о чем нужно знать родителям девочки
В шесть лет физиологическое развитие ребенка можно охарактеризовать следующими словами: улучшение координации, повышенная возбудимость нервной системы, несовершенная нервная регуляция сердца, мягкость и податливость костей, развитая речь (пока не без дефектов), творческо-образное мышление.
В среднем масса тела ребенка в этом возрасте увеличивается с каждым месяцем на 200 граммов. В 6 лет средняя девочка весит от 17,7 до 19,9 килограммов при росте от 106 до 112,5 см. Окружность груди в 6 лет у девочек составляет от 54,7 до 56,6 см.
Естественно, что психоэмоциональное развитие в 6 лет волнует родителей не меньше, чем физиологическое. О том, что происходит в головах маленьких принцесс и как им помочь пережить первый кризис шестилетнего возраста, мы расскажем ниже.
Содержание
- Линия поведения: правильный выбор
- Учеба в школе
- О дружественных связях
- О любви
- О роли мамы в жизни ребенка
- Папа и шестилетняя дочка: как складываются отношения
- Спорт в жизни шестилетней малышки
Линия поведения: правильный выбор
В 6 лет девочки, в отличие от мальчиков, уже имеют право свободного выбора поведения. Родители разрешают им на порядок больше, чем разрешали бы мальчику, полагаясь в первую очередь на адекватность и ответственность девочки, которая должна являть собой пример для подражания.
Пользуясь такой свободой, шестилетняя малышка пробует играть разные роли, выбирая подходящую для себя и наблюдая за реакцией родителей.
Девочкам в школе на порядок легче, чем мальчикам — это факт. В первом классе у них, как правило, присутствует огромное желание учиться, быть прилежными и старательными, чтобы их хвалили учителя и родители. Шестилетние девочки спокойно и внимательно слушают учителя на уроках, проявляют себя сосредоточенными и аккуратными ученицами.
В отличие от мальчиков, малышки в 6 лет славятся безупречной исполнительной деятельностью. Они с легкостью решают типовые школьные задания по образцу, за счет чего у них появляется возможность повысить собственную успеваемость и возвыситься в глазах учителей и одноклассников. При этом, когда дело касается решения задач на логику и поиска нетрадиционных решений, у ребенка могут возникнуть сложности.
Чтобы хорошо учиться, девочкам крайне важно поддерживать эмоциональную связь с учителем. Им действительно необходимы одобрительные взгляды и кивки учителя во время объяснения материала. Ориентируясь на его реакцию, девочки лучше усваивают материал.
Развитие девочек в этом возрасте имеет свои особенности, в силу которых они демонстрируют повышенную прилежность и внушаемость. Шестилетние малышки отлично запоминают все, что услышали, могут воспроизвести информацию по требованию, но также быстро ее и забывают.
В школе девочки этого возраста ищут поддержки у взрослых в случаях, если считают себя уязвленными. Это означает, что для девочки крайне важно обратить внимание учителя на промахи одноклассников, чтобы все вокруг были такими же хорошими, как и она. Эмоциональное развитие ребенка в этом возрасте достигает своего апогея.
О дружественных связях
Шестилетние девочки в дружбе отдают предпочтение девочкам, а не мальчикам. Все дело в том, что развитие у мальчиков и девочек в этом возрасте имеет некоторые отличия, поэтому в компании таких же, как и они сами, малышки чувствуют себя комфортнее и безопаснее. Они с удовольствием обсуждают секреты друг друга, поддерживают и помогают подружкам и вообще очень ценят дружеские отношения.
Нередки ситуации, когда одна из подруг находится в полной зависимости от другой, чутко воспринимая ее эмоции, желания. В этом случае шестилетка может пережить настоящий стресс, если подруга откажется от дружбы с ней в пользу другой девочки.
Родителям важно понимать, что психическое развитие малышки в 6 лет имеет свои нюансы, и укрепление дружественных связей на этом этапе играет не последнюю роль. В случае появления проблем, возникающих на почве дружбы, нужно постараться помочь девочке выйти из ситуации без стресса, уверенной в себе и готовой к налаживанию дружеских контактов в дальнейшем.
О любви
Может показаться, что говорить о любви в 6 лет неуместно. На самом деле развитие маленьких принцесс уже позволяет им говорить, думать и мечтать о мальчиках – пока в совершенно невинном смысле, но все же. Именно поэтому родителям так важно проявить деликатность и понимание в ответ на появление у малышки чувств к мальчику из класса или со двора. Отношения у детей в этом возрасте если и возможны, то являются воплощением невинности и ограничиваются дружбой и периодическим обменом подарками.
Если у девочки появилось первое любовное увлечение, то родителям нужно быть готовыми к тому, что, возможно, за ним последует и первое разочарование, драма. В этом случае обязательно нужно будет поговорить с малышкой по душам, без насмешек и упреков, объяснить, что плохой опыт — это тоже опыт и что когда-нибудь она обязательно встретит своего принца.
О роли мамы в жизни ребенка
Если до сих пор функции мамы ограничивались лишь лаской и заботой, то к 6 годам маме нужно будет выбрать для себя роль, благодаря которой она сможет вырастить из нежного ребенка сильную и уверенную в себе женщину. Итак, самые подходящие роли для матери шестилетней девочки — это:
- подруга;
- советчица;
- контролер;
- хозяйка.
Подруга — это именно та роль, которая поможет наладить тесную эмоциональную связь с малышкой. Девочкам в этом возрасте действительно важно вместо упреков слышать слова поддержки, которые укрепят в них уверенность в том, что их любят, несмотря ни на что. Маме-подруге малышка будет доверять не только в нежном возрасте, но и когда станет подростком, а потом и взрослой девушкой.
Советчица — тоже достаточно интересная и перспективная роль. Такие мамы берут на себя ответственность за жизнь дочки и стараются вникнуть в ее переживания, чтобы дать полезный совет. Выбирая для себя роль советчицы, мама не должна злоупотреблять доверием ребенка, навязывая свое мнение даже по мелочам.
Контролер — обычно эту роль на себя примеряют матери девочек со своевольным и упрямым характером. Задача мамы в этом случае — контролировать дочь, не давая ей допустить ошибки, причем как в учебе, так и в общении со сверстниками.
Хозяйка — в этой роли мамы будут особенно полезны девочкам, так как научат их быть опрятными, домовитыми и ответственными. С мамой-хозяйкой для малышки в 6 лет уже не будет проблемой почистить свою обувь, сделать бутерброды в школу или помыть посуду после обеда.
Папа и шестилетняя дочка: как складываются отношения
С рождения и до конца жизни папа в жизни ребенка играет особую роль — для малышки он является главным мужчиной. Именно в общении с папой дочка формирует осознает себя, как будущую женщину. Анализируя папины достоинства, малышка уже с 6 лет начинает рисовать себе образ идеального мужчины, которого бы хотела видеть рядом с собой.
Для девочек очень важно слышать от папы слова одобрения, комплименты, купаться в его восхищении. Таким образом они смогут осознать себя как гармоничных, целостных и успешных личностей. Получающая в достаточной мере папину ласку, любовь и заботу девочка обязательно вырастет открытой, доброй и заботливой женой и мамой.
Спорт в жизни шестилетней малышки
Физическое развитие должно занимать в жизни шестилетнего ребенка особое место. Не нужно думать, что спортивные секции — это удел мальчиков, а девочкам нужно сосредоточить внимание на развитии творческих способностей. Чтобы крошка росла здоровой, целеустремленной и активной, в 6 лет ей просто необходимо посещать кружки и секции, где она сможет укрепить не только тело, но и волю.
Правильным будет отдать ребенка в ту секцию, к которой у нее действительно есть интерес. Если малышка не определилась, можно, понаблюдав за ней некоторое время, выявить наличие склонностей к тому или иному виду спорта. Как вариант, можно оформить шестилетку в секцию, куда уже записались ее одноклассницы или подруги.
Традиционными в этом возрасте для девочек считаются занятия танцами, гимнастикой, теннисом, плаваньем. Если же малышка без ума от «мужских» видов спорта, то не нужно ее ограничивать. Пусть попробует себя в секциях баскетбола, футбола, гандбола или волейбола. Главное, чтобы тренировки были для ребенка в радость.
В заключение отметим, что развитие девочки в возрасте 6 лет действительно имеет свои особенности, тем более когда речь идет о психологии. Но для родителей не составит труда справиться со всеми подводными камнями в воспитании малышки, если они проявят такт, терпение и внимание. Отслеживая физическое и психоэмоциональное развитие, можно будет вносить коррективы в воспитание.
кризисы у мальчиков и девочек в 10 лет
Постепенно с этого возраста ребенок вступает в чрезвычайно сложный и эмоциональный период – переходный возраст. На фоне физических изменений, происходящих в теле ребенка, происходит изменение уровня гормонов, меняется эмоциональный фон и психология. В этом возрасте возникает еще один кризисный период, который нужно правильно пережить.
Дети в этом возрасте уже относительно самостоятельны, они уже не столь сильно привязаны к матери и отцу, не так сильно от них зависят. Они всеми силами пытаются проявлять свою независимость. В связи с тем, что зачастую мнение родителей расходится с их видением мира, могут возникать элементы агрессии в поведении. Зачастую это оборачивается противостоянием между ними и родителями. Дети пытаются самовыражаться, ведя себя в противоположность тому, что от них просят родители. Добавляет в копилку сложного поведения еще и переменчивое настроение в связи с колебанием гормонального фона – настроение может меняться без видимых на то причин, и переживать по поводу этого не нужно.
Как воспитывать ребенка в 10 лет
Далеко не все родители сейчас не знают, как воспитать девочку 10 лет или ровесника-мальчика. В попытках вырастить из своего малыша человека доброго и положительного, родители зачастую проявляют чрезмерное усердие.
Одной из самых частых проблем в воспитании становится обилие всевозможных запретов и слов «нет». Дети активно продолжают познавать мир, и такие запреты для них крайне тяжелы психологически. Ребенок просто не может их выдержать и постоянно их нарушает. В итоге приводится все к тому, что родители считают, что их запреты не имеют для ребенка смысла и значения, и что дети не хотят их слушаться.
Другой ошибкой в воспитании своих детей являются сравнение детей с другими, упреки или крики. Нельзя кричать на ребенка, важно все объяснять спокойно и без истерик. Старайтесь меньше ругать ребенка, и больше хвалить, и категорически запрещено в негативном тоне сравнивать ребенка с другими, унижать его достоинства – ребенок каждый по-своему уникален.
Психология детей 10 лет — в чем особенности
Вопрос о том, как правильно воспитывать мальчика или девочку 10 лет крайне сложен. В этом возрасте происходит некоторое эмоциональное отдаление и охлаждение отношений между детьми и родителями. Особенно видны различия в отношении мальчиков к мамам, и девочек к папам. Особенно сложно данный период может протекать в тех семьях, где ребенка воспитывает только один родитель. В этот период у ребенка должен быть близкий человек из взрослых его пола ( для девочек мама, тетя бабушка), для мальчиков – отец, брат, дядя), кому он может доверить свои переживания и страхи, с кем может доверительно говорить. Психология мальчика 10 лет или девочки особенная в этот период, дети не совсем еще осознают, что происходит с их телом и настроением, могут формировать комплексы. В связи с этим, чтобы сформировать позитивное отношение к своему телу, стоит уделить внимание занятиям спортом. Детям важно находиться в коллективе и общаться с ровесниками, иметь друзей, родителям сейчас нужно вести себя так, чтобы они были для детей предметами для подражания. Особенность психологии детей 10 лет, особенно если это мальчики, зачастую толкает их на необдуманные поступки или нарушение правил безопасности. Важно, чтобы родители могли донести до сына или дочери, чем чреваты те или иные действия и поступки, к чему они в итоге могут привести.
Кричать и ругаться, сажать ребенка под арест при его проступках – не выход из ситуации, это только оттолкнет детей от вас.
Естественно, детям нужно давать определенную свободу, но понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 10 лет или девочка. Детям важно ощущать свою самостоятельность и доверие к ним родителей.
Симптомы кризиса у детей 10 лет — как выявить и преодолеть
Наряду с более ранними, этот возраст у детей также кризисный. С одной стороны, они уже относительно взрослые для принятия решений и ответственности за них, с другой стороны – не имеют жизненного опыта. В виду этого в переходный возраст у мальчиков в 10 лет или девочек могут возникать сложности в общении со взрослыми или детьми, замкнутость, неуверенность в себе и другие проблемы.
Родителям важно в этот период проявить участие и ненавязчиво предлагать помощь в преодолении этого периода.Теги по теме: воспитаниедети 7-12
Оцените материал:
Сексуальность и отношения для детей в возрасте от 6 до 8 лет
Когда мы высаживаем наших детей у ворот школы или прощаемся с ними на автобусной остановке, мы надеемся, что главным событием станут три R, но мы знаем, что чтение, письмо и арифметика — не единственные виды образования, которые дети получают в школе. Как давным-давно заметил Ральф Уолдо Эмерсон: «Я плачу школьному учителю, но именно школьники воспитывают моего сына». Учителя, как и родители, оказываются в центре водоворота: подростки, только начинающие свою сексуальную жизнь, могут практиковаться в поцелуях на игровой площадке, держаться за руки в коридорах и играть в «игры», чтобы экспериментировать с различными видами интимного выражения. Как мы можем убедиться, что наши дети управляются с приглашением в различные игры для сверстников, такие как «Играем в дом», а позже «Правда или действие» или «Семь минут в раю»?
Прозорливый подход одного учителя к ситуации может дать понимание нам как родителям. В ответ на слухи о поцелуях детей этот учитель нашел время, чтобы провести «сессию открытого круга». В среде, где они чувствовали себя в безопасности, дети могли честно поделиться своими опасениями и обсудить способы, которыми они пытались исследовать свою сексуальность. Основными сообщениями учителя были: «Слушайся своей совести — и не участвуй в подвигах, которые заставят тебя идти против этого голоса», «Мальчики и девочки могут быть друзьями», «Дети не должны целовать никого, кроме членов семьи» и «Поговорите со взрослым, если вы когда-нибудь почувствуете страх, нервозность или дискомфорт».
Мы можем многому научиться из того, как учитель справился с этой ситуацией. Мы должны признать, что наши дети сталкиваются с проблемами и давлением в школе, которые нам трудно представить. Но наш ответ все еще может быть утешительным: хотя мы не можем присутствовать на игровой площадке или в коридорах, чтобы направлять наших детей, мы можем дать им набор указателей, подобных тем, которые предлагает этот учитель, чтобы они помнили, когда они что-то делают. повторно в ситуации давления. Чем больше мы осознаем давление, с которым сталкиваются наши дети со стороны своих сверстников, тем больше мы можем вооружить их инструментами для исследования своей сексуальности здоровым и ценностным образом.
В начальных классах дети учатся следовать правилам и развивают дисциплину, особенно с помощью спорта. Их растущие тела позволяют им впервые продемонстрировать силу и грацию. Они уже разрабатывают физические модели мужественности и женственности, и вы заметите, что они идентифицируют себя с определенными стилями по мере развития своей личности.
Физический: Хотя это и необычно, у 7- или 8-летних детей нередко развиваются вторичные половые признаки (такие как рост груди и лобковые волосы), поэтому важно, чтобы вы начали говорить раньше, чем раньше. позже об изменениях, которые происходят с нашим телом, когда мы растем. Дети в этом возрасте также начинают брать на себя больше ответственности за собственную гигиену, поэтому вам нужно будет инициировать беседы, соответствующие их физическому развитию, чтобы они были готовы больше заботиться о себе по мере изменения своего тела.
В начальной школе детей часто знакомят с элементарными уроками полового воспитания или естествознания, которые дают конкретную информацию о различиях между мужской и женской анатомией и стадиях репродукции человека. Важно быть в курсе содержания материала, посвященного сексуальности, чтобы вы могли интегрировать свои разговоры, чтобы совместить то, чему ваши дети учатся в школе, с ценностями вашей семьи. Например, в старших классах начальной школы дети начинают догадываться, услышав в классе или на игровой площадке, что половой акт происходит, когда мужчина вводит свой пенис во влагалище женщины. Вы хотите установить связь между этой информацией и вашими собственными разговорами о сексуальности, особенно потому, что дети могут воспринимать сексуальную информацию как секретную, если она также не рассматривается дома. Вы хотите показать, что воспринимаете сексуальность как нечто естественное и поддерживаете их, чтобы они чувствовали себя комфортно.
Эмоциональный: У детей в этом возрасте начинают крепнуть дружеские отношения и часто появляются лучшие друзья. Эти дружеские отношения становятся все более и более важными, когда они становятся старше. Вместе со своими друзьями дети в начальных классах могут участвовать в играх, в которых они играют в «дом», принимая образы «мамочек» или «папочек». Эти игры часто воссоздают предполагаемые гендерные стереотипы: мужчина идет на работу, а женщина остается дома с детьми или готовит ужин. Вы можете понаблюдать за этой игрой и использовать ее как возможность указать, что многие женщины также ходят на работу. а мужчины также заботятся о детях, готовят и убирают.
В начальной школе дети начинают осознавать сексуальную активность, и их реакция обычно выражается легким отвращением: такие вещи, как поцелуи, считаются «отвратительными» (за исключением родителей — мы надеемся). Шутки начинают развиваться вокруг сексуального юмора, и дети будут смеяться (и петь песни) о том, кто кого любит. По мере того как дети выражают весь спектр эмоций и развивают способность думать самостоятельно, родители обязаны обращать внимание на чувства своего растущего ребенка, будь то радость или печаль, удовольствие или смущение.
Родственники: Школа, друзья и занятия все больше и больше уводят детей из дома. В этом возрасте они узнают, что есть разные виды любви (к семье, друзьям и родителям, а также идея «влюбленности»). По мере того, как они расширяют свои определения любви, вы заметите, что они начинают инициировать жесты заботы — от жестов привязанности во время спортивных мероприятий (например, похлопывание товарища по команде по спине) до объятий друга после долгих летних каникул.
Хотя дети в этом возрасте в первую очередь тяготеют к друзьям своего пола, противоположный пол начинает все больше проявляться. Разговоры о подругах и парнях вызывают бурю эмоций в школе, и мальчики начинают догонять девочек и включать противоположный пол в свою сеть осознания — хотя, по общему признанию, они обычно сильно отстают от девочек в социальном сознании.
Социальный: Дети начальной школы начинают понимать различные обстоятельства, которые приводят к браку или разводу. Они замечают, что отношения часто переходят от дружбы к ухаживанию, затем к свиданиям, затем к влюбленности и, наконец, к браку, и они также могут узнать, что наличие детей не обязательно означает, что люди состоят в браке.
Дети младшего школьного возраста начинают учиться справляться с конфликтами и развивать долгосрочные отношения с другими людьми, определяя качества, которыми они восхищаются и которые они желают видеть в друзьях. В это время дети осознают различия в стилях общения и взаимодействия между семьями и отдельными людьми. Это подходящее время, чтобы помочь вашему ребенку разобраться и понять, почему его или ее ценят или не ценят сверстники. Потратив время на обсуждение дружбы и качеств, способствующих здоровым отношениям (таких как доброта, честная игра, великодушие и понимание), вы поможете своему ребенку выработать привычки, которые будут служить ему или ей на протяжении всей жизни.
Духовный : Благодаря знакомству с религиозными традициями, отличными от их собственных, дети начальной школы узнают, что разные религии или системы верований могут иметь разные ценности. Этот возраст — подходящее время для обсуждения ценностей, которые важны в вашей семье, поскольку они связаны с выбором образа жизни и текущими событиями. Частью понимания ценностей является признание того, что выбор людей может иметь широкие последствия. Системы ценностей важны для того, чтобы помочь детям позже понять, почему секс уместен в одном возрасте, а в другом нет. Когда они приходят к пониманию и принятию этих ценностей, они могут видеть, как ценности определяют, воспринимается ли сексуальность как положительная или отрицательная, что ею можно злоупотреблять или использовать ненадлежащим образом, и что с ней нужно обращаться осторожно.
Если вы приложите усилия, чтобы вести открытый диалог со своими детьми о ваших ценностях и вашем восприятии Бога, они будут подготовлены к развитию духовной жизни, предоставляя им еще один ресурс (помимо родителей!) для поиска совета в трудные времена, поскольку их духовная связь становится личной.
как пандемия влияет на детский мозг?
Как и многие педиатры, Дани Думитриу готовилась к воздействию коронавируса SARS-CoV-2, когда он впервые появился в ее палатах. Она почувствовала облегчение, когда большинство новорожденных в ее больнице подверглись воздействию COVID-19. казалось, все в порядке. Знание о воздействии вируса Зика и других вирусов, которые могут вызывать врожденные дефекты, означало, что врачи искали проблемы.
Но намеки на более тонкую и коварную тенденцию последовали за ним. Думитриу и ее команда из Нью-Йоркской пресвитерианской детской больницы Морган Стэнли в Нью-Йорке располагали данными о развитии младенцев более чем за два года — с конца 2017 года они анализировали коммуникативные и моторные навыки младенцев в возрасте до шести месяцев. Дмитрий подумал, что было бы интересно сравнить результаты детей, рожденных до и во время пандемии. Она попросила своего коллегу Моргана Файрштейна, научного сотрудника Колумбийского университета в Нью-Йорке, оценить, существуют ли различия в развитии нервной системы между двумя группами.
Через несколько дней Файрштейн в панике позвонил Думитриу. «Она такая: «У нас кризис, я не знаю, что делать, потому что у нас не просто влияние пандемии, а значительное», — вспоминает Думитриу. Она не спала большую часть той ночи, изучая данные.
Младенцы, рожденные во время пандемии, в среднем набрали более низкие баллы по тестам крупной моторики, мелкой моторики и коммуникативных навыков по сравнению с детьми, родившимися до нее (обе группы оценивались родителями с помощью установленного опросника) 1 . Не имело значения, был ли их биологический родитель заражен вирусом или нет; казалось, что-то было в окружающей среде самой пандемии.Дмитрий был ошеломлен. «Мы были такие, о, Боже мой», — вспоминает она. «Мы говорим о сотнях миллионов младенцев».
Хотя дети обычно хорошо себя чувствуют при заражении SARS-CoV-2, предварительные исследования показывают, что связанный с пандемией стресс во время беременности может негативно влиять на развитие мозга плода у некоторых детей. Более того, измученные родители и опекуны могут по-другому или меньше взаимодействовать со своими маленькими детьми таким образом, что это может повлиять на физические и умственные способности ребенка.
Изоляция, которая сыграла решающую роль в борьбе с распространением коронавируса, изолировала многие молодые семьи, лишив их возможности играть и общаться. Из-за стресса и истощения многие лица, осуществляющие уход, также не смогли обеспечить то индивидуальное время, в котором нуждаются младенцы и дети ясельного возраста.
Как COVID меняет изучение человеческого поведения
«Все хотят задокументировать, как это влияет на развитие ребенка, а также на отношения между родителями и детьми и отношения со сверстниками», — говорит Джеймс Гриффин, руководитель отдела детского развития и поведения в Национальном институте детского здоровья и человеческого развития им. Юнис Кеннеди Шрайвер в США. Бетесда, Мэриленд. «У всех есть опасения».
Некоторые команды, изучающие эти проблемы по всему миру, начинают публиковать свои выводы. Начались новые исследования. Трудно найти точные ответы, не в последнюю очередь потому, что многие исследовательские лаборатории детского развития закрылись во время пандемии.
У некоторых детей, родившихся в течение последних двух лет, может быть отставание в развитии, в то время как другие могли бы хорошо развиваться, если бы опекуны находились дома в течение длительного времени и у братьев и сестер было больше возможностей для общения. Как и во многих аспектах здоровья во время пандемии, социальное и экономическое неравенство играет четкую роль в том, кто больше всего страдает. Ранние данные свидетельствуют о том, что использование масок не оказывает негативного влияния на эмоциональное развитие детей. Но пренатальный стресс может способствовать некоторым изменениям в связях мозга. Картина развивается, и многие исследования еще не прошли рецензирование.
Некоторые исследователи предполагают, что многие дети, отстающие в развитии, смогут наверстать упущенное без длительных последствий. «Я не ожидаю, что мы обнаружим, что есть поколение, которое пострадало от этой пандемии», — говорит Мориа Томасон, детский и подростковый психолог из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета.
Резкое падение игрыОдной из лабораторий, которой удалось остаться открытой во время пандемии COVID-19, была Лаборатория передовой детской визуализации Университета Брауна в Провиденсе, штат Род-Айленд. В нем Шон Деони, медицинский биофизик, и его коллеги используют магнитно-резонансную томографию (МРТ) и другие методы для изучения того, как факторы окружающей среды влияют на развитие мозга у младенцев.
Хотя пандемия изменила то, как они проводили свои исследования — меньше посетителей и больше уборки — они продолжали приглашать детей в свою лабораторию, чтобы отслеживать двигательные, визуальные и языковые навыки в рамках семилетнего исследования Национального института здравоохранения по развитию детей в раннем возрасте. и его последствия для последующего здоровья.
Однако по мере развития пандемии Деони начал слышать тревожные комментарии от своих коллег. «Наши сотрудники начали рассказывать мне анекдотично: «Чувак, этим детям требуется намного больше времени, чтобы пройти эти оценки», — вспоминает Деони.
Он был озадачен, поэтому попросил своих исследователей нанести на график и сравнить среднегодовые показатели и отклонения от показателей нервно-психического развития младенцев. Именно тогда они обнаружили, что показатели во время пандемии были намного хуже, чем в предыдущие годы (см. «Падение развития»). «В конце прошлого года и в начале этого года все начало как бы рушиться», — сказал он в конце 2021 года. те, кто родился до него, проходят набор тестов, которые измеряют развитие аналогично тестам IQ. Они также обнаружили, что дети из семей с низким доходом испытали самые большие падения, что мальчики пострадали больше, чем девочки
Источник: Реф. 2
Поначалу Деони предположил, что сыграло роль предвзятость отбора: возможно, семьи, которые приложили усилия, чтобы пройти тестирование во время пандемии, были теми, чьи дети подвергались риску проблем в развитии или уже проявляли их. Но со временем он пришел к убеждению, что предвзятость отбора не объясняет результаты, потому что приходящие дети не имели другого происхождения, исхода рождения или социально-экономического статуса по сравнению с предыдущими участниками.
Эти эффекты кажутся резкими, но некоторые исследователи утверждают, что они не обязательно предсказывают долгосрочные проблемы. «IQ младенцев мало что предсказывает», — говорит Марион ван ден Хеувел, нейропсихолог развития из Тилбургского университета в Нидерландах. «Очень сложно что-либо сказать о том, что это будет означать для их будущего». Она указывает на исследование 3 , показывающее, что румынские девочки, которые начали жизнь в детских домах, но затем были усыновлены приемными семьями в возрасте до 2,5 лет, реже имели психические проблемы в возрасте 4,5 лет, чем девочки, которые оставались в интернатах. Эта ситуация отличается от пандемии, но предполагает, что дети могут компенсировать трудности после снятия ограничений.
Дети и COVID: почему иммунная система молодых людей по-прежнему на высоте
К сожалению, Деони обнаружил, что чем дольше продолжается пандемия, тем больше у детей накапливается дефицит. «Масштабы огромны — это просто поразительно», — говорит Деони об открытиях, которые сейчас пересматриваются в JAMA Pediatrics .
Когда Деони впервые разместил свои результаты на сервере препринтов 2 , это вызвало бурю беспокойства в СМИ и негативную реакцию со стороны исследовательского сообщества. «Было серьезное беспокойство по поводу того, что эти результаты были опубликованы без надлежащей экспертной оценки», — говорит Гриффин.
Но если предположить, что результаты действительно заслуживают внимания, почему дети, рожденные во время пандемии COVID-19, могут испытывать значительный когнитивный и особенно двигательный дефицит? Деони подозревает, что проблемы связаны с отсутствием взаимодействия между людьми. В последующем исследовании, которое еще не было опубликовано, он и его команда зафиксировали общение родителей и детей дома и обнаружили, что количество слов, сказанных родителями своим детям и наоборот, за последние два года было ниже. чем в предыдущие годы. Он также подозревает, что младенцы и дети младшего возраста не получают столько практики крупной моторики, как обычно, потому что они не играют регулярно с другими детьми или не ходят на игровые площадки. «К сожалению, эти навыки как бы закладывают основу для всех остальных навыков», — говорит он.
Другие недавние исследования подтверждают идею о том, что отсутствие общения со сверстниками может сдерживать некоторых детей. В исследовании, опубликованном ранее в этом году, исследователи из Соединенного Королевства опросили 189 родителей детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет, спрашивая, посещали ли их дети детский сад или дошкольное учреждение во время пандемии, и оценивая языковые и исполнительные навыки. Авторы обнаружили, что навыки детей были сильнее, если они получали групповой уход во время пандемии, и что эти преимущества были более выражены среди детей из малообеспеченных семей 4 .
COVID и школы: доказательства безопасного открытия
Наиболее подвержены риску цветные дети или дети из малообеспеченных семей. Например, все больше исследований показывают, что среди детей школьного возраста дистанционное обучение может увеличивать и без того большой разрыв в обучении и развитии между детьми из богатых и малообеспеченных семей, а также между белыми и цветными детьми. В Нидерландах исследователи обнаружили, что в 2020 году дети показали худшие результаты по общенациональным оценкам — по сравнению с тремя предыдущими годами — и что потери в обучении были на 60% больше у детей из менее образованных семей 5 .
В некоторых частях Африки к югу от Сахары, включая Эфиопию, Кению, Либерию, Танзанию и Уганду, исследования показывают, что некоторые дети потеряли целый год обучения 6 . А в Соединенных Штатах, после первого карантина, отчет консалтинговой фирмы McKinsey показал, что цветные учащиеся поступают в школу осенью с отставанием в обучении на три-пять месяцев, в то время как белые ученики отстают всего на один-три месяца (go.nature. com/3fauntp).
Маскированные эффектыДети, которые посещали школу или другие групповые учреждения во время пандемии, как правило, общались с другими людьми, которые носили лицевые маски. Один важный вопрос заключается в том, могут ли маски, которые скрывают части лица, важные для выражения эмоций и речи, также влиять на эмоциональное и языковое развитие детей.
Мать в маске общается со своей дочерью в ожидании результатов ПЦР в Хьюстоне, штат Техас. Фото: Брэндон Белл/Getty
Эдвард Троник, психолог из Массачусетского университета в Бостоне, был засыпан электронными письмами от родителей и педиатров, обеспокоенных потенциальными последствиями маскировки для развития. Троник известен своим экспериментом 1975 года «Неподвижное лицо», который показал, что когда биологические родители внезапно оставались невозмутимыми при общении со своими младенцами, их дети сначала пытались привлечь их внимание, а затем постепенно отстранялись и становились все более расстроенными и настороженными . 7 .
Троник решил проверить, имеют ли маски подобный эффект. Вместе со своей коллегой, психологом Нэнси Снидман, он провел эксперимент (который еще не прошел экспертную оценку), в котором родители использовали смартфоны для записи взаимодействия со своими детьми до, во время и после того, как они надевали маски. Хотя младенцы замечали, когда их родители надевали маски — они ненадолго меняли выражение лица, отворачивались или указывали на маску — затем они продолжали взаимодействовать со своими родителями, как и до 9 лет. 0047 8 . По словам Троника, маска блокирует только один канал связи. «Родитель в маске все еще говорит: «Я взаимодействую с вами, я все еще здесь для вас, я все еще на связи с вами».
Маски, похоже, не сильно мешают эмоциональное или языковое восприятие. Исследование, опубликованное в мае, показало, что двухлетние дети все еще могут понимать слова, произнесенные взрослыми в непрозрачных масках для лица 9 . Дети «компенсируют дефицит информации с большей готовностью, чем мы думаем», — говорит ведущий автор исследования Лехер Сингх, психолог из Национального университета Сингапура. Исследователи в Соединенных Штатах обнаружили, что, несмотря на то, что в масках для лица детям школьного возраста было труднее воспринимать эмоции взрослых — примерно так же сложно, как когда взрослые носили солнцезащитные очки, — дети по большей части все же могли делать точные выводы. 10 .
«Существует множество других сигналов, которые дети могут использовать для анализа чувств других людей, таких как голосовые выражения, мимика тела, контекст», — говорит автор исследования Эшли Руба, научный сотрудник Университета Висконсин-Мэдисон.
Беременные и находящиеся в состоянии стрессаДругие исследователи хотят знать, может ли пандемия повлиять на развитие детей до их рождения. Кэтрин Лебель, психолог, которая руководит лабораторией нейровизуализации развития в Университете Калгари в Канаде, и ее коллеги опросили более 8000 беременных женщин во время пандемии. Почти половина сообщила о симптомах тревоги, а у одной трети были симптомы депрессии — это гораздо более высокий процент, чем в допандемические годы. Как этот стресс влиял на младенцев в утробе матери?
Чтобы выяснить это, исследователи использовали МРТ для сканирования мозга 75 младенцев через 3 месяца после рождения. В препринте, опубликованном в октябре, они обнаружили, что дети, рожденные людьми, которые сообщали о большем пренатальном дистрессе — о большем количестве симптомов тревоги или депрессии — демонстрировали различные структурные связи между их миндалевидным телом, областью мозга, участвующей в обработке эмоций, и их префронтальной корой, областью, ответственной за это. для исполнительных навыков 11 .
Сканирование головного мозга, показывающее средние модели связи между миндалевидным телом и другими областями у младенцев. Связанный с пандемией стресс во время беременности ослабил связи у некоторых детей. Фото: Кэтрин Мэннинг
В предыдущем небольшом исследовании Лебель и ее команда установили связь между пренатальной депрессией и различиями в связях мозга в тех же областях и предположили, что у мальчиков эти изменения мозга коррелируют с агрессивным и гиперактивным поведением в дошкольном возрасте 12 . Другие команды обнаружили, что изменения в связности между этими областями у взрослых являются факторами риска депрессии и тревоги 13 . «Это области, которые участвуют в обработке эмоций и множестве различных поведенческих реакций», — говорит Лебель.
Другие исследования выявили аналогичную связь между внутриутробным пандемическим стрессом и развитием ребенка. Ливио Провенци, психолог из Фонда IRCCS Mondino в Павии, Италия, и его коллеги заметили, что трехмесячные дети людей, которые сообщали о том, что во время беременности испытывали больше стресса и беспокойства, имели больше проблем с регулированием своих эмоций и внимания — они были менее способны например, удерживать внимание на социальных раздражителях, и их было труднее успокоить, чем детей людей, которые меньше подвергались стрессу и беспокойству во время беременности 14 .
Томасон проводит собственное исследование, чтобы оценить влияние материнских стрессоров на мозг и поведение детей. Она отмечает, что, хотя существует большое беспокойство по поводу того, как пренатальный стресс может повлиять на детей с пандемией, ранние выводы, такие как эти, не означают, что дети будут бороться до конца своей жизни. «Дети такие адаптивные и эластичные. И мы ожидаем, что ситуация улучшится и что они смогут быть устойчивыми ко многому из того, что произошло», — говорит она.
Действительно, исследования исторических бедствий показывают, что, хотя стресс в утробе матери может быть вредным для младенцев, он не всегда имеет длительные последствия. У детей, рожденных людьми, которые испытали сильный стресс в результате наводнения 2011 года в Квинсленде, Австралия, в возрасте шести месяцев наблюдался дефицит навыков решения проблем и социальных навыков по сравнению с детьми, рожденными людьми, которые испытывали меньше стресса 15 . Однако к 30 месяцам эти результаты больше не коррелировали со стрессом, и чем более чутко родители реагировали на потребности своих младенцев и малышей после рождения, тем лучше малыши справлялись со стрессом. 0047 16 .
Осторожность и действиеИсследования детей с пандемией представляют собой неоднозначную картину, и ученые говорят, что еще слишком рано делать осмысленные интерпретации. Во-первых, некоторые из этих ранних, часто неопубликованных результатов могут не отражать реальность, говорит Кэтрин Монк, медицинский психолог, работающая с Дмитриу в NewYork-Presbyterian.
Родители, которые решили участвовать в некоторых ранних исследованиях, например, могут быть нерепрезентативной выборкой, говорит Монк. Возможно, они уже беспокоились о своих детях из-за наблюдаемого поведения. Кроме того, по ее словам, на результаты личных исследований, таких как исследование Деони, может повлиять ношение лицевых масок — возможно, не сильно, но достаточно, чтобы исказить результаты.
Как писал Томасон в прошлом году в комментарии 17 в JAMA Pediatrics , стремление опубликовать интересные результаты может также повлиять на эти ранние исследования. «Ученые быстро отправляются на поиски вредной разницы. Это то, что привлечет внимание средств массовой информации; это то, что будет опубликовано в авторитетном журнале», — говорит она.
Исследователи и спонсоры запускают крупные исследования и сотрудничество, которые могут помочь составить более четкую картину. Национальный институт США по борьбе со злоупотреблением наркотиками финансирует несколько исследований в рамках своего исследования «Здоровый мозг и развитие ребенка». В них будет рассмотрено, как материнский стресс и употребление психоактивных веществ во время пандемии влияют на развитие ребенка. Кроме того, были сформированы союзы и конференции для объединения исследователей и обмена новыми данными. В марте 2020 года Томасон запустил международный Исследовательский альянс поколений COVID, который объединяет исследователей из 14 стран, изучающих семьи с маленькими детьми во время пандемии. В альянс, который провел исследовательский саммит в ноябре 2021 года, входят исследователи из Северной и Южной Америки, Европы, Австралии, Азии, Ближнего Востока и Африки.
Даже если мозг детей действительно страдает от пандемии, еще есть время, чтобы вернуть их на правильный путь, отмечает Думитриу. «Мы можем полностью опередить то, что это станет чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения», — говорит она. «Мозг шестимесячных очень пластичен, и мы можем проникнуть туда и изменить его траекторию».
Родители могут добиться прогресса, регулярно играя и разговаривая со своими маленькими детьми и предоставляя им возможность играть с другими в безопасной обстановке. Изменения в политике, направленные на поддержку семей и детей, также могут иметь значение. Исследования Лебеля 11 обнаружили, что значимая социальная поддержка, например, от партнера или близкого друга, во время беременности привела к гораздо меньшему пренатальному дистрессу. «Мы могли бы сделать гораздо больше в экосистеме дородового ухода», — говорит Монк. Исследователи также выступают за вмешательства, которые поддерживают семьи сразу после рождения.