Генетическая психология — учение о происхождении и развитии интеллекта
Генетическая психология – это направление, развившееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным.
Основатель генетической психологии
Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ. Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии. Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине. При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы. Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления. В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.
Какие методы используются в генетической психологии
Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.
Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.
Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.
Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.
Представители генетической психологии занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.
Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.
Прав ли Пиаже?
Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.
Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.
Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Статистика по материалу: Генетическая психология
Просмотров 21946 комментариев 86
Генетическая психология Жана Пиаже — Блог Викиум
Известный швейцарский психолог и философ Жан Пиаже является создателем генетической психологии. Эта область знаний отвечает на такие вопросы: как развивается интеллект, как человек приобретает знания. В этой статье подробно разберем, что изучает генетическая психология Жана Пиаже.
Основы генетической психологии
Главным объектом изучения в данной области знаний является индивидуальное развитие интеллекта и его происхождение. Жан Пиаже в первую очередь интересовался эпистемологическими вопросами. Ему было важно выяснить, оказывает ли объективный мир воздействие на ум человека, или же человек субъективно конструирует знание.
Эпистемологией называют теорию знания, дисциплину, которая исследует научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Жан Пиаже стал основателем Международного центра по генетической эпистемологии в Женеве. Его генетическая психология дала основу эпистемологии. Поэтому эти две дисциплины тесно связаны.
Как развивается интеллект по мнению Пиаже?
Научная работа Пиаже показала, что биологический процесс адаптации человека продолжается интеллектуальным развитием. То есть, интеллект представляется как форма психологической адаптации к окружающему миру. Поскольку он постоянно меняется, индивид стремится подстраивать свой интеллект, поддерживая тем самым равновесие с внешней средой.
Процесс психологической адаптации происходит с помощью схем действия, ассимиляции и аккомодации. Схемой действия называют алгоритм взаимодействия с внешней средой, сформировавшийся у индивида. Например, мы знаем как ходить, готовить еду, делать что-то другое. Все это мы делаем по схеме действия. Процесс ассимиляции – это применение схемы действия к новому объекту. А аккомодацией называют процесс изменения имеющейся схемы для адаптации к новому объекту или разработки новой.
Ассимиляция и аккомодация – это два главных когнитивных механизма, которые позволяют с малого возраста развивать мышление, взаимодействие с внешней средой. А потребность создать баланс между собой и внешним миром, установить гармоничное взаимодействие является главным двигателем к интеллектуальному развитию.
Таким образом, генетический метод исследования в психологии показывает, что интеллект не является врожденным даром. Человек в любом случае стремится развиваться, вследствие чего образуется способность к интеллектуальной деятельности. В течение всей жизни, видя и ощущая ее изменения, человек стремится к развитию интеллекта, получению новых знаний. А постоянное взаимодействие с окружающим миром является необходимым условием для активного развития.
Жан Пиаже выделил главный принцип развития в генетической психологии – взаимодействие с объектами окружающей среды. Оно необходимо на всех этапах изменения интеллекта и познания. Взаимодействия выступают источниками знания, на их основе человек строит схемы, алгоритмы действий, структуры.
Как улучшать интеллект?
Так, мы выяснили, что развивать интеллектуальные способности необходимо для того, чтобы приспосабливаться к условиям внешнего мира и быть в равновесии и гармонии с ним. Совершенствование интеллекта представляет собой переход к более сложным формам осмысления реальности, получение умения оперировать категориями и понятиями, основывать мышление на логике, а не на эмоциях. Человек сам создает мыслительные структуры и схемы, формирует свои знания.
Развивать интеллект особенно важно в детском возрасте, но и для взрослых это актуально. Викиум предлагает курс «Развитие мышления». Он научит мыслить эффективно, логично и последовательно, принимать конструктивные решения и давать правильные оценки происходящему.
Генетика человека – Психология
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объяснять основные принципы теории эволюции путем естественного отбора
- Опишите различия между генотипом и фенотипом
- Обсудите, насколько важны взаимодействия генов и окружающей среды для проявления физических и психологических характеристик
Исследователи-психологи изучают генетику, чтобы лучше понять биологические основы, лежащие в основе определенного поведения. Хотя все люди имеют определенные биологические механизмы, каждый из нас уникален. И хотя наши тела имеют много одинаковых частей — мозг, гормоны и клетки с генетическими кодами — они выражаются в самых разных поведении, мыслях и реакциях.
Почему два человека, зараженные одной и той же болезнью, имеют разные исходы: один выживает, а другой умирает от болезни? Как генетические заболевания передаются по семейным линиям? Существуют ли генетические компоненты психологических расстройств, таких как депрессия или шизофрения? В какой степени могут быть психологические причины таких заболеваний, как детское ожирение?
Чтобы изучить эти вопросы, давайте начнем с изучения конкретного заболевания, серповидно-клеточной анемии, и того, как оно может повлиять на двух инфицированных сестер. Серповидноклеточная анемия — это генетическое заболевание, при котором эритроциты, которые обычно имеют круглую форму, приобретают форму полумесяца ([ссылка]). Измененная форма этих клеток влияет на то, как они функционируют: серповидные клетки могут закупоривать кровеносные сосуды и блокировать кровоток, что приводит к высокой температуре, сильной боли, отеку и повреждению тканей.
Нормальные клетки крови свободно перемещаются по кровеносным сосудам, в то время как серповидные клетки образуют закупорки, препятствующие кровотоку.
Многие люди с серповидноклеточной анемией — и конкретной генетической мутацией, которая ее вызывает — умирают в раннем возрасте. Хотя понятие «выживания наиболее приспособленных» может предполагать, что люди, страдающие этим заболеванием, имеют низкую выживаемость и, следовательно, болезнь станет менее распространенной, это не так. Несмотря на негативные эволюционные эффекты, связанные с этой генетической мутацией, ген серповидно-клеточной анемии остается относительно распространенным среди лиц африканского происхождения. Почему это? Объяснение иллюстрируется следующим сценарием.
Представьте себе двух молодых женщин — Луви и Сену — сестер в сельской Замбии, Африка. Люви несет ген серповидноклеточной анемии; Сена не является носителем этого гена. Носители серповидноклеточной анемии имеют одну копию гена серповидноклеточной анемии, но не имеют выраженной серповидноклеточной анемии. Они испытывают симптомы, только если сильно обезвожены или лишены кислорода (как при альпинизме). Считается, что носители невосприимчивы к малярии (часто смертельной болезни, широко распространенной в тропическом климате), поскольку изменения в химическом составе их крови и функционировании иммунной системы предотвращают воздействие малярийного паразита (Gong, Parikh, Rosenthal, & Greenhouse, 2013). Однако полномасштабная серповидноклеточная анемия с двумя копиями гена серповидноклеточной анемии не дает иммунитета к малярии.
По дороге из школы обеих сестер кусают комары, переносчики малярийного паразита. Луви не заболевает малярией, потому что у нее серповидноклеточная мутация. С другой стороны, Сена заболевает малярией и умирает всего через две недели. Луви выживает и в конце концов рожает детей, которым она может передать серповидноклеточную мутацию.
Малярия редко встречается в Соединенных Штатах, поэтому ген серповидно-клеточной анемии никому не приносит пользы: этот ген проявляется главным образом в проблемах со здоровьем — незначительных у носителей, серьезных при полномасштабной болезни — без каких-либо преимуществ для здоровья носителей. Однако в других частях мира ситуация совершенно иная. В частях Африки, где распространена малярия, мутация серповидно-клеточной анемии приносит пользу для здоровья носителей (защита от малярии).
Именно такую ситуацию описывает Чарльз Дарвин в теории эволюции путем естественного отбора ([ссылка]). Проще говоря, теория утверждает, что организмы, которые лучше приспособлены к окружающей среде, выживут и размножатся, а те, которые плохо приспособлены к окружающей среде, вымрут. В нашем примере мы можем видеть, что Луви как носитель мутации очень адаптивна на ее африканской родине; однако, если бы она проживала в Соединенных Штатах (где малярия встречается гораздо реже), ее мутация могла бы дорого обойтись — с высокой вероятностью заболевания у ее потомков и незначительными проблемами со здоровьем у нее самой.
(а) В 1859 году Чарльз Дарвин предложил свою теорию эволюции путем естественного отбора в своей книге «О происхождении видов ». (б) В книге есть только одна иллюстрация: эта диаграмма, показывающая, как виды эволюционируют с течением времени посредством естественного отбора.
Два взгляда на генетику и поведение
Легко запутаться в двух областях, изучающих взаимодействие генов и окружающей среды, таких как области эволюционной психологии и поведенческой генетики. Как мы можем отличить их друг от друга?
В обеих областях считается, что гены не только кодируют определенные черты, но также вносят вклад в определенные модели познания и поведения. Эволюционная психология фокусируется на том, как с течением времени развивались универсальные модели поведения и когнитивных процессов. Следовательно, различия в познании и поведении сделают людей более или менее успешными в воспроизведении и передаче этих генов своему потомству. Психологи-эволюционисты изучают различные психологические феномены, которые могли развиться в результате адаптации, включая реакцию на страх, предпочтения в еде, выбор партнера и кооперативное поведение (Confer et al., 2010).
В то время как эволюционные психологи сосредотачиваются на универсальных паттернах, которые развивались в течение миллионов лет, поведенческие генетики изучают, как в настоящее время возникают индивидуальные различия посредством взаимодействия генов и окружающей среды.
Генетическая изменчивость, генетическое различие между особями, — это то, что способствует адаптации вида к окружающей среде. У людей генетическая изменчивость начинается с яйцеклетки, около 100 миллионов сперматозоидов и оплодотворения. Фертильные женщины овулируют примерно раз в месяц, высвобождая яйцеклетку из фолликулов в яичнике. Во время путешествия яйцеклетки от яичника через фаллопиевы трубы к матке сперматозоид может оплодотворить яйцеклетку.
Яйцеклетка и сперматозоид содержат по 23 хромосомы. Хромосомы представляют собой длинные цепочки генетического материала, известного как дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). ДНК представляет собой спиральную молекулу, состоящую из пар нуклеотидов. В каждой хромосоме последовательности ДНК составляют гены, которые контролируют или частично контролируют ряд видимых характеристик, известных как черты, такие как цвет глаз, цвет волос и так далее. Один ген может иметь несколько возможных вариаций или аллелей. Аллель — это конкретная версия гена. Таким образом, данный ген может кодировать признак цвета волос, а различные аллели этого гена влияют на цвет волос человека.
Когда сперматозоид и яйцеклетка сливаются, их 23 хромосомы спариваются и создают зиготу с 23 парами хромосом. Таким образом, каждый родитель передает половину генетической информации потомству; результирующие физические характеристики потомства (называемые фенотипом) определяются взаимодействием генетического материала, поставляемого родителями (называемого генотипом). Генотип человека – это генетический состав этого индивидуума. Фенотип, с другой стороны, относится к унаследованным физическим характеристикам человека, которые представляют собой комбинацию генетических и средовых влияний ([ссылка]).
(a) Генотип относится к генетической структуре человека, основанной на генетическом материале (ДНК), унаследованном от родителей. (б) Фенотип описывает наблюдаемые характеристики человека, такие как цвет волос, цвет кожи, рост и телосложение. (кредит a: модификация работы Кэролайн Дэвис; кредит b: модификация работы Кори Занкера)
Большинство признаков контролируются несколькими генами, но некоторые признаки контролируются одним геном. Например, на такую характеристику, как расщелина подбородка, влияет один ген от каждого родителя. В этом примере мы назовем ген расщелины подбородка «B», а ген гладкого подбородка — «b». Расщелина подбородка является доминантным признаком, а это означает, что наличие доминантного аллеля либо от одного родителя (Bb), либо от обоих родителей (BB) всегда приводит к фенотипу, связанному с доминантным аллелем. Когда у кого-то есть две копии одного и того же аллеля, говорят, что они гомозиготны по этому аллелю. Когда у кого-то есть комбинация аллелей для данного гена, говорят, что они гетерозиготны. Например, гладкий подбородок является рецессивным признаком, что означает, что человек будет демонстрировать фенотип с гладким подбородком только в том случае, если он гомозиготен по этому рецессивному аллелю (bb).
Представьте, что женщина с расщепленным подбородком встречается с мужчиной с гладким подбородком. Какой тип подбородка будет у их ребенка? Ответ на этот вопрос зависит от того, какие аллели несет каждый родитель. Если женщина гомозиготна по расщелине подбородка (BB), ее потомство всегда будет иметь расщелину подбородка. Однако все становится немного сложнее, если мать гетерозиготна по этому гену (Bb). Поскольку у отца гладкий подбородок — следовательно, он гомозиготен по рецессивному аллелю (bb), — мы можем ожидать, что потомство будет иметь 50%-й шанс иметь расщепленный подбородок и 50%-й шанс иметь гладкий подбородок ([ссылка]).
(a) Квадрат Пеннета — это инструмент, используемый для предсказания того, как гены будут взаимодействовать при производстве потомства. Заглавная буква B представляет собой доминантный аллель, а строчная буква b представляет рецессивный аллель. В примере с расщелиной подбородка, где B является расщелиной подбородка (доминантный аллель), везде, где пара содержит доминантный аллель B, вы можете ожидать фенотип расщелины подбородка. Фенотип с гладким подбородком можно ожидать только при наличии двух копий рецессивного аллеля bb. (b) Расщелина подбородка, показанная здесь, является наследственной чертой.
Серповидноклеточная анемия является лишь одним из многих генетических заболеваний, вызванных спариванием двух рецессивных генов. Например, фенилкетонурия (ФКУ) — это состояние, при котором у людей отсутствует фермент, который обычно превращает вредные аминокислоты в безвредные побочные продукты. Если человек с этим заболеванием не будет лечиться, он или она будут испытывать значительный дефицит когнитивных функций, судороги и повышенный риск различных психических расстройств. Поскольку фенилкетонурия является рецессивным признаком, у каждого родителя должна быть хотя бы одна копия рецессивного аллеля, чтобы родился ребенок с заболеванием ([ссылка]).
До сих пор мы обсуждали признаки, которые включают только один ген, но немногие человеческие характеристики контролируются одним геном. Большинство признаков полигенны: контролируются более чем одним геном. Рост является одним из примеров полигенной черты, как и цвет кожи и вес.
В этом квадрате Пеннета N представляет собой нормальный аллель, а p представляет рецессивный аллель, связанный с ФКУ. Если спариваются два человека, оба гетерозиготные по аллелю, ассоциированному с ФКУ, их потомство с вероятностью 25% будет выражать фенотип ФКУ.
Откуда берутся вредные гены, способствующие таким заболеваниям, как фенилкетонурия? Генные мутации являются одним из источников вредных генов. Мутация — это внезапное, необратимое изменение в гене. Хотя многие мутации могут быть вредными или смертельными, время от времени мутация приносит пользу человеку, давая ему преимущество перед теми, у кого мутации нет. Напомним, что теория эволюции утверждает, что особи, лучше всего приспособленные к своей конкретной среде, с большей вероятностью размножаются и передают свои гены будущим поколениям. Для того, чтобы этот процесс происходил, должна быть конкуренция — точнее говоря, должна быть изменчивость генов (и вытекающих из них черт), которая допускает изменение приспособляемости к окружающей среде. Если бы популяция состояла из одинаковых особей, то любые резкие изменения в окружающей среде отражались бы на всех одинаково, и не было бы вариаций в отборе. Напротив, разнообразие генов и связанных с ними черт позволяет некоторым людям работать немного лучше, чем другие, когда они сталкиваются с изменением окружающей среды. Это создает явное преимущество для особей, лучше всего приспособленных к окружающей их среде, с точки зрения успешного размножения и генетической передачи.
Гены не существуют в вакууме. Хотя все мы биологические организмы, мы также существуем в окружающей среде, которая невероятно важна для определения не только того, когда и как наши гены проявляют себя, но и в какой комбинации. Каждый из нас представляет собой уникальное взаимодействие между нашей генетической структурой и окружающей средой; диапазон реакции — один из способов описать это взаимодействие. Диапазон реакции утверждает, что наши гены устанавливают границы, в которых мы можем действовать, и наша среда взаимодействует с генами, чтобы определить, в какой диапазон мы попадем. Например, если генетический состав человека предрасполагает его к высокому уровню интеллектуального потенциала и он воспитан в богатой, стимулирующей среде, то он с большей вероятностью полностью реализует свой потенциал, чем если бы он вырос в условиях значительной депривации. Согласно концепции диапазона реакции, гены устанавливают определенные пределы потенциала, а окружающая среда определяет, в какой мере этот потенциал достигается. Некоторые не согласны с этой теорией и утверждают, что гены не ограничивают возможности человека.
Еще одним взглядом на взаимодействие между генами и окружающей средой является концепция генетической корреляции окружающей среды. Проще говоря, наши гены влияют на нашу среду, а наша среда влияет на экспрессию наших генов ([ссылка]). Наши гены и окружающая среда не только взаимодействуют, как в диапазоне реакции, но и влияют друг на друга двунаправленно. Например, ребенок игрока НБА, вероятно, будет знакомиться с баскетболом с раннего возраста. Такое воздействие может позволить ребенку полностью реализовать свой генетический, спортивный потенциал. Таким образом, родительские гены, общие для ребенка, влияют на его среду, а эта среда, в свою очередь, хорошо подходит для поддержки генетического потенциала ребенка.
Природа и воспитание работают вместе, как сложные части человеческого пазла. Взаимодействие окружающей среды и генов делает нас такими, какие мы есть. (кредит «головоломка»: модификация работы Кори Занкера; кредит «дома»: модификация работы Бена Солтера; кредит «ДНК»: модификация работы NHGRI)
В другом подходе к взаимодействию генов и окружающей среды область эпигенетики выходит за рамки самого генотипа и изучает, как один и тот же генотип может проявляться по-разному. Другими словами, исследователи изучают, как один и тот же генотип может привести к очень разным фенотипам. Как упоминалось ранее, контекст окружающей среды часто влияет на экспрессию генов не совсем очевидным образом. Например, однояйцевые близнецы имеют одинаковую генетическую информацию (однояйцевые близнецы развиваются из одной разделившейся оплодотворенной яйцеклетки, поэтому генетический материал в каждой из них одинаков; напротив, разнояйцевые близнецы развиваются из двух разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами, поэтому генетический материал варьируется, как и у братьев и сестер, не являющихся близнецами). Но даже при идентичных генах сохраняется невероятная изменчивость в том, как экспрессия генов может разворачиваться в течение жизни каждого близнеца. Иногда у одного близнеца развивается болезнь, а у другого нет. В одном примере Тиффани, однояйцевый близнец, умерла от рака в возрасте 7 лет, а ее близнец, которому сейчас 19 лет, умерла от рака.лет, никогда не болел раком. Хотя эти люди имеют одинаковый генотип, их фенотипы различаются в результате того, как эта генетическая информация проявляется с течением времени. Эпигенетическая перспектива сильно отличается от диапазона реакции, потому что здесь генотип не является фиксированным и ограниченным.
Гены влияют не только на наши физические характеристики. Действительно, ученые обнаружили генетические связи с рядом поведенческих характеристик, начиная от основных черт личности и заканчивая сексуальной ориентацией и духовностью (например, см. Mustanski et al., 2005; Comings, Gonzales, Saucier, Johnson, & MacMurray, 2000). Гены также связаны с темпераментом и рядом психологических расстройств, таких как депрессия и шизофрения. Таким образом, хотя гены действительно обеспечивают биологические схемы для наших клеток, тканей, органов и тела, они также оказывают значительное влияние на наш опыт и наше поведение.
Давайте посмотрим на следующие результаты, касающиеся шизофрении, в свете наших трех взглядов на взаимодействие генов и окружающей среды. Какая точка зрения, по вашему мнению, лучше всего объясняет это свидетельство?
В ходе исследования людей, которых отдали на усыновление, у приемных детей, чьи биологические матери страдали шизофренией и , которые выросли в неблагополучной семейной среде, вероятность развития шизофрении или другого психотического расстройства была гораздо выше, чем у любой из других групп в кабинете:
- Из усыновленных детей, биологические матери которых страдали шизофренией (высокий генетический риск) и которые выросли в неблагополучной семейной среде, вероятность развития шизофрении была у 36,8%.
- Из усыновленных, биологические матери которых страдали шизофренией (высокий генетический риск) и которые выросли в здоровой семейной среде, у 5,8% была вероятность развития шизофрении.
- Среди усыновленных детей с низким генетическим риском (матери которых не страдали шизофренией) и выросших в неблагополучной семейной среде у 5,3% была вероятность развития шизофрении.
- Среди усыновленных детей с низким генетическим риском (матери которых не страдали шизофренией) и выросших в здоровой семейной среде у 4,8% была вероятность развития шизофрении (Tienari et al., 2004).
Исследование показывает, что у приемных детей с высоким генетическим риском особенно высока вероятность развития шизофрении только в том случае, если они выросли в неблагополучной домашней обстановке. Это исследование подтверждает идею о том, что для развития шизофрении необходимы как генетическая уязвимость, так и стресс окружающей среды, и что одни только гены не могут рассказать всей истории.
Гены — это последовательности ДНК, кодирующие определенный признак. Различные версии гена называются аллелями — иногда аллели можно классифицировать как доминантные или рецессивные. Доминантный аллель всегда приводит к доминантному фенотипу. Для проявления рецессивного фенотипа особь должна быть гомозиготна по рецессивному аллелю. Гены влияют как на физические, так и на психологические характеристики. В конечном счете то, как и когда экспрессируется ген и каким будет результат — с точки зрения как физических, так и психологических характеристик — зависит от взаимодействия между нашими генами и окружающей средой.
A(n) ________ — внезапное, необратимое изменение в последовательности ДНК.
- аллель
- хромосома
- эпигенетический
- мутация
D
________ относится к генетическому составу человека, а ________ относится к физическим характеристикам человека.
- Фенотип; генотип
- Генотип; фенотип
- ДНК; ген
- Джин; ДНК
B
________ — это область исследований, которая фокусируется на генах и их экспрессии.
- Социальная психология
- Эволюционная психология
- Эпигенетика
- Поведенческая неврология
C
У человека ________ пар хромосом.
- 15
- 23
- 46
- 78
Б
Теория эволюции путем естественного отбора требует изменчивости данного признака. Зачем нужна изменчивость и откуда она берется?
Изменчивость необходима для работы естественного отбора. Если все люди одинаковы по данному признаку, не будет относительной разницы в их репродуктивном успехе, потому что все будут одинаково адаптированы к окружающей среде по этому признаку. Мутации являются одним из источников изменчивости, но половое размножение — еще один важный источник изменчивости, учитывая, что люди наследуют половину своего генетического набора от каждого из своих родителей.
Вы разделяете половину своего генетического набора с каждым из ваших родителей, но вы, без сомнения, сильно отличаетесь от них обоих. Потратьте несколько минут на то, чтобы записать сходства и различия между вами и вашими родителями. Как, по вашему мнению, ваше уникальное окружение и опыт повлияли на некоторые различия, которые вы видите?
- аллель
- конкретная версия гена
- хромосома
- длинная цепь генетической информации
- дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)
- спиральная молекула, состоящая из пар нуклеотидов
- доминантный аллель Аллель
- , фенотип которого будет выражен у индивидуума, обладающего этим аллелем .
- эпигенетика
- изучение взаимодействий генов и окружающей среды, например, как один и тот же генотип приводит к разным фенотипам
- разнояйцевые близнецы 90 181 близнецов, которые развиваются из двух разных яйцеклеток, оплодотворенных разными сперматозоидами, поэтому их генетический материал варьируется так же, как и у братьев и сестер, не являющихся близнецами
- ген
- последовательность ДНК, контролирующая или частично контролирующая физические характеристики
- генетическая корреляция окружающей среды
- точка зрения на взаимодействие генов и окружающей среды, которая утверждает, что наши гены влияют на нашу среду, а наша среда влияет на экспрессию наших генов
- генотип
- генетический состав человека
- гетерозиготный
- , состоящий из двух разных аллелей
- гомозиготный
- , состоящий из двух идентичных аллелей
- идентичные близнецы
- близнецов, которые развиваются из одного и того же сперматозоида и яйцеклетки
- мутация
- внезапное, необратимое изменение в гене
- фенотип
- наследуемые физические характеристики человека
- полигенный
- несколько генов, влияющих на данный признак
- диапазон реакции
- утверждает, что наши гены устанавливают границы, в пределах которых мы можем действовать, и наша среда взаимодействует с генами, чтобы определить, где в этом диапазоне мы окажемся
- рецессивный аллель Аллель
- , фенотип которого будет выражен только в том случае, если индивидуум гомозиготен по этому аллелю .
- теория эволюции путем естественного отбора
- утверждает, что организмы, которые лучше приспособлены к своей среде, выживают и размножаются по сравнению с теми, которые плохо приспособлены к своей среде9.0182
Влияние генетики в психологии | Биологическая психология
Генетика относится к изучению того, как определенные черты передаются или изменяются от родителей к потомству. Это включает в себя наш цвет глаз, цвет волос, рост и черты характера, на которые так или иначе влияет генетика. С точки зрения биологической психологии генетика изучается, чтобы понять, как поведение, черты личности и познание потенциально могут быть унаследованы от наших родителей.
Изучение генетики в биологической психологии часто используется в качестве основы для аргументации в отношении того, научаются или наследуются определенные виды поведения (иначе известные как дебаты о природе/воспитании). Как будет обсуждаться в этой статье, исследования генетики людей и животных действительно показывают, что определенные виды поведения наследуются, но не исключают, что поведение и познание также могут быть изучены через окружающую среду (см. Бихевиоризм). Это стоит отметить, поскольку генетика часто используется в качестве основы для аргументов, которые в принципе являются дискриминационными, с особым примечанием к интеллекту (одному из наиболее часто проверяемых признаков при изучении генетики).
В этой статье мы рассмотрим основы генетики, сформируем общее представление о том, как гены наследуются, о методах изучения генетики и о том, как гены в целом могут влиять на психологию человека.
Основы генетики
Теория эволюции
Чарльз Дарвин (1809-1882) был пионером теории эволюции.
Вы, несомненно, знакомы с концепцией эволюции, но мы дадим краткий обзор основ. Идея о том, что виды изменяются и развиваются с течением времени, в настоящее время является устоявшейся и хорошо известной концепцией. В то время как Чарльз Дарвин (1809 г.-1882) не был первым, кто рассматривал эволюционную перспективу, он, безусловно, был самым влиятельным и обеспечил доказательную базу для теории.
Публикация Дарвином в 1859 году Происхождения видов была революционным текстом, опубликованным в то время, когда доминирующая христианская теория в западном мире утверждала, что Бог создал все живое с нуля. Дарвин очень быстро изменил точку зрения, убедив биологов своими доказательными теориями.
В своей теории Дарвин предположил, что все организмы имели общего предка и что современные организмы являются адаптацией своих предков. Он предположил, что организмы эволюционировали в процессе естественного отбора. Суть этого процесса в том, что природа благоволит организмам к определенным характеристикам, повышающим их шансы на выживание и размножение. В процессе размножения эти характеристики передаются потомству организма.
С тех пор было собрано множество доказательств в поддержку теории эволюции, как самим Дарвином, так и другими. Доказательства эволюции исходят из следующего:
- Окаменелости
- Биогеография
- Структурное сходство
- Эмбриология
- Молекулярная биология
Теория Дарвина является хорошим примером того, как естественная среда посредством отбора может изменить биологию и поведение организма как средство выживания. По сути, поведение не будет определяться исключительно генетической структурой, но окружающая среда может влиять на приобретенное поведение, а также на унаследованное поведение.
В то время как теория эволюции Дарвина была исчерпывающей в том смысле, что виды эволюционируют с течением времени, чтобы удовлетворить потребности окружающей среды, один важный принцип остался без ответа: как родители передают свои черты потомству? Ответ, о котором Дарвин не знал, по совпадению изучался в то же самое время, когда он исследовал теорию эволюции.
Менделевская генетика
Грегор Мендель (1822-1884) изучал наследование дихотомических признаков у растений гороха.
Пока Дарвин изучал эволюцию, Грегор Мендель (1822-1884), монах из современной Чешской Республики, изучал наследование дихотомических признаков (то есть тех, которые проявляются в той или иной форме, а не в виде комбинации) в растения гороха. Одной из таких дихотомических черт, на которой сосредоточился Мендель, был цвет семян гороха, который был либо белым, либо коричневым.
В первом эксперименте Менделя с растениями гороха он скрестил настоящие растения гороха с коричневыми семенами с настоящими растениями с белыми семенами. Чистопородные линии — это линии, в которых скрещиваемые члены производят потомство с одними и теми же признаками из поколения в поколение (например, растения гороха с белыми семенами будут давать потомство с белыми семенами). При смешивании селекции бело- и буро-семенных растений гороха он обнаружил, что все полученное потомство было коричневыми семенами.
Однако Мендель повторил экспериментальный процесс с потомством первого поколения из предыдущего эксперимента, который дал совсем другие результаты. Потомство, полученное из этого поколения, дало примерно 75% коричневых семян и 25% белых семян. Мендель повторил этот эксперимент несколько раз с другими наблюдаемыми признаками и обнаружил, что результаты всегда были одинаковыми. Итак, что нашел Мендель?
В своих экспериментах с растениями гороха Мендель нашел основу того, как потомство наследует характеристики своих родителей через доминантные и рецессивные гены. Для каждого признака есть два гена, которые составляют генетический код этого признака (называемые аллелями), один от отца и один от матери. Если в потомстве есть хотя бы один доминантный ген, унаследованный от родителя, то потомство примет доминантный ген. Потомство должно унаследовать два рецессивных гена, чтобы приобрести рецессивный признак. Глядя на растения гороха, Мендель назвал коричневые семена доминантным признаком, а белые семена — рецессивным признаком.
Гены, генотипы, фенотипы и аллели
У человека около 25 000 генов, которые составляют генетический код человека и действуют как химические инструкции для производства белков в организме. Эти объединенные гены известны как генотип, который включает рецессивные гены, которые могут быть ненаблюдаемыми (переписаны доминантным геном).
Наблюдаемые характеристики человека, такие как цвет глаз, цвет волос, рост и т. д., известны как ваш фенотип.
Как уже упоминалось, каждый признак состоит из двух генов в ДНК человека (дезоксирибонуклеиновая кислота), известных как аллели. Каждый аллель происходит либо от матери, либо от отца и может быть как рецессивным, так и доминантным. Комбинация аллелей может быть либо гомозиготной (человек наследует одинаковые аллели этого гена от обоих родителей), либо гетерозиготной (человек наследует разные аллели этого гена). Их можно комбинировать любым из следующих способов:
- Рецессивный аллель + рецессивный аллель = гомозигота по этому гену (обеспечивает рецессивный признак)
- Доминантный аллель + доминантный аллель = гомозигота по этому гену (обеспечивает доминантный признак)
- Доминантный аллель + рецессивный аллель = гетерозигота по этому гену ( обеспечивает доминантный признак)
Хромосомы
Только в 20 веке было обнаружено, что гены находятся в хромосомах, нитевидных структурах, которые расположены в ядре каждой клетки тела. У людей 23 пары хромосом; они появляются парами, поскольку потомство наследует одну хромосому от отца и одну от матери, которые соединяются вместе, образуя пару. Два аллеля, которые контролируют определенный признак (например, цвет глаз), расположены в одном и том же месте каждой парной хромосомы.
Хромосомы структурированы как двухцепочечная молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), которая представляет собой цепь из фосфата и дезоксирибозы, присоединенную к последовательности нуклеотидных оснований, которые удерживают двухцепочечную структуру на месте. Существует четыре нуклеотидных основания:
- Аденин
- Тимин
- Гуанин
- Цитозин
Две нити каждой хромосомы закручены друг вокруг друга в виде спирали и связаны друг с другом за счет притяжения аденина и тимина к гуанину. к цитозину. Это создает характерную форму ДНК, которая теперь хорошо известна и задокументирована.
Размножение и рекомбинация
С момента зарождения потомства пары хромосом делятся между гаметами (сперматозоидами и яйцеклетками) путем клеточного деления, называемого мейозом. Обе гаметы являются гаплоидными клетками, что означает, что эти клетки содержат только 23 отдельные хромосомы. Именно клеточное деление мейоза уменьшает число 46 хромосом, обнаруженных во всех других клетках, до 23 хромосом. Именно в результате оплодотворения 23 одиночные хромосомы из сперматозоида соединяются с 23 одиночными хромосомами из яйцеклетки, образуя зиготу.
После образования зиготы она растет в результате клеточного деления, известного как митоз. Во время митоза клетка удваивает свои хромосомы перед делением, в конечном итоге разделяясь на новую клетку, клонированную из исходной клетки. Митотическое деление продолжается на протяжении всего развития эмбриона, пока организм не будет завершен. Однако митоз продолжается на протяжении всей вашей жизни, поскольку необходимо создавать новые клетки. На протяжении средней жизни митотическое деление происходит примерно 10 000 000 000 000 000 (10 квадриллионов) раз.
Половые хромосомы и признаки, сцепленные с полом
Итак, из 23 пар хромосом в организме человека, которые находятся в ядре каждой диплоидной клетки тела, 22 из них известны как аутосомные хромосомы. Это пары хромосом, которые составляют подавляющее большинство генотипа человека. У всех людей также есть одна пара половых хромосом, которая может быть либо в форме Х-хромосомы, либо в форме Y-хромосомы. У биологических женщин две Х-хромосомы, а у биологических мужчин одна Х-хромосома и одна Y-хромосома.
Как следует из названия, пол человека определяют половые хромосомы. Однако эти хромосомы также содержат ряд признаков, помимо определения пола, известных как признаки, сцепленные с полом. Большинство этих признаков контролируется Х-хромосомой, поскольку Y-хромосома мала и несет очень мало генов.
Из-за этого, если для любого из генов присутствует доминантный аллель, то он с большей вероятностью будет унаследован биологическими самками. Это связано с тем, что женщины имеют две Х-хромосомы и, следовательно, в два раза чаще сталкиваются с доминантным аллелем. Точно так же рецессивные аллели с большей вероятностью наследуются мужчинами. Это связано с тем, что присутствует только одна Х-хромосома, и поэтому нет доминантного аллеля, который «преодолел бы» рецессивный ген. Женщины все еще могут наследовать рецессивные гены, но они должны иметь рецессивный аллель из обеих Х-хромосом.
Примером рецессивного сцепленного с полом признака является дальтонизм. Сам ген является рецессивным и довольно редким. Женщинам потребуется два рецессивных аллеля дальтонизма, чтобы быть дальтоником, поэтому женщины очень редко бывают такими. Точно так же мужчинам нужен только один рецессивный аллель для дальтонизма, поэтому это более распространено (хотя все еще редко) у мужчин.
Митохондриальная ДНК
Большая часть ДНК хранится в 23 парах хромосом, расположенных в ядре каждой диплоидной клетки организма. Однако дополнительная ДНК также хранится в митохондриях клетки, известной как митохондриальная ДНК. Эта ДНК содержит 37 генов и, как считается, наследуется исключительно от матери (исследование 2018 года предполагает, что митохондриальная ДНК может быть унаследована от обоих родителей, хотя в настоящее время мало доказательств, подтверждающих это).
Митохондриальная ДНК мутирует с довольно постоянной скоростью, что позволяет нам увидеть эволюционный процесс, добавляя существенные доказательства того, что гоминиды эволюционировали в Африке и постепенно распространились по миру.
Изменение поведения посредством селективного размножения
Роберт Трайон (1934) показал, что поведенческие черты могут быть улучшены или ослаблены путем селективного размножения во время своего эксперимента по прогону крыс через серию сложных лабиринтов. Сравнительное исследование охватило несколько поколений крыс.
Начиная с первого поколения, Трайон обучал крыс бегать по сложному лабиринту и измерял количество ошибок, допущенных каждой крысой в процессе. Затем он скрестил самцов и самок крыс, совершивших наименьшее количество ошибок (которых он назвал «лабиринтными крысами»), а также тех, которые совершили наибольшее количество ошибок («лабиринтные тупые крысы»).
Испытание крыс второго поколения, выведенных из лучших и худших крыс первого испытания, дало некоторые интересные результаты. Крысы, способные к лабиринту, совершили несколько ошибок при прохождении лабиринта, в то время как крысы, тупые в лабиринте, совершили несколько ошибок.
Этот эксперимент продолжался на 21 поколении крыс, хотя именно в восьмом поколении крыс Трайон заметил, что в беге по лабиринту у двух линий почти не было совпадений. Крысы с худшими способностями к лабиринту будут работать так же, как самые лучшие крысы из лабиринта.
Этот эксперимент показал, что на познание может влиять генетический состав и селекционное размножение. Кроме того, Сирл (1949) обнаружил, что крысы, умеющие ходить по лабиринту, также преуспели в других поведенческих проблемах, и пришел к выводу, что это было связано с тем, что они были менее боязливыми, черта, которая обычно не приветствуется в естественном мире. По сути, исследование показывает убедительные доказательства того, что гены влияют на поведение, но не означает, что опыт не влияет.
Близнецовые исследования и генетика
Не секрет, что биологические психологи, изучающие влияние генетики на психологические явления, очень интересуются близнецами. Психологи интересуются двумя типами близнецов:
- Монозиготные близнецы — также известные как однояйцевые близнецы, эти близнецы происходят из одной зиготы и, следовательно, на 100% имеют одинаковую ДНК
- Дизиготные близнецы — также известные как разнояйцевые близнецы , эти близнецы происходят из отдельных оплодотворенных яйцеклеток в утробе матери и имеют разные ДНК.
Из-за того, что у них одинаковая ДНК, биологические психологи заинтересованы в изучении монозиготных близнецов, в частности, чтобы увидеть сходство между личностью, поведением и познанием. Они часто сравнивают анализ с тем же исследованием, проведенным на дизиготных близнецах, чтобы понять степень наследуемости определенных признаков. Чтобы контролировать смешанную переменную общего окружения, биологические психологи проявляют особый интерес к близнецам, разлученным при рождении.
Исследование близнецов, разлученных в Миннесоте, было одним из крупнейших исследовательских проектов, проводившихся на близнецах, разлученных с рождения, и основывалось на данных 59 пар монозиготных близнецов и 47 пар дизиготных близнецов. Каждая пара прошла около 50 часов исследования в Университете Миннесоты, в ходе которого пары проверялись на интеллектуальное и личностное сходство.
Исследование показало, что взрослые монозиготные близнецы были значительно более похожи во всех психологических аспектах, чем их дизиготные сверстники, которые предложили результаты, свидетельствующие о меньшем сходстве между ними.
Значит ли это, что личность и интеллект передаются по наследству? Не совсем. Исследование действительно пришло к выводу, что наследуемость личности и интеллекта составляет 70 баллов, но также упоминаются другие переменные, которые играют роль в этом процессе. Все участники выросли в Миннесоте или близлежащих частях США, а это означало, что их окружение все еще было похоже. Если бы один из близнецов в паре вырос на другом континенте с совершенно другой социально-экономической и образовательной системой, результаты могли бы быть другими. Исследование предполагает, что и окружающая среда, и генетика взаимодействуют друг с другом для развития личности и познания человека.