Учение Аристотеля
Психологические взгляды Аристотеля (384-322 до н.э.) наиболее полно отражены в следующих трудах мыслителя: «О душе», «Метафизика», «О возникновении животных», «Вторая аналитика», «О памяти» и «О сновидениях».
С точки зрения Аристотеля, познание проходит путь от восприятия человеком внешних предметов к знанию. Оно бывает чувственным и разумным. На этапе чувственного познания главную роль играют ощущения. Концепция ощущений изложена Аристотелем в V-XII главах первой и в I-IV главах второй книги трактата «О душе». Ощущения — страдательное (производное от внешнего) состояние, они не могут существовать без внешнего воздействия. «Ощущение есть восприятие чувственных форм материи, оно запечатлевает предметы, имеющие цвет, вкус, но не как отдельные вещи, а как нечто, имеющее качество». Ощущение — это предпосылка к познанию. По Аристотелю, существа, не имеющие ощущений, ничему не научатся и ничего не поймут.
Ощущения отличаются от знания тем, что происходят извне и отражают отдельные, единичные явления. Знание же имеет дело со всеобщим и существует некоторым образом в самой душе. Поэтому мыслить может всякий когда угодно, ощущение же не зависит от нашей воли: для него необходимо присутствие возбуждающего это ощущение предмета.
Первой и исходной ступенью разумного познания является мнение, которое содержит в себе одновременно и умозаключение, и веру. «Невозможно иметь мнения, которым не доверяешь». Мнение постигается с помощью опыта и составляется на основе суждения, то есть мнение — это эмпирический метод познания, оно может являться заблуждением и распространяться на область чувственных, подверженных изменению фактов.
Научное знание существует в форме определений и доказательств. В отличие от восприятия знание имеет своим предметом всеобщее и необходимое, а не единичное и случайное. В отличие от мнения знание в форме суждения всегда истинно и приводит к пониманию основ (причин) существования вещи.
Аристотель признает единство чувственного и разумного познания: ощущение и познание — в принципе одна и та же способность души. Душа не состоит из предметов, например, в ней находится не камень, а форма (образ) камня. Она как бы является рукою: как рука есть орудие орудий, так и разум есть форма форм, а ощущение — форма всего ощущаемого. Поэтому предмет мысли также находится в чувственно постигаемых формах, включая так называемые абстракции, что и составляет свойства и состояния чувственно ощущаемого.
Заслуживает также внимания учение Аристотеля о деятельном и страдательном разуме (или уме).
Деятельный разум подобен свету, выделяющему потенциально существующие цвета. Он мыслит понятиями и постигает истину. Страдательный ум проявляется тогда, когда человек обращается к мысленным предметам. В страдательном уме встречаются истина и ложь, он — форма существования деятельного ума.
Аристотель одним из первых предложил классификацию когнитивных процессов на основе определения функций (и свойств) души. Кроме ощущений, душа включает память, воображение и мышление.
Учение Аристотеля оказало влияние на развитие психологии когнитивных процессов вплоть до наших дней. Так, например, он обосновал гипотезу, которая через много веков была оформлена в виде закона ассоциаций и ассоциативной концепции памяти, а также сформулировал законы мышления, обоснованные при помощи логически выводимых научных понятий.
Аристотель | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
Аристотель
Аристотель (др.-греч. Aristotélēs 384-322 до н.э.) — величайший древнегреч. философ, впервые давший «функциональное» определение души (душа есть не тело, но и неотделимая от тела сущность: это форма, функции, суть и цель живого тела), автор 1-го специального произведения о душе, в котором он систематизировал имевшиеся в то время взгляды на душу и психические процессы и обосновал свои идеи о 3 «ступенях» души: растительной, животной и разумной (человеческой). В отличие от первых 2 разумная душа божественна по происхождению и отделима от тела.
Учение А. о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до VII в. являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. См. также Иллюзия Аристотеля. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности.
Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», ее важные положения содержатся в других сочинениях А. («Этика», «Риторика», «Метафизика», «История животных»). В противовес представлениям о душе как особом начале А. учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации. Такой подход придал психологии А. биологическую ориентацию. Будучи принципом жизни и развития, душа не может делиться на части, но проявляется в виде нескольких функций (способностей) или деятельностей, образующих особый генетический ряд. Вегетативная («питающая») функция души специфична для растений, чувствующая и движущая функции — для животных, разумная — для человека. Высшие функции возникают на основе низших, поэтому функции души представляют собой уровни ее эволюции. А. принадлежит разделение органов чувств на пять разрядов. Наряду с передающими отдельные чувственные качества вещей органами (зрения, слуха и др.) он выделял «общее чувствилище», которое позволяет воспринимать единые для многих объектов свойства (величину, число). Аристотель отграничил область представлений («фантазии») от восприятий, считая ее посредником между чувственным и рациональным знанием. Образы «фантазии» служат предпосылкой мышления.
Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения было признано стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Действия, повлекшие за собой удовольствие, организм стремится вновь воспроизвести, в силу чего это чувство выступает как фактор научения. Каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция является либо избыточной, либо недостаточной. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) необходимо вырабатывать опытом, изучением других и самого себя. Благодаря поступкам формируется характер.
При объяснении процесса познания Аристотель выдвинул понятие об особой форме интеллектуальной активности человека, обозначенной им термином «нус» (разум). Эта форма в качестве творческой активности, ведущей к общим понятиям, была противопоставлена всем остальным и истолкована как то, что, завися от тела, привносится в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума».
А. принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Последний представляет собой особый тип мышления, поскольку служит эффективной регуляции реальных действий, а не только приобретению знаний. Аристотель применял генетический и объективный методы при изучении специфических психических и этических признаков поведения.
Идеи Аристотеля стимулировали развитие психологической мысли последующих эпох.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Страна:
- Древняя Греция
Библиография:
- Аристотель
См. также:
Риторика книга 1
Риторика книга 2
Риторика книга 3
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Аристотель
Aristotle Psychological, Psychologist, Astoria, NY, 11103
Назад к результатам
Предыдущий
Следующий
Сделайте первый шаг, чтобы помочь. Звонок или электронная почта Аристотель Психологический сейчас — (347) 836-5378
Краткий обзор практики
Служба психологической и биологической обратной связи Аристотеля
3109 37th Street
Доступно как лично, так и онлайн
Предлагаем телефонную и видеосессию.
Я специализируюсь на тревожных расстройствах, проблемах в отношениях и СДВГ
140 долларов США за сеанс, я принимаю страховку
Консультирую отдельных лиц, пары и семьи обратная связь Услуги
3109 37th Street
Astoria, NY 11103
(347) 836-5378Доступно как лично, так и онлайн
Мы предлагаем сеансы по телефону и видео.
Я специализируюсь на тревожных расстройствах, проблемах взаимоотношений и СДВГ
140 долларов США за сеанс, я принимаю страховку
Я принимаю отдельных лиц, пары и семьи
Финансы
Сборы
- Индивидуальные сеансы $140
- Скользящая шкала: применяется, если вы можете иметь право
- Оплата через American Express, наличными, чеком, Discover, сберегательным счетом, Mastercard, Visa
Страховка
- 1199SEIU
- Aetna
- План Affinity Health Plan
- Amerigroup
- Anthem
- Beacon Health Options | Carelon
- Blue Cross
- Blue Shield
- Cigna и Evernorth
- ComPsych
- EmblemHealth
- Empire BlueCross BlueShiel d
- Fidelis
- GHI
- Health Net
- HealthFirst
- HIP | Health Plan of New York
- Horizon Blue Cross и Blue Shield
- Humana
- Magellan
- MagnaCare
- Medicaid
- Medicare
- Meritain Health
- MetroPlus Health Plan
- MHN | Health Net
- MultiPlan
- Optum
- Oscar Health
- Oxford
- PHCS Network
- TRICARE
- UMR
- UnitedHealthcare UHC | UBH
- WellCare
- Вне сети
Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить страховое покрытие при организации вашего первого визита.
Если вы видите свою страховку в списке, попросите меня подтвердить покрытие, когда вы договариваетесь о своем первом посещении.
Квалификация
Пишите мне или звоните с вопросами — (347) 836-5378
Пишите мне или звоните с вопросами — (347) 836-5378
Специальности и опыт
Лучшие специальности
9 0162Экспертиза
- Зависимость
- Принятие
- Употребление алкоголя
- Управление гневом
- Поведенческие проблемы
- Биполярное расстройство
- Пограничная личность (ПРЛ)
- Консультирование по вопросам карьеры
- Ребенок
- Хроническая боль
- Навыки совладания
- Нарушения развития
- Диссоциативные расстройства (ДРИ)
- Развод
- Домашнее насилие
- Домашнее насилие
- Злоупотребление наркотиками
- Расстройства пищевого поведения
- Заболевания пожилых людей
- Семейный конфликт
- Горе
- Нарушения импульсивного контроля
- Бесплодие
- Нарушения обучаемости, панические атаки
- Жизненные наставления
- Брачный и добрачный
- Ожирение
- Обсессивно-компульсивное (ОКР)
- Воспитание
- Расстройства личности
- Психоз
- Самооценка
- Причинение боли самому себе
- секс-терапия
- Домогательство
- сексуальная зависимость
- стресс
- Использование вещества
- Суицидальные мысли
- Подростковое насилие
- Тестирование и оценка
- Расстройства мышления
- Травма и ПТСР
- Потеря веса
Пишите мне или звоните, если у вас есть вопросы — (347) 836-5378
Пишите мне или звоните, если у вас есть вопросы — (347) 836-5378
Client Focus
Возраст
Малыш,
Дети (от 6 до 10 лет) ,
Подростки,
Подростки,
Взрослые,
Пожилые люди (65+)
Участники
Индивидуальные,
Пары,
Семья
Сообщества
Союз бисексуалов,
Бодипозитив,
Союз геев,
Союз лесбиянок,
Союз небинарных,
Queer Allied,
Союз расовой справедливости,
Transgender Allied,
Этническая принадлежность
Латиноамериканец и латиноамериканец,
Другая расовая или этническая принадлежность
Я также говорю
Французский,
Греческий,
Итальянский,
9000 2 португальский,Испанский
Возраст
Малыш,
Дети (от 6 до 10),
Подросток,
Подросток,
Взрослый,
9000 2 Старейшины (65+)Участники
Индивидуальные,
Пары,
Семья
Сообщества
Бисексуалы,
Бодипозитив,
Гей,
Лесбиянки,
Небинарные,
Открытые отношения Немоногамия,
Союз квир,
Союз за расовую справедливость,
Союз за трансгендеров,
Этническая принадлежность
Латиноамериканцы и латиноамериканцы,
Другая расовая или этническая принадлежность
902 72 Я также говорюфранцузский,
греческий,
итальянский,
Португальский,
Испанский
Подход к лечению
Виды терапии
- Двигательная терапия аутизма
- Биологическая обратная связь
- Когнитивно-поведенческий (КПТ)
- Диалектическое поведение (DBT)
- Семья / Брак
- Семейные системы
- Криминальная психология
- Гуманистический
- Музыкальная терапия
- нейробиоуправление
- Игровая терапия
- Позитивная психология
- психодинамический
- Психологическое тестирование и оценка
- Структурная семейная терапия
- Сфокусированный на травме
Пишите мне по электронной почте или звоните с вопросами — (347) 836-5378
Пишите мне по электронной почте или звоните с вопросами — (347) 836-5378
Местоположение
Основное местоположение
Служба психологической и биологической обратной связи Аристотеля
3109 37th Street
Astoria, NY 11103
(347) 836-5378Веб-сайт
Близлежащие районы
»
Мы предлагаем телефон и видео сеанс.
Пишите мне или звоните с вопросами — (347) 836-5378
»
Предлагаем телефон и видео сеанс.
Пишите мне по электронной почте или звоните с вопросами — (347) 836-5378
Последнее изменение: 23 июня 2022 г.
Франц Брентано, Психология Аристотеля
Франц Брентано
Эта статья не имеет связанного реферата. (исправить)
Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс
Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений
Править
Аристотель: Душа в древнегреческой и римской философии
Брентано и другие философы в 19Философия th Century
Добавить ключевые слова
10.2307/2184512
PhilArchive
Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 81 213
Внешние ссылки
Создайте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета
Через вашу библиотеку
- Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
- Настройте собственный преобразователь
Франц Брентано: Психология Аристотеля (в частности, его учение об активном интеллекте). Перевод Рольфа Джорджа. Стр. xiv + 266. Беркли: University of California Press, 1977. Ткань, 8,75 фунтов стерлингов. [ОБЗОР] Дж. Л. Акрилл — 1979 — Классический обзор 29 (01): 165-.
Философия Брентано. Линда Л. Макалистер (редактор) — 1976 — Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси: Humanities Press.
Онтология Брентано: от концептуализма к реизму. Аркадиуш Хрудзимский и Барри Смит — 2004 г. — В Дейле Жакетте (ред.), Кембриджский компаньон Брентано . Издательство Кембриджского университета. стр. 197-220.
Аргумент Брентано против Аристотеля в пользу нематериальности души. Сьюзен Кранц — 1988 — Брентано Studien 1: 63-74.
Эстетика и эволюционная психология. Денис Даттон — 2003 — В Джерролде Левинсоне (ред.), Оксфордский справочник по эстетике . Издательство Оксфордского университета.
Теория категорий Брентано: критическая переоценка. Питер М. Саймонс — 1988 — Брентано Студия 1:47-61.
Аристотель в конце обсуждения. Энтони Прайс — 2011 — В Майкле Пакалюке и Джайлсе Пирсоне (ред.), Моральная психология и человеческое действие у Аристотеля . Издательство Оксфордского университета.
Обсуждение и выбор у Аристотеля. Хеда Сегвик — 2011 — В Майкле Пакалюке и Джайлсе Пирсоне (ред.), Моральная психология и человеческое действие у Аристотеля . Издательство Оксфордского университета.
Аристотель об ответственности за свой характер. Пьер Дестре — 2011 — В Майкле Пакалюке и Джайлсе Пирсоне (ред.), Нравственная психология и человеческая деятельность у Аристотеля . Издательство Оксфордского университета.
Аристотель. Мишель Мейсон и Валери Тибериус — 2009 — В Шейн Дж. Лопес (ред.), Энциклопедия позитивной психологии . Уайли-Блэквелл.
Отношение Брентано к Аристотелю. Рольф Джордж — 1978 — Grazer Philosophische Studien 5 (1): 249-266.
«О душе» Аристотеля, книги II и III (с некоторыми отрывками из книги I). Аристотель — 1968 — Оксфорд: Кларендон П.