ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
ДИФФЕРЕНЦИА́ЛЬНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (психология индивидуальных различий), раздел психологии, изучающий устойчивые психологич. различия между индивидами и между группами людей, их причины и последствия.
Эмпирич. исследования в рамках Д. п. в кон. 19 в. начал Ф. Гальтон, создавший ряд методик изучения и статистич. анализа индивидуальных различий. Значит. вклад в Д. п. внесли: В. Штерн (в 1900 ввёл сам термин «Д. п.»), А. Бине, Дж. Кеттел, Э. Кречмер, У. Шелдон, Р. Кеттел, К. Г. Юнг, Ч. Спирмен, Л. Тёрстон, Х. Ю. Айзенк, Дж. П. Гилфорд; среди рос. психологов – А. Ф. Лазурский, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и др. Методы Д. п. строятся на сравнит. анализе поведения разных людей в разных условиях. Развитие Д. п. было тесно связано с прогрессом психологич. тестирования и математич. методов в психологии; тесты стали осн. методом Д. п., использующимся, чтобы измерять различия интеллекта и способностей, типологич. особенности характера и темперамента, черты личности, мотивацию, интересы и ценности, самооценку и др. поддающиеся измерению параметры. Несмотря на популярность и практич. значимость концепций, делящих людей на чётко различающиеся психологические типы, измерение большинства психологич. черт обнаруживает распределение индивидов вдоль непрерывной шкалы, приближающееся к колоколообразной кривой нормального распределения. Подобное, скорее количественное, нежели качественное, распределение индивидуально-психологич. различий присуще и любым животным, принадлежащим к одному виду. При проведении сравнений групп, различающихся по возрасту, полу, этнической и культурной принадлежности и т. д., индивидуальные различия внутри каждой группы оказываются значительно больше средних различий между группами; т. о. групповая принадлежность индивида не может служить надёжным индикатором выраженности психологич. черт. Кросскультурные исследования показали, что тесты, разработанные в зап. культуре, часто не подходят для сравнения её представителей с людьми иных культур (напр., тесты интеллекта измеряют способность к академич. обучению, игнорируя такие менее востребованные в зап. обществе интеллектуальные качества, как интуиция).
Важной задачей Д. п. является выделение наиболее существенных параметров организации психич. деятельности «глубинных факторов», от которых зависят «поверхностные характеристики» поведения, для чего был разработан математич. метод факторного анализа, широко применяемый в Д. п. с сер. 20 в. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологич. различий важно изучение их генетич. и нейрофизиологич. коррелятов; в России Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным на основе учения И. П. Павлова с сер. 20 в. развивается дифференциальная психофизиология, исследующая психофизиологич. различия между людьми.
На протяжении всей истории Д. п. идут острые дискуссии об относительном вкладе наследственности и среды в индивидуальные различия (напр., в гендерной психологии). Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для обучения, психотерапевтич. практики, определения проф. пригодности, профориентации, диагностики и прогнозирования развития склонностей и способностей индивидов и др.
Дифференциальная психология в маркетинге
Содержание:
Почему этот человек не сделал так, как сделал бы я? Это извечный вопрос, который каждый из нас, в силу своего эгоцентризма, задаёт раз за разом. Мы невольно сравниваем себя с другими и думаем, что те, другие, такие же, как и мы (только чуть-чуть похуже, конечно же). Классическая психология стандартизирует представителей каждой из категорий, и это плохо. Считать всех одинаковыми не стоит. Мы сложно организованные существа, обладающие разными возможностями и логикой поведения. Но проследить закономерности поведения и классифицировать людей по тому, как они поступают в той или иной ситуации, всё же можно. И уже этим занимается дифференциальная психология. А маркетинг пользуется её плодами.
Что такое дифференциальная психология?
Дифференциальной психологией называется раздел науки, изучающий психологические различия и типологические различия психологических проявлений у разных людей. Изучаются и сопоставляются различные классы, этносы, возраста и другие группы.
В отличие от других разделов психологии, стремящихся к поиску общего и объединению людей в одну группу по какому-либо признаку, дифференциальная психология изучает то, насколько различны психологические процессы, происходящие в каждом из них.
Если мы хотим понять, почему люди ведут себя так или иначе, мы должны принять тот факт, что существуют различия в скорости реакции, предпочтениях, ценностях, здоровье и связанном с ним поведении, а также многое другое.
Пример из жизни
Представьте ситуацию. Сломанный светофор на пешеходном переходе постоянно горит красным светом. Кто-то из пешеходов терпеливо ждёт, пока загорится зелёный, а кто-то перебегает дорогу. Классическая психология разделит пешеходов на две категории – послушных и рисковых – и будет рассматривать каждую категорию как нечто единое. Дифференциальной психологии будет интересно узнать мотивы и психологические процессы каждого из тех, кто перебежал дорогу. И тех, кто остался, тоже.
Область исследования
В изучении индивидуальных особенностей каждого человека дифференциальная психология учитывает и исследует:
- Личность;
- Мотивацию;
- Уровень интеллекта;
- Навыки и возможности;
- Увлечения;
- Приоритеты;
- Самоэффективность;
- Проявление чувства собственного достоинства.
Методы дифференциальной психологии
Методы дифференциальной психологии можно поделить на несколько категорий:
- Общенаучные – наблюдение, эксперимент. Наблюдение происходит в идеальных условиях. Объект исследования находится в привычной обстановке, ведёт себя естественно. Результаты наблюдения дают отличное понимание причин. Эксперимент от наблюдения отличается тем, что проводится не в такой естественной обстановке. Испытуемый понимает, что его изучают, а потому может неосознанно менять поведение и искажать результаты.
- Психогенетические – помогающие выявить влияние среды и наследственности на поведение человека. К этой категории относятся близнецовый и генеалогический методы. Генеалогический метод предполагает изучение семьи, родословной для понимания того, идёт ли поведение из окружения с детства или оно приобретено позже. Близнецовый метод помогает понять, насколько признак генетически обусловлен.
- Исторические – для изучения жизни выдающихся людей. Здесь используются дневниковый, биографический, автобиографический методы. Иногда этот метод применяется и для обычных людей, не оставивших значимого следа в истории.
- Психологические – методы самоанализа (самонаблюдение и самооценка). Эти способы хороши тем, что не требуют подстраиваться по времени, месту и условиям под кого-то, кроме себя самого. Они дают лучшее понимание ситуации, ведь себя человек знает лучше, чем кого бы то ни было. Однако здесь стоит опасаться субъективности, от которой никуда не деться.
Как применяются результаты дифференциальной психологии в маркетинге?
Применяемые в маркетинге навыки исследования из дифференциальной психологии дают понимание различий между представителями целевой аудитории. Для человека, углубившегося в дифференциальную психологию, не существует однотипного клиента. Он понимает, что каждый имеет свои потребности и свою мотивацию купить продукт.
Да, работать с аудиторией, которая, оказывается, не состоит из одинаковых людей, сложно.
Грамотный психологический подход значительно повышает качество отношений с потенциальным клиентом. Тем более, если это клиент, пока ещё не знающий о том, как сильно нужен ему ваш продукт.
Дифференциация – Консультирование пар
Концепция дифференциации является центральной в нашей работе с парами. Вот несколько определений:
- Дифференциация — это активный, непрерывный процесс самоопределения, раскрытия себя, прояснения границ и управления тревогой, возникающей из-за риска большей близости или возможного разделения.
- Мюррей Боуэн определил дифференциацию как степень устойчивости к межличностному заражению тревогой.
Многим из вас может показаться, что вы развиваете большую независимость от своего партнера, но это другое. Индивидуальность/независимость — это то, как мы развиваемся как личность, и что делает нас такими, какие мы есть? Дифференциация – это то, что происходит в отношениях с родителями, партнерами и близкими друзьями. Дифференциация заключается в том, чтобы быть тем, кто вы есть, в присутствии того, кто они есть. Если вы тот, кто часто размышляет о том, насколько вы более связаны с самим собой и более счастливы, когда у вас нет значимых отношений, вы, возможно, развили свою индивидуальность, но испытываете трудности с дифференциацией.
Есть несколько основных навыков, необходимых для развития дифференциации.
Дифференциация себя требует постоянной способности идентифицировать и выражать важные аспекты себя, мыслей, чувств, желаний и желаний. Осознание себя важно для способности определять, что происходит в вашем внутреннем мире. Дифференциация требует выражения этого внутреннего мира другому.
Отличие от другого — это способность проявлять любопытство к самораскрытию вашего партнера, управляя при этом своими реакциями. Быть настоящим и любящим перед лицом сильных чувств и реакций вашего партнера на вас. Один из навыков, который помогает, — это способность сохранять более широкую картину того, кем является ваш партнер, вместо того, чтобы видеть его реакцию в данный момент как единое целое.
Дифференциация важна для взаимоотношений по следующим причинам;
- Партнеры и отношения развиваются. Постоянное богатство и сложность переживаются как внутри себя, так и в отношениях.
- Не позволяет партнерам скомпрометировать основные ценности и убеждения. Научитесь понимать и поддерживать то, что важно для обоих людей. В популярной культуре упор делается на компромисс в отношениях. Это может привести к желанию устранить разногласия и найти решение слишком быстро, что приведет к путанице границ.
- Поддерживающее приспособление. Вы не можете чувствовать связь с кем-то, кто не определен или расплывчат. Вы также не почувствуете себя понятым, если не будете ясно выражаться.
- Эффективная работа с конфликтами/разногласиями. Часто, когда мы находимся в конфликте, ваши эмоции могут взять верх и повлиять друг на друга. Научитесь управлять этим более эффективно и не принимать вещи на свой счет. Обсуждение эффективных результатов превращает конфликт в способ продвижения к большему пониманию и доверию.
- Углубление близости. Глубокая связь в ваших различиях требует эмпатии, не теряя самоощущения. Оставаться любопытным к тому, кто ваш партнер, а не оставаться тем же самым, продолжает углублять близость. Сексуальная близость остается яркой и страстной. Один верный способ убить страсть — избегать конфликтов.
Легко почувствовать связь со своим партнером, когда вы согласны и согласны с вашими целями и потребностями. Легко выражать себя, когда риск конфликта невелик. Так часто бывает в начале отношений. Но когда вы напряжены, раздражительны и устали, тогда действительно начинается работа по дифференциации. Тревога возникает, когда вы не согласны или хотите разных вещей. Разногласия угрожают вашей безопасности в отношениях. Возможно, мой партнер не полюбит меня, если узнает, что я смотрю на вещи по-другому.
В этот момент вы можете согласиться, чтобы избежать конфликта, или бороться, чтобы сохранить свою личность, и попытаться заставить своего партнера слиться. Таким образом, пары сопротивляются дифференциации. Конечно, есть некоторые различия, которые могут привести к прекращению отношений, например, хотеть детей или не хотеть детей, поэтому риск реален. Однако, если вы не выполняете работу по дифференциации, ваши отношения могут стать застойными и напряженными или привести к оскорбительным и гневным ссорам. Оба создают большую дистанцию, которая подрывает самооценку.
Психологическая дифференциация: ценность дифференциации
Психологическая дифференциация
Дифференциация Автор PsychAlive
Что такое психологическая дифференциация?
Психологическая дифференциация – важный аспект саморазвития. Как пишет доктор Роберт Файрстоун в своей книге «Я в осаде: терапевтическая модель дифференциации», «для того, чтобы люди жили своей собственной жизнью и реализовывали свои судьбы, они должны отличаться от разрушительных влияний окружающей среды».
Доктор Файрстоун считает, что на истинную личность человека на протяжении всей его жизни влияет межличностный опыт, который либо поддерживает, либо вредит развитию его или ее личности. Чтобы мы могли жить своей жизнью и исполнять свои судьбы, мы должны отделять себя от деструктивного влияния семьи и общества. Дифференциация от негативных влияний и идентичностей из нашего прошлого позволяет нам стать теми, кто мы есть на самом деле, а не следовать предписанной идентичности либо нашей семьи, либо нашего общества. В той мере, в какой мы сможем развивать и поддерживать свою уникальную индивидуальность и следовать своим собственным уникальным желаниям, мы сможем жить по-настоящему полноценной жизнью.
Итак, вы должны спросить себя:
Чьей жизнью я живу на самом деле?
Основываю ли я свою жизнь на своих личных убеждениях, ценностях и желаниях?
Осуществляя проект дифференциации, мы можем более полно стать уникальными личностями, которыми мы можем быть. Поняв процесс психологической дифференциации, мы можем начать отделять себя от цепей прошлого и вести максимально индивидуалистическую и осмысленную жизнь.
Посмотрите это видео на доске о дифференциации
Четыре шага дифференциации
Существуют четыре ключевых этапа психологической дифференциации. Первые шаги включают в себя осознание различных способов, которыми на нас повлияли деструктивные люди и опыт из нашего прошлого. Следующие шаги включают в себя действия, направленные на то, чтобы порвать с этими старыми идентичностями, чтобы в конечном итоге стать самим собой. Как отмечает доктор Файрстоун, «стать дифференцированным человеком — это проект на всю жизнь». Так что будьте терпеливы и сострадательны к себе, когда будете продвигаться по этим шагам.
Шаг 1:
Первый шаг психологической дифференциации включает в себя отказ от деструктивных мыслей и установок по отношению к себе, которые мы усвоили на основе болезненных переживаний ранней жизни. Мы можем начать с выявления этих негативных мыслительных процессов, которые доктор Файрстоун называет критическим внутренним голосом, которые вредны или негативны по отношению к себе. Некоторые из этих мыслей поначалу могут показаться позитивными (успокаивающими или возвеличивающими), в то время как другие кажутся враждебными, ненавидящими себя, параноидальными или подозрительными. Как только мы осознаем эти «голоса», мы сможем понять источники этих разрушительных мыслей. Мы можем развивать это понимание, думая о том, какие конкретные люди или события могли привести нас к такому негативному отношению к себе. Затем мы можем попытаться ответить на эти искаженные мысли с нашей собственной точки зрения. Научившись бросать вызов этому внутреннему критику, мы отделяемся от «родителя», которого мы усвоили, шаг, который может вызвать у нас беспокойство, но в конечном итоге освободит нас, чтобы мы стали теми, кем мы стремимся быть.
Шаг 2:
Второй шаг дифференциации включает в себя распознавание и изменение негативных черт личности, которые являются воплощением негативных черт наших родителей, опекунов или других влиятельных лиц. Многие люди с удивлением обнаруживают, что, несмотря на свои самые лучшие намерения, они часто действуют теми же негативными путями, что и родители, — воспроизводя те самые действия или личностные модели, которые, как они поклялись, никогда больше не повторят. Изменение этих неприятных или токсичных характеристик личности — пристрастий, тщеславия, фальши, эгоцентризма, виктимной ориентации на жизнь, отношения превосходства и презрения, среди прочего, — это мощный способ попрощаться с нашим прошлым. Важно проявлять инициативу в изменении этих негативных черт личности, не питая ненависти к себе и не возвращаясь к своим критическим внутренним голосам. Поймите, что вы пришли к этим ошибкам честно и что у вас есть все возможности, чтобы изменить их.
Этап 3:
Третий этап дифференциации включает изучение психологических защит, которые мы развили как адаптацию к боли и страданиям, которые мы испытывали в детстве. Чтобы отличиться от более детских аспектов нашей личности, нам нужно определить, а затем отказаться от шаблонов защиты, которые мы сформировали, чтобы справляться с болью в начале нашей жизни. Нам нужно признать, что защита, которую мы сформировали, чтобы защитить себя в детстве, часто ограничивает нас во взрослой жизни. Например, если в детстве к нам приставали, то во взрослом возрасте мы можем чувствовать себя чрезмерно защищенными. Если нас отвергли в детстве, мы можем чувствовать недоверие в наших отношениях. Люди склонны цепляться за эти защищенные способы реагирования на других и оставаться в эмоциональной ловушке циклов из своего прошлого. Став взрослыми, важно отказаться от надежды когда-либо заполнить огромные пустоты, которые мы ощущали в детстве. Чтобы стать психологически дифференцированными, нам нужно, по сути, попрощаться со своим «детским я» и жить полной жизнью взрослых, которыми мы являемся сейчас.
Шаг 4:
Последний шаг психологической дифференциации включает в себя развитие наших собственных ценностей, идеалов и убеждений, а не автоматическое принятие убеждений, с которыми мы выросли, или убеждений нашей культуры. Мы должны стремиться вести честную жизнь в соответствии с нашими собственными идеалами, несмотря на социальное давление, требующее соответствовать стандартам других.