополнительной информацией о лечении расстройств):
- Депрессивные и биполярные расстройства: ускоренный курс психологии #30
Видео 13.2: Депрессивные и биполярные расстройства (https://www.youtube.com/watch?v=ZwMlHkWKDwM), загруженное CrashCourse.
2. ОКР и тревожные расстройства: ускоренный курс психологии № 29
youtube.com/embed/aX7jnVXXG5o?feature=oembed&rel=0&rel=0″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Видео 13.3: ОКР и тревожные расстройства (https://www.youtube.com/watch?v=aX7jnVXXG5o), загруженное CrashCourse.
3. Расстройство личности: ускоренный курс психологии #34
Видео 13-4: Расстройства личности (https://www.youtube.com/watch?v=4E1JiDFxFGk), загружено CrashCourse.
4. Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела: ускоренный курс психологии #33
Видео 13. 5: Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела (https://www.youtube.com/watch?v=eMVyZ6Ax-74) загружено Автор: Crash Course, 6 октября 2014 г.
5. Шизофрения и диссоциативные расстройства: Crash Course Psychology #32
Видео 13.6: Шизоферния и диссоциативные расстройства (https://www.youtube.com/watch?v=uxktavpRdzU), загруженное Crash Course.
Вечеринка: виртуальный опыт аутизма — 360 Film: Как человек с аутизмом переживает общественное мероприятие? Это 360-градусное видео даст вам некоторое представление.
Видео 13. 7: Вечеринка: виртуальный опыт аутизма (https://www.youtube.com/watch?v=OtwOz1GVkDg&feature=youtu.be), загруженное The Guardian.
What Social Anxiety Feels Like: Этот короткометражный фильм описывает, каково это жить с социальной тревогой Является.
- 21 Удивительный фильм, который на самом деле понимает психические заболевания перечисляет ряд фильмов, в которых главный герой страдает от психологического расстройства. Изучив эту главу и более подробно изучив некоторые расстройства, посмотрите несколько фильмов и посмотрите, насколько точно, по вашему мнению, они отображают расстройство. (https://screenrant.com/best-films-depicting-mental-illness/)
а) какие симптомы демонстрировал/о которых говорил персонаж?
б) кто диагностировал расстройство?
в) поставили бы вы такой же диагноз на основании информации в вашем тексте?
г) были ли симптомы, которые противоречили диагнозу? - Вы можете провести небольшой эксперимент, чтобы изучить стигматизацию, связанную с психологическими расстройствами, понаблюдав за тем, как люди реагируют на описание человека, страдающего или не страдающего психическим расстройством. Основная процедура будет:
- Шаг 1 – напишите пару абзацев с описанием кандидата на работу (имя, возраст, квалификация, интересы и т. д.), но сделайте две версии. В одном укажите, что человек страдает определенным расстройством (например, депрессией), в другом просто опустите это утверждение. Это ваше внутривенное вливание (которое приложение люди читают) с двумя состояниями (с/без упоминания о психологическом расстройстве)
- Шаг 2 – придумайте несколько вопросов, чтобы узнать, как люди относятся к кандидату на работу. Вы можете использовать шкалу (от 1 до 5, насколько вероятно, что вы наймете этого человека), попросить их перечислить сильные и слабые стороны кандидата и т. д. Ответы людей — это ваш DV.
- Шаг 3 – попросите каждого друга/участника прочитать ОДНУ из версий и ответить на вопросы, чтобы увидеть, различаются ли ответы на две версии.
Помните – важно, чтобы вы случайным образом назначали своим друзьям два условия. - Шаг 4 – есть ли различия между этими двумя состояниями?
- Шаг 5 – если бы у вас было время и ресурсы, как бы вы изменили/улучшили это исследование?
- Люди, не имеющие психологического образования, часто имеют неверные представления о шизофрении. Составьте небольшой тест, чтобы оценить знания людей о расстройстве, а затем попробуйте его на друзьях и членах семьи. Как они это сделали? Была ли какая-то закономерность в данных? Например, были ли более осведомленными пожилые люди или, возможно, люди, более осведомленные о здравоохранении? Что мы можем сделать, чтобы повысить понимание людей?
- Тревога Канада: Молодежь фокусируется на тревоге. Является ли тревога проблемой для вас? Пройди тест.
(http://youth.anxietybc.com/anxiety-problem-me-take-quiz) Насколько полезным для вас оказался этот тест? А как насчет информации, представленной на вкладке «Тревога 101»? Вы узнали что-нибудь новое? Почему бы не попробовать некоторые из предложений, предложенных на вкладке «Как расслабиться»?
AnxietyCanada Youth. (н.д.). Является ли тревога проблемой для меня? Пройди тест. Получено с https://youth.anxietycanada.com/anxiety-problem-me-take-quiz
Брегман, А., Фернандо, С. и Хвакинг, Л. (2017, 7 октября). Вечеринка: виртуальный опыт аутизма – 360 видео [Видео файл]. Получено с https://www.theguardian.com/technology/2017/oct/07/the-party-a-virtual-experience-of-autism-360-video
.Казалена, Э. (2016). 21 удивительный фильм, который на самом деле понимает психических заболеваний. Получено с https://screenrant.com/best-films-depicting-mental-illness/
Ускоренный курс. (2014, 25 августа). Психологические расстройства: Ускоренный курс Психология #28. [Видео файл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=wuhJ-GkRRQc
Ускоренный курс. (2014, 14 октября). Расстройства личности: Ускоренный курс психологии #34 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=4E1JiDFxFGk
.Ускоренный курс. (2014, 6 октября). Дисморфические расстройства пищевого поведения и тела: Ускоренный курс психологии № 33 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=eMVyZ6Ax-74
Ускоренный курс. (2014, 1 сентября). ОКР и тревожные расстройства: ускоренный курс психологии № 29 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=aX7jnVXXG5o
Ускоренный курс. (2014, 29 сентября). Шизофрения и диссоциативные расстройства: ускоренный курс психологии № 32 [видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=uxktavpRdzU
.Ускоренный курс. (2014, 8 сентября). Депрессивные и биполярные расстройства: Ускоренный курс психологии # 30 [Видеофайл]. Получено с https://www.youtube.com/watch?v=ZwMlHkWKDwM
.Горветт, З. (2016). Что оговорки по Фрейду говорят о вашем разуме. Получено с http://www.bbc.com/future/story/20160706-what-freudian-slips-really-reveal-about-your-mind
PsyWeb.com. (2017, 22 октября). Люди с социальной тревожностью заглядывают в свою жизнь [видеофайл]. Получено с http://www.psyweb.com/videos/anxiety/people-with-social-anxiety-give-a-glimpse-into-their-life-video
.сычЦентральный. (2018). Найдите помощь или онлайн-консультацию прямо сейчас. Получено с https://psychcentral.com/
Мозг сверху вниз (без даты) Симптомы, лечение и причины депрессии. Получено с http://thebrain.mcgill.ca/flash/d/d_08/d_08_p/d_08_p_dep/d_08_p_dep.html
Занятия и демонстрации – преподавание психологии
01. Психология как наука: мышление исследователя, без категорий / Занятия и демонстрации, эмпирические рассуждения, интуиция / Автор TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении используется онлайн-апплет Java, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческой интуиции и необходимость эмпирических рассуждений при изучении психологических явлений. Щелкните здесь, чтобы перейти к действию
11. Факторный расчет, 13. Двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA) / Действия и демонстрации, ANOVA, Применение статистических концепций, Факторный расчет, Логическая статистика / По TeachPsychScience Редактор
В этом задании используется ресурс Teach Psych Science Краткие шаги для проведения факторного дисперсионного анализа: от данных до последующих тестов и выводов для расчета и интерпретации набора данных факторного дисперсионного анализа 2X3 с нуля (все расчеты вручную). Предоставляется сценарий исследования и данные. Щелкните здесь, чтобы узнать об активности.
05. Качественные исследования, 06. Наблюдательные исследования, Без категорий / Мероприятия и демонстрации, Архивные исследования, Методы наблюдения / По TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении учащиеся сначала проводят мозговой штурм по поведению, которое может присутствовать в детском телешоу и которое может указывать на агрессию и сотрудничество. Затем они смотрят эпизод «Губки Боба Квадратные Штаны», кодируя определенное поведение для агрессии и сотрудничества. Они комментируют процесс записи поведения и рекомендуют ли они шоу родителям. …
Упражнение: Использование SpongeBob Squarepants для обучения наблюдательному/архивному исследованию и кодированию поведения Подробнее »
05. Качественные исследования / Мероприятия и демонстрации, Контент-анализ / Автор TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении учащиеся знакомятся с архивными исследованиями, предлагая им провести анализ содержания личных объявлений. Щелкните здесь, чтобы получить задание.
04. Набор инструментов психолога: выборка, измерение, надежность и валидность, 10. Внутренний дизайн субъектов / Действия и демонстрации, Внутренняя валидность / Автор TeachPsychScience Редактор
Чтобы помочь учащимся запомнить потенциальные источники угроз для внутренней валидности, я использую аббревиатуру «МИССИС СМИТ». Этот ресурс содержит раздаточный материал с описанием этих угроз, а также упражнение, в котором учащимся необходимо определить эти возможные угрозы. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на мероприятие.
03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор
Это задание помогает учащимся применять этические принципы в классе к конкретному исследовательскому проекту. Небольшие группы студентов выступают в роли имитации Институционального наблюдательного совета (IRB), выявляя проблемы и предлагая изменения, чтобы сделать приложение более этично обоснованным. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.
03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор
Это занятие помогает учащимся затронуть этические вопросы уязвимых групп населения, минимальный риск, благодеяние, информированное согласие/согласие несовершеннолетних. Небольшие группы сравнивают «Эксперимент маленького Альберта» Уотсона с павловским розыгрышем в телешоу «Офис» и новостной статьей о дедовщине/розыгрышах. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.
02. Процесс исследования: от идей к инновациям, методы исследования / мероприятия и демонстрации, формулирование гипотез, популярные СМИ / автор TeachPsychScience Редактор
Используя заголовок текущих новостей в качестве вдохновения, это задание позволяет учащимся превратить исследовательскую идею в рабочую гипотезу. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Людовики Дри на Unsplash
01. Психология как наука: мыслить как исследователь, Методы исследования / Деятельность и демонстрации, Критическое мышление, Популярные СМИ, Мыслить научно / Автор TeachPsychScience Редактор
В этом задании учащиеся посещают книжный магазин, чтобы критически оценить изображение психологии в популярных средствах массовой информации. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Меган (Маркхэм) Бакнелл на Unsplash
01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования, Без рубрики / Мероприятия и демонстрации, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор
Студентам дается список характеристик личности, основанный на 12 знаках зодиака, и они должны выбрать, какой из них лучше всего их описывает. Затем мы обсудим, почему эти описания личности написаны достаточно расплывчато, чтобы их можно было применить ко многим людям. Эта активность аналогична классическому эффекту Форера (Forer, 1949). Форер использовал обобщенные …
Упражнение: Использование описаний личности на основе зодиака для изучения предубеждений в мышлении Подробнее »
01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования / Деятельность и демонстрация, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении учащиеся анализируют известную редакционную статью о существовании Санта-Клауса с точки зрения различных способов познания (например, интуиция, авторитет, логика и научный метод). Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото krakenimages на Unsplash
Общение с психологией, Исследование чтения, Отчет об исследовании стиля APA / Действия и демонстрации, Резюме APA, Обсуждение APA, Введение APA, Метод APA, Результаты APA, Стиль APA, Эмпирическая статья, Чтения / By TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении учащимся предлагается воссоздать исследовательский отчет в стиле APA, логически организовав отдельные абзацы из опубликованной исследовательской статьи. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.
Общение с психологией, Отчет об исследовании стиля APA, Процесс написания / Действия и демонстрации, Введение в APA, Групповая деятельность, Практика и предварительная подготовка заданий, Написание первых черновиков / Автор TeachPsychScience Редактор
В этом упражнении учащиеся получают рекомендации по проведению экспертной оценки вводной информации однокурсника об APA. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание
09. Многогрупповой дизайн, 11. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), Методы исследования, Статистика / Действия и демонстрации, Идентификация IV и DV, Лаборатории / Авторы Открытие ученого внутри
В этом упражнении из блога The Learning Sciences учащиеся случайным образом распределяются в одну из трех групп: повторять алфавит, считать до 26 или двигаться вперед и назад (A-1-B-2 и т. д.) . Зависимая переменная — это время, необходимое для выполнения задачи. Это можно сделать в классе, но также можно…
Активность: многогрупповая многозадачность Подробнее »
16. Тесты хи-квадрат, статистика / мероприятия и демонстрации, наборы данных, ежедневный пример, лаборатория / автор Открытие ученого внутри
Мы все можем (или должны) согласиться с тем, что Taco Bell — лучший фаст-фуд. Когда вы отправляетесь в Taco Bell, вас обязательно спросят, не хотите ли вы какой-нибудь соус. Лучший ответ: «Удиви меня». Выплата? Горстка пакетиков с соусом. Но распределяются ли ароматы случайным образом или они дают вам …
Упражнение: Хи-квадратный анализ пакетов соуса Taco Bell Подробнее »
*Оценка статистической информации, статистика/мероприятия и демонстрации, руководство/учебник, сопоставление статистики с проектом, онлайн-обучение/от Открытие ученого внутри
Онлайн-руководство дает учащимся описания исследований и просит их выбрать правильную статистику для анализа данных. Всего 11 примеров. Студенты отвечают с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов, а учебник обеспечивает руководство / обратную связь на протяжении всего процесса. Вы можете получить доступ к учебнику здесь.
07. Корреляционное/опросное исследование, 15. Регрессия, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрация, Руководство/учебник, Онлайн-обучение, Выбросы, Прогноз/По Открытие ученого внутри
Онлайн-руководство, которое поможет учащимся пройти исследование и анализ данных с использованием регрессии. Всего имеется 4 модуля, причем первые три наиболее подходят для вводного курса. Модуль 3 короткий, и его можно использовать в качестве демонстрации в классе. Модуль 4 более продвинутый. Во время урока студенты начнут с …
Учебное пособие: Регрессия (WISE) Подробнее »
Статистика / Действия и демонстрации, Применение статистических концепций, Доверительный интервал, Повседневный пример / Автор Открытие ученого внутри
Доктор Алексис Грософски использует игру из книги «Цена правильная», чтобы проиллюстрировать доверительные интервалы (ДИ). Игра может продемонстрировать идею того, как работает CI. Студенты часто находят концептуальные материалы более сложными, чем вычислительные — конкретный пример помогает сделать концепцию доверительного интервала более понятной (и запоминающейся). Видеоклипы …
Цена соответствует доверительным интервалам Подробнее »
*Оценка статистической информации, статистика / мероприятия и демонстрации, применение статистических концепций, потребитель исследований, критическое мышление, групповая деятельность, информационная грамотность / по Открытие ученого внутри
Это задание позволяет учащимся попрактиковаться в оценке статистической информации, представляя им роль терапевта, которому необходимо приобрести программное обеспечение для своей практики.