Гештальт психология что такое: Гештальтпсихология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Что такое гештальт, или Почему официант сразу забывает выполненный заказ — T&P

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы.

«Тебе просто надо закрыть гештальт» — такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном.

Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.

По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.

Как говорить

Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно — «разрушает шаблоны».

Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»

Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»

Дарья Варламова, Антон Зайниев
Издательство Альпина Диджитал, 2016

Дарья Варламова, Елена Фоер
Издательство Альпина Диджитал, 2018

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Варламова Дарья

Теги

#Гештальт

#словарный запас

  • 1 526 947

Гештальт – что это и как его закрыть

Что из себя представляет популярное направление в психологии гештальттерапия? О ее техниках, последствиях незавершенных гештальтов в отношениях и пользе от закрытых гештальтов — в материале Forbes Life

История вопроса

Закончили чтение тут

Гештальттерапия — модное психологическое направление, зачатки которого появились в 1912 году. Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с немецкого. Само понятие ввел австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В ней он настаивал, что человек не способен контактировать с материальными объектами напрямую: мы воспринимаем их при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем в сознании. Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность. 

Материал по теме

Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм (изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. — Forbes Life), и гештальтпсихология не прижилась.

К идее гештальта вернулись другие психологи — Фредерик Перлз (также известный как Фриц Перлз), Пол Гудман и Ральф Хефферлин. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления.

Что такое гештальт

«Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Она поясняет, что прекрасный пример гештальта — это музыкальное произведение, которое можно транспонировать в разные тональности из-за чего все ноты поменяются, но вы не перестанете его узнавать, — целостная структура останется прежней. Когда музыкальное произведение доигрывается, у слушателя появляется ощущение завершенности, целостности формы. А если музыкант же закончит свое выступление на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, то у слушателя сформируется ощущение незавершенности, подвешенности и ожидания. «Это пример незавершенного, незакрытого гештальта», — подчеркивает специалист. 

Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя

Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, гештальтами чаще всего называют события и ситуации: закрытые гештальты вызывают чувство удовлетворения, что в дальнейшем высвобождает внимание и энергию для нового; незакрытые — продолжают занимать место в сознании, затрачивая психическую энергию.

 

Поэтому любой нереализованный процесс, желание, намерение, то, что не завершилось желаемым образом и не вызвало соответствующего переживания, психологи в гештальттехнике называют незакрытым гештальтом. «Если переживание было сильное, то со временем психические защиты человека его подавляют и вытесняют, острота переживаний снижается, человек может даже не помнить о ситуации», — объясняет Лесницкая. Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Или неслучившиеся отношения, которые могли бы быть, если бы человек решился сказать слова любви. «Также, например, это может быть обида на родителей за какое-то событие, которая сейчас уже вроде бы забылось, но в тот момент стало отправной точкой для увеличения дистанции. В общем, незакрытым гештальтом могут быть события разной степени силы: от нереализованной детской мечты до не купленного в путешествии платья», — резюмирует Лесницкая.

 

Что значит закрыть гештальт

«Нам важно, чтобы образ был целым, законченным, — рассказывает психопрактик, гештальттерапевт Мария Крюкова. — Например, картинку, на которой у треугольника отсутствуют углы, или слово, написанное с пропуском гласных, мы все равно воспримем целым и поймем, что автор имел в виду, автоматически доведя его до законченного образа. Мы «дорисуем» недостающее. Именно этот принцип целостности, его еще называют холизмом, — центральный для гештальтпсихологии».

Именно поэтому мы слышим музыку как мелодию, а не набор звуков, видим картину в целом, а не набор цветов и предметов. Согласно гештальтподходу, чтобы восприятие было «правильным», важно его достроить, завершить, найти место недостающему пазлу и найти сам пазл. Иногда закрыть гештальт бывает жизненно необходимо. «Представьте себе ситуацию, в которой вы очень хотите пить. И стакан воды — это то, что вам сейчас нужно, — приводит пример важности закрытия гештальтов Крюкова. — Вы будете искать этот стакан с водой, попутно на автомате воображая желаемый образ – стакан или бутылка, прохладная или теплая, с долькой лимона или уже любая, в конце концов, только бы вода. И если перед вами будет стол, уставленный вашими любимыми блюдами, глаза все равно будут искать воду. Еда не удовлетворит потребности в воде. Но когда вы попьете, потребность будет удовлетворена, гештальт будет считаться законченным, завершенным. Желание пить потеряет свою актуальность. И возникнет новое желание».

Материал по теме

Незавершенные гештальты в отношениях

Как часто бывает, в личных отношениях также возникают незакрытые гештальты. Один из ярких примеров этого явления — переживания при расставании или потере человека, когда что-то остается невыясненным,  невысказанным. «И тогда человеку довольно сложно отпустить образ любимого человека, пережить расставание, — объясняет Лесницкая. — Он раз за разом прокручивает ситуацию расставания, подбирает слова, которые не сказал, его внимание и энергия заняты этим процессом». По словам психолога, при потере, когда близкий человек уходит из жизни, длительное горевание в полтора-два года — это нормальный процесс, которому нужно время. Но если горевание растягивается на пять, семь, 10 лет — можно говорить о незавершенном цикле утраты, о застревании на нем. «Возникает трудность закрытия гештальта, ведь человека уже нет, а слова, которые ему хочется сказать — есть. Очень часто человеку необходима помощь специалиста, чтобы проработать утрату, справиться с ней и отпустить», — объясняет специалист.

При расставании с партнером тоже можно говорить о застревании и незакрытом гештальте, если годы идут, а человек продолжает вспоминать и переживать старые  чувства, прокручивать варианты расставания, которое уже свершилось, или сценарии возобновления отношений. «Расставание с кем-то на полуслове, без поставленной точки в отношениях, недосказанность — все это может оставаться с нами до конца жизни, застревать в памяти и становиться кровоточащей раной», — говорит психопрактик Крюкова.

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях

Незакрытым гештальтом в семейных отношениях может быть, например, отложенное и нереализованное желание иметь детей, приводит еще один пример Лесницкая. Когда, допустим, один партнер не готов или не хочет заводить детей, а другой соглашается, хотя для него, на самом деле, важно стать родителем. Тогда тот, кто пошел на уступки, раз за разом встречается с обидой, раздражением и сомнениями в ценности отношений и правильности своего выбора. 

Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях. «Возникают ситуации, в которых взрослый человек не может найти общий язык с родителями как раз из-за незавершенных гештальтов», — рассказывает Крюкова. «Бывает, что в какой-то момент во взрослом человеке неожиданно активизируются переживания злости и обиды, он ощущает в себе какие-то негативные эмоции по отношению к родителями, — добавляет Лесницкая. — Например, в детстве клиента родители не приехали к нему на родительский день в лагерь или однажды не забрали из детского сада. И вот он, уже взрослый, резко ощущает обиду и даже злость. Хотя, казалось бы, ситуация случилась давно». 

Чем опасны незакрытые гештальты

Специалисты говорят об опасности незакрытых гештальтов.  «Допустим, человек испытал ярость, но он не сумел или не посмел эту ярость выразить адекватно и адресно. Не смог себя отстоять, защитить, проявить сильную эмоцию, — говорит Крюкова. — В итоге потребность выразить ее останется неудовлетворенной, а гештальт — незавершенным. Непрожитое до конца чувство ярости, принимая скрытые и коварные формы, будет преследовать человека». Внутри него будет сидеть раздражение, которое постоянно будет проситься наружу, человек будет искать ситуации (или даже провоцировать их), чтобы выразить агрессию, объясняет психопрактик. «И, скорее всего, он будет выражать агрессию по отношению к людям, которые совершенно не имеют к этому отношения», — добавляет Крюкова и приводит обратный пример — «капсуляцию» в себе эмоций, когда человек с незакрытым гештальтом понимает, что люди вокруг ни в чем не виноваты, и не хочет срываться на них. Но такая «консерва» будет отравлять человека изнутри. Более того, стойкое и длительное непринятие каких-то своих чувств, желаний и отношений, в конце концов, приводит к неврозу.

Материал по теме

Не менее пагубны последствия незавершенных гештальтов и в личных отношениях. «Если паре не удается разговаривать, обсуждать, искать способы реализации потребностей каждого, закрывать гештальты и переходить к новым, то со временем переживания неудовлетворенности, безысходности, бессмысленности, неуслышенности — а значит, ощущения собственной ненужности — накапливаются», — рассказывает гештальттерапевт Лесницкая. Она объясняет, что для кого-то это означает конец отношений — человек дистанцируется и выходит из них. Для других может быть несколько сценариев развития: например, физическое присутствие, но эмоциональное отстранение, сопровождаемое ростом психосоматических заболеваний. Еще один сценарий — ссоры, возникающие на ровном месте из-за накопленной боли, семейные войны, открытые или с оттенком пассивной агрессии и пр. Возможен и более позитивный сценарий, например поход на семейную терапию как попытка услышать друг друга и разобраться в том, что происходит.

Незавершенный гештальт будет сказываться на человеке, его здоровье, качестве жизни. Могут возникать неврозы, проблемы со сном, концентрацией внимания. «Но самое главное, чем опасны незавершенные процессы, — они не дают двигаться вперед», — резюмирует Крюкова.

Как закрыть гештальт

«Хорошая новость в том, что закрывать гештальт не обязательно со специалистом, — говорит Лесницкая, но добавляет, что со специалистом это можно сделать гораздо эффективнее, так как если гештальт не закрыт, значит, для его завершения чего-то было недостаточно. «Например, навыков, умений, ресурсов, поддержки. Обычно то, чего не хватило, лежит в зоне слепого пятна человека. И именно специалист может это увидеть и помочь восстановить ясность», — объясняет психолог.

Проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит

Итак, как же закрыть гештальт самостоятельно? Одна из техник — «пустой стул». Если остались невысказанные чувства к другому человеку — маме, папе, брату, бывшему партнеру, начальнику, ушедшим родственникам, — то их можно поработать с помощью этой техники. Выберите время и место, где никто не сможет вас потревожить, поставьте друг напротив друга два стула на расстоянии полутора-двух метров, сядьте на один из них и представьте, что напротив вас сидит человек, которому вы хотите что-то сказать. Когда будете готовы, начните высказывать все, что у вас есть: вы можете кричать, ругаться, плакать, задавать вопросы. Потом пересядьте на его стул и представьте себя в роли этого человека, ответьте на претензии и вопросы. После этого вернитесь на свой стул и опять станьте собой, послушайте что сказал вам собеседник и ответьте ему. Возможно, вы будете несколько раз пересаживаться, пока эмоции не улягутся и внутри вас не появится ощущение завершения. 

«Эта техника может привести к закрытию старого гештальта, а может стать первым шагом для вхождения в психотерапию — каждый случай индивидуален, важно отдавать себе в этом отчет, — комментирует технику Лесницкая. — Если поднимаются очень сильные травматические переживания, я бы рекомендовала обратиться к гештальттерапевту и уже с помощью специалиста продолжать работу»

По мнению Крюковой, проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит. «Работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему вы делаете. В итоге меняется ваше мышление, вы по-другому начинаете себя вести и иначе чувствовать», — подытоживает специалист.

Гештальт-теория: повторение психологического принципа, который должен знать каждый дизайнер

В последнее время гештальт-теория (также гештальтизм ) приобрела огромную популярность, особенно среди дизайнеров. На самом деле, это похоже на тенденцию. Тем не менее, принципы гештальта очень полезны, и дизайнеры должны знать о них.

Большинство авторов обсуждают принципы гештальта в абстрактной форме. Другие сосредотачиваются на полиграфическом дизайне. Статей о гештальтизме в цифровых продуктах немного. Хотя цифровые и печатные продукты поначалу разные, они придерживаются одних и тех же правил компоновки. Детали могут отличаться от печатных публикаций, но идеи остаются актуальными.

В этой статье я хочу подчеркнуть влияние гештальтизма на цифровой дизайн. Кроме того, я хочу объяснить, как и почему гештальтизм вообще работает. Я также написал статью, в которой подробно обсуждаются отдельные принципы и иллюстрируется их применение в цифровом дизайне.

Вы можете использовать принципы гештальта, не зная основы гештальт-психологии. Вероятно, вы уже используете некоторые принципы в своих проектах. Однако гораздо интереснее использовать принципы гештальта для объяснения своей работы. Клиенты и коллеги поймут ваши рассуждения и почему ваше решение работает. Для этого важно не только знать, что есть принцип, но и почему и как он работает.

Прочтите статью Лукаса Опперманна о гештальт-принципе близостиОбъяснение гештальт-принципа близости для дизайнеров

 

Гештальт-психология в двух словах

Гештальт-психологи утверждают, что нам необходимо систематизировать то, что мы видим, чтобы понять мир . Каждую секунду на сетчатку попадает почти бесконечное количество информации. Без использования шаблонов для упорядочения мы бы перегрузили наш мозг.

Что такое гештальт-психология?

Гештальт-психология — это школа мысли, изучающая человеческий разум и поведение в целом. Пытаясь осмыслить окружающий нас мир, гештальт-психология предполагает, что мы не просто сосредотачиваемся на каждом маленьком компоненте. Вместо этого наш разум склонен воспринимать объекты как часть большего целого и как элементы более сложных систем. (Источник: www.gestaltcleveland.org).

Психологи описывают этот процесс упорядочивания как объединение ощущений в связные сцены. Результатом этого процесса является восприятие . Восприятие – это субъективно переживаемый, сознательный результат процесса восприятия.

Что такое восприятие?

Восприятие — это представление о том, на что похоже что-либо, которое вы получаете от своих органов чувств. (Источник: Кембриджский словарь английского языка).

Идея в том, что мы понимаем наш мир, видя его целиком, а не отдельные части.

 

Истоки гештальт-психологии

Название «гештальт-психология» не имеет четкого определения. Он используется для многих психологических идей, связанных с восприятием. Основой для всех идей является статья Кристиана фон Эренфельса (члена школы Брентано), написанная в 189 г.0. В нем он ввел понятие «гештальт» в философию и психологию.

Берлинская лаборатория экспериментальной психологии определила то, что мы знаем как гештальт-психологию. Основанная в 1893 году, она входила в состав Берлинской школы экспериментальной психологии. Когда Вольфганг Келер возглавил это направление в 1922 году, оно стало школой гештальт-психологии. Вместе с Максом Вертхаймером и Куртом Коффкой он основал гештальт-психологию в том виде, в каком мы ее знаем.

Название происходит от немецкого слова «гештальт», что означает форму или форму. Гештальт-психология или гештальтизм описывает школу мысли в психологии и фокусируется на нашей способности находить организационные принципы в ощущениях.

В основе гештальт-психологии лежит идея, описанная фон Эренфельсом в его статье. Восприятие обладает качествами, отличными от простого сочетания сенсорных качеств. Чтобы понять это, сначала нужно узнать, что психологи подразумевают под «качеством» восприятия. Качество описывает ощущение в сенсорной области, такой как зрение или слух. Электромагнитная волна, попадающая на нашу сетчатку, может, например, иметь качество «красный» или «синий».

Курт Коффка перефразировал это так: «Целое есть нечто иное, чем сумма его частей». (Часто ошибочно цитируется как «больше чем».)

Представьте себе кошку. Что вы замечаете в первую очередь? Вы воспринимаете кошачьи ноги, кошачьи уши, кошачье тело и кошачью голову, или вы видите кошку? Макс Вертгеймер утверждал, что на самом деле мы сначала воспринимаем кошку целиком. Только раз мы увидели кошку, мы можем увидеть отдельные части, из которых она состоит.

Психологи сказали бы, что «гештальт» первичен в восприятии. Это означает, что целое определяет части, из которых оно состоит. Обратное означало бы, что целое — это «вторичное качество», возникающее из его частей. Это означало бы, что вы сначала видите детали.

Поскольку гештальт первичен для восприятия, вы видите кошку, а затем короткие ноги.

Одно из критических замечаний по поводу гештальт-психологии состоит в том, что она носит описательный характер. Это означает, что он описывает только психологические явления. Он не может делать прогнозы или определять причинно-следственные связи. Кроме того, поведение интерпретируется исходя из опыта человека. Это называется качественным исследованием, которое некоторые считают менее надежным.

Однако в последнее время некоторые количественные исследования поддержали идею гештальт-психологии. Количественные исследования фокусируются на больших наборах данных, а не на интенсивных личных опросах.

Узнайте больше о дизайне от Лукаса Опперманна в сети экспертов Built In11 Преимущества систем проектирования для дизайнеров, разработчиков, владельцев продуктов и команд

 

Что такое гештальт-принципы?

Закон prägnanz является фундаментальным принципом гештальт-психологии. В нем говорится, что мы организуем переживания (ощущения), чтобы они были регулярными, упорядоченными, симметричными и простыми.

Что такое закон Прегнанца?

Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные изображения как простейшую возможную форму, потому что интерпретация требует от нас наименьших когнитивных усилий. (Источник: lawsofux.com).

Со временем гештальт был усовершенствован, чтобы включить в него принципы группировки.

8 Гештальт принципы группировки

  1. Близость
  2. Сходство
  3. Закрытие
  4. Симметрия
  5. Общие участки
  6. Хороший Gestalt
  7. . Важное осознание состоит в том, что сумма отличается от своих частей. Это означает, что кошка — это не просто набор частей, из которых она состоит. В сочетании эти части образуют особую кошку. Тот, кого мы признаем и приписываем личности.

    Изучение гештальт-принципов дизайна

    Послушайте аудиоверсию этой статьи

    Негативное пространство уже давно является одним из основных элементов хорошего дизайна. Оставлять пустое пространство вокруг элементов дизайна — это первое, что обычно приходит на ум. Но есть дизайны, в которых это пустое пространство используется для обозначения элемента, которого на самом деле нет (в качестве примера сразу приходит на ум стрелка, спрятанная между буквами E и X в логотипе FedEx).

    Буквы «E» и «x» в логотипе FedEx образуют стрелку в пустом пространстве между ними.

    Человеческий мозг исключительно хорошо заполняет пробелы в изображении и создает целое, которое больше, чем сумма его частей. Вот почему мы видим лица в таких вещах, как листья деревьев или трещины на тротуарах.

    Этот принцип является одной из наиболее важных идей, лежащих в основе гештальт-принципов восприятия. Наиболее влиятельное раннее предложение, написанное о теории, было опубликовано Максом Вертгеймером в его 1923 г. « гештальт-законов организации восприятия» , хотя Вольфганг Келер 1920 обсуждение Physical Gestalten также содержит много влиятельных идей по этому вопросу.

    Независимо от того, кто первым предложил идеи (существовали эссе, датированные 1890 годом), принципы гештальт-теории являются важным набором идей для любого дизайнера, и их реализация может значительно улучшить не только эстетику дизайна. , но и его функциональность и удобство использования.

    Проще говоря, теория гештальта основана на идее о том, что человеческий мозг будет пытаться упростить и организовать сложные изображения или конструкции, состоящие из многих элементов, путем подсознательной организации частей в организованную систему, которая создает целое, а не просто набор разрозненных элементов. Наш мозг устроен так, чтобы видеть структуру и закономерности, чтобы мы могли лучше понимать окружающую среду, в которой живем.

    Существует шесть отдельных принципов, обычно связанных с теорией гештальта: сходство , продолжение , закрытие , близость , фигура/фон и симметрия и порядок

  8. 02 (также называемый 04 009102). Есть также некоторые дополнительные, более новые принципы, иногда связанные с гештальтом, такие как общая судьба.

    Сходство

    Человеку свойственно группировать подобные вещи вместе. В гештальте сходные элементы визуально группируются вне зависимости от их близости друг к другу. Их можно группировать по цвету, форме или размеру. Сходство можно использовать для связывания элементов, которые могут не располагаться рядом друг с другом в дизайне.

    Квадраты здесь расположены на одинаковом расстоянии друг от друга и имеют одинаковый размер, но мы автоматически группируем их по цвету, даже несмотря на то, что в их размещении нет никакой рифмы или причины.

    Конечно, вы можете сделать вещи непохожими, если хотите, чтобы они выделялись из толпы. Вот почему кнопки для призыва к действию часто оформляются другим цветом, чем остальная часть страницы, чтобы они выделялись и привлекали внимание посетителя к желаемому действию.

    В UX-дизайне использование схожести позволяет вашим посетителям понять, какие элементы похожи. Например, в списке функций, использующем повторяющиеся элементы дизайна (такие как значок, сопровождаемый 3-4 строками текста), принцип подобия облегчит их просмотр. Напротив, изменение элементов дизайна для функций, которые вы хотите выделить, выделяет их и придает им большее значение в восприятии посетителя.

    Даже такие простые вещи, как обеспечение того, чтобы ссылки в дизайне были отформатированы одинаково, основаны на принципе сходства в том, как ваши посетители будут воспринимать организацию и структуру вашего сайта.

    Продолжение

    Закон непрерывности утверждает, что человеческий глаз будет следовать наиболее гладкой траектории при просмотре линий, независимо от того, как эти линии на самом деле были нарисованы.

    Глаз стремится следовать по прямой линии от одного конца этой фигуры до другого и по изогнутой линии сверху вниз, даже если линии меняют цвет на полпути.

    Это продолжение может быть ценным инструментом, когда цель состоит в том, чтобы направить взгляд посетителя в определенном направлении. Они будут следовать по самому простому пути на странице, поэтому убедитесь, что наиболее важные части, которые они должны видеть, попадают в этот путь.

    Так как взгляд естественным образом следует за линией, размещение элементов в ряд в ряду естественным образом переводит взгляд с одного элемента на другой. Горизонтальные ползунки — один из таких примеров, как и списки связанных продуктов на таких сайтах, как Amazon.

    Закрытие

    Замыкание — один из самых крутых принципов гештальт-дизайна, который я уже упоминал в начале этой статьи. Это идея о том, что ваш мозг заполнит недостающие части дизайна или изображения, чтобы создать целое.

    В своей простейшей форме принцип закрытия позволяет вашему глазу следовать чему-то вроде пунктирной линии до ее конца. Но в логотипах часто можно увидеть более сложные приложения, например, для Всемирного фонда дикой природы. Большие фрагменты контура панды отсутствуют, но ваш мозг без проблем заполнит недостающие участки, чтобы увидеть животное целиком.

    Гештальт-принцип закрытия прекрасно проиллюстрирован логотипом панды Всемирного фонда дикой природы. Мозг завершает белые фигуры, даже если они нечетко определены.

    Закрытие довольно часто используется в дизайне логотипов, например, для USA Network, NBC, Sun Microsystems и даже Adobe.

    Еще один очень важный пример замыкания в работе в дизайне UX и UI — это когда вы показываете частичное изображение, исчезающее с экрана пользователя, чтобы показать им, что есть еще что-то, что можно найти, если они проведут пальцем влево или вправо. Без частичного изображения, т. е. если отображаются только полные изображения, мозг не сразу интерпретирует, что можно увидеть больше, и, следовательно, ваш пользователь с меньшей вероятностью будет прокручивать (поскольку закрытие уже очевидно).

    Близость

    Близость относится к тому, насколько близко элементы расположены друг к другу. Самые сильные отношения близости — это отношения между перекрывающимися объектами, но простое группирование объектов в одну область также может иметь сильный эффект близости.

    Конечно, верно и обратное. Помещая пространство между элементами, вы можете добавить разделение, даже если их другие характеристики одинаковы.

    Возьмем, к примеру, эту группу кругов:

    Единственное, что отличает группу слева от группы справа, это близость линий. И все же ваш мозг интерпретирует изображение справа как три отдельные группы.

    Пример формы USPS PDF, в которой гештальт-принцип близости ухудшает UX. Из-за того, что метки полей расположены ближе к полям под ними, люди могут ошибочно полагать, что именно туда идет информация для «c». и «д». Тем не менее, информация должна быть предоставлена ​​​​в полях над текстовыми метками.

    В UX-дизайне близость чаще всего используется для того, чтобы заставить пользователей группировать определенные вещи вместе без использования таких вещей, как жесткие границы. Используя принципы группировки гештальта и размещая похожие вещи ближе друг к другу, с промежутком между каждой группой, зритель сразу уловит организацию и структуру, которую вы хотите, чтобы он воспринимал.

    Фигура/фон

    Принцип фигуры/фона аналогичен принципу замыкания в том, что он использует то, как мозг обрабатывает негативное пространство. Вы, наверное, видели примеры использования этого принципа в мемах в социальных сетях или как часть логотипов (например, уже упомянутый логотип FedEx).

    Ваш мозг различает объекты, которые, по его мнению, находятся на переднем плане изображения (фигура или фокус) и фон (область, на которой лежат фигуры). Что становится интереснее, так это когда передний план и фон фактически содержат два разных изображения, например:0005

    Некоторые люди сразу увидят дерево и птиц при просмотре логотипа Питтсбургского зоопарка и аквариума PPG, в то время как другие увидят гориллу и льва, смотрящих друг на друга.

    Еще один прекрасный пример гештальт-принципа фигура/фон.

    На этом изображении можно увидеть более простой пример двух лиц, образующих между собой подсвечник или вазу: ваза. Это еще один отличный пример принципа фигура/фон.

    В общих чертах, ваш мозг интерпретирует большую часть изображения как фон, а меньшую — как фигуру. Однако, как показано на изображении выше, вы можете видеть, что более светлые и более темные цвета могут влиять на то, что рассматривается как фигура, а что — как фон.

    Принцип фигура/фон может быть очень удобен, когда дизайнеры продукта хотят выделить точку фокуса, особенно когда она активна или используется — например, когда всплывает модальное окно, а остальная часть сайта уходит на задний план, или когда нажимается панель поиска, и контраст между ней и остальной частью сайта увеличивается.

    Симметрия и порядок

    Закон симметрии и порядка также известен как prägnanz , что в переводе с немецкого означает «хорошая фигура». Этот принцип говорит о том, что ваш мозг будет воспринимать неоднозначные формы настолько просто, насколько это возможно. Например, монохромная версия олимпийского логотипа выглядит как набор перекрывающихся кругов, а не набор изогнутых линий.


    Вот еще один хороший пример принципа гештальт-дизайна « prägnanz ”:

    Ваш мозг интерпретирует изображение слева как прямоугольник, круг и треугольник, даже если очертания каждого из них неполные, потому что это более простые формы, чем общее изображение.

    Общая судьба

    Хотя общая судьба изначально не была включена в теорию гештальта, с тех пор она была добавлена. В UX-дизайне нельзя недооценивать его полезность. Этот принцип гласит, что люди будут группировать вещи, которые указывают или движутся в одном направлении.

    В природе мы видим это в таких вещах, как стаи птиц или косяки рыб. Они состоят из множества отдельных элементов, но поскольку они кажутся единым целым, наш мозг группирует их вместе и считает единым стимулом.

    Стая птиц рассматривается как единое целое, когда они летят в одном направлении и, таким образом, разделяют общую судьбу. (Мартин Адамс на Unsplash)

    Это очень полезно в UX, поскольку анимированные эффекты становятся все более распространенными в современном дизайне.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts