2.4. Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений.
Критическое отношение к пониманию предмета, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению в начале ХХ века особого направления – гештальтпсихологии. Видными ее представителями являются М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Кофка, К. Левин.
Основным положением этого направления стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, невыводимые из образующих гештальт (образ) компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны.
В исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражители, а на их соотношение), закон «хорошей формы». Исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.
Тема 3. Психика и сознание как формы отражения действительности.
3.1. Отражение и его формы.
В системе категорий диалектического материализма, на которые опирается отечественная психология, основополагающее значение принадлежит категории отражения. Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.
Отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.
Способность к отражению, а также характер ее проявления зависит от уровня организации материи. Чем сложнее организована материя, тем более совершенны формы отражения.
Так, на уровне неорганической природы (неживой) существует лишь физическая форма отражения, которая характеризуется тем, что в результате взаимодействия одна система вбирает в себя свойства другой (например: нога взаимодействует со снегом; в результате возникает след, отражающий форму, размер ботинка).
Возникновение живой материи представляет собой новый способ существовании материи. Для существования живых существ необходим постоянный обмен веществ – взаимодействие со средой. Любая форма существования жизни связана с ассимиляцией (усвоением веществ из внешней среды) и диссимиляцией (выделением продуктов распада во внешнюю среду). Возникновение живого связано с появлением физиологической формы отражения. Этой форме соответствует раздражимость. Раздражимость – это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие. Раздражимость проявляется в притягивании положительных воздействий и отталкивании отрицательных. Избирательно выделяя из окружающей среды биологически значимые воздействия, «узнавая» полезное и вредное, организм реагирует на них своим поведением. Адекватный ответ организма на значимый раздражитель необходим для его самосохранения. Ко всем иным воздействиям, не имеющим жизненного значения, он остается индифферентным (безразличным).
Раздражимостью обладают и животные и растения. Для растений характерны элементарные движения в сторону жизненно важных воздействий. Эти движения называются тропизмами: фототропизмом – движение к свету; термотропизм – движение к теплу; геотропизм – движение корня растения в сторону центра земли. Приспособительные движения простейших одноклеточных организмов называются таксисами.
По мере эволюционного развития животные организмы стали реагировать не только на биологически значимые раздражители, но и на те раздражители, которые сами по себе индифферентны, биологически не значимы (внешние признаки объектов), но приобрели сигнальное значение.
Такая форма отражения действительности, при которой биологически индифферентные раздражители начинают отражаться, если они сигнализируют о жизненно важных явлениях, называется чувствительностью. Это психическая форма отражения. По мере развития сложных организмов зарождается и развивается специализированный орган чувствительности – центральная нервная система.
Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений
Критическое отношение к пониманию предмета, проблем, объяснительных принципов, сложившихся в психологии сознания, привело к возникновению в начале XX в. особого направления — гештальтпсихологии. Видными ее представителями являются М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Коффка, К.Левин.
М.Вертгеймер (1880-1943) —немецкий психолог; основная работа — «Продуктивное мышление» (1945).
В гештальтпсихологии сомнению были подвергнуты и сами основания, и метод психологии сознания — атомизм психического, интросекция, стремление свести сложные явления к простым и элементарным.
Основным положением новой школы в психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры, в принципе невыводимые из образующих гештальт компонентов и несводимые к ним. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения; свойства целого определяются самим целым, они вторичны.
Гештальтпсихология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психологических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом в гештальтпсихологии. Методом же стало феноменологическое описание, направленное на непосредственное и естественное наблюдение содержания своего восприятия, своего переживания, на выявление в сознании образных структур или целостностей. При этом предлагалось занять позицию «наивного, неподготовленного» наблюдателя, не имеющего заранее выработанного представления о строении психических явлений.
В.Келлер (1887-1967) -немецко-американский психолог; исследовал проблемы интеллектуального поведения животных и человека.
Многочисленные
и тонкие экспериментальные исследования,
проведенные гештальтпсихологами
преимущественно на процессах восприятия
и мышления, доказали, что действительно
психические образования обладают первичной
целостностью.
Эти данные выявили активность субъекта, структурирующего дискретные события и придающего им смысл. Вместе с тем явление целостности психических образований относится не только к восприятию и мышлению. Гештальтпсихология утверждала, что сам человек есть часть целого, особого «психологического» поля, но такая часть, которая сама характеризуется целостностью.
Динамическая теория личности в гештальтпсихологии специально разрабатывалась К.Левиным. Предметом его исследований стали потребности, аффекты (эмоции), воля. К.Левин полагал, что базовые потребности лежат в основе поведения человека.
Образование и реализация потребности происходит в актуальной жизненной ситуации или в психологическом поле. Именно «поле» обусловливает мотивационную силу предмета потребности: он получает положительно или отрицательно заряженную валентность, побуждая и направляя поведение индивида, понять которое можно лишь анализируя психологическое поле, в котором он находится в данный момент времени.КЛевин (1890-1947) -немецко-американский психолог; разработал концепцию динамической системы поведения человека.
К.Левин ввел в психологический оборот целый ряд широко используемых понятий, таких, как «временная перспектива», «квазипотребность», «целевая структура», «уровень притязаний», «поиск успеха и стремление избежать неудачи» и др. Им была разработана особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле, критически оцененная в психологии как формально-динамическая.
Оценивая гештальтпсихологию как научную школу, необходимо отметить, что здесь был, по сути, впервые, раскрыт принцип целостности при изучении психологии человека, свой взгляд на ее предмет, методы и объяснительные схемы. В рамках школы были разработаны оригинальные исследовательские методики, получены уникальные факты, которые легли в основу особого направления практической психологии — гештальттерапии.
Гештальт-психологическая теория — 282 слова
Среди развивающихся консультантов существует убеждение, что подходы, используемые в гештальт-терапии, являются «суровыми» и «агрессивными». В частности, гештальт-психология основана на теории о том, что человеческий разум склонен видеть связи между объектами и явлениями, тем самым воспринимая их как единые явления. Например, серия мигающих огней на рождественской елке или неоновой вывеске воспринимается как движущаяся, хотя они просто мигают последовательно, создавая иллюзию движения.
Таким же образом группа точек, организованная в виде круга, будет восприниматься как круг, как если бы точки были соединены. Гештальт-принципы включают сходство, близость, порядок, симметрию, замыкание и фигуру; эти принципы объясняют, как люди склонны видеть окружающий мир. Согласно гештальту, те же принципы применяются к понятиям мотивации, мышления, решения проблем, экономического и социального поведения.
Семейное системное мышление и теории Фрейда и Адлера основаны на идеях, аналогичных тем, которые используются в гештальт-теории. В частности, семейное системное мышление вращается вокруг восприятия семьи как единой единицы, в которой поведение одного члена взаимосвязано с поведением всей группы. Теории Фрейда и Адлера были сосредоточены на типах личностей, которые, опять же, характеризовались как унифицированные наборы признаков, определяющих реакции, мотивы и поведение их обладателей, основанные на связях и качестве личностных черт. Таким образом, последние теории работают как поддержка подходов гештальта. Следовательно, даже несмотря на то, что некоторые консультанты могут рассматривать такие подходы как «агрессивные» или «жесткие», они представляют собой динамику, отмеченную многими другими теоретиками и используемую в качестве основы для нескольких различных теорий.
Это эссе по гештальт-психологической теории было написано и представлено вашим коллегой студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен индивидуальный образец Эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
Cite This paper
Выберите стиль ссылки:
Ссылка
IvyPanda. (2020, 27 июля). Гештальт-психологическая теория. https://ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/
Ссылка
IvyPanda. (2020, 27 июля). Гештальт-психологическая теория. Получено с https://ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/
Процитированная работа
«Гештальт-психологическая теория». IvyPanda , 27 июля 2020 г., ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/.
1. АйвиПанда . «Гештальт-психологическая теория». 27 июля 2020 г. https://ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/.
Библиография
IvyPanda . «Гештальт-психологическая теория». 27 июля 2020 г. https://ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/.
Ссылки
АйвиПанда . 2020. «Гештальт-психологическая теория». 27 июля 2020 г. https://ivypanda.com/essays/gestalt-psychological-theory/.
Ссылки
IvyPanda . (2020) «Гештальт-психологическая теория». 27 июля.
При поддержке CiteTotal, генератор цитирования эссе
Узнать цену вашей бумаги
Гештальт-психология, гештальт-терапия, гештальт-упражнения, гештальт-картинки
Сегодня мы рассмотрим одно из самых интересных и популярных направлений западной психологии – гештальт-психологию. Подробно разберем «закрытый гештальт» и «неполный гештальт», гештальт-терапию, гештальт-упражнения и т. д.
shutterstock.com
СОДЕРЖАНИЕ
- Что такое гештальт -психология
- Школа Гестальт -психологии
- Идеи, законы, принципы
- Gestalt Therapy
- 909090909090909. психологию как систему жизненных явлений знают все, но как систему проверенных знаний знают немногие, и только те, кто специально занимается ею, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в 16 веке и обозначал специальную науку, занимавшуюся изучением психических и психических явлений. В 17-19В X веке сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила бессознательные психические процессы и человеческие детали. А с 19 века психология является самостоятельной (экспериментальной) областью научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) — одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 19 в.20 лет в Германии. Основателем является немецкий психолог Макс Вертхаймер. Это направление получило развитие не только в работах Макса Вертгеймера, но и в работах Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и других. Гештальт-психология — это своего рода протест против молекулярной программы психологии Вундта.
На основе исследований зрительного восприятия выведены конфигурации «гештальт» (гештальт – целостная форма), суть которых заключается в том, что человек склонен воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных осколки мира.
Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурной психологии) на элементы и построения из них по законам творческого синтеза сложных психических явлений. Был даже сформулирован своеобразный закон, который звучал так: «целое всегда больше суммы своих частей».
Первоначально предметом гештальтпсихологии была феноменальная область, в дальнейшем эта тема довольно быстро расширилась, и в нее стали включаться вопросы, изучающие проблемы развития психики; основоположников этого направления интересовала также динамика потребностей личности, памяти и творческого мышления человека.
Школа гештальт-психологии
Школа гештальт-психологии ведет свое происхождение (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертхаймера – «фи-феномен», в результате которого он обнаружил, что два световых источники, загорающиеся с разной периодичностью, воспринимаются человеком по-разному:
- при достаточно коротком интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
- с большим интервалом (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
- с интервалом от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное движение света.
Иллюстрация явления фи: цветные круги появляются через 10, 80 и 200 мс | wikimedia.org
Фи-феномен – ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения
Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит от цвета, размера или пространственной локализации источников света. Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, согласно которой любой сознательный опыт представляет собой совокупность элементарных составляющих, на которые нельзя разложить кажущееся движение.
Макс Вертгеймер изложил свое наблюдение в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» в 1912.
Макс Вертхаймер — известный немецкий психолог, основатель гештальт-психологии, широко известный своими экспериментальными работами в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880-1943) родился в Праге, где получил начальное образование, учился в университетах Праги, в Берлине у К. Штумпфа; О. Кульпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 г. степень доктора философии). Летом 1910 года он переехал во Франкфурт-на-Майне, где увлекся восприятием движения, благодаря чему впоследствии были открыты новые принципы психологического объяснения.
Его работа привлекла внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, участвовавший в опытах Вертгеймера в качестве подопытного. Вместе, на основе результатов, методом экспериментального исследования они сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.
Так родилась гештальт-психология. Гештальт-психология становится популярной в Берлине, куда Верхаймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он становится профессором во Франкфурте. 1933 года – эмиграция в США (Нью-Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году вышла его книга «Продуктивное мышление», в которой он экспериментально исследует процесс решения задач с позиций гештальт-психологии (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации). ).
Курт Коффка (1886–1941) считается основателем гештальт-психологии. К. Коффка родился и вырос в Берлине, где получил образование в местном университете. Его всегда особенно интересовали естествознание и философия, К. Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 он получил докторскую степень. В 1910 году он плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером во Франкфуртском университете. В своей статье «Восприятие: введение в гештальт-теорию» он изложил основы гештальт-психологии, а также результаты многих исследований.
В 1921 году Коффка издал книгу «Основы психического развития», посвященную становлению детской психологии. Книга была очень популярна не только в Германии, но и в США. Его пригласили в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В 19В 27 лет Коффка получил звание профессора Смит-колледжа в Нортгемптопе, штат Массачусетс, где проработал до самой смерти (до 1941 года). В 1933 году Коффка опубликовал книгу «Принципы гештальт-психологии», которая оказалась слишком сложной для чтения, а потому не стала основным и наиболее полным руководством для изучения новой теории, как надеялся ее автор.
Его исследования развития восприятия у детей выявили следующее: у ребенка, как оказалось, на самом деле имеется набор не очень адекватных, расплывчатых образов окружающего мира. Это привело его к мысли, что сочетание фигуры и фона, на котором изображен данный предмет, играет важную роль в развитии восприятия. Он сформулировал один из законов восприятия, который получил название «трансдукции». Этот закон доказал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.
Идеи, законы, принципы
Ключевые идеи гештальт-психологии
Главное, с чем работает гештальт-психология – это сознание. Сознание представляет собой динамическое целое, в котором все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает слаженно и регулярно на протяжении многих лет, состоящий из большого количества органов и систем.
- Гештальт – единица сознания, целостная образная структура.
- Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно основываться на принципе целостности.
- Метод познания гештальтов заключается в наблюдении и описании содержания своего восприятия. Наше восприятие происходит не от ощущений, так как их в действительности не существует, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущением слуха.
- Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, получаемой человеком через органы зрения.
- Мышление – это не набор навыков, сформированный путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через озарение в настоящем.
Законы гештальт-психологии
- Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком как замкнутое целое, но фон, уже как нечто непрерывно простирающееся за фигурой.
- Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы можно комбинировать, если есть хоть какие-то сходные признаки, например близость или симметричность.
- Закон Беременности: Существует тенденция воспринимать самую простую и наиболее устойчивую фигуру из всех возможных вариантов восприятия.
- Закон постоянства: все стремится к постоянству.
- Закон близости: стремление к объединению в целостный образ смежных во времени и пространстве элементов. Всем нам, как известно, проще всего комбинировать одинаковые предметы.
- Закон замыкания (заполнения пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то совершенно непонятное нам, наш мозг изо всех сил старается трансформироваться, перевести увиденное в доступное нам понимание. Иногда это даже таит в себе опасность, ведь мы начинаем видеть то, чего нет на самом деле.
Принципы гештальта
Все вышеперечисленные свойства восприятия, будь то фигура, фон или константы, непременно взаимодействуют друг с другом, тем самым неся новые свойства. Это гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются за счет следующих принципов:
- Близость – все, что находится рядом, воспринимается вместе;
- Сходство – все, что похоже по размеру, цвету или форме, имеет тенденцию восприниматься вместе;
- Целостность – восприятие имеет тенденцию быть упрощенным и цельным;
- Замыкание – приобретение фигурой формы;
- Смежность — это близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределить восприятие того, что одно событие запускает другое;
- Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наряду с обучением и прошлым опытом.
Гештальт-качество
Термин «гештальт-качество» (нем. Gestaltqualität) был введен в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения интегральных «гештальт-свойств» некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности» – образ целого остается, даже если все части изменяются в своем материале, и примеров тому:
- разные клавиши одной мелодии;
- картин Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).
Константы восприятия
- Постоянство размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, независимо от размера его изображения на сетчатке.
- Постоянство формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже когда форма изменяется на сетчатке. Достаточно смотреть на страницу, которую вы читаете, сначала прямо, а потом под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие ее формы остается неизменным.
- Постоянство яркости: яркость объекта постоянна даже при изменении условий освещения. Естественно, при условии одинаковой освещенности объекта и фона.
Фигура и фон
Простейшее восприятие формируется путем деления зрительных ощущений на предмет – фигуру, расположенную на заднем плане. Клетки головного мозга, получив зрительную информацию (смотря на рисунок), дают более активную реакцию, чем при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, наоборот, отодвинут назад, и фигура также богаче и ярче фона по содержанию.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия — направление психотерапии, сформировавшееся в середине прошлого века. Термин «гештальт» представляет собой целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все вокруг него составляют единое целое. Основоположником гештальт-терапии является психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – два основных понятия этого направления.
Контакт – это процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями его окружения. Это означает, что потребности человека будут удовлетворяться только в случае его контакта с внешним миром. Например: чтобы утолить чувство голода – нам нужна еда.
Жизнь абсолютно любого человека представляет собой бесконечный гештальт, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, отношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, общение с коллегами по работе — все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любой момент, хотим мы этого или нет, но он возникает в результате появления потребности, требующей немедленного удовлетворения. У гештальта есть начало и конец. Он заканчивается, когда достигается удовлетворение. В связи с этим распространены фразы: «закрытый гештальт», «незакрытый гештальт» или «неполный гештальт».
Техника гештальт-терапии
Техники, используемые в гештальт-терапии, представляют собой принципы и игры.
Самыми известными являются три представленные ниже игры для понимания себя и окружающих. Игры строятся на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, тревогой). Чтобы понять это, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения — что с вами произошло.
Техника игры:
Для игры вам понадобятся два стула, их нужно поставить друг напротив друга. Один стул для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул для вас, то есть конкретного участника игры. Задача: поменяться стульями и при этом разыграть внутренний диалог — постараться максимально отождествить себя с разными частями своей личности.
- Изготовление кругов. Непосредственный участник игры, идя по кругу, должен обращаться к вымышленным персонажам с волнующими его душу вопросами: как его оценивают участники игры и что он сам чувствует к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
- Незавершенное дело. Незавершенный гештальт всегда нуждается в завершении. А как этого добиться, вы можете узнать из следующих разделов этой статьи.
Вся гештальт-терапия направлена на завершение незавершенных дел. У большинства людей есть много незавершенных дел, планов, связанных с их родственниками, родителями или друзьями.
Незавершенный гештальт
Жаль, конечно, что не всегда желания человека сбываются, и говоря языком философии, завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Гештальт-цикл в идеале выглядит так:
- Возникновение потребности
- Поиск возможности ее удовлетворения
- Удовлетворение
- Уход от контакта
Но всегда есть какие-то внутренние или внешние факторы, препятствующие идеальному процессу, в результате чего цикл сохраняется неполный. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если процесс остается незавершенным, он продолжает истощать человека на протяжении всей его жизни, одновременно задерживая исполнение всех остальных желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, защищающих психику человека от ненужных перегрузок.
Для завершения незавершенных гештальтов можно воспользоваться советом, данным миру сто лет назад замечательным поэтом, драматургом и писателем Оскаром Уайльдом:
«Чтобы преодолеть искушение, нужно… поддаться ему .»
Завершенный гештальт обязательно принесет свои плоды – человек становится приятным, легким в общении и начинает легко нравиться другим людям. Люди с незавершенными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми — насильно навязывая им роли в своих незавершенных гештальт-сценариях!
Небольшое, простое, мощное правило: начните с завершения самого простого и очевидного гештальта. Исполни свою заветную (желательно несерьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Нарисуйте природу за окном. Совершить прыжок с парашютом.
Гештальт-упражнения
Гештальт-терапия – это общие терапевтические принципы, которые помогают помочь «себе себе», научиться понимать таинственные лабиринты своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.
Следующие упражнения направлены на одновременное осознание себя и существования другого. В общем, призывают выйти за рамки возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, почему и как вы это делаете. Главной задачей этих упражнений является развитие умения находить собственные оценки.
1.
Упражнение – «Присутствие»Цель: Сосредоточиться на ощущении присутствия.
- закрой глаза
- Сосредоточьтесь на телесных ощущениях. При необходимости скорректируйте осанку
- Будьте естественны каждое мгновение
- Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшим телом и мыслями
- Позвольте своему телу расслабиться
- Сконцентрируйтесь на ощущении «существования» (почувствуйте «я здесь»)
Сконцентрировавшись некоторое время на ощущении «я», одновременно расслабившись и успокоив ум, осознайте дыхание и переместите внимание с «я» на «здесь» и мысленно повторите «я здесь». одновременно с вдохом, паузой, выдохом.
2. Упражнение – Ощущение «Тебя»
Цель упражнения: уметь переживать состояние присутствия «в другом человеке», то есть уметь ощущать состояние «Тебя» в возвращение – состояние «Эго». Упражнение выполняется в парах.
- Лицом друг к другу
- Закройте глаза, примите максимально удобную позу
- Дождитесь состояния полного покоя
- Откройте глаза
- Начните бессловесный диалог с партнером
- Забудь о себе, сосредоточься только на смотрящем на тебя человеке
3. Упражнение «Я/Ты»
Цель упражнения – достижение состояния: «Я» – «ТЫ» – «Бесконечность». «.
Упражнение также выполняется в парах, нужно сесть друг напротив друга.
- Концентрация
- Глаза должны быть открыты
- Сохранение ментальной тишины, физическое расслабление
- Концентрация на чувствах «Я» и «Ты»
- Попробуйте почувствовать «космическую глубину», бесконечность
Гештальт-картинки
Гештальт-картинки представляют собой различные перевернутые рисунки (зрительные иллюзии) с соответствующими вопросами, например: «Что ты видишь?», « Какие эмоции переданы на каждой стороне картинки?».
Не рекомендуется дошкольникам смотреть такие картинки, так как они могут вызвать психические расстройства.
Ниже представлены известные «двойственные» изображения: люди, животные, природа. Что вы видите на каждой из картинок?
shutterstock.com
flickr.com
flickr.com
flickr.com
wikimedia.org
wikimedia.org
wikimedia.org
Кроме того, идея гештальт-психологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы».
Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание обратиться к себе, познать глубину своей души, начать заботиться о себе – открыться миру. Гештальт, конечно, не может сделать вас богаче, но счастливее – бесспорно.
Источник: 4brain.ru
В видеоплеере можно включить субтитры и выбрать в настройках их перевод на любой язык