Гуманистическая психология представители и основные идеи: Основные идеи и особенности гуманистической психологии

Содержание

Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

Гуманистическая ориентация — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь — единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость.

В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях.

Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом.

При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Гуманистические идеи в психологии: исторический очерк(Ясин М.И.)

История психологии как научной дисциплины началась с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году, с тех самых пор психология придерживалась естественнонаучной методологии. Многие исследователи истории психологии утверждают [5, 6, 8], что, подражая биологии и физике, психология надолго забросила исследования души как таковой: были оставлены без внимания воля, создание, чувства и индивидуальные переживания, ценности и этические взгляды. В первой половине XX века в западной психологии царили две научные школы: психоаналитическая и бихевиористическая.

Особые позиции в мировом научном пространстве занимала советская психология, которая никогда не отрицала «высоких материй» — сознания, воли и нравственности, но на отечественной земле психология подпала под гнёт материалистическ

ой марксистско-ленинской концепции и испытала серьезные гонения с конца 20-х лет и вплоть до оттепели 60-х. Российская психология, одинаково успешно развивала оба направления — и объективное и субъективное изучение психики, — и конструктивный диалог этих двух подходов обещал быть плодотворным. Однако, после прихода новой власти, в 1923-1924 годах «идеализм» был изгнан из психологии. Богданчикова С.А. указывает, что переход к чисто психофизиологическим взглядам произошел под влиянием политических сил. Подчинение психологии марксистско-ленинской идеологии и материализму происходил не безболезненно, однако оказывавшие сопротивление были просто уволены [2].

Таким образом, мировая история психологии демонстрирует один интересный факт: начиная со своей «официальной» даты рождения во второй половине XIX века и вплоть до культурной революции 60-х лет XX столетия наука о душе избегала упоминаний многих истинно душевных реалий. Эта ситуация вполне может быть названа «историческим парадоксом».

Конечно, в описываемый промежуток времени были и исключения: У. Джеймс, автор знаменитой книги «Многообразие религиозного опыта» и К. Г. Юнг, описавший феномены архетипов, синхронности, символизма сна и коллективного бессознательного. Психологи гуманистического и трансперсонального направления второй половины века неизбежно обращаются к работам этих авторов, во многом считая их своими предтечами. В разряд исключений попала так же немецкая «понимающая психология», ее концепцию можно кратко выразить цитатой из В. Дильтея: «Природу мы объясняем, а душевную жизнь — понимаем». Но эта школа существовала чуть раньше, чем психологию поразил очередной методологический кризис, и историки психологии склонны относить эти воззрения скорее к философским поискам, таким образом еще раз подчеркивая естественнонаучн

ую ориентацию психологии.

Начиная со второго десятилетия и вплоть до Второй мировой войны в психологии сформировался широкий веер конкурирующих, несовместимых и даже несопоставимых парадигм. Этот «водоворот» теорий пытался пробить плотину методологического тупика. Складывается впечатление, что ученые всего мира набрасывали возможные версии предмета и метода психологии по принципу «мозгового штурма». В одной из статей А. Н.Воронин отмечает: «Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных парадигм» [7].

Этот поиск однозначно не мог закончится победой одной из теорий или компромиссом — он вел к развитию качественно новых подходов в психологии.

Во второй половине XX века произошел коренной поворот в психологической науке: от измерений и экспериментально проверяемых простых фактов — к изучению психики как цельного, живого и динамичного образования. На сцену вышла так называемая «третья сила» — гуманистическая психология. (В тот же период времени возникает и трансперсональная психология, которую либо относят к гуманистической, либо рассматривают как от дельное направление.) Причем, явление миру новых идей было массовым — одновременно множество психологов столкнулись с невозможностью работать в рамках существовавших концепций, они испытали дефицит имевшегося знания. Факты и цифры, описывающие простые психические процессы никак не подходили для психотерапевтической работы, они никак не объясняли сложных душевных явлений, таких как страдание, моральный конфликт, смысл жизни, боль утраты, стремление к любви и счастью. Не помог здесь и классический психоанализ с его широкой трактовкой человеческого либидо, простирающегося вплоть до пространств искусства, культуры и политики.

Этот период подарил миру столь замечательных психологов, психотерапевтов и авторов, как А. Маслоу,К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Ф. Перлз, Р. Ассаджиоли, Я.Л. Морено, С. Гроф. Они — представители разных школ, однако пик их процветания приходится на вторую половину двадцатого века — «золотой» век психологической психотерапии. Характер эпохи очень верно обозначил Д. Мосс словами: «Сложно обрисовать единую идею гуманистического направления в психологии, ибо она складывается из достаточно разрозненных концепций отдельных авторов» [1]. Однако, всех психологов-гуманистов объединяет ряд общих идей: внимание к функциональной норме бóльшее, чем к патологии; употребление термина «клиент» для обозначения человека, обратившегося за психологической помощью; отношение к терапевту как помощнику клиента на пути к выздоровлению; акцентированное внимание на «внутренней мудрости» человека и способности его психики к самоисцелению.

Знаменательным может служить высказывание К. Роджерс, который отметил поворот от идеально-объективистской науки к пониманию, прежде всего, самого субъекта познания: «Наука существует только в людях. Каждый научный проект имеет свое творческое начало, свое течение и гипотетическое заключение в человеке или людях. Знание — даже научное знание — это то, что субъективно приемлемо» [Цит. по 7, С. 383].

Естественно, у ведущих психологов стали появляться последователи, ученики и единомышленники и множество филиалов их школ с достаточной быстротой распространилось по миру. Подобное лавинообразное вовлечение в новое психологическое течение не удивительно и не случайно: кризис бихевиоризма и психоанализа был налицо, а человеческие души продолжали нуждаться в квалифицированной помощи.

Попробуем проследить причины поворота научной мысли от лабораторных измерений к гуманистической концепции. Зададимся вопросом, почему это произошло именно в 50-60 годы прошлого века?

Первую причину стоит искать в крупнейшем историческом событии XX века: гитлеровском режиме, Второй мировой войне и последующей победой над фашизмом. Пережив все тяготы и ужасы военного времени общество по-новому, теперь уже более ясно и четко, увидело ценность человеческой жизни. Обращение к гуманистическим ценностям в широком смысле стало знаменем времени.

Посмотрим на послевоенные события: в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека»; в 1948 года принят устав Всемирной организации здравоохранения, в том числе ставящей своей задачей борьбу за права инвалидов; в 1955-1956 г.г. поднимается движение чернокожих за равноправие; 1963-1968 — новый мощный период борьбы женщин против дискриминации.

О чем говорили философы этого времени? Экзистенциалисты К. Ясперс и Ж.П. Сартр подняли проблему уникальности человеческой личности, свободы выбора и неповторимости судьбы. Индивидуальные ценности оказываются явно важнее групповых, национальных и государственных. Ж. Бодрийяр вторит им в критике безликого общества потребления — подчеркивая важную роль индивидуального. Ключевая фигура неомарксизма — Г. Маркузе — проводит резкую критику массового общества, общества потребления и «промывания мозгов» политиками при помощи масс-медия, подчеркивая ценность самостоятельного мышления и индивидуального сознания. Это лишь некоторые вехи философской мысли второй половины ХХ века, основную суть которой можно выразить как ценность индивидуального и смертоносность массового.

И в психологии идет аналогичный процесс: гуманисты подчеркивают уникальность каждого человека, условий становления его души, мироощущения, оставляя за ним право самостоятельно интерпретировать события и символы. Человек, обратившийся за психологической помощью, является уникальной личностью, у него есть достоинства и бесконечный потенциал развития, и задача терапевта — лишь помогать, подсказывать, «идти рядом» с человеком. С точки зрения гуманистической психологии — только сам человек, в конечном счете, знает свой путь к исцелению. Терапевт не может навязывать ему свою точку зрения и интерпретировать по-своему события его внутренней жизни.

Э. Фромм — посвятил ряд работ критике гитлеровского режима, В. Франкл пережил заключение в концентрационном лагере и это событие во многом определило его психологическую теорию, А. Маслоу тесно общался с вынужденными беженцами, избежавшими гитлеровских репрессий, и его идеи формировались во многом под влиянием настроений, ходивших в эмигрантской среде.

Вторым условием роста популярности гуманистической психологии послужило широкое распространение в среде интеллигенции и в творческих кругах моды на духовный поиск. Стали популярными философские идеи об истинных духовных ценностях и ложных ценностях общества потребления. Крайним выражением этой тенденции явились так называемые контркультурные молодежные движения. Их поиски, которые часто называли эскейписткими, по сути были поиском выхода из напрягавшего их положения бездуховности западного мира. Музыка, кинематограф и изобразительное искусство обращались к теме политического «промывания мозгов» и поиска собственного, духовного пути [4]. Невозможно сказать — философы и художники выражали общий дух эпохи, или они вели за собой массы. Оратор не существует без слушателя, а художник — без зрителя. Важно одно — существовало определенное социокультурное пространство, готовое поддержать и подхватить идеи гуманистической психологии.

Представители молодежной «контркультуры» — хиппи и нью-эйджеры — подвергали резкой критике все старое и традиционное, то, что осталось им в наследство от предвоенного поколения. Они отвергают общество потребления, привычные ценности жизни как процесса зарабатывания и траты денег, они отрицают сам термин «благосостояние», не видя в финансовом состояния никакого блага для себя. Эта борьба не осталась отрицанием ради отрицания, они искали альтернативу в общинном образе жизни, идеях всеобщей любви и братства, погружении в собственное «я», в свое сознание и подсознание, медитации, мистике, снах, наркотиках и чём угодно ещё, что, по их мнению, могло раскрыть истинную сущность мироздания. Пластмассовый мир потребления вот-вот должен был треснуть, а за ним открыться истинный мир: естественный, красивый, экологичный, в котором есть место человеку умиротворенному. Это были попытки поиска собственной души и вселенского Духа.

Не только запад в это время стал снова искать вдохновения на востоке, но и восток сам стал приближаться к западу: еще одна причина идейного переворота в 60-е — очередной геополитический кризис. На востоке в преддверии 60-х — не спокойно. В 1947-1948 годах прошла война между Индией и Пакистаном из-за Кашмира, в 1950 традиционно религиозная Индия, полная йогинов и монахов, вдруг превращается в светское государство, а в 1962 году претерпевает административные изменения и подвергается нападению коммунистического Китая. Индийские священнослужители чувствует себя не спокойно, и в 60-70 г.г. происходит массовая экспансия восточных проповедников на запад.

Одним из первых появился бенгальский монах Бхактиведантой Свами Прабхупада, в 1966 году он попадает в Нью-Йорк и приносит на запад учение «сознания Кришны». В 1967 году Ри́чард А́льперт (более известный как Рам Дасс) отправляется в Индию, где знакомится с Ним Кароли Бабой, индусским садху. Так на запад попадает традиционная индуистская медитация и бхакти-йога.

В 1968-70 годах гуру Раджниш Ошо делает свои первые резкие заявления, чем привлекает интерес мировой прессы, а потоки западных учеников прямо в ашрам скандально известного учителя в Пуне. Так в считанные месяцы рождается движение нео-саньясы, завоевавшее чрезвычайную популярность в странах Европы и Америки.

В конце 50-х китайский коммунисты начинают гонения на духовенство в захваченном ими Тибете и тибетские ламы вынуждены массово бежать в Индию, Непал и Бутан, где принимают западных учеников и готовятся к дальнейшему паломничеству в страны высокого технического прогресса.

В 1959 году Далай Лама XIV покидает захваченный китайцами Тибет и находит убежище в Индии, где активно общается с прессой. Так начинается история популярности ламаистского буддизма за пределами Тибета. В1971 году буддистская школа Дзогчен благодаря паломничеству Чогьял Намкай Норбу на запад основывает в Европе первую общину. В 1968 году датчанин Оле Нидал с женой Ханной предпринимают путешествие по Непалу, где буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче, В результате этой встречи через пять лет в Европу попадает тибетский буддизм линии Карма Кагью.

Следующий этап распространения дзэн на Западе связан с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки (1870-1966), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзэн, особенно среди интеллигенции. Первым западным автором, написавшим о дзэн, стал А. Уотс, чья книга называлась «Дух дзэн». В конце 50-х годов выходит на европейских языках ряд книг японского мастера дзен Д. Т. Судзуки, так запад знакомится с понятиям «дао», а В 1970 году первый дзэн-монастырь появляется в Северной Калифорнии.

Делу гуманистического переворота последней каплей послужил методологический прорыв в физике, который подорвал основу основ — ньютоно-картезианскую модель вселенной. Модель вселенной как единого поля, модель строения атома и релятивистская физика были разработаны ранее. Но именно в 60-е годы, благодаря спорам о мирном и военном атоме, и широких общественных движениях, пытавшихся решить этот вопрос, новые физические теории вышли из тесных кабинетов специальных лабораторий и попали в массы. Вселенная в глазах людей в буквальном смысле была разрушена и тут же воссоздалась заново: теперь любой, от школьника до старика, мог узнать, что наш мир не твердый, это лишь силовое поле, что пространство искривлено временем, а два взаимоисключающих понятия (волна и частица) — могут мирно сосуществовать в одном изучаемом явлении. Тут же мы узнали, что вид вселенной зависит от наблюдателя, который на нее смотрит. На фоне таких перемен в естественных науках, гуманитарии не могли не задуматься и о своей судьбе.

Право человека быть мерой всех вещей было восстановлено, и человек прежде всего стал задумываться о своих способностях и месте в мире, ибо последними открытиями в области физики ему было обещано право одним лишь взором управлять пространством и временем.

Историки психологии Шульц Д.П., Шульц С.Э. полагают, что одной из значительных причин развития гуманистической психологии в 60- годы был кризис бихевиоризма и психоанализа. Однако, как мы знаем, идеи, альтернативные бихевиористским и психоаналитическим, возникали и раньше. Дороги К.Г. Юнга и З. Фрейда разошлись еще в 1913 г., А. Адлер покинул классический психоанализ в 1911, датой рождения гештальтпсихологии условно считают 1912 год, Я.Л. Морено начинает зарабатывает принципы психодрамы в более-менее законченном виде к 1921 году. Что касается советской психологии начала века — не смотря подробную информацию о психоанализе и бихевиоризме, она всегда существовала довольно автономно, и на отечественной земле развивался ряд альтернативных подходов. Таким образом, мы не видим причин в числе ключевых моментов развития гуманистической психологии указывать некие кризисы психоанализа и бихевиоризма. Альтернатива существовала всегда, и сам по себе кризис идей и дефицит новизны в одной школе совершенно не способе послужить к развитию другой. История науки наоборот показывает, что развитие происходит волнами в благоприятные времена. И если рождается определенная точка зрения, то процесс оппонирования скорее приводит к рождению новых идей, нежели идейный вакуум, каковым и являются методологические кризисы.

Таким образом, прорыв гуманистической психологии в 60-е мы считаем следствием четыре основных причин и одной дополнительной:

  1. Пересмотр ценностей во всех гуманитарных дисциплинах после событий II Мировой итогам войны;
  2. Мода на духовный поиск в 60-е годы, как ответ на вопрос — нужна ли была война?
  3. Геополитические причины — усиление контактов восток-запад;
  4. Популяризация идей новейшей физики;
  5. Кризис бихевиоризма и психоанализа не являются причинами рождения гуманистической психологии, но их ослабление обеспечило приток последователей в новые школы.

По каким же признакам можно объединить все разнообразие психологических и психотерапевтических направлений в более-менее единую группу шестидесятников-гуманистов. Мы выделили следующие приметы:
а) заменяют, принятое в психоанализе понятие «пациент», более лояльным термином «клиент», психотерапевту же отводят роль «помогающего пройти путь», а не врача; б) больше внимания уделяют функциональной норме, а не невротическим проявлениям; в) подчеркивают роль «внутренней мудрости» человека и способности его психики к самоисцелению; г) уделяют большое внимания тому, как сам клиент интерпретирует смысл событий, переживаний и символов; д) отмечают роль личностного роста и духовного развития в терапии; е) указывают, что личность терапевта не менее важна для процесса терапии, чем его профессиональная подготовка. Это уже довольно большой, но отнюдь не полный список общих точек гуманистической и трансперсональной психологии.

В 60-е годы психология вернулась к необходимости поиска смысла человеческого бытия, места человека в мире, поиска духовных основ бытия. Она вновь вернулась к понятиям душевного и духовного, осознанного и произвольного. Значительно обогатилась за счет тех измерений, которые в период «объективной» психологии оставались лишь в ведении религий. Это стало возможным во многом благодаря психологам-практикам, психотерапевтам, так как пока официальная наука исследовала поведение человека, пользуясь «объективной» измеряющей методологией, духовная жизнь реальных людей продолжала существовать. (Особенно интересно этот процесс происходил на Американском континенте, где бихевиоризм прекрасно существовал на фоне религиозности большинства американцев). В противоречивые шестидесятые психологи столкнулись с необходимостью понять духовные реалии своих современников и учитывать их в работе по психологической поддержке.

Так, ряд исторических, социальных, культурных и бытийных течений встретились в шестидесятые годы двадцатого столетия и подтолкнули развитие группы интереснейших психологических теорий, которые не теряют значения до сих пор и продолжают питать умы новых исследователей и служить практике исцеления души.

Литература:

  1. Humanistic and Transpersonal Psychology: A Historical and Biographical Sourcebook. / Donald Moss — editor. Greenwood Press. Place of Publication: Westport, CT. Publication Year: 1999.
  2. Богданчикова С.А., Почему был уволен Г.И. Челпанов? (История одного факта) // Вопросы психологии, №1, 1996 г, с. 85-97
  3. Воронин А. Н. История психологии (Гл.2) / Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с..
  4. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», — М.: «Наука», 1980, — 386 с
  5. Друри Н. Трансперсональная психология / Львов: «Инициатива», 2001. — 208 с.
  6. Фромм Эрих. Психоанализ и религия. — М., АСТ, 2010, 160 стр.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. — СПб.: «Питер», 2013. — 607 с.
  8. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. — 532 с.

Ясин М.И.,

Опубликовано: Материалы ХVII Международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки в XXI веке», — М.: «Спутник», 2013, стр. 182-190.

Психология: гуманистические подходы | Encyclopedia.com

История психологии в двадцатом веке — это история дисциплины, пытающейся сбалансировать ценности, которые, как казалось, чаще всего существовали во взаимном противоречии. Некоторые психологи подчеркивали необходимость эмпирической строгости в исследованиях, другие способствовали развитию индивидуального эмоционального здоровья и зрелости, в то время как третьи мыслители середины века выдвигали более серьезные социальные и этические проблемы. Стремление психологии утвердиться как наука в сочетании с ее историческим акцентом на связи между человеческим «я» и человеческим благополучием породили дисциплину широкого применения и интенсивной жизненной силы, которая уникально подходит для решения проблем и возможностей человечества в технологический век. Нигде это не проиллюстрировано лучше, чем в возникновении того, что стало известно как гуманистическая психология.

История вопроса

Попытки ограничить психологические исследования наблюдаемыми явлениями или поведением начались с реакции на интроспективную программу психологических исследований Вильгельма Вундта (1832–1920). В форме бихевиоризма эти усилия доминировали в психологической теории и практике между двумя мировыми войнами. По замыслу таких основателей, как Иван Павлов (1849–1936), Джон Б. Уотсон (1878–1958) и Б. Ф. Скиннер (1904–1990), бихевиоризм стремился быть полностью объективным. Уотсон настаивал на том, чтобы оставить сознание и другие метафизические проблемы в стороне ради экспериментальной точности, которой нельзя было достичь с помощью «внутреннего восприятия» или любых других интроспективных методов. Он сформулировал свою фундаментальную жалобу на предыдущую психологическую мысль, когда написал: «Бихевиоризм утверждает, что сознание не является ни определенным, ни пригодным для использования понятием. восходит к древним дням суеверий и магии» (Уотсон 1924, с. 2). Бихевиоризм пытался показать, что явления, ранее изучавшиеся с помощью интроспективных методологий, можно гораздо эффективнее исследовать с точки зрения стимула и реакции; только те наблюдения, которые могут быть проверены более чем в одном случае более чем одним наблюдателем, могут считаться научными.

Бихевиоризм оказал долгосрочное влияние на дисциплину и практику психологии, включая разработку высокообъективных экспериментальных стандартов, новых статистических методов и поведенческой терапии. В середине двадцатого века Скиннер довел идеи Уотсона до их конечной объективной крайности, сосредоточившись на более широкой цели прогнозирования и управления широким спектром человеческого поведения. Понятно, что большая часть этой работы была сосредоточена на образовании и педагогике, и Скиннер и его коллеги часто формулировали идеалистический поиск позитивных методов для решения человеческих проблем и улучшения общества.

По мере того, как психология оттачивала свои экспериментальные методы и приемы, ее растущие научные возможности, тем не менее, выдвигали этические проблемы на передний план. Некоторые из самых известных и влиятельных исследований в области бихевиористской психологии, хотя и раскрывают новые взгляды на человеческое сознание и поведение, также подчеркивают необходимость этических стандартов в исследовательской практике. Например, в исследовании «Маленький Альберт», проведенном Уотсоном и Розали Рейнер в 1920 году, одиннадцатимесячный ребенок научился бояться белой крысы, сочетая ее представление с громким и пугающим звуком — страх, который маленький ребенок обобщал на похожих животных и предметы. и от которого он никогда не освобождался. Сложные 19 Стэнли Милгрэма65 экспериментов на послушание заставляли испытуемых ложно полагать, что они выполняли приказы применять чрезвычайно сильные удары электрическим током к другому человеку. В Стэнфордском тюремном эксперименте в 1971 году Филип Зимбардо назначил испытуемым роль заключенного или охранника для двухнедельной симуляции; однако растущая напряженность ситуации и все большее погружение испытуемых в свои роли вынудили Зимбардо прекратить эксперимент через шесть дней.

В то время как каждое из этих исследований давало новые открытия в области обусловленности, послушания, ролей и отношений, их воздействие на людей также давало веские аргументы в пользу реформ экспериментальной этики. Со временем психология установила строгие этические принципы для информированного согласия, практики подведения итогов и взвешивания потенциальных обманов или рисков для испытуемых (включая риски для животных и людей) по сравнению с потенциальной пользой исследования.

В отличие от бихевиористской попытки устранить сознание путем методологического сосредоточения внимания на явном поведении, Зигмунд Фрейд (1856–1939) стремился принизить сознание путем исследования силы бессознательного и его влияния на поведение. Однако психоанализ Фрейда развивался в первую очередь в медико-клинических условиях, опираясь на клинический опыт для формулирования теорий человеческих эмоциональных аномалий и иррациональности. Таким образом, психоанализ разработал теорию человеческой природы, которая выдвинула на первый план скрытые сложности человеческой психики. Но в традиции таких мыслителей, как Платон, Августин или Жан-Жак Руссо, Фрейд также интересовался человеческой способностью к самопониманию, свободой, которую может дать самоосознание, и, более конкретно, способностью справляться с жизнью в своей собственной жизни. более рациональные способы.

В психоаналитической практике этические вопросы также выдвигались на первый план. Подобно бихевиоризму, психоаналитическая теория бросила вызов общепринятым представлениям о моральной ответственности. Близкие отношения между пациентом и психоаналитиком иногда приводили к такому поведению, как сексуальные отношения, которые явно нарушали социальные и традиционные профессиональные нормы.


Гуманистическое движение

Именно в ответ на бихевиоризм и психоанализ гуманистическая психология зародилась в XIX в.50-х годов, чтобы разработать свой особый подход к изучению и лечению человеческого поведения с новыми этическими обязательствами. Среди предшественников был Альфред Адлер (1870–1937), который критиковал акцент Фрейда на сексуальности. На гуманистическую психологию также оказала влияние экзистенциалистская философия, с ее акцентом на человеческую борьбу за смысл в мире, характеризуемом научной и технологической дегуманизацией в таких вопиющих формах, как лагеря смерти и атомные бомбы, а также в том, что видели философы-экзистенциалисты от Сёрена Кьеркегора до Альбера Камю. как более тонкие формы буржуазной культуры.

Переживший Холокост Виктор Франкл (1905–1997), например, в своей книге «Человек в поисках смысла » (1959) опирался на свой уникальный опыт, чтобы доказать силу человеческого решения перед лицом самых бесчеловечных обстоятельств. Но именно Карл Роджерс (1902–1987), Абрахам Х. Маслоу (1908–1970) и Ролло Мэй (1909–1994) наиболее характерны для того, что сам Маслоу назвал «третьей силой» в психологии (первой силой является бихевиоризм и во-вторых, психотерапия). Маслоу, в частности, сыграл значительную роль в развитии движения гуманистической психологии, перейдя от своего обучения бихевиоризму к аргументам в пользу более широкой и целостной версии человеческого здоровья. Маслоу считал, что никакая психологическая теория не может быть по-настоящему полной, если она не принимает во внимание сложные человеческие факторы и мотивы, такие как любовь и привязанность (рис. 1). Теория «самоактуализации» личности Маслоу и его разработка человеческой «иерархии потребностей» подчеркивали универсальный человеческий потенциал для достижения.

Еще более представительной является работа Эриха Фромма (1900–1980), поскольку гуманистическая психология привносит свой взгляд на науку и технику. Как и другие гуманистические психологи третьей силы, Фромм стремился переориентировать центральные идеи психоаналитической теории Фрейда на решение моральных, эмоциональных и духовных кризисов все более жестокого и ориентированного на технологии глобального общества. Его меньше интересовала простая человеческая приспособляемость, методы контроля над поведением или стратегии преодоления трудностей, чем воспитание базовой способности человечества решать проблемы трудного перехода в современность с ее меняющимися политическими системами и предположениями; различные физические и духовные перемещения; поразительные технологические инновации в области здравоохранения, промышленности и войны; а позже в том же веке — длительное советско-американское ядерное противостояние.

Вынужденный бежать из Германии после избрания Адольфа Гитлера в 1933 году, Фромм был особенно озабочен развитием «технотронного» общества и его дегуманизирующими последствиями. Он приберег свою самую острую критику для бихевиористских стремлений к абсолютной объективности, утверждая, что бихевиористские теории просто служат мозговым и техническим предрассудкам индустриального общества. Понимание, считал Фромм, должно отличаться от «научного» описания. Его критика часто была менее тонкой: «9 [Джорджа] Оруэлла0024 1984 потребуется большая помощь психологов тестирования, кондиционирования и сглаживания, чтобы сбыться. Жизненно важно различать психологию, которая понимает и стремится к благополучию человека, и психологию, изучающую человека как объект с целью сделать его более полезным для технологического общества» (Фромм, 1968, с. 46). религиозная вера (и гуманистические ценности) для материальных и технических ценностей: если что-то возможно (создать атомную бомбу, отправиться на Луну), мы должны это сделать; производство больше предпочтительнее производства лучшего. Люди утратили в этом обмене ценностями свою способность к глубоким эмоциональным переживаниям, а вместе с ними и способность наполнять жизнь каким-либо смыслом. «Сегодня, — писал Фромм в 1968 году, — широко распространена безнадежность возможности изменить избранный нами курс. Эта безысходность в основном бессознательна, тогда как сознательно люди «оптимистичны» и надеются на дальнейший «прогресс». … [Люди] видят, что у нас больше и лучше машин, чем у человека пятьдесят лет назад. … Они считают, что отсутствие прямого политического гнета есть проявление достижения личной свободы. (стр. 5)

Помимо аргументов в пользу переоценки технических ценностей, Фромм выступал за возрождение практических гуманистических взглядов, включая измененные формы потребления материалов; акцент на социальной активности против того, что он считал новой и раковой культурной пассивностью; изменилось отношение к месту и возможностям работника в крупных организациях; более ориентированные на человека, ответственные и изобретательные бюрократические системы; и духовное обновление, сосредоточенное на верных практиках, предполагающих сострадание, а не верность идеологии или кодексу. Несмотря на наличие веских причин для пессимизма, Фромм проявлял ту же надежду в своих собственных взглядах, которая, как он утверждал, необходима для обновления личности и общества: «История человека точно показывает, что вы можете сделать с человеком и в то же время что ты не может . Если бы человек был бесконечно податлив, не было бы революций; не было бы никаких изменений, потому что культуре удалось бы заставить человека подчиняться своим образцам без его сопротивления» (Fromm 1968, p. 62). Одной из основных целей Фромма было помочь инициировать сопротивление беспрепятственному развитию технологического культура, как он считал, стала угрожать связи человечества с более широкими социальными и экологическими контекстами


Этика

Несмотря на присущую ей этическую направленность, гуманистическая психология редко явно формулировала свои интересы в терминах «этики». Несомненно, одна из причин заключается в том, что и бихевиористская, и психоаналитическая мысль в течение десятилетий стали крайне скептически относиться к этическому и моральному языку, который так часто используется для продвижения деструктивных или манипулятивных идеологий или просто для того, чтобы скрыть людей от самих себя. Тем не менее психологи-гуманисты считали, что в той мере, в какой внутренняя жизнь человека воспринимается всерьез, а человеческая природа понимается как способная к свободе, люди будут лучше подготовлены к изучению отношений, которые подверглись риску.

Это фундаментальное обязательство четко выражено в Кодексе этических принципов Британской ассоциации практикующих гуманистических психологов (UKAHPP). В соответствии со своим первым фундаментальным принципом «члены UKAHPP уважают достоинство, ценность и уникальность всех людей. Они привержены продвижению и защите основных прав человека, неприкосновенности личности и содействию человеческому росту, развитию и благополучию. Они подтверждают самоопределение, личную силу и личную ответственность клиента». Обратите внимание на то, как в последнем предложении слово «пациент» отвергается в пользу «клиента». Психологи-гуманисты больше, чем любая другая группа психологов, считают себя работающими с другими и для других, а не превосходящими их. В этом отношении гуманистическая психология ставит перед всеми учеными задачу пересмотреть способы, которыми они считают себя отличными или отделенными от более широкой ненаучной публики.

ГЛЕНН Р. УИЛЛИС МАРГАРЕТ М. БРЕЙС

СМ. ТАКЖЕ Выбор поведения; Фрейд, Зигмунд; Юнг, Карл Густав; Скиннер, Б. Ф. .

БИБЛИОГРАФИЯ

Беккер, Эрнест. (1973). Отрицание смерти. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Бласс, Томас. (2004). Человек, который потряс мир: жизнь и наследие Стэнли Милгрэма. Нью-Йорк: Базовый.

Фромм, Эрих. (1968). Революция надежды: к гуманизированной технологии. 900:25 Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Фромм, Эрих. (1973). Анатомия человеческой деструктивности. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

Хоманс, Питер. (1989). Способность скорбеть: разочарование и социальные истоки психоанализа. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

Уотсон, Джон Б. (1998 [1924]). Бихевиоризм. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС

Британская ассоциация практиков гуманистической психологии (UKAHPP). «Кодекс этических принципов UKAHPP». Доступно по адресу http://www.ahpp.org/ethical/code_of_ethics.htm.

примеров, тем, заголовков и набросков

эссе по гуманистической теории: примеры, темы, заголовки и наброски

Фильтровать по:

Выбрать1 — 34 — 67 — 1010+

Сортировать по:

Наиболее релевантныеНедавно добавленныеСамые популярные

Сброс фильтров

327 результатов по запросу «Гуманистическая теория».


6 страниц

Практический пример

Психология

Гуманистическая теория в тематическом исследовании

Количество слов: 2134

Длина: 6 страниц

Тип: Практический пример

Хорошим примером этого может служить тот факт, что у нее ограничены интимные отношения с мужчинами. Это может быть напрямую связано с ее отношениями с ней…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Эссе

Психология

Сравнение гуманистической теории с другими подобными теориями0003

Гуманистическая теория и ее место среди других теорий консультирования Гуманистическая теория Очевидные ограничения, связанные с психодинамическими теориями, привели к принятию гуманистического подхода в качестве…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Книжный отчет

Психология

Cardsmax Гуманистическая теория Гуманистическая теория обучения как

Количество слов: 656

Длина: 2 страницы

Тип: Книжный отчет

Cardsmax Гуманистическая теория Гуманистическая теория обучения в изложении Липскомба и Ишмаэля (2009 г.).п. 174) подчеркивает чувство, опыт, самосознание, личностный рост и индивидуальную/психическую оптимизацию. Учиться на этом…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Обзор статьи

Фильм

Гуманистическая теория и отношение к обучению

Количество слов: 1564

Длина: 5 страниц

Тип: Обзор статьи

Объяснение Абрахама Маслоу и его теории Теории обучения влияют на современные системы обучения. Новые исследования указывают на недостаточную эффективность образовательных систем. По-видимому, гуманистическая психология представляет собой…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Эссе

Психология

Рабочий лист по гуманистическим и экзистенциальным теориям личности Авраам

Слова: 462

Длина: 2 страницы

Тип: Эссе

Рабочий лист по гуманистическим и экзистенциальным теориям личности Абрахам Маслоу предложил теорию иерархии потребностей личности. По Маслоу, самореализация и реализация своего полного потенциала являются примерами…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Психология

Теории личности и их влияние на поведение человека

Количество слов: 634

Длина: 2 страницы

Тип:

Психология, теории личности изобилуют. Две наиболее значимые теории личности включают психодинамическую и гуманистическую/экзистенциальную теории. Хотя эти две теории имеют некоторые общие черты, они…

Прочитать полную статью  ❯

7 страниц

Эссе

Бизнес – управление

Теория против творчества в дизайне Лидеры имеют

слов: 2363

Длина: 7 страниц

Тип: эссе

Теория против творчества в дизайне Перед руководителями стоит задача продвигать организацию вперед таким образом, чтобы это поддерживали все заинтересованные стороны. После выделения ресурсов для поддержки организационной…

Прочитать полную статью  ❯

4 страницы

Курсовая работа

Психология

Гуманистическая и трансперсональная психология Экзистенциально-гуманистическая

Words: 1357

Длина: 4 страницы

Тип: Курсовая работа

И у экзистенциальной, и у трансперсональной психологии есть общее: уважение и использование восточных техник для достижения состояния бесстрессового поддержания психологического здоровья человека. Но…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Эссе

Психология

теории гуманистической психологии история

Слова: 650

Объем: 2 Страницы

Тип: Эссе

Гуманистическая психология Гуманистическая психология оказала огромное влияние на общую область психологии и социальных наук в целом. С тех пор как Роджерс впервые ввел понятие безусловного…

Прочитать полную статью  ❯

1 страница

Эссе

Психология

Гуманистические и экзистенциальные теории личности Рабочий лист Авраам

Слова: 318

Длина: 1 страницы

Тип: Эссе

Рабочий лист гуманистических и экзистенциальных теорий личности Абрахам Маслоу предложил гуманистическую теорию личности. Согласно Маслоу, самореализация и реализация своего полного потенциала являются примерами потребностей _самоактуализации____.…

Прочитать полную статью  ❯

15 страниц

Эссе

Общение — язык

Теория Критическое обсуждение

Слова: 4698

Длина: 15 страниц

Тип: Эссе

Подход «Английский для академических целей» также ориентируется на читателя не как на конкретную личность, а как на представителя дискурсивного сообщества, например, конкретной дисциплины или…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Эссе

Транспорт

Теория и управление развитием организации

Слова: 635

Объем: 2 страницы

Тип: Эссе

Теория управления развитием организации Теория и управление развитием организации Я работаю в компании среднего размера, которая обслуживает более 500 клиентов. Компания была основана…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Эссе

Психология

Теории психологии в психологии Личность может быть

Слова: 1438

Длина: 5 страниц

Тип: Эссе

Теории психологии В психологии личность может быть описана как «модели поведения, мыслей и эмоций, уникальные для человека, и способы их взаимодействия, чтобы помочь или…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Эссе

Обучение

Изучение различных теорий обучения

Количество слов: 962

Длина: 3 страницы

Тип: эссе

Доминирующие теории обучения Превосходство в области педагогики зависит от понимания основных теорий и моделей обучения, а также способности использовать их при необходимости.…

Прочитать полную статью  ❯

6 страниц

Курсовая работа

Коммуникация – журналистика

Теория коммуникации

Words: 2156

Объем: 6 страниц

Тип: Курсовая работа

Теория уравнений среды и ее приложения. Автор этой статьи использует фильм «Шоу Трумана», чтобы помочь читателю понять, что такое уравнение медиа…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Обзор статей

Здравоохранение

Критика теории достижения цели Имоджен Кинг0002 Тип: Обзор статьи

Теория достижения Имоджен Кинг Теория достижения короля Суть теории Имоджен Кинг о достижении целей заключается в слабосвязанном партнерстве между медсестрой и пациентом, которое позволяет общаться…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Курсовая работа

Психология

Как психологи пересмотрели теорию подавления Фрейда0003

Теория подавления Фрейда Фрейд широко известен как отец психоанализа и идеи психологического подавления воспоминаний и побуждений, хотя он не был ни…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Эссе

Карьера

Мотивационные теории Мотивация в

Слова: 1004

Длина: 3 страницы

Тип: Эссе

Это более поведенческая и ассоциативная концепция, поскольку считается, что люди работают для достижения определенной цели за внешнее вознаграждение. Это можно увидеть в каждом…

Прочитать полную статью  ❯

11 страниц

Курсовая работа

Консультирование

Терапевтические теории и подходы

Количество слов: 3343

Объем: 11 страниц

Тип: Курсовая работа

Практический пример Моргана Морган — 16-летний подросток, принадлежащий к разным расам, мать которого — американка японского происхождения, а отец — афроамериканец. Его родители развелись, когда ему было 3 года и…

Прочитать полную статью  ❯

10 стр.

Призрачное письмо

Психология

Недирективная коммуникация Теории коммуникации

Количество слов: 3036

Длина: 10 страниц

Тип: Призрачное письмо

Роджерианская модель Это теория коммуникации, представленная психологом Карлом Роджерсом (Lee 2011). Он основан на доверии и подчеркивает общие цели. Эта теория предполагает, что…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Диссертация

Психология

Теории Зигмунда Фрейда

Слова: 570

Объем: 2 страницы

Тип: Тезис

Основные критики теории Фрейда считали, что ее трудно проверить и слишком много внимания уделяется биологии. Гуманистическая теория — была разработана Карлом Роджерсом и…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Курсовая работа

Здоровье – Сестринское дело

Теории, используемые в настоящее время в полевых условиях

Words: 1786

Длина: 5 страниц

Тип: Курсовая работа

Теории, используемые в настоящее время в области сестринского дела. Хотя каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, все они полезны в определенных условиях ухода и могут помочь…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Эссе

Литература

Гуманистическая традиция и семь 1995

Слова: 2380

Длина: 8 страниц

Тип: Эссе

Гуманистическая традиция Уровень преступности в западных странах начался, когда в Европе наблюдались темпы роста, то есть во времена 19-го века.индустриальная эпоха века. Во время…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Исследовательская работа

Психология

Теории консультирования

Количество слов: 2191

Объем: 8 страниц

Тип: Исследовательская статья

Теория консультирования Экзистенциальная терапия, личностно-центрированная терапия и гештальт-терапия подпадают под рубрику гуманистической психологии. Они разделяют значительное количество теории, философии и практики. Но каждый…

Прочитать полную статью  ❯

7 страниц

Курсовая работа

Здоровье – Сестринское дело

Watson Theory of Nursing Background

Words: 2441

Длина: 7 страниц

Тип: Курсовая работа

Его помощь и поддержка были как научно обоснованными, так и, что более важно, духовно поддерживающими, чрезвычайно уважительными и отзывчивыми к моим философским убеждениям и убеждениям. моя личная психологическая ориентация и…

Прочитать полную статью  ❯

4 страницы

Эссе

Психология

Теории личности и личности Этика

Количество слов: 1518

Длина: 4 страницы

Тип: Эссе

Причины человеческих действий и поведения обычно ищут в психике человека или в социальной среде. ссылки Юэн Оберт Б. ( 1998) Ан…

Прочитать полную статью  ❯

4 страницы

Исследовательская работа

Семья и брак

Личностные теории личности, анализируемые в данной статье

Количество слов: 1355

Длина: 4 страницы

Тип: Исследовательская работа

Личность Теории личности В статье подробно анализируется процесс развития личности. В нем обсуждается, как различные генетические, экологические, когнитивные, бессознательные и социокультурные факторы влияют на процесс…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Курсовая работа

Обучение

Технология Гуманистические и технологические проблемы в образовании

Количество слов: 459

Объем: 2 страницы

Тип: Курсовая работа

Технология Гуманистические и технологические проблемы образования В образовании сегодня существует множество гуманистических и технологических вопросов, которые необходимо решать, чтобы учащиеся получали лучшее…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Эссе

Чернокожие исследования — Философия

Теории личности Личность против ситуации Личностные ссылки

Words: 1580

Длина: 5 страниц

Тип: Эссе

Теории личности ЛИЧНОСТЬ VS СИТУАЦИЯ Личность относится к уникальному набору относительно постоянных моделей поведения и психических процессов человека и его или ее взаимодействию с окружающей средой…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Курсовая работа

Психология

Персональная теория терапии

Слова: 1766

Объем: 5 страниц

Тип: Курсовая работа

Эти три фундаментальные точки зрения могут иметь много общего, однако каждая из них внесла новые идеи, которые согласуются с ее теоретическими основами. Во многих…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Курсовая работа

Психология

Теория развития личности Роджера

Слова: 803

Объем: 3 страницы

Тип: Курсовая работа

Теория развития личности Карла Роджера В роджерианской терапии терапевт входит в «феноменологический мир» клиента, и, отражая этот мир, терапевт не возражает и не указывает…

Прочитать полную статью  ❯

7 страниц

Курсовая работа

Психология

Теория, ориентированная на клиента John S

Количество слов: 2492

Объем: 7 страниц

Тип: Курсовая работа

Но разве иногда она имела в виду что-то хорошее? Или она всегда так груба с тобой? Анализ: этот пример иллюстрирует длительный процесс на небольшом пространстве, но он…

Прочитать полную статью  ❯

9 страниц

Эссе

Психология

Теория личности Карла Роджерса в сравнении с теорией личности

Слова: 2886

Объем: 9 страниц

Тип: Эссе

Теория личности Карлогерса в сравнении с теорией Эрика Эриксона? За последнее столетие или около того ряд психологических теоретиков предложили новые способы понимания человека…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Курсовая работа

Обучение

Теория обучения Теория обучения взрослых

Words: 607

Длина: 2 страницы

Тип: Курсовая работа

В этом суть самостоятельного обучения Ноулза. Вопрос В последнем предложении главы Стивена Брукфилда «Обучение взрослых: обзор» говорится: «Чтобы понять обучение взрослых, нам нужно…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Исследовательская работа

Здоровье – Сестринское дело

Актуализация теории сестринского дела на практике

Количество слов: 2246

Длина: 8 страниц

Тип: Исследовательская работа

Забота Анализ концепции сестринского дела: забота Забота – центральное понятие в теории ухода. Действительно, уважаемое созвездие медсестер на протяжении всей истории, в том числе Найтингейл, Уотсон, Хендерсон и Беннер, объединились…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Диссертация

Психология

Abnormal Psychology Theories Issues Diagnosis

Words: 2437

Length: 8 Pages

Type: Thesis

DSM явно «стремится быть теоретическим, используя просто референтные термины. возможно профессионалам с разными…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Эссе

Психология

Личностные теории и оценки Хотя

Слова: 596

Длина: 2 страницы

Тип: Эссе

Личные интервью — особенно то, что респондент на самом деле говорит в них — могут быть чрезвычайно полезными для практикующих гуманистов. Они также полагаются на объективные тесты — где…

Прочитать полную статью  ❯

12 страниц

Эссе

Психология

Теории разума и поведения человека

Слова: 4187

Объем: 12 страниц

Тип: Эссе

Разум и поведение человека Дайте определение и обсудите конкретную теорию сознания Сознание лучше всего можно понять в контексте как аспект интерактивного бодрствующего состояния, в котором большинство…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Эссе

Психология

Сравнение теорий

Слова: 1984

Объем: 5 страниц

Тип: Эссе

Теории Трудно обобщить психодинамическую теорию без краткого обсуждения Фрейда. Зигмунд Фрейд — отец психоанализа, отец психодинамической теории и, по сути…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Эссе

Экономика

Критика неоклассической теории Сравнительная экономика

Слова: 1159

Объем: 3 страницы

Тип: Очерк

Экономика: неоклассическая, кейнсианская и марксистская теории Социальные теории пытаются объяснить, как люди взаимодействуют друг с другом и со своим окружением. По этой причине считается, что социальные…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Курсовая работа

Психология

Статья в блоге о различных теориях личности и оценки

Слова: 867

Длина: 2 страницы

Тип: Курсовая работа

Блог по теории личности Теории личности и проведение оценки Согласно теории личности гуманистического психолога, люди в своих усилиях пытаются достичь высших уровней умственного функционирования и…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Эссе

Сестринское дело

Теория сестринского дела Исследования и практика

Количество слов: 1463

Длина: 5 страниц

Тип: Эссе

Теория, исследования и практика сестринского дела Сценарий, в котором теория, исследования и практика взаимодействуют для достижения хороших результатов лечения пациентов. Теория Имоджен Кинг Функциональный статус Отношения медсестра-пациент Использование Imogene King’s…

Прочитать полную статью  ❯

6 страниц

Эссе

Здоровье — Сестринское дело

Заимствованная теория может быть полезна для понимания

Words: 1727

Длина: 6 страниц

Тип: Эссе

заимствованная теория может быть полезна для понимания сестринских проблем и испытаний. В этом эссе будет затронута проблема, указанная в предыдущих материалах, путем применения новой теоретической модели к…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Исследовательская статья

Транспорт

Создание хорошего рабочего места с использованием соответствующих теорий в менеджменте

Количество слов: 672

Длина: 2 страницы

Тип: Исследовательская работа

Теория организации Все руководители стремятся создать благоприятную рабочую среду, в которой сотрудникам будет комфортно выполнять поставленные задачи. Это возможно с…

Прочитать полную статью  ❯

2 страницы

Эссе

Консультирование

Понимание различных теорий консультирования

Words: 484

Длина: 2 страницы

Тип: Эссе

аспиранты программ консультирования для изучения теорий? Аспиранты программ консультирования должны изучать теории консультирования из-за их значимости в профессии. Это важно для…

Прочитать полную статью  ❯

7 страниц

Психология

Мультикультурные теории психотерапии

Количество слов: 2788

Длина: 7 страниц

Тип:

Мультикультурные теории психологии Мультикультурные теории психотерапии На диагностику, лечение и уход за пациентом и его состоянием в значительной степени влияют культурные соображения. Эти действующие лица определяют убеждения и ценности…

Прочитать полную статью  ❯

10 страниц

Курсовая работа

Чернокожие исследования — философия

Риторическая теория Аристотеля, когда Сократ

Слова: 4276

Объем: 10 страниц

Тип: Курсовая работа

Безусловно, риторика поддается открытию истины, поскольку истина (предполагает Аристотель) всегда имеет более интуитивный и интеллектуальный смысл по сравнению с ложью, и поэтому столь же талантливые риторы будут…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

A2 Курсовая работа

Преподавание

Образовательные теории для педагогов

Количество слов: 1054

Объем: 3 страницы

Тип: A2 Курсовая работа

Преподавание философии, стиль преподавания Я преподаю таким образом, чтобы студенты могли получить инструменты и опыт, которые помогут им успешно внести свой вклад в современный мир. В том…

Прочитать полную статью  ❯

5 страниц

Курсовая работа

Психология

Психодинамическая психотерапия не проходит легко

Слова: 1496

Объем: 5 страниц

Тип: Курсовая работа

Психодинамическая и гуманистическая теория Психодинамическая и гуманистическая теория Основополагающее исследование различий в личностных чертах терапевтов, практикующих с разными теоретическими ориентациями, — интересное место для начала…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Курсовая работа

Психология

Человек Одинокая мать, потерявшая опеку над

Слова: 1089

Длина: 3 страницы

Тип: Курсовая работа

Человек: Одинокая мать, потерявшая опеку над своими детьми, занимается сексом с несколькими партнерами-мужчинами, после чего просит деньги, и отрицает, что она проститутка, потому что она не берет…

Прочитать полную статью  ❯

15 страниц

Эссе

Здоровье — Сестринское дело

Клиническое образование Есть много аспектов

Слова: 4480

Длина: 15 страниц

Тип: Эссе

Клиническое образование Есть много аспектов профессии медсестры, но прежде чем человек станет медсестрой, он или она должны сосредоточиться на клиническом образовании, которое необходимо…

Прочитать полную статью  ❯

8 страниц

Эссе

Здоровье — Сестринское дело

Сестринское дело Профессия медсестры

Words: 2643

Длина: 8 страниц

Тип: Эссе

Таким образом, медсестра должна в первую очередь осознавать себя как личность в мире с определенными реакциями на этот мир. Когда пациент поступает в больницу, такой…

Прочитать полную статью  ❯

10 страниц

Курсовая работа

Психология

Есть три места, где

Слова: 2658

Длина: 10 страниц

Тип: Курсовая работа

Поскольку оба человека стремились стать лучше обстоятельств, возникает вопрос, почему мужчина победить? «Лидеры-мужчины получили более низкие рейтинги эффективности, когда…

Прочитать полную статью  ❯

10 страниц

Исследовательская работа

Психология

От постмодерна к современной психологии

Количество слов: 3161

Объем: 10 страниц

Тип: Исследовательская работа

Разнообразие и психология В 2003 г. было подчеркнуто два основных события, которые повлияли на область психологии и взгляды профессионалов на мультикультурную компетентность. Американские психологические ассоциации, 2002…

Прочитать полную статью  ❯

3 страницы

Эссе

Психология

Личность и индивидуальные различия

Количество слов: 855

Объем: 3 страницы

Тип: Эссе

Личностные и индивидуальные различия Макс — человек, который давно интересуется актерским мастерством. Этот интерес появился у него, когда он принял участие в школьном спектакле в возрасте…

Прочитать полную статью  ❯

15 страниц

Исследовательская статья

Искусство (общие)

Елизаветинское Возрождение

Количество слов: 4876

Объем: 15 страниц

Тип: Исследовательская работа

Искусство эпохи Возрождения Анализ любви в ренессансном искусстве Сиднея, Шекспира, Хиллиарда и Гольбейна Если цель искусства, как утверждает Аристотель в «Поэтике», состоит в том, чтобы…

Прочитать полную статью  ❯

13 страниц

Курсовая работа

Обучение

Изучение педагогической психологии Множественный выбор

Words: 3789

Длина: 13 страниц

Тип: Курсовая работа

Поведение, возникающее в результате травмы или болезни. Поведение, возникающее в результате опыта. Поведение, возникающее в результате болезни или лекарств.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts