Индивидуальная психология альфред адлер: Индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

Содержание

Альфред Адлер: почему цель так важна в жизни человека

АнтистрессОдиночествоПознать себя

Но удивительное дело: влияние самого Адлера оказалось гораздо шире влияния его школы. Об огромном впечатлении, которое произвела на них личность Адлера, и о воздействии его лекций на свое научное мировоззрение вспоминали крупнейшие представители гуманистической и экзистенциальной психологии: Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, не говоря о еще более близких к нему Карен Хорни и Эрихе Фромме.

Школу Адлера прошел Виктор Франкл, и, хотя ему не нравилось, когда его называли учеником, именно он сравнил введение Адлером в психологию идеи цели с революцией Коперника.

Взгляды Адлера всегда отличались реалистичностью и заземленностью

В отличие от Фрейда, работавшего преимущественно с обеспеченным «праздным сословием», клиентура Адлера была из низших слоев: он основал в Вене первую систему медико-педагогических консультаций для бедных.

В 1930-е годы, стараясь уйти от академизма, он создал ясную и оптимистичную работу «Наука жить», в которой достижения научной психологии сочетаются с житейской мудростью и здравым смыслом и которая обращена гораздо больше к обычным людям, чем к собратьям-психологам.

Его даты

  • 7 февраля 1870: родился в пригороде Вены (Австро-Венгрия).

  • 1895: окончил Венский университет с дипломом врача.

  • 1897: женится на эмигрантке из России Раисе Эпштейн, которая стала матерью их четверых детей.

  • 1907: выход первой книги «Исследования органической неполноценности»; приглашен Фрейдом в психоаналитический кружок.

  • 1910-1911: президент Венского психоаналитического общества.

  • 1911: порывает с Фрейдом, основывает собственную школу.

  • 1926: начало регулярных поездок в США с лекциями.

  • 1934: окончательно эмигрирует в США.

  • 28 мая 1937: скончался в Абердине (Шотландия) во время лекционного турне.

Пять ключей к пониманию:

1. Человек целостен и неделим

Название учения Альфреда Адлера «индивидуальная психология» происходит от латинского слова individuum — «неделимый». В отличие от Зигмунда Фрейда, представлявшего человека расколотым на несколько конфликтующих инстанций, Адлер утверждал, что между сознанием и бессознательным есть различия, но нет жесткой непреодолимой границы и, главное, нет конфликта. Они работают на достижение одних и тех же целей и помогают друг другу.

2. Стремление к цели

Именно Адлеру мы обязаны введением в психологию человека нового принципа, объясняющего наше поведение, — стремление к цели: «Мы должны спрашивать не „почему?“, а „зачем?“».

Через понятие цели Адлер описывает даже сновидения и патологические симптомы

В первых отражаются актуальные задачи человека. Вторые способны приносить не всегда сразу заметную пользу (с точки зрения целей, не лежащих на поверхности).

Развивая эти идеи, Адлер построил первую в психологии развернутую теорию смысла жизни, который он понимал как объективную (хотя и не всегда осознаваемую) ее направленность. И создал представление о жизненных задачах.

3. Жизнь как преодоление

Адлер открыл, что люди с телесными дефектами стремятся компенсировать их за счет усиленного развития других сторон (физических и интеллектуальных), благодаря чему часто добиваются незаурядных успехов.

В раннем варианте своей теории он предположил, что неполноценность — это главная движущая сила человека: «Каждый из нас ощущает неполноценность, так как каждый находится в ситуации, которую хотел бы улучшить».

Из этого чувства рождается стремление к преодолению, превосходству, успеху

Однако позже он поменял два этих явления местами: стремление к успеху,  утверждал он, — первично и универсально, а неполноценность ощущают лишь те, кто в нем терпит неудачу. Хроническое переживание этого состояния может перерасти в комплекс неполноценности (авторство этого популярного понятия тоже принадлежит Адлеру).

4. Человек человеку свой

Человеком движет еще один мотив — социальный интерес, или чувство общности, понимаемое как «стремление кооперироваться с другими людьми для достижения общих целей». Стремление к преодолению и успеху при неразвитом чувстве общности приводит к развитию неврозов, преступности, алкоголизма и наркомании. Адлер первым ввел в психоанализ и глубинную психологию межличностное измерение.

5. Семья как коллектив

Если Фрейд подчеркивал роль отношений с родителями в развитии ребенка, то Адлер первым обратил внимание на то, что семья предполагает еще и взаимоотношения между детьми.

Именно эти взаимоотношения приводят к формированию определенных психологических особенностей в зависимости от порядка рождения детей: есть нечто общее у всех первенцев, у вторых сыновей (которые все время видят перед собой пример-вызов старшего брата), у единственных детей и так далее.

Три книги Альфреда Адлера

  1. «Очерки по индивидуальной психологии»

  2. «Понять природу человека»

  3. «Наука жить»

Текст:Редакция PSYCHOLOGIES.RUИсточник фотографий:Adobe Stock

Новое на сайте

«Каждый день обещаю себе не обращать внимания на чужие слова. Но ничего не выходит»

Как болезнь Пика уничтожает личность: подлинная история

Мой дом — мои правила: глава из бестселлера Ольги Примаченко «К себе нежно»

Для оптимизма, интеллекта и спокойствия: какая еда улучшит работу мозга — советы диетологов

«Секс с мужчиной сошел на нет. Стоит ли продолжать тратить время на эти отношения?»

«Мне 48, нет ни мужа, ни любовника. Где найти нормального мужчину?»

Опасные игры: правила для любовников

Почему нельзя дружить только с партнером: 4 причины расширить круг общения — восстановите личное пространство

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Психологическая помощь близким

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлерианская психология (индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к достижению целей в пределах своей области феноменологического опыта. В индивидуальной психологии утверждается, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни бывает саморазрушительным. Индивид с «психопатологией» скорее утратил уверенность в себе, а не болен, и терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни.

Основные положения учения Альфреда Адлера (Кондрашенко и др., 2001; Фрейджер, Фейдимен, 2001) включают следующие понятия.

Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.

Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели.

Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение. При этом он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу и способность к преодолению препятствий. Стремление к превосходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире – как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные возможности. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.

Жизненные цели. Жизненные цели определяют направление и конечную цель нашей деятельности, позволяют стороннему наблюдателю объяснить конкретные аспекты нашего мышления и поведения с точки зрения этих целей. Адлер указывал, что черты характера не являются ни врожденными, ни неизменяемыми, они вырабатываются как интегральные части нашей целевой ориентации.

Адлер обращал внимание скорее на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти, чем то, где мы были.

Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.

Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба – выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними. Любовь – это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны.

Стиль жизни. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Таким образом, стиль жизни – это, во-первых, принятая человеком концепция жизни и, во-вторых, принятый им паттерн поведения.

К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.

Схема апперцепции. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта.

Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.

Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения образа жизни на четыре группы:

1) Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой;

2) Я-идеал – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;

3) образ мира – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное) и о том, что мир требует от меня;

4) этические убеждения – личный этический кодекс.

Творческая сила личности. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции.

Социальный интерес. В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».

Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности и один из важных аспектов социального интереса. С эволюционной точки зрения, способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей.

Адлерианская терапия включает три фазы:

• исследование жизненного стиля личности;

• «инсайт» в постижении этого жизненного стиля;

• реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.

Специфическая цель адлерианской терапии – помочь человеку избавиться от ощущения собственной малоценности, незначительности и почувствовать себя причастным к миру людей. В процессе терапии человек с помощью терапевта находит «ошибку» в формуле своего жизненного стиля, а затем развивает альтернативные цели и способы их достижения. При этом реориентация трактуется не как изменение курса, а скорее как раскрытие целого «веера» возможностей (Сидоренко, 2000). Реориентация – это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4. Индивидуальная психология А. Адлера

4. Индивидуальная психология А. Адлера Адлер был основателем холистической системы индивидуальной психологии, подчеркивавшей подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы [2]. Основные принципы Адлера – холизм

Глава 18. Индивидуальная и социальная психология

Глава 18. Индивидуальная и социальная психология Социальность мышления и действияКак в исследовательском, так и в терапевтическом плане психоанализ не может обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего, человек не является изолированным

Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге (предместье Вены) в семье небогатого еврейского торговца зерном. Однако в отличие от З. Фрейда, выросшего в районе, напоминавшем гетто, и на всю жизнь сохранившего ощущение

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология Если Зигмунд Фрейд считал, что поведение людей основано на универсальных биологических факторах, то, по мнению Альфреда Адлера, поведение человека базируется на его конкретном жизненном опыте, среде, в которой он живет, и ряде факторов

3. От чувства общности к совершенству Смысл жизни в понимании Альфреда Адлера

3.  От чувства общности к совершенству Смысл жизни в понимании Альфреда Адлера Стремление к совершенству возвышает нас. Альфред Адлер В своей книге «Зачем мы живем?» (Adler, 1979) и в особенности в последнем своем значительном труде «Смысл жизни» (Adler, 1973) Альфред Адлер

Индивидуальная психология

Индивидуальная психология Следующим закономерным этапом эволюции психоанализа явился отказ от врожденных бессознательных психических структур со смещением акцента на роль социальных и культурных факторов в их развитии.Основоположник индивидуальной психологии

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы

Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более

Глава 5.

Альфред Адлер и индивидуальная психология

Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной

Новейшие достижения: влияние Адлера

Новейшие достижения: влияние Адлера Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности

Альфред Адлер: теория и применение

Альфред Адлер (1870-1937), всемирно известный философ и психиатр, подчеркивал необходимость понимать людей в их социальном контексте. В начале 1900-х годов Адлер начал заниматься такими важными и современными проблемами, как равенство, образование родителей, влияние порядка рождения, образа жизни и холизма людей. Адлер считал, что у всех нас есть одно основное желание и цель: принадлежать и чувствовать себя значимыми.

Адлер разработал первую целостную теорию личности, психопатологии и психотерапии, тесно связанную с гуманистической философией жизни. Его лекции и книги для широкой публики отличаются кристально чистым здравым смыслом. Его клинические книги и журнальные статьи раскрывают необычайное понимание психических расстройств, глубокое понимание искусства исцеления и большое вдохновение для поощрения оптимального развития человека.

Согласно Адлеру, когда мы чувствуем воодушевление, мы чувствуем себя способными и ценимыми и обычно действуем сообща и сообща. Когда мы обескуражены, мы можем действовать нездоровым образом, соревнуясь, отступая или сдаваясь. Именно поиск способов выражения и принятия поощрения, уважения и социального интереса помогает нам чувствовать себя удовлетворенными и оптимистичными.

Теория и практика Адлера оказались особенно продуктивными применительно к росту и развитию детей. Адлерианцы считают, что «плохой ребенок — это обескураженный ребенок», и что помощь детям в том, чтобы они чувствовали себя ценными, значимыми и компетентными, часто является наиболее эффективной стратегией в преодолении трудного детского поведения.

Адлерианская психология фокусируется на попытках людей компенсировать их самооценку неполноценности по отношению к другим. Эти чувства неполноценности могут проистекать из положения человека в семейной расстановке, особенно если он имел ранний опыт унижения; существовало конкретное физическое состояние или дефект; или присутствовало общее отсутствие социального чувства к другим.

Адлерианцы озабочены пониманием уникальных и личных убеждений и стратегий (стиля жизни), которые каждый человек создает в детстве. Эта когнитивная схема и образ жизни служат ориентиром человека для отношения, поведения и собственного взгляда на себя, других и мир. Когда мы смотрим на свой ранний жизненный опыт, изучаем модели поведения, которые повторяются в нашей жизни, и методы, которыми мы пытаемся обрести значимость и принадлежность, происходят исцеление, рост и изменение.

Как сформулировал известный адлерианский психотерапевт Генри Стайн, теория и применение адлерианской психологии имеют в качестве стержней семь критических идей:

«Значения не определяются ситуациями, но мы определяем себя значениями, которые мы придаем ситуациям».

Альфред Адлер

«В дружбе мы учимся смотреть глазами другого человека, слушать его ушами и чувствовать его сердцем».

Альфред Адлер

Единство личности

Мышление, чувства, эмоции и поведение можно понимать только как подчиненные индивидуальному стилю жизни или последовательному образу жизни. Индивидуум не разделен внутренне и не является полем битвы противоборствующих сил. Каждый аспект личности указывает в одном направлении.

Ориентация на цель

Существует одна центральная динамика личности, происходящая из роста и движения вперед самой жизни. Это ориентированное на будущее стремление к значимости, превосходству или успеху. В психическом здоровье это реальная цель общественно полезного значения или превосходства над общими трудностями. При психических расстройствах это нереальная цель преувеличенной значимости или превосходства над другими. Раннее детское чувство неполноценности, которое человек стремится компенсировать, приводит к созданию вымышленной конечной цели, которая субъективно кажется обещающей будущую безопасность и успех. Глубина чувства неполноценности обычно определяет высоту цели, которая затем становится «конечной причиной» моделей поведения.

Самоопределение и уникальность

Вымышленная цель человека может зависеть от наследственных и культурных факторов, но в конечном итоге она проистекает из творческой силы личности и, следовательно, уникальна. Обычно люди не полностью осознают свою цель. Анализируя порядок рождения, повторяющиеся паттерны совладания и самые ранние воспоминания, психотерапевт выводит цель как рабочую гипотезу.

Как неделимое целое, система, человек также является частью более крупного целого или системы — семьи, сообщества, всего человечества, нашей планеты и космоса. В этих контекстах мы сталкиваемся с тремя важными жизненными задачами: занятием, любовью и сексом, а также нашими отношениями с другими людьми — всеми социальными проблемами. Наш способ реагирования на нашу первую социальную систему, семейную расстановку, может стать прототипом нашего мировоззрения и отношения к жизни.

Каждый человек способен научиться жить в гармонии с обществом. Это врожденный потенциал социальной связанности, который необходимо сознательно развивать. Социальный интерес и чувство подразумевают «социальное улучшение», совершенно отличное от конформизма, оставляя место для социальных инноваций даже посредством культурного сопротивления или бунта. Чувство подлинной безопасности коренится в глубоком чувстве принадлежности и погруженности в поток социальной эволюции.

Психическое здоровье

Чувство человеческой связи и готовность всесторонне развиваться и способствовать благополучию других являются основными критериями психического здоровья. Когда эти качества недоразвиты, человека может преследовать чувство неполноценности, или отношение превосходства может вызывать неприязнь у других. Следовательно, бессознательная вымышленная цель будет эгоцентричной и эмоционально или материально эксплуатирующей других людей. Когда чувство связанности и готовность внести свой вклад сильнее, возникает чувство равенства, и цель человека будет трансцендентной и полезной для других.

Лечение

Адлерианская индивидуальная психотерапия, краткосрочная терапия, парная терапия и семейная терапия идут параллельными путями. Клиентов поощряют преодолевать свое чувство незащищенности, развивать более глубокое чувство связанности и перенаправлять свое стремление к значимости в более социально полезные направления. Через уважительный сократовский диалог им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру. Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что считалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать. Цель терапии состоит в том, чтобы заменить преувеличенную самозащиту, самосовершенствование и потакание своим слабостям смелым социальным вкладом.

Индивидуальная психология — Энциклопедия Нового Света

Термин «индивидуальная психология» обычно используется для обозначения психологии Альфреда Адлера. О психологии индивидуальных различий см. В статье о дифференциальной психологии.

Индивидуальная психология назван так, чтобы подчеркнуть понимание того, что человек «неделим», что означает, что к людям следует относиться целостно. Он был разработан Альфредом Адлером после того, как он вышел из психоаналитического кружка Зигмунда Фрейда. Этот подход имеет широкий спектр целей и видений, рассматривая людей как индивидуальных существ, нуждающихся во внутренней гармонии, а также как социальных существ, стремящихся к гармонии в отношениях с другими людьми во всех аспектах своей жизни. Надежда индивидуальной психологии заключается в том, что, поощряя людей к достижению общественно полезных целей, они не только внесут ценный вклад в общество, но и достигнут счастья как личности.

Содержание

  • 1 Индивидуальная психология Адлера
  • 2 Ключевые понятия
    • 2.1 Первичное и вторичное чувство неполноценности
    • 2.2 Стремление к значимости
    • 2.3 Компенсация
    • 2.4 Социальный контекст
    • 2.5 Чувство общности
    • 2.6 Стиль жизни
    • 2.7 Вымышленный финальный гол
    • 2.8 Единство личности
    • 2.9 Частная логика против здравого смысла
    • 2.10 Тенденция к защите
    • 2.11 Любое поведение целенаправленно
    • 2.12 Лечение
  • 3 Другие участники индивидуальной психологии
    • 3.1 Рудольф Дрейкурс
    • 3.2 София Дж. де Врис
    • 3.3 Генри Т. Штейн
  • 4 Заключение: личность в социальном контексте
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология, также известная как Классическая адлерианская психология имени ее основателя Альфреда Адлера представляет собой основанную на ценностях, полностью интегрированную теорию личности, модель психопатологии, философию жизни, стратегию профилактического обучения и технику психотерапии. Его миссия состоит в том, чтобы поощрять развитие психологически здоровых и готовых к сотрудничеству людей, пар и семей, чтобы эффективно следовать идеалам социального равенства и демократической жизни. Энергично оптимистичный и вдохновляющий подход к психотерапии уравновешивает столь же важные потребности индивидуального оптимального развития и социальной ответственности.

Адлер был пионером в создании целостного взгляда на человеческую психологию. Он объяснял человеческое развитие в контексте целого — как человек существует и взаимодействует в семье, обществе, нации и мире. Он определил психическое здоровье как чувство человеческой связи, желание полностью развиваться и готовность внести свой вклад в благополучие других. Когда эти качества недостаточно развиты, человек испытывает чувство неполноценности или отношение превосходства, которое может вызывать неприязнь у других. Восприятие превосходства приводит к эгоцентричному поведению, и человек может эмоционально или материально эксплуатировать других людей. Когда чувство связанности и готовность внести свой вклад сильнее, возникает чувство равенства, и человек становится более публичным, самопреодолевающим и ведет себя более благотворно для других.

Бывший коллега Зигмунда Фрейда, Адлер первоначально назвал свою работу «свободным психоанализом» в течение некоторого времени после их разлуки. Однако позже он отказался от ярлыка «психоаналитик», и его работа стала известна как «индивидуальная психология». Индивидуальная психология также опирается на концепцию самоактуализации Абрахама Маслоу, а также на адаптацию метода Сократа.

Ключевые понятия

Первичное и вторичное чувство неполноценности

В индивидуальной психологии первоначальное и нормальное переживание младенцев и детей, такое как чувство незначительности, слабости или зависимости, известно как первичное чувство неполноценности. Обычно это служит стимулом для развития. Однако у ребенка может развиться преувеличенное чувство неполноценности в результате физиологических трудностей или недостатков, ненадлежащего воспитания (включая жестокое обращение, пренебрежение, баловство) или культурных или экономических препятствий.

Вторичное чувство неполноценности – это чувство неполноценности взрослого, возникающее в результате принятия нереально высокой или невозможной компенсаторной цели; часто один из совершенства. Взрослый испытывает большую или меньшую степень дистресса в зависимости от того, насколько он чувствует себя далеким от этой цели. Вдобавок к этому дистрессу во взрослом возрасте их все еще может преследовать остаток первоначального, первичного чувства неполноценности. Комплекс неполноценности — чрезвычайно глубокое чувство неполноценности, которое может привести к пессимистической покорности и предполагаемой неспособности преодолевать трудности.

Стремление к значимости

Одной из центральных идей адлерианской психологии является стремление человека от чувства неполноценности к чувству значимости. Основное, общее движение каждого человеческого существа — от рождения до смерти — это преодоление, расширение, рост, завершение и безопасность. Это может принять негативный оборот в стремление к превосходству или власти над другими людьми. К сожалению, многие справочники ошибочно ссылаются только на отрицательное «стремление к власти» как на основную посылку Адлера. Однако Адлер использовал этот термин для обозначения ориентированного на будущее стремления к значимости, превосходству или успеху.

Когда человек психически здоров, это стремление является реальной целью достижения общественно полезной значимости или превосходства над общими жизненными проблемами. Однако в случаях психического расстройства это относится к нереалистичной цели преувеличенного значения или превосходства над другими. Адлер рассказал о стремлении к значимости в Причине и предупреждении неврозов:

Мне кажется, что каждый ребенок, да и каждый человек, почему-то постоянно стремится отвечать на вопросы, преодолевать трудности, разгадывать загадки и в какой-то степени развиваться в направлении самоудовлетворяющего завершения, полное достижение своей жизненной цели. Каков бы ни был возраст человека, вы обнаружите склонности, которые берут свое начало, если можно так выразиться, на заре жизни и которые своей настойчивостью всегда требуют развития на более высокий уровень. .

Компенсация

Компенсация относится к тенденции компенсировать недоразвитие физического или умственного функционирования за счет интереса и обучения, обычно в пределах относительно нормального диапазона развития. Гиперкомпенсация отражает более мощный импульс к получению дополнительного запаса развития, часто превышающего нормальный диапазон. Это может принять полезное направление к исключительным достижениям или бесполезное направление к чрезмерному перфекционизму. Гениальность может быть результатом экстраординарной сверхкомпенсации. Недостаточная компенсация отражает менее активное, даже пассивное отношение к развитию, которое обычно предъявляет завышенные ожидания и требования к другим людям.

Социальный контекст

Как неделимое целое или система, человек также является частью более крупного целого или системы — семьи, общества, всего человечества, нашей планеты и мира. Во всех этих контекстах мы сталкиваемся с тремя важными жизненными задачами: занятием, любовью и сексом, а также нашими отношениями с другими людьми — всеми социальными проблемами. То, как человек воспитывается в детстве и реагирует на свою первую социальную систему, семейную констелляцию, может стать прототипом его или ее мировоззрения и отношения к жизни.

Адлер считал, что люди должны признать свою связь с прошлым, а также с будущим. То, что мы можем сделать в своей жизни, во многом зависит от фундамента вклада, сделанного в прошлом другими. Существенный вопрос, который Адлер видел перед каждым человеком, заключался в следующем: «Каким будет ваш вклад в жизнь? Будет ли он полезным или бесполезным?»

Чувство общности

«Чувство общности» переводится с немецкого Gemeinschaftsgefeuhl, как социальный интерес, социальное чувство и социальный смысл. Эта концепция означает признание и принятие взаимосвязанности всех людей, переживаемой на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях. На аффективном уровне оно переживается как глубокое чувство принадлежности к человеческому роду и сопереживание другим мужчинам и женщинам. На когнитивном уровне это переживается как признание взаимозависимости с другими, т. е. того, что благополучие любого отдельного человека в конечном счете зависит от благосостояния всех. На поведенческом уровне эти мысли и чувства затем могут быть переведены в действия, направленные на саморазвитие, а также в совместные и полезные движения, направленные на других. Таким образом, в своей основе понятие «чувство общности» включает в себя полное развитие способностей каждого человека, процесс, который одновременно приносит личное удовлетворение и приводит к тому, что люди могут сделать что-то стоящее, чтобы внести свой вклад друг в друга.

Адлер красноречиво говорил о сообществе в Индивидуальная психология:

А так как истинное счастье неотделимо от чувства отдачи, то ясно, что социальный человек гораздо ближе к счастью, чем замкнутый человек, стремящийся к превосходству. Индивидуальная психология очень ясно указала, что каждый глубоко несчастный, невротик и одинокий человек происходит из числа тех, кто в молодости был лишен способности развивать чувство общности, мужество, оптимизм и самоотверженность. — уверенность, которая исходит непосредственно из чувства принадлежности. Это чувство сопричастности, в котором никому нельзя отказать, против которого нет аргументов, можно завоевать, только участвуя, сотрудничая, переживая и принося пользу другим. Из этого возникает прочное, подлинное чувство собственного достоинства.

Стиль жизни

Это понятие, отражающее организацию личности, включая то значение, которое люди придают миру и себе, их вымышленную конечную цель, а также аффективные, когнитивные и поведенческие стратегии, которые они используют для достижения цели. цель. Этот стиль также рассматривается в контексте индивидуального подхода или избегания трех жизненных задач: других людей, работы, любви и секса. Образ жизни формируется в раннем детстве и уникален для каждого человека. У здоровых людей решение жизненных задач относительно гибкое. Они могут найти творческие пути решения проблем; когда один путь заблокирован, они могут выбрать другой. Это не так для встревоженных людей, которые обычно настаивают на том, чтобы так или иначе.

Вымышленная конечная цель

Классическая адлерианская психология предполагает центральную личностную динамику, отражающую рост и движение жизни вперед. Это ориентированное на будущее стремление к идеальной цели значимости, превосходства, успеха или завершения. Раннее детское чувство неполноценности, которое человек стремится компенсировать, приводит к созданию «фиктивной конечной цели», которая субъективно кажется обещающей будущую безопасность и успех. Глубина чувства неполноценности обычно определяет высоту цели, которая затем становится «конечной причиной» моделей поведения.

Единство личности

«Единство личности» достигается, когда все когнитивные, аффективные и поведенческие аспекты личности рассматриваются как составные части единого целого, движущегося в одном психологическом направлении, без внутренних противоречий и конфликтов .

Частная логика против здравого смысла

«Частная логика» — это рассуждения, придуманные человеком для стимулирования и оправдания корыстного образа жизни. Напротив, «здравый смысл» представляет собой кумулятивное, согласованное рассуждение общества, которое признает мудрость взаимной выгоды.

Тенденция к защите

«Тенденция к защите» состоит из когнитивных и поведенческих стратегий, используемых для избежания воображаемой неудачи или оправдания себя. Они могут принимать форму симптомов, таких как тревога, фобии или депрессия, которые могут использоваться как предлог для уклонения от жизненных задач и для перекладывания ответственности на других. Они также могут принимать форму агрессии или замкнутости. Агрессивные стратегии защиты включают обесценивание, обвинения или самообвинения и чувство вины, которые используются как средства повышения хрупкой самооценки и сохранения преувеличенного, идеализированного образа самого себя. Отстранение принимает различные формы физического, умственного и эмоционального дистанцирования от кажущихся угрожающими людей и проблем.

Всякое поведение целенаправленно

Индивидуальная психология считает любое поведение целесообразным. Это точка зрения, согласно которой человек использует свое мышление, чувства и действия (даже свои симптомы) для достижения социальной цели. Они не просто наследуют или обладают определенными качествами, чертами или установками, но перенимают только те характеристики, которые служат их цели, и отвергают те, которые не соответствуют их намерениям. Это предположение подчеркивает личную ответственность за свой характер, а не пассивную жертву наследственности или окружающей среды.

Лечение

Адлерианская индивидуальная психотерапия, парная терапия и семейная терапия идут параллельными путями. Клиентов направляют на то, чтобы преодолеть свое чувство незащищенности, развить более глубокое чувство связанности и перенаправить свое стремление к значимости в более социально полезные направления. Используя уважительный диалог Сократа, им предлагается исправить ошибочные предположения, отношения, поведение и чувства по отношению к себе и миру. Постоянное поощрение побуждает клиентов делать то, что раньше казалось невозможным. Рост уверенности, гордости и удовлетворения приводит к большему желанию и способности сотрудничать и пробовать новые задачи. Цель терапии состоит в том, чтобы заменить преувеличенную самозащиту и потакание своим слабостям смелым социальным вкладом.

Другие участники индивидуальной психологии

Несколько учеников Адлера, в том числе Рудольф Дрейкурс, Лидия Зихер, Александр Мюллер, София де Врис, Энтони Брук и Генри Штейн, продолжили его работу и внесли уникальный вклад в эту область.

Рудольф Дрейкурс

Рудольф Дрейкурс был американским психиатром и педагогом, который развил систему индивидуальной психологии Альфреда Адлера в прагматический метод для понимания целей предосудительного поведения у детей и для стимулирования совместного поведения без наказания или вознаграждения. Он предположил, что плохое поведение человека является результатом неудовлетворения одной из четырех основных человеческих потребностей: власти, внимания, мести или избегания неудачи.

Основная работа и теория Дрейкурса касалась плохого поведения несовершеннолетних. Он рассуждал, что студенты «разыгрывают» на основе четырех принципиальных «ошибочных целей». Первая причина их плохого поведения заключается в том, что они хотят внимания. Если они не получают внимания, которого они жаждут своими действиями (хорошими или плохими, например, хорошо справившись с заданием или устроив истерику), они переходят к поиску власти (например, они могут отказаться закончить задание). Если их борьба за власть сорвана, они ищут мести. Если месть не вызывает желаемого отклика, они начинают чувствовать себя неадекватными. В трудах Дрейкурса подробно описано множество способов борьбы с таким поведением. Его общая цель заключалась в том, чтобы студенты научились разумно сотрудничать, не подвергаясь наказанию или вознаграждению. Они будут сотрудничать, потому что будут чувствовать, что вносят ценный вклад в класс. Учения Дрейкурса также составляют основу многих программ обучения родителей.

София Дж. де Врис

София де Врис твердо верила оценке Александра Мюллера о том, что «Адлер еще не полностью понят. Его нужно открыть заново с корнем». Она родилась в Голландии, эмигрировала в Соединенные Штаты в 1948 году, и ее широко хвалят за возрождение оригинального учения Адлера и стиля терапевтического лечения в Соединенных Штатах.

Переводы произведений Альфреда Адлера, выполненные Де Врисом, легли в основу Адлерианского проекта переводов, целевой группы, занимающейся публикацией Собрание клинических работ Альфреда Адлера, , а также неопубликованные рукописи других классических адлерианцев.

Генри Т. Стейн

В презентации Стейн, Психология демократии, , он доказал, что работы Адлера, Маслоу и Сократа предоставляют инструменты, способствующие развитию демократии. Он выразил обеспокоенность тем, что демократия в США сильно размылась до безудержного эгоизма, в то время как граждане пренебрегали своим внутренним духовным развитием. Предложенное им решение заключалось в том, чтобы способствовать развитию демократического характера. Демократический идеал должен зародиться внутри человека и в конечном итоге распространиться на семью, дружбу, школу и мир работы. Результат индивидуального развития характера готовит граждан к более широким вызовам социальной ответственности.

Как это сделать? Штейн рекомендовала обучать родителей развитию демократических методов воспитания дома, которые дадут детям ранний опыт демократической семейной жизни. Во-вторых, учителей следует обучать развитию в классе демократических практик, учитывающих основные ценности и личную мораль. Кроме того, университеты и предприятия являются дополнительными возможностями для обучения демократическому образу жизни. В то время как многие психотерапии усиливают эгоцентризм, Штейн считает, что индивидуальная психология с ее упором на социальное равенство, взаимное уважение, сотрудничество, ответственность и вклад обеспечивает средства восстановления демократических идеалов, обращаясь к сути проблемы: исправлению недемократических структур характера. . Он пришел к выводу, что Альфред Адлер был человеком, опередившим свое время, который показал нам, как пробудить демократический дух в каждом человеке и использовать творческую силу этого человека для общего блага. Штейн утверждает, что психология ценностей Адлера может обеспечить решение многих наших социальных проблем, обогатить нашу внутреннюю жизнь и оживить демократию.

Заключение: Индивид в социальном контексте

Индивидуальная психология не является моделью индивида в изоляции. Психология Адлера во многом является социальной психологией, в которой человек рассматривается и понимается в его или ее социальном контексте. В действительности Адлер, в отличие от других, не видел фундаментального конфликта между собой и обществом, индивидуальностью и родственностью, личным интересом и общественным интересом. Он рассматривал их как ложные дихотомии. В индивидуальной психологии развитие личности и связанности — это процессы, взаимно положительно влияющие друг на друга. Чем выше личностное развитие человека, тем более он способен позитивно общаться с другими. Чем больше у человека способности общаться с другими, тем больше он может учиться у них и развиваться.

Адлер остро осознавал тот факт, что люди связаны во многих различных сферах и на многих различных уровнях. Человек связан с семьей, друзьями, сообществом и т. д. в постоянно расширяющихся кругах. Чувство взаимосвязанности между людьми необходимо не только для совместной жизни в обществе, но и для высшего развития каждого отдельного человека. Исследования показали, что если человеческие младенцы не имеют эмоциональной связи с теми, кто за ними ухаживает, они не только не будут развиваться, но и, скорее всего, умрут в таких условиях. Эта связанность может охватывать животных, растения и даже неодушевленные предметы, пока, в самом широком смысле, человек не почувствует себя связанным со всей вселенной. Адлер считал, что если люди по-настоящему поймут и почувствуют эту взаимосвязь, то многие жизненные проблемы, созданные самими собой — войны, предрассудки, преследования, дискриминация — могут прекратить свое существование. Такой оптимистический взгляд привел к критике, что индивидуальная психология нереалистична в своих ожиданиях успеха для людей, страдающих серьезными расстройствами, и в разрешении масштабов зла, мучившего человеческую историю. Тем не менее его позитивный взгляд на человечество и человеческое общество помог многим преодолеть свои трудности и вести более продуктивную в социальном плане жизнь.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Адлер, Альфред. 1927. Причина и профилактика неврозов. Том. 5: Архивы Адлерианского проекта перевода в Институте Альфреда Адлера в Сан-Франциско (AAISF/ATP).
  • Адлер, Альфред. 1964. Индивидуальная психология. Многолетник Харпер. ISBN 0061311545.
  • Бори, К. Джордж. 1997. Альфред Адлер

Внешние ссылки

Все ссылки получены 2 марта 2018 г.

  • Адлерианское общество Великобритании, ASIIP

Авторы

Энциклопедия Нового Света авторы и редакторы переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia .

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts