Диалектическая психология крашенинников: Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление

Секция диалектической психологии развития. Секция РПО

Веракса Николай Евгеньевич

Руководитель

Ученое звание: Профессор

Ученая степень: Доктор психологических наук

Должность: главный научный сотрудинк

Место работы: ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет

Цель создания секции – объединение всех, кто заинтересован в исследовании психологии диалектического мышления, развивающего образования и психологии творчества. 

Задачи секции – организация площадки для обсуждения результатов теоретических и экспериментальных исследований в области диалектического мышления, развивающего образования и творчества; обсуждение текущих проектов и подготовка научных, методических, учебных материалов  в указанных сферах.

Проблематика секции начала складываться в 1990-е годы. Основу направления составил структурно-диалектический метод, который позволил исследовать диалектическое мышление со структурных позиций.

Диалектическое мышление – ключевой компонент когнитивной структуры человека, характеризующий способность к анализу развивающихся процессов и преобразованию противоречивых ситуаций, построению динамических структур.

Несмотря на то, что исследования диалектического мышления за рубежом и в России разворачивались одновременно (70-80-е года XX века по настоящее время), они практически не пересекались друг с другом. Таким образом, в настоящий момент мы можем говорить о как минимум трех самостоятельных линиях исследований феномена — западной (США, Европа), азиатской (Китай, Индия) и российской (структурно-диалектический подход, разработанный Н.Е. Вераксой и учеными его школы), каждый из которых имеет свои существенные особенности.

Западная линия исследований представлена работами ученых  американских и западно-европейских университетов. Среди ключевых авторов можно обозначить таких, как: К.Ф. Ригель, В.С. Хофман, М. Бессечс, П.

К. Арлин, Р.Е. Нисбет, Э. Маршанд и др. В работах этих авторов категория «диалектическое мышление» возникает в связи с попыткой переосмыслить стадиальную логику анализа когнитивного развития человека, подробно разработанную в генетической теории Жана Пиаже и ввести понятие так называемой пост-формальной стадии когнитивного развития.  В качестве ключевого психического процесса, отличающего стадию формальных операций от пост-формальной стадии, обсуждается диалектическое мышление. Оно рассматривается как наиболее зрелая форма, которая позволяет анализировать процессы изменения и развития; преодолевать напряжение, связанное с работой с противоречием по принципу тезис-антитезис-синтез; имеет метакогнитивный характер, то есть в каком-то смысле является «мышлением о мышлении».

Российская линия диалектического мышления представлена работами, выполненными в русле  структурно-диалектического подхода, автором которого является Н.Е.Веракса. Основные положения отражены в работах: Л.

Ф. Баяновой, А.К. Белолуцкой, А.Н. Вераксы, Е.Е. Крашенинникова, И.Б. Шияна, О.А. Шиян, Т.Е. Черноковой.

Помимо общефилософских оснований структурно-диалектический подход опирается на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, теорию деятельности и теорию развивающего обучения В.В. Давыдова, а также учитывает ключевые достижения отечественной школы психологии мышления конца XX века.     Исследователи школы выделяют две относительно самостоятельные линии когнитивного развития – диалектическое мышление и формально-логическое мышление. Их развитие носит сложный взаимообусловленный характер.

В рамках структурно-диалектического подхода диалектическое мышление рассматривается как творческое, продуктивное.  Создание нового содержания происходит путем преобразования противоречия, образующего структуру проблемной ситуации. Эвристический потенциал противоречия реализуется путем диалектических преобразований – диалектических мыслительных действий.

В российских исследованиях диалектическое мышление рассматривается как особая линия развития познавательной деятельности, которая впервые появляется в дошкольном возрасте и далее на каждом возрастном этапе имеет свою специфику.

В 2020 году состоялся семинар Института философии РАН «Междисциплинарные проблемы когнитивных наук» под руководством И.Ф.Михайлова, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора методологии междисциплинарных исследования человека Института философии РАН, посвященный теме «Взаимосвязь развития диалектического мышления и понимания эмоций. Образовательный контекст». На семинаре с основным докладом выступил Н.Е.Веракса, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, а также Л.Ф. Баянова, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, И.Б. Шиян, кандидат психологических наук, заместитель директора Института системных проектов, заведующий лабораторией развития ребенка Московского городского педагогического университета, А.Н. Сиднева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.

В. Ломоносова.

Если Вы хотите присоединиться к секции «Диалектическая психология развития», напишите об этом на электронный адрес:  [email protected]

Состав секции

Баянова Лариса Фаритовна

Белолуцкая Анастасия Кирилловна

Воробьева Елена Вячеславовна

Крашенинников Евгений Евгеньевич

Крашенинников- Хайт Евгений Евгеньевич

Ле-ван Татьяна Николаевна

Малышева Наталья Георгиевна

Морозова Татьяна Витальевна

Холодова Ольга Леонидовна

Чернокова Татьяна Евгеньевна

Шиян Игорь Богданович

Шиян Ольга Александровна

Состав секции подробее

Дополнительные ресурсы

  • Выступление О.А.Шиян:  https://www.youtube.com/watch?v=tSLOWYvnnpk&feature=youtu.be
  • Выступление Л.Ф.Баяновой: https://www.youtube.com/watch?v=28SyyGLPNuw&feature=youtu.be 
  • Выступление А. К.Белолуцкой: https://www.youtube.com/watch?v=TMbgSVI1a6o&feature=youtu.be
  • 15 Международные чтения памяти Л.С.Выготского. Секция структурно-диалектической психологии. Крашенинников Евгений Евгеньевич «Феномен «сопротивления развитию» у взрослых и детей и развитие диалектического мышления».
  • Часть 1 «О творчестве» — Крашенинников Е.Е.
  • Часть 2 «О творчестве» — Крашенинников Е.Е.
  • Часть 3 «О мышлении» — Крашенинников Е.Е.
  • Часть 4 «О диалектике» — Крашенинников Е.Е.

Избранные публикации секции 2020 года

  • Veraksa, A.N.; Aslanova, M.S.; Bukhalenkova, D.A.; Veraksa, N.E.; Liutsko, L. Assessing the Effectiveness of Differentiated Instructional Approaches for Teaching Math to Preschoolers with Different Levels of Executive Functions. Educ. Sci. 2020, 10, 181.2020
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проблема средств в цифровом обучении. // Педагогика, 2020, 4, С. 19-27
  • Веракса Н. Е., Вересов Н.Н., Веракса А.Н., Сухих В.Л. Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст// Культурно-историческая психология. 2020, 3, С. 60-70
  • Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н., Белолуцкая А.К., Тарасова К.С. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода// Сибирский психологический журнал, № 75, с. 115-143 DOI
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников (5-7 лет). Мозаика-Синтез (М.) , 2020.

Все публикации секции подробно


Евгений Крашенинников о важности развивающего диалога

18 декабря 2020 года ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Евгений Крашенинников провел вебинар на тему «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей». Автор представил концепцию развития диалектического мышления Николая Вераксы, в рамках которой предлагается использовать особую форму диалога, возникающую между ребенком и взрослым.

Есть качества личности, которые способны развиться естественным путем, а есть те, формирование которых нуждается в специальных усилиях. Но среди многих важных качеств, которыми должна обладать зрелая личность и которые мы бы хотели развить в ребенке, есть одно, отсутствие которого обесценивает самые, казалось бы, прекрасные черты характера. Это — способность к мышлению. Обыденное сознание часто путает с мышлением то, что им не является. Например, хорошую память, восприятие, эмоции. Однако мышление появляется только там, где есть анализ, синтез, планирование, рефлексия. Оно подразумевает решение задачи, вовсе не обязательно математической.

«Поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет», — полагает автор.

Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Как же развивать эту важную способность в дошкольнике? Чтобы ответить на этот вопрос, Евгений Крашенинников вводит понятие развивающего диалога — взаимно интересной коммуникации ребенка и взрослого, когда они вместе ищут ответ на важный для каждого из них вопрос, пока остающийся без ответа. Это уравнивает собеседников, несмотря на разницу в возрасте и опыте.

«Развивающий диалог важен в равной степени и для ребенка, и для взрослого, — утверждает автор. — «Ребенок может предложить такие версии, ходы, пути развития мысли, о которых мы бы без него не догадались».

Идеальные вопросы для развивающего диалога — философские. Они вовсе не обязательно предполагают сложные научные термины, но всегда — попытку разобраться в глубинных смыслах происходящего с нами. Вопросы, на которые при таком подходе ищет ответ маленький ребенок, могут обманчиво показаться простыми. Как нарисовать машину в движении? Как найти на детской фотографии маму среди ее подруг? Если человек сидит в самолете, он движется или нет?

На самом деле это подводит ребенка к пониманию, что движение, развитие предполагает работу с противоречием. Ребенок оказывается погружен в ситуацию противоречия: в рисунке, в способе деятельности, в игре, в обсуждении. Оно оказывается здесь ключевым понятием, потому что программа Евгения Крашенниникова направлена на развитие не просто мышления, а мышления диалектического. Того, что примеряет противоположности, существующие в явлениях, предметах, людях. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, развития, создания нового. Оно является стержневым для ребенка, но теряется, если с ним не работать. Чтобы этого не произошло, Евгением Крашенинниковым и Ольгой Холодовой была написана книга «Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей», которая предлагает понятно и последовательно изложенную программу по развитию диалектического мышления.

История ДПТ: Истоки и основы

Стефани Вон, PsyD

Эта презентация представляет собой отрывок из онлайн-курса «ДПТ на практике: овладение основами».

Особенности

  • DBT был разработан в 1970-х годах доктором Маршей Линехан.
  • У доктора Линехана был личный опыт психического заболевания.
  • ДПТ была первой психотерапией, официально включившей осознанность.
  • DBT предназначен не только для тяжелобольных.
  • ДПТ уравновешивает КПТ и гуманизм с диалектикой.

Стенограмма


Меня зовут Стефани Вон, я клинический психолог из Нэшвилла, штат Теннесси. Я являюсь сертифицированным клиницистом по диалектической поведенческой терапии — Linehan Board, и у меня есть частная практика в Нэшвилле, в которой мы проводим DBT с максимально возможной точностью для подростков, взрослых и семей в дополнение к другим когнитивно-поведенческим терапиям. Я основал и продолжаю руководить группой взаимопомощи по диалектической поведенческой терапии при Университете Вандербильта, а также являюсь консультантом в различных больницах и школах. Я аффилированный профессор психиатрии Вандербильта и адъюнкт-профессор программы консультирования Вандербильта.

DBT была основана в конце 1970-х годов Маршей Линехан, которая в то время была исследователем самоубийств. На самом деле она ничего не знала о пограничном расстройстве личности, но узнала об этом позже. ДПТ хорошо известна для лечения пограничного расстройства личности. Лайнхэн обнаружил, что существует поддержка использования диалектической поведенческой терапии при пограничном расстройстве личности, но сегодня было бы почти ошибкой предполагать, что ДПТ используется только для лечения пограничного расстройства личности.


Фактически, это было эмпирически подтверждено для различных групп населения и проблем, включая расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, попытки самоубийства, посттравматическое стрессовое расстройство, членовредительство, симптомы депрессии и тревоги, расстройства пищевого поведения, включая переедание и склонность к булимии. Доказательств, подтверждающих анорексию, меньше.


Частота и продолжительность госпитализации неоднократно снижались в различных исследованиях ДПТ. И это также было поддержано не только взрослыми, но и подростками. Женщины являются основным полом, для которого поддерживалась ДПТ, но также были некоторые доказательства того, что она полезна для обоих полов. Таким образом, это больше не связано только с пограничным расстройством личности у женщин.


В 70-х, когда Линехан впервые начала работать с суицидальными людьми, она рассказала о том, как было легче получить грант, потому что она была единственной, кто проводил рандомизированные контролируемые испытания с суицидальными людьми. Ее исследовательская группа звонила в больницы в этом районе и просила их прислать ей людей с наиболее тяжелыми суицидальными и самоповреждающими состояниями, и они так и поступали. И она попыталась бы, как она говорит, вылечить их с помощью поведенческой терапии. Но то, что она обнаружила, было не только недостаточным, но и часто вызывало крайнее отвращение у пациентов, и они бросали лечение и злились. В 70-х и 80-х годах был популярен бихевиоризм, но в то время доминировали и гуманистические подходы. И вот она подумала, может, в этом гуманистическом подходе что-то есть. Бихевиоризм имеет репутацию довольно бесплодного и высушенного. Она была готова сделать шаг назад и подумать, что этот другой подход, гуманизм, будет более подходящей позицией. И вот она попробовала. И это тоже не пошло на пользу. Если мы посмотрим на гуманизм или гуманистические подходы как на один конец континуума, а на бихевиоризм — как на другой конец континуума, они будут прямо противоположными. И поэтому она переходила от одного лечения к другому почти черным по белому, от одного конца континуума к другому и обнаружила, что ни одно из них не было эффективным.


И поэтому Линехан очень хотел помочь этому населению. У нее была своя борьба с психическим заболеванием. Она появилась в New York Times за последние несколько лет и признала, что у нее было тяжелое психическое заболевание, когда она была поздним подростком. И она из тех, у кого была личная заинтересованность в помощи всем пациентам, которых она видела. И поэтому она посвятила себя, как она бы сказала, тому, чтобы вытащить их из ада. Она чувствовала, что население, с которым она работала, было в аду, и она хотела иметь возможность вытащить их оттуда любым доступным способом. Так что она не была особо привязана к модели психотерапии.


Когда она пробовала бихевиоризм, пациенты реагировали так, как будто терапевт говорил, что проблема в них. Бихевиоризм — это модель изменения. Когда она давала отзывы о том, как они могли бы изменить и улучшить свои симптомы, им казалось, что она говорит, что это все их вина. Так что ответ был: что ты говоришь? Это моя ошибка? А мой работодатель? Как насчет моих детей? Что насчет моего супруга? Как насчет окружающей среды, в которой я живу, что мне чрезвычайно трудно поправиться?


И, пытаясь выяснить, что работает, она заставила свою исследовательскую группу смотреть через одностороннее зеркало, чтобы они могли видеть, а Линехан и пациент не могли их видеть. И они будут делать заметки. Линехан просто пытался делать то, что работало. Так что она делала немного этого и немного того, и команда делала заметки. И они обнаружили, что некоторые вещи, которые она говорила или делала, пациентка расстраивалась, а затем другие вещи, казалось, были более регулирующими. То, что они обнаружили, не было третьей теорией. Это не было чем-то совершенно другим. Это было скорее движение или смесь того и другого. Так что вместо того, чтобы заниматься только бихевиоризмом, вместо того, чтобы заниматься только гуманизмом, мы двигались туда-сюда между ними. Но точкой опоры между ними, тем, что помогло сбалансировать эти две, казалось бы, противоположные теории, была диалектика.


Истоки теории связаны с неуничижительной позицией. Вместо того, чтобы изображать пациента как проблему или называть его манипулятором, что является типичным уничижительным термином, который используется по отношению к людям с пограничным расстройством личности, подход был равноправным между терапевтом и клиентом. На ее баланс между КПТ и гуманизмом также повлияло ее обучение дзен. На самом деле ДПТ почти называли поведенческой терапией дзен. Линехан теперь мастер дзен. И когда она тогда тренировалась, она обнаружила, что многие принципы, которые она изучала в дзэн и в своей медитации, были применимы к ее населению, и осознанность была одним из них.


Ключевые моменты следующие: DBT был разработан в 1970-х годах. У Линехана был личный опыт. ДПТ была первой психотерапией, официально включившей осознанность. ДПТ подходит не только для пограничного расстройства личности или тяжелых групп населения. DBT сочетает в себе стратегии когнитивно-поведенческой терапии и гуманизма. DBT уравновешивает CBT и гуманизм с диалектикой. В ДПТ сильное влияние дзен.

Подробнее ДПТ на практике: Презентации Mastering the Essentials

  • 3 типа проверки в ДПТ: эмоциональная, поведенческая и когнитивная проверка
  • 4 совета для DBT-терапевтов о TIB
  • 6 уровней проверки в DBT: от осведомленности до радикальной подлинности
  • Соглашения DBT и стратегии обязательств: до обработки и после
  • DBT Навыки регулирования эмоций: Эмоциональное психообразование и внимательность
  • Навыки осознанности в ДПТ: 3 состояния ума
  • Соблюдение лимитов, ответственность и другие проблемы в межсессионном контакте DBT
  • Ролевая игра: оценка того, стоит ли жить
  • TIB терапевта: уравновешивание изменений и принятия
  • Использование валидации в терапии
  • Валидация в DBT: основы и цель
  • Диалектика в ДПТ: баланс между принятием и изменением
  • Биосоциальная модель в ДПТ: дисрегуляция эмоций и обесценивание окружающей среды
  • Структура стандартного DBT: 4 модуля навыков
  • 4 этапа и цели лечения ДПТ
  • Предположения ДПТ о пациентах, терапевтах и ​​лечении
  • Стадийные задачи и цели в ДПТ: создание жизни, достойной жизни
  • Группа навыков DBT: правила и ресурсы
  • Навыки толерантности к бедствию DBT: навык подсказки, навык остановки и многое другое
  • Роль индивидуального терапевта ДПТ
  • Межсессионный контакт и телефонный коучинг в DBT
  • Телефонный коучинг в ДПТ: применение навыков для предотвращения полномасштабного кризиса
  • Иерархия ДПТ: определение приоритетов целей лечения

Dialectics DBT Psychology Art Dialectical Behavior

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Цена: 125,94 турецких лир

Погрузка

С учетом НДС

Вы можете сделать предложение только при покупке одного товара

Внесен в список 11 мая 2023 г.

821 избранное

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts