Эго психология эриксона кратко: 10.Эго-психология Эриксона

10.Эго-психология Эриксона

Основные принципы Эго-психологии

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:

а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;

б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,

в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;

г) главное – изучение нормы, а не патологии;

д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;

е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

Эпигенетический принцип

Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания

: он состоит из двух частей:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.

2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.

Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.

Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис.

Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.

Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.

Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «

Я то, что я могу».

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду

». 

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.

8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.

Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.

Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание — Эго — составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.

Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентичности — длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется

задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности. Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных проблем. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справляться с дальнейшими, составляет, по мысли Эриксона, ключ к пониманию жизни этого человека.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированности Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше — от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.

Глава 5.4: Эго-психология Эрика Эриксона

Эрик Эриксон не обучался у Зигмунда Фрейда и не имел докторской степени в уважаемом университете. На самом деле он не имел формального образования, как подавляющее большинство его психодинамических коллег. Хотя его родители настаивали на поступлении в медицинскую школу, Эриксон считал себя художником и провел свою юность, скитаясь по Европе, живя жизнью художника. В 1927 году он устроился работать с детьми пациентов и друзей Фрейда. Школа подошла к развитию психоаналитически, и вскоре Эриксон овладел этой теорией и начал разрабатывать свои собственные теории, касающиеся развития личности. Два его основных вклада в психодинамическую мысль включают переоценку эго и расширенный взгляд на стадии развития.

Новое Эго

Эрик Эриксон считал, что эго, описанное Фрейдом, было гораздо большим, чем просто посредником между Супер-Эго и Ид. Он рассматривал эго как положительную движущую силу человеческого развития и личности. Таким образом, он считал, что основная задача эго заключается в установлении и поддержании чувства идентичности. Человек с сильным чувством идентичности — это тот, кто знает, где он находится в жизни, принял эту позицию и имеет осуществимые цели для изменений и роста. У него есть чувство уникальности, а также чувство принадлежности и целостности.

Те, у кого более слабое эго, те, кто переживает трудные времена, или те, у кого плохо развитое эго, попадают в ловушку так называемого кризиса идентичности. По Эриксону, кризис идентичности — это период в жизни человека, когда ему не хватает направления, он чувствует себя непродуктивным и не ощущает сильного чувства идентичности. Он считал, что у всех нас в тот или иной момент жизни бывают кризисы идентичности, и что эти кризисы не обязательно представляют собой негатив, но могут быть движущей силой к позитивному разрешению.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке. Однако вместо того, чтобы сосредоточиться на сексуальном развитии, его интересовало, как дети социализируются и как это влияет на их самоощущение. Он считал, что личность развивается на протяжении всей жизни, и рассматривал кризисы идентичности в качестве фокуса каждой стадии человеческого развития.

Теория психосоциального развития Эриксона имеет восемь отдельных стадий, каждая из которых имеет два возможных результата. Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и успешному взаимодействию с другими людьми. Неспособность успешно завершить этап может привести к снижению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Доверие против недоверия

В возрасте от рождения до года дети начинают учиться доверять другим на основе постоянства их опекунов. Если доверие развивается успешно, ребенок обретает уверенность и безопасность в окружающем мире и способен чувствовать себя в безопасности даже в случае угрозы. Неудачное завершение этого этапа может привести к неспособности доверять и, следовательно, к чувству страха перед противоречивым миром. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

Автономия против стыда и сомнения

В возрасте от одного до трех лет дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и выбирая, что им нравится носить, чтобы есть и т. д. Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире. Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать и затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения. в собственных способностях.

Инициатива или чувство вины

В возрасте от трех до шести лет дети чаще самоутверждаются. Они начинают планировать действия, придумывать игры и инициировать действия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения. И наоборот, если эта тенденция подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Они могут чувствовать себя неприятными для других и поэтому останутся последователями, лишенными собственной инициативы.

Трудолюбие против неполноценности

В возрасте от шести лет до полового созревания у детей начинает развиваться чувство гордости за свои достижения. Они инициируют проекты, доводят их до завершения и довольны достигнутыми результатами. В это время учителя играют повышенную роль в развитии ребенка. Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми и уверенными в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в собственных силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Идентичность и путаница ролей

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более независимыми и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою собственную идентичность на основе результатов своих исследований. Это чувство того, кто они есть, может быть затруднено, что приводит к замешательству («Я не знаю, кем я хочу быть, когда вырасту») относительно себя и своей роли в мире.

Близость или изоляция

В юношеском возрасте мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи. Успешное завершение может привести к комфортным отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях. Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии.

Генерация против стагнации

В зрелом возрасте мы начинаем свою карьеру, налаживаем отношения, создаем собственные семьи и развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины. Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Не достигая этих целей, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными.

Целостность эго против отчаяния

По мере того, как мы становимся старше и становимся пожилыми людьми, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и способны развивать честность, если видим себя ведущими успешную жизнь. Если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и впадаем в отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Психоаналитическая эго-психология Эриксона-Расширение Empower Community Health 617-729-9111

Быстрый обзор:

ЭГО Психология: либерализация психоаналитической позиции

  • 555. ПСИХОЛОС биологических импульсов, но часто действует независимо от этих побуждений, тем самым предоставляя человеку возможность для творческого действия и позитивного роста

Эпигенетический принцип: развитие разворачивается в заданной последовательности через ряд стадий

  • Каждая стадия отмечена определенным психосоциальным кризисом:
    переломный период, в котором неизбежен решительный поворот в ту или иную сторону
  • Добродетели: качества или сильные стороны, возникающие в результате успешного разрешения кризисов

Стадии развития Эго

Исследовательская поддержка теории развития Эго

Высокотрудолюбивые дети:

  • Больше мотивированы на успехи в учебе и получение более высоких оценок
  • Более сильное предпочтение создавать и делать что-то, а не заниматься фантазией, придумывая вещи
  • Больше информации об их школьном опыте

Эго-идентичность в подростковом возрасте

  • Распространение идентичности: индивидуумы, которые не испытывают активного кризиса в отношении своих жизненных целей и не берут на себя никаких обязательств по их поводу
  • Лишение права выкупа: лиц, которые никогда не испытывали кризиса в отношении своих целей, тем не менее взяли на себя твердые обязательства в отношении них
  • Мораторий: человек активно рассматривают альтернативы для решения кризисных вопросов
  • Достижение идентичности: человек пережили период кризиса и, следовательно, выработали твердые обязательства относительно своих жизненных целей

Расширения и уточнения статусов эго-идентичности Марсии

–Большинство исследований статусов эго-идентичности основано на выборках университетов белых. из этих популяций

  • Борьба этих групп меньшинств заключается в формировании идентичности по отношению к Белой культуре большинства, которая часто дискриминирует их
  • Последние исследования показывают, что правильным решением является разработка бикультурная идентичность: сильное чувство этнической принадлежности, сопровождаемое позитивным отношением к психологически здоровым аспектам культуры большинства
  • Близость в раннем взрослом возрасте

    • Близкие люди: отношения характеризуются глубиной и преданностью
    • Преинтимные индивидуумы: глубокие отношения, но не желают вступать в длительные отношения
    • Стереотипные личности: отношения неглубокие и эксплуататорские
    • Псевдоинтимные лица: те, у кого длительные отношения, но которым не хватает глубины
    • Изолированные лица: лица, отказавшиеся от социальных отношений
    • Слияние лиц: человек, потерявших чувство идентичности и живущих за счет своих партнеров

    Генерационные статусы

    • Генеративный стиль: преданность своей работе и заботе о молодежи
    • Традиционный стиль: забота взрослых о развитии подрастающего поколения носит избирательный характер, поскольку они стремятся направлять и воспитывать только тех молодых людей, которые отражают их ценности и цели
    • Агентский стиль: вносят свой вклад в общество своей работой, но в первую очередь заботятся о собственном росте, а не о росте молодежи
    • Общинный стиль: пренебрегают своим личным развитием, без разбора жертвуя собой ради подрастающего поколения
    • Застойный стиль: взрослые, которые практически не прилагают усилий для развития своих навыков или воспитания подрастающего поколения

    Техники терапевтической оценки

    Эриксон занял более эгалитарную и личную позицию по отношению к своим пациентам, чем Фрейд

    • Те же техники, что и у Фрейда, но интерпретации сосредоточены вокруг поиска идентичности
    • Свободная ассоциация
    • Анализ сна
    • Перенос

    Значение теории для терапии

    • Невротики и психотики спутали идентичности и не имеют чувства контроля над своим опытом
    • Их эго фрагментировано и слабо
    • Они не могут хорошо относиться к другим или занимать свое место в обществе
    • Эти трудности являются результатом их неспособности успешно разрешить один или несколько кризисов, присущих их жизненным циклам

    Оценочные комментарии

    • Полнота: широкий охват
    • Прецизионность и проверяемость: не очень точные и их очень трудно адекватно проверить
    • Экономия: слишком упрощенно; слишком большая зависимость от конструкции идентичности
    • Эмпирическая достоверность: солидная эмпирическая поддержка последних четырех этапов; необходимо больше исследований, сосредоточьтесь на первых четырех этапах
    • Эвристическое значение: крупный вклад в такие дисциплины, как философия, религия, культурная антропология, историки, психология, психиатрия и социальная работа
    • Прикладное значение: имеет большое прикладное значение во многих дисциплинах, включая детскую психологию и психиатрию, консультирование по вопросам брака, образование, профессиональное консультирование и социальную работу