Экспериментальная психология вундта: Экспериментальная психология сознания

Экспериментальная психология сознания

Обычно появление экспериментальной психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873—1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Программа Вундта логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Он унаследовал такие исторически сложившиеся принципы, как апперцепция, ассоциация и опыт. Метод самонаблюдения исследователь считал единственным прямым методом психологии, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт, как он дан самому человеку.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.

Элементы сознания — это ощущения, представления и чувствования. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии и была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.

Однако прежде всего ученые конца XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брентано, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлекало особое свойство процессов сознания: непосредственная открытость субъекту эксперимента и «закрытость» этих же процессов для остальных.

Человек (испытуемый), считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения», а затем рассказать о своих ощущениях экспериментатору. Метод интроспекции, или самонаблюдения, предложенный Вундтом, развил в своих экспериментах его ученик Э. Титченер (1867— 1927). Он рассматривал следующие

задачи структурной психологии:

  1. разложение душевного состояния на составные части;
  2. установление того, каким образом соединены эти части;
  3. установление соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией.

Эти задачи не находились в противоречии с задачами психологии, предложенными Вундтом. Отличие состояло в том, что Титченер строго ограничивал возможное содержание отчета испытуемого о самонаблюдении. Например, испытуемому показывали яблоко. Подготовленный интроспекционист должен был «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т. д. Результатом этих исследований стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список о 44 тыс. элементарных ощущений.

Одновременно со структурной психологией Вундта и Титченера развивалась теория актов сознания

Франца Брентано (1838—1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, а активность сознания. В 1874 г. ученый выпустил труд «Психология с эмпирической точки зрения».

И все же путь развития психологии показал, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике.

Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям.

Более того, обнаруживались несовпадения результатов у разных авторов или даже у одного экспериментатора.

При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты.

Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шарко (1825—1893), И. Бернгейма (1840—1919) и особенно австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.

В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.

В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.

Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики. Так, программе Вундта была противопоставлена понимающая психология В. Дильтея и его последователя Э. Шпрангера. Главной задачей психологии они считали не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее понимание в субъективно понимаемой целостности.

Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе (таким, как физиология, химия и т. п.), а к наукам о духе (к которым относятся история и культурология). Дильтей и Шпрингер утверждали, что в науках о духе, и в психологии в том числе, неприменим естественнонаучный, по сути, экспериментальный метод. Методом гуманитарных наук должен быть метод понимания, или эмпатии (вчувствования в изучаемый объект).

Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса (1842—1910). Джеймс предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Если остановить поток сознания, он терял свои свойства, превращаясь в мертвый «срез» реальности психической жизни.

Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в изучение психологии личности, психологии эмоций, внимания и памяти.

В психологической науке начали открывать собственно психологические закономерности, действующие независимо от сознания, иначе говоря — объективно.

Так, были получены различные данные в области открытия законов памяти, в частности в исследованиях Г. Эббингауза (1850—1909). Занявшись проблемой памяти, ученый изобрел особый объект — бессмысленные слоги, то есть отобрал такие раздражители (около 2300 слогов), которые не вызывают никаких ассоциаций. Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты запоминания: количество слогов, время заучивания, повторения и т. д.

Э. Торндайк (1874—1949), разрабатывая и преобразовывая понятие об ассоциации, приходит к способу

научения.

Свои опыты исследователь проводил над животными, используя так называемые проблемные ящики: животное могло выйти из ящика, лишь приведя в действие особое устройство.

Метод научения определялся формулой «пробы, ошибки и случайный успех». Ассоциации трактовались ученым прежде всего как присущие телесному организму интеллектуальные процессы. До Торндайка своеобразие интеллектуальных процессов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций организма.

Закрепление ассоциаций психология в дальнейшем отнесла к процессам памяти. Автоматизированные, благодаря повторению, действия, стали называться навыками.

Необходимо сказать еще о двух крупных фигурах экспериментальной психологии середины XIX в.: это Ф. Гальтон (1822—1911) и А. Бине (1857—1911).

Ф. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Он создал лабораторию в Лондоне, где каждый мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Гальтон замыслил охватить исследованиями все население Англии, с тем чтобы определить уровень психических ресурсов страны, но через его лабораторию прошло «только» 9000 человек.

Свои испытания он обозначил словом тест, которое навсегда вошло в психологический лексикон. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов).

Гальтон стал преобразователем экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей.

Французский психолог Альфред Бине известен прежде всего своим тестом интеллекта. Он поставил задачу выявить и отделить способных к учению, но ленивых детей от неспособных детей, страдающих прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой — содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ.

Данный коэффициент соотносил «умственный» возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»).

Это направление стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой.

Психология выходила на новый виток своего развития и осваивала практическую область. Предметом анализа стали не только элементы и акты сознания, познаваемые только методом интроспекции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир.

Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения (бихевиористов, представителей объективной психологии).

2.2.1. Экспериментальная психология сознания.

Текст к лекциям 3 и 4.

Обособление науки от смежных дисциплин требует формулировки научных программ и создания научных школ. Первая психологическая лаборатория была открыта В.Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.

Сознание, как уже говорилось выше, стало первым предметом психологии. Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема.

Первую версию психологии сознания можно определить как структурную психологию сознания. Основными ее авторами являются В.Вундт (1832 – 1920) и Э.Б.Титченер (1867 – 1927). Основной задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания – это ощущения, представления и чувствования. Описание всех видов чувствований, в свою очередь, укладывается в трехмерное пространство, которое состоит из координатных осей удовольствия – неудовольствия; напряжения – разрядки и возбуждения – успокоения. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция представляет собой активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов уровне. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.

В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет, методология Вундта была распространена на исследования явлений памяти (Г.Эббингауз «О памяти», 1885).

Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Например, испытуемому показывают яблоко. Подготовленный интроспекционист (реагент, как называл их сам Титченер) должен «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т.д. Результатом подобного атомистского подхода стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список из 44000 элементарных ощущений!

Одновременно со структурной психологией Вундта развивается теория актов сознания Франца Брентано (1838 – 1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания как Вундт, а активность сознания. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874 г. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах.

Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления (см. Глава 10).

Структурализму Вунда (в особенности в упрощенном его толковании Титченером) противостоял функционализм В. Джеймса (1842 – 1910). Джеймс использует метафору «потока сознания», которая фиксирует динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряет в концепции Джеймса эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имеет место в акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагает не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу — это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джемс вводит «личностное» измерение сознания, говоря о том, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в психологию личности (см. Глава 10), психологию эмоций (см. Глава 5), психологию внимания (см. Глава 6) и психологию памяти (см. Глава 8). Учебник «Основы психологии», выпущенный Джеймсом в 1890 г. до сих пор служит настольной книгой психологов.

Таким образом, психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне. В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии.

Вильгельм Макс Вундт — Психологические эксперименты, психология и лаборатория

1832-1920
Немецкий психолог и философ, основатель экспериментальной психологии.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года в Бадене, в пригороде Мангейма под названием Неккарау. В детстве его обучал Фридрих Мюллер. Вундт посещал гимназии в Брюсселе и Гейдельберге, Тюбингенский университет в течение года, затем Гейдельберг более трех лет, получив медицинскую степень в 1856 году. Он оставался в Гейдельберге в качестве лектора физиологии с 1857 по 1864 год, затем был назначен доцент кафедры физиологии. Великий физиолог, физик и физиологический психолог Герман фон Гельмгольц прибыл туда в 1858 году, и Вундт некоторое время был его помощником.

Wilhelm Wundt ( Corbis-Bettmann. Воспроизведено с разрешения.)

В период с 1857 по 1874 год Вундт прошел путь от физиолога до психолога. В эти годы он также написал Grundzüge der physiologischen Psychologie ( Принципы физиологической психологии ). В двухтомном труде, изданном в 1873–1874 гг., подчеркивалась связь между психологией и физиологией и показывалось, как методы естествознания могут быть использованы в психологии. Было опубликовано шесть исправленных изданий этой работы, последнее завершено в 1911.

Как психолог Вундт использовал метод исследования сознательных процессов в их собственном контексте путем «эксперимента» и самоанализа. Этот метод был назван психологией содержания, что отражает убеждение Вундта в том, что психология должна заниматься непосредственным содержанием опыта, не измененным абстракцией или рефлексией.

В 1874 году Вундт уехал из Гейдельберга на кафедру индуктивной философии в Цюрихе, где пробыл всего год. Он принял кафедру философии в Лейпцигском университете, а в 1879 г.он основал первую в мире психологическую лабораторию. В Лейпциг приезжали мужчины со всего мира, чтобы учиться в лаборатории Вундта. В 1879 году Г. Прибыл Стэнли Холл, первый американский ученик Вундта, а за ним и многие другие американцы. Из этой первой лаборатории экспериментальной психологии постоянный поток психологов возвращался в свои страны, чтобы преподавать и продолжать свои исследования. Некоторые основали собственные психологические лаборатории.

В 1881 году Вундт основал Philosophische Studien как средство для новой экспериментальной психологии, особенно как орган публикации продуктов его психологической лаборатории. Содержание Philosophische Studien (измененное на Psychologische Studien в 1903 г.) показывает, что эксперименты подразделялись в основном на четыре категории: ощущение и восприятие ; время реакции ; восприятие времени и ассоциации; и внимание , память , чувства и ассоциации. Оптические явления лидируют в 46 статьях; прослушивание было вторым по важности. Прицел и слух , которые Гельмгольц уже тщательно изучил, были главными темами лаборатории Вундта. Некоторые из вкладов в Studien были сделаны самим Вундтом. Сообщается, что Гельмгольц сказал о некоторых экспериментах Вундта, что они были schlampig (небрежными). Сравнивая Вундта с Гельмгольцем, который был тщательным экспериментатором и продуктивным исследователем, следует заключить, что наиболее важным вкладом Вундта был его систематизатор, организатор и энциклопедист. Уильям Джеймс считал Вундта «всего лишь довольно обычным человеком, который необычайно хорошо проработал некоторые вещи».

Книга Вундта Grundriss der Psychologie (1896; Очерк психологии ) была менее подробной трактовкой, чем его Принципов, , но содержала новую теорию чувств. Популярным представлением его системы психологии было Einführung in die Psychologie (1911; Введение в психологию ). Его монументальность Völkerpsychologie (1912; Народная психология ), естественная история человека, пыталась понять высшие мыслительные процессы человека, изучая язык, искусство, мифологию, религию, обычаи и закон. Помимо своих психологических работ он написал три философских текста: Логика (1880-1883), Этика (1886) и Система философии (1889). Вундт умер под Лейпцигом 31 августа 1920 года.

Бретт, Джордж Сидней. История психологии Бретта. Р.С. Петерс, изд. 1953. 2-я ред. изд. 1965.

Холл, Г. Стэнли. Основоположники современной психологии. 1912.

Flugel, JC Сто лет психологии. 1933. Ред. 1965.

Скучно, Эдвин Г. История экспериментальной психологии. 1929. 2-е изд. 1950.

Вольман, Бенджамин Б. Исторические корни современной психологии. 1968.

Исследования Вундта: столетняя коллекция. Торонто: CJ Hogrefe, 19 лет80.

Рождение экспериментальной психологии: Как мы измеряем начинания?

Когда родилась психология как наука? Изображение предоставлено: Хориа Варлан, Creative Commons.

В четверг, 26 июля, был запущен SciLogs.com, новая сеть научных блогов на английском языке. SciLogs.com, совершенно новый дом для блоггеров Nature Network, является частью международной коллекции блогов SciLogs, которая уже существует на немецком, испанском и голландском языках. Чтобы отпраздновать это дополнение к семейству научных блогов NPG, некоторые из блогов NPG публикуют сообщения, посвященные «Началу».

В этом межсетевом фестивале ведения блогов принимают участие блог Soapbox Science от nature.com, блог Student Voices от Scitable, а также блогеры из SciLogs.com, SciLogs.de, Scitable и сети блогов Scientific American. Присоединяйтесь к нам, чтобы исследовать различные интерпретации начал — от научных примеров, таких как стволовые клетки, до первого опыта, такого как публикация вашей первой статьи. Вы также можете следить за обсуждениями в социальных сетях и участвовать в них, используя хэштег #BeginScights.

***

Сейчас 1879 год, и психология вот-вот родится. Место: Лейпцигский университет. Биологический родитель: Вильгельм Вундт. Дело: создание первой официальной университетской лаборатории для изучения психологии, событие, воспринятое многими как линия, знаменующая собой неофициальные исследования эмпирической общепризнанной науки.

В лаборатории четыре комнаты и несколько студентов. К началу 1880-х годов он вырастет до поразительных шесть девяток.0110 комнат — и всего 19 студентов. В 1883 году он присудит свою первую докторскую степень первому советнику Вундта, Максу Фридриху, по теме динамики индивидуальных психологических процессов. В том же году выйдет в свет первый номер Journal Philosophische Studien , первого журнала по экспериментальной психологии, учрежденного — вполне уместно — никем иным, как Вундтом.

С этого момента будущее дисциплины будет обеспечено: психология выживет и, возможно, даже расцветет на заре нового века. Это будет не просто еще один неудачный эксперимент.

Это, по крайней мере, самая простая история.

Трудно назвать дату рождения психологии как таковой. Эта лаборатория 1879 года — всего лишь один претендент, а Вундт — лишь один из возможных отцов. Но только подумайте, сколько проложило путь достижениям Вундта. Справедливо ли называть его началом, или он скорее точка слияния (если это так)? И как далеко мы должны зайти, если хотим быть действительно честными?

Начнем ли мы с древних греков и их размышлений о разуме и теле — и связях между ними? Безусловно, психология была бы невозможна без этих ранних философских размышлений. Или мы начнем с Рене Декарта и его размышлений о природе сознания и мышления? Декарт, в конце концов, сделал душу чем-то гораздо более физическим, чем когда-либо прежде, с пространством для причины и следствия, источника и проявления (в частности, он постулировал, что душа воздействует на тело в определенном органе мозга). , шишковидная железа).

Или, может быть, нам лучше начать с Томаса Гоббса и его взглядов на материализм: все есть материя и энергия, а все наше поведение — продукт мозга и физических процессов. Логика Гоббса звучит вполне современно — и она вдохновила концепцию эмпиризма , представление о том, что все знания приходят через чувства — безусловно научно звучащее утверждение для нашей внутренней жизни.

Конечно, все эти начинания в какой-то степени глупы. Они заходят слишком далеко в концепции происхождения. Что мы действительно имеем в виду, когда говорим о начале психологии, мне кажется, так это рождение психологии как актуальной науки. Этот момент, выходящий за рамки теории и размышлений (хотя, безусловно, они были необходимы), когда была введена в действие рудиментарная методология, чтобы подвергнуть эти теории и размышления эмпирической проверке — и делать это снова, и снова, и снова.

Но даже с таким сужением мы все равно сталкиваемся с той же проблемой: можем ли мы действительно назвать Вундта исходной точкой?

Есть Густав Фехнер, которому часто приписывают проведение первых экспериментов, которые могут быть идентифицированы как психологические, и это было еще в 1839 году, когда Вундту было всего семь лет. Фехнера можно смело назвать отцом психофизики, которая сегодня является одной из самых строгих областей психологических исследований. (Интересно, что сегодняшняя работа выполняется в основном в поле зрения — и то, что первоначально вызвало интерес Фехнера, было повреждением его глаз, полученным от слишком долгого пристального взгляда на солнце, которое сделало его временно слепым.)

Между 1851 и 1860 годами Фехнер разработал три метода нахождения разницы между двумя отдельными ощущениями: едва заметные различия, правильные и неправильные случаи и средняя ошибка. Методы, задокументированные в Elemente der Psychophysik, , все еще используются сегодня — и более чем на двадцать лет предшествуют собственным исследованиям Вундта. Разве это достижение — демонстрация того, что действительно возможно измерять ментальные события, и делать это в физически понятных терминах, — не заслуживает статуса основополагающего?

Есть также ученые, которые в начале-середине 1800-х годов начали экспериментировать с локализованными функциями мозга: Пьер Флуранс, который показал, что повреждение различных частей мозга животных приводит к различным типам дефицита движений; Пол Брока, который продемонстрировал, что повреждение определенной области мозга (которая теперь носит его имя) приводит к потере речи, но не к потере понимания. Разве это не была ранняя психология — гораздо более нейронаучная и биологическая, чем многое из того, что последовало за ней?

Есть еще Иван Павлов, он из слюноотделяющих собак и зачинателей этих центральных понятий в истории психологии, бихевиоризма и обусловленности. (А он , в свою очередь, многим обязан соотечественнику И. М. Сеченову, написавшему монографию Рефлексы мозга и утверждавшему, что даже самое сложное на первый взгляд поведение можно понимать как рефлекс.) Нобелевская премия Павлова, возможно, была по физиологии, но его работа была важна для многих ведущих психологов двадцатого века — Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера и многих других.

И, конечно же, есть еще Уильям Джеймс, еще один человек, который часто ассоциируется с самым выдающимся титулом — отцом психологии. Ему также приписывают создание первой лаборатории экспериментальной психологии: согласно некоторым источникам, она работала уже в 1874 или 1875 году. Является ли он менее — если не намного более — влиятельным, чем собственный Вундт?

Приоритет в сторону, рассмотрим общую позицию двух ученых. Когда Вундт создавал свою лабораторию, он надеялся, в частности, найти способ измерить скорость мыслительных процессов, чтобы обнаружить элементы, из которых состоит мысль. Он утверждал, что чем быстрее процесс, тем «основнее» элемент. Типичный эксперимент: попросите людей выполнить две задачи на время реакции, одна сложнее другой. Вычесть более простое из более сложного. В конечном итоге с дополнительными умственными усилиями в единицах времени, которые требуются для более сложной задачи.

Джеймс, с другой стороны, не верил, что разум состоит из такого количества элементарных частей, которые можно легко измерить и идентифицировать. Он писал, что Вундт все делал неправильно — во многом как человек, который анализирует состав кирпичей, чтобы понять природу дома. Но это, сказал Джеймс, ничего вам не говорит о доме; не совсем. Вместо этого необходимо прежде всего определить, для чего нужен дом, а затем посмотреть, как он достигает этой цели в целом. Этот подход известен как функционализм : фокус на функции в отличие от структуры разума.

Чтобы увидеть, насколько эта точка зрения отличается от точки зрения Вундта, рассмотрим следующий отрывок из книги Джеймса «Основы психологии» :

Ромео хочет Джульетту, как опилки хотят магнит; и если никакие препятствия не мешают, он движется к ней по такой же прямой линии, как и они. Но Ромео и Джульетта, если между ними воздвигнуть стену, не остаются идиотски прижиматься лицом к противоположным сторонам, как магнит и опилки с картой. Вскоре Ромео находит окольный способ, взобравшись на стену или каким-либо другим способом, напрямую коснуться губ Джульетты. С опилками путь фиксируется; дойдет ли он до конца, зависит от случайностей. У любящего фиксированный конец; путь можно изменять бесконечно.

Джеймс, возможно, был менее последовательно методичен, чем Вундт, но, в конце концов, именно его идеи, полученные из экспериментов или личного опыта и размышлений, оказали большее влияние на развитие психологии. Делает ли это его отправной точкой? Имеет ли значение, что его «Принципы » теперь читаются гораздо шире, чем учебник Вундта « Принципов физиологической психологии» (Grundzüge der physiologischen Psychologie) ?

А что насчет других мыслей, которые не исходят ни от одного человека? Можно ли действительно говорить о рождении современной психологии, по крайней мере, не упомянув Зигмунда Фрейда, гештальтистов, Уотсона и Скиннера и бихевиористов, не говоря уже о гуманистах (а-ля Карл Роджерс) и социальных психологах (Гордон Олпорт и Курт Левинс), когнитивных психологов и зоопсихологов, специалистов по развитию и физиологов (теперь нейробиологов)?

***

Все восходит к Марку Твену, не так ли? «По существу, все идеи являются вторичными, сознательно и бессознательно черпаемыми из миллионов внешних источников, — писал Твен Хелен Келлер, — и ежедневно используются сборщиком с гордостью и удовлетворением, порожденными суеверием, что он их создал; в то время как в них нет ни капли оригинальности, за исключением небольшого обесцвечивания, которое они получают от его умственного и морального уровня и его темперамента и которое проявляется в характеристиках фразировки ». Он продолжил заявлением: «Требуется тысяча человек, чтобы изобрести телеграф, или паровую машину, или фонограф, или телефон, или любую другую важную вещь». И это не говоря уже о целом поле мысли.

Давайте на время забудем о цели определения точки происхождения. И давайте вместо этого закончим совсем на другой ноте: на психологии в ее нынешнем обличье.

Если есть что-то, что мы должны помнить, так это то. Психология, условно говоря, еще довольно маленький, хотя часто не по годам развитый ребенок. И хотя он уже ковыляет, может быть, даже в своих ужасных двойках, некоторые из его субдисциплин, таких как нейробиология, едва открыли глаза. Чтобы представить ситуацию в перспективе, один из моих старых профессоров однажды сравнил нынешнее состояние нейробиологических исследований и методологии с астрономией времен Галилея: многообещающие, но еще больше предстоит узнать — и инструменты, которые, хотя и являются новыми и увлекательными, остаются грубыми. и нуждается в доработке.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts