Эрих фромм психология: Эрих Фромм — Психологос

Эрих Фромм — Психологос

01 октября 2022 г., 21:27

Эрих Фромм (Fromm, 1900-1980) — нем.-амер. психолог и философ, создатель «гуманистического психоанализа». В понимании причин человеческого поведения придерживался антрополого-экзистенциалистской ориентации; при этом большое влияние на Фромма оказали антропологические работы Маркса. Главная тема творчества — противоречия человеческого существования в мире. Особенное значение для психологии имеет анализ Фромма:

  • Двух способов существования человека: «иметь» и «быть»;
  • Проблемы человеческой свободы и ее видов: «свобода от» и «свобода для»;
  • Проблем «социального», т. е. «типичного» для той или иной эпохи или культуры;
  • Характера личности, являющегося результатом приспособления человека к требованиям общества (например, «рыночный характер» и др.).

Фромм попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в различные социальные среды.

Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования «экзистенциального» и «исторического»:

1) Экзистенциальная составляющая —

  1. Человек, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»;
  2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

2) Исторические противоречия —

Не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Также исследования проблемы отчуждения человека от общества в различных его видах и способов его преодоления, важнейшим из которых Фромм считал любовь в широком смысле слова. Разработанные Фроммом приемы «гуманистического психоанализа» призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество.

Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях продуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера:

  • рецептивный
  • эксплуататорский
  • накопительский
  • рыночный

Продуктивность — это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

Публикации

  • «Бегство от свободы» (1941)
  • «Человек для самого себя»
  • «Душевно здоровое общество» (1945)
  • «Психоанализ и религия» (1950)
  • «Искусство любить» (1956)
  • «Революция надежды» (1968)
  • «Иметь или быть?» (1976)
  • «Анатомия человеческой деструктивности»
  • «Мужчина и женщина»
  • «Кредо»
  • «Величие и ограниченность теории Фрейда»
  • «Ради любви к жизни»
  • «Кризис психоанализа»
  • «Революция надежды. Избавление от иллюзий»
  • Персоналии
  • Психотерапия
  • Гуманистический подход
  • Гуманистическая психология

Комментарии (2):

Гость, 27 февраля 2018 г., 16:27

Каково Ваше личное мнение о нём, доктор Козлов? Читал его «Анатомию человеческой деструктивности» — вторая часть просто ужас с точки зрения поиска глубинного смысла. Деструктивность он вообще величает некрофилией, просто проявляться она может в разной форме. Впечатление, что от «не пропустил старушку в очереди» до «изнасиловал труп» — один шаг (да, он прям и описывает сексуальное насилие над трупами деструктивных, т. е. некрофильских личностей). А «Иметь или быть» — книга замечательная.

1

ответ

Козлов Николай Иванович, 28 февраля 2018 г., 04:27

К самому Эриху Фромму — глубокое уважение как к честному мыслителю. «Анатомию человеческой деструктивности» — не читал, тема не моя.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Авторитарная личность по Фромму

Авторитарная личность (от лат. autoritas — власть) — конкретный психологический тип, обладающий такими чертами, как реакционность, консерватизм, агрессивность, жажда власти. Понятие введено Э. Фроммом, который с его помощью пытался истолковать истоки нацизма.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Фромм Э. Искусство любить — рецензия

Эрих Фромм автор многих известных книг: «Бегство от свободы», «Человек для себя», «Анатомия человеческой деструктивности», «Здоровое общество», «Иметь или быть» и др. Но, пожалуй, самой знаменитой является «Искусство любить». Это маленький шедевр психологии для широкого круга читателей.

0Подробнее

Правила жизни психолога: Эрих Фромм

ПСИХОЛОГИЯ

В сегодняшнем выпуске «Правил жизни психолога» — мысли основателя неофрейдизма, психоаналитика и философа Эриха Фромма о проблемах человека, иллюзиях, любви и свободе

О трагичности существования

Рождение — в общепринятом значении этого слова — всего лишь начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться.

Для человека всё важно, за исключением его собственной жизни и искусства жить. Он существует для чего угодно, но только не для самого себя.

Сегодня мы имеем дело с индивидуумом, ведущим себя подобно автомату, который не знает и не понимает самого себя. Знает он лишь того человека, которого ожидают в нем видеть.

О свободе и иллюзиях

Средний человек не является свободным, а живет только иллюзией свободы, поскольку его поступки мотивированы не осознанными им силами.

Не существует почти ничего, во что бы человек не поверил или что бы он не подавил перед лицом явной или скрытой угрозы остракизма.

Человек живет иллюзиями, потому что эти иллюзии помогают ему вынести страдания реальной жизни. Если он сможет понять, что такое иллюзии, для чего они существуют, то есть если он сможет очнуться от своего полусонного состояния, тогда он может прийти в чувство, осознать присущие ему силы и власть и изменить реальность таким образом, что иллюзии ему больше не будут нужны.

О патологиях

Лень — это далеко не нормальное качество, это симптом психопатологии.

При самых тяжелых формах недостаточности мужских качеств характера главным — и извращенным — их заменителем становится садизм (стремление к насилию).

Болезнь — в сущности, не что иное, как желание того, чего не стоило бы желать.

О современности

Чем большего развития достигают высшие формы цивилизации общества, тем больше инстинктивных желаний становятся несовместимыми с существующими социальными нормами и, следовательно, усиливается подавление.

Разрушить мир — это последняя отчаянная попытка не дать этому миру разрушить меня.

История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития.

О потребности в счастье и ее реализации

Вера в жизнь, в самого себя, в других должна быть построена на твердой основе реализма, так сказать, на способности видеть зло везде, где оно есть, видеть мошенничество, разрушительность и эгоизм не только там, где они очевидны, но и под многими масками и в различных модификациях. В самом деле, вера, любовь и надежда должны идти рядом с такой страстью видеть реальность во всей ее наготе, что посторонний будет склонен назвать это цинизмом.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.

Счастье — это переживание полноты бытия, а не пустоты, которую нужно заполнить.

О любви

В переживании любви заключена высшая форма ответа на проблему человеческого бытия, оно является залогом душевного здоровья.

Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие. Это «стояние в…», а не «падение куда-то». В самом общем виде активный характер любви можно описать утверждением, что любовь означает прежде всего давать, а не принимать.

Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.

Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы.

Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

О самостоятельности

Я полагаю, что никто не может «спасти» своего ближнего, делая выбор за него.

Проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника.

Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир.

О реалистичном взгляде

Слова нужно воспринимать вместе с делами и с личностью того, кто их произносит. Слова имеют смысл только в целом контексте дела и характера. Если нет единства между этими факторами, слова служат обману — себя и других. Вместо того чтобы открывать, они выполняют функцию скрытия.

Уважение — это не страх и благоговение, [а] способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть.

Если бы наше исследование другого человека было более глубоким, если бы влюбленный мог оценить бесконечность его личности, этот человек никогда не сделался бы для нас настолько знаком, чтобы чудо преодоления барьеров не могло случаться ежедневно.

ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?

Live-курсы

от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.

Подробнее

Курсы в записи

от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.

Подробнее

К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ

Эрих Фромм | Американский психоаналитик и философ

Эрих Фромм

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
23 марта 1900 г. Франкфурт-на-Майне Германия
Умер:
18 марта 1980 г. (79 лет) Швейцария
Известные работы:
«Побег от свободы»

Просмотреть весь связанный контент →

Эрих Фромм (родился 23 марта 1900 г. , Франкфурт-на-Майне, Германия — умер 18 марта 1980 г., Муральто, Швейцария), американский психоаналитик и социальный философ немецкого происхождения, исследовавший взаимодействие психологии и общество. Фромм считал, что, применяя психоаналитические принципы для лечения культурных недугов, человечество может создать психологически сбалансированное «разумное общество».

После получения докторской степени. из Гейдельбергского университета в 19В 22 года Фромм обучался психоанализу в Мюнхенском университете и в Берлинском психоаналитическом институте. Он начал практиковать психоанализ как ученик Зигмунда Фрейда, но вскоре не согласился с озабоченностью Фрейда бессознательными влечениями и последующим пренебрежением ролью социальных факторов в человеческой психологии. Для Фромма личность человека была продуктом не только биологии, но и культуры. Он уже приобрел выдающуюся репутацию психоаналитика, когда покинул нацистскую Германию в 1919 году.33 для США. Там он вступил в конфликт с ортодоксальными фрейдистскими психоаналитическими кругами. С 1934 по 1941 год Фромм работал на факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке, где его взгляды становились все более противоречивыми. В 1941 году он поступил на факультет Беннингтон-колледжа в Вермонте, а в 1951 году был назначен профессором психоанализа в Национальном автономном университете Мехико в Мехико. С 1957 по 1961 год он одновременно занимал должность профессора в Мичиганском государственном университете и вернулся в Нью-Йорк в 1919 году.62 года в качестве профессора психиатрии в Нью-Йоркском университете.

Викторина «Британника»

Философия 101

В нескольких книгах и эссе Фромм изложил мнение о том, что понимание основных человеческих потребностей необходимо для понимания общества и самого человечества. Фромм утверждал, что социальные системы затрудняют или делают невозможным одновременное удовлетворение различных потребностей, создавая тем самым как индивидуальные психологические, так и более широкие социальные конфликты.

В первой крупной работе Фромма « Бегство от свободы » (1941) он наметил рост свободы и самосознания от Средневековья до современности и, используя психоаналитические методы, проанализировал вызванную модернизацией тенденцию к укрыться от современной неуверенности, обратившись к тоталитарным движениям, таким как нацизм. В

The Sane Society (1955) Фромм представил свой аргумент о том, что современный человек стал отчужденным и отчужденным от самого себя в индустриальном обществе, ориентированном на потребление. Известный также своими популярными работами о человеческой природе, этике и любви, Фромм также написал книги, посвященные критике и анализу фрейдистской и марксистской мысли, психоанализа и религии. Среди других его книг Человек для себя (1947), Психоанализ и религия (1950), Искусство любить (1956), Может ли человек победить? (1961, с Д. Т. Судзуки и Р. Де Мартино), За пределами цепей иллюзий (1962), Революция надежды (1968) и Кризис психоанализа (1970).

Эрих Фромм — Биография, книги и теории

[Цитировать]

«Главная задача человека в жизни — родить самого себя, стать тем, чем он потенциально является. Самым важным продуктом его усилий является его собственная личность». ~Эрих Фромм

Эрих Фромм был известным немецким социальным психологом, философом-гуманистом, демократическим социалистом, социологом и психоаналитиком. Родившийся 23 марта 1900 года в Германии, этот выдающийся психолог был тесно связан с Франкфуртской школой критической теории. Он был единственным ребенком ортодоксальных еврейских родителей, у которого было довольно несчастливое детство. Он получил академическое образование в Университете Франкфурта-на-Майне в течение двух семестров в области юриспруденции. Позже он продолжил обучение в Гейдельбергском университете, где переключился с юриспруденции на социологию под руководством Генриха Риккерта, Карла Ясперса и Альфреда Вебера. Он получил докторскую степень по социологии в Гейдельбергском университете в 1919 г.

В 22 года начал практиковать как клинический психолог. Он также получил психологическое образование во Франкфуртском институте социальных исследований.

Его первая работа по психологической теории представлена ​​в его статье под названием «Побег от свободы », в которой освещаются его работы в области политической психологии. Его вторая наиболее важная статья «Человек для себя: исследование психологии этики » была продолжением его работы над первой исследовательской работой. Теория Эриха Фромма о человеческом характере была основана на теориях, представленных в этих двух статьях. По его мнению, свобода является самой центральной чертой человеческой природы. Свобода воли или свобода определяют человека, но это свойство, которое трудно достичь и внедрить в свою жизнь, потому что, как это ни удивительно, многие люди в обществе пытаются убежать от свободы. Энрих Фромм классифицировал три способа, которыми люди пытаются убежать от свободы; эти категории известны как авторитаризм, деструктивность и соответствие автомату.

Авторитаризм означает бегство от свободы путем сознательного избегания ее путем принятия авторитарной системы, становления ее частью и принятия путей власти, правильных или неправильных. Другой путь — стать авторитарной властью и осуществлять несправедливую власть над другими посредством навязывания структурной системы. Оба этих способа бегства от свободы представляют собой авторитаризм. Вторая категория — деструктивность, которая представляет собой самоубийства, насилие, унижение, преступную деятельность, терроризм и другие разрушительные и ненавистные действия, направленные на бегство от свободы. Третья и последняя категория — автоматное соответствие, которое определяется как подтверждение и принятие культуры, способов и поведения, позволяющих слиться с культурным окружением.

Три стадии бегства от свободы были представлены Эрихом Фроммом в его книге, в которой он предположил, что человек рождается с природой свободы, но пытается убежать от нее главным образом потому, что свобода сопряжена с ответственностью, а люди в обществе склонны быть конформистом, а не брать на себя ответственность быть свободным.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts