Что такое этнопсихология: ЭТНОПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ЭТНОПСИХОЛОГИЯ?

Что такое Этнопсихология? Этнопсихология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Многим известно, что представители различных народов отличаются друг от друга по поведению, темпераменту, в какой-то степени по складу характера. Каждый из нас сталкивался с расхожим мнением о том, что «англичане — чопорные», «итальянцы — темпераментные», а «немцы — очень педантичны и даже немного занудны». Но имеют ли эти стереотипы что-то общее с реальностью?

На этот вопрос призвана ответить этнопсихология — раздел психологии, изучающий этнокультурные особенности представителей разных народов и наций, психологические характеристики этносов, а также вопросы межэтнических отношений. Национальные стереотипы, национальный характер и менталитет, особенности протекания межэтнических конфликтов, — всё это вопросы, которыми занимается этнопсихология.

С конца XIX в. в этнопсихологии выделяют два направления, решающие схожие задачи, но опираясь на противоположные по сути концепции:

  1. Сравнительная антропология, которая изучает, как конкретный человек мыслит, действует, чувствует себя в определённой культурной среде. Исследователи, работающие в этом подходе изучают культуру того или иного народа как бы изнутри, не сравнивая с другими культурами. В этом подходе ценится уникальность каждой культуры, её неповторимость и самобытность.
  2. Кросс-культурная психология изучает особенности двух или нескольких народов, наций, этнических групп. Она выявляет сходства и различия, разрабатывая для этого различные критерии.

И в том и в другом подходе есть свои сильные стороны и свои ограничения. Поэтому на сегодняшний день существует тенденция к объединению этих подходов.

Чем могут помочь знания этнопсихологии обычному человеку?

  • Во-первых, деловые коммуникации. Если вы работаете с зарубежными партнёрами, то очень полезно знать особенности менталитета и бизнес-этикета той страны, с которой ведёте дела. Например, очень многие наши соотечественники, мягко говоря, удивляются особому отношению ко времени во многих азиатских странах. Опоздать на встречу на 2 часа по причине обеда и приятной беседы — вполне реальная ситуация.
  • Во-вторых, у каждой культуры есть чему научиться. Сочетая мудрость Востока и целеустремлённость Запада, можно в разы повысить собственную эффективность.
  • В-третьих, распространение знаний этнопсихологии позволяет снизить напряжение в обществе, развивать толерантность и уважение к культурам разных народов. Этот вопрос очень актуален в России — стране, на территории которой проживает почти 200 различных народов.
  • В-четвёртых, изучая традиционные культуры, обряды, обычаи, можно глубже понять проблемы современного человека, часто оторванного от своих корней. Традиции, песни, сказки помогают получить доступ к мощным ресурсам, хранившимся на протяжении веков.

Знание этнопсихологии может пригодиться во многих сферах деятельности — педагогике, психотерапии, бизнесе, переговорах, политике. А на сегодняшний день, когда можно поддерживать контакты практически с любой точкой планеты, эти знания актуальны как никогда.

Расписание тренингов и семинаров

В вашем городе не планируются подобные мероприятия.

Этнопсихология: подписаться на новости этого направления.

Мероприятия в других городах

9 июня Пятница, 10:00

Программа «Архаичные практики и шаманские традиции в работе психолога». Диплом о профпереподготовке…

  Подать заявку

5 месяцев

Челябинская область

Институт современной и этнической психологии (Челябинск)
Екатерина Игоревна Меллис (Челябинск)
Инна Геннадьевна Бурдадина (Челябинск)
Елена Владимировна Степанова (Челябинск)

Ещё 1 тренер…

Консультации и услуги

2

60 минут.

Психотерапия

Москва

От 1 часа.

Психологические консультации

Москва

Услуги в других городах 3

Видео

«spirit of Fire» Ot-ene (дух огня) Чылтыс Таннагаш… 

Группа «Трио». Композиция «Бештау» (Пятигроск) 

Работа психотерапевта. Часть 1 

Радуга Зауралья 2017 

Память Рода: древняя славянская песнь «Не сумлевай… 

FOURЭ VER V 

Країна Мрій 2015 

О мировоззрении делового человека 

Сегодня невозможно равнодушными оставаться к происходящему.

Особенно к той части его, в которой под удар попадает российская идентичность, возникает потеря себя в происходящем. Сегодня нам всем предстоит пересобрать себя. И найти себя новых, особенно в той части, которая попадает под удар и остаётся… Читать дальше

«Любовь — это стихия, которая приходит и уходит помимо человеческой воли…»

Анна Васильевна — родилась 18 июля в 1893 году, в Кисловодске, в счастливой семье известного дирижёра и пианиста Василия Ильича Сафонова. Окончила гимназию княгини Оболенской, занималась рисунком, живописью, поэзией, свободно… Читать дальше

Сам Александр Колчак торопился в Иркутск, но… В декабре 1919 года поезд Верховного Правителя России оказался блокированным в Нижнеудинске чехословаками. Предвидя свой крах, Колчак назначил атамана Семенова главнокомандующим войсками Дальнего Востока и Иркутского военного округа, а с 6 января 1920 года… Читать дальше

7 февраля 2021 года исполнилось ровно 101 год со дня расстрела Колчака.

Необыкновенный, сказочный силуэт Иркутска, клубящийся туман над замёрзшей рекой — очаровали путников. Совершенно необъяснимое, восторженное восприятие! Мы помним, что Нептун в гороскопе Колчака в это время встал на кардинальную… Читать дальше

Ещё статьи по теме

Направление используют

Наш первый дебют. Наш первый опыт!! Участие на VIII фестиваль трансовых техник «Река жизни»! Благодарим от души организаторов Мария Меллис Екатерина Меллис. Весь состав экспертов и удивительную группу ЛесныеСны за волшебные, незабываемые 3 дня! Мы побывали на чудесном озере Большой Теренкуль, в кругу… Читать дальше 

Это были невероятные 3 дня! Буйство музыки, практик, огня и невероятных людей. Огромным счастьем стала для меня возможность быть активным участником Фестиваля (VIII фестиваль трансовых техник «Река жизни») и радовать всех своими эко-товарами! Благодарю! Показать критерии оценки 

Это было что-то невероятное! Благодарю за этот чудесный подарок всех причастных к этому наполняющему, энергетическому и развивающему событию! Спасибо, что вы все есть! Показать критерии оценки 

Спасибо организаторам и конечно спикерам!! За проведённое время! Хочу отличить группу музыкантов которые все время создавали атмосферу праздника! Погоду на шаманили превосходную. Терапию добаюкивание это что то невероятное. Каждый должен её попробовать. С Еленой Степановой! Ярмарка была отдельной вишенкой на торте! Всё понравилось!! Ещё обязательно приедем! Показать критерии оценки 

VIII фестиваль трансовых техник «Река жизни»
В этом году была особенная атмосфера.
Замечательные практики на этом фестивале каждый год.
А в этот раз для меня были удивительные люди.

Светлые, увлечённые, радостные, наполненные теплом, которым они делились со всеми, кто оказывался рядом.
И это заразно!… Читать дальше 

Ещё 12

Спасибо, за интерес к теме «что такое Этнопсихология»!

  • ВКонтакте

Что такое этнопсихология? | Студент-Сервис

Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. В состав ее «близких и дальних родственников» разные авторы включают многие научные дисциплины: социологию, лингвистику, биологию, экологию и т. д. Что касается ее «родительских» дисциплин, то, с одной стороны, это наука, которая в разных странах называется этнологией или культурной антропологией , а с другой – психология. Именно эти связи наиболее существенны.

Две названные дисциплины длительно, но спорадически взаимодействовали. Но если в XIX веке они не были полностью разделены, если еще в начале XX века многие крупнейшие ученые – от В. Бунд та до 3. Фрейда – являлись экспертами в обеих областях, то затем наступил период взаимного пренебрежения, даже враждебности. Единственным исключением оказалась теория «Культура и личность», которая развивалась в рамках культурной антропологии, но использовала психологические понятия и методы.

Для истории отечественной науки советского периода было характерным явное отставание в развитии этнопсихологических знаний. Исследования практически не проводились, но в зависимости от принадлежности авторов к определенной науке этнопсихология рассматривалась: как субдисциплина этнографии; как область знания на стыке этнографии и психологии, находящаяся ближе либо к этнографии, либо к психологии; как раздел психологии.


А в мировой науке этнопсихология в XX веке получила значительное развитие. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. Как справедливо отмечала М. Мид, даже решая одни и те же проблемы, культурантропологи и психологи подходили к ним с разными мерками и разными концептуальными схемами.

Различия в их исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, a etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход.

Эти термины употребляются и для обозначения двух подходов в этнопсихологии, по-разному изучающих психологические переменные, обусловленные культурой.

Все основные особенности emic подхода становятся понятными после знакомства со всемирно известными исследованиями американских культурантропологов, например с автобиографической книгой М. Мид «Иней на цветущей ежевике». Отправляясь в далекую экспедицию, культурантрополог, как пишет Мид, «должен освободить свой ум от всех предвзятых идей» и изучать культуру, стремясь ее понять без попыток сравнения с другими культурами. Подобный подход М. Мид иллюстрирует с помощью следующего примера:
«Рассматривая некое увиденное жилище как большее или меньшее, роскошное или скромное по сравнению с жилищами уже известными, мы рискуем потерять из виду то, чем является именно это жилище в сознании его обитателей».

Пример с жилищем понадобился американской исследовательнице из-за его простоты и наглядности, «жилище» можно заменить «поведением», «личностью» и т. п. Кстати говоря, и сама Мид изучала не жилища, а образ жизни народов бассейна Тихого океана.

Можно перечислить основные особенности emic подхода в любой науке, изучающей какие-либо компоненты культуры:

  • изучается только одна культура со стремлением ее понять;
  • используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги, написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры;
  • любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы). Как отмечает Мид, «исследования такого рода связаны с весьма радикальной перестройкой образа мысли и повседневных привычек»;
  • структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать.

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, являются систематические связи между психологическими переменными, т. е. внутренним миром человека, и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Это вовсе не означает, что культура не сравнивается с другими, но сравнения делаются лишь после ее досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

В настоящее время главные достижения в этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные недостатки, так как существует постоянная опасность, что бессознательно собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос, может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять ее и дать безошибочное или хотя бы адекватное описание присущих ей особенностей.

Этот подход очень уязвим при сравнении двух или нескольких культур из-за уникальности их культурно-специфичных элементов. Чтобы более наглядно представить различия emic и etic подходов, рассмотрим результаты исследований каузальной атрибуции в разных культурах. В данном случае изучалось, как представители разных культур объясняют причины успеха и неудачи в делах. При проведении emic исследования выяснилось, что основной причиной достижений американцы считают способности, а индийцы тактичность.

В рамках данного подхода нет возможности корректно сопоставить полученные результаты. Но можно воспользоваться теорией американского психолога Б. Вайнера, который выделил три универсальных фактора, лежащие в основе приписывания любых причин успеха и неудачи. По его мнению, причины можно классифицировать как внутренние либо внешние, стабильные либо нестабильные, контролируемые либо неконтролируемые. Воспользовавшись моделью Вайнера, мы получаем возможность сравнить результаты, полученные в Индии и США, и даже прийти к заключению, что нет Радикальных различий в каузальных атрибуциях американцев и Индийцев: способности и тактичность – причины внутренние, стабильные и неконтролируемые.

Собственно говоря, для такой интерпретации результатов мы использовали универсалистский etic подход, который характерен для «психологической этнопсихологии», называемой сравнительно-культурной психологией.

Приведенный пример поможет нам выделить основные особенности etic подхода:

  • изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство;
  • используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния;
  • исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры;
  • структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее .

Предмет, сравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.

Хотя в этом случае используются «объективные» методы (психологические тесты, стандартизованные интервью, контент-анализ содержания продуктов культуры – мифов, сказок, газетных публикаций), считающиеся свободными от влияния культуры, исследователи сталкиваются с большими трудностями при попытке избежать грубых субъективных ошибок. Многие культурантропологи крайне негативно относятся к сравнительно-культурным исследованиям, утверждая, что невозможно найти адекватные показатели для сравнения, так как каждая культура представляет собой замкнутый и уникальный мир. Но и сами психологи часто не удовлетворены результатами уже проведенных сравнительно-культурных исследований. По мнению М. Коула, психологам трудно учитывать культуру потому, что психология разрывает единство культуры и психики, «выстраивая их во временном порядке: культура – это стимул, а психика – реакция».

А Г. Триандис вообще считает, что в большинстве сравнительно-культурных исследований мы имеем дело с псевдо-etic подходом. Их авторы не могут освободиться от схем мышления своей культуры, а сконструированные ими категории вовсе не свободны от ее влияния. Как правило, специфика европейско-американской культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Триандис приводит яркий пример псевдо-efic сравнения из обыденной жизни: ассоциация, возникающая у большинства европейцев на японское слово «гейша», – женщина легкого поведения. Но такое сравнение неправомерно, а найти подлинное etic значение понятия «гейша» можно, только проанализировав культурно-специфичную (emic) роль гейши в японской культуре. В отечественной литературе есть много подобных описаний, приведем одно из них – из книги В. В. Овчинникова «Ветка сакуры»:

«В буквальном переводе слово «гейша» означает «человек искусства». Гейша – это искусница; искусница развлекать мужчин, причем не только умением петь и танцевать, но и своей образованностью. Приравнивать гейш к продажным женщинам было бы так же неправомерно, как отождествлять с таковыми актрис вообще. …В своем парике и гриме гейша воспринимается скорее как ожившая кукла, чем как живой человек. Турист, который вообра- ч жает, что увидит в танцах гейш что-то пикантное, глубоко заблуждается. Рисунок их очень строг, почти лишен женственности, потому что танцы эти ведут свою родословную из старинного театра Ноо. Иногда гейши поют вместе с гостями, иногда играют в невинные застольные игры. Все это время они не забывают подливать мужчинам пива ь сакэ, шутят с ними, а главное смеются их шуткам. На этом какой-либо контакт кончается».

Итак, при знакомстве с японской культурой выясняется, что гейши, развлекая клиентов, декламируют стихи, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Лучшими считаются не самые молодые и красивые, а более опытные и талантливые. Поняв это, можно найти более точную аналогию в европейской культуре. По мнению Триандиса, люди, выполнявшие те же функции, – шуты, развлекавшие гостей и хозяев при дворах европейских феодалов в средние века. А значит, подлинно etic будет сравнение гейши не с проституткой, а с шутом.

Так и в психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные (etic) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Пока единой науки не существует, хотя и наметилось сближение специалистов в двух областях. Как писал в 20-е гг. нашего столетия выдающийся российский этнопсихолог Г. Г. Шпет, эта наука располагает необъятным материалом, но отличается большой неясностью в определении своих задач и в установлении собственного предмета. К сожалению, мало что изменилось и в наши дни. Пока единой науки не существует, хотя и наметилось сближение позиций культурантропологов и психологов.

Но если иметь в виду будущее этнопсихологии, ее специфику можно обозначить как изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей.

Давая такое определение, мы не совсем правы, так как забываем о третьей, стоящей несколько особняком, ветви этнопсихологии – психологии межэтнических отношений. А в современном мире, в социальном контексте непрекращающихся межэтнических конфликтов именно этот раздел этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания.

Особое положение психологии межэтнических отношений связано с тем, что три раздела этнопсихологии в разной степени связаны с одной из родительских дисциплин – психологией. Психологическая антропология только использует психологические понятия и методы, следовательно, связана с ней косвенно. Сравнительно-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления у разных народов; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения индивидов, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Что касается психологии межэтнических отношений, то она является составной частью социальной психологии и косвенно связана с культурантропологией. Зато кроме психологии у нее есть еще одна «родительская» дисциплина – социология. Это проистекает из-за маргинальности проблемы межгрупповых отношений, ее сильной включенности в систему социологических знаний.

Еще раз подчеркнем, что именно эта ветвь этнопсихологии должна привлечь к себе особое внимание психологов в связи с обострением межэтнической напряженности на территории бывшего СССР, именно она включена в социальную и политическую проблематику общества. В существующем социальном контексте не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители многих других профессий по мере сил должны способствовать оптимизации межэтнических отношений, хотя бы на бытовом уровне.

Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать налаживанию отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

Статья по этнопсихологии из The Free Dictionary

Также найдено в: Dictionary, Wikipedia.

этнопсихология

[¦eth·nō·sī′käl·ə·jē]

(психология)

Изучение психологии рас или этнических групп.

Словарь научных и технических терминов McGraw-Hill, 6E, Copyright © 2003 McGraw-Hill Companies, Inc.

Следующая статья взята из Большой советской энциклопедии (1979). Он может быть устаревшим или идеологически предвзятым.

Этнопсихология

 

дисциплина, изучающая психологию и поведение людей определенной этнической общности.

Основными объектами изучения этнопсихологии являются племена, народы и нации, а также отдельные группы населения, связанные в этническом отношении, например группы иммигрантов. Этнопсихологические исследования пытаются установить связь между особенностями психики членов изучаемых сообществ, с одной стороны, и типом хозяйственной деятельности, осуществляемой в конкретных природных условиях, и характером нематериальной культуры (например, традициями и культурой). религиозные убеждения), с другой. По большей части такие исследования принимают форму эмпирических исследований и сравнительных описаний.

Этнопсихология, возникновение которой было связано с развитием этнографии и антропологии, первоначально обращалась за своими данными к отчетам миссионеров и путешественников. В. Вундт в своих работах по психологии народов сделал первую попытку подлинного психологического анализа этого материала. Хотя он опирался на неправильную, идеалистическую посылку о том, что у народа есть особая, содержательная душа, он установил общую культурно-историческую направленность исследований в области этнопсихологии.

Во многих странах, особенно в США, получили распространение фрейдистские и неофрейдистские подходы к этнопсихологии ( см. ). На развитие этнопсихологии повлияли исследования в смежных областях, особенно в лингвистике и социологии. Лингвисты исследовали образ мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам. Социология дала этнопсихологии различные методы исследования, в частности, методы изучения малых групп.

Этнопсихология, не установившая наличия каких-либо особых признаков или признаков, позволяющих говорить о превосходстве одних народов над другими, породила критику националистических и расистских теорий.

ЛИТЕРАТУРА

Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию , fasc. 1. Москва, 1927.
Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М., 1970.
Козлов В.И., Шелепов Г.В. «Национальный характер и проблемы его исследования». Советская этнография , 1973, вып. 2.
Грегг, Ф. М. Народная психология: путь психологии к личности. Нью-Йорк, 1951 г.
Дайкер, Х.К.Дж. и Н.Х. Фрийда. Национальный характер и национальные стереотипы. Amsterdam, 1960.
Griéger, P. La Charactérologie ethnique: Approche et compréhension des peuples. Париж, 1961.
[Справочник по социальной и культурной антропологии. ] Под редакцией JJ Honigmann. Чикаго, 1973.

В. И. К ОЗЛОВ и Н. Г. А ЛЕКСЕЕВ

Большая Советская Энциклопедия, 3-е издание (1970-1979). © 2010 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

определение этнопсихологии в The Free Dictionary

Этнопсихология – определение этнопсихологии в The Free Dictionary

https://www.thefreedictionary.com/ethnopsychology


Упоминается в ?

Ссылки в архиве периодических изданий ?

Вклад мексиканской этнопсихологии в решение этико-эмической дилеммы личности.

Descripcion de cacteristicas de Personalidad y Dimension Social Culturales en jovenes mexicanos

Большая часть данных сегодня может быть прочитана с точки зрения этнопсихологии коренных народов, целительства и терапии, мировоззрения коренных народов и знаний об окружающей среде.

Джеффри Бенджамин: Темиарская религия 1964-2012

Хинтон и Хофманн Идентифицируют и работают (2014) (40) концепции этнопсихологии и этнофизиологии для изучения взаимосвязи между выражением симптомов и культурой при тревожных расстройствах.

Синдромы, связанные с культурой в испаноязычной Латинской Америке: случай Нервиоса, Сусто и Атакеса де Нервиоса

У нее есть несколько книг по этнопсихологии, государственному управлению и женским исследованиям.

Целостное развитие; тагоровское видение

Люди, по-видимому, имеют универсальную склонность определять, что значит быть «человеком», но критерии культурно специфичны, отсюда и изучение «этнопсихологии»: «культурные формулировки людей, личные действия и опыт, а также интерактивные практики, посредством которых такие формулировки передаются в социальной жизни» (Rosaldo, 1984: 139).

Выход из тупика молодежных исследований наркотиков: вклад в построение некоторых альтернативных истин

Гнев, горе и стыд: к этнопсихологии калули.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts