Дифференциальная психология это: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Дифференциальная психология как наука | Psylist.net

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов. А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые. Так, например, самая умная крыса может в одной и той же ситуации научения действовать эффективнее, чем самая глупая обезьяна, стоящая выше крысы на эволюционной лестнице. Существуют проявления социального поведения у серых гусей, которые традиционно считались свойственными только людям, пока на них не обратил внимание замечательный этолог К. Лоренц (триумфальный крик, свидетельствующий об избирательности в выборе партнера, случаи супружеской верности на протяжении сорока и более лет, данные о дружбе и ревности среди животных).

С другой стороны, такое свойство человеческого мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у приматов, как это было показано экспериментами В. Келера), нередко отсутствует в области интеллекта социального (например, родители, после развода «делящие» право на общение с ребенком, зачастую совершенно теряют способность просчитывать «двухходовку» и таким образом защищать общие интересы). Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые. То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем. Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной проблемы, теорий, которые могут способствовать поиску решения, разработанным понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации научных фактов, объективностью и степенью обобщенности. Если сравнить научное познание с искусством, которое в той или иной мере открывается каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно и воздействует эмоционально. Наука отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоопровержения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

До недавних пор психология, подобно каждой молодой науке, стремилась к выявлению общих закономерностей психического, к разработке проблем с общих позиций. И в поисках общего, как правило, утрачивалось своеобразие индивидуального. Однако каждый исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического, которые сначала рассматривались как источник ошибок наблюдения, а затем из этого источника ошибок стала возникать проблема вариативности психических проявлений человека. И сама логика развития науки привела к выделению дифференциально-психологического аспекта.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ. Сегодня это область знания, максимально развернутая на запросы практики и потому очень быстро развивающаяся. И, подобно тому, как для физики не было унижения в том, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология отнюдь не утеряет своего истинно научного характера, если примет участие в решении практических задач, считал В.Штерн. Когда рождается новое понятие (например, акцентуация характера, стиль поведения), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии, когда же создается тест для диагностики этого качества, то задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики (правда, наблюдались и обратные процессы, когда работающий в практике тест так и не обретал своего теоретического осмысления, что наблюдалось, в частности, при разработке факторных моделей интеллекта).

Дифференциальная психология имеет области пересечения с различными другими отраслями психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя сосредоточивается на изучении общих закономерностей психики (включая психику животных). Сравнительная психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития. Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.Штерн отмечал, что она изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и потенциальный характер). То есть можно пытаться изучать не только то, что скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональной, учебной, общения и др. ).

С. К. Нартова-Бочавер

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Задатки и способности
  • Холероидная группа
  • Развитие личности
  • Сангвиноидная группа
  • Классификация методов дифференциальной психологии
  • Равновесный тип
  • Дифференциация психосоматических «факторов риска»
  • Индивидуальность
  • Пол, гендер и здоровье
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки

Предмет и задачи дифференциальной психологии

15.12.2011

Дифференциальная психология — (от лат. differentia — различие) — это раздел психологии, изучающий психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, объединенных по какому-либо признаку, а также причины и последствия этих различий.

Предметом дифференциальной психологии (ДП) являются закономерности возникновения и проявления индивидуальных, групповых, типологических различий. По определению основателя дифференциальной психологии В. Штерна — это наука о существенных различиях в психических свойствах и функциях.

Дифференциальная психология имеет трехсоставную структуру, в которую входят области индивидуальных, групповых и типологических различий (рис. 1).


Задачи

дифференциальной психологии:

  1. Изучение источников вариабельности измеряемых признаков. С этой задачей ДП наиболее тесно связана область индивидуальных различий.
  2. Анализ группового распределения признаков. Данная задача пересекается с таким разделом ДП, как область групповых различий. В рамках данной задачи изучаются психологические особенности групп, объединенных по какому-либо признаку — половому, возрастному, расово-этническому и др.
  3. Изучение особенностей образования типов в различных типологиях. С указанной задачей связана область ДП, изучающая типовые различия (тип — симптомокомплекс, устойчивое сочетание определенных признаков) на основании анализа отдельных типологий (более подробно — см. тема 8). В качестве примера здесь можно привести одну из древнейших типологий — типологию темперамента, основанную на преобладании в организме определенной жидкости (крови, слизи, желчи, черной желчи), и типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), выделяемые в данной типологии.

Место дифференциальной психологии среди других научных дисциплин:
1. ДП изучает индивидуальную специфику протекания познавательных психических процессов, эмоций, способностей, интеллекта и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в тесном пересечении с общей психологией.
2. ДП изучает возрастную специфику познавательных процессов, стилей реагирования, исследует индивидуальную вариативность соотношений психологического, социального, биологического, календарного возрастов, имеющиеся периодизации психического развития и т.д. В данной области своего изучения ДП находится в связи с возрастной психологией.
3. Говоря об индивидуальной вариативности свойств нервной системы, межполушарной асимметрии, темперамента и т.

д., ДП находит свои взаимосвязи с психофизиологией.
4. ДП изучает индивидуальную вариативность, обусловленную социальным статусом субъекта, принадлежностью его к определенной социоэкономической группе, и в данной области своего изучения находится в связи с социальной психологией.
5. Говоря о различных подходах к пониманию «нормы» и отклонении от нее, девиациях развития, акцентуациях характера, ДП образует связи с медицинской психологией.
6. ДП исследует индивидуальные особенности, обусловленные этнокультурной принадлежностью субъекта. Данная область ДП находится в пересечении с этнопсихологией.

Можно проследить связи ДП с рядом других психологических дисциплин. Необходимо только отметить, что в ДП основной акцент делается не только на выявлении, констатации определенных особенностей субъекта, но и на факторах, причинах и последствиях, которые связаны с данными особенностями.

Ключевые слова: Дифференциация

Источник: Кондрашихина О. А., Дифференциальная психология

Материалы по теме

Различие интересов мальчиков и девочек

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Альтруистическое поведение и пол

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Представленность мужчин и женщин в различных профессиях

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Маскулинность — фемининность и выбор вида профессиональной деятельности

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Особенности направленности личности у мужчин и женщин

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Аддикции и пол

Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Половые особенности адаптации к профессии

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Влияние социальных факторов на психологические различия мужчин и женщин

Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

это что такое, изучает и основы в наше время

Дифференциальная психология личности — направление психологии, которое изучает воздействие окружающих факторов на поведение людей. Дополнительно это направление находит разные различия между индивидами, последствия появления этих различий. Множество данных позволяет сравнивать поведение личностей между собой, выделять моменты которые влияют на характер, поступки.

Что изучает данное направление?

Дифференциальная психология — один из разделов психологической науки. Он изучает индивидуальные различия отдельных личностей, особенности их поведения. Принцип изучения заключается в том, что исследователи ищут причины, по которым изменяется поведение людей под воздействием окружающих факторов.

История развития отрасли

Перед изучением этого раздела психологической науки, желательно узнать, кто ввел термин дифференциальная психология. Впервые это понятие придумал психолог Уильям Стерн (1871–1938 года). В 1900 году ученый выпустил книгу, которая называлась «О психологии индивидуальных различий: идеи к дифференциальной психологии».

Огромный вклад в развитие науки внес Фрэнсис Гальтон, который был родственником Чарльза Дарвина. После него развитию направления поспособствовал его ученик Карл Пирсон. Он сделал значительный вклад в область статистики.

В период с 1960 по 1970 года возник бихевиоризм, который повлиял на разложение дифференциальной психологии. Два автора — Джон Фуллер и Боб Томпсон выпустили статью под названием «Поведенческая генетика». В ней они описали открытия в области генетики. Тем самым авторы объяснили полигенные передачи, мутации.

Кто внес вклад в изучение науки?

На территории бывшего СССР проблемами это й науки занималась и занимаются по сей день, школа Теплова-Небылицына. Ее основными представителями в СССР являлись — Е. А. Климов, К. М. Гуревич, Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын.

Какие аспекты изучает данное направление?

Существует несколько аспектов, которые изучает эта наука:

  • ценности;
  • интеллект;
  • личность;
  • мотивация;
  • самоэффективность;
  • интересы;
  • коэффициент интеллекта;
  • чувство собственного достоинства.

Какие задачи стоят перед последователями направления?

Любое направление психологической науки ставит перед собой ряд задач, по которым проводятся различные исследования. К целям дифференциальной психологии относятся:

  1. Анализ группового распределения признаков.
  2. Изучение особенностей характеров, их проявления.
  3. Разработка теоретической базы психодиагностики.
  4. Выделение индивидуальных различий.
  5. Объяснение изменений поведения.
  6. Определение различий между людьми, причин их возникновения.

Полученные результаты после проведения исследований помогают работать криминалистам, судьям, преподавателям, руководителям при наборе персонала.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

Связь с другими науками

Развитие дифференциальной психологии связано с другими направлениями психологической науки:

  1. Психофизиологией.
  2. Социологией.
  3. Психологией семьи.
  4. Общей, возрастной, социальной и семейной психологией.
  5. Психиатрией.
  6. Педагогикой
  7. Психоконсультированием.
  8. Психодиагностикой.

Дифференциальная психология изучает различия отдельных личностей, их поведения. На их возникновение влияют факторы окружающей среды, воспитание, мнение других людей, генетика.

Полезное видео

В видео глубоко раскрыто понятие дифференциальной психологии.

Дифференциальная психология как область будущей карьеры

Введение

Психология изучает поведение людей на трех различных уровнях. Это характеристики, общие для всех людей, уникальные характеристики, общие для группы людей, и характеристики, уникальные для каждого человека. Это означает, что, хотя есть определенные характеристики, общие для всех людей, есть и такие, которые делают каждого человека уникальным. Как студент-психолог, я заинтересован в изучении любой дисциплины, которая выдвигает на первый план индивидуальные различия и то, как эти различия влияют на личность. Как объясняет Гордон (2006), крайне важно, чтобы я понимал карьерные возможности в этой перспективной области и, следовательно, изучал соответствующие предметы. Это не только позволит мне приобрести соответствующие навыки, но и улучшит карьерные перспективы. Что касается моих карьерных целей, я выбрал дифференциальную психологию. Дифференциальная психология объясняет разницу между личностью и поведением. У каждого человека свои взгляды, предпочтения и ценности. Эти изменения определяют поведение каждого человека. Кроме того, на поведение человека влияют и другие аспекты, такие как возраст, размер тела, пол, интеллект, IQ. Дифференциальные психологи утверждают, что эти переменные определяют, как каждый человек реагирует на раздражители. В этом случае дифференциальная психология влияет на персонализированную медицину, а также на педагогическую психологию (Maltby and Macaskill, 2007).

Мы напишем
индивидуальное эссе
специально для вас

всего за $16,05 $11/страница

308 сертифицированных авторов онлайн

Узнать больше

0400 9000 Дифференциальная психология и образование , эта дисциплина дает мне навыки, которые позволяют мне понять, как люди по-разному реагируют на раздражители. Реакцию на раздражители также можно отнести к вариациям генов. В свете этого люди с проблемами психического здоровья по-разному реагируют на определенные лекарства, и поэтому каждому пациенту следует назначать индивидуальное лечение (Revelle, Wilt, and Condon, 2010; Maltby and Macaskill, 2007). Кроме того, в образовательном учреждении способность учащегося к обучению определяется такими элементами, как возраст, IQ, интеллект, отношение и личные предпочтения. Несмотря на то, что существуют общие образовательные вмешательства, которые обеспечивают эффективное обучение в школах, есть особые учащиеся, которым требуются индивидуальные методы обучения. К ним относятся исключительно одаренные учащиеся, а также учащиеся с трудностями в обучении. Таким образом, дифференциальная психология становится актуальной для педагогической психологии (Woolfolk, Winne, and Perry, 2006; Maltby and Macaskill, 2007).

Дифференциальная психология: теоретическая перспектива

Чтобы эффективно изучать дифференциальную психологию, я должен понимать ее теоретические аспекты. Ревель, Уилт и Кондон (2010) утверждают, что существует множество теорий, с помощью которых понимается дифференциальная психология. В то время как большинство этих теорий полностью разработаны, теория чувствительности к подкреплению проходит эмпирическую проверку. Теория чувствительности к подкреплению связана с объяснением личности человека и лежащих в его основе сложных различий между людьми с точки зрения биологии, познания и поведения. Эта теория носит в основном описательный характер и пытается объяснить, как эмоциональные, когнитивные и поведенческие паттерны формируют уникальную личность (Revelle, 2006). Таким образом, чтобы улучшить мое понимание того, как биология, познание и поведение влияют на личность, я решил сосредоточиться на этой теории.

Теория чувствительности к подкреплению имеет многочисленные теоретические недостатки. Например, то, как исследователи воспринимают теорию, зависит от методов исследования исследователя и лежащих в его основе восприятий. Это означает, что теория чувствительности к подкреплению имеет множество и часто противоречащих друг другу концепций. Кроме того, большинство экспериментов проводится на крысах, а не на людях. Таким образом, возникает несколько проблем. Например, в реальной жизни поднимались вопросы о применимости таких результатов к людям. Кроме того, этика проведения исследований на животных и интерпретация результатов применительно к людям равносильна приравниванию людей к животным. Более того, существуют заметные проблемы, связанные с измерением личностных конструктов с использованием этой теории. Несмотря на то, что теория пытается ссылаться на биологические и концептуальные конструкции, практически невозможно связать биологические основы, предлагаемые в этой теории, с концептуальными конструкциями, такими как эмоции и восприятие (Revelle, 2006). Корр (2001) далее добавляет, что одним из критических недостатков этой теории являются непримиримые различия между индивидуальной реакцией на раздражители и ожидаемой реакцией экспериментатора. В сочетании с тем фактом, что большинство экспериментов проводится на животных, это может создать юридические проблемы, особенно если эти результаты используются для описания личностных различий людей.

Помимо теоретических проблем, выделенных выше, существуют также вопросы о том, учитывает ли теория чувствительности к подкреплению социокультурные особенности при определении личностных различий. До недавнего времени не предпринималось никаких попыток интегрировать базовые теоретические основы с социокультурными аспектами. Корр (2008) достигает этого, изолируя темперамент человека (стабильные атрибуты, определяющие поведение человека) от характера (инстинктивные атрибуты, определяющие поведение человека). И на темперамент, и на характер прямо или косвенно влияют господствующие социокультурные установки. Это означает, что социокультурные перспективы обычно имеют отношение к формированию личности человека.

В свете этих проблем я в первую очередь сосредоточусь на том, как будущие исследования должны решать эти проблемы, уделяя особое внимание персонализированному психическому здоровью, а также педагогической психологии. Крайне важно заявить, что проблемы с теорией чувствительности к подкреплению никоим образом не делают эту теорию недействительной. Наоборот, они открывают возможности для будущей исследовательской работы. В частности, исследователи должны усовершенствовать методы измерения как биологических, так и концептуальных конструктов с целью получения точных результатов, которые можно использовать не только для описания личности, но и поведения человека (Revelle, 2006).

Заключение

Необходимо отметить, что дифференциальная психология является очень важной дисциплиной, которая позволяет будущим экспертам в области психического здоровья, а также педагогам-психологам глубже понять, как биология, познание и поведение влияют на личность. Со ссылкой на теорию чувствительности к подкреплению можно описать индивидуальные различия, комбинируя различные конструкции, а именно биологические, концептуальные и поведенческие. Несмотря на заметные теоретические и практические недостатки, они дают перспективному дифференциальному психологу возможности для дальнейшей исследовательской работы. Крайне важно заявить, что дифференциальная психология занимается индивидуальными различиями и тем, как генетическая структура человека влияет на эти различия. В свете этого врачи должны разработать соответствующие методы лечения, адаптированные для каждого человека.

Получите свою
100% оригинальную работу
по любой теме

сделать всего за
3 часа

Узнать больше

Точно так же педагоги должны разрабатывать методы обучения, учитывающие уникальные способности каждого учащегося к обучению. Это означает, что дифференциальные психологи должны сыграть свою роль в том, чтобы помочь как экспертам в области психического здоровья, так и психологам-педагогам понять индивидуальные различия. Теоретические недостатки, выявленные ранее, открывают возможности для будущих исследований. Поэтому интересно посмотреть, как эти возможности для будущих исследований позволяют глубже понять индивидуальные различия. Кроме того, будущие исследования должны устранить существующие недостатки в измерении биологических и концептуальных конструкций. Следовательно, дифференциальные психологи должны разработать новые методы измерения этих конструктов. Эти методы нацелены на получение достоверных результатов, которые позволят показать взаимосвязь между биологией, зачатием и поведением, а также улучшить понимание личностных различий. Такие знания жизненно важны для педагогов и врачей, поскольку они способны понять, как физические и аффективные качества определяют личность и влияют на реакцию на раздражители. Таким образом, дифференциальная психология предлагает возможности для роста в таких дисциплинах, как медицина и образование.

Список литературы

Corr, P. (2001). Теория чувствительности к подкреплению Дж. А. Грея и фрустративное отсутствие вознаграждения: теоретическая заметка об ожиданиях в реакциях на поощряющие стимулы . Веб.

Корр., П. (2008 г.). Теория чувствительности личности к подкреплению . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

Гордон, В. (2006). Академическое консультирование и консультирование по вопросам карьеры. Нью-Йорк: Джосси Басс.

Малтби, Дж. Дэй, Л. и Макаскилл, А. (2007). Личность, индивидуальные различия и интеллект . Лондон: образование Пирсон.

Ревель, В. (2006). Вклад теории чувствительности к подкреплению в теорию личности. Интернет.

Вулфолк, А., Винн, П. и Перри, Н. (2006). Педагогическая психология . Торонто, Канада: Пирсон.

Мы напишем заказные
сочинения
специально для вас
!

Получите свою первую статью с
СКИДКА 15%

Подробнее

Что такое дифференциальная психология? | Жизнь Персона

Дифференциальная психология Область психологии, которая занимается изучением различий между поведением людей и процессов, лежащих в основе этих различий.

Эта область отличается от других аспектов психологии тем, что, хотя психология состоит из изучения отдельных лиц, современные психологи также часто изучают группы.

Платон утверждал более 2000 лет назад:

«Нет двух людей, которые рождаются совершенно одинаковыми; каждый отличается от других своими природными данными, причем одни естественным образом подходят для одного занятия, а другие — для другого»

Что такое дифференциальная психология?

Психология индивидуальных различий исследует, чем люди похожи и чем они отличаются в своих мыслях, чувствах и поведении. Нет двух абсолютно одинаковых людей, но нет и двух совершенно разных людей.

Таким образом, изучая индивидуальные различия, мы пытаемся понять, в чем психологически сходны люди и, в частности, какие психологические характеристики различаются между людьми. Дифференциальная психология интересуется закономерностями различий между людьми.

Например, при оценке эффективности нового лекарства средние эффекты в одной группе, в которой его вводили, сравнивают с эффектами другой контрольной группы, в которой его вводили плацебо (или другой тип лекарства, уже известный ). В этом контексте мы изучаем различия между людьми в их реакции на экспериментальные химические манипуляции и контроль.

Основным методом, используемым дифференциальной психологией, является научный метод, который следует ряду шагов в логическом и рациональном порядке, посредством которых ученые приходят к выводам об окружающем нас мире.

В научном методе формулируется одна или несколько эмпирически проверяемых гипотез на основе того, что наблюдалось. Делается прогноз о результате гипотезы, которая эмпирически проверяется путем экспериментов с использованием надежных инструментов (тесты, интервью). По итогам эксперимента делаем вывод о правдивости гипотез.

Краткая история дифференциальной психологии

В западном подходе к психологии индивидуальных различий обычно предполагается, что:

  • Люди различаются по большому диапазону психологических признаков.
  • Можно измерить и изучить эти различия между людьми.
  • Индивидуальные различия полезны для объяснения и предсказания поведения людей.

Индивидуумы могут быть классифицированы с точки зрения их психологических характеристик, например, в отношении их интеллекта Y личностных характеристик, С относительным успехом. Однако люди — сложные существа, и многое еще предстоит объяснить. Часто существует большое количество теорий и свидетельств о дифференциальной психологии, которые иногда противоречат друг другу.

Истоки истории изучения индивидуальных различий очень стары; Еще Платон задавался вопросом, почему так редко встречается одновременное наличие у людей тех или иных соответствующих свойств: «. ..быстрый ум и память, сообразительность и другие подобные свойства обычно не срастаются вместе, и те люди, которые ими обладают и, в то же время время , Энергичны и великодушны, не созданы природой жить упорядоченно и стабильно (…)».

Однако наиболее научное исследование различий между людьми восходит к тому времени, когда Франц Галл изобрел теорию френологии в начале 1800-х годов. френология была теорией мозга, которая утверждала, что, исследуя форму и пучки человеческого черепа, можно угадать способности и черты каждого человека, поскольку каждая черта занимает свое место в мозгу. Это исследование сформировало одну из самых ранних теорий психологии индивидуальных различий.

Френология была в то время настолько модной, что к 1832 году в Британии существовало уже 29 френологических обществ и множество журналов и изданий как в Соединенном Королевстве, так и в Соединенных Штатах были целиком посвящены изучению этой области. Было даже всерьез предложено подбирать членов парламента по строению их черепов. Некоторые френологи стали формировать головы детей, чтобы подчеркнуть положительные качества и свести к минимуму те, которые считаются отрицательными.

Хотя теория ствола мозга оказалась неверной, одно из ее предположений было верным: идея о том, что несколько областей мозга выполняют определенные функции.

Дарвин предположил, что природа выбирает черты, которые оказались успешными, благодаря «выживанию наиболее приспособленных» (или наиболее опытных или подготовленных). Его двоюродный брат, сэр Фрэнсис Гальтон, пришел к выводу, что он может применить этот принцип с научной точки зрения. Почему бы не измерить личностные качества человека, а затем выборочно создать превосходных людей? Гальтон предполагал, что человеческие черты, от роста и красоты до ума и способностей, способностей и черт личности, передаются по наследству.

Современная психология формализовала изучение индивидуальных различий за последние сто лет. Психология индивидуальных различий является еще относительно молодой наукой и представляет собой относительно недавнее развитие современной психологии. В этом отношении предстоит решить еще много споров и проблем, и информация, которая у нас уже есть, несомненно, будет меняться и развиваться.

Поскольку существует множество противоречивых точек зрения, необходимо непредвзято относиться к принятию альтернативных точек зрения, особенно тех, которые используются в психологической практике и поддерживаются исследованиями.

Дифференциальная психология в связи с пятью основными характеристиками личности

Многие современные психологи личности считают, что существует пять основных измерений человеческой личности, обычно называемых «Большой пятеркой черт личности» («Большая пятерка») . Пять черт, описываемых этой теорией, — это экстраверсия, доброта/самодовольство, открытость новому опыту, ответственность/щепетильность и невротизм/эмоциональная нестабильность.

Дэвид М. Басс, профессор социальной психологии Техасского университета, известный своими исследованиями эволюционной психологии об индивидуальных половых различиях, предложенными в его книге «Эволюция личности и индивидуальные различия» Применение эволюционных принципов дифференциального психологии к пяти великим чертам личности. Басс объясняет, почему люди различаются по каждой из пяти основных черт, и эволюционную ценность каждой из них:

Экстраверсия

Экстравертные люди, как правило, амбициозны, напористы и конкурентоспособны, а также общительны, физически активны и сексуально мотивированы. Высокий уровень экстраверсии связан с большим количеством половых партнеров, что увеличивает вероятность выживания вида.

Это также связано с более высоким социальным статусом и большим вниманием со стороны других людей, характеристиками, которые обычно желательны для нашего вида. Экстраверты также связаны с повышенной физической активностью. Однако все эти характеристики подразумевают определенный уровень риска несчастных случаев, болезней, социальных конфликтов или истощения ресурсов.

В соответствии с этой точкой зрения было обнаружено, что люди с высокими показателями экстраверсии имеют более высокий риск несчастных случаев и арестов, а также более низкую ожидаемую продолжительность жизни, чем люди с низкими показателями.

Таким образом, приведет ли высокая экстраверсия к увеличению или уменьшению репродуктивного успеха, зависит от двух вещей. Во-первых, у людей есть характеристики, которые определяют оптимальную степень экстраверсии. Наиболее привлекательные и физически сильные люди с хорошей иммунной функцией лучше всего подходят для разработки экстравертной стратегии и борьбы с сопутствующими рисками.

С другой стороны, могут быть экологические условия, которые обычно благоприятствуют этому типу риска. Когда социальные структуры изменчивы или среда обитания нова, риск может принести большие плоды. Когда среда обитания стабильна, лучше быть более осторожным.

Нейротизм/эмоциональная нестабильность

Люди с высоким уровнем невротизма часто имеют частые перепады настроения, раздражительны и тревожны. Эти люди сталкиваются с серьезными недостатками стресса и трудностями в отношениях в результате своего негативного влияния и высокого уровня тревожности. Это указывало бы на процесс отбора у видов, целью которого было снижение уровня невротизма.

Однако отрицательные эмоции существуют не просто так, в основном для того, чтобы обнаруживать угрозы и противостоять им. Теория предполагает, что чем более распространены угрозы в среде, тем более чувствительными должны быть механизмы обнаружения угроз, даже ценой многочисленных ложных срабатываний, когда обнаруживаются угрозы, которых на самом деле не существует.

Ответственность / добросовестность

Высокий балл по этой черте связан с приверженностью к выполнению планов, что в современных условиях имеет то преимущество, что ведет к высокой успеваемости и работе.

Способность придерживаться внутренних планов и долгосрочных целей, несмотря на отвлекающие факторы, также могла быть полезной в некоторых родственных контекстах, особенно при столкновении с повторяющимися задачами по сбору фруктов и урожая, результаты которых предсказуемы.

Однако некоторые ситуации невозможно спланировать или предсказать, и в таких случаях полезно иметь возможность реагировать спонтанно и без необходимости долго размышлять. Люди с высокими баллами по этой черте могут стать очень жесткими и негибкими, черты, которые достигают вредного конца в обсессивно-компульсивном расстройстве.

Поэтому вполне вероятно, что оптимальный баланс между этими двумя крайностями зависит от деталей контекста и личной роли человека. Этой изменчивости было бы достаточно, чтобы поддерживать изменчивость этого признака у людей.

Доброта/самоуспокоенность

Высокое дружелюбие и соответствие связаны с высоким вкладом в совместные действия и большой гармонией в межличностных отношениях. Люди — очень общительный вид, поэтому дарвиновский отбор может в значительной степени благоприятствовать координации с другими в совместных действиях.

Таким образом, преимущества высокой самоуспокоенности несложно определить. Однако существуют ситуации, в которых совместные экономические действия могут оказаться малоэффективными. Это зависит от поставленных на карту ресурсов и местной социальной структуры.

Очень уступчивые люди могут чрезмерно вкладываться в свои социальные отношения в ущерб собственным интересам. Многие исследования, проведенные во многих странах, выявили более высокие баллы соблюдения требований у женщин, чем у мужчин, что также имеет культурный компонент.

Открытие новому опыту

Одной из самых удивительных особенностей пятой черты является то, что в литературе она связана с положительными результатами с той же частотой, что и с отрицательными результатами.

Что касается отрицательных результатов, то высокая открытость новому опыту связана с паранормальными убеждениями, многочисленными контактами с психиатрами и психологами, шизотипическим расстройством личности и даже с психозом. С положительной стороны, она тесно связана с художественным творчеством и, в меньшей степени, с интеллектом.

Креативность с последующим повышением социальной и сексуальной привлекательности представляет собой ключевое преимущество открытости к новому опыту, в то время как необычные убеждения и потенциальные психотические переживания представляют собой отрицательную цену. В этом случае экологический контекст не будет иметь большого значения при выборе разных уровней открытости, так как эти уровни являются оптимальными в зависимости от других характеристик личности.

ВЫВОДЫ

Психология индивидуальных различий ставит два фундаментальных вопроса:

  • Какими формами мы отличаемся друг от друга?
  • Чем мы отличаемся друг от друга?

Хотя ответы на эти два вопроса важны, область дифференциальной психологии не должна ограничиваться тем, что она является лишь описательной и теоретической областью. Должны быть разработаны формы применения возможностей дифференциальной психологии на практике, например, для прогнозирования исходов. Например, какие характеристики делают человека успешным учеником?

Получение знаний о том, как и почему люди отличаются друг от друга, и применение их для потенциального улучшения общества — вот задачи, которые предстоит решить в этой области. Дифференциальные психологи добились больших успехов в понимании паттернов привязанности, поведения, познания и мотивации.

Эти паттерны можно представить как индивидуальные различия в навыках, интересах и темпераментах. Несомненно, будущее дифференциальной психологии более многообещающе, чем в предыдущие десятилетия.

Загрузка ..

Фрэнсис Гальтон как дифференциальный психолог


Гальтон был одним из первых психологов-экспериментаторов и основоположником исследование, называемое теперь дифференциальной психологией, которое занимается психологические различия между людьми, а не общие черты. Он начал практически с нуля, и ему пришлось изобретать основные инструменты, которые ему требовались, вплоть до статистических методов — корреляции и регрессии, — которые он позже развился. Теперь это гайки и болты эмпирического человеческого наук, но были неизвестны в его время. Одним из главных препятствий он пришлось преодолеть, была трактовка различий по меркам как измерение ошибка , а не как естественная изменчивость.

Его влиятельный кабинет Наследственный гений (1869 г.) был первой систематической попыткой исследовать влияние наследственности на интеллектуальные способности, и был известен своим использованием колоколообразное нормальное распределение, названное тогда «законом ошибок», чтобы описать различия в интеллектуальных способностях и использование анализа родословной для определения наследственных эффектов.

Позже Гальтон предложил использовать исследования близнецов, чтобы распутать природу. от воспитания, сравнивая однояйцевых близнецов с разнояйцевыми близнецами. исследовательская программа, инициированная Гальтоном в этом отношении, превратилась в важная область генетики поведения.

Позже Гальтон расширил свои исследования человеческих черт до общих антропометрия, или «измерение человека», пытаясь найти как можно больше измеримых признаков, чтобы их распределение и наследуемость может быть определена.

Его психологические исследования также включали психические различия в визуализации, и он был первым, кто определил и изучил «числовые формы», теперь называемые «синестезией». Он также изобрел тест словесных ассоциаций и исследовал операции подсознательный разум. Его работы в этой области были собраны в обширный объем под названием Запросы в Человеческий факультет, который необходимо читать сегодня с более широким кругозором Гальтона. исследовательская программа в виду: выявить и измерить переменные человеческие черты.

Наследование способностей

ПДФ Бумага 1865 «Наследственный талант и характер». Журнал Macmillan’s 12: 157-66, 318-27
ПДФ Письмо 1868 «Наследственный гений». [Письмо] Заметки и вопросы по Китаю и Японии 2 (1, январь)
ПДФ Бумага 1869 Наследственный гений: судьи Англии между 1660 и 1865 годами. 90 259 Журнал Macmillan : 424-431

Общая психология

PDF Бумага 1871 Стайность у крупного рогатого скота и у людей. Журнал Macmillan 23 : 353-57
  Бумага 1877 ‘Психофизический’ Научное обозрение 13 : 494-8
ПДФ Бумага 1880 «Мысленные образы» Двухнедельный обзор 28 : 312-24
ПДФ Бумага 1880 «Визуализированные цифры». Природа 21 : 252-6, 494-5
ПДФ Письмо 1880 «Визуализированные цифры». [Письмо] Природа 21 : 323
ПДФ Бумага 1881 «Видения здравомыслящих людей». Двухнедельный обзор 29 : 729-40
ПДФ Бумага 1881 «Визуализированные цифры». Журнал Антропологического института 10 : 85-102
ПДФ Бумага 1881 «Видения здравомыслящих людей». [с небольшими вариациями] Proceedings of the Royal Institution 9 (май 13) : 644-55
ПДФ Бумага 1884 «Наблюдения и выводы по свободной воле». Разум 9 : 406-13
ПДФ Бумага 1886 Дополнительные примечания к «Предчувствию идиотов». Разум 12 : 79-82
ПДФ Письмо 1887 «Мысли без слов». [Письма] Природа 36 : 28-9, 100-1
ПДФ Письмо 1887 Мысли без слов [Письма] Открытый суд 1 : 441-4, 472-4, 498-50
ПДФ Бумага 1891 [Обсуждение «Очевидного парадокса психической эволюции», леди Уэлби] Журнал Антропологического института 20 : 304-23
ПДФ Обзор 1894 «Психология ментальных арифметиков и шахматистов вслепую». [Обзор из Psychologic des Grands Calculateurs et Joueurs d’Echecs, Альфред Бине] Природа 51 : 73-4
ПДФ Бумага 1894 «Арифметика по запаху». Психологический обзор 1 : 61-2
ПДФ Обзор 1895 «Личность», [Обзор болезней личности, Th. Рибо] Природа 52 : 517-8
ПДФ Бумага 1896 «Любопытная идиосинкразия». Природа 54 : 76
ПДФ Обзор 1898 «Эволюция морального инстинкта». [Обзор книги «Происхождение и рост Моральный инстинкт, Александр Сазерленд] (Подпись Ф.Г.). Природа 58 : 241-2

Психометрия

ПДФ Бумага 1879 «Психометрические эксперименты». Мозг 2 : 149-62
ПДФ Бумага 1879 «Психометрические факты». Девятнадцатый век (март): 425-33
ПДФ Бумага 1880 «Статистика ментальных образов». Разум 5 : 301-18
ПДФ Бумага 1884 «Измерение характера». Двухнедельный обзор 36: 179-85
ПДФ Отчет 1884 Измерение человеческих способностей »(Красная лекция) Природа 31
ПДФ Бумага 1889 «Прибор для измерения времени реакции». Отчет Британской ассоциации развития науки 59 : 784-5
ПДФ Бумага 1890 «Выставка инструментов (1) для проверки восприятия различий оттенок и (2) для определения времени реакции». Антропологический журнал Институт 19: 27-9
ПДФ Бумага 1890 [Примечания после «Умственных тестов и измерений», J.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts