Гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла
Главная > Справочник по образованию > Энциклопедия де-факто > Науки о человеке > Психология > История психологии > Эволюция психологических школ и направлений > Гуманистическая психология, логотерапия В.Франкла
Направлением, решительно отвергнувшим
бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и
своеобразия психической организации человека, стала гуманистическая психология. Гуманизм (от лат. «гуманис» — человеческий),
и виде общей ориентации на отношение к человеку, его правам и свободе
как высшей ценности, присущ многим философско-психологическим течениям
и теориям. Смысл же гуманистической концепции к психологии и ее
название могут быть поняты только в конкретном историко-исихологическом
контексте.
Гуманистическая концепция возникла и
середине столетия, когда общий облик американской психологии (и русле
которой и приобрело авторитет указанное движение) определялся
всевластием двух направлений, или «двух сил»,-различных вариантов бихевиоризма и психоанализа.
В центре исследовательских интересов психологов-гyманистов стояли проблемы переживания человеком (его конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истннной природе. При этом предполагалось (под влиянием философии экзистенциализма), что эта истинная природа открывается в так называемой пограничной ситуации, когда человек оказывается на границе бытия и небытия. Именно в этих условиях он освобождается от сковывающих его условностей и постигает свою экзистенцию.
Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени и будущее. Свобода выбора и открытость будущему-таковы признаки, на которые должны ориентироваться концепции личности. Только в этом случае человек сможет избавиться от чувства «заброшенности в мире» и обрести смысл своего бытия.
Развитие «третьей силы» имело социальную подоплеку. Оно выражало протест против деформации человека в современной западной культуре, лишающей его собственной «личностности», навязывающей представление о регулируемом -либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины» - поведении. Применительно к практике психотерапии было сформулировано новое кредо — в пациенте следует видеть личность, способную самостоятельно вырабатывать ценностные ориентации и реализовывать самостоятельно сконструированный жизненный план.
Главная установка психотерапии, согласно точке зрения одного из лидеров гуманистической психологии, американского психолога К. Роджерса (1902-1990), должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем самом как уникальной персоне. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) - так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом,
Для этого нужна «теплая эмоциональная атмосфера», в которой индивид (впоследствии Роджерс перенес акцент на группу индивидов, т. с. на групповую психотерапию) реинтегрирует свою творческую личность как целое, и тогда избавляется от тревоги, психологических стрессов и пр. Главная задача-эго не решение отдельной проблемы, которой озабочен пациент (клиент), а преобразование его личности, блогодаря чему он перестраивает свои феноменальный мир и систему потребностей, и прежде всего — потребность в самоактуализации.
Интересные концепции, разработанные в русле гуманистической психологии, связаны с именами А. Маслоу и В. Франкла. Первый из них разработал целостно-динамичсскую теорию мотивации. В своей книге «Мотивация и личность» (1954) Маслоу утверждает, что в каждом человеке заложена в виде ocoбого инстинкта потребность и самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.
В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но и особом, отличном от американского, варианте, близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. «логос»-смысл). В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек обладает свободен по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу-таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения. При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать «равновесия» со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой индивид может справиться только благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода-это способность изменить смысл ситуации «даже тогда, когда дальше идти некуда».
В отличие от других адептов гуманистической психологии, Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими установку на самовыражение личностью аутентичных ее внутренней природе мотиваций (независимо от других людей, либо в интенсивном общении с ними) Франкл считал недостаточной для ответа на вопрос «зачем жить?». Быть человеком — значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу). Это означает не самоактуализацию, а
Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее называют третьей-после Фрейда и Адлера — венской школой психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. и.), возникающих при столкновении с психологически трудной (или даже ощущаемой как непреодолимая) преградой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние «экзистенциального вакуума», проявляющееся в виде чувства тоски, апатии, опустошенности.
Различные ветви гуманистической психологии развивались в попытках преодолеть ограниченное и, теорий, оставивших без внимания своеобразие психического строя человека как целостной личности, способной к самосозиданию, к реализации своего уникального потенциала.
Другие записи
10.06.2016. Когнитивная психология
В середине XX иска появились особые машины — компьютеры. По всей предшествующей истории человечества машины являлись устройствами, которые перерабатывают либо материал (вещество), либо энергию. Компьютеры…
Анализ путей развития основных психологических школ говорит об общей тенденции — обогащении категориальной основы каждой из них теоретическими ориентациями других школ. Формула бихевиоризма была четкой…
10.06.2016. Неофрейдизм
Новым направлением, представители которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации, стал неофрейдизм. При этом решающая роль…
44.Гуманистическая психология. Логотерапия в.Франкла. Взаимовлияние психотерапии и психологической практики
Гуманистическая психология — термин, введенный А. Маслоу (1954): «третья сила», движение, возникшее как реакция на детерминистскую технократическую экспансию психоанализа с одной стороны и на бихевиоризм, с другой. —Это направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Основные положения «Г. п.»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. «Г. п.» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Г. п.», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).
ЛОГОТЕРАПИЯ— одно из направлений психотерапии — психотерапевтическая стратегия, основанная на предположении, что развитие личности обусловлено стремлением к поиску и реализации смысла жизненного. Если у человека нет смысла жизни или он недостижим, то возникает фрустрация экзистенциальная, проявляемая в неврозах. Ориентирована на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни, осуществление коих дает лечебный эффект. Концептуальная база логотерапии складывается из трех сопряженных учений экзистенциального типа:
1) о стремлении к смыслу, воле к смыслу;
2) о смысле жизни;
3) о свободе воли.
Согласно Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для человека, и именно то обстоятельство, что человек не стремится обрести его и не видит ведущих к тому путей, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности и никчемности жизни. В рамках логотерапии ставится задача помочь человеку в обретении смысла его жизни, который нельзя просто заимствовать у других. Основной в практике логотерапии — метод диалога сократического, применяемый при терапии специфических неврозов ноогенных. В нем происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, где может быть найден индивидуальный смысл жизни: это — творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кои невозможно повлиять. Одна из основных областей, где индивид может получить поддержку в поисках смысла, — это религиозная ве
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ.existential psychology) — направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы,стресс итревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальнаяпсихотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностнуюрефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достиженияпсихоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй,В. Франкл, Дж. Бугенталь.
Онтопсихология— это научное направление с отчетливойантропоцентрической ориентацией: человек, его подлинное бытие является основным предметом онтопсихологии. Практической целью онтопсихологии является соответствие человека своей внутренней сущности, его аутентичность своему бытию, своей природе. Подобно всем психологическим школам, возникшим на основе клинического опыта, онтопсихологии как таковой предшествовала успешная методика лечения неврозов, психозов и психосоматических расстройств. Теоретические обобщения данной практики позволили А. Менегетти, сформулировать оригинальнуюконцепцию психологической структуры человека.
Цели и задачи онтопсихологического исследования – способствовать развитию творческого потенциала человека, его лидерского начала, активной жизненной позиции.
Как и другие психологические школы, онтопсихология рождается на основе клинического опыта. Обобщая психотерапевтическую практику Менегетти формулирует оригинальную концепцию психологической структуры человека, состоящую из следующих основных инстанций и процессов:
Онто Ин-се (от лат. in se― «в себе») ― сущность в себе, внутреннее позитивное ядро человека, его подлинное бытие, трансцендентное плану существования;
естественные или неискаженные эманации (проявления) жизни или проекции Ин-се.
монитор отклонения — психологический механизм, связанный с действиями социальных стереотипови штампов, вмешивающихся в жизнь, бытие и искажающих аутентичные эманации Ин-се.
искаженные проявления жизни, организованные в виде психологических комплексов;
сознательно-логическое Я — последняя психологическая инстанция человека, именно она является единственно осознаной частью нашей психики, склонной при этом отождествлять себя со всей психикой человека.[30].
С позиций онтопсихологии человек является в большей степени продуктом собственного бессознательного, включающего большинство его психических структур. И поэтому цель онтопсихологической терапии помочь человеку в том, чтобы его сознание, его Я, стало адекватно его внутренней природе, или Ин-се.
Теория смысла Виктора Франкла
Когда солнце спускается за далекие горы, оно создает красивое сочетание оранжевого, персикового и розового цветов.
Когда мы греемся в лучах заката и размышляем о творении или наслаждаемся объятиями любимого человека, это придает смысл.
Взаимодействуя с нашим сообществом, участвуя в творческих начинаниях и поддерживая дело большее, чем мы сами, мы познаем ценность жизни.
Что же тогда придает смысл жизни? Что делает эти трудные моменты, темные ночи и бесконечную борьбу достойной борьбы?
Поиск ответа на вопрос «в чем смысл жизни?» существует с начала времен. Поиск смысла жизни можно рассматривать как основную мотивацию каждого человека, и концепция логотерапии основана на этом утверждении.
В следующей статье мы глубоко погрузимся в создание логотерапии, исследований, техник и рабочих листов.
Перед тем, как вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Логотерапия: определение
- Кем был Виктор Франкл?
- Теория Виктора Франкла
- Исследования и эмпирические результаты
- 3 техники логотерапии
- 4 Задания и рабочие листы
- 6 известных цитат о жизни и их значении
- 5 книг по теме
- Наш мастер-класс по смыслу и ценности жизни
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Логотерапия: определение
Логотерапию часто называют « третьей венской школой психотерапии », и она возникла в 1930-х годах как ответ как на психоанализ Фрейда, так и на акцент Адлера на власти в обществе. Это больше, чем просто «терапия». Это философия для духовно потерянных и образование для тех, кто сбит с толку. Он предлагает поддержку перед лицом страданий и исцеление больных (Guttmann, 2008).
Логотерапия исследует физические, психологические и духовные (ноологические) аспекты человеческого существа, и это можно увидеть через выражение функционирования человека. Его часто считают гуманистически-экзистенциальной школой мысли, но его также можно использовать в сочетании с современными методами терапии (McMullin, 2000).
В отличие от фрейдовской « воли к удовольствию » и Адлеровской « воли к власти », логотерапия основана на идее, что нами движет « воля к смыслу » или внутреннее желание найти цель и смысл жизни (Amelis & Dattilio, 2013).
Как люди, мы часто реагируем на ситуации в первых двух измерениях функционирования (физическом/психологическом) условными и автоматическими реакциями. Примеры таких реакций включают отрицательный разговор с самим собой, иррациональные действия, вспышки и отрицательные эмоции.
Животные также реагируют в первых двух измерениях. Это третье измерение функционирования, которое отделяет людей от других видов. В этом уникальная красота логотерапии.
В то время как люди могут выживать так же, как и животные, живущие в первых двух измерениях (удовлетворение физических потребностей и мышление), логотерапия предлагает более глубокую связь с душой и возможность исследовать то, что делает нас уникальными людьми.
Духовное измерение — это измерение смысла. Основные принципы логотерапии заключаются в том, что
- человеческая жизнь имеет смысл,
- человек жаждут испытать собственное ощущение смысла жизни, а
- человек способны ощущать смысл при любых обстоятельствах (Шуленберг, 2003).
Кем был Виктор Франкл?
Виктор Э. Франкл был профессором неврологии и психиатрии в Медицинской школе Венского университета.
Австрийский психиатр и невролог родился 26 марта 1905 года и наиболее известен своими психологическими мемуарами Man’s Search for Meaning (2006) и как отец логотерапии.
Он опубликовал 40 книг, переведенных на 50 языков, демонстрируя, что любовь, свобода, смысл и ответственность не зависят от расы, культуры, религии и континентов.
Его самые известные мемуары начинаются с описания личного опыта пребывания в ужасных концентрационных лагерях Освенцим. Три года, проведенные им в концентрационных лагерях, стали для него больше, чем просто историей выживания. Франкл воплощает современное определение устойчивости.
Он размышляет о поисках смысла, трансцендентной силе любви, поиске юмора и мужестве перед лицом трудностей. В самых худших обстоятельствах, которые только можно вообразить, Франкл придерживался убеждения, что наиболее важной свободой является способность человека выбирать свое отношение.
Теория Виктора Франкла
Франкл рассматривал логотерапию как способ улучшить существующие методы лечения, подчеркнув «смысловое измерение» или духовное измерение человека. Три философско-психологических понятия составляют логотерапию Франкла: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. ).
Свобода воли утверждает, что люди свободны в принятии решений и могут относиться как к внутренним, так и к внешним условиям. Свобода в этом контексте определяется как пространство для формирования собственной жизни в рамках определенных возможностей. Это дает клиенту возможность автономии перед лицом соматического или психологического заболевания. По сути, мы свободны выбирать наши ответы независимо от наших обстоятельств.
Воля к смыслу утверждает, что люди свободны в достижении целей и задач в жизни. Разочарование, агрессия, зависимость, депрессия и суицидальные наклонности возникают, когда люди не могут реализовать свою «волю к смыслу». Нашим основным мотивом, как людей, является поиск смысла или цели в нашей жизни. Мы способны превзойти удовольствие и поддержать боль по значимой причине.
Смысл жизни основан на идее, что смысл — это объективная реальность, а не просто иллюзия или личное восприятие. У людей есть как свобода, так и ответственность проявить себя с лучшей стороны, осознавая значение момента в каждой ситуации.
Можем ли мы найти смысл при любых обстоятельствах, даже в неизбежных страданиях? Мы можем найти смысл жизни с помощью творческих подсказок, эмпирических ценностей и ценностей отношения (Lewis, 2011).
Виктор Франкл: Логотерапия и поиск человеком смысла
Исследования и эмпирические результаты
Логотерапия имеет важное применение во всех измерениях человека (трехмерная онтология). С психологической точки зрения логотерапия использует особые техники парадоксального намерения и дерефлексии для решения проблем тревоги, компульсивных расстройств, навязчивых идей и фобий. Они будут обсуждаться более подробно в следующем разделе.
С физиологической точки зрения логотерапия представляет собой эффективный способ справиться со страданием, физической болью или потерей. В духовном плане логотерапия демонстрирует, что жизнь имеет смысл или цель, когда люди страдают от «экзистенциального вакуума», который мы переживаем как скуку, апатию, пустоту и депрессию (Frankl, 2006).
1. Посттравматическое стрессовое расстройство и острый стресс
Одним из самых эффективных свойств логотерапии является ее способность расширять возможности людей, позволяя им избавиться от своих симптомов и повышая их способность действовать активно.
Поскольку логотерапия была основана на предположении о страдании, это естественная терапия для лечения травматических переживаний. Логотерапия полезна для людей с острым стрессовым расстройством или посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
В многочисленных тематических исследованиях клиентов с посттравматическим стрессовым расстройством, связанным с боевыми действиями, логотерапевтические упражнения, которые подчеркивают конструкцию значения, приводили к значительному уменьшению симптомов стресса, тревоги и депрессии (Schiraldi, 2000). Исследования эффективности логотерапии для лечения посттравматического стрессового расстройства в основном проводились посредством качественных исследований и тематических исследований.
2. Лечение алкоголизма и наркомании
Существуют очевидные параллели между духовными элементами Анонимных Алкоголиков и концепциями раскрытия личного смысла, встречающимися в логотерапии.
Frankl (2006) обсудил «массовую невротическую триаду» агрессии, депрессии и зависимости, которая возникает, когда люди испытывают экзистенциальный вакуум. Этот вакуум приводит к нарушениям социальных норм, симптомам стресса и зависимости.
Лечение этого экзистенциального вакуума, конечно же, заключается в том, чтобы направить клиента к открытию свободы выбора, воли к поиску смысла и ответственности за целеустремленную жизнь (Хатцелл, 19 лет).90).
Логотерапия эффективно снижает тягу к употреблению алкоголя и участие в нем у алкоголиков. Кроме того, группы логотерапии успешно улучшили смысл жизни и психическое здоровье жен алкоголиков (Cho, 2008).
Франкл утверждал бы, что когда люди могут воспользоваться своей свободой, ответственностью и жизненной целью, у них больше нет потребности или желания принимать вещества, изменяющие сознание, такие как алкоголь или наркотики.
3. Тревога и депрессия
Логотерапия успешно используется для лечения депрессии и беспокойства. В одном исследовании особое внимание уделялось депрессии и стрессу у больных раком шейки матки (Soetrisno & Moewardi, 2017).
Исследователи измерили уровни кортизола (гормона стресса) и баллы по шкале депрессии Бека (BDI) среди двух групп по 15 пациентов. Одна группа получала лечение логотерапией в общей сложности шесть недель (45-минутные сеансы один раз в неделю), а контрольная группа получала стандартное лечение рака.
Через шесть недель наблюдалось значительное снижение показателей BDI и уровней кортизола в группе лечения, в то время как в контрольной группе изменений не было (Soetrisno & Moewardi, 2017). Вполне логично, что улучшение смысла жизни больных раком снизило уровень стресса и депрессии.
Логотерапия также успешно снизила измеримый уровень страданий и повысила смысл жизни в группе подростков, больных раком, по сравнению с контрольной группой (Kang et al., 2009).).
Точно так же двухчасовые сеансы логотерапии в группе из 22 больных раком молочной железы значительно снизили баллы BDI (Hagighi, Khodaei, and Sharifzadeh, 2012). Это исследование показало, что логотерапия может быть полезным лечением для людей, борющихся с раком или другими серьезными заболеваниями.
4. Групповая логотерапия
Также проводятся значительные исследования в поддержку использования логотерапии в групповых условиях. Инструктирование как отдельных лиц, так и групп по вопросам ответственности, свободы и ценностей может помочь уменьшить страдания и повысить различные показатели психологического благополучия.
При сравнении эффективности гештальт- и логотерапии в группе разведенных женщин логотерапия обеспечила более существенное снижение депрессии, тревоги и агрессии (Yousefi, 2006).
Групповая логотерапия также привела к повышению психологического благополучия, позитивных отношений, автономии, личностному росту и мастерству у матерей детей с ограниченными интеллектуальными возможностями (Faramarzi & Bavali, 2017).
3 Техники логотерапии
Усилия Франкла по гуманизации психотерапии включали практические техники для использования с клиентами с депрессией, страданиями, хроническими болями/состояниями здоровья, тревогой, фобиями, навязчивыми идеями и значительными изменениями в жизни.
Есть сходство между терапевтическими методами логотерапии и когнитивно-поведенческой терапией (КПТ) и терапией принятия и приверженности (ACT).
1. Дерефлексия
Первая техника – это дерефлексия, которая направлена на то, чтобы помочь клиентам переключить внимание с проблем и жалоб на что-то положительное. Он основан на концепции самодистанцирования и самопревосхождения.
На практике это включает в себя задавание таких вопросов, как « Какой была бы ваша жизнь без проблемы Х? »; “ Если бы в твоей жизни все шло идеально, как бы это выглядело? »; и « Есть ли что-то в вашей жизни, за что вы бы умерли? »
2.
Парадоксальное намерениеПарадоксальное намерение — эффективная техника для использования при фобиях, страхе и тревоге.
В основе этой техники лежит то, что юмор и насмешки могут быть полезны, когда страх парализует. Страх исчезает, когда действие/намерение фокусируется на том, чего боятся больше всего. Например, если человек борется со страхом быть отвергнутым, он намеренно ставит себя в положение, в котором его отвергнут или скажут «нет».
Подходящая иллюстрация — книга «Гарри Поттер и узник Азкабана » (Роулинг, 1999), где юным ученикам пришлось столкнуться со своими худшими страхами. Чтобы победить свой страх, им приходилось превращать ужасающую мысль в нечто смехотворное, например, в большого паука на роликовых коньках, тем самым высмеивая и преодолевая парализующий страх.
3. Сократический диалог
Сократический диалог — это инструмент логотерапии, который проводит клиента через процесс самопознания своими словами.
Отличается от сократовского опроса, который часто используется в когнитивно-поведенческой терапии. Сократовский опрос разрушает тревожные или негативные мысли, а сократический диалог используется для поиска смысла в разговоре. Это позволяет клиенту понять, что у него уже есть ответы на свои цели, смысл и свободу.
4 Упражнения и рабочие листы
Наш Инструментарий по позитивной психологии© содержит более 400 инструментов, упражнений и опросников для помощи терапевтам, коучам и преподавателям, и это лишь некоторые из них. Некоторые из этих рабочих листов описаны ниже.
1. Ценная жизнь в трудные времена
Идеально подходящий для логотерапии Франкла рабочий лист «Ценная жизнь в трудные времена » заставляет клиентов задуматься о сложных обстоятельствах и восстановить связь с личными ценностями. Благодаря этому процессу клиенты могут найти смысл в своих страданиях и стать более устойчивыми и терпимыми к стрессу.
2. Групповое занятие «Пассажиры в автобусе»
Метафора «пассажиры в автобусе», проверенная эмпирическим путем, эффективно использовалась в программах АСТ. Пассажиры в автобусе Групповое занятие использует ролевую игру и разбор полетов, чтобы помочь клиентам научиться реагировать на стрессовые ситуации в соответствии со своими ценностями, а не избегать болезненных ситуаций или действовать в соответствии со своими эмоциями.
3. Татуировка ценности
В то время как логотерапия использует диалог Сократа, чтобы найти смысл, рабочий лист Татуировка ценности полезен для клиентов, которые могут найти вопросы трудными или противоречащими. Вместо того, чтобы спрашивать: « Что самое главное в жизни? ” клиенту предлагается проявить творческий подход и представить себе татуировку, которая будет для него значимой.
4. Рабочий лист «Найди свое предназначение»
В этом рабочем листе «Найди свое предназначение» содержится ряд основных вопросов, предназначенных для выявления даров, талантов, навыков и способностей, которые в конечном итоге могут отражать поиск цели в жизни. Найдя свое предназначение и используя свои сильные стороны в позитивном ключе, вы можете оказать длительное влияние на мир вокруг вас и в конечном итоге обрести смысл жизни.
6 Известные цитаты о жизни и ее смысле
Хотя поиск смысла жизни кажется главной задачей логотерапии, Франкл утверждал, что вместо того, чтобы задавать этот вопрос, человек должен понимать, что именно он задается вопросом.
Он заявил: « На самом деле важно не то, что мы ожидали от жизни, а то, что жизнь ожидала от нас » (Франкл, 1986).
Другие известные цитаты из книги Франкла « Человек в поисках смысла » (2006) включают:
Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы должны изменить себя.
Страдание – неотъемлемая часть жизни, как судьба и смерть. Без страданий и смерти человеческая жизнь не может быть полной.
За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; это должно произойти, и это происходит только как непреднамеренный побочный эффект личной преданности делу большему, чем он сам, или как побочный продукт подчинения человека другому человеку, кроме него самого.
Связанные известные цитаты включают:
Тот, у кого есть зачем жить, может вынести почти любое как.
Ницше
5 Книги по теме
- Человек в поисках смысла 06) — лучшее место, с которого можно начать краткую предысторию Виктора Франкла и отличное введение в логотерапию. (Амазонка)
- Воля к смыслу (Frankl, 2014) немного глубже погружается в применение логотерапии (Amazon)
- Книга Франкла « Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии » (1986) — первая книга, опубликованная после его освобождения из нацистских концентрационных лагерей. Он обсуждает, что основным человеческим влечением является не секс (точка зрения Фрейда) или потребность в одобрении (точка зрения Адлера), а стремление к осмысленной жизни. (Амазонка)
- В книге «Логотерапия Виктора Франкла » автор Энн Грабер (2019) фокусируется на практическом применении логотерапии и эффективности использования духовного измерения в экзистенциальной терапии для поиска исцеления. (Амазонка)
- Джозеф Фабри собирает работу по логотерапии в тексте Finding Meaning in Life: Logotherapy (1995) , , который может конкретно помочь клиентам с проблемами, связанными с наркотиками, алкоголем или приспособлением к жизни. (Амазонка)
Чтобы узнать больше, посетите наш пост со списком 7 лучших книг, которые помогут вам найти смысл жизни.
Мастер-класс «Наш смысл и ценная жизнь»
Очевидные параллели между позитивной психологией и логотерапией Виктора Франкла бесконечны.
Хотя есть и заметные различия, нельзя отрицать, что поиск ценности и смысла в этом жизненном путешествии приводит к целому ряду положительных результатов.
Мастер-класс «Смысл и ценность жизни» дает прекрасную основу для позитивной психологии. Он основан на метафоре парусника, подчеркивая типы и парадокс значения. Внедряя практические упражнения для поиска смысла и ценностей, профессионалы могут сразу же применять методы для решения широкого круга вопросов.
Одна из лучших особенностей позитивной психологии и практичности этого мастер-класса заключается в том, что он может улучшить жизнь и благополучие тех, кто борется, тех, кто страдает, и тех, кто стремится к процветанию.
Сообщение на вынос
Возможно, вопрос: « в чем смысл жизни? » — это не правильный вопрос для нас.
Задать этот вопрос — значит обратиться к симптому, а не к реальной проблеме.
Если бы мы работали над поиском источников смысла в нашей жизни, используя как хороший, так и плохой опыт, мы могли бы избавиться от экзистенциальных проблем и повысить нашу устойчивость и благополучие.
Как только мы найдем эти потенциальные источники смысла и сопоставим их с нашими личными ценностями и сильными сторонами, это в конечном итоге приведет к самому глубокому чувству радости и смысла.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».
- Амелис, М. , и Даттилио, Ф. М. (2013). Усиление когнитивно-поведенческой терапии с помощью логотерапии: методы клинической практики. Психотерапия , 50 (3), 387–391.
- Баттяни, А. (2019). Что такое логотерапия/экзистенциальный анализ? Логотерапия и экзистенциальный анализ. Институт Виктора Франкла . Получено с https://www.viktorfrankl.org/logotherapy.html
- Чо, С. (2008). Влияние лого-автобиографической программы на смысл жизни и психическое здоровье жен алкоголиков. Journal of Asian Nursing Research , 2 (2), 129–139.
- Фабри, Дж. Б. (1995). Обретение смысла жизни: Логотерапия . Джейсон Аронсон.
- Фарамарци, С., и Бавали, Ф. (2017). Эффективность групповой логотерапии для улучшения психологического самочувствия матерей с умственно отсталыми детьми. Международный журнал нарушений развития , 63 (1), 45–51.
- Франкл, В. Е. (1986). Врач и душа. Случайный дом пингвинов.
- Франкл, В. Е. (2006). Человек в поисках смысла. Маяк Пресс.
- Франкл, В. Е. (2014). Воля к смыслу: основы и применение логотерапии (расширенная ред.). шлейф.
- Грабер, А. В. (2019). Логотерапия Виктора Франкла: метод выбора в экуменической пастырской психологии (2-е изд.). Wyndham Hall Press.
- Гуттманн, Д. (2008). Обретение смысла жизни в среднем возрасте и старше: мудрость и дух логотерапии. Praege Inc.
- Хагиги, Ф., Ходаи, С., и Шарифзаде, Г. Р. (2012). Влияние группового консультирования по логотерапии на депрессию у больных раком молочной железы. Modern Care Journal , 9 (3), 165–172.
- Hutzell, RR (1990). Введение в логотерапию. В PA Keller & SR Heyman (Eds.) Innovations in Clinical Practice: Справочник. Обмен профессиональными ресурсами.
- Канг, К.А., Им, Дж.И., Ким, Х.С., Ким, С.Дж., Сонг, М.К., и Сонгён, С. (2009). Влияние логотерапии на страдания, поиск смысла и духовное благополучие подростков с неизлечимой формой рака. Журнал Корейской академии ухода за детьми , 15 (2), 136–144.
- Льюис, Массачусетс (2011). Непокорная сила: обзор логотерапии и экзистенциального анализа Виктора Франкла. Получено 19 июня 2020 г. с сайта www.defiantpower.com.
- Макмаллин, Р. Э. (2000). Новый справочник по методам когнитивной терапии. Нортон Пресс.
- Роулинг, Дж. К. (1999). Гарри Поттер и узник Азкабана. Издательство Блумсбери.
- Шуленберг, SE (2003). Эмпирические исследования и логотерапия. Психологические отчеты , 93 , 307–319.
- Ширальди, Г. Р. (2000). Справочник по посттравматическому стрессовому расстройству: руководство по исцелению, выздоровлению и росту. Дом Лоуэлла.
- Соэтрисно С. и Муварди. (2017). Влияние логотерапии на экспрессию кортизола, HSP70, индекс депрессии Бека (BDI) и шкалу боли у пациентов с распространенным раком шейки матки. Health Care for Women International , 38( 2), 91–99.
- Юсефи, Н. (2006). Сравнение эффективности двух консультационных подходов гештальт-терапии и логотерапии на снижение симптомов депрессии, тревоги и агрессии у женщин, подающих на развод. Межстрановой конгресс семейной патологии , 10 (3), 658–663.
Логотерапия Виктора Франкла: определение, методы и эффективность
- Логотерапия — научно обоснованная школа психотерапии, основанная на вере в то, что поиск смысла даже среди страданий может стать потенциальным решением человеческих страданий.
- Смысл можно найти, создавая работу, любя кого-то или принимая измененное отношение к неизбежным страданиям.
- В логотерапии используются три техники: дерефлексия, парадоксальное намерение и сократовский диалог.
- Логотерапия используется сегодня для различных целей, включая зависимость, боль и чувство вины, тревогу, горе и депрессию.
Содержание
Виктор Франкл
Виктор Франкл родился в 1905 году и вырос, изучая теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера (Британская энциклопедия, 2019 г. ).). Окончив в 1930 году медицинский факультет Венского университета, он стал директором неврологического отделения больницы Ротшильдов.
Однако в 1942 году его жизнь резко изменилась, когда Франкл вместе с семьей был депортирован в нацистский концлагерь. Пытаясь выжить в нацистском лагере, опираясь на свой опыт и наблюдения, он разработал теорию логотерапии, которая утверждала, что через поиск смысла жизни люди могут терпеть и преодолевать страдания.
Логотерапия
Логотерапия буквально означает терапию через смысл. Франкл считал, что людьми движет то, что называется «волей к смыслу», что соответствует желанию искать и создавать смысл жизни.
«Поскольку логотерапия позволяет ему осознать скрытый логос своего существования, это аналитический процесс» (Франкл, 1984, стр. 125).
Виктор Франкл ввел термин логотерапия, основываясь на своей вере в то, что поиск смысла даже среди страданий может представлять собой потенциальное решение человеческих страданий.
Логотерапия признана научно обоснованной школой психотерапии Американской психологической ассоциацией, Американской психиатрической ассоциацией и Американским медицинским обществом (Schulenberg, Hutzell, Nassif, and Rogina, 2008).
Фундаментальные свойства
В основе философии Франкла лежат три основных свойства (Rajeswari, 2015):
1. Каждый человек обладает здоровым ядром.
2. Основное внимание уделяется просвещению человека о его или ее собственных внутренних ресурсах и предоставлению ему или ей инструментов для использования их внутреннего ядра.
3. Хотя жизнь предлагает цель и смысл, она не гарантирует счастья или удовлетворения.
Обретение смысла«Обретение смысла или воли к смыслу является основной мотивацией к жизни… смысл, который человек находит, уникален для каждого человека и может быть реализован только этим одним человеком… Франкл подчеркивал, что истинный смысл жизни каждого человека — это то, что должно быть открыто посредством деятельности в мире через взаимодействие с другими, а не только посредством самоанализа…. . Бросая вызов человеку с потенциальным смыслом для реализации, пробуждается воля к смыслу». (Грабер, 2004, стр. 65)
Логотерапия считает, что люди стремятся найти цель и смысл жизни.
Он предлагает три различных способа, с помощью которых можно найти смысл жизни (Devoe, 2012):
1. Творческая ценность: Создавая работу или выполняя задачу.
2. Опытная ценность: Получение чего-то от мира через признательность и благодарность. Полностью переживая что-то или любя кого-то.
3. Ценность установки: Приняв определенное отношение к неизбежному страданию.
Франкл считал, что жизнь включает в себя страдание и что окончательная свобода человека заключается в его или ее правильном реагировании на данные обстоятельства, включая те, которые породили боль.
Кроме того, Франкл считал, что можно открыть смысл своего существования, найдя свою уникальную роль в жизни. Часто упоминаемым инцидентом, который еще больше проясняет подход Франкла, была встреча пожилого врача общей практики с Франкл (Cuncic, 2019).
Пожилой мужчина боролся с депрессией после потери жены. После того, как Франкл показал ему, как смерть его жены на самом деле спасла ее от потери его, пожилой мужчина увидел, как его собственный опыт уберег его жену от того же.
Новая перспектива наполнила его страдания смыслом и значительно облегчила его депрессию.
Основные предположения1. Тело, разум и духКак и все формы психотерапии, логотерапия обладает набором основных предположений, которые невозможно окончательно доказать (Reitinger, 2015):
Человек состоит из тела (сома), разума (психика) и духа (ноос). Франкл считал, что, хотя у нас есть тело и разум, дух — это то, кто мы есть, наша личность и сущность.
Хотя теория Франкла не была выведена из теологии, его предположение здесь отходит от атеистического материализма и имеет поразительное сходство с некоторыми религиозными взглядами.
2. Жизнь имеет смысл даже в самых тяжелых обстоятельствахЭто предположение представляет собой признание более высокого порядка в мире: порядка, который превосходит простые человеческие законы. Следовательно, даже объективно ужасная ситуация может иметь смысл.
3. Люди обладают волей к смыслу«Если вообще есть смысл в жизни, то должен быть смысл и в страдании. Страдание – неотъемлемая часть жизни, такая же, как судьба и смерть. Без страдания и смерти человеческая жизнь не может быть полной» (Франкл, 1984, с. 88).
Логотерапия предполагает, что у людей есть воля к смыслу, а это означает, что понимание смысла боли может подготовить человека к страданию.
Это предположение олицетворяет значительный отход от стремления к власти и удовольствию. Он утверждает, что открытие смысла является основным мотивом жизни.
4. Свобода поиска смыслаВоля-к-смыслу — это «основное стремление человека найти смысл и цель» (Франкл, 1969, с. 35).
При любых обстоятельствах люди свободны активировать волю к открытию смысла. Благотворное изменение своего отношения к неизбежному страданию может позволить нашей воле найти смысл при любых обстоятельствах.
Это предположение основано на собственном опыте Франкла в нацистских лагерях.
5. Значение моментаV. Реакция человека определяет осмысленность его решения. Прислушиваясь к ценностям общества или следуя своей совести, можно найти смысл в своих решениях.
Это предположение связано со значением момента в практической повседневной жизни, а не с окончательным значением.
6. Люди уникальныВ ответ на различные требования жизни люди попадают в уникальные ситуации. Кроме того, они постоянно ищут смысл.
Логотерапия на практике
Терапевтические цели- Пробудить у клиента чувство ответственности и смысла.
- Чтобы помочь клиенту раскрыть свою истинную сущность и место в мире.
- Чтобы помочь клиенту заниматься тем, что действительно важно в жизни.
- Сделать жизнь лучше для себя и других.
В логотерапии используются три техники: дерефлексия, парадоксальное намерение и сократовский диалог.
- Дерефлексия : Дерефлексия, основанная на самопревосхождении, направлена на перенаправление внимания с себя или собственных целей на других. Этот метод утверждает, что, когда человек поглощен собой и борется с проблемами в своей жизни, он может значительно улучшить свою ситуацию, изменив свое внимание и заботясь об окружающих. Например, если кто-то борется с финансами, логотерапевт может попросить пациента больше сосредоточиться на людях, которых он или она работает, вместо того, чтобы постоянно думать о том, как проблема влияет на него самого.
- Парадоксальное намерение : Парадоксальное намерение используется в первую очередь для преодоления страха путем предвосхищения самого объекта страха. Например, с юмором и насмешкой можно пожелать, чтобы то самое, чего он боится, убрать страх из своего намерения. Эта практика, вероятно, также приведет к уменьшению симптомов.
- Сократический диалог: Сократический диалог использует метод самопознания, чтобы продемонстрировать пациенту, что решение проблемы пациента действительно находится внутри него или нее. Здесь логотерапевт будет использовать слова пациента, внимательно прислушиваясь к образцам, чтобы помочь пациенту обнаружить новые значения в его или ее собственных словах.
В дополнение к трем вышеперечисленным может быть реализована модификация ориентации . Этот метод в первую очередь направлен на изменение отношения к ситуации, а не на изменение поведения.
Пациенту, пережившему утрату, может быть рекомендовано изменить отношение к несчастью, чтобы лучше справиться с ситуацией.
Критическая оценка
Франкл верил в то, что трагедию можно превратить в триумф, а прошлую вину — в прогресс, который изменит жизнь. Основанный в первую очередь на его личном опыте, его подход был направлен на то, чтобы дать людям возможность использовать свои внутренние ресурсы для преодоления невзгод.
Однако сегодня о его эффективности свидетельствуют не только анекдоты. По логотерапии было проведено огромное количество теоретических и эмпирических исследований (Schulenberg, Hutzell, Nassif, and Rogina, 2008).
В 2016 году была проведена систематическая оценка доказательств, связанных с логотерапией, и среди ее результатов были следующие (Thir & Batthyány, 2016):
- Склонность пациентов с расстройствами к более низкому смыслу жизни.
- Взаимосвязь поиска и наличия смысла и удовлетворения в жизни.
- Связь между поиском и наличием смысла и устойчивостью.
- Эффективность логотерапии для депрессивных детей и ранних подростков с онкологическими заболеваниями.
- Корреляция между наличием смысла и суицидальными мыслями у людей, страдающих раком.
- Эффективность логотерапии в снижении профессионального выгорания.
Критики обвиняли Франкла в том, что он использовал время, проведенное в нацистских концентрационных лагерях, для продвижения своего особого направления психотерапии (Reitinger, 2015). Кроме того, некоторые утверждали, что поддержка Франкла исходила только от религиозных лидеров.
Более того, психолог-экзистенциалист Ролло Мэй утверждал, что логотерапия напоминает авторитаризм, потому что терапевт, по-видимому, диктует клиенту решения (Мэй, 1969).
В своей критике Мэй не уточнил, критикует ли он сам подход Франкла как терапевта или аспект, характерный для самой логотерапии. Франкл фактически утверждал, что логотерапия действительно учит пациента быть ответственным.
Кроме того, хотя логотерапия Франкла получила признание многих религиозных общин, она не была полностью отвергнута научным сообществом. Наоборот, как показано выше, логотерапия, иногда в сочетании с другими подходами, практикуется и сегодня.
Наконец, хотя можно согласиться с тем, что Франкл не мог открыть логотерапию без своего опыта в нацистских лагерях, нет никаких свидетельств, позволяющих хотя бы слабо предположить, что Франкл заранее стремился к своим мучительным испытаниям, чтобы ему можно было приписать новый вид логотерапии. психотерапия.
СсылкиКостелло, С. Дж. (2019). Прикладная логотерапия: философская психология Виктора Франкла . Издательство Кембриджских ученых.
Дево, Д. (2012). Логотерапия Виктора Франкла: поиск цели и смысла. Журнал запросов , 4(07).
Булка, Р. П. (1978). Является ли логотерапия авторитарной? (1978). Журнал гуманистической психологии, 18 (4), 45–54.
Логотипы | философия и теология | Британика. (2019). В Британской энциклопедии. https://www.britannica.com/topic/logos
Грабер, А. В. (2004). Логотерапия Виктора Франкла: смыслоцентрированное консультирование . Лима, Огайо: Виндхэм Холл.
Франкл, В. Е. (1984).
Воля к смыслу: основы и применение логотерапии . Всемирный паб. Co
Франкл, В. Е. (1984). Человек ищет смысл .
Май, Р. (1969). Любовь и воля . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton.
Раджешвари. (2015).