Дети и родители психология: Психология отношений между детьми и родителями

Содержание

Психология отношений между детьми и родителями

Семейные отношения играют определяющую роль в жизни любого ребенка. Модель поведения, заложенная в детстве, даже если она деструктивная, потом проявляется во многих аспектах. Родители — это люди, которые оказывают максимальное влияние на детей и подростков. Поэтому их основной задачей является формирование гармоничных, хороших отношений, с минимумом конфликтов и ссор.

Что такое семья и родительские отношения

Семьей называют социальную группу, которая оказывает огромное психологическое влияние на человека в течении всей его жизни и способствует формированию наиболее важных ценностей.

В семье взрослые и дети имеют определенные роли и очень тесно взаимодействуют друг с другом в течение долгого времени. Это во многом определяет психологическое, физиологическое, моральное состояние ребенка.

Абсолютно нормально и понятно желание семейной пары, которые готовятся стать родителями, дать малышу только самое лучшее.

Но мать и отец должны понимать, что при воспитании они во многом будут повторять модель взаимоотношений, которая была в их семьях.

Психологические особенности отношений между детьми и родителями включают в себя:

  • Взаимное доверие. Отсутствие сомнений друг в друге обеспечивает спокойствие в семье. Появление подозрений ведет к потере доверия и становится в будущем основной причиной одиночества человека во взрослой жизни. Причем большинство не осознает, что корни проблемы именно в их семейных отношениях в детстве.
  • Рациональная оценка. Родители должны давать ребенку достаточно внимания адекватно оценивать его личные и профессиональные успехи. Нужно принимать участие в жизни ребенка, высказывать ему свое одобрение, сочувствие, где-то подсказывать. Только совместными усилиями можно добиться результата.
  • Поддержка и сочувствие. Важнейший пункт взаимодействия в семье.
    Если родители проявляют данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя спокойно.
  • Адекватные требования. С детства ребенок должен четко понимать свои обязанности и выполнять их. В семьях, где распределения обязанностей нет, дети часто испытывают сильный психологический дискомфорт. Они пытаются порадовать родителей, но не знают, как это сделать, так как не понимают своего места в семейной иерархии.

Ребенку необходима постоянная оценка его действий родителями, их поддержка, внимание, чтобы понять, что он все делает правильно. Если реакция со стороны родителей отсутствует, то это приводит к развитию неуверенности, снижению самооценки. В результате ребенок часто пытается найти понимание вне семейных взаимоотношений, часто может быть опасно.

Взрослые люди должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются примером для ребенка. Основы характера малыша закладываются до семи лет. После этого что-то изменить в лучшую сторону можно будет только при помощи работы с психологами.

А это требует много сил, времени, энергии.

Психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты:

  • общение;
  • совместная деятельность;
  • влияние родителей на формирование характера ребенка;
  • влияние ребенка на отношения между отцом и матерью.

Отношения внутри семьи бывают благополучными, когда все уважают и доверяют друг другу, при принятии важных решений учитывают мнение всех членов семьи. Но бывает и противоположный вариант, когда в семье нет понимания, доверия, взаимоуважения.

Есть несколько типов взаимоотношений внутри семьи:

  • взаимовыгодное сотрудничество, с учетом интересов всех членов семьи;
  • соперничество, когда каждый старается стать лидером семьи и реализовать свои потребности даже путем ущемления интересов остальных членов;
  • союз — все люди, входящие в ячейку, имеют свои выгоды;
  • конфронтация — стремление стать главным, даже если это грозит существенным ущербом другим членам семьи;
  • антагонизм — полное неприятие желаний и мнений друг друга, независимо от семейного статуса.

Первым научным направлением, которое стало подробно изучать детско-родительские отношения и выяснять их влияние на процесс воспитания и формирования характера человека, стал психоанализ. В результате изучения были сформированы воспитательные позиции родителей, которые оказывают наибольшее влияние на характер ребенка и его эмоциональный фон:

1. Оптимальные позиции. Родители относятся к ребенку адекватно, четко видят его потребности, способны принять и понять возрастные изменения, вовремя перестроить свое поведение, чтобы найти подход к ребенку на любых стадиях его развития и взросления.

2. Неоптимальные. Родители ведут себя негибко, прямолинейно. Их поведение всегда неизменно, хотя ребенок растет, его потребности становятся другими, да и окружающая обстановка постоянно меняется. Неумение разглядеть эти изменения, неправильная оценка психологического состояния ребенка, неумение предугадать его действия и сыграть на опережение могут отрицательно сказаться на взаимоотношениях внутри семьи.

Необходимо понимать, что данные модели отношений при желании могут быть скорректированы. Но это большой и долгий труд, который требует помощи специалистов.

Типы семейных отношений

Психологи выделяют следующие типов семейных отношений:

1. Социальнобиологические. Это гигиена, рождаемость, забота детей и родителей друг о друге.

2. Правовые. Включают вопросы отношений между родителями, а также вопросы наследования и усыновления.

3. Хозяйственно-экономические. Заработок денег, формирование бюджета семьи, забота о малышах и пожилых людях.

4. Нравственные. Воспитание детей, формирование моральных ценностей каждого члена семьи.

5. Педагогические. Родители воспитывают ребенка и когда он вырастает передают педагогическую функцию ему, чтобы он воспитывал своих детей.

6. Психологические.

Эмоции и взаимоотношения внутри семьи между всеми ее членами. Чтобы общение и отношения были здоровыми семья должна поддерживать друг друга во всех начинаниях.

Способы воспитания детей в семье

Способ воспитания ребенка в семье определяется такими факторами, как опыт, возраст и взаимоотношения между родителями, социально-экономическое положение семьи, традиционность жизненных взглядов родителей. Свои классификации отношений были предложены многими психологами.

Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуется классификация психологии отношений между детьми и родителями, согласно которой выделяют следующие типы воспитания детей:

1. Демократический. Родители тепло относятся к ребенку, практически не ограничивают и не контролируют его. Взрослые всегда открыты для общения на равных, ребенку дается полная свобода и к нему проявляется безусловная любовь.

2. Авторитарный. Родители относятся к ребенку холодно и жестко контролируют его. Доверительного отношения данный стиль не предполагает. Ребенок должен четко соблюдать все правила, установленные родителями.

3. Гипоопека. Родители заняты своими делами и не обращают на детей никакого внимания. Если ребенку что-то нужно, то его просьба просто игнорируется. Дети в таких семьях растут сами по себе, им не с кем обсудить проблемы, что приводит к одиночеству. Не получая поддержки от семьи, ребенок начинает искать ее на стороне. Бывает, что родители в какой-то момент осознают свои ошибки и пытаются наверстать упущенное, но, к сожалению, уже поздно. Ребенок отдалился от семьи и не хочет делиться с ними своими достижениями.

4. Гиперопека. Ребенок получает от родителей все, что захочет. Он никогда на получает отказа. В результате человек привыкает во всем полагаться на семью, зная, что в случае чего ему помогут. Это приводит к несамостоятельности, неспособности принимать решения. Если с ребенком что-то происходит, то родители начинают еще сильнее опекать его и контролировать.

Со временем ситуация только усугубляется. Родители выбирают ребенку друзей, компанию для прогулок и так далее.

5. Жесткий. Родители в жесткой форме требуют точного и четкого выполнения всех их требований. Ребенок стремится угодить родителям и прикладывает максимум усилий, чтобы соответствовать их требованиям. Если что-то не получается, то он сильно страдает. Это один из самых деструктивных видов воспитания.

Принципы детско-родительских отношений

Выделяют следующие основные принципы:

  • равенства — дети и родители в семье имеют одинаковые права;
  • принятия — основывается на том, что люди прислушиваются друг к другу и стараются принимать объективные решения, даже если они не совсем совпадают с их мнением;
  • совместного развития детей и родителей;
  • понимания — родители всегда пытаются посмотреть на ситуацию глазами ребенка и понять его мотивацию, такой подход способствует укреплению семьи;
  • дружбы – дети и родители часто проводят вместе время как друзья и им это нравится;
  • общения — главную роль в воспитании играет общение родителей и детей, проговаривание сложных ситуаций, это укрепляет отношения внутри семьи.

Особенности воспитания в наши дни

Для многих современных родителей смысл воспитания заключается в том, чтобы обеспечить ребенку максимальное материальное благополучие. Такой подход воспитывает во многих детях лицемерие, алчность. Они проявляют усилия только в тех ситуациях, когда это может принести им финансовую выгоду. Девочки чаще перенимают такую модель поведения от матери, а мальчики – от отца.

Желание изменить отношения внутри семьи должно быть обоюдным и исходить от обеих сторон. Только в этом случае можно добиться нужных результатов. Многие современные родители думают, что их основной задачей является материальное обеспечение детей. А вопросы воспитания может взять на себя школа, спортивная секция, другие образовательные заведения или бабушки с дедушками. Это не так. Никто не может заменить ребенку родителей. Помните об этом!

Читать онлайн «Родители и дети. Психология взаимоотношений» – ЛитРес

Предисловие

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, когда Сирс в сотрудничестве с Холлом разработали опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы ХХ века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений. В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому российский читатель испытывает определенный дефицит информации по данной проблеме. Предлагаемая книга «Психология взаимоотношений родителей и детей» призвана в какой-то мере восполнить этот дефицит.

В книге отражены различные аспекты психологии детско-родительских отношений. В первой части рассматривается природа родительского отношения, подходы к его исследованию, раскрываются основные структурные компоненты и детерминанты родительского отношения. Вторая часть посвящена генезису родительского отношения от пренатального периода до подросткового периода. В третьей части рассматриваются возможные влияния родительского отношения на личностное и когнитивное развитие ребенка, а также на возникновение нарушений психического развития.

Над книгой работал коллектив в составе: М. В. Быкова – младший научный сотрудник лаборатории «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» ПИ РАО; С. Ю. Мещерякова. – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; И. А. Лужецкая – ассистент кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; О. В. Максименко – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Е. А. Савина – доктор психологических наук, доцент кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета; Е. О. Смирнова – доктор психологических наук, профессор, зав. лабораторией «Психология дошкольного возраста» ПИ РАО; О. Н. Павлова, психолог д/с № 68, г. Орла, Г. Г. Филиппова – доктор психологических наук; О. Б. Чарова – аспирант кафедры общей и возрастной психологии Орловского университета; Э. Г. Эйдемиллер – доктор медицинских наук, профессор, зав. курсом детско-подростковой психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. Авторы надеются, что данная книга окажется нужной и полезной для психологов и представителей смежных профессий, которые работают в области детско-родительских отношений.

Е. А. Савина, Е. О. Смирнова

Часть первая


Детско-родительские отношения: основные понятия и подходы

1. Родительские представления и установки

[1]
1.1. Определение понятий

Термин «родительские представления» является чрезвычайно широким и включает целый ряд разнообразных понятий, таких, как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка.

Родительские представления включают оценку того, что ребенок может или не может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся причинные объяснения детского поведения.

Родительские установки можно определить как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношения к элементам данной ситуации. Установки – это стереотипные правила поведения, которые могут выражаться в практических действиях, словах, жестах и т.  п. Действуя на основе своих сложившихся установок, родители как бы следуют готовым шаблонам.

Родительские представления происходят из нормативных, культурно заданных идей и ожиданий, а также из конкретной социально-психологической ситуации жизни родителей. Нет сомнения в том, что детские характеристики, такие, как пол, возраст, физическая привлекательность, и др. влияют на родительские представления. Однако такое влияние просто иллюстрирует наличие нормативных культурных представлений относительно пола, физической привлекательности ребенка и т. д. С другой стороны, исследования свидетельствуют, что родительские представления приспосабливаются к конкретному ребенку (точнее, к родительскому восприятию ребенка), если поведение ребенка отклоняется от нормы. В этом случае родители изменяют имеющиеся представления или конструируют новые.

По мере взросления ребенка родительские представления автоматизируются, стереотипизируются и становятся более доступными для актуализации. В этом смысле родительское поведение становится более прогнозируемым и лучше понимается ребенком, что уменьшает его стресс и обеспечивает ребенку некую модель для интерпретации каждодневных событий (McGillicuddy-De Lisi, 1985).

Исследования показывают, что родительские представления остаются относительно неизменными в течении достаточно длительного периода времени. В отдельных исследованиях указывается период в 3,5 года (Hock, Lindamood, 1981), в других – 8 лет (McNally, 1991).

По своему характеру родительские установки являются сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей. Например, это может быть конфликт между собственными представлениями о воспитании ребенка и советами родственников или между собственными представлениями родителей и требованиями общества. Амбивалентные представления чаще всего встречаются в таких областях, как степень родительского вмешательства в жизнь ребенка, зависимость ребенка или его автономия, баланс потребностей членов семьи. Наиболее компетентные и эффективные родители способны изменять свое поведение в соответствии с требованиями ситуации.

Родительские представления выполняют две взаимосвязанные функции: функцию интерпретации и прагматическую функцию (Rodrigo, Triana, 1996). Так, воспринимая конкретную ситуацию взаимодействия с ребенком, родитель интерпретирует ее, опираясь на собственные представления. Например, нарушение ребенком родительских норм может рассматриваться родителем как акт непослушания или, напротив, как попытка ребенка достичь независимости и автономии.

Прагматическая функция родительских представлений состоит в том, что они помогают родителям планировать свои воспитательные действия. Обе функции – интерпретации и прагматическая – взаимосвязаны. Например, когда родитель общается с ребенком, он нуждается в умственной репрезентации эпизода общения для того, чтобы понять его. Далее он прогнозирует, какие его действия наиболее подойдут для данной ситуации. Представления являются начальной точкой для принятия решений или для того, чтобы сделать вывод о ситуации (Rodrigo, Triana, 1996).

В родительских установках принято выделять три компонента: оценочный, когнитивный и интенциональный (Ajzen, Fishbein, 1980). Оценочный компонент – это оценка родителями объекта или ситуации воспитания. Когнитивный компонент состоит в системе знаний или идей, которые рассматриваются как достоверные и используются для построения стратегии и тактики воспитания ребенка (Sigel, 1985). Наконец, поведенческий компонент родительских установок заключается в намерении или интенции вести себя определенным образом по отношению к ребенку. Другими словами, это конкретная практика воспитания ребенка.

Кроме этих трех базовых компонентов установок, выделяют еще ценности родителей, восприятие ребенка родителем и восприятие родителями самих себя. Ценности часто используются как синоним установок, они рассматриваются как некая абстрактная воспитательная цель (например, воспитать счастливого ребенка). Восприятие ребенка (например, насколько труден ребенок) связано непосредственно с реакциями на его поведение. Наконец, важным является также то, как родители воспринимают себя в своей роли и свои отношения с ребенком.

Исследования показывают, что на характер установок по отношению к ребенку влияет социально-экономический статус родителей. Матери, принадлежащие к низкому социально-экономическому классу, отличаются дисциплинарной строгостью, чувствуют себя менее ответственными за детские проблемы по сравнению с матерями, принадлежащими к среднему классу. Матери, принадлежащие к среднему классу, имеют более позитивные установки по отношению к независимости детей (Sigel, 1985). Матери, принадлежащие к рабочему классу, поощряют у детей послушание, хорошие манеры и чаще используют принуждение по отношению к собственным детям (Kohn, 1963). По мнению Коха, это связано с тем, что для рабочих профессий характерны такие ценности, как подчинение авторитетам, способность следовать инструкции. Более высокий профессиональный уровень матерей обусловливает другие ценности, такие, как саморегуляция, инициативность и креативность.

 

Установки относительно воспитания также связаны с удовлетворенностью браком. Матери в счастливых браках показывают большую теплоту по отношению к детям, больше поощряют детей к независимости и меньше раздражаются по поводу негативного поведения детей (Goldberg, Easterbrooks, 1984).

1.2. Подходы к изучению родительских представлений и установок

Исследование родительских представлений началось в 60–70 годы в контексте изучения закономерностей межличностного познания.

Существует четыре теоретических подхода, в рамках которых исследуются родительские представления. В первом подходе родительские представления отождествляются с каузальными атрибуциями, которые опосредуют родительское поведение. Возникновение атрибуций связано с конкретной практикой воспитания ребенка и историей жизни самого родителя. Причинное объяснение детского поведения родителями определяет конкретные воспитательные практики. Например, выявлено: если матери полагают, что ребенок способен нести ответственность за свое негативное поведение, то они выбирают более строгие дисциплинарные техники (Dix, Gruesec, 1985).

В русле информационно-процессуального подхода родительские представления рассматриваются как медиатор, фильтрующий опыт взаимодействия с ребенком и результирующий определенные родительские стратегии. Миллс и Рубин (Mills, Rubin, 1990) описали информационно-процессуальную модель родительских представлений в отношении детской социальной компетентности. Согласно этой модели, родители устанавливают задачи социализации ребенка, которые определяют их воспитательные стратегии. Такое поведение родителей называют проактивным. Когда ребенок не отвечает задачам социализации, то используются реактивные стратегии. Родительское поведение определяется оценкой личности ребенка, качеством детско-родительских отношений, а также оценкой того, какие стратегии будут наиболее эффективными. Эмоциональные ответы родителей на поведение детей опосредуют связь представлений со стратегией. Родительские реакции на детское поведение зависят от того, насколько родитель уверен в детских умениях. Авторы утверждают, что изменения в родительских представлениях зависят от увеличивающегося знания родителей о ребенке. По мере взросления ребенка матери становятся все менее заинтересованы в дополнительной информации, и их поведение чаще всего опирается на те представления, которые сформировались в первые годы жизни ребенка. Таким образом, представления остаются достаточно стабильными во времени.

Третий подход, конструктивистский, в рамках которого родительские представления рассматриваются не как медиатор между факторами окружения и родительскими стратегиями, а как начальная точка для взаимодействия родителя и ребенка. Родительские представления о ребенке понимаются по аналогии с личностными конструктами Келли, которые берут свое начало в опыте человека и служат для того, чтобы управлять поведением человека. Основная идея этого подхода состоит в том, что родители самостоятельно конструируют собственные идеи о детстве, о развитии ребенка, о сущности воспитания, хотя и используют для этого различные источники (McGillicuddy-De Lisi, 1980).

Наконец, четвертый подход, транзактный, акцентирует роль культуры как источника родительских представлений (Valsiner, 1989; Palacios, 1990). Палисиос (Palacios, 1990) выделяет традиционный, современный и парадоксальный типы родителей в зависимости от их образа жизни. Традиционный характерен для сельских жителей с низким уровнем образования, пессимистическими ожиданиями и минимальной верой в возможность повлиять на развитие ребенка. Для современного типа родителей характерны высокий образовательный ценз, вера в возможность повлиять на развитие ребенка. Современный тип родителей преобладает в городской местности. Для родителей парадоксального типа характерен средний и ниже среднего образовательный уровень, они не рассматривают себя в качестве главной фигуры в развитии ребенка, а верят, скорее, в детерминизм среды.

В транзактном подходе культура рассматривается в качестве регулирующего контекста семейной системы. Семейные ритуалы и традиции образуют семейный культурный код, который регулирует взаимодействие между членами семьи. Родительские представления рассматриваются как часть семейного кода (Sameroff, Fiese, 1992). Согласно транзактному подходу, родительские представления – достаточно статичные феномены и мало подвержены изменениям.

1.
3. Виды родительских представлений

Существует несколько классификаций родительских представлений. Так, выделяют описательные и инструментальные представления. Описательные включают знание о том, как дети развиваются или как родители влияют на детей (например, «Большинство детей должно самостоятельно ходить в туалет к 15 месяцам»). Другой вид представлений – это инструментальные, то есть представления о способах, которыми родители достигают частных воспитательных целей (например, «Я считаю, что физическое наказание – лучший способ дисциплины»). Исследователи обнаружили около 5000 таких родительских идей.

Сигел (Sigel, 1985) различает глобальные представления и представления-праксис. Первые содержат знание о фактах, связанных с развитием ребенка и его воспитанием (декларативное знание), вторые содержат знание о том, как выполнять те или иные действия по отношению к ребенку (процедурное знание). Чрезвычайно важным является вопрос о связи представлений и установок с реальным поведением родителей. Однако исследование такой связи встречает определенные трудности, так как реальное родительское поведение детерминировано многими факторами, а не только представлениями или установками.

Показано, что глобальные представления или установки не обнаруживают прямой связи с поведением родителей. Реализация таких глобальных представлений в поведении опосредована конкретными установками и самим контекстом поведения. Например, родитель может иметь позитивные установки относительно физического наказания ребенка и одновременно конкретные представления о том, когда шлепать ребенка наиболее приемлемо. Вдобавок, если контекст ситуации не является подходящим для физического наказания ребенка (например, присутствие других людей), то родитель может сдерживать такое поведение.

Представления-праксис, то есть знание о том, как надо действовать, непосредственно связаны с конкретным поведением индивида. Например, родители могут считать, что когнитивное развитие ребенка – это функция его окружения (глобальное представление). Но родители также могут полагать, что лучший способ обучения ребенка – это его ободрение (представление-праксис).

Многие исследователи выделяют два типа глобальных родительских представлений: средовые и конструктивистские. Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение – результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Родительская дисциплина чрезвычайно важна, в то время как ребенок лишь пассивно моделируется в воспитании. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка – результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок – активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды. Дети должны понимать нормы, чтобы следовать им, а развитие у них самоконтроля должно быть целью родительской практики (Palacios, 1990; McGilicuddy-Delisi, 1985; Rodtrgo, Triana,1996).

Родриго и Триана (Rodrigo, Triana, 1996) описали следующие образы родителей и воспитательные цели родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями (таблица 1).

Таблица 1.1. Образы родителей и воспитательные цели у родителей с конструктивистскими и средовыми представлениями

1.4. Качество родительских установок и позиций

А. С. Спиваковская (Спиваковская, 1988) вводит понятие «родительская позиция», понимая под этим совокупность родительских установок. Родительская позиция – это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит прежде всего от соотношений между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями. Родительские позиции как совокупность установок родителей во взаимодействии с ребенком существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

А. С. Спиваковская считает, что родительская позиция обладает качествами адекватности, динамичности и прогностичности.

Адекватная позиция– это наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитания на основе такой оценки. При неадекватной позиции родители как бы не видят своего ребенка, воспринимают его искаженно, не различают его реальных и приписываемых ему качеств. Распространены ошибочные оценки умственного развития, переоценка способностей и указание на мнимое отставание в интеллектуальном развитии, недооценка эмоциональных переживаний детей, игнорирование реальных и закономерных трудностей ребенка при подчеркивании странностей его поведения. Иногда неадекватное родительское поведение приобретает характер тотального неприятия личности ребенка. Неадекватное представление о ребенке, приписывание ему незрелости, слабости, роли «маленького», «младшенького», навязывание представления о беспомощности, зависимости, невозможности существования без матери определяется как «инфантилизация». Другой вид искаженного видения ребенка – инвалидизация – состоит в недооценке психофизических данных ребенка, приписывании ему болезненности. Социальная инвалидизация заключается в обесценивании точки зрения ребенка, его планов, намерений, интересов, приписывание ему социальной несостоятельности, дурных наклонностей, социальной малоуспешности.

Качество динамичности отражает степень подвижности родительских позиций, способность к изменениям форм и способов взаимодействия с детьми. Ригидная позиция – это выработанные в семье способы воздействия, которые годами применяются по отношению к уже изменившимся детям. Форма взаимодействия с ребенком в этом случае не зависит от ситуации и его возраста. Это относится к формам наказания, контроля за поведением, использованию речевых штампов.

Под прогностичностью позиции понимается способность родителей к предвидению перспектив дальнейшего развития ребенка и построению взаимодействия с ним с учетом такого предвидения.

В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительских позиций по одному или по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции в таких семьях неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся чрезмерно устойчивыми, неизменными и непрогностичными.

Родительская позиция может быть осознаваемой, когда отношения и взаимодействие с ребенком отрефлексированы родителем, или неосознаваемой, когда взаимодействие родителя с ребенком подчинено влиянию неосознаваемой мотивации родителя.

Итак, родительские представления или установки – это сложный социально-психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Представления и установки являются культурно обусловленными и, как правило, мало изменяются по мере взросления ребенка. Они образуют тот фундамент, на котором строится реальное поведение родителей, хотя реализация этих установок в поведении родителя опосредована многими объективными и субъективными факторами. Выделяют глобальные представления, которые являются общим знанием о развитии и воспитании ребенка, и представления-праксис, которые непосредственно связаны с практикой воспитания ребенка. Родительские представления обладают качеством адекватности, динамичности и прогностичности.

Воспитание: 12 исследований, которые должен знать каждый родитель

Советы для родителей — это непроходимый лабиринт правил и запретов, но эти исследования содержат научные советы о том, как лучше всего воспитывать детей и быть родителями.

Одна из многих причин, по которой воспитание детей — это невыполнимая работа, заключается в том, что все дают вам советы, и большая часть из них — чепуха.

Честно говоря, удивительно, что мы все зашли так далеко.

Итак, вопреки тенденции случайных анекдотов и суеверий, вот двенадцать психологических исследований о воспитании детей, которые должен знать каждый родитель.

1. Родители счастливее тех, у кого нет родителей

Сначала хорошие новости для тех, кто беспокоится о бремени воспитания.

В последние годы некоторые исследования показали, что радость от воспитания детей перевешивает боль.

«Ха!» сказали родители себе, тайно: «Я знал это!»

Однако не так быстро: исследования показали, что в среднем родители каждый день чувствуют себя лучше, чем те, кто не является родителями, и получают от воспитания больше удовольствия, чем от других занятий (Nelson et al. , 2013).

Отцы, в частности, получают высокий уровень положительных эмоций и счастья от воспитания детей.

2. Ориентированное на ребенка воспитание того стоит

Подчеркивая радость воспитания, исследования показывают, что отношение, ориентированное на ребенка, полезно.

Исследование Ashton-James et al. (2013) обнаружили, что родители, которые были наиболее ориентированы на ребенка, также были счастливее и получали больший смысл в жизни от воспитания детей.

Выполнение действий по уходу за детьми было связано с большим смыслом и меньшим количеством негативных чувств.

«Эти результаты показывают, что чем больше заботы и внимания люди уделяют другим, тем больше счастья и смысла они испытывают.

С этой точки зрения, чем больше родители заинтересованы в благополучии своих детей, то есть чем больше родители «ориентированы на ребенка», тем больше счастья и смысла они получат от воспитания». (Ashton-James et al., 2013)

То, что хорошо для ваших детей, хорошо и для вас, и для ваших родителей.

3. Хорошее воспитание предполагает поддержку выражения эмоций

Родители, которые поощряют своих детей выражать свои эмоции, воспитывают более счастливых детей, показывают исследования (McKee et al., 2019).

Когда родители поддерживают эмоциональное выражение, молодые люди меньше испытывают депрессию и тревогу.

Они также более внимательны, способны лучше регулировать свое внимание и более открыты и принимают себя и мир.

Детям необходима «эмоциональная социализация»: способность понимать собственные эмоции и справляться с ними.

Основные родительские навыки, позволяющие достичь этого, включают умение слушать, утешать и помогать детям решать проблемы.

4. Воспитание на вертолете может быть угнетающим. особенно когда дети выросли.

Шиффрин и др. (2013) опросили 297 студентов бакалавриата о поведении их родителей и о том, как они к этому относятся.

Исследование выявило связь между «вертолетным воспитанием» и более высоким уровнем депрессии среди учащихся, а также более низким уровнем автономии, родственности и компетентности.

«Родителям следует помнить о том, насколько уместно их участие в развитии, и научиться корректировать свой стиль воспитания, когда их дети чувствуют, что они зависают слишком близко». (Schiffrin et al., 2013)

Другие исследования также показали, что воспитание на вертолете воспитывает неприспособленных детей.

5. Избегайте строгой дисциплины

Около 90 процентов американских родителей хотя бы раз признают, что применяли строгую словесную дисциплину к своим детям, например, обзывали их или ругали их.

Вместо того, чтобы держать подростков в узде, имейте в виду, что это может только усугубить проблему.

Исследование 967 семей в США и их родителей показало, что суровые словесные наказания в 13-летнем возрасте предсказывают ухудшение поведения в следующем году (Wang et al., 2013).

И это не помогло, если у родителей была сильная связь со своими детьми.

Ведущий автор исследования Минг-Те Ванг объяснил:

«Представление о том, что суровая дисциплина не имеет последствий, если есть сильная связь между родителями и детьми, что подросток поймет, что «они делают это, потому что любят меня» — вводит в заблуждение, потому что теплота родителей не уменьшила последствий суровой словесной дисциплины.

Действительно, суровая словесная дисциплина вредна при любых обстоятельствах.

Исследования также показывают, что суровые методы воспитания, когда дети маленькие, связаны с меньшими структурами мозга в подростковом возрасте.

6. Регулярное время отхода ко сну имеет жизненно важное значение для воспитания детей

Регулярное время отхода ко сну действительно важно для развития мозга детей, показывают исследования родителей.

Исследователи наблюдали за 11 000 детей в возрасте от 3 до 7 лет, чтобы измерить влияние времени отхода ко сну на когнитивные функции (Kelly et al., 2013).

Исследователи обнаружили, что:

«…нерегулярное время отхода ко сну в возрасте 3 лет было связано с более низкими показателями по чтению, математике и пространственному восприятию как у мальчиков, так и у девочек, предполагая, что примерно в возрасте 3 лет может быть чувствительный период для познавательного развития».

Регулярное время отхода ко сну важно как для мальчиков, так и для девочек, и чем раньше это можно сделать, тем лучше для когнитивных функций.

7. Выполняйте работу по дому вместе

Воспитывать счастливых детей легче, если отношения мамы и папы не слишком натянуты.

Яблоком раздора между родителями часто являются домашние дела.

Уловка для достижения семейного удовлетворения от работы по дому состоит в том, чтобы делать ее вместе.

Когда партнеры выполняют свои обязанности одновременно, независимо от того, кто чем занимается, оба человека более удовлетворены разделением труда (Галован и др., 2013).

Привлечение детей к работе по дому также является положительным шагом для родителей.

8. Хорошее воспитание означает позволять детям видеть отрицательные эмоции

Удивительно, но, как показывают исследования, правильное воспитание позволяет детям видеть такие негативные эмоции, как гнев и разочарование (Karnilowicz et al., 2018).

Однако многие родители стараются скрыть от детей все конфликты.

Однако дети часто понимают, когда их родители пытаются скрыть конфликт, и это сбивает их с толку.

Они знают, что что-то не так, но не видят изменений в поведении своих родителей, что сбивает их с толку.

Лучше, говорят психологи, дать детям увидеть здоровый конфликт и то, как он разрешается — это хорошее воспитание.

9. Ограничьте просмотр телевизора младенцами

Американская академия педиатрии рекомендует детям смотреть телевизор не более двух часов в день после двухлетнего возраста и не смотреть телевизор до этого возраста.

И вот почему: исследование, в котором приняли участие почти 2000 канадских детей с самого рождения, показало, что дополнительный час просмотра телевизора в возрасте 2,5 лет предсказывал ухудшение успеваемости позже, когда они посещали детский сад (Pagani et al., 2013).

Чем больше дети перевыполняли эту рекомендацию в возрасте 2,5 лет, тем хуже были их словарный запас, математические и моторные навыки в возрасте 5 лет.

10. Упражнения повышают успеваемость детей в школе

Дети все чаще ведут малоподвижный образ жизни, и, как я часто пишу здесь в PsyBlog, упражнения — это прекрасный способ повысить умственную активность, и у них есть много других преимуществ.

Исследование, проведенное среди 11-летних детей, показало, что умеренные или интенсивные упражнения связаны с повышением успеваемости по английскому языку, математике и естественным наукам (Booth et al., 2013).

Эти успехи от физических упражнений также были замечены на экзаменах, сданных в 16-летнем возрасте.

Интересно, что на научные результаты девочек больше всего повлияли дополнительные упражнения.

11. Интенсивное материнство вызывает стресс у родителей

Некоторые женщины говорят, что выполнение родительских обязанностей вызывает больше стресса, чем работа.

Между воспитанием детей, стрессом и чувством вины существует тесная связь.

Как мы можем согласовать это с отчетами и результатами исследований о том, что дети наполняют вашу жизнь радостью и смыслом?

Возможно, это связано с разным отношением к воспитанию детей.

В частности, быть «интенсивной матерью» может быть плохо для вас.

В своем исследовании 181 матери детей в возрасте до 5 лет Rizzo et al. (2012) обнаружили, что матери, которые наиболее решительно поддерживали идею о том, что дети священны и что женщины являются лучшими родителями, чем мужчины, чаще страдали депрессией и испытывали меньше удовлетворения жизнью.

Да, воспитывайте своих детей, но не жертвуйте своим психическим здоровьем.

12. Почему братья и сестры такие разные

Любой, у кого более одного ребенка, заметит любопытную вещь: их характеры часто очень разные.

На самом деле, согласно исследованию Пломина и Дэниелса (1987), у братьев и сестер не больше общего в характерах, чем у двух совершенно незнакомых друг другу людей.

Это очень странно, учитывая, что 50 процентов их генетического кода идентичны.

Ответ вовсе не в генах, а в среде, в которой растут дети.

У каждого ребенка далеко не одинаковая среда:

  • разные отношения с родителями,
  • другие отношения с другими братьями и сестрами,
  • другие друзья и опыт в школе…

…и так далее.

И все эти различия складываются в довольно заметные различия между братьями и сестрами — часто такие, что если бы они не были похожи, вы бы никогда не узнали, что они родственники.

Все это, конечно, означает, что из-за того, что их характеры часто очень разные, стратегии воспитания, которые работают с одним ребенком, могут не работать с другим.

Это еще один вызов для родителей!

.

Родители и воспитание детей | АПС

темы психологии

Родители играют важную роль в воспитании детей, создавая среду и отношения, способствующие их здоровью и развитию.

Родители принимают решения о том, что правильно для их детей и семей, исходя из их уникальных ценностей, обстоятельств и образа жизни.

Родители воспитывают детей не в вакууме, более широкая социальная политика и отношение напрямую влияют на способность родителей делать выбор, отвечающий наилучшим интересам их детей и семьи.

Точная информация о здоровье и развитии ребенка, конструктивная политика и поддержка семьи и сообщества помогают родителям принимать более правильные решения в отношении своих детей. Есть много способов быть хорошим родителем.

Ключевые моменты

  • Быть родителем может принести огромную радость и удовлетворение, но сам переход к родительству и воспитанию может быть одним из самых напряженных этапов жизни.
  • Многие родители считают, что постоянные требования повседневной жизни вызывают стресс, в том числе баланс между работой и семейными требованиями или отношениями и финансовыми трудностями.
  • Любые значительные изменения в семье, такие как появление нового ребенка или переезд, могут вызвать стресс (а также повысить устойчивость). Потеря работы или разрыв отношений могут быть особенно стрессовыми для семьи.
  • Многие факторы влияют на наш родительский опыт. Это может включать наличие, доступность и качество ухода за детьми, тип сообществ, в которых мы живем, а также гибкость и условия, которые у нас есть на рабочем месте (например, доступ к отпуску по уходу за ребенком, гибкий график работы и постоянная работа).
  • Жизнь в бедности может привести к тому, что взрослые будут слишком напряжены, чтобы быть хорошими родителями. Родители-одиночки, в частности, сталкиваются с проблемами воспитания детей в одиночку, наряду с меньшей финансовой стабильностью, меньшей социальной поддержкой и часто большим количеством стигмы и осуждения.
  • Дискриминация остается проблемой для однополых родителей. Тем не менее исследования показывают, что для детей важнее всего качество родительских отношений, а не структура семьи 90 170
  • Бабушки и дедушки все чаще берут на себя ответственность за своих внуков посредством формальных и неформальных договоренностей, которые могут усложнить отношения.

Обращение за помощью

Если вы чувствуете, что стресс и тревога, связанные с воспитанием детей, мешают вам получать удовольствие от жизни, вам может помочь психолог. Психологи — это высококвалифицированные и квалифицированные специалисты, обладающие навыками эффективного лечения целого ряда проблем психического здоровья. Психолог может помочь вам определить и устранить факторы, которые могут способствовать вашему стрессу.

Психолог также может посоветовать вам другие ресурсы, которые помогут вам чувствовать себя более уверенно, такие как группы поддержки, книги и курсы.

Если ваш врач общей практики направил вас к психологу, вы можете иметь право на льготу Medicare. Подробности узнайте у своего психолога или врача общей практики.

Есть несколько способов получить доступ к психологу. Вы можете:

  • воспользоваться общеавстралийским справочником Find A Psychologist TM или позвонить по телефону 1800 333 497
  • попросите своего врача общей практики или другого медицинского работника направить вас.

Воспитание после разлуки

Информационный лист с советами для родителей о том, как сделать разлуку менее стрессовой для всех заинтересованных сторон, особенно для детей.

Воспитание после разлуки в контексте семейного насилия

Информационный лист с советами для родителей о том, как заботиться о потребностях своих детей в контексте расставания с партнером, применившим насилие.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts