Арт терапия арт психология: что такое арт-терапия и как работают арт-терапевты

8 приемов арт-терапии, которые помогут понять себя лучше

Кэролайн Мехломакулу, психолог из штата Техас, специализирующаяся на работе с депрессивными и тревожными состояниями, а также на проработке детских травм, нередко предлагает своим клиентам приемы из арт-терапии. Благодаря им можно получить наиболее полное представление о настоящих эмоциях человека, его надеждах, ценностях, потребностях в отношениях, сильных и слабых сторонах личности.

Кроме этого психологические техники, основанные на творчестве, помогают осознать, как именно наше прошлое влияет на нас сегодня. Почему у нас возникают определенные жизненные установки, почему мы находимся в сомнениях, почему страдаем от перфекционизма? Ключом к поиску ответов на эти вопросы, по мнению Кэролайн, является арт-терапия.

Понимать, кто мы есть на самом деле, действительно важно, чтобы научиться строить гармоничные отношения, чтобы принимать самостоятельные и взвешенные решения. Потому что когда мы не осознаем себя, происходит обратное. «Игнорирование наших собственных мыслей и чувств или попытки быть кем-то, кем мы не являемся, приводят к усилению стресса и беспокойства, разочарованию в наших отношениях и неуверенности в себе», – поясняет Мехломакулу. С помощью творчества мы можем развить самосознание интересными, нестандартными и веселыми способами.

Маска вашей личности

Автор этой техники – Эрин МакКин, лицензированный терапевт по семейным отношениям. Сделайте маску из белой бумаги, две стороны ее будут символизировать вашу собственную личность с разных точек зрения. Пустите свою фантазию в полет и рисуйте или пишите первое, что приходит в голову. Одна сторона маски – это те качества, мысли и черты характера, которые вы скрываете от мира. Другая представляет собой то, как вас воспринимают окружающие, по вашему мнению. То есть тот образ, который видят в вас другие люди.

Видение будущего

«Соберите изображения и слова, которые соответствуют тому, чего вы хотите получить от жизни, и соедините их в единый коллаж», – говорит Мехломакулу. Включите в него те образы и фразы, которые резонируют с вами, даже если вы не понимаете, почему они возникают в вашей голове. Обратите пристальное внимание на чувства, которые вы испытываете в связи с каждой частью вашего коллажа – на то, как те или иные изображения и слова отзываются внутри. Когда вы закончите работу, посмотрите на картину целиком.

Рисунки, вдохновленные сновидениями

Регулярно делайте рисунки на основе своих сновидений – или передавайте свои ощущения от того, что вы видели ночью, с помощью любого другого творческого процесса. «Положитесь на творчество, чтобы осознать, что говорит вам ваш сон, и как он связан с вашей жизнью, –советует Мехломакулу. – Проследите закономерности и изменения в своих сновидениях с течением времени».

Главные ценности

Психолог Эрин МакКин, которая специализируется на проблемах депрессии, тревоги, утраты, идентичности, чувства собственного достоинства, а также на вопросах отношений, касающихся развода, смешанных семей и ЛГБТ, предлагает задуматься нас истинными ценностями нашей жизни. Она призывает попробовать облечь то, как мы видим свою жизнь, в рисунок. МакКин даже привела пример, как может выглядеть эскиз: «Семейные ценности может отражать семья, держащаяся за руки и стоящая вокруг костра, который – в свою очередь – символизирует упорный труд и страсть. Изображенные в разной цветовой палитре люди отражают равенство. У каждого из членов семьи есть сердце – символ любви и уважения к другим». Наполните свой рисунок символами, которые смогут рассказать о том, что вы по-настоящему цените в своей жизни.

Журнал Мандалы

Чтобы понимать себя, свои желания, чувства и потребности еще лучше, постарайтесь уделять хотя бы 10-20 минут ежедневно другой знаменитой практике, которая имеет древние корни и до сих пор используется в буддизме и эзотерике. Изначально «рисованием» мандалы (что на санскрите означает «круг») занимались монахи. Они создавали их с помощью песка, тратя годы на каждое свое творение. Однако как только они заканчивали мандалу, тот тут же ее уничтожали – пишет психолог Диана С. Питару.

Мехломакулу подчеркивает важность интуитивной работы над каждой мандалой. Для этого необходимо «сосредоточиться на том, что вам подходит сегодня». Единственное правило – это придерживаться круговой структуры. «Обратите внимание, как ваши мандалы меняются со временем, как отражают ваши мысли и чувства в течение дня и как соединяются с символами, которые имеют значение для вашей жизни», – добавляет она.

Осознанная медитация и наши мысли

Практика медитации широко распространена в восточных учениях. Однако Мехломакулу предлагает немного дополнить ее с целью арт-терапии. Для этого нужно хотя бы на несколько минут постараться погрузиться в расслабленное состояние, сфокусировавшись на дыхании и собственных ощущениях (если нужно, вы можете включить спокойную музыку для медитации). После выполнения этой части упражнения, вспомните все то, что приходило вам в голову во время того, как вы пытались успокоить свои мысли. Затем выразите все эти образы и чувства в творческом ключе – например, создайте рисунок (От стресса и хаоса к гармонии и эффективности: что такое майндфулнесс).

От общего к частному

«Подумайте обо всех вещах, которые делают вас тем, кем вы являетесь – [таких как] черты личности, социальные роли, сильные и слабые стороны», – говорит Мехломакулу. Затем постепенно начинайте иллюстрировать каждую деталь. Это упражнение должно длиться не день и не два, а столько, сколько потребуется. Допустим, вы знаете, что одной из черт вашей личности является щедрость. Проследите за тем, как она проявляется в повседневной жизни, как влияет на ход ваших мыслей. С течением времени вы обнаружите много нового о себе – и все это стоит превращать в рисунки.

«Некоторым людям нравится создавать небольшие книги с изображениями или делать каждый рисунок на маленькой карточке, чтобы впоследствии составить из них “колоду”», – делится опытом своих клиентов психолог.

Исследование процесса

Выполняя любое из предложенных выше упражнений, сфокусируйтесь на самом процессе. Мехломакулу говорит, что полезно подумать над следующими вопросами: «как вы раскрываетесь в процессе творчества?», «каким образом он отражает то, как вы справляетесь с трудностями в жизни?», «какие мысли появляются в голове, когда вы занимаетесь творчеством?», «стремитесь ли вы к определенному результату или начинаете с чистого листа, а потом наблюдаете, что из этого получается?», «как вы реагируете на ошибки или незапланированные вещи?». То, какие черты личности вы проявляете при арт-терапии, характеры для вас и в повседневной жизни.

Психолог также предлагает сделать альбом, чтобы сохранить все созданные вами рисунки. Их стоит сопроводить подписями. При желании можно вновь открыть альбом спустя некоторое время и описать то, что вы чувствуете, глядя на созданные когда-то изображения. «Собрав все в одном месте, вы сможете увидеть закономерности, взглянуть на изменения со временем и получить более полное представление о себе», – говорит она.

Рисование – это мощный способ соединиться с нашим внутренним миром. Это безопасный и творческий метод, позволяющий докопаться до истинных мыслей, чувств и воспоминаний. Не говоря уже о том, что он отлично развивает наше воображение и творческие навыки. С помощью таких простых предметов, как бумага, карандаши и краски, мы можем разобраться в собственных мыслях и с удивлением обнаружить, как много мы о себе не знали. И чем больше мы разгадываем, тем глубже начинаем понимать себя.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

увлекательные техники – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек.

Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам.

Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. 
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином.
    Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.

  • Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  • Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела

    — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами. 

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.

  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка.

Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности.

 
Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам. 

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.


Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста.

А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать. 

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе. 

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Психологические преимущества арт-терапии

«Созерцая красоту мысленным взором, он сможет создавать не образы красоты, а реальность…» ~ Платон

Как родители, когда наш ребенок заболевает или склонны к расстройству или дискомфорту; мы прилагаем все усилия, чтобы искать средства правовой защиты и конструктивные ответы на помощь в это время дискомфорта. Как родитель, я могу заверить вас, что сделаю все, что в моих силах, чтобы обеспечить наилучший уход за потребностями моего ребенка.

Ищем ли мы ответы на физические или психологические вопросы; как родители, мы стремимся к позитивным конструктивным средствам решения дискомфорта нашего ребенка.

Арт-терапия — одна из многих методик, способных помочь вашему ребенку стать здоровым и счастливым. Арт-терапия — это выразительный язык сознательного и бессознательного разума. Стремление к искусству может быть достигнуто с помощью различных средств, включая: скульптуру, рисование, мозаику, живопись, изготовление глины, музыку и различные виды искусства. Арт-терапия играет важную роль в оценке и лечении различных психологических, а также физических расстройств.

«Арт-терапия используется с детьми, подростками, взрослыми, пожилыми людьми, группами, семьями, ветеранами и людьми с хроническими заболеваниями для оценки и лечения следующего: тревога, депрессия и другие психические и эмоциональные проблемы; злоупотребление психоактивными веществами и зависимости; проблемы в семье и отношениях; жестокое обращение и насилие в семье; социальные и эмоциональные трудности, связанные с инвалидностью и болезнью; травмы и потери; физические, когнитивные и неврологические проблемы; и психосоциальные трудности, связанные с медицинским заболеванием». (Американская ассоциация арт-терапии, 2012, онлайн)

Арт-терапия не является универсальным и окончательным для всех проблем с психическим здоровьем. Арт-терапия также не является инструментом, способным спонтанно лечить, исцелять, исправлять, восстанавливать или разрешать потребности психического здоровья человека; скорее, это похоже на большинство методов психотерапии, это инструмент, который может помочь направлять и способствовать психологическому здоровью и благополучию. Терапия в целом требует времени, терпения и настойчивости. Продолжительность терапии действительно зависит от потребностей, желаний пациента/клиента, его интеллектуального понимания и степени, в которой человек находится или ищет терапевтическую помощь.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». ~ Пабло Пикассо

 

➡     Терапия способна способствовать самовыражению, чувствам и эмоциям.

➡     Он способен способствовать позитивному взгляду на жизнь.

➡     Способен развивать чувство личной независимости, уверенности в себе и самодостаточности.

➡     Терапия способна помочь ребенку справиться с трудным опытом.

➡     Это позволяет ребенку вербально и невербально выражать эмоции, которые в противном случае могли бы быть оставлены или изолированы от общества.

➡     Терапия прививает конструктивные методы самоконтроля.

➡     Он может повысить осведомленность и ориентацию (т. е. людей, места, даты и время)

➡     Он способен облегчать и развивать стратегии зрительно-моторной координации, мелкой и крупной моторики, а также ловкости и скорости пальцев.

➡     Поощряет разработку здоровых стратегий выживания.

➡     Терапия может способствовать пониманию, сочувствию и принятию жизненных проблем других людей.

➡     Он способен развивать навыки решения проблем.

➡     Арт-терапия способна исследовать, управлять и обеспечивать понимание травматического опыта.

➡     Ребенку, получающему терапию, рекомендуется развивать навыки межличностного общения

➡     Терапия расширяет возможности и дает право голоса тем, кто проходит терапию.

➡     Он способен помочь ребенку повысить концентрацию внимания, уменьшая при этом гноящиеся разочарования.

 

«Арт-терапия — это профессия, связанная с психическим здоровьем, которая использует творческий процесс создания произведений искусства для улучшения и улучшения физического, умственного и эмоционального благополучия людей всех возрастов».

(Американская ассоциация арт-терапии, 2012 г., онлайн)

 

КАКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПОДДЕРЖИВАЮТ АРТ-ТЕРАПИИ?
«Многочисленные тематические исследования показали, что арт-терапия приносит пользу пациентам с эмоциональными и физическими заболеваниями. Тематические исследования охватывают многие области, включая восстановление после ожогов у подростков и детей младшего возраста, расстройства пищевого поведения, эмоциональные нарушения у детей младшего возраста, способность к чтению, детское горе и сексуальное насилие у подростков. Исследования взрослых, использующих арт-терапию, включали взрослых или семьи, переживающих тяжелую утрату, пациентов и членов их семей, страдающих зависимостями, а также пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга. Некоторые из потенциальных применений арт-терапии, которые предстоит изучить, включают снижение уровня тревожности, сокращение времени восстановления, сокращение пребывания в больнице, улучшение общения и социальных функций, а также контроль над болью». (Американское онкологическое общество, 2012 г., онлайн)

Исследования показали, что арт-терапия довольно успешно используется для того, чтобы помочь детям научиться эффективному общению, улучшить концентрацию, улучшить поведение и развить более близкие отношения. Было показано, что он улучшает настроение, способствует расслаблению и уменьшает разрушительное поведение и отношение. «Рандомизированное контролируемое исследование показывает, что арт-терапия помогает улучшить стратегии выживания». (Penny Brohn Cancer Care, 2011, онлайн)

 

АРТ-ТЕРАПИЯ
Ребенок может иметь свободный поток вербальных и невербальных выражений. Расширение прав и возможностей ребенка происходит, когда он способен выразить свои проблемы, проблемы и проблемы в не угрожающем, не враждебном и неинвазивном терапевтическом сеансе. Когда ребенок уполномочен, ему дается факел эмоциональной свободы. В то время как разговорная терапия предлагает возможность для вербального общения; Арт-терапия способна одновременно смотреть на вербальный и невербальный спектры жизни.

РЕКОМЕНДАЦИИ
Американская ассоциация арт-терапии (2009) Кому помогает арт-терапия . Получено 26 февраля 2012 г. с http://www.americanarttherapyassociation.org/upload/whoarearttherapists2009.pdf

Американское онкологическое общество (2012 г.) Найти поддержку и лечение. Самая надежная информация о лечении рака: Арт-терапия. Получено 26 февраля 2012 г. с http://www.cancer.org/Treatment/TreatmentsandSideEffectsComplementaryandAlternativeMedicine/MindBodyandSpirit/art-therapy

Маллин Дж., Грандин Т. (2012) Рисование аутизма. Нью-Йорк: издательство Mark Batty

Penny Brohn Cancer Care (2011) Арт-терапия. Получено 25 февраля 2012 г. с http://www.nhs.uk/ipgmedia/national/Penny%20Brohn%20Cancer%20Care/Assets/Arttherapy(PBCC).pdf
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Braman, O. R. (1997) Оппозиционный ребенок . Индиана: Kidsrights

Блох, Д. (1993) Позитивный разговор с самим собой для детей, Обучение самооценке с помощью утверждений, Руководство для родителей, учителей и консультантов. Нью-Йорк: Bantam Books

Дивер, С., и Маколифф, Г. (2009). Рефлексивное визуальное ведение дневника во время арт-терапии и консультационных стажировок: качественное исследование. Рефлективная практика , 10(5), 615-632.

Гуссак, Д. (2006) Эффекты арт-терапии с заключенными: последующее исследование. Искусство в психотерапии , 33(3), 188-198

Понтери, А., К. (2001). Влияние групповой арт-терапии на депрессивных матерей и их детей. Арт-терапия: журнал Американской ассоциации арт-терапии, 18(3), 148-157.

Смейстерс, Х., и Клевен, Г. (2006). Лечение агрессии с использованием арт-терапии в судебной психиатрии: результаты качественного исследования. The Arts in Psychotherapy , 33(1), 37-58

Уолш, С.М., Мартин, С.К., Шмидт, Л.А. (2004) Проверка эффективности творческого вмешательства с членами семьи, ухаживающими за больными раком. Журнал стипендий медсестер. 36: 214-219.

 

*Мнения, выраженные нашими авторами, являются личными мнениями и не обязательно отражают точку зрения CCPA

Что такое АРТ? — Терапия ускоренного разрешения

Терапия ускоренного разрешения (АРТ) — это уникальный подход к психотерапии. АРТ уникален, потому что АРТ-терапевт помогает клиенту заменить негативные образы в сознании, вызывающие симптомы посттравматического стресса, позитивными образами по выбору клиента. И делается это быстро, чаще всего за один сеанс! Как только негативные образы будут заменены позитивными, триггеры исчезнут. Прекратятся кошмары и повторяющиеся навязчивые мысли.

Некоторые из растущего числа исследований, которые показывают, что АРТ может сделать это, можно найти, щелкнув следующую ссылку: https://acceleratedresolutiontherapy.com/evidence-based/ АРТ признана научно-обоснованной Обществом клинической психологии, Отд. 12 Американской психологической ассоциации (АПА).

АРТ также уникален тем, что он сочетает в себе огромную силу движений глаз, позволяющую добровольно изменять сознание клиента, с хорошо зарекомендовавшими себя методами лечения, такими как гештальт, психодинамическая терапия и управляемое воображение. В протоколе АРТ движения глаз, наряду с другими улучшениями АРТ, позволяют этим методам лечения работать намного быстрее и эффективнее.

С помощью этих методов лечения в сочетании с движениями глаз ВРТ и другими улучшениями ВРТ многие проблемы с психическим здоровьем, помимо посттравматического стресса, также могут быть быстро решены. Среди вещей, с которыми может справиться АРТ, — обсессивно-компульсивное расстройство, расстройства пищевого поведения, генерализованное беспокойство и генерализованные депрессивные расстройства. ВРТ может справиться с травмами, часто связанными с дислексией, но не только для улучшения чтения! (Проблемы, которые были решены с помощью АРТ, более подробно перечислены ниже.) Было показано, что они производят тета-волны в мозгу. Тета-волны связаны с творчеством, интуицией, мечтаниями. Эти мозговые волны часто присутствуют во время медитативных состояний.

Одним из особых аспектов ВРТ является то, что когда клиенты заменяют свои негативные образы позитивными, им не нужно говорить с терапевтом о каких-либо подробностях травмы. Это потому, что ИСКУССТВО является процедурным, хотя и творческим; и клиент действительно контролирует процесс, а АРТ-терапевт является полезным проводником.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts