Эго это психология: что это простыми словами, примеры проявления, функции

Что такое эго человека — структура, функции, польза, недостатки

Эго человека относится к терминам психоаналитической теории (используется, как базовое понятие, определяющее личность, во всех последующих концепциях). Является частью внутренней психики, отвечающей за восприятие и позиционирование сознания как «Я» при рефлексии или же при взаимодействии я с реальностью. Чтобы лучше понять, что такое эго человека можно через представление структуры, реагирующей на воздействие окружающего физического мира, проводящей его оценку и составляющую планирование собственной деятельности и моделей поведения относительно прошлого проведённого анализа.

Эго человека не является отдельной структурой, а является равноправной частью психики, где присутствует ещё ид и супер-эго. Эти две категории отражают части не всегда актуальные и полярные – одна про инстинктивный мир животного взаимодействия, а другая про выполнение социальных норм и показателей, преобразуясь в родительский контроль. Так само эго оказывается связкой данных полярных сущностей, позволяя осуществлять адекватную деятельность и реагировать как в социальном (общение, построение отношений) взаимодействии, так и при физической (целостности или жизни) угрозе.

Объяснить, что такое эго человека простыми словами можно приблизив его к самоидентификации, поскольку именно оно порождает внутренний образ себя и восприятие, оценку различных качеств. Но эго не является объективным или однозначным, часто оно может быть ложным и тогда собственные же представления человека о себе могут приносить множественные страдания, постоянно сталкиваясь с несоответствием реакций окружающих или оценки общего социума. Многие духовные концепции построены на том, чтобы отказаться от построения жизни на эго, говоря о том, что это способно освободить. Ведь внутреннее я неуёмно ищет равновесия с внешней средой, а достичь такого невозможно в силу особенностей, как самой внутренней структуры, так и отсутствия постоянного требования у внешнего мира.

Эго человека может включать во внутренний образ не только личности (все психо-физиологические показатели), но и другие объекты (люди или сферы деятельности, различные группы). Так всё что нам нравится и дорого, за что идут действительно важные переживания становится частью такого внутреннего мира. Наши любимые люди становятся частью эго, идеи мировых сообществ и любые фанатские группировки преобразуют внешние события и объекты в часть внутренних, когда переживают за них. Получается, что идёт сравнение и отождествление не только по половым признакам, но также по социально-культурным, ценностным и приоритетным показателям.

Сексуальность, активность, реализованность, идентичность – это всё программы, которые постоянно пытается реализовать эго. Большой процент идеализации как в восприятии, так и в требованиях приводит к страданиям и несоответствиям, вместо удовлетворения.

Эго в психологии выступает основополагающей фигурой в контексте психотерапии и для теоретического изучения, поскольку доступ к остальным составляющим человеческого «Я» сильно ограничен в силу неосознаваемости процессов. На данный момент все направления психологической науки работают с эго и пытаются восстановить баланс между двумя другими полярностями.

Структура эго

Эго человека состоит в основном из его воспоминаний и формируется постепенно после получения различных психо-физических аспектов жизненного опыта. У новорожденного нет ассоциаций себя, как мужчины или женщины, умеющего петь или считать в уме – это чистое пространство, не знающее ничего предопределённого о себе.

Потом взрослые начинают сообщать какие-то неоспоримые данные о самом человеке, являющиеся базой для составления первого образа себя (обычно вписывающиеся в контекст социальных требований, потому что преподнесён внешними факторами). Из маленьких событий у человека складывается понимание, кто он такой и соответственно эго. Он начинает отождествлять себя с тем, кто смог пройти до центра города или написать рассказ, кто нравится девочкам или слепил красивую модель. Но, так же как и достижения, эго вносит в свой образ и негативные моменты, такие как провалы и невозможность реализации.

Особые верования о том, что мужчины смелы, могут внести в эго стремление быть смелым, не соотнося это с внешней ситуацией. Сюда же можно отнести моменты, когда частью внутреннего образа становятся утверждения значимых взрослых, а в силу ещё слабого собственного эго их характеристики впечатываются, как нерушимые. Взрослый руководитель корпорации ощущает себя как несмышлёного и неуклюжего только потому, что это регулярно повторялось в детстве, и помещено в основу самовосприятия и идентификации, потому что познание мира изначально строилось на мнении значимых взрослых, считавшихся правыми.

Эго строится на воспоминаниях, и если человеку стереть память, то можно получить любую личность, какую захочется написать, просто рассказав, что и как она делала в прежней жизни. Идентификация себя со своим прошлым делает эго негибким, плохо адаптирующимся и приносящим множество проблем. Грубо говоря, человек знающий, что он не умеет плавать не подойдет к воде, тогда как малыш без подобных предубеждений знает, что купаться возможно, потому что так делает часть людей и попробует. Жёсткое эго лишает развития и самореализации.

Что такое альтер эго человека

Эго состояния человека не всегда могут отражать то, что присутствует. Существует альтер эго, представляющее собой личность или персонажа, описанных в рассказе или фильме, отражающие во многом основные характерологические черты автора, но не являющихся ими. Это также может быть намеренно воплощённый образ для выступлений и закрепившийся в итоге за самим человеком. В королевских династиях альтер эго используется для характеристики наместника, тех, кому передавалась власть на время отсутствия, невозможности принятия решений или смерти действующего правителя.

Также упоминание данного термина относится к патопсихологическим категориям, когда одна из множественных личностей получает значительные права и начинает управлять жизнью индивида в решающих ситуациях. Второй вариант названия – ложное эго, описывающее диссоциативные расстройства или раздвоение личности. Проявляется, как временное расщепление человека на несколько персон, при этом, одна не имеет понятия о своей второй параллельной жизни и спецификаций её активности. Могут отличаться пристрастия, темперамент, привычки, круг знакомых и вид деятельности, разность восприятия своего пола или возраста. Это не относится к специальному изображению другого человека, игре или обману – это болезненное состояние психики, требующее медикаментозной коррекции и психотерапевтического направления. Возникать такие нарушения могут вследствие глубоких психотравм или же актов длительного насилия любой направленности. Во всех случаях это адаптивная реакция психики, направленная на изменение собственной личности относительно критических условий.

Когда альтернативное эго человека вызвано заболеванием, а не специальными социальными заказами (передача власти, игра роли), то необходима госпитализация. Ранее подобные состояния приравнивались к психотическим и лечились медикаментозно, на данный момент большую востребованность, а главное эффективность имеет психотерапия, устраняющая последствия насилия и психологических травм.

Что такое супер эго

Супер эго человека стало психическим новообразованием с появлением социума и его норм. Именно наличие общих ценностей, правил этики и норм сформировали потребность новой психологической структуры, следящей за соблюдением всех этих правил. Если совсем упростить, то супер эго – это сверх «Я», т.е. та категория, которая призвана упорядочить множество различных личностей и требующая соблюдения правил, являющихся благими для большинства даже в ущерб счастью одного.

Из всех внутренних компонентов, имеющих отношения к самовосприятию сверх я формируется самым последним, поскольку для этого необходимо активное социальное взаимодействие. Это формирование внутренней морально-этической концепции после длительного замещения её родительской фигурой. Если для раннего возраста категории добра и зла разграничивают и следят за их соблюдением родители, то потом эта функция переносится во внутренний ракурс и у каждого внутри появляется собственный родитель.

У супер эго есть два рычага управления человеческим поведением.

Первый идёт через негатив – его формируют родительские наказания за проступки, проявляющиеся потом как совесть и стыд – регулирующие социальные чувства. У животных и маленьких детей подобные переживания отсутствуют, а имеются только желания и поиск способа их достижения. Второй вариант управления – это идеализация, формирующаяся через поощрения родителей. Когда каждому рассказывают, как правильно поступать, описывают модель идеального человека (доброго, внимательного, помогающего и т. д.) и хвалят за выполнение требований, то в психике формируется связка, где любовь и хорошее отношение возможно только когда поведение максимально приближено к идеалу. Отсюда синдромы отличниц и желание нравится всем – это только механизм регулирования социального поведения.

Что такое супер эго окончательно понять можно, когда сам человек способен регулировать свои желания, контролируя всплески ид и перенаправляя полученную энергию в сторону самореализации и развития. Гармоничное формирование этой категории приводит социальной успешности, и личность остаётся гармонично развитой внутри – нет необходимости вымещать скрытые желания негативным образом, нет потребности вести двойную жизнь, балансируя между ид и социумом.

Функции эго

Основной функцией является проверка реальности, соотнесение собственных представлений с тем, что есть на самом деле (внешних источников, так и собственных фантазий и домыслов). Эго позволяет установить контакт и развить другие структуры психики, особенно волевого спектра, поскольку необходима не только проверка реальности, но также ещё и составление плана действий или ограничения собственных желаний.

Функция самоопределения позволяет выстроить целостный образ собственного состояния. Сюда относится целый набор внешних характеристик, настолько подробный, что окружающие могут и не догадываться (психическая структура хранит память о каждом миллиметре тела и постоянно сопоставляет наличие изменений и характера их привнесений). Также самоопределение постоянно мониторит и складывает психологический образ, где есть привычки и характер, предпочтения, цели и примерны ответы о том, кем и каким я являюсь.

Функция социализации проявляется в поиске своего места не только из внутреннего ракурса желаний, но также и относительно социальной ситуации. Тут поднимаются вопросы лидерства, предпочтения совместной или одиночной работы, необходимость семьи, а также способы её формирования. Если функция самоопределения помогает человеку понять кто он, то социальная функция помогает понять кто он относительно других, и какое место занимает. Рядом с социальной всегда идет функция адаптации, корректирующая поведение насколько ужать свои желания и тем, как всё-таки осуществлять реализацию действительно важных потребностей, не теряя социальной поддержки.

Чем больше социального взаимодействия, тем больше потребность в умении устанавливать психологические защиты. Если речь не идёт о физической безопасности, то все остальные границы формирует эго. Именно эта структура помогает избежать новых психологических травм, уйти от чрезмерного стресса, установить гармоничные, а не истощающие отношения, выбрав нужную дистанцию. Чем лучше развита защитная функция эго, тем чаще личность проверяет мир на его удовлетворение собственных безопасностей и возможностей развития. Тут включаются фантазии о том, как хочется и как будет хорошо, выполняя одновременно и успокаивающую функцию и планирующую.

Создание идеального образа (не статичного, а меняющего вследствие новой полученной информации или приобретённого опыта) являющегося целеполагающим фактором. Это функция формирования жизненного пути с желанием соответствовать внутреннему образу. Эго всегда берёт всю ответственность на себя, расширяя или сужая контакт с внешним, осознавая свои потребности и всё время, соотнося это с реальностью. Можно сказать, что это главный управляющий элемент психики, т.к. ид подчиняется подсознательным импульсам.

Проблемы с эго

Любые проблемы психологического характера, способов построения жизни и самореализации будут упираться в вопросы эго. Инстинктивные механизмы работают на сохранение организма, а поскольку эго разделяет всё на я и не я, то в любых ситуациях неудовлетворения происходит агрессивная реакция. В силу сформировавшихся привычек, воспитания или полученных травм реакция может иметь внешнюю или внутреннюю направленность, а все проблемы начинаются, когда это перепутано или производится с чрезмерной силой.

Удовлетворяя желания при игноре социальных моментов можно получать многое какое-то время, потом могут удовлетвориться эгоистические потребности, после чего начинают разрушаться социальные связи. Тот, кто выберет служение другим, рискует потерять себя, что приведёт к неврозам, депрессиям и даже психопатиям. Любые крайности являются негативными для психики, а потом и для всей жизненной структуры.

Функционирует эго, пока решает подобные проблемы, оно питается удовольствием от собственного всемогущества в разрешении сложных ситуаций. Когда жизнь становится гармоничной и качественной, само же эго может начинать продуцировать проблемы и различного рода нестыковки для того, чтобы получить себе питание. Считающие себя несчастными, решив все неблагоприятные ситуации, поймут, что теперь можно радоваться, но это довольно костная структура и проще найти новую проблему (например, поссориться с друзьями, попасть в аварию или разрушить мебель) вместо того, чтобы менять всё внутри на самоощущение счастливого человека.

Ещё один вариант недостатков – это несоответствие внутреннего образа внешнему. Считающие себя великими будут требовать уважения, даже никак не доказав поступками или поведением, у кого требуют. Женственные мужчины будут чувствовать себя неловко в мужском теле и либо менять ориентацию или пол, либо же компенсировать это излишней грубостью поведения. Представляя себя умным и правым, человек может не слышать замечаний более мудрых или же не понимать корректировки собственной статьи профессором, считая его идеи бредом. Примеров масса, но в итоге проблему необходимо решать на уровне самоопределения и эго, а не путём коррекции большого внешнего пространства.

Что такое мужское или женское эго

Изначально эго имеет двойственную природу и в каждом человеке находятся все, потом с формированием личности и нахождением различий происходит увеличение одной из частей, но вторая никогда не исчезает. Так гендерное разделение эго разделяет и восприятие мира, во многом это обусловлено биологическими и гормональными функциями организма, особенностями развития полушарий. Начинают работать инстинктивные программы, формировавшиеся по-разному и соответственно определяющие основные паттерны поведенческих реакций в типичных ситуациях (те моменты, где плохо прослеживается биологизм, необходимого результата требуют больше времени на формирование ответной реакции).

Что такое женское эго? Возможность проявлять уступчивость, социальную ориентированность, заботу говорят о сильном развитии женского эго. Это может быть в любом половом варианте, как и проявление маскулинных качеств эго, таких как настойчивость, агрессивность, прямота.

Преобладающая сторона эго занимается контролем всего происходящего со своих позиций, отодвигая другие варианты.

Когда полностью проявлено мужское эго, но нет силы проявить свою женскую сторону, то личность сталкивается с избыточным контролем, хвастовством, желанием получать признание от окружающих, а не от соответствия своей позиции своему же внутреннему миру. Мужское эго хочет всегда стоять у руководящей позиции, причём это касается любого коллектива и ситуации (не всегда адекватно, например, иногда стоит и уступать). Чрезмерно развитое женское эго будет уступать, ждать провала и просчитывать варианты краха ситуации, намеренно саботировать всякие риски. В попытках разделить эго на мужское и женское всё чаще говорится о невозможности существования в одном полюсе. Множество концепций работают с теневыми сторонами личности, спрятанными не только от общественности для того, чтобы они стали проявленными. Если женщина не признаёт свою мужскую часть, то её эго обделено силой, возможностью достижения и способностью к получению объективных оценок от других.

Когда мужчина отрицает феминность своего самопредставления, то лишается чувствительности, социальности и возможности строить качественные отношения.

Формирование таких структур происходит до трёх лет и не поддаётся осмысленному процессу, потому что полностью впитывается та модель поведения, которая присуща родительской семье. Любой индивидуум, воспитывающийся там, где во главу угла ставились порядок, ответственность, сила, внешние достижения, а процесс обозначения хороших и плохих поступков строился на основании достижений, получает хорошо признанное мужское эго и задвинутую в угол женскую часть. В классическом социуме такой мужчина может быть приближён к идеалам и очень успешен, проблемы начнутся, когда он встретит женщину и начнёт выстраивать отношения, как с мужчинами. Девочка же будет как хороший товарищ, не понимающий увлечение подруг бессмысленными разговорами, конкурирующий с собственным мужем за право власти в семье, и успешно доказывающий это.

Любые партнёры смогут продержаться только при условии признания своих обеих частей и грамотного их предъявления другому. Психотерапия поможет ускорить процесс или в исключительных случаях сюда найдут изначально подходящих партнёров. Проблема от благоприятного стечения обстоятельств не решается, и будет возникать каждый раз при взаимодействии с другими. Также способ самореализации может быть очень энергозатратным для самой личности, поскольку используется только один вариант, не всегда оптимальный.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое эго в психологии – краткое определение простыми словами

В последнее время, стало очень популярным использовать понятие «эго», чтобы описать свои личные позитивные и негативные качества. Многие люди выстраивают целую программу по борьбе с проявлениями собственного эго. Считается, что проявление эго является некоторым негативным тормозом в развитии личности человека. Так что же такое это эго? Какова его природа, и влияние на человека?

В этой статье:

Твоё собственное «Я»Сила эгоВзаимосвязь Эго и Супер-ЭгоЯ – это ты, ты – это яСферы действия эго

Новости СМИ2

Твоё собственное «Я»

Фото автора cottonbro: Pexels

Эго напрямую связано со структурой личности человека. Эго – это часть, которая, собственно, и осознаётся человеком как собственное «Я». Эта часть твоей личности, которая находится в непосредственном контакте с окружающим миром через восприятие.  Эго даёт способность увидеть своё отличие от других людей.

Зоны собственной идентификации

В разных школах и течениях понятие «эго», наделяется своими положительными и отрицательными качествами и функциями, но единым является то, что эго связано с осознанием человека себя и своего тела.

Насколько широко распространяется область этого осознания вопрос спорный. Обычно, эго, с точки зрения телесной идентификации, воспринимается как ограниченная область осознанного переживания телесных ощущений:

  • определение формы своего тела, и кожного покрова как его границы;
  • о пространстве как расстоянии, которое можно охватить руками;
  • весе во время движения или в состоянии покоя;
  • осознание своего возраста, путём наблюдения возрастных изменений физического тела.

Теория Фрейда: Ид, Супер-Эго и Эго

Эго учувствует в формировании твоего отношения к внешней и внутренней реальности:

  • внутреннее знание об ограничениях во времени и пространстве;
  • понимание уровня свих физических и психических возможностей.

Это проявляется в способности выстраивать планы и суждения, давать оценку о реальности достижения целей на материальном, эмоциональном и физическом уровнях, а также формирует умение отказываться от ненужного и излишнего на любом из этих уровнях.

Сила эго

Если ты проанализируешь поведение окружающих тебя людей, то легко сможешь заметить, что эффективность их действий отличается. Качеством, определяющим эту эффективность, согласно Фрейду, является сила их эго. Она начинает формироваться с раннего детства. Человеку с развитой силой эго свойственно:

Giphy
  • объективно оценивать окружающий мир и себя;
  • способность организовывать свою деятельность на протяжении длительных промежутков времени, что даёт возможность стратегического планирования своих действий, и установления рационального распорядка в повседневной жизни;
  • реализовывать принятые решения, и совершать выбор среди возможных вариантов достижения поставленных целей;
  • способность учитывать фактор общественной пользы при достижении своих целей;
  • умение противостоять любому виду давления со стороны при выборе направления развития личности.

Эти качества позволяют избегать импульсивного поведения, пустой потери жизненной энергии, правильно воспринимать и позиционировать себя в окружающей действительности, сохраняя высокий уровень продуктивности своей деятельности, и психическое здоровье.

Взаимосвязь Эго и Супер-Эго

Если вернуть к вопросу зарождения и развития эго, то стоит подробнее ознакомиться с идеями, изложенными в трудах Фрейда. Согласно теории психоанализа Фрейда, эго является одним из трёх компонентов психики человека: Ид или Оно, Эго или Я, Супер-Эго или Сверх-Я.

Ид – это врождённые, бессознательные свойства личности человека, которые направлены на удовлетворение его первичных потребностей: сон, секс, питание. Ид, по своей природе является хаотичным, чисто биологическим проявлением, которое не подчиняется никаким правилам. Основная задача этой части личности – обеспечить выживание индивида. В основе Ид лежит принцип удовольствия, который представляет собой исходную структуру психики человека.

Для реализации своих основных функций, Ид использует рефлекторные действия и первичные процессы, что позволяет избавлять личность человека от излишнего напряжения. Примером рефлекторных действий может служить кашель при раздражении дыхательных путей.

Фото автора Darina Belonogova: Pexels

Первичными процессами называют неспособность к подавлению импульсов и различию реального от нереального, то есть человек не способен отличить настоящий объект, который может удовлетворить его потребность, от образа этого объекта. Примером может служить вода и мираж образа воды, который возникает в сознании человека, испытывающего сильную жажду.

Именно первичные процессы служат триггером для возникновения следующей структуры личности человека, которая именуется Эго. Это происходит в результате осознания того, что удовлетворение потребностей напрямую зависит от взаимодействия с внешним миром.

Структура Эго вырастает и формируется из Ид. Эго в своей деятельности использует более сложные перцептивные и когнитивные процессы для удовлетворения потребностей Ид. В этой части личности используется принцип реальности, который направлен на обеспечение сохранности целостности организма в период отсрочки удовлетворения потребностей до того момента, пока факторы внешней среды позволят снять напряжение, и удовлетворить желание.

Таким образом, формирование Эго плавно перетекает к рассмотрению третьего элемента психики человека: Супер-Эго.

Фото автора PNW Production: Pexels

Супер-Эго связывает человека с социумом, обеспечивая развитие его системы ценности, этических принципов в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Это процесс социализации. Первым проявлением Супер-Эго является способность ребёнка отличать плохое от хорошего на основании опыта взаимодействия с родителями, учителями, окружающими людьми.

Супер-Эго считается полностью сформированным, когда контроль за соблюдением социальных правил и норм окончательно переходит в зону самоконтроля. Супер-Эго является последним компонентом в развитии личности.

Я – это ты, ты – это я

Еще одно понятие, которое связывают с понятием эго, является альтер-эго или альтернативное эго. Простыми словами, альтер-эго – это раздвоение личности. Встречаются несколько типов альтернативного эго:

  • женское, когда мужчина явно проявляет качества свойственные женскому началу, которое считает своим вторым истинным проявлением;
  • мужское: женщина считает, что её второе «Я» имеет мужское начало;
  • тёмное: проявляется в неконтролируемом использовании нецензурной брани, неприятном характере, эгоизме, вредных привычках;
Фото Matúš Kovačovský on Unsplash
  • отождествление себя с вымышленными героями, персонажами книг, фильмов.

Сферы действия эго

Среди сфер, на которые человек может распространять действие своего эго могут быть любые направления, являющиеся предметом его стремления: имущество, одежда, творчество.

Эго может врастать в эти сферы в процессе развития личности человека, но, не смотря на любые телесные или духовные изменения, человек в глубине своего «Я» сознаёт, что он остаётся одним и тем же: это своеобразное сознание идентичности себя самого бытия. Это качество очень чётко выражено в высказывании Фихте: «Эго требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности».  

Вклад психологии эго в понимание процесса терминации в психоанализе и психотерапии

Обзор

. 1988;36(4):961-84.

дои: 10.1177/000306518803600405.

Г Бланк 1 , Р. Бланк

принадлежность

  • 1 Институт исследований психологии эго Бланка.
  • PMID: 3069889
  • DOI: 10.1177/000306518803600405

Обзор

G Бланк и др. J Am Psychoanal Assoc. 1988.

. 1988;36(4):961-84.

дои: 10.1177/000306518803600405.

Авторы

Г Бланк 1 , Р Бланк

принадлежность

  • 1 Институт исследований психологии эго Бланка.
  • PMID: 3069889
  • DOI: 10.1177/000306518803600405

Абстрактный

Эго-психология представлена ​​как интегрированная психоаналитическая теория развития, включающая теорию объектных отношений. Процесс прекращения используется как одна из многих возможных иллюстраций полезности этой теории. Прекращение рассматривается как процесс, который пронизывает лечение с самого начала, а не только как заключительная фаза лечения, потому что процесс лечения, будь то психоанализ или психотерапия, включает в себя постоянное продвижение все возрастающей автономии. В идеале к тому времени, когда происходит собственно завершение, достигается максимальная автономия. К определению автономии как межсистемной, подразумевающей относительную независимость Эго от влечений (и от Супер-Эго), добавляется измерение объектных отношений, которое расширяет это определение, включая внутрисистемное соображение, а именно относительную независимость представление о себе из представлений об объектах. В особенности при лечении пограничных состояний внутрисистемный фактор является убедительным, поскольку пограничные состояния характеризуются разной степенью неполностью дифференцированных представлений о себе и объектах. Целью психоанализа неврозов, где постоянство Я и объекта уже в значительной степени существует, является автономия Эго в межсистемном смысле.

В психотерапии пограничных состояний целью является большая дифференциация представления о себе от представлений об объекте.

Похожие статьи

  • Ранние объектные отношения в новые объекты.

    Дауни ТВ. Дауни ТВ. Психоанальное исследование ребенка. 2001;56:39-67; обсуждение 68-75. doi: 10.1080/00797308.2001.11800664. Психоанальное исследование ребенка. 2001. PMID: 12102023

  • Некоторые наблюдения постоянства объекта в психоанализе взрослых.

    Флеминг Дж. Флеминг Дж. J Am Psychoanal Assoc. 1975;23(4):743-59. дои: 10.1177/000306517502300403. J Am Psychoanal Assoc. 1975 год. PMID: 1194627 Аннотация недоступна.

  • Насколько аналитична психоаналитическая психотерапия?

    Ричард-Джодоин РМ. Ричард-Джодоин РМ. J Am Acad Psychoanal. Осень 1991 г .; 19 (3): 339–51. дои: 10.1521/jaap.1.1991.19.3.339. J Am Acad Psychoanal. 1991. PMID: 1744014

  • Авторитет, самость и психоаналитический опыт.

    Гарджуло Г.Дж. Гарджуло ГДж. Psychoanal Rev. 1989 Summer; 76(2):149-61. Психоанальное издание 1989 г. PMID: 2503843 Обзор. Аннотация недоступна.

  • Единицы объектных отношений и эго.

    Гамильтон НГ. Гамильтон Н.Г. Булл Меннингер Клин. 1995 г. Осень; 59 (4): 416-26. Булл Меннингер Клин. 1995. PMID: 8535382 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Типы публикаций

термины MeSH

Понимание эго в психологии, духовности и психоделиках

Достаточно долго ведите психоделический разговор, и вы, вероятно, услышите такие термины, как «смерть эго», такие же небрежно брошенные, как «Шпонгле» и «взрыв».

Но что такое эго?

Можем ли мы быть уверены, что при таком количестве мимолетных упоминаний все говорят об одном и том же? В конце концов, эго по своей сути является абстрактным понятием, и если оно занимает центральное место в психоделической работе, кажется важным, чтобы мы пришли к некоторому согласию относительно используемых нами определений.

Разговорное использование слова «эго»

Наиболее распространенное использование этого термина вызывает в воображении образ накаченного братана в майке, рассказывающего людям, сколько он может лежать на скамейке, хлопая Джагера в клубе. «Он такой эгоистичный», — можно сказать. «Его эго такое же большое, как Земля!» Это разговорное использование эго приравнивается к тому, чтобы быть полным себя, полностью эгоцентричным и неспособным к сочувствию.

Хотя это использование имеет отношение к нашему обсуждению, это не то эго, к которому люди относятся с помощью таких терминов, как «смерть эго». Разговорное эго рассматривается как негативное, и хотя эго психоделических разговоров часто представляется негативным, оно далеко не антагонистично по своей сути; скорее, это необходимо для жизни человека.

Но прежде чем мы углубимся, давайте посмотрим на психологические корни этого термина.

Эго в психоанализе

Если вы проходили Psych 101, вы, вероятно, узнали, что эго было центральной концепцией Зигмунда Фрейда. Эго по Фрейду — это дом сознания. Он действует в соответствии с «принципом реальности», который служит посредником на бессознательном поле битвы между воюющими энергиями «Ид» — наших первичных, хаотических инстинктов, таких как сексуальность, — и «Супер-Эго», наш внутренний голос общества, диктующий, когда эти инстинкты следует обуздать. Результатом этой борьбы являются подавление и невроз, которые эго может излечить, «сделав бессознательное сознательным» с помощью таких методов, как гипноз, свободные ассоциации и анализ сновидений.

Протеже Фрейда, Карл Г. Юнг, соглашался с тем, что эго является вместилищем сознательной осведомленности; однако Юнг порвал с Фрейдом в 1913 году, отвергнув догматическую направленность своего наставника на сексуальность, в конечном итоге полностью изменив концепцию эго. Эго Юнга находится в постоянном диалоге с «личным бессознательным», которое, как и бессознательное Фрейда, состоит из воспоминаний, травм и фантазий, уникальных для индивидуума. Но эго Юнга также связано с «коллективным бессознательным», хранилищем всего человеческого опыта в разных культурах и во времени.

Коллективное бессознательное проявляется через архетипы — образцы энергии, которые организуют психику и символически разыгрываются через сны, мифы и видения. Эго Юнга взаимодействует с архетипами через личную призму, находя соответствие с определенными паттернами в определенное время в процессе «индивидуализации», становясь тем «Я», которым предназначено быть. Я — это основной архетип души, представленный такими символами, как мандалы, и эгоическое единство с трансцендентной природой Я знаменует собой завершение процесса индивидуации, достижение целостности в жизни.

Эти психоаналитические концепции являются одними из наиболее распространенных ориентиров для термина «эго», используемого в психологии. Однако эти концепции отличаются от эго духовности, которое больше похоже на эго, которое мы находим в психоделических беседах. Хотя понимание этих психологических концепций может быть полезным в психоделических путешествиях, смешивание их с такими терминами, как «смерть эго», будет означать фундаментальное непонимание.

Эго и духовность

Когда духовные сообщества говорят об эго, они обычно имеют в виду структуру психики, формирующую мировоззрение человека. Это фильтр мира, создающий реальность, которая проходит сквозь него. Это наши убеждения, страхи, желания, фантазии, сожаления, ожидания и все остальное, влияющее на то, что буддисты называют «ясным видением». Это аналогично буддийскому понятию «я»: иллюзия того, что мы являемся хронологической единицей конкретных, неделимых качеств, тогда как на самом деле мы так же непостоянны, как мир, который мы воспринимаем.

Подобно разговорному эго, это духовное эго сосредоточено на нашем индивидуальном восприятии, но, в отличие от разговорного эго, это восприятие не всегда настаивает на нашей удивительности. Эго может рассказать о себе негативную историю: «Я не достоин любви» или «Я обречен на неудачу». Возможно, это создает негативное ожидание: «Мои друзья уйдут от меня» или «Мой партнер хочет мне изменить».

Эго можно понимать как то, как наши нарративы о себе и мире прикрепляют реальность к структуре нашей жизни. Но эти нарративы не всегда могут быть сведены к словам. Они включают в себя воплощенные реакции, такие как гнев по поводу дорожного движения или осуждение чьих-либо политических пристрастий. Согласно речи Дэвида Фостера Уоллеса на церемонии вручения дипломов колледжа Кеньон в 2005 году, эти рассказы составляют наши настройка по умолчанию : «близорукость, которая равнозначна тюремному заключению настолько тотальному, что заключенный даже не знает, что он заперт».

Двери восприятия и сеть режима по умолчанию

Что касается психоделиков, Олдос Хаксли предложил полезную метафору в своей новаторской книге 1954 года Двери восприятия . Описывая свой опыт приема мескалина, Хаксли говорил о «редукционном клапане» мозга. «Чтобы биологическое выживание стало возможным, — писал Хаксли, — Разум в целом должен пройти через редукционный клапан мозга и нервной системы. На другом конце выходит жалкая струйка того сознания, которое поможет нам остаться в живых».

Вселенная чрезвычайно ошеломляюща, шквал раздражителей, который сделал бы любого недееспособным, если бы он не был отфильтрован. Психоделический опыт, по словам Хаксли, ослабляет этот клапан, открывая более широкий опыт «за завесой», ближе к тому, как обстоят дела на самом деле.

Простая, но полезная метафора — спектр шума. Человеческое ухо способно слышать ограниченный диапазон частот. Другие животные настроены на другие частоты; летучие мыши, например, могут эхолокировать из-за их настройки на высокочастотные реверберации. Если бы люди слышали более широкий диапазон, у них был бы более широкий мир для навигации, и если бы этот дополнительный шум не способствовал адаптации, широта стала бы помехой. Редукционный клапан необходим просто для выживания.

Недавние исследования в области нейробиологии, проведенные в Имперском колледже Лондона, похоже, обнаружили неврологическое следствие этого редукционного клапана. Исследование 2014 года под руководством Робина Кархарта-Харриса обнаружило, что под влиянием псилоцибина мозг демонстрирует снижение активности в «сети режима по умолчанию» (DMN), «дирижере» сознания, «физическом аналоге нарративного я». ” DMN сводит «первичное сознание» — бесформенную, дезорганизованную энтропию — к «ощущению обладания неизменной идентичностью или личностью». Короче говоря, DMN сводит подавляющую реальность к хронологическому «я», или эго, а психоделический опыт отключает это эго, открывая сознание в первозданном состоянии бытия.

Ни Хаксли, ни Кархарт-Харрис не считали это снижение эго врагом. Эти функции мозга необходимы для нашего выживания, потому что без них мы были бы постоянно подавлены, уязвимы для хищников и не смогли бы выжить.

Эго как враг или друг?

Это не значит, что эго всегда союзник. Ключевым моментом дифференциации является характер отношений человека с эго. Например, разговорное, самоуверенное эго демонстрирует особый вид эго-отношений, настолько редукционистский в своей фильтрации реальности, что человек теряет способность разграничивать границы себя и границы вселенной, убеждая себя в том, что фильтры конгруэнтны сама реальность. Когда эго принимают за реальность, возникают проблемы, поскольку эти отношения эго отфильтровывают такие качества, как открытость новым перспективам, смирение и созерцание трансперсонального измерения.

В духовных сообществах обычно можно увидеть другую версию подобного рода эго: эго «гуру», которое утверждает, что оно «неэгоистично» из-за глубокой внутренней работы, которая разрушила иллюзорное «я». Вполне вероятно, что у этих людей был трансперсональный опыт, и этот опыт был «растворением эго», деактивацией их DMN и сплавлением их с энтропийной безразмерностью. Но эти потенциальные гуру ошибочно полагают, что такая безмерность становится постоянной и что их эго не вернется. Таким образом, они интегрируют в свою DMN новую интерпретативную структуру: веру в то, что их DMN больше не существует. Эго убеждает себя, что оно не-эго, и с этим не поспоришь.

В таком состоянии самообмана эти люди часто проецируют нерешенные теневые проблемы и настаивают на том, что проекция — это истина, полученная от разума за пределами их самих. История показала, что эти люди часто способны убедить запутавшихся, уязвимых искателей в своей духовной власти, как мы видели в случаях с Чарльзом Мэнсоном, Джимом Джонсом и бесчисленным множеством других «гуру» с патологическим эго. Помните цитату Уоллеса: «Заключение настолько полное, что заключенный даже не знает, что он заперт». Какими бы вредными ни были эти люди, в конечном итоге они являются пленниками собственного восприятия.

Понимание смерти эго

У всех нас есть эго. Без некоторой интерпретативной структуры мы беспочвенны и уязвимы. Цель состоит не в том, чтобы искоренить его навсегда; цель состоит в том, чтобы лучше осознать его и бросить вызов его непоколебимым убеждениям, особенно если эти убеждения способствуют нездоровому поведению. Тем не менее, временное искоренение может дать ценную информацию, как утверждают многие, пережившие «смерть эго».

Деактивация сети режима по умолчанию в более энтропийное состояние, по-видимому, коррелирует со «смертью эго». При смерти эго фильтрующий клапан отключается, и человек выходит за пределы эго. Исходное понимание себя растворяется, и человек осознает, что его идентичность вместе с миром, в котором он живет, гораздо сложнее, чем он представлял себе ранее. Такой опыт может дать ценную информацию о том, как эго конструирует опыт. Это также может быть пугающим, заставляя человека задаваться вопросом: «Если я не мое эго, то кто я?» Когда нет четкого ответа на этот вопрос, куда может обратиться человек?

Многие обращаются к различным традициям мудрости. В трансцендентном опыте индуизма «Атман» — «я», «эго» — признает свое тождество с «Брахманом» — Высшей Реальностью, самой вселенной. Христианские мистики говорят о «христосознании», о единстве человека на уровне души с «Божеством». Хаксли называл «Разум в целом» высшей идентичностью человека. Некоторые описывают идентичность как «осознание» или «чистое сознание». Как бы вы его ни описывали, «истинное» «я» ощущается в сверхъестественном, мистическом опыте, о котором говорит Уильям Джеймс в Разнообразие религиозного опыта , где «мысленные» и «океанические» качества поражают нас силой абсолютной истины.

Конечно, все это нельзя свести к простым словам. Попытка сообщить о «смерти эго» подобна попытке описать шум глухому человеку. Единственный способ понять это — через непосредственный опыт.

Это не значит, что вы должны бежать и уничтожать свое эго героической дозой. Однако, если вы это сделаете, лучше держать себя в руках, потому что, когда ваше чувство собственного «я» рушится, и у вас нет почвы, на которую можно было бы опереться, невозможно точно сказать, как вы можете отреагировать. В таком состоянии попытки цепляться за эго-идентичность принесут только ужас. В любом случае, это, вероятно, изменит ваше понимание мира и вашего места в нем.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts