Детская психология 10 лет мальчик: Развитие ребенка от 9 до 10 лет: что нужно знать маме

Содержание

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы психолога

Двоечники и не желающие учиться дети были во все времена и во всех поколениях. Ну, не каждому дано быть вундеркиндом с IQ = 210 (как кореец Ким Унг Йонг), или отличником, как А. Грибоедов, Д. Менделеев, М. Ломоносов.

Интересно, что среди знаменитых людей двоечников все же больше: А. Пушкин, Л. Бетховен, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Т. Эдисон… Да, у них впоследствии получилось раскрыть свои таланты и пробиться вперед. Но есть тысячи способных людей, которые так и не смогли реализовать себя, удовлетворившись посредственной ролью в жизни.

Раскрыть талант ребенка, заинтересовать учебой — задача не из легких. Дети учатся тем успешнее, чем интереснее им учебный процесс.

Что же делать, если ребенок не хочет учиться? Как пробудить в нем интерес и не отбить совсем желание ходить в школу? Ответ на этот вопрос знает кандидат психологических наук, доцент Института психологии БГПУ Светлана Месникович.

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?

Младшие школьники

1 класс

Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, — низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:

  • мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
  • интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
  • коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
  • эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).

Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько).

Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.

Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:

1. Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»

Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей)  научиться составлять план, выделять главную мысль,  работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.

2. Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).

Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.

Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.

  • Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
  • Упражнение-игра «Назови одним словом»: дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
  • Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) –
    упражнение-игра «Третий подходящий»
    . На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй — удочка и собачка. Что подберемОпыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители — неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти  общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ — собачка.
  • Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р».
    Сначала без учета времени, потом – на время.

3. Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.

Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.

Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.

Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.

Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.

Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки.

Поощряйте успешные действия и решения!

Создание ситуации успеха — лучший способ повысить мотивацию!

Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?

Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик».

Взрослый — детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».

Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.

Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.

Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».

Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?

Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?

2–4 класс

Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.

Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.

Причинами снижения мотивации могут быть:

  • непонимание учебного материала по отдельным предметам,
  • скука («все ясно»),
  • негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
  • неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).

Рекомендации: родители, найдите способ установить доверительное общение с ребенком.  Только найдя причину, почему ребенок не хочет учиться, вы поймете, как ему помочь.

Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.

А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?

Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно — за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.

Что делать, если ребенку скучно на уроках:

  1. Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
  2. Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
  3. Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий — план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.

Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?

Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.

Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?

Режим дня

Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок.

При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время.

Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.

Школьники средних классов

5–9 классы

Причины
, по которым подросток не хочет учиться:

  • чувство взрослости,
  • сепарация (отделение) от взрослых (родителей, учителей),
  • важность мнения сверстников.

Приемы, которые применяли раньше, не работают! Подростки ищут самоутверждения и общения, на этом и нужно строить систему мотивации.

Нередко можно услышать от родителей, что неглупый и способный ребенок, который показывал хорошие результаты в младшей школе, в средних классах стал учиться хуже, чем мог бы.

В одной из школ Октябрьского района Минска было проведено анкетирование шестиклассников. На вопрос, зачем нужно хорошо учиться, школьники ответили так (ответы даны в порядке убывания популярности):

  1. чтобы получить хорошее образование,
  2. чтобы получать хорошие оценки,
  3. чтобы получить аттестат,
  4. чтобы иметь в будущем хорошую работу,
  5. чтобы поступить в вуз (колледж) и приобрести желаемую профессию,
  6. чтобы узнавать новое, неизвестное,
  7. чтобы стать состоявшимся человеком,
  8. чтобы вместе с друзьями получать новые знания.

Лишь единицы написали, что домашние задания для них интересны, или что они любят такой-то предмет, или что учитель такой-то увлекательно преподает материал.

Результаты опроса показали, что подростки в большинстве своем осознают общественную важность учебы и четко видят отдаленную перспективу (поступление, выбор профессии).

Причины, по которым подросток не хочет учиться (по убыванию популярности):

  • мешают увлечения помимо учебы (на школу не хватает времени),
  • стало неинтересно («Как раньше учиться не хочу, а как хочу – не знаю»),
  • не хочется рано вставать на занятия,
  • лень либо усталость,
  • сложно усваивать учебный материал,
  • взрослые слишком давят, заставляя учиться,
  • низкие отметки отбивают охоту что-либо делать,
  • домашние задания воспринимаются как рутина («Зачем писать в тетради, если разумнее было бы набрать на компьютере?»).

Рекомендации родителям, чьи дети слишком много времени тратят на внешкольные интересы («некогда учиться»):

  • вместе формулируйте цели (и учите распределять внимание между несколькими целями),
  • учите расставлять приоритеты, достигая цели в разумной последовательности
  • учите ребенка организовывать свое время,
  • помогайте вырабатывать силу воли.

Рекомендации родителям, чьи дети демонстрируют полное отсутствие интересов:

  • дайте знать подростку, что вы обеспокоены ситуацией,
  • расскажите о похожей ситуации в своей жизни и предложите помощь,
  • содействуйте его загруженности в течение дня, поручите ему ряд обязанностей (но не переусердствуйте).

Такие причины, как лень, усталость, нежелание рано просыпаться обусловлены психофизиологической перестройкой организма либо нерациональным распределением энергии. В пубертатном возрасте нередко происходит чередование периодов активности с усталостью, снижением работоспособности.

Научите подростка рационально организовывать режим дня, расскажите об особенностях пубертатного периода.

Сложность усвоения учебного материала вызвана существенными возрастными изменениями в умственном развитии школьников. Учителям крайне важно практиковать индивидуальный подход к ученикам средних классов, добиваясь усвоения материала.

Чрезмерный контроль со стороны взрослых, предвзятость учителя, нежелание увидеть потенциал отстающего ученика, «бессмысленные» домашние задания — все это говорит о проблемах с доверием между взрослыми и подростком, неадекватности поощрений и наказаний, а также о необходимости чаще давать творческие, неординарные задания, через которые ребенок учится добывать знания и сможет выразить свою индивидуальность.

Общие рекомендации родителям подростков:

  • показывайте ребенку свое позитивное отношение к школе, без чтения моралей и нотаций,
  • поощряйте самостоятельность и самоорганизацию, стимулируйте самоконтроль,
  • помогите ребенку увидеть себя успешной личностью,
  • не перегибайте палку в поощрениях и наказаниях,
  • научите подростка адекватно реагировать на неудачи,
  • будьте примером в стремлении учиться и развиваться.

Старшеклассники

10–11 классы

Старшеклассники в первую очередь интересуются предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии, самоопределения.

Причины снижения мотивации:

  • страх перед будущим,
  • давление родителей на жизненный выбор школьника.

Рекомендации родителям:

  • поддержать старшеклассника в его собственном выборе, даже если вы на его месте сделали бы по-другому.

Чего делать нельзя?

Вы однозначно навредите своему ребенку, если будете:

  1. Заставлять учиться угрозами, запугиванием, внушением чувства вины,
  2. Высмеивать его, сравнивать с другими детьми,
  3. Требовать от него совершенства и безупречности.

Никогда не опускайте руки!

Всегда верьте в своего ребенка. Даже если он не родился вундеркиндом, в ваших силах помочь ему реализовать его потенциал.

Вспоминайте мать Томаса Эдисона: когда ее глуховатого гиперактивного сына отчислили из школы за хроническую неуспеваемость, она помогла ему увидеть себя самодостаточным человеком, отказавшись принять клеймо умственно отсталого. Ее многолетние усилия и вера в собственного ребенка, любовь и принятие его таким, как есть, принесли удивительные плоды.

Тот, на ком в детстве общество поставило крест, впоследствии получил 1093 патента на свои изобретения в США и еще около трех тысяч патентов других стран мира; стал обладателем высшей американской награды — Золотой медали Конгресса. Томас Эдисон вошел в число самых уважаемых ученых умов мира, принеся человечеству изобретения, которыми пользуются во всех концах планеты.

Кем станет ваш ребенок? Помогите ему поверить в свои силы!

Первый раз в пятый класс. Шпаргалка для родителей пятиклашки

Как бороться с ленью ребёнка: практические рекомендации для заботливых родителей

<<Лид>>

Что такое лень

Толковый словарь В.И. Даля определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Учёный явно не питал любви к лени и считал её пороком.

Биологи дают более нейтральное определение, называя лень чрезмерной реализацией принципа сохранения жизненной энергии. А историки-антропологи считают лень одной из причин научно-технического прогресса.

С точки зрения психологии, лень — это лишь симптом, а мотивы нежелания действовать лежат глубже. Лень даже подразделяют на несколько видов в зависимости от причины возникновения: недостатка мотивации, психофизиологических особенностей человека, банальной усталости.

Лень у ребёнка


Часто родители жалуются на своих детей, что они ленивые, и каждый вкладывает в это понятие что-то своё: не хочет учиться и выполнять домашние задания, не занимается спортом, не читает книги, не помогает с домашними делами и мытьём посуды, откладывает дела на потом. Многие родители не пытаются разобраться в ситуации и считают, что в плохих оценках и неубранной комнате виновата детская лень. Однако не стоит забывать, что дети по природе очень активные и любознательные, поэтому не ищите способы, как бороться с ленью, а постарайтесь выяснить её причины.

Как распознать лень

В противоборстве с ленью действует то же правило, что и в борьбе с любым недугом: чтобы правильно подобрать лечение, нужно сначала его диагностировать. Прежде чем приводить разные «рецепты против лени», озвучим два правила её распознания.

1. Учитывать возраст, прежде чем начинать бороться с ленью у ребёнка. С 7 до 12 лет нежелание учиться может быть вызвано банальным отсутствием привычки или рассеянностью. С 12 до 16 лет лень чаще всего имеет под собой психологические причины: неуверенность в себе, отсутствие мотивации.


2. Разговаривать с ребёнком. Включите режим активного слушания и расспросите ребёнка, почему он откладывает или отказывается выполнять какое-то дело. Внимательно отнеситесь к его словам и рассуждениям, покажите, что вы искренне интересуетесь его жизнью.

От лени нет целебной пилюли, которую можно «назначить» ребёнку и забыть о проблеме. Борьба с ленью у подростка особенно требует времени, так что не ждите быстрых результатов. Но игра стоит свеч.

<<Лидген для статьи>>

Частые причины детской лени

Усталость

У сегодняшнего школьника день расписан буквально по минутам — онлайн-занятия, тренировки, кружки по интересам, общение с друзьями и так далее. Чем старше ученик, тем плотнее расписание, которое может стать причиной лени у подростка. Если вы видите, что ребёнок с неохотой берётся за новый курс по языкам или дополнительные задания от репетитора, подумайте, не слишком ли он перегружен?

В расписании ребёнка, сколько лет бы ему ни было и какими разносторонними не были его интересы, обязательно должно быть время на отдых. Причём на тот отдых, который нравится именно ему. Даже если подросток просто лежит на диване, не стоит укорять его, выгонять на улицу или заставлять читать книгу.

Источник: freepik.com / @photoroyalty
Решение

Вот как бороться с ленью школьника, вызванной загруженностью:

  • Понаблюдайте за графиком ребёнка в течение нескольких дней. Хватает ли у него времени на отдых? Если нет, расписание следует пересмотреть.
  • Приведите в порядок режим сна и отдыха. Для правильного развития ребёнку 8-13 лет необходимо не менее девяти часов сна, а подростку 14-18 лет — не менее восьми. Важны также здоровое питание и прогулки на свежем воздухе (хотя бы по часу в день). Если эти условия не соблюдаются, организм может отреагировать в виде лени и апатии.
  • Помогите подростку организовать свой день. Научите его вести ежедневник, составлять списки дел, расставлять приоритеты. В старшем школьном возрасте можно внедрять и более сложные инструменты тайм-менеджмента: стратегическое планирование, приложения для подсчёта времени и повышения эффективности.

Слабая сила воли

Эта причина лени у детей характерна для младшего и среднего школьного возраста. Особенно если ребёнка не приучали трудиться, не привлекали к работе по дому или выполнению поручений. Из подростков, за которыми всё делают взрослые, к сожалению, нередко вырастают паразитические личности.

Профессор Стэнфорда Келли Макгонигал сравнивает силу воли с мышцей. А развивать мышцы помогают только регулярные тренировки, одного желания здесь мало.

Источник: freepik.com / @serhii_bobyk
Решение
  • Не оскорбляйте и не высмеивайте ребёнка. Если постоянно называть подростка лодырем, он охотно будет следовать этой роли. Вспоминаем про мышцы: спортсмены постоянно тренируются, а не занимаются самобичеванием.
  • Предложите ребёнку заняться спортом. Спорт прокачивает привычку преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей. Важно выбрать вид спорта, который будет по душе и по силам.
  • Создавайте привычки. Делать что-то регулярно — ещё один способ тренировки и укрепления той самой «мышцы силы воли». Не стоит сразу агитировать ребёнка бегать по утрам — начинайте с маленьких простых привычек. Например, пять минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка в комнате. Главное — не продолжительность, а регулярность в борьбе с ленью.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка. Среди детей, так же как и среди взрослых, есть совы и жаворонки, сангвиники и флегматики. Холерику, например, трудно заниматься кропотливой работой, а сове тяжело воспринимать новый материал по утрам. Постарайтесь направить особенности биоритмов и темперамента вашего ребёнка ему во благо.
  • Составьте индивидуальный план развития силы воли у ленивого подростка. Только обязательно вместе с ребёнком. Ведь речь идёт о его силе и его воле. Как и с тайм-менеджментом, инструменты нужно подбирать по возрасту.
«Ничем в мире нельзя заменить упорство. Его не может заменить талант — никого не встретишь так часто, как талантливого неудачника. Его не может заменить гениальность — непризнанные гении почти вошли в пословицу. Одного образования тоже недостаточно — мир полон образованных изгоев. Только упорство и решимость всесильны. Фраза „работай дальше“ была и остаётся решением всех проблем человеческой расы».
Калвин Кулидж, 30-й президент США

Отсутствие мотивации

Ни тайм-менеджмент, ни самый правильный режим не поможет, если человеку не нравится то, что он делает. Мотивация — ключ к успеху человека в любом деле, и на её уровень можно повлиять.

Решение
  • Помогите ребёнку сфокусироваться на том, что ему интересно. Поговорите по душам и внимательно выслушайте, а затем подумайте, как привести образование ребёнка в соответствие его интересами. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть индивидуальные маршруты обучения: математический, физико-математический, технологический, и другие. В них обучающийся может глубже погрузиться в те предметы, в которых чувствует себя как рыба в воде. А выбрать профиль, соответствующий увлечениям и способностям ребёнка, помогает тьютор. Это специалист в области профориентации и построения ресурсных карт. Когда ребёнок занимается тем, в чём он успешен и что ему нравится, у него формируются «зоны успеха», которые уравновешивают нелюбовь к некоторым предметам, и это помогает бороться с ленью у подростка.
  • Если ребёнок ленится учиться, объясните важность разностороннего образования. Зоны успеха — это замечательно, но ЕГЭ по математике для гуманитариев никто не отменял. Хотя бы на базовом уровне, но эту науку нужно освоить всем. Подростки порой воспринимают образование слишком буквально: «Если я уже решил, что буду заниматься музыкой, зачем мне уметь решать уравнения?». Важно объяснить значение и пользу нелюбимого предмета. Запастись аргументами в пользу той или иной дисциплины можно в видеолекциях TED.
  • Приводите правильные примеры. Этот способ хорошо подходит для ленивых подростков, у которых из-за проблем со сверстниками, влюблённостей и прочих переживаний мотивация к учёбе может пропасть вообще. Тинейджеры любят истории успеха и восхищаются людьми, сумевшими многого добиться в своей области. Например, гений инженерной мысли Илон Маск, несмотря на свою занятость, постоянно посвящает время самообразованию и чтению книг. Популярная актриса Эмма Уотсон приостановила свою актёрскую карьеру для того, чтобы окончить университет. Миллиардер Ричард Брэнсон называет ежедневное чтение книг лучшей инвестицией в себя. Покажите на биографиях популярных людей, что любовь к знаниям и саморазвитию — непременный спутник успеха.


Страх неудачи

Иногда за ленью подростка скрывается страх неудачи: ребёнок боится проиграть, не справиться и предпочитает просто ничего не делать. Привычка «закапывать голову в песок» будет с годами приносить всё больше проблем, поэтому от неё нужно срочно избавляться.

Источник: freepik.com
Решение
  • Заручитесь поддержкой авторитетного для ребёнка человека. Если для школьника 10-12 лет вы всё ещё самый мудрый и знающий, то на подростка 13-16 лет часто большее влияние оказывают старшие братья и сёстры, взрослые друзья, вожатые в лагере. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» на помощь приходят наставники. Как правило, это студенты и недавние выпускники вузов, которые постоянно взаимодействуют с детьми. Нередко наставники становятся друзьями и примером для подражания. Поддержка, искренняя похвала и интерес со стороны такого человека помогут поднять самооценку ребёнка и справиться с его ленью.
  • Поговорите с психологом. Специалист поможет разобраться в причинах прокрастинации и эффективно бороться с ленью подростка. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» тоже есть свой психолог, который может помочь ребёнку проанализировать и оптимизировать свой учебный процесс.
  • Поддерживайте ребёнка. Внимание родителя ничто не заменит. Как бы вы ни были заняты работой, обязательно находите пару часов на общение с ребёнком, искренне интересуйтесь его успехами и внимательно слушайте его рассказы.
  • Расскажите о пользе неудач. Вся человеческая история подсказывает: успеха добиваются не те, кто меньше всего ошибается, а те, кто не боится ошибок и учится на них.
«Успех — это способность идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма», сэр Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

Выводы

Напоследок повторим основные тезисы, что делать, если ребёнок ленится:

  • Прежде чем бороться с ленью, нужно понять причины её возникновения.
  • Выявить причины лени у подростка поможет разговор с ребёнком и активное слушание.
  • В основе лени младшего школьника чаще всего лежит отсутствие силы воли или усталость. У подростка причины могут быть сложнее, например, недостаток мотивации или страх неудачи.
  • Любой метод борьбы с ленью требует регулярности, а результат появляется спустя время.
  • Бороться с ленью можно только при наличии родительской поддержки, внимания к ребёнку и доверительного общения с ним.

Успехов в обучении вам и вашему ребёнку!

Хочу мотивировать ребёнка учиться

Скачайте памятку. Расскажем, как отвечать на вопрос: «Мам, ну зачем мне учить этот предмет?»

media-check-list-parents

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Готово!

Скачать можно тут

Получить гайд

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Социальная и эмоциональная жизнь детей в возрасте от 8 до 10 лет

Дети в возрасте от восьми до десяти лет все еще находятся в том, что исследователь Эрик Эриксон называет возрастом трудолюбия против неполноценности.

До середины средней школы они учатся общаться со сверстниками, приспосабливаться к социальным правилам и переходят от свободной игры к более тщательно структурированным взаимодействиям и ожиданиям. Например, ваш ребенок может описать сложные игры на переменах, в которых он может путешествовать во времени, заглядывать в будущее или приручать волшебных существ.

Благодаря этим социальным рутинам и ритуалам дети учатся вступать в игру, устанавливать членство в группе, а затем управлять взаимодействием. Дети этого возраста часто путешествуют группами, и взаимодействие часто определяется сложной фантазийной игрой, интерактивными играми, сменой лидеров и совместной постановкой целей, когда участники работают вместе для достижения общего результата.

Чтобы получить дополнительные советы и рекомендации по книгам, подпишитесь на нашу рассылку для родителей школьников!

Вы также получите скидку 10% на первый заказ в Scholastic Store Online.

Социальные взаимодействия

Обратной стороной тесных связей и дружбы, которые формируются среди этой возрастной группы, является рост социальной жестокости и издевательств. Примерно в 8 лет дети развивают способность учитывать намерения, стоящие за действием или выбором, а также способность принимать точку зрения другого человека. Как следствие, дети стали способны на преднамеренную подлость и социальную изоляцию. Однако, по большей части, большинство детей этого возраста в тот или иной момент будут вести себя подобным образом.

Они не хулиганы, а люди, которые неэффективно пытаются утвердить (ожидаемую) власть в отношениях неподходящими способами. Чтобы эффективно влиять на будущий выбор и социальные результаты, мы можем помочь детям в возрасте от 8 до 10 лет изучить инструменты, необходимые им для более позитивного социального взаимодействия.

Стремление к независимости

Одним из компонентов социального и эмоционального роста детей в возрасте от 8 до 10 лет является их стремление к большей независимости от родителей, братьев и сестер, а также их повышенное желание выглядеть умными и знающими. Поскольку они изо всех сил пытаются найти средства для надлежащей индивидуализации, они могут временами казаться своевольными или непокорными. Дети начинают договариваться о том, чего они хотят, или отстаивать свою точку зрения дома и со сверстниками, применяя свои более развитые мыслительные способности, продвинутые языковые способности и повышенные навыки концентрации.

Поддерживать детей в этом возрасте означает активно прислушиваться к их целям и оставаться на их стороне по мере их достижения, сохраняя при этом необходимые ограничения и границы. Таким образом, вместо того, чтобы контролировать своего ребенка, вы направляете его учиться контролировать себя .

Несколько неконфликтных способов сделать это:

  • Выделите своему ребенку небольшой бюджет на выбор одежды, соответствующей его стилю.
  • Разрешите ребенку выбирать семейное меню.
  • Предоставьте ребенку право вето при выборе занятий.

Признание потребности вашего ребенка в отрыве также будет иметь большое значение для удержания вас в одной команде. Позвольте сверстникам обрести новую значимость. Они представляют собой «мини-общество», которое ваш ребенок может посетить и поэкспериментировать, сохраняя при этом сеть безопасности в виде любящей и поддерживающей семьи, к которой он может прибегнуть.

Влюбленные

В дополнение к новому акценту на друзьях в эти годы часто появляются «влюбленные». Чувства не сексуальные; таким образом, однополые увлечения распространены и ничего не говорят о сексуальности ребенка в подростковом возрасте. Предложите ребенку открыто говорить о влюбленности или других социальных размышлениях, но уважайте его стремление к личной жизни или его желание попытаться решить свои проблемы самостоятельно. Чтобы начать разговор, спросите ребенка, в какие игры мальчики и девочки играют вместе на перемене. Первый шаг — заставить вашего ребенка говорить о видах игр, свидетелем которых он является или в которых участвует. Следующим шагом будет принятие всевозможных эмоциональных реакций на эту пьесу.

Ваш ребенок учится социальным ролям и ограничениям, и лучший человек, который может помочь ему в этом, — это вы!

Выявление и управление эмоциями

Как и во всех аспектах развития, то, как ваш ребенок относится к своим навыкам и компетентности в других областях развития (например, как он учится в школе), влияет на то, как он относится к себе в обществе, и влияет какие вызовы они готовы принять. На самом деле, в эти годы родители могут слышать повышенную самокритику, что является естественным побочным продуктом развития их ребенка.

Детям этого возраста нравится делиться своей точкой зрения, и им легче управлять эмоциями в зависимости от ситуации. Они лучше способны выбирать и адаптировать стратегии выживания к разнообразным ситуациям, в которых они сейчас находятся. Например, ваш ребенок может сдерживать свое чувство несправедливости, пока не вернется домой или пока не останется наедине со своими друзьями. Таким образом, ваш ребенок может и готов изучать новые способы успешного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми, и получать пользу от постоянных усилий взрослых по установлению связи с ними и руководству ими.

Развитие метакогнитивных навыков (способность размышлять над своими мыслями) позволяет детям определить конкретные характеристики своего эмоционального «я» и способностей, которыми они обладают (например, «Мне грустно, потому что» или «Я знаю, что я хороший пловец, потому что» ). Возможность лучше просматривать действия и результаты позволяет им подготовиться к взаимодействиям и ожиданиям. Дети понимают важность социальных обычаев (например, слов благодарности), но могут испытывать трудности с управлением своими эмоциями, когда их захлестывает разочарование или череда личных неудач. Способность вашего ребенка прислушиваться к мнению увеличилась, и он меньше зависит от рутины, чтобы обеспечить стабильное эмоциональное состояние.

Дети этого возраста испытывают тонкости эмоций (например, разочарование, покорность, решимость, сосредоточенность и т. д.), и они могут применять это новое понимание в социальных отношениях со сверстниками. До 10 лет дети понимают роль конфликтной дружбы и могут наладить отношения после ссоры. У детей теперь есть более стабильная основа для выбора друзей: общие интересы, способность давать и брать, отзывчивость на потребности друг друга и стремление к положительным качествам, таким как доброта или надежность.

Покупайте книги для детей от восьми до десяти лет! Вы можете найти все книги и мероприятия в Scholastic Store.

Неделя благодарности учителям проходит со 2 по 6 мая! Выразите благодарность с помощью электронной подарочной карты Scholastic.

Как мотивировать ребенка, у которого отсутствует мотивация что-либо делать

Многие родители задаются вопросом, как мотивировать ребенка, у которого отсутствует мотивация. Пробовать различные мотивационные стратегии иногда похоже на швыряние спагетти в стену. Но если вы понимаете, как мотивация формируется в мозгу, вы сможете систематически определять, что может мотивировать вашего ребенка.

Почему у моего ребенка нет мотивации

Хотя для детей характерно отсутствие мотивации в отношении того, что им не нравится, для них не является нормальным отсутствие мотивации делать что-либо .

Есть много причин, по которым ребенок совершенно не мотивирован, но «ленивый» обычно НЕ входит в их число.

Наука говорит нам, что отсутствие мотивации как-то связано с недостаточным воздействием нейротрансмиттеров, называемых дофамином ​1​ .

Факторы, которые могут снизить эффективность дофаминовой системы, включают:

  • Стресс ​2​
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ​3​
  • Травмы, такие как жестокое обращение, стихийные бедствия, насилие и смерть близкого человека ​4​ .
  • Психические расстройства, такие как депрессия ​5,6​
  • Наркомания ​7​

Мой сын (или дочь) не мотивирован ни к чему

1) Нет мотивации что-либо делать или просто

что-то

Если у вашего ребенка нет мотивации что-либо делать, вот первый шаг: выясните, действительно ли он не интересуется чем-либо или просто не интересуются вещами, которыми вы хотите, чтобы они интересовались .

Если ваш ребенок не заботится о выполнении школьных заданий или работе по дому, но занимается другими делами, такими как общение с друзьями или видеоигры, у вас действительно есть реальная проблема с мотивацией. Если это так, пожалуйста, обратитесь к двум ссылкам выше.

Однако, если ваш ребенок действительно не хочет ничего делать, особенно в гигиене, возможно, что-то еще происходит, и вам нужно уделить больше внимания, чтобы выяснить, что вызывает это, как указано ниже.

См. также : Как мотивировать подростка, которому все равно.

Ищите признаки психических проблем, таких как депрессия или тревога.

Подросток, который отказывается что-либо делать или не хочет ничего делать, может страдать ангедонией. Ангедония, отсутствие интереса или удовольствия в ответ на приятные переживания, является симптомом депрессии.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с психикой, как можно скорее обратитесь за профессиональной помощью.

Вашему ребенку очень трудно, если не невозможно, «взять себя в руки», если он сталкивается с такими проблемами. Никакая мотивационная стратегия или напутствие не будут работать с этими заболеваниями.

3) Обратите внимание на поведение вашего ребенка

Узнайте, не влияет ли наркомания на отсутствие мотивации у вашего ребенка.

Кроме того, узнайте, занимаются ли они такими проблемами, как жестокое обращение или насилие, о которых вы не знаете.

Иногда дети слишком боятся сказать об этом своим родителям, когда сталкиваются с такими ситуациями. Им также может угрожать обидчик, чтобы они никому ничего не рассказывали.

Если ребенок имеет дело с подобными проблемами, школьные занятия не будут его интересовать вообще.

4) Проверьте способность вашего ребенка концентрироваться

Дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) часто кажутся ленивыми и немотивированными.

Не у каждого ребенка с СДВГ проявляются симптомы гиперактивности. Некоторые дети с СДВГ преимущественно невнимательны, их труднее заметить, и поэтому они обычно не получают необходимой помощи.

Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с концентрацией внимания, проконсультируйтесь с психиатром или лечащим врачом вашего ребенка.

Недостаток концентрации также может быть признаком депрессии ​8​ . Вы можете попросить учителя вашего ребенка проверить его на наличие каких-либо нарушений обучения.

Стратегии мотивации сами по себе, скорее всего, будут неэффективны для детей с СДВГ или детей с нарушением обучаемости.

5) Уменьшите стресс в жизни вашего ребенка

Стресс — самая распространенная проблема немотивированных детей.

После того, как #1-4 проверены и исключены, поработайте над уменьшением стресса в семейной жизни. И научите своего ребенка навыкам преодоления трудностей.

Даже если ваш ребенок не испытывает явного стресса, он все равно может иметь дело с любым количеством внутренних факторов стресса.

Вот некоторые распространенные факторы стресса, с которыми немотивированные дети сталкиваются в своей повседневной жизни.

а. Хронический стресс из-за ворчания и крика родителей

К сожалению, чаще всего стресс у детей исходит от их благонамеренных родителей.

Обычно так все и начинается…

Когда ребенок кажется немотивированным, обеспокоенные родители пытаются это исправить. Они могут начать с поощрения и подталкивания, которые затем переходят в придирки, наказания или искусственные последствия. Все это примеры внешней мотивации, имеющей обратный эффект.

Ребенок, который сначала не любил домашнюю работу, теперь изо всех сил пытается найти мотивацию что-либо делать из-за хронического стресса.

Эта проблема актуальна при дистанционном обучении.

В марте 2020 года мир перевернулся, когда внезапно закрылись школы и ученики были вынуждены перейти на дистанционное обучение без подготовки. Они не могли выйти на улицу, чтобы поиграть или увидеть своих друзей. Это был очень стрессовый опыт для детей.

Многие дети были немотивированы и не могли сосредоточиться на уроке.

Встревоженные родители начали зависать над своими уроками в масштабе, следить за выполнением домашних заданий и принуждать их к учебе.

Представьте, какой стресс они испытали. В конце концов, они потеряли интерес практически ко всему.

Когда родители еще больше пытались это исправить, дети либо вступали в борьбу за власть, либо становились более замкнутыми. Становилось все хуже и хуже.

Если во время дистанционного обучения вы зависали над плечами своего ребенка, вы уже знаете, что это делает , а не мотивируют вашего ребенка.

Решение?

Примите родительский подход РАССЛАБЬТЕСЬ и ОТПУСКАЙТЕ .

Десятилетия исследований подтвердили, что автономия является врожденной биологической потребностью человека ​9​ .

У вашего ребенка не разовьется внутренняя мотивация, необходимая ему для достижения успеха в жизни , пока вы продолжаете пытаться контролировать его обучение и подвергать его стрессу .

Мало того, что они не успевают в школе, хронический стресс лишит их мотивации заниматься чем-либо еще.

В долгосрочной перспективе хронический стресс может привести к симптомам депрессии и тревоги ​10​ .

Родителям страшно отпускать.

Ваш ребенок может столкнуться с неудачами. Но временная неудача позволит вашему ребенку реализовать свою автономию и узнать реальные последствия своих действий.

В долгосрочной перспективе всегда лучше потерпеть неудачу раньше, чем позже. Вот когда они смогут владеть своим образованием.

Ваш ребенок не сможет этого сделать, если вы продолжите принимать решения за него, не говоря уже о том, что стресс истощает его внутреннюю мотивацию.

б. Стресс, связанный с успеваемостью в школе

Отставание в школе уже является достаточным стрессом, даже если ваш ребенок может этого не показывать. Если это произойдет, не добавляйте к этому микроуправление учебой вашего ребенка.

Исследователи обнаружили, что дети рассматривают участие родителей, такое как помощь, контроль и принятие решений, как признак некомпетентности, ведущей к потере уверенности в себе, что опять же вызывает стресс и не помогает ситуации ​11​ .

Будьте поддерживающим родителем и повышайте самооценку вашего ребенка с помощью положительной обратной связи, такой как похвала, чтобы он мог испытывать чувство выполненного долга. Мягко направляйте их в правильном направлении, когда это необходимо.

Если у вашего ребенка проблемы в школе, лучше всего поговорить с ним.

Узнайте, чем вы можете им помочь. Нужна ли им ваша помощь в устранении отвлекающих факторов, тайм-менеджменте, организации и т. д.? Предложите помощь и примите ее, если они откажутся. Они должны быть у руля своего будущего.

Для многих молодых людей, особенно девочек-подростков, навигация по запутанной социальной сцене является огромным стрессом.

Из-за большого количества времени, проводимого со сверстниками, и важности тесных межличностных отношений в раннем подростковом возрасте социальный стресс становится особенно заметным как угроза не только мотивации, но и психологическому благополучию ​12​ .

Социальный стресс может быть вызван давлением сверстников или опытом половых изменений. Отвержение сверстников и виктимизация постоянно связаны с психологическими проблемами у подростков ​13​ .

Хотя родители не могут напрямую облегчить социальный стресс своего ребенка, они, безусловно, могут выслушать его с сочувствием. Умение слышать своего ребенка и быть рядом с ним, несмотря ни на что, является огромной частью воспитания хорошо приспособленных детей.

Вы также можете контролировать круг общения вашего ребенка ненавязчивым способом, чтобы убедиться, что друзья не связаны с девиантным поведением, таким как правонарушения, пьянство, злоупотребление наркотиками и т. д. ​14​ .

Кроме того, узнайте, есть ли у них другие проблемы в учебной среде.

Они не ладят с конкретным учителем или одноклассником? Над вашим ребенком издеваются? Все эти проблемы могут повлиять на мотивацию вашего ребенка.

6) Построить хорошие отношения

Дружба — не единственный тип отношений, который может вызвать стресс у вашего ребенка и повлиять на его поведение. Отношения между родителями и детьми также имеют решающее значение.

Отношения основаны на заботе друг о друге. Покажите ребенку, что вы заботитесь не только о хороших оценках. Познакомьтесь с ними и проявите к ним интерес.

Нас мотивирует любовь.

Наказания, придирки и крики не действуют. Они приводят только к кратковременной внешней мотивации.

Но положительная энергия и добрые намерения изменят отношение вашего ребенка. Потребуется время, чтобы измениться, но это изменится.

7) Узнайте, что мотивирует вашего ребенка

Мотивация сложна, потому что…

Человеческий мозг сложен!

Если вы будете искать в Интернете, вы найдете список за списком вещей, которые вы можете попробовать, чтобы увидеть, будут ли они мотивировать вашего ребенка. Это как бросать спагетти в стену, чтобы посмотреть, какие из них прилипнут.

Такой подход, скорее всего, не сработает и вызовет разочарование у вас и вашего ребенка.

Вместо этого вы можете систематически выяснять основную причину того, что мотивирует вашего ребенка .

8) Разрешить деятельность, стимулирующую выработку дофамина

Помните видеоигры, в которые вы ненавидите постоянно смотреть, как ваш ребенок играет? На самом деле это бессознательная попытка вашего ребенка повысить уровень дофамина в мозгу ​15​ . Это заставляет их чувствовать себя лучше.

Вот почему, когда вы ворчите об играх вашего ребенка, он будет играть больше. Они просто пытаются восполнить утраченную мотивацию, вызванную вашим нытьем. Так что не препятствуйте этому хорошему эффекту, ворча по этому поводу.

Родители часто беспокоятся о пристрастии своих детей к видеоиграм.

Зависимость связана с отсутствием контроля над определенной деятельностью, вплоть до причинения вреда. Если ваш ребенок может отложить игровую приставку и присоединиться к семье за ​​ужином, значит, у него нет зависимости.

Видеоигры — это неплохо, если делать их в меру. Исследование, проведенное в Оксфордском университете, показало, что умеренное времяпрепровождение в видеоигры (менее 3 часов) не оказывает негативного воздействия ​16​ .

Помимо базовых потребностей, таких как пища и безопасность, людьми движет желание иметь автономию , компетентность, и родство ​17​ . Видеоигры, особенно многопользовательские игры, могут предоставить все это.

Игроки имеют полный контроль над персонажем, они чувствуют достижение благодаря победе и могут связывать с другими игроками.

Если вас беспокоит их чрезмерная игра (более 3 часов в день), разумно обсудите с ребенком вопрос чрезмерного использования.

Попросите своего ребенка придумать разумный предел. Они должны знать, что это делается для их благополучия, а не для того, чтобы вы их контролировали.

Вы также можете помочь своему ребенку найти другие увлечения и хобби, чтобы получить стимуляторы дофамина.

Здесь важно «помочь», а не «заставить» сделать это.

В конечном счете, наша цель в воспитании детей — помочь детям научиться саморегуляции, чтобы они делали правильные вещи, даже когда нас нет рядом.

Способность принимать здравые суждения — один из самых ценных жизненных навыков. Но у них должна быть возможность практиковаться.

Позвольте вашему ребенку контролировать свою жизнь, и у него появится мотивация заниматься повседневными делами.

Нужна помощь в мотивации детей?

Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.

В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.

Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.


Ссылки

  1. 1.

    Wise RA. Дофамин, обучение и мотивация. Nat Rev Neurosci . Опубликовано в Интернете в июне 2004 г .: 483–494. дои: 10.1038/nrn1406

  2. 2.

    Ди Кьяра Г., Лоддо П. , Танда Г. Взаимные изменения префронтальной и лимбической реакции дофамина на аверсивные и вознаграждающие стимулы после хронического легкого стресса: последствия для психобиологии депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете, декабрь 1999 г .: 1624–1633. doi:10.1016/s0006-3223(99)00236-x

  3. 3.

    Swanson JM, Flodman P, Kennedy J, et al. Гены дофамина и СДВГ. Неврологические и биоповеденческие обзоры . Опубликовано в Интернете, январь 2000 г .: 21–25. doi:10.1016/s0149-7634(99)00062-7

  4. 4.

    Дырегров А. Воспитательные последствия утраты и травмы. Педагогическая и детская психология . Опубликовано в Интернете в 2004 г.

  5. 5.

    Dailly E, Chenu F, Renard CE, Bourin M. Дофамин, депрессия и антидепрессанты. Фундам Клин Фармакол . Опубликовано в Интернете в декабре 2004 г .: 601–607. doi:10.1111/j.1472-8206.2004.00287.x

  6. 6.

    Нестлер Э.Дж. , Карлезон В.А. Младший. Мезолимбическая цепь поощрения дофамина при депрессии. Биологическая психиатрия . Опубликовано в Интернете в июне 2006 г .: 1151-1159. doi:10.1016/j.biopsych.2005.09.018

  7. 7.

    Волков Н.Д., Фаулер Дж.С., Ван Г.Дж., Суонсон Дж.М. Допамин при злоупотреблении наркотиками и зависимости: результаты исследований изображений и последствия лечения. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 6 апреля 2004 г .: 557–569. doi:10.1038/sj.mp.4001507

  8. 8.

    Boschloo L, van Borkulo CD, Borsboom D, Schoevers RA. Проспективное исследование того, как симптомы в сети предсказывают начало депрессии. Психотер Психосом . Опубликовано в Интернете 2016: 183-184. Дои: 10.1159/000442001

  9. 9.

    Влахопулос С.П., Михайлиду С. Разработка и первоначальная валидация показателя автономии, компетентности и связанности в упражнениях: шкала основных психологических потребностей в упражнениях. Измерение в физическом воспитании и физических упражнениях . Опубликовано в Интернете в сентябре 2006 г .: 179-201. дои: 10.1207/s15327841mpee1003_4

  10. 10.

    Парихар В.К., Хаттиангади Б., Куруба Р., Шуай Б., Шетти А.К. Предсказуемый хронический легкий стресс улучшает настроение, нейрогенез гиппокампа и память. Мол Психиатрия . Опубликовано в Интернете 15 декабря 2009 г .: 171–183. doi:10.1038/mp.2009.130

  11. 11.

    Померанц Э.М., Итон М.М. Различия в развитии детских представлений о родительском контроле: «Они любят меня, но заставляют чувствовать себя некомпетентным». Merrill-Palmer Quarterly . 2000;46(1):140–167.

  12. 12.

    Зонтаг Л.М., Грабер Дж.А., Брукс-Ганн Дж., Уоррен М.П. Преодоление социального стресса: последствия для психопатологии у девочек-подростков. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете 9 мая 2008 г .: 1159–1174. doi: 10.1007/s10802-008-9239-3

  13. 13.

    Дитер-Декард К. Аннотация: Недавнее исследование роли отношений со сверстниками в развитии психопатологии. Журнал детской психологии и психиатрии . Опубликовано в Интернете в июле 2001 г .: 565–579. дои: 10.1111/1469-7610.00753

  14. 14.

    Браун Б.Б., Маунт Н., Ламборн С.Д., Стейнберг Л. Практика воспитания и принадлежность к группе сверстников в подростковом возрасте. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, апрель 1993 г.: 467. дои: 10.2307/1131263

  15. 15.

    Koepp MJ, Gunn RN, Lawrence AD, et al. Доказательства выброса дофамина в полосатом теле во время видеоигры. Природа . Опубликовано в Интернете, май 1998 г .: 266–268. дои: 10.1038/30498

  16. 16.

    Пшибыльский А.К. Электронные игры и психосоциальная адаптация. ПЕДИАТРИЯ . Опубликовано в Интернете 4 августа 2014 г .: e716-e722. doi:10.1542/пед.2013-4021

  17. 17.

    Деси Э.Л., Райан Р.М. «Что» и «почему» достижения цели: потребности человека и самоопределение поведения. Психологический опрос . Опубликовано в Интернете в октябре 2000 г .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts