Детская психология 5 лет: Психологические особенности детей 5-6 лет — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Содержание

Кризис 5 лет у ребенка, советы родителям

С кризисом 5 лет сталкиваются многие семьи. Для одних он почти незаметен и не доставляет сложностей, для других превращается в трудный и полный переживаний период. Почему так происходит? Можно ли облегчить этот этап? Эти и другие важные вопросы мы рассмотрим в нашей статье.

Этапы психологического взросления ребенка

То, как себя ведёт малыш, зависит от развития его мозга. Он познаёт окружающий мир с младенчества, учится контактировать с живыми существами и разнообразными предметами.

Рассмотрим 5 основных этапов взросления, о которых следует знать родителям:

Младенческий возраст (с момента появления на свет до 1 года). Это наиболее значимый период! Малыш учится понимать простую речь и назначение бытовых вещей, начинает стоять, пытается произносить первые звуки и слова. В это время формируется база для последующего развития личности.

Ранний возраст (1-3 года). Ребёнок ещё очень зависит от родителей, но уже стремится быть самостоятельным. Ему интересны другие дети и общение с ними. Этап завершается кризисом 3 лет, когда всё чаще мама с папой слышат “Я сам” и наблюдают капризы и истерики. Также малыш осознаёт границы и необходимость личного пространства.

Дошкольный возраст (3-7 лет). У ребёнка становится шире круг общения — теперь его окружают не только родственники, но и сверстники, воспитатели, появляются первые друзья. Игра становится основным видом деятельности. Возникает кризис пяти лет, о котором мы будем говорить дальше.

Младший школьный возраст (7-12 лет). На первый план теперь выходит учёба. Дети определяются с интересами, приобретают новый социальный статус. Абстрактно-логическое мышление становится ведущим.

Подростковый период. В это время происходит половое созревание, которое сопровождается бунтом и переходом к новой системе суждений и принципов. Подросток взрослеет и формирует своё мировоззрение.

Особенности детской психологии в 5 лет

К 5 годам малыш уже проходит большой путь и готовится к последующим изменениям:

  • Ребёнок начинает теснее общаться с ровесниками, обращает внимание на отношения взрослых между собой, даёт им собственную оценку. Так малыш активно социализируется.

  • Начинает идентифицировать себя и других по половой принадлежности.

  • Интенсивно закладываются нравственные понятия: дети учатся различать добро и зло, чуткость и равнодушие, что можно, а что нельзя и т.д.

  • Пятилетки начинают самостоятельно рассуждать и высказывать собственное мнение, которое часто кажется взрослым невероятным и удивительным.

  • Появляется больше страхов: темноты, монстров под кроватью, одиночества и одновременно огромных компаний и многих других. Малыши боятся потерять любовь и доверие мамы и папы, не хотят их разочаровывать.

  • Пятилетние дети чаще начинают подражать родителям или другим взрослым, порой не понимая содержания поступков.

Почему наступает кризис в 5 лет?

Кризис 5 лет возникает из-за большой нагрузки на нервную систему ребенка. У малыша появляются стрессовые переживания, с которыми он ещё не научился справляться. Поэтому у пятилеток так часто меняется настроение и поведение, которые порой необъяснимы для родителей.

В этом возрасте дети очень хотят быть взрослыми. Из этого вытекают все причины кризиса:

  • Пятилетка умеет говорить, выражать свои чувства и желания, фантазировать. Он ощущает себя не тем, кем пока является. Ребёнок разочарован, часто бывает злым и агрессивным.

  • У него появляется больше эмоций, меняется их качество. Пятилетка активно учится выражать и контролировать их. А пока он не освоит навыки, будет часто испытывать раздражение, нетерпение, обиду и гнев.

  • Ребёнок осознаёт, что есть гендерные различия, и начинает себя проявлять в соответствии со своим полом. Нередко это приводит к замкнутости и желанию побыть в одиночестве.

  • Пятилетний малыш начинает формировать своё представление о мире и людях, много фантазирует и поддаётся капризам и истерикам, если у него это не сразу получается.

  • Просыпается интерес к сверстникам, ребёнок стремится к общению и знаниям. Не получая желаемого, малыш может испытывать разочарование и грусть, злость и раздражение.

  • У пятилеток появляется чувство одиночества, потому что не всегда удаётся поделиться своими эмоциями и чувствами.

Запаситесь терпением и выдержкой, создайте доброжелательную и комфортную обстановку для ребёнка, а также будьте внимательны и открыты. Тогда кризис 5 лет пройдёт быстрее и незаметнее для малыша и всей семьи.

Сколько может длиться кризис?

Кризис 5 лет у ребенка может неожиданно начаться и также внезапно закончиться. Этот период обычно длится от нескольких недель до года, а его интенсивность зависит от особенностей малыша.

Признаки начала кризиса

Через кризис 5 лет проходят все дети, но его проявления очень индивидуальны. У одних процессы перестройки личности протекают бурно и ярко, у других — практически незаметно. Как понять, что сейчас малыш переживает кризис?

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • Ребёнок испытывает злость без особой причины, проявляет агрессию к близким, часто плачет по пустякам.

  • Пятилетка может неожиданно замкнуться и прекратить общение.

  • Всё чаще родители слышат «Я сам». Это относится не только к бытовым делам, но и к попыткам самостоятельного выхода на улицу или нахождения дома без взрослых.

  • Ребёнок становится очень упрямым, иногда даже во вред себе, стремится делать всё наоборот и назло взрослым.

  • Малыши более требовательны и капризны, непослушны и отказываются слушаться взрослых, что нередко приводит к истерикам.

  • Появляются кривляния и довольно злые передразнивания. Такое поведение иногда настолько неожиданно и гротескно, что родители не узнают своих детей.

  • Ваш пятилетка постоянно чем-то и кем-то недоволен.

  • Ребёнок боится разочаровать родителей, потерять любовь близких. Растёт количество страхов.

  • У пятилеток активно развивается фантазия. Теперь родители всё чаще слышат небылицы и истории о несуществующих друзьях. Это не значит, что ребёнок становится лжецом, малыш так переживает сложный период взросления.

  • Стремление быть взрослыми заставляет ребят 5 лет подслушивать и повторять за родителями, часто не осознавая значение самих поступков.

  • Ребёнок много двигается и очень быстро устает, становится легко возбудимым и эмоциональным, хотя ранее таким не был.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Кризис глазами ребенка

Пятилетние дети ощущают себя уже отдельными личностями. Они проявляют характер, выражают своё мнение совсем как взрослые, хотя ещё ими не стали.

Именно это несоответствие желаемого и действительного вызывает трудности. Ребёнку кажется, что его не понимают и не признают, он испытывает неприятие или раздражение, злость, нередко ведёт себя капризно или агрессивно. Пятилетний малыш стремится к знаниям и общению с ровесниками, хочет быть значимым.


Гендерные особенности

Кризис 5 лет у мальчиков немного отличается от девочек. Мальчики стремление стать взрослым чаще проявляют через действия “Я сам” и требования самостоятельности. Например, отпустить гулять одного или с другими ребятами, разрешить использовать что-то опасное и “взрослое”.

Девочки становятся более манерными и жеманными, кривляются, указывают, что, кому и как делать, ведь чаще всего мама так же делает замечания и направляет детей.

Что хорошего в кризисе пятилетнего ребенка?

Детский кризис 5 лет имеет и свои плюсы, ведь после него начинается резкий и значимый скачок в развитии. В процессе перестройки пятилетки обычно ярко проявляют свои наклонности и показывают сильные стороны. Это помогает родителям понять, в какой сфере продолжать двигаться малышу.

Психологи считают, что у детей, имеющих увлечения (спорт, танцы, моделирование, пение, рисование и др.), кризис протекает без больших трудностей. Все знания, умения и навыки, которые ребёнок приобретает в пять лет, станут частью личности малыша, а затем позволят ему реализовать себя. Не упускайте эти возможности и помогите сыну или дочери найти себя.

Изменения после кризиса

Как понять, что кризис 5 лет у детей остался позади? Ребята становятся более уравновешенными, внимательными к родителям, их просьбам и советам, любят проводить время в кругу семьи.

Пятилетки стараются быть более организованными, расставляют приоритеты и строят планы на день. Отчётливее проявляются черты их характера и предпочтения. У детей появляется собственное мнение.

Как бороться с кризисом 5 лет у ребенка: советы психологов

Во время кризиса дети очень уязвимы, поэтому особенно нуждаются в заботе и внимании родителей. Чуткость и терпение взрослых позволят обходить стороной сложные моменты или снизить их интенсивность, направляя в мирное русло импульсивность своих пятилеток.

Рекомендуем следовать нескольким простым правилам:

  • Чаще играйте с ребёнком.

  • Устраивайте всей семьёй прогулки на свежем воздухе.

  • Делегируйте малышу домашние дела, которые ему по силам, например, разбирать покупки, выносить мусор, протирать пыль, мыть овощи и фрукты и др.

  • Благодарите пятилетку за помощь, подчеркивая, как его действия важны для вас.

  • Будьте терпеливы, если малыш устроил истерику, подождите, дайте время ему и себе, чтобы успокоиться. Затем поговорите и объясните, как себя следует вести и почему ребёнок не получил желаемого. В каждой семье есть свои правила, и он должен им следовать.

  • Отмечайте успехи ребёнка и вне дома, поощряйте его увлечения и стремление к знаниям.

  • Создайте в семье благоприятную и доброжелательную обстановку, старайтесь не допускать ссор и скандалов.

  • Чаще говорите малышу, насколько он любим и дорог вам!


Чего не стоит делать?

Теперь перечислим основные ошибки родителей и то, как поступать не следует:

  • Не ругайте ребёнка за плохое поведение, будьте терпеливы. Так вы можете вызвать у него чувство отчуждения, и малыш замкнётся в себе.

  • Никакого насилия! Пятилетке в это время очень тяжело, не усугубляйте его состояние.

  • Не критикуйте малыша за его поведение, особенно при посторонних людях. Делая замечание, говорите спокойным тоном и только с глазу на глаз.

  • Не избегайте ребёнка, если он просит у вас поддержки и внимания. “Отойди, мешаешь!”, “Ты ничего не умеешь”, “Тебе нельзя ничего доверить!”, “Руки-крюки” — такие фразы под запретом!

  • Не сравнивайте себя и малыша, подчёркивая свою значимость и опыт.

  • Не показывайте пятилетке разочарование или обиду. Дети в этот период особенно уязвимы и очень боятся потерять любовь родителей.

Известный факт: существуют возрастные кризисы у детей, через которые они проходят по-разному. К пятому дню рождения малыш уже прошёл через несколько, которые были в один и три года. Но даже если ребёнку удалось спокойно их преодолеть, это не значит, что пятилетний рубеж будет так же успешно им покорён. Запаситесь терпением и будьте готовы оказать поддержку малышу тогда, когда это будет необходимо. Помните, за каждым кризисом начинается новый этап взросления, полный новых побед и достижений!

Екатерина Дорошина,
педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие ребенка от 0 до 5 лет

Анжелика Мамченко

@anzhelikamamchenko

В гостях у Детской Анжелика Мамченко

— философ
— клинический психолог
— гештальт-терапевт
— Тренер Московского Гештальт Института
— специалист в области психосоматики

рассказала об особенностях развития ребенка от рождения до 5 лет и в чем заключается роль мамы в этот период.

Все мы живем в эпоху информационного шума. Особенно много информации о том как правильно воспитывать детей, отчего мамы часто пребывают в большой тревоге от того, что сделают что-то не правильно.

Но воспитание ребенка – не точная наука, здесь нет единого верного рецепта или формулы. Воспитание – это ежедневный выбор и важно постоянного опираться на свои чувства и интуицию.

Возраст от 0 до 5-6 лет – один из самых важных в развитии ребенка. В этот период закладываются три главных метапотребности человека:

  • безопасность;
  • потребность в принятии, безусловной любви;
  • в признании и свободе в этом мире.

Возраст от рождения до 2 лет

Человеческий детеныш рождается самым недоношенным во всей природе: он не может сидеть, ходить и даже питаться самостоятельно. Поэтому ребенку нужен постоянный уход.

Появляясь на свет, ребенок кардинально меняет среду обитания, от чего испытывает сильный стресс. Но тут появляется мама с знакомым голосом и запахом, ребенок получает мамино тепло, заботу, расслабляется и чувствует себя в безопасности.

На уровне инстинкта ребенок понимает: «Я спасен».

В этот период маме достаточно быть внимательной к ребенку и спокойной самой. Повторюсь, что не бывает идеальных мам, мы можем многое не знать и действовать исключительно интуитивно. Главное понимать, что если ребенок окружен заботой, сыт и сух, то этого уже достаточно. Лишние тревоги и страхи будут только нервировать малыша.

В этот период маме очень важно самой получать поддержку. В период беременности и первого года жизни мама попадает в сильное слияние с ребенком – новое непривычное для себя состояние. Мама обеспечивает безопасность ребенку, но кто-то должен обеспечивать безопасность самой мамы. Это может быть партнер, мама или бабушка или другой близкий человек, готовый придти на помощь с ребенком или в быту.

В этот период важно, чтобы мама присутствовала в жизни ребенка каждый день. Это не значит, что нужно проводить с малышом круглые сутки и совершенно забыть о себе. Речь о том, что психологи не рекомендуют оставлять на ночь ребенка до 2 лет. В это время малышу не так важны поездки, путешествия, ему важнее привычный ритм и условия быта. Первые два года жизни весь мир для ребенка – его мама.

Если этот период протекает спокойно, рядом с мамой, то всю оставшуюся жизнь ребенок чувствует доверие к миру, знает что он в безопасности.

Возраст от 2 до 5 лет

В этот период ребенок решает вопрос «Можно ли меня любить просто так?»

Это время детских истерик и несогласий. Если ребенок в возрасте 2-5 лет закатывает истерики – с ним все хорошо. Нервная система ребенка в этом возрасте самая несовершенная. Мозг человека растет до 24 лет, а области которые отвечают за морально волевую сферу формируются только после 20, поэтому требовать от него силы воли в раннем детстве просто бессмысленно.

К 2 годам ребенок уже ориентируется в доме, понимает мир вокруг, узнает близких. Период беспомощности позади, он «выжил» и теперь ему важно понять любят ли его. И проверяет это он иррациональным способом, а поскольку в этом возрасте у маленького человека полностью отсутствуют механизмы саморегуляции, этим регулятором эмоций для него выступает мама.

И то того насколько мама способна контейнировать, выдерживать сильные эмоциональные всплески, и освобождать ребенка от переживаний, зависит способность ребенка обходиться со своими эмоциями во взрослом возрасте.

И он начинает хулиганить, вредничать, закатывать скандалы, ложиться в лужу, делать все, чтобы проверить «Мама, а такого ты меня любишь?»

«Мама, а такого ты меня любишь?»

Задача мамы в этот непростой период быть твердой, но одновременно мягкой и принимающей. Ребенок запоминает и помещает внутри себя то, как мама реагирует на его эмоциональные проявления:

— если мама кричит в ответ, то ребенок кричит еще громче, а в взрослом периоде будет выражать эмоции агрессивно и чрезмерно.

— если маме стыдно за истерику и проявление эмоций ребенка, то от вырастет человеком, которому очень трудно выражать эмоции, будет постоянно терпеть и находиться в напряжении.

Когда ребенок впадает в истерику, его важно обнять и прижать. Дать ему телесное самоуспокоение. Сказать «Я тебе сочувствую, понимаю, что ты хочешь игрушку, мне жаль что ты расстроен». Также важно говорить и о своих чувствах: «Я сердита, я расстроена, мне неприятно.»

Выражая свои чувства словами, мама приучает ребенка распознавать свои эмоции, а также выстраивает личные границы.

Устраивая истерики, дети нащупывают границы родителей. Если родитель не ставит границ, ребенок не чувствует себя в безопасности. Когда у ребенка есть границы, он может на них опираться, понимает, что есть правила которые важно соблюдать. Вседозволенность же наоборот разбалансирует детскую психику.

Устраивая истерики, дети нащупывают границы родителей. Если родитель не ставит границ, ребенок не чувствует себя в безопасности.

Конечно, этот период особенно трудный для мам, но важно помнить, что психика ребенка еще только проходит путь становления. И все, что он делает не носит цели навредить вам. Важно оставаться во взрослой осознанной позиции и не забывать просить помощи близких, когда чувствуете, что собственное терпение и ресурс заканчивается.

Вехи развития — StatPearls — Книжная полка NCBI

Севан С. Мисирлиян; Энни П. Бенинг; Манан Шах.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 16 марта 2023 г.

Непрерывное образование

Вехи развития — это маркеры развития ребенка от младенчества до детства. Они используются, чтобы помочь определить, происходит ли у ребенка типичное развитие по сравнению с отставанием ребенка в данной области или в нескольких областях в процессе старения. Вехи подразделяются на социальные/эмоциональные, крупную и мелкую моторику, язык и когнитивные функции. Это мероприятие подчеркивает роль межпрофессиональной команды в оценке вех развития.

Цели:

  • Опишите основные этапы разработки.

  • Определить показания для оценки основных этапов развития у младенцев и детей.

  • Объясните важность диагностических тестов для этапов разработки.

  • Просмотрите один шаг, который врач может предпринять для выявления детей с поведенческими проблемами.

Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

Введение

Вехи развития — это набор целей или маркеров, которых ребенок должен достичь во время взросления. Они подразделяются на 5 доменов: крупная моторика, мелкая моторика, речь, когнитивные, социально-эмоциональные и поведенческие. Понимание и идентификация основных этапов развития может помочь медицинскому работнику более точно распознать задержку развития, облегчить более раннее вмешательство и улучшить результаты.

Типичные вехи

  • Шесть месяцев : Страх незнакомца; Переворачивается; начинает произносить согласные во время лепета; подносит предметы ко рту.

  • Девять месяцев : Тревога разлуки; «стоит» на руках и ногах, сидит без опоры, ползает, клещевой захват; понимает «нет», показывает пальцем, говорит «мама» или «баба»; играет в «ку-ку».

  • Двенадцать месяцев : Вытягивает руку или ногу, когда одевается, плачет, когда уходят знакомые люди; хорошо стоит; отвечает на простые команды, жестикулирует, кладет предметы в чашку и убирает их, стучит предметами.

  • Восемнадцать месяцев : Участвует в притворной игре, целует/обнимает знакомых людей, ходит в одиночестве, поднимается по ступенькам, ест из посуды, говорит несколько отдельных слов, указывает на одну часть тела, рисует карандашом, маркером или ручкой .

  • Два года : Начинает играть с другими детьми, параллельная игра; встает на цыпочки, пинает мяч, бросает мяч сверху; предложения из двух-четырех слов, указывает на что-то в книге, незнакомцы могут понимать 50% языка; складывает четыре или более блоков, следует двухшаговым инструкциям.

  • Три года : Сам одевается/раздевается, копирует других, по очереди; ходит вверх и вниз по лестнице с одной ногой на каждую ступеньку, легко бегает; незнакомцы могут понимать 75% языка; складывает шесть или более блоков, переворачивает страницы в книге, нажимает кнопки и крутит ручки.

  • Четыре года : Любит играть с другими, более творческие игры; прыгает на одной ноге, может стоять на одной ноге две секунды, режет ножницами; может рассказать стихотворение или спеть песни, понимает основы грамматики; определяет некоторые цвета и числа, рисует человека с двумя-четырьмя частями тела.

  • Пять лет : Отличает настоящего от притворного, хочет быть как друг; может стоять на одной ноге 10 секунд, умеет кувыркаться; легко понимается другими, рассказывает истории, использует будущее время; считает до 10, рисует человека с шестью частями тела, печатает буквы и цифры.[1]

Функция

Оценка нарушений развития осуществляется на основе процессов наблюдения и скрининга: [2] Это делается при каждом посещении детского учреждения, и его можно выполнить с помощью соответствующего возрасту контрольного списка контрольных записей. Особое внимание следует уделить посещению ребенка в возрасте от 4 до 5 лет до начала учебы в школе.

  • Скрининг: процесс, при котором бессимптомные дети, которые могут быть подвержены риску развития расстройства, выявляются с помощью стандартизированного тестирования.[1] После положительного результата скрининга ребенок должен пройти последующую оценку развития и поведения.[2]   Американская академия педиатрии рекомендует проводить скрининг в возрасте 9, 18 и 30 месяцев. Некоторыми из используемых инструментов являются Денверский скрининговый тест развития, опросники по возрасту и стадиям.

  • При обследовании ребенка важно учитывать гестационный возраст при рождении, поскольку недоношенные дети имеют более высокий риск долгосрочных нарушений развития нервной системы. Чтобы оценить нормальный рост и развитие недоношенного ребенка, клиницист должен скорректировать хронологический возраст в соответствии с соответствующим гестационным возрастом и скорректировать вехи в соответствии со скорректированным гестационным возрастом. Например,   ребенок рождается в возрасте 32 недель, и он на 8 недель недоношен на основе доношенного ребенка, рожденного в сроке 40 недель беременности. Можно было бы ожидать, что этот 32-недельный ребенок достигнет своих вех на 2 месяца позже своего хронологического возраста.

    Внедрение как эпиднадзора, так и скрининга улучшает раннее выявление, позволяя проводить более оперативное вмешательство, что способствует улучшению результатов[3].

    Проблемы, вызывающие озабоченность

    Вехи развития развиваются вместе с ребенком по мере его взросления. Для клиницистов крайне важно ознакомиться с нормативным динамическим процессом созревания, чтобы можно было быстро идентифицировать задержки. Реакция на вмешательство наиболее заметна в раннем детстве. Чем позже выявлена ​​аберрация развития, тем более выраженным становится риск развития эмоциональной, социальной и академической дисфункции.[2]

    Задержки в разработке можно не заметить по множеству причин. Иногда задержка едва уловима и незаметна при кратком осмотре. Кроме того, родители могут отрицать наличие возмущения и не сообщать о каких-либо отклонениях поставщикам. Поскольку задержки могут быть упущены, важно поддерживать рутинное наблюдение.

    Задержки развития могут быть специфическими (присутствуют в одной области) или глобальными (присутствуют более чем в 2 областях). Сначала у детей может быть только определенная задержка, но у них могут развиваться последующие задержки в дополнительных областях функционирования, что приводит к глобальной задержке. Из 5 областей развития язык можно считать наиболее важным для оценки, поскольку он является важным фактором прогнозирования уровня грамотности и когнитивных навыков, а также получает наибольшую пользу от более ранних вмешательств.

    Клиническое значение

    Дети с задержкой развития имеют право на участие в программе раннего вмешательства, которая представляет собой программы, которые могут помочь ребенку достичь уровня развития, типичного для его возраста. Эти вмешательства могут включать логопедию, физиотерапию и трудотерапию. Чем раньше задержки выявлены и устранены, тем благоприятнее прогноз.[6][7]

    После выявления задержки развития врач должен попытаться найти этиологию задержки. У ребенка с задержкой речи могут быть проблемы со слухом, тогда как у детей с проблемами зрения может быть задержка моторного развития. Генетические и метаболические условия также могут вызывать задержки развития, часто глобальные по своей природе. У детей с церебральным параличом также будут глобальные задержки. Тщательное обследование должно включать проверку слуха, проверку функции щитовидной железы, проверку свинца и микрочип.]

    При таких расстройствах, как аутизм, отклонения в развитии, особенно в социальной/эмоциональной и вербальной сферах, могут начаться уже в шестимесячном возрасте. Важность раннего выявления этого заключается в том, что чем раньше у ребенка будут приняты меры, тем больше вероятность того, что ребенок станет более функциональным. Чем старше становится ребенок без обнаружения этих задержек, тем терапия, хотя и полезная и стоящая затраченных усилий, может стать менее эффективной. К сожалению, многие дети с расстройством аутистического спектра не получают диагноза до 5 лет. Многие педиатрические учреждения используют инструменты скрининга, наиболее хорошо изученным из которых является Модифицированный контрольный список для скрининга аутизма у детей раннего возраста (M-CHAT), и последующие вариации этого инструмента скрининга.[10] Другие примеры включают умственную отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нарушение слуха и церебральный паралич. Независимо от расстройства, вехи развития помогут выявить аберрацию развития и способствовать быстрому вмешательству.

    Улучшение результатов работы команды здравоохранения

    То, как развивается ребенок в первые годы жизни, может определять индивидуальное развитие на протяжении всей жизни и уровень успеха, которого они потенциально могут достичь во взрослой жизни. Роль лечащего врача имеет решающее значение в распознавании нормального развития и выявлении задержек в развитии. Поставщик должен изложить соответствующие упреждающие рекомендации для лица, осуществляющего уход, и рассказать им о том, чего они должны ожидать от своего ребенка по мере его роста. Развитие прочных отношений с родителями важно для обеспечения того, чтобы при выявлении любой аномалии в развитии ребенка родители признали нарушение и согласились с рекомендуемыми стратегиями вмешательства и планами лечения.

    Задержки развития, такие как задержка речи и языка, могут проявляться при таких состояниях, как расстройство аутистического спектра (РАС), а также служить прогностическим фактором.[10] Поэтому Американская академия педиатрии рекомендует проводить скрининг в 9, 18 и 30 месяцев; и скрининг на РАС в 18 и 24 месяца.[1] Ребенку с задержкой моторики следует провести тщательное физикальное обследование, включая полное неврологическое обследование; лабораторные исследования должны включать креатинкиназу и функцию щитовидной железы, а также следует рассмотреть возможность визуализации головного мозга.

    Всякий раз, когда результаты скрининга касаются задержки развития, необходима дальнейшая полная оценка. Оценки в идеале выполняются специалистами по развитию (педиатрами по развитию нервной системы, педиатрами по развитию и поведению, детскими неврологами, детскими психиатрами), и они могут проводиться на дому или в медицинских центрах. Специалисты по раннему развитию, такие как педагоги, психологи, социальные работники и терапевты, должны быть включены в состав междисциплинарной команды, которая обеспечит получение ребенком надлежащего ухода.

    Направление в программы раннего вмешательства как можно раньше важно для обеспечения более положительных результатов. Эти программы не только обеспечивают полное обследование, но и связывают семьи с необходимыми услугами, предоставляют им координаторов услуг и социальных работников, которые могут помочь семьям в таких вопросах, как транспорт, посещения на дому, консультирование, страхование. Важно признать, что конкретный диагноз не требуется для направления на раннее вмешательство, и информировать родителей о том, что они также могут запросить направление.[2] [Уровень 5]

    Контрольные вопросы

    • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

    • Комментарий к этой статье.

    Ссылки

    1.

    Шарф Р.Дж., Шарф Г.Дж., Страуструп А. Вехи развития. Pediatr Rev. 2016 Jan; 37(1):25-37; викторина 38, 47. [PubMed: 26729779]

    2.

    Липкин П.Х., Масиас М.М., СОВЕТ ПО ДЕТЯМ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ, СЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ. Содействие оптимальному развитию: выявление младенцев и детей раннего возраста с нарушениями развития посредством наблюдения за развитием и скрининга. Педиатрия. 2020 Январь; 145 (1) [PubMed: 31843861]

    3.

    Андерсон Л.М., Шинн С., Фуллилов М.Т., Скримшоу С.К., Филдинг Дж.Е., Норманд Дж., Каранде-Кулис В.Г., Целевая группа по профилактическим услугам на уровне сообщества. Эффективность программ раннего развития детей. Систематический обзор. Am J Prev Med. 2003 Апрель; 24 (3 Приложение): 32-46. [PubMed: 12668197]

    4.

    Лехаррага Х., Кельмански Д.М., Паскуччи М.С., Масаутис А., Инсуа И., Лехаррага С., Нуньес Ф. Оценка психомоторного развития детей в группах населения как положительный показатель здоровья. Arch Argent Pediatr. 2016 фев; 114 (1): 23-9. [PubMed: 26914071]

    5.

    Preston JL, Frost SJ, Mencl WE, Fulbright RK, Landi N, Grigorenko E, Jacobsen L, Pugh KR. Ранние и поздние говорящие: язык школьного возраста, грамотность и нейролингвистические различия. Мозг. 2010 авг; 133 (часть 8): 2185-95. [Бесплатная статья PMC: PMC3139938] [PubMed: 20826428]

    6.

    Гарг А, Дворкин PH. Применение наблюдения и скрининга к семейным психосоциальным проблемам: последствия для медицинского дома. Джей Дев Бехав Педиатр. 2011 июнь;32(5):418-26. [Бесплатная статья PMC: PMC3111883] [PubMed: 21522019]

    7.

    Липкин П.Х., Окамото Дж., Совет по делам детей-инвалидов. Совет по школьному здоровью. Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA) для детей с особыми образовательными потребностями. Педиатрия. 2015 декабрь; 136 (6): e1650-62. [PubMed: 26620061]

    8.

    Weitzman C, Wegner L., Секция педиатрии развития и поведения. Комитет по психосоциальным аспектам здоровья ребенка и семьи. Совет по раннему детству. Общество развития и поведенческой педиатрии. Американская академия педиатрии. Содействие оптимальному развитию: выявление поведенческих и эмоциональных проблем. Педиатрия. 2015 Февраль; 135 (2): 384-95. [PubMed: 25624375]

    9.

    Гевара Дж. П., Гердес М., Локио Р., Хуанг Ю. В., Пинто-Мартин Дж., Минковиц К. С., Хсу Д., Кириаку Л., Багливо С., Кавана Дж., Пати С. Эффективность скрининга развития в городских условиях. Педиатрия. 2013 Январь; 131 (1): 30-7. [PubMed: 23248223]

    10.

    Ковер С.Т., Эдмундс С.Р., Эллис Вейсмер С. Краткий отчет: Возрастные вехи языка как предикторы траекторий развития у детей раннего возраста с расстройством аутистического спектра. J Аутизм Dev Disord. 2016 июль; 46 (7): 2501-7. [Бесплатная статья PMC: PMC4

    6] [PubMed: 26936159]

    5 теорий детского развития

    Эксперты в области медицины и науки десятилетиями удивлялись тому, как детей развивают , а также наилучшему пути для 9022 3 здоровое развитие . Эта увлекательная область исследований продолжает вызывать множество вопросов:

    • Что влияет на развитие ребенка?
    • В каком возрасте развитие наиболее восприимчиво к внешним воздействиям?
    • Что можно сделать, чтобы максимизировать рост ребенка и свести к минимуму его вред?

    Конечно, это лишь часть того, что интересует исследователей, когда они рассматривают процессы развития ребенка. Но поскольку существует так много факторов, влияющих на развитие ребенка, и так много вопросов о том, что влияет на развитие ребенка , на протяжении многих лет постулировалось множество различных теорий по этому вопросу.

    Генетические факторы и факторы окружающей среды могут способствовать здоровому развитию, а также вызывать задержки в развитии. Национальные институты провели большое количество исследований, которые могут помочь нам понять развитие ребенка  и факторы, способствующие этому в течение жизни ребенка .

    Однако некоторые теории детского развития более широко известны, приняты и используются для описания того, как дети учатся и растут, чем другие. Пять из этих теорий подробно рассматриваются ниже.

    Связанный ресурс:  5 Великие выступления TED о развитии ребенка

    Теория психосоциального развития Эриксона

    Эрик Эриксон был важной фигурой в области психоаналитическое и психологическое развитие . Он также был известен тем, что придумал популярную фразу «кризис идентичности». Его работы по развитию детей изучались и рассматривались с 1959 года.

    Центральное место в большей части его работ занимала его теория психосоциального развития (которая, в отличие от теории развития Фрейда, фокусируется на социальном развитии, а не на сексуальном развитии). Как стало известно, теория психосоциального развития Эриксона создала основу для организации человеческого роста на всех стадиях жизни в восемь отдельных стадий:0003

    • Этап 1: Доверие или недоверие
    • Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения
    • Этап 3: Инициатива против вины
    • Стадия 4: трудолюбие против неполноценности
    • Этап 5: Идентичность и путаница ролей
    • Стадия 6: Близость против изоляции
    • Стадия 7: Генерация против стагнации
    • Стадия 8: честность против отчаяния

    Ключом к результатам детских и последующих стадий являются принципы социального взаимодействия и опыта.

    Каждой из этих стадий соответствует свой период развития человека . Например, «Доверие против недоверия» совпадает с младенчеством, периодом, когда дети учатся, кому и чему можно доверять, а кому и чему не доверять. Эриксон считал, что младенцы, о которых заботятся на этом этапе, научатся доверять другим и что это доверие перенесется в будущие отношения, обеспечивая здоровое развитие ребенка.

    Но дети, потребности которых не удовлетворяются опекунами, могут испытывать недоверие и подозрительность в будущих отношениях.

    Напротив, восьмая стадия психосоциальной теории развития Эриксона «Целостность против отчаяния» совпадает с последними годами жизни. В отличие от первой стадии, на которой люди учатся доверять или не доверять другим, эта стадия отмечена размышлениями о том, чего мы достигли в течение своей жизни. Если мы сможем с гордостью оглянуться назад на то, что прожили хорошую и достойную жизнь, у нас разовьется чувство честности. Однако, если ретроспектива наших достижений вызывает сожаление, мы можем прожить остаток наших дней, чувствуя себя неудовлетворенными, озлобленными и в отчаянии.

    Теория Эриксона стала важным поворотным моментом в нашем понимании человеческого развития . Некоторые теории утверждали, что взрослость и поздняя взрослость относительно бессмысленны с точки зрения развития, по крайней мере, по сравнению со всем, что меняется в течение младенчества, детства и раннего взросления .

    Но Эриксон был непреклонен в том, что вехи развития происходят на протяжении всей жизни. Его теория отражает это и принимается как более реалистичный взгляд на

    человеческое развитие , эмоциональный рост и социальные изменения .

    Связанный ресурс:  10 великих книг для детских психологов

    Теория привязанности Боулби

    Джон Боулби был еще одним революционным психологом и теоретиком в вопросах развития. Он также разработал одну из самых ранних известных теорий развития ребенка, которая до сих пор широко используется и цитируется.

    В «Теории привязанности» Боулби он утверждал, что большая часть детского развития основана на врожденной потребности детей формировать привязанности. Эти привязанности могут включать в себя любое количество людей, мест или вещей и в конечном итоге оказывают существенное влияние на модели развития, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

    Боулби был психоаналитиком, как и Фрейд, и поэтому он придавал большое значение раннему детству и тому, как опыт этого периода жизни может определить, вырастет ли ребенок со значительными проблемами психического здоровья .

    Его теория тесно связана с эволюционной психологией — он считал, что люди, как и любые другие животные, биологически предрасположены к формированию привязанностей к другим в качестве механизма выживания. Он считал, что у детей есть окно в два с половиной года (которое он назвал «критическим периодом») для формирования сильной привязанности к другим и пятилетнее окно, в течение которого дети «чувствительны» к формированию привязанностей.

    Боулби полагал, что дети, у которых не формируются привязанности в критический или чувствительный период, скорее всего, вообще не будут формировать сильные привязанности. Более того, он утверждал, что младенцы, испытывающие постоянные перерывы в опыте привязанности к своим основным опекунам, потенциально будут иметь значительный эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит во взрослом возрасте.

    Другими словами, эта теория предполагает, что младенцы формируют рабочую модель понимания себя, других людей и мира в целом на основе отношений, которые у них складываются с тем, кто за ними ухаживает, будь то их мать, отец или кто-то еще. Его новаторская работа по развитию детей кажется более популярной, чем когда-либо.

    Теория психосексуального развития Фрейда

    Согласно Британской энциклопедии, Зигмунда Фрейда «по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени». Создавая современную область психоанализа, Фрейд также внес много других значительных вкладов в науку, включая утверждение своей теории психосексуального развития, которая рассматривает этапы развития ребенка.

    Теория психосексуального развития Фрейда была одной из самых важных психологических теорий 20-го века. Фрейд объяснил, что детские переживания , переживаемые в разном возрасте в детстве

    , напрямую диктуют модели личности и поведения в более позднем взрослом возрасте. Он объяснил, что детские переживания тесно связаны со здоровым развитием детей. Согласно Фрейду, детское развитие проходит пять отдельных стадий:

    • Оральная стадия
    • Анальная сцена
    • Фаллическая сцена
    • Скрытая стадия
    • Генитальная стадия

    Подобно теории Эриксона, описанной ранее, стадии Фрейда соответствуют определенным стадиям развития в течение жизни. Например, оральная стадия соответствует младенчеству (от рождения до одного года) и определяется орально-фиксированным поведением ребенка. Младенцы исследуют мир ртом, в том числе кормят грудью или из бутылочки.

    Согласно Фрейду, эти стадии

    развития ребенка сосредоточены вокруг сексуального развития. Таким образом, младенцы на оральной стадии получают большое удовольствие, когда берут в рот какие-то предметы — пальцы, игрушки и тому подобное. Это потому, что он считал, что либидо на этой стадии сосредоточено во рту.

    Где развитие личности появляется, когда люди застревают на стадии. Таким образом, люди с оральной фиксацией во взрослом возрасте получают удовлетворение от оральной стимуляции посредством любого количества действий. Они могут быть заядлыми курильщиками, сосать пальцы или кусать ногти. Такое поведение часто проявляется, когда человек находится в состоянии стресса.

    Если это не очевидно, фокус либидо перемещается в соответствии со стадией развития. Он движется ото рта к анусу, затем к фаллической стадии, когда дети начинают исследовать свои аутоэротические желания. За этим следует латентный период, в течение которого мало мотивации заниматься сексуальными мыслями или действиями. Теория Фрейда завершается генитальной стадией, которая, по его мнению, происходит от полового созревания до взрослой жизни, когда люди исследуют сексуальные действия с другими.

    Еще один слой теории Фрейда — это развитие ид, эго и суперэго. Фрейд считал Ид инстинктивным и примитивным. Это то, с чем мы рождаемся, и механизм, контролирующий наши половые влечения. Ид часто нереалистичен и импульсивен.

    Эго развивается в течение первых нескольких лет жизни и представляет реальность. По этой причине Ид и Эго часто расходятся во мнениях — Ид хочет того, чего хочет, и хочет этого сейчас, независимо от того, насколько это может быть реалистично или нереально. Таким образом, эго является посредником, который уравновешивает импульсы Ид и требования реального мира. Фрейд считал, что эго отвечает за принятие решений и разум.

    Суперэго развивается на фаллической стадии и является источником морали. Наша мораль, согласно Фрейду, передается от родителей или других опекунов. Поскольку суперэго предназначено для контроля ид и эго, оно помогает подавлять желания ид, а также помогает эго распознавать моральные цели, а не постоянно стремиться к совершенству.

    Точно так же суперэго можно рассматривать как нашу совесть. Это то, что заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы делаем что-то неправильно, и вознаграждает нас чувством гордости или радости, когда мы делаем что-то правильно. Работы и теории Фрейда о развитии ребенка уважаются и изучаются во всем мире.

    Связанный ресурс:  10 вещей, которые нужно знать о психологии школы для детей

    Теория социального обучения Бандуры

    Теория социального обучения Альберта Бандуры сегодня широко используется во многих отраслях и профессиях. Эта теория утверждает, что в то время как обучение и развитие ребенка во многом происходит из непосредственного опыта, многое также происходит из моделирования и простых наблюдений за людьми вокруг вас.

    Кроме того, Бандура утверждал, что моделирование, которое мы делаем для других, не ограничивается поведением, но также включает отношения и эмоциональные реакции в различных ситуациях. Таким образом, эта теория учитывает как когнитивные и факторы окружающей среды в определении того, как дети учатся и учатся вести себя.

    Моделирование достаточно простой процесс. Дети отмечают, как ведут себя их родители и другие важные фигуры в их жизни, и дети кодируют эту информацию. Позже дети могут имитировать смоделированное поведение. Таким образом, если ребенок видит, как его родитель бьет домашнюю собаку за лай, ребенок может закодировать это поведение, думать, что это нормально бить других, когда они злятся, и демонстрировать подобное поведение в будущем.

    Бандура построил свою теорию на основе классического и оперантного обусловливания. Например, если ребенок демонстрирует поведение, которое он закодировал из модели, и это поведение встречает вознаграждение, ребенок с большей вероятностью будет демонстрировать такое поведение в будущем. Воспитатель, который хлопает в ладоши и разговаривает с младенцем, который начинает ползать, подкрепляет это поведение положительными наградами.

    С другой стороны, если поведение ребенка приводит к последствиям (например, родитель кричит на него за то, что он ударил собаку), он с меньшей вероятностью продолжит это поведение, потому что за него последовало наказание .

    В чем Бандура отошел от строгих бихевиористских подходов, так это в своей позиции, согласно которой окружающая среда является лишь одним из факторов, определяющих то, как мы учимся и ведем себя. Вместо этого Бандура утверждал, что наши внутренние мотивы и даже наше текущее психическое состояние во многом связаны с нашей способностью учиться и тем, как мы себя ведем.

    Связанный ресурс:  5 Подкастов по психологии развития

    Теория когнитивного развития Пиаже

    Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети просто думают иначе, чем взрослые. Хотя некоторым это может показаться очевидным, это была революционная теория, которая впоследствии послужила основой для нескольких других теорий. Теория Пиаже о развитие ребенка  связанный с их вехами развития стал одной из ведущих теорий в мире.

    По сути, эта теория разделила детскую жизнь на четыре отдельные категории или стадии, каждая из которых несет в себе свои важные качества и уязвимости:

    • Сенсомоторная стадия: от рождения до двух лет
    • Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
    • Стадия эксплуатации бетона: от 7 до 11 лет
    • Стадия формальной эксплуатации: от 12 лет и старше

    Согласно Пиаже, каждая из этих стадий отмечена определенной целью развития . Постоянство объекта (способность понимать, что объект, находящийся вне поля зрения, все еще существует) является целью сенсомоторной стадии. Между тем, целью предоперационной стадии является символическое мышление, или способность мыслить с помощью символов и образов.

    Третий этап – конкретно-операциональный – цель – развитие у детей логического мышления. Это характеризуется способностью решать проблемы более по-взрослому, логично. Однако дети на этом этапе все еще могут бороться с абстрактным мышлением и могут решать только задачи, имеющие конкретное значение.

    Способность к абстрактному мышлению начинает развиваться только на этапе формальной эксплуатации. Точно так же Пиаже считал, что формальная операционная стадия знаменует собой начало способности использовать логику для проверки гипотез.

    Какая теория развития ребенка верна?

    Все эти теории развития ребенка очень отличаются друг от друга и используют разные способы объяснения того, как мы учимся, ведем себя и развиваемся. Дети начинают жизнь с генетические факторы , которые могут повлиять на их когнитивное развитие и эмоциональное развитие . Независимо от того, являются ли их опекуны теми, кто передал эти гены, их роль опекунов может иметь большее значение, чем они когда-либо могли себе представить. Когда дети начинают видеть, слышать, понимать и взаимодействовать, они также реагируют на эмоциональные факторы окружающих их людей. Хотя все эти теории основаны на 90 223 вехах развития 90 224, 90 223 основных областях из раннее детство и факторы, с которыми мы все, вероятно, связаны, у всех нас может быть разная система убеждений.

    И хотя может возникнуть соблазн спросить, какая из них верна, это не тот вопрос, на который можно ответить — каждая теория сама по себе имеет множество полезных приложений для изучения человеческого поведения . Одна теория может лучше подходить к конкретной ситуации, чем другая.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts