Индивидуальная психология: Индивидуальная психология Адлера, лакановский психоанализ

Индивидуальная психология А. Адлера

Новое направление в психоанализе, получившее название «индивидуальная психология», связано с именем австрийского врача-психиатра А. Адлера (1870-1937).

Индивидуальная психология Адлера, сохраняя положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека, является одним из направлений классического психоанализа. Как и Дарвин, Адлер указывал на то, что стремление к превосходству – один из фундаментальных аспектов жизни. Он полагал, что в человеческом обществе важна кооперация, а не конкурентная борьба. Наличие цели является общим для всех людей, но содержание этой цели у каждого человека будет свое.

Отрицание положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, противопоставляющих человека обществу, являются главной идеей Адлера. Основной силой, определяющей поведение и жизнь человека, является чувство общности с другими людьми.

Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать её.

Теория Адлера имеет свои принципы и понятия, на которых и остановимся. Чувство неполноценности и компенсация. Ученый полагал, что чувство неполноценности свое начало берет в детстве. Это раннее ощущение неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, стремление к совершенству и безупречности. Это стремление, утверждал Адлер, является основной мотивационной силой в жизни человека. Но, у некоторых людей по ряду причин ощущение неполноценности может стать чрезмерным и в результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Все эти виды страданий в детстве могут сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Независимо от того, какие причины лежали в основе появления чувства неполноценности, в ответ на них у некоторых индивидов может появиться гиперкомпенсация. Адлер называет её комплексом превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные, социальные способности.

Например, считая себя умнее других, но при этом, никак не демонстрировать свой интеллект. Прием гиперкомпенсации представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Человек, с комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным. Возникает впечатление, что такой человек имеет низкое мнение о себе, т.е. не в состоянии себя принять и может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других.

Стремление к превосходству

Стремление к превосходству. Оно означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности и потенциально заложенные возможности.

Агрессию и волю к власти позже он начинает считать стремлением к превосходству, которое является врожденным и человек никогда от него не освободится. Для того чтобы осуществить свои человеческие возможности, это чувство надо воспитывать и развивать. Процесс начинается на пятом году жизни, когда идет формирование жизненной цели, как фокуса стремления к превосходству. Существуют варианты его проявления критерием, которых выступает социальный интерес. Этот врожденный инстинкт дает возможность отказываться от своих эгоистических целей ради целей общественных. Невротический путь развития характерен для низкого социального интереса и связан со стремлением к личному превосходству, желанию быть лучше всех.

Высокий социальный интерес указывает на стремление к конструктивному превосходству. Адлер считает, что социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стиль жизни

Это наиболее характерная особенность динамической теории личности Адлера, в первоначальном варианте носившая название «жизненный план». В концепции представлен уникальный способ адаптации к жизни, который с его точки зрения прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем не поддается тотальным изменениям. Например, ребенок с плохой координацией свои компенсаторные усилия может сосредоточить на выработке атлетических качеств. Его поведение становится стилем жизни, направленной на преодоление неполноценности. Говоря другими словами, все то, что мы делаем, формируется и направляется нашим стилем жизни. Каким сторонам жизни человек будет уделять свое внимание, а какие будет игнорировать, зависит от стиля жизни. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, которая является врожденным бессознательным чувством. Это своеобразный стержень, держащий всю конструкцию стиля жизни, определяющий её содержание и направление. Чувство общности может остаться неразвитым и стать основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано с ближайшим окружением ребенка и, прежде всего, с матерью. Систему представлений о себе и мире определяет уровень его развития.

Человек, формируя свой жизненный стиль, сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Процесс формирования жизненной цели, стиля жизни, Адлер рассматривал как акты творчества, придающие человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Он считал, что люди совсем не пешки в руках внешних сил, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Творческое Я

Творческое «Я». Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека.

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Порядок рождения

Адлер обратил внимание на то, что стилю жизни сопутствует порядок рождения, как основная детерминанта установок. Социальное окружение детей одних и тех же родителей и семейные условия, в которых они растут, будут не тождественны. Опыт старших детей в семье с появлением следующих меняется и сильно влияет на формирование стиля жизни. Адлер считает, что порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение:

  • Согласно Адлеру, положение старшего ребенка пока он единственный, достаточно завидно. Родители целиком отдают себя ему, ребенок получает безграничную любовь и заботу. Продолжаться будет это до тех пор, пока не появится следующий ребенок и не лишит его столь привилегированного положения, изменив взгляд на мир. Возвращение к прежней центральной позиции в семейной системе обречено на неудачу и со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты или равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. В результате подобной семейной борьбы первенец осваивает стратегию выживания в одиночку.
  • Старший ребенок в семье, по мнению Адлера, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству, поэтому часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов;

  • Единственный ребенок. Позиция единственного ребенка уникальна, ему не с кем конкурировать. Особая чувствительность к заботе матери, приводит единственного ребенка к соперничеству с отцом. Зависимость и эгоцентризм становятся главной особенностью этого стиля жизни. Единственный ребенок ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями и сестрами, поэтому у него часты трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
  • Второй (средний) ребенок. Старший ребенок сразу задает ему темп. Создаваемая ситуация стимулирует среднего ребенка побивать рекорды старшего и в результате он может начать раньше разговаривать, ходить. Как говорит Адлер, средний ребенок «все время мчится на всех парах» и в результате вырастает соперничающим и честолюбивым. Он ориентирован на достижения, а чтобы добиться превосходства, использует как прямые, так и окольные методы;
  • Последний ребенок (самый младший). Его положение во многих отношениях совершенно уникально:
  1. Нет шока «лишения трона». Он окружен заботой и вниманием не только родителей, но и старших братьев и сестер;
  2. При ограниченных средствах семьи он не имеет ничего своего и пользуется вещами других членов;
  3. Отсутствие чувства независимости и сильное чувство неполноценности, потому что тон задают старшие дети, т.к. у них больше привилегий.

У младших детей есть большое преимущество – высокая мотивация превзойти старших. «Борющегося младшего ребенка» Адлер сравнивал с возможным будущим революционером.

Стиль жизни не у каждого ребенка полностью совпадает с общими описаниями, которые дает Адлер;

  • Фикционный финализм. Концепция фикционного финализма – это идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. В свою теорию он включил некоторые концепции Х. Вайингера. Основные цели человека, развивает Адлер свою мысль, представляют собой фиктивные цели. Соотнести их с реальностью, проверить или подтвердить невозможно. Например, часть людей выстраивают свою жизнь, исходя из представления о том, напряженная работа и немного удачи дают возможность всего достичь. Адлер считает, что это просто фикция, потому что люди много работающие не получают ничего из того, что заслуживают. К примерам фиктивных убеждений можно отнести следующие – «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
  • Превосходство как фиктивная цель, полагал ученый, является результатом самостоятельно принятого решения. Стремление к превосходству как к фиктивной цели, таким образом, является субъективно понимаемым идеалом и имеет огромное значение. В реальности фиктивные цели не имеют аналогов, но помогают более эффективно разрешать жизненные проблемы.

    Для личности фиктивные цели могут быть пагубными и опасными. Примером деструктивной фикции является убежденность нацистов в превосходстве арийской расы. Реальной почвы под собой эта идея не имела, но Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя именно из этого превосходства.

    Индивидуальная психология Адлера

    Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А. Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой. Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

    В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом. В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г. он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

    Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

    Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

    Но предоставим слово самому Адлеру:

    «Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души. … Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности. Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

    Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром. Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М.

    Л.) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

    А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

    «Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

    Вот он, индивидуальный подход!
    А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

    «Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

    «По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу.

    .. Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

    «… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности… В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

    Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

    А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

    Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

    Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта.

    Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью. Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития. Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

    Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление. Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста. И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

    «Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

    Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

    Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий. Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

    Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

    Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается. Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

    «Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

    Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

    1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
    2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
    3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

    Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

    Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

    Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали. Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

    Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

    Индивидуальная психология: актуальные техники для современного консультанта

    Я представил семинар на Ежегодной конференции Американской ассоциации консультирования в 2011 году в Новом Орлеане, на котором я продемонстрировал некоторые из основных теоретически обоснованных техник, которые адлерианские консультанты используют с клиентами. Адлерианская психология, или индивидуальная психология, как ее еще называют, относится к теории, разработанной Альфредом Адлером на рубеже 20-го века. Стратегии, которые я рассмотрел на семинаре, включали интерпретацию образа жизни, ранние воспоминания и социальный интерес. Многие участники поделились, что всегда верили в важность личностных качеств, отношений между братьями и сестрами, ранних воспоминаний и использования модели, основанной на сильных сторонах. Что они действительно оценили, так это пересмотр теории, лежащей в основе этих методов, потому что, по их словам, это напомнило им о том, как концептуализировать своих клиентов с целостной точки зрения. Цель этой статьи, однако, не в том, чтобы дать подробный обзор теории (для этого консультантам следует прочитать Адлерианская терапия: теория и практика Джона Карлсона, Ричарда Уоттса и Майкла Маниаччи, опубликовано в 2005 г.). Вместо этого я хотел бы поделиться некоторыми адлерианскими идеями и стратегиями, которые консультанты могут использовать с клиентами в различных ситуациях.

    По моему мнению, что отличает адлерианских практиков от других консультантов, так это упор на целенаправленность поведения. Это не обязательно настоящая техника, которую нужно репетировать или практиковать, например, научиться собирать ранние воспоминания. Скорее, это философия о корне проблем, с которыми клиенты сталкиваются при консультировании. Мы, как адлерианцы, сосредотачиваемся не на симптомах и поведении, которое испытывает клиент, а скорее на том, какой основной цели служат эти симптомы в жизни этого клиента. Единственный способ для клиента по-настоящему понять проблему и добиться устойчивых изменений — это увидеть более глубокий смысл ситуации. Таким образом, по мере того как клиент рассказывает свою историю, консультант слушает цель, стоящую за симптомом — «выгоду», которую клиент получает от продолжения поведения.

    Например, клиент, обсуждая борьбу с тревогой, заявляет: «Я бы хотел пойти на свидание с этим человеком, но каждый раз, когда у меня появляется возможность спросить, меня тошнит и я чувствую, что меня сейчас стошнит. , так что тогда я не спрашиваю. Адлерианский консультант исследует и выслушает причину симптома. В этом случае может случиться так, что чувство тошноты убережет клиента от возможного отказа. В ходе терапевтического сеанса или сеансов консультант может использовать вопросы и другие методы, чтобы помочь клиенту понять цель симптома. Консультант может спросить клиента: «Какую цель преследует тошнота?» или «Если бы ваш желудок мог говорить с вами о свиданиях, что бы он сказал?» (Для получения дополнительной информации о концепции Адлера об органном жаргоне см. книгу 9 2006 г.0003 Чтения по теории индивидуальной психологии , под редакцией Стива Славика и Джона Карлсона. )

    После осознания клиентом того, что страх удерживает его или ее от потенциальной возможности, клиент может решить, в сотрудничестве с консультантом, как избавиться от этого страха. Возможно, в основе проблемы лежит то, что клиент считает себя недостойным любви, а тревога является внешним признаком этого основного убеждения. Таким образом, целью консультирования может быть разрушение этого самовосприятия, что позволит клиенту двигаться к любовным отношениям, а не оставаться застрявшим в комплексе неполноценности. Так что смысл в том, чтобы слушать музыку, стоящую за словами, а не сосредотачиваться исключительно на облегчении симптомов. Если консультант и клиент поверхностно облегчают симптом, не обращая внимания на основную цель, то новый симптом займет место старого. В своей книге Понимание человеческой природы Адлер сказал, что мы никогда не должны пренебрегать тем, как клиент использует свои симптомы.

    Исходя из этого понимания, консультанты могут рассматривать клиентов как творческих людей, способных решать проблемы, чьи навыки преодоления трудностей больше не работают так, как раньше. Это более обнадеживает клиентов, потому что они начинают видеть себя способными справиться с ситуацией, а не рабами своих симптомов. Эта философия лежит в основе всех техник, которые используют адлерианские консультанты. Индивидуальная психология не о какими чертами, воспоминаниями, опытом, культурным наследием или убеждениями обладает клиент, а скорее как клиент использует эти вещи для выполнения задач повседневной жизни.

    Оценка образа жизни

    Одним из основных инструментов, которые адлерианские консультанты используют для изучения того, как функционирует клиент, является оценка образа жизни. Образ жизни относится к субъективному взгляду человека на себя, других и мир, который развивается на основе детского опыта и восприятия этого опыта; это не соответствует современному использованию слова образ жизни (например, образ жизни богатых и знаменитых ). Оценки образа жизни могут принимать разные формы: от бумажно-карандашных опросников, таких как BASIS-A Inventory, до серии вопросов, которые больше похожи на беседу, чем на оценку. Целью любой оценки образа жизни является изучение восприятия клиентом его или ее детских переживаний, чтобы обнаружить влияние этих восприятий на текущее функционирование клиента.

    Одна очень простая оценка образа жизни включает в себя просьбу клиентов заполнить следующие утверждения: Я ______________. Остальные ______________. Мир ______________. Поэтому, чтобы иметь место, чтобы принадлежать, я _______________________.

    Ответы клиента дают некоторое представление о его или ее уникальном отпечатке пальца, о взглядах, которые он или она применяет почти к каждой жизненной ситуации. Например, используя эту конкретную оценку, клиент отвечает: «Я глуп. Другие лучше меня. Мир — страшное место. Поэтому, чтобы иметь место, чтобы принадлежать, я должен попытаться понравиться другим людям».

    Как этот клиент может двигаться по жизни? Считаете ли вы, что клиент чувствует себя способным успешно удовлетворять жизненные требования, или лучше предположить, что клиент подходит к жизни с некоторой тревогой, неуверенностью в себе и страхом по поводу того, как приспособиться? Из теории Адлера мы знаем, что образ жизни развивается на основе нашего восприятия детства, поэтому разумным следующим шагом с клиентом (при условии, что мы еще этого не сделали) было бы спросить об отношениях между братьями и сестрами, семейных ценностях и убеждениях и других семейных ценностях. динамика. Более полная картина того, когда, где, как и с кем развились эти убеждения, поможет клиенту глубже понять самого себя.

    Хотя мы не можем изменить прошлое клиента, мы можем поддержать и побудить клиента оценить, какие убеждения он или она хочет сохранить и от каких ошибочных выводов о себе он или она хочет отказаться. По мере того, как клиент делает первые шаги к новым мыслям и поведению, роль консультанта по-прежнему заключается в поддержке и поощрении, которые имеют решающее значение для эффективного консультирования по Адлериану.

    Ранние воспоминания

    Ранние воспоминания являются отличным дополнением к оценке образа жизни. На самом деле, многие адлерианцы сказали бы, что без них оценка образа жизни будет неполной. Из всех воспоминаний, которые у нас есть, почему, когда кто-то спрашивает нас о нашем детстве, в голову быстро приходят определенные воспоминания? В свои 19В статье «Значение ранних воспоминаний» Адлер рассуждал о ранних воспоминаниях как о средстве обнаружения «ценных намеков и подсказок в нахождении направления устремления человека. Они помогают выявить ценности, к которым нужно стремиться, и опасности, которых следует избегать. Они помогают нам увидеть, в каком мире, по ощущениям, живет конкретный человек, и какие первые способы обращения с этим миром он нашел» (отрывок из книги Генри Штейна «Собрание клинических трудов Альфреда Адлера», том 7 ).

    Адлерианские консультанты собирают ранние воспоминания, или СР, потому что они предлагают подтверждающие данные об образе жизни клиента. Базовая техника включает в себя просьбу клиента вспомнить то, что ему было до 10 лет — предпочтительно до 7 лет — и вербально поделиться пришедшим на ум воспоминанием, которое воспроизводится как видео, с началом, серединой и концом, которое имеет начало, середину и конец. чувство, связанное с ним. Работа консультанта состоит в том, чтобы записать воспоминание, которое клиент разделяет, используя как можно больше слов клиента. Когда клиент заканчивает вспоминать воспоминание, консультант спрашивает: «Если бы вы могли приписать чувство всему этому воспоминанию, какое чувство вы бы ему придали?» Записав это общее ощущение, консультант задает второй вопрос: «Если бы вы могли сфотографировать или заморозить определенный кадр самой яркой части этого воспоминания, что бы это было?» После того, как консультант отмечает эту информацию, клиенту задается последний вопрос: «Какое чувство вы бы вызвали, просто взглянув на этот снимок самой яркой части?» Последний шаг — записать чувство, связанное с самой яркой частью этого воспоминания. (Этот процесс полностью объяснен в статье 2004 года под названием «Ранние воспоминания: руководство для практиков», которую я написал вместе с Роем Керном и Дэниелом Экштейном и которая была опубликована в The Журнал индивидуальной психологии .)

    Консультантам необходимо собрать как минимум три ER, чтобы иметь достаточно данных для поиска тем. Эти темы, скорее всего, подкрепят информацию об образе жизни, но, что еще более важно, они могут дать представление о существующей проблеме. Есть много способов интерпретировать темы из ER. В 2002 году Артур Кларк написал книгу под названием « Ранние воспоминания: теория и практика консультирования и психотерапии », в которой он подробно объясняет, как интерпретировать ER. Консультантам важно помнить, что процесс обратной связи должен быть совместным. Поэтому консультанты должны с осторожностью делиться темами, которые они видят или слышат, и вместо этого приглашать клиентов поделиться своими предложениями по возможным темам. Некоторые основные идеи интерпретации включают определение того, кто включен (а кто нет) в ER, сколько людей присутствует в ER, уровень детализации включен и какие части подчеркнуты (например, невербальное поведение, соматические жалобы или физические движения). ).

    Другим важным моментом при использовании ER является расшифровка того, делятся ли клиенты истинным воспоминанием или это отчет о воспоминании, которое кто-то ранее рассказал им. Настоящие воспоминания будут воспроизводиться как фильм и сопровождаться чувством, в то время как отчеты обычно не связаны с яркими чувствами, потому что клиенты вспоминают воспоминание только на основе того, что им кто-то сказал. Из психологии развития мы знаем, что мы склонны запоминать и легче пересказывать события, которые имеют для нас значение, и, как правило, наши самые значимые жизненные события носят эмоциональный характер. Таким образом, наличие определенного чувства, связанного с воспоминанием, является ключом к тому, что воспоминание верно, а не сообщением.

    ER также могут быть адаптированы к возрасту или уровню развития клиента. Работая с детьми, консультанты могут спросить о любимых героях сборников рассказов или мультфильмов, любимых библейских историях или любимых сказках. Ключ в том, чтобы спросить , почему эта история или персонаж являются их любимыми, потому что их ответ дает представление о том, как они видят мир. Если ребенок рассказывает, что его любимая история — «Золушка», и причина этого в том, что Золушка больше не подвергается нападкам со стороны ее семьи в конце, то у консультанта может возникнуть ощущение текущих жизненных трудностей ребенка (ощущение, что над ним издеваются или запугивают). ) и ее надежды на будущее (она видит, что жизнь может быть разной). Консультант должен спросить о других любимых историях или персонажах, чтобы более четко определить темы и сильные стороны.

    ER полезны для выявления тем образа жизни, связанных с изложенной проблемой, а также сильных сторон, которые можно использовать для поощрения клиентов, когда они пробуют новые мысли и модели поведения.

    Социальный интерес

    Адлерианские практики считают, что Альфред Адлер опередил свое время, когда предложил концепцию Gemeinschaftsgefühl , что означает чувство и активное участие в формировании своего сообщества. Хайнц и Ровена Ансбахер, стремясь упростить это понятие, перевели его как «общественный интерес» в своей работе 1956 книга под названием Индивидуальная психология Альфреда Адлера: систематическое изложение отрывков из его сочинений . Адлер сказал, что наше психическое здоровье выражается в нашей связи с другими и нашем поддерживающем вкладе в общество. Когда мы хорошо относимся к себе, мы склонны делать добро другим людям, что обычно заставляет нас чувствовать себя хорошо и более склонны повторять этот паттерн. Социальный интерес я рассматриваю как внешнее выражение внутренней самооценки или чувства. Если мы чувствуем себя бесполезными, мы, вероятно, убедим себя, что нам уже не помочь и, следовательно, мы не можем помочь кому-либо еще. Напротив, если мы чувствуем себя способными справиться с жизнью, мы можем быть более склонны обращаться к другим.

    Как выглядит социальный интерес как стратегия? Проще говоря, консультанты будут поощрять клиентов работать волонтерами или вносить свой вклад в свои сообщества. Это может включать в себя помощь соседу в чем-то или работу волонтером в бесплатной столовой или приюте для животных. Цель состоит в том, чтобы помочь клиентам восстановить связь с внешним миром таким образом, чтобы они чувствовали себя лучше, а также помогали другим.

    Для меня этот процесс начинается на первом или двух сеансах, когда я спрашиваю клиентов, каковы их хобби или чем они любят заниматься. Если некоторым клиентам сложно ответить на этот вопрос, перефразируйте вопрос, сосредоточив внимание на моменте, когда они чувствовали себя хорошо в жизни. Что они сделали тогда или что они надеются сделать снова в будущем? Следующим шагом для клиента является выбор одной вещи из своего списка для изучения в качестве возможной волонтерской деятельности (найти место, определить кого-то, кто нуждается в помощи, найти в Интернете местные приюты и т. д.). Постепенно, по мере того, как клиент чувствует себя готовым или демонстрирует прогресс в достижении целей консультирования, консультант поощряет клиента попробовать заниматься определенным видом деятельности только один раз между сеансами и объясняет потенциальные выгоды, которые клиент может получить.

    Как и в случае с любым домашним заданием, консультантам необходимо осведомиться о результатах деятельности и обработать их вместе с клиентами. Если задание прошло успешно, консультант использует поощрение, чтобы отметить усилия клиента, а затем устанавливает новую цель (например, выполнить задание два раза) на следующую неделю. Если что-то пошло не так, узнайте, что произошло, поблагодарите клиента за то, что он попробовал что-то новое, и оцените возможность выбора другого занятия.

    По моему опыту, клиенты — особенно те, кто находится в депрессии или беспокойстве — сначала колеблются, но как только они начинают изучать возможность помощи другим, их настроение становится более позитивным, что способствует уверенности в завершении деятельности. Я также использовал эту технику с клиентами, борющимися с расстройствами пищевого поведения, и результаты, как правило, также были положительными.

    Консультанты должны действовать по своему усмотрению, прежде чем применять эту стратегию, и ориентировать клиентов на интересы, которые с большей вероятностью приведут к положительному результату, особенно в свете целенаправленности симптомов и вызывающих беспокойство. Например, я мог бы не поощрять клиента, у которого в прошлом были расстройства пищевого поведения, стать волонтером в бесплатной столовой, потому что это может спровоцировать возвращение симптомов или нездоровое поведение. Для начала всегда полезно знать своего клиента и то, с чем он или она может справиться.

    Собираем все вместе

    Эти стратегии хорошо помогают мне с каждым клиентом, которого я встречаю. Они обеспечивают структуру для развития прочного взаимопонимания и всесторонней оценки того, как клиент подходит к жизненным требованиям. Большинству клиентов нравится обсуждать образ жизни и ранние воспоминания, потому что они получают новый взгляд на то, как их ранние годы все еще влияют и влияют на них сегодня. Теория Адлера весьма полезна, и я был бы рад ответить на вопросы об адлерианской психологии или о том, как применить эти идеи к конкретным клиентам.

    Статьи «Обмен знаниями» основаны на сессиях, представленных на прошлых конференциях ВДА.

    Сьюзан Беланджи — лицензированный профессиональный консультант в Колледжвилле, штат Пенсильвания. Она продолжает изучать психологию Адлера благодаря участию в Североамериканском обществе психологов Адлера (NASAP; alfredadler.org ). Она координирует программу NASAP Emerging Leader Program, а также ведет онлайн-курсы в Высшей школе Адлера в Миннеаполисе. Свяжитесь с ней в [email protected] .

    Письма в редакцию:  [email protected]

    Глава 4, часть 2: Индивидуальная психология Адлера – PSY321 Текст курса: Теории личности

    Адлер разработал концепцию индивидуальной психологии, исходя из своего наблюдения, что психологи начинают игнорировать то, что он называл единством личности.

    Если коротко обобщить Индивидуальную Психологию, дети начинают жизнь с чувством неполноценности по отношению к своим родителям, а также ко всему миру. Жизнь ребенка становится постоянным усилием преодолеть эту неполноценность, и ребенок постоянно беспокоен. Когда ребенок стремится к превосходству, он творчески формирует цели, даже если конечной целью является вымышленное представление о достижении превосходства. Действительно, Адлер считал, что невозможно думать, чувствовать, желать или действовать без осознания какой-либо цели и что каждое психологическое явление может быть понято только в том случае, если оно рассматривается как подготовка к какой-либо цели. Таким образом, вся жизнь человека становится сосредоточенной на заданном плане достижения конечной цели (какой бы она ни была). Такая перспектива должна быть исключительно индивидуальной, поскольку специфические детские чувства неполноценности, творческий стиль жизни и конечные цели каждого человека будут уникальными для их собственного опыта (Адлер, 19). 14/1963).

    Предположение о том, что стремление преодолеть свою неполноценность является движущей силой, лежащей в основе развития личности, является, конечно, значительным отступлением от предположения Фрейда о том, что развитие вращается вокруг поиска психосексуального удовлетворения. Еще одно важное отличие заключается в том, что Адлер не проводил различия между сознательным и бессознательным разумом, как это делал Фрейд:

    Использование терминов «сознание» и «бессознательное» для обозначения отличительных факторов в практике индивидуальной психологии некорректно. Сознание и бессознательное движутся вместе в одном направлении и не являются противоречиями, как это часто думают. Более того, между ними нет четкой демаркационной линии. Это просто вопрос открытия цели их совместного движения. (стр. 56; Адлер, 19 лет)29а)

    Неполноценность и компенсация

    В 1907 году Адлер опубликовал свое классическое «Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации», которое было переведено на английский язык 10 лет спустя (Adler, 1917). В первую очередь это была медицинская статья о последствиях неполноценности органов, в которой Адлер рассматривал, как нервная система помогает организму адаптироваться к физическим недугам, возникшим буквально в результате неполноценного развития органов. Например, часто предполагается, что слепые люди лучше слышат. Однако социальные психологи продемонстрировали, что социальная среда может сильно влиять на нашу чувствительность к внешним раздражителям. Причина этого, вероятно, как раз в том, что Адлер назвал основным средством, с помощью которого мозг может компенсировать любой дефицит; привлекая внимание к процессам, необходимым для компенсации. Таким образом, если у человека проблемы со зрением, он уделяет более пристальное внимание слуху, а также другим органам чувств. Однако это не идеальная система, и она также может привести к сверхкомпенсации. В результате усилия психики (в том числе неосознанные усилия) по компенсации какой-либо проблемы могут быть вызваны самыми разнообразными физическими симптомами. Как отмечал Фрейд, истерические симптомы обычно проявляются как физические проблемы. Согласно Адлеру, в основе этих физических симптомов, даже если они вызваны исключительно психикой, должна лежать неполноценность какого-либо органа внутри тела (Адлер, 19).17).

    Адлер не ограничивал свою теорию неполноценности органов медицинскими проблемами или невротическими симптомами, а, скорее, расширил теорию, включив в нее все аспекты жизни. Компенсация относится к типичному способу, которым человек стремится преодолеть трудности. Например, если кто-то сломает руку, он научится действовать с помощью гипса, а если кто-то потеряет зрение, он научится пользоваться тростью или работать с собакой-поводырем (Dreikurs, 1950; Mosak & Maniacci, 1999). Если мы рассмотрим компенсацию в более психосоциальной сфере, примеры могут включать студента колледжа, который не может найти подходящего парня или девушку, поэтому он сосредотачивается на том, чтобы стать отличником, студент, который не успевает в учебе, сосредотачивает свои усилия на том, чтобы стать звездным спортсменом. , или единственный ребенок, который хотел иметь братьев и сестер, имеет много собственных детей (Лундин, 19 лет).89). В таких случаях компенсация приводит к балансу в жизни. Слабость или, по крайней мере, предполагаемая слабость компенсируется другими способами (Manaster & Corsini, 1982). Сверхкомпенсация предполагает доведение компенсации до крайности. Например, человек, родившийся с больной ногой, стремится стать профессиональным танцором, или человек, родившийся в бедности, стремится стать миллионером, а затем продолжает работать по 80 и более часов в неделю, стремясь стать миллиардером. Вообще говоря, механизмы неполноценности личности более сложны, чем механизмы неполноценности органов. Точно так же компенсация и сверхкомпенсация являются более сложными, когда они относятся к личности человека, чем когда они связаны с физическими проблемами (Manaster & Corsini, 19).82).

    Когда человеку трудно преодолевать жизненные трудности, у него может развиться то, что Адлер назвал комплексом неполноценности (Адлер, 1928, 1929а, 1931а). Хотя чувство неполноценности универсально, как и стремление к превосходству, люди не созданы равными. У всех нас есть разные сильные и слабые стороны. Однако, когда человек не может компенсировать свои слабости, и его переполняет чувство неполноценности, возникает комплекс неполноценности. По Адлеру, термин «комплекс» не совсем точен, потому что так называемый комплекс неполноценности сложен и пронизывает всю личность. И все же это не всегда может быть очевидно. Человек с комплексом неполноценности может чувствовать себя комфортно в ситуациях, в которых у него достаточно опыта, чтобы чувствовать себя уверенно, хотя он может создавать такие ситуации, избегая конкуренции, которая может обнажить его слабости (Адлер, 19 лет).29а). Однако комплекс неполноценности проявляется в напряженных или трудных ситуациях и часто принимает форму оправданий, почему человек не может следовать определенному курсу действий. Для психологов, согласно Адлеру, наличие комплекса неполноценности обычно можно распознать по противоречиям, определенным эмоциям, таким как сомнение, и в целом по нерешительному поведению. Таким образом, правильное лечение состоит в том, чтобы поощрять людей, никогда не обескураживать их и помогать им понять, что они способны решать проблемы и встречать жизненные трудности (Адлер, 19 лет).29а).

    Когда сильное чувство неполноценности, связанное с комплексом неполноценности, становится невыносимым, оно может трансформироваться в уникальную иллюзию, которую Адлер назвал комплексом превосходства (Adler, 1928, 1929a, 1931a). Комплекс превосходства не следует рассматривать как продолжение нормального процесса стремления к превосходству. Комплекс превосходства возникает из комплекса неполноценности и на самом деле является продолжением сильного чувства неполноценности. Интересно, что такие люди обычно не позиционируют себя как превосходные личности; вместо этого они могут быть высокомерными, высокомерными, властными или цепляться за видных и важных людей. Напротив, люди, которые действительно выше других, часто имеют чувство скромности (Лундин, 19 лет).89; Мосак и Маниаччи, 1999). Сложность комплекса превосходства и его происхождение из чувства неполноценности и постоянного стремления к всеобщему превосходству можно увидеть не только в невротических симптомах и других формах психических заболеваний, но и в преступном поведении.

    Мы видим детей, которые начинают воровать, страдающих от чувства превосходства. Они считают, что обманывают других; что другие не знают, что они воруют. Таким образом, они богаче с небольшими усилиями. Это же чувство очень сильно выражено у преступников, считающих себя высшими героями… он хочет устроить так, чтобы избежать решения жизненных проблем. Таким образом, преступность является результатом комплекса превосходства, а не выражением фундаментальной и изначальной злобы. (стр. 80-81; Адлер, 19 лет)29а)

    Стиль жизни и план жизни

    По словам Адлера, каждый сталкивается в жизни с трудностями и стремится их преодолеть. Поскольку каждый человек сталкивается со своими уникальными трудностями и стремится компенсировать их собственными характерными способами, учитывая среду (или культуру), в которой он живет, у человека развивается чувство смысла своей жизни, и он ставит цель для своих стремлений. Первоначально Адлер называл последовательное движение к этой первостепенной цели жизненным планом, но этот термин оказался несколько запутанным. Поэтому Адлер вместо этого решил назвать стремление к цели стилем жизни. Стиль жизни объединяет личность, так как он основан на раннем жизненном опыте. Однако индивидуальная психология смотрит не в прошлое, а скорее в будущее. Зная стиль жизни человека, мы можем предсказать его будущие действия (Адлер, 19 лет).29а, 1931а).

    Стиль жизни не всегда легко распознать, особенно у психически здорового человека или в периоды относительного затишья. Когда человек сталкивается с новой ситуацией или с новой трудностью, его стиль жизни становится понятным другим. Для нормального человека стиль жизни – это рамки, в которых человек адаптируется к своему обществу таким образом, что общество получает пользу от работы человека, а сам человек имеет энергию и мужество, чтобы противостоять любым проблемам и трудностям. которые возникают (Адлер, 1929а). Стиль жизни включает в себя наше индивидуальное творчество, способы, которыми мы решаем проблемы и компенсируем неполноценность, наши взгляды, мнения и цели. Он объединяет и выражает нашу личность, обеспечивает согласованность того, как мы живем, и помогает нам найти свое место в мире (Adler, 1931a; Dreikurs, 1950; Lundin, 1989; Mosak & Maniacci, 1999).

    Стиль жизни закладывается довольно рано в детстве, что может стать серьезной проблемой, если окажется дисфункциональным стилем жизни. Комплекс неполноценности — это, конечно, один из ошибочных стилей жизни. Когда комплекс неполноценности возникает из-за фактической неполноценности органа, это может быть особенно неприятно. Роберт Лундин (1989) описал случай старшеклассника, которого он знал в колледже, ростом всего 5 футов 3 дюйма (очень низкий для мужчины, хотя на самом деле это было бы только воспринимаемой неполноценностью). Он был чрезвычайно высокомерным и враждебным по отношению к младшим ученикам, утверждая, что превосходит их интеллектуально во всех отношениях. Он даже предложил быть соседом Лундина по комнате, поскольку Лундин явно нуждался в его помощи, чтобы улучшить неполноценную личность Лундина! Лундин отклонил предложение. Адлер отметил, что неполноценность органов не всегда является негативной ситуацией, и, учитывая современные достижения в области протезирования, теперь еще более верно то, что неполноценность органов не обязательно снижает качество жизни человека. Однако Адлер подчеркивал, что важнее всего то, как человек переживает слабость своей неполноценности органов. Одни стараются избегать или отрицать проблему, другие постоянно «борются и борются» со своими трудностями. В конце концов, все сводится к творческой способности личности адаптироваться (см. ниже; Адлер, 19 лет).32а/1964).

    В дополнение к стилю жизни, который может быть результатом неполноценности органов (или воспринимаемой неполноценности органов), Адлер обсудил два других фактора, которые обычно приводят к неблагополучному образу жизни и которые можно отнести в первую очередь к родительскому влиянию: баловство и пренебрежение. Избалованный образ жизни особенно беспокоил Адлера. Он имел в виду не детей, которых любят и о которых заботятся, а детей, чьи родители постоянно нависают над ними, решают любую проблему и освобождают ребенка от любых обязанностей или ответственности. В результате ребенок никогда не научится заботиться о себе или взаимодействовать с другими в духе сотрудничества.

    Чем глубже я вникал в проблему неврозов и разбирал представленные случаи, тем яснее приходил к выводу, что в каждом индивидууме с неврозом можно проследить некоторую степень баловства… В таких условиях ребенок развивается как паразит … (стр. 88-89; Адлер, 1932а/1964)

    Развивая эту идею, Адлер писал, что, когда имеешь дело с «трудными детьми, нервными или душевнобольными, самоубийцами, правонарушителями, наркоманами или извращенцами и т. д.», у него отсутствует социальное чувство (Адлер, 19).64). Другими словами, они просто плохо функционируют в отношениях с другими, потому что им никогда не приходилось этого делать. Что же касается безнадзорного ребенка, нежеланного, то у него вообще не было возможности для социального взаимодействия, поскольку его собственная семья не взаимодействует с ним. Адлер считал, что в случаях самоубийства можно желать даже смерти как средства мести тем, кто обидел ребенка или пренебрег им, показывая другим, что они потеряли в том, кого не смогли полюбить (Адлер, 1967). Поскольку чувство пренебрежения относительно, изнеженные дети часто в более позднем возрасте оказываются в ситуациях, когда они чувствуют себя заброшенными, поскольку они могут больше не получать того баловства, к которому они привыкли (Адлер, 19 лет).32а/1964).

    Социальные интересы и сотрудничество

    Адлер считал, что правильный путь к достижению превосходства лежит через общественный интерес и сотрудничество, которое естественным образом следует за ним. Однако это не какая-то возвышенная философия, а простая реальность. По словам Адлера, «мы находимся в середине потока эволюции». Таким образом, человеческий вид в целом стремился к превосходству, точно так же, как каждый индивидуум стремится к личному превосходству (Адлер, 1964). Слабость человека заставляет его искать поддержки у других, живя в обществе:

    Все люди чувствуют себя неадекватно в определенных ситуациях. Они чувствуют себя подавленными жизненными трудностями и не способны справиться с ними в одиночку. Следовательно, одна из сильнейших тенденций человека состоит в том, чтобы образовывать группы, чтобы он мог жить как член общества, а не как изолированный индивидуум. Эта общественная жизнь, без сомнения, очень помогла ему в преодолении чувства неполноценности и неполноценности. Мы знаем, что так обстоит дело с животными, где более слабые виды всегда живут группами… С другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно, потому что природа дала им средства самозащиты. У человека нет ни их великой силы, ни их когтей, ни их зубов, и потому он не может жить врозь. Таким образом, мы находим, что начало общественной жизни лежит в слабости личности. (стр. 60-61; Адлер, 19 лет)29а)

    Эта эволюционная перспектива объясняет тот парадокс, что индивидуальная психология сосредоточена главным образом на социальных отношениях! Опять же, мы знаем (хотя, возможно, бессознательно), что в одиночку мы слабы и неполноценны, но вместе мы можем совершить великие дела. Обнадеживающее видение Адлера будущего состоит в том, что когда-нибудь социальное чувство человечества преодолеет все, что ему противостоит, и люди будут жить в гармонии. В то же время, однако, он признает, что многие вещи по-прежнему препятствуют этому и работают на разрушение социальных чувств и социальных интересов детей, такие как сексизм, расизм, бедность, преступность, смертная казнь, самоубийство, жадность, плохое обращение с бедными, инвалиды и старики, а также все формы предубеждений, дискриминации и нетерпимости (Адлер, 19 лет).64). Это непростая задача, стоящая перед человечеством, но Адлер предположил, что путь к гармонии частично лежит в признании трех основных связей, которые каждый человек должен учитывать. Во-первых, мы привязаны к этому единому миру, земле. Мы должны научиться выживать здесь, учитывая все преимущества и недостатки, которые это означает. Во-вторых, мы не единственный представитель человечества. Через сотрудничество и объединение мы можем найти силу для всех и обеспечить будущее человечества. Наконец, мы должны признать, что есть два пола. Для Адлера эта последняя связь разрешается прежде всего через любовь и брак. Хотя это может показаться продуктом культурного воспитания Адлера, это также подразумевает заботу и уважение к представителям другого пола. В противном случае любовь — это слово, употребляемое без смысла. Адлер предположил, что если мы придаем смысл жизни через признание этих трех связей с нашим окружением, тогда другие могут разделить с нами смысл жизни, и тогда польза вернется к нам (Адлер, 19).31а).

    В более практическом плане общественный интерес проявляется в сотрудничестве. Чтобы человек преодолел собственное чувство неполноценности, он должен знать, что он ценен, что происходит только от вклада в общее благо. Адлер считал, что те, кто ищет личной власти, преследуют ложную цель, и в конце концов они вообще исчезнут из жизни. Однако, внося свой вклад в семью и общество, воспитывая детей или способствуя успеху своей культуры или общества, человек может претендовать на чувство бессмертия. Индивидуальная психология основана на предпосылке, что когда человек осознает, что общее благо необходимо для развития человечества, он будет стремиться к личному развитию, которое соответствует высшему благу. Они признают, что и хорошее, и проблемы, которые встречаются на их пути, принадлежат всем, и они будут сотрудничать в поисках решения проблем. Они не будут просить ничего взамен, так как осознают, что все, что они делают для блага других, в конечном счете идет и им на пользу (Адлер, 19).33/1964). Эта перспектива удивительно близка к восточной философии и концепциям межбытия и кармы, хотя религиозные отсылки Адлера в основном христианские (хотя Адлер родился евреем, позже стал христианином).

    В американском обществе работа часто выполняется командами. Краткое определение команды — это два или более человека с разными ролями, которые социально взаимодействуют для достижения какой-то общей цели. Команды могут привести к успешным результатам в самых разных условиях, таких как разработка программного обеспечения, олимпийский хоккей, реагирование на вспышки заболеваний или неожиданное повреждение космического корабля, такого как «Аполлон-13». Однако команды также могут привести к групповым неудачам, таким как неудачи международной разведки, приведшие к 9/11 террористическая атака на Всемирный торговый центр, авария космического корабля «Колумбия» или широко известная гибель людей, связанных со штормом, на горе Эверест в 1997 году (Kozlowski & Ilgen, 2006; Marks, 2006; подробнее о горе Эверест см. Букреев). и ДеУолт, 1997; Кракауэр, 1997). Учитывая важность командной работы как в личных условиях, так и внутри организаций, было проведено большое количество исследований команд, посвященных когнитивным, мотивационным и поведенческим факторам, а также информации об эффективном дизайне команды, обучении команды и лидерстве в команде. Несмотря на обилие информации о положительных и отрицательных факторах командной работы, в западном мире существует интересное противоречие:

    …Мы обучаем наших детей индивидуально. Мы нанимаем, обучаем и вознаграждаем сотрудников как отдельных лиц. И, тем не менее, мы очень верим, что люди, объединенные в команду, мало задумываясь о составе команды, обучении и развитии, а также о лидерстве, будут эффективными и успешными. (стр. 115; Козловски и Ильген, 2006 г.)

    Жизненные задачи — работа, общественная жизнь и любовь

    На основе трех описанных выше связей, наших связей с землей, человечеством и противоположным полом, Адлер описал три жизненные задачи: работа, общественная жизнь и любовь. Работа связана с землей в эволюционном смысле, начиная с того времени, когда наши древние предки были охотниками/собирателями, зависевшими от окружающей среды в поисках пищи и крова. По словам Адлера, все жизненные вопросы можно найти в этих трех задачах, которые постоянно бросают нам вызов на протяжении всей жизни. Эти задачи взаимосвязаны, поскольку каждая из них зависит от успешного выполнения двух других. Учитывая эту взаимосвязь, Адлер считал, что то, как человек подходит к каждой из этих задач в своем стиле жизни, многое говорит о том, что он считает смыслом жизни. Необходимо, конечно, чтобы был баланс. Например, человек в несчастливом браке может проводить много времени на работе. Это представляет собой ошибочный образ жизни (Адлер, 19 лет).31а, 1964). Что еще хуже, это тот, кто не выполняет ни одной из жизненных задач.

    Важность рабочего задания заключается в том, что мы должны что-то делать со своим временем. Когда люди начали сотрудничать, они смогли разделить свой труд. Кто-то охотился, кто-то занимался сельским хозяйством, кто-то стал ремесленником, кто-то растил молодежь, а кто-то в конце концов служил в армиях, защищавших всех остальных. Таким образом, каждый человек выполнял ценную роль в обществе (даже если эта роль не была престижной), и каждый извлекал выгоду из способности каждого человека стать более экспертом в своей роли.

    Конечно, такого рода общественное сотрудничество есть вторая задача жизни, совместной жизни или, как ее иногда называют, иметь друзей. Работать с другими на общее благо может быть довольно сложно, если люди делают это только для собственной выгоды или если они не доверяют или боятся тех, с кем, как кажется, сотрудничают. По мере того как общества становились более развитыми, а образование становилось важной частью общества, в большинстве обществ поощрялись социальные интересы как аспект образования. В Америке, например, мы говорим о детях, которые учатся быть хорошими гражданами, и в школах много уроков гражданского права. Кроме того, общества устанавливают не только формальные и неформальные руководящие принципы и нормы приемлемого поведения, но и пишутся фактические законы для наказания тех, кто действует вопреки общему благу. Не то чтобы это было легко! Первая поправка к американской конституции гарантирует свободу слова, которая включает в себя право оспаривать само существование нашей формы правления. Однако общепризнано, что большее благо приносит защита людей от возможных злоупотреблений властью со стороны правительства. Не вдаваясь в обсуждение политики, этот баланс, который направлен на то, чтобы служить наилучшим интересам сообщества граждан, привел к одному из самых продолжительных правительств в мире сегодня.

    Говоря о третьей жизненной задаче, задаче любви, Адлер прежде всего имел в виду выбор партнера для рождения и воспитания детей. Когда ребенок рождается впервые, любовь к матери является основой для развития у ребенка социальных чувств. Если ребенок запущен, он не учится относиться к другим, или если он избалован, ему не нужно общаться с другими. Ранний вызов для ребенка обнаруживается в характере отца, а затем любых братьев и сестер, которые могут быть частью семьи. Обычно они не относятся к ребенку с такой же нежной любовью, как мать. Если мать защищает ребенка от этого, балуя и балуя младенца, развивается беспорядочный образ жизни, но если мать оставляет ребенка наедине с этим новым вызовом, он должен полагаться на свои творческие силы, чтобы приспособиться к этим различным социальные отношения. Дети с готовностью обладают этой способностью, если им позволяют ее использовать. Позже в жизни каждый человек должен выбрать себе пару, чтобы иметь собственных детей, и его способность приспосабливаться к отношениям с любовными интересами, очевидно, будет зависеть от его собственного развития в более раннем возрасте. У активных и дружелюбных членов сообщества будет больше возможностей встретить того, кто им действительно нравится. Люди, которые успешны и продуктивны в своей работе, смогут лучше обеспечивать семью. И, конечно же, окончательное существование каждого члена сообщества зависит от продолжения размножения вида. Таким образом, работа, совместная жизнь и любовь объединяются в здоровом обществе для всеобщего блага (Адлер, 19 лет).31а, 1964; Лундин, 1989; Мосак и Маниаччи, 1999).

    Творческая сила личности и вымышленный финализм

    Наука индивидуальной психологии развилась из стремления понять эту таинственную творческую силу жизни; та сила, которая выражается в желании развиваться, стремиться и достигать, и даже компенсировать поражения в одном направлении стремлением к успеху в другом. (стр. 32; Адлер, 1929а)

    Адлер считал, что все мы рождены с творческой силой: творческой силой человека. Он не отвергал понятия наследственности, темперамента или предрасположенности, но подчеркивал, что важно не то, с чем мы рождаемся, а то, что мы с этим делаем (Адлер, 19).32а/1964). Как отмечалось выше, младенцы неполноценны, поэтому каждый начинает жизнь с чувства неполноценности. Это приводит к стремлению к превосходству и выработке стиля жизни, направленного на достижение какой-либо цели. Природа этого стиля жизни уникальна, потому что он создается ребенком, и это делается в очень раннем возрасте. Это не детерминистская перспектива; это создание стиля жизни именно таково, творческое, а потому оно должно быть уникальным (отсюда Индивидуальная Психология). Поскольку Адлер считал, что всякая мысль и поведение ориентированы на какую-то цель, должна быть какая-то цель, которая лежит в основе того, как создается стиль жизни. Поскольку ребенок не может заглянуть в будущее и создать конкретную цель в жизни, Адлер предложил нам руководствоваться вымышленной целью, так называемым вымышленным финализмом (Адлер, 19).14/1963, 1928, 1929а, 1932а/1964; Лундин, 1989; Манастер и Корсини, 1982).

    Вымышленная конечная цель включает в себя чувство превосходства или, по крайней мере, возвышение личности до такой степени, что жизнь кажется стоящей жизни (Adler, 1928). Таким образом, его не нужно точно определять, что важно для нашего рассмотрения, что он создан маленьким ребенком. И тем не менее оно существует в сознании ребенка, обеспечивает рамки, в которых творчески формируется стиль жизни, и служит целью жизни ребенка (хотя и остается по преимуществу бессознательной). Также важно признать, что хотя эта цель является вымышленной, она полностью положительна и является здоровой и естественной мотивационной силой (Lundin, 19).89). Вымышленный финализм точно не следует путать с фиктивным превосходством. Фиктивное превосходство — это воображение или ложное убеждение, что кто-то на самом деле превосходит других. Это типичный невротический симптом, который возникает, прежде всего, из-за изнеженности. Избалованный ребенок лучше, по крайней мере, в том смысле, что все делается для него. Однако взрослая жизнь больше не поддерживает это заблуждение, а ребенок так и не научился приспосабливаться к жизненным вызовам. В результате их стиль жизни определяется ожиданием того, что проблемы будут решены за них. С другой стороны, здоровый ребенок научился сталкиваться с трудностями и стремиться к их преодолению. Таким образом, здоровый ребенок вырабатывает стиль жизни, который включает в себя процесс столкновения с жизненными препятствиями и их преодоления, и это переносится в здоровую взрослую жизнь (Адлер, 19 лет). 32б/1964). В своем обсуждении творческой силы личности и вымышленного финализма Адлер обратился к тому, что можно рассматривать как основу когнитивной психологии и когнитивной терапии.

    Согласно Адлеру, прототип стиля жизни, поскольку он указывает на вымышленный финализм, имеет определенную направленность. На протяжении всей жизни человека его восприятие мира вынуждено «попадать в канавку, установленную линией направления» (Адлер, 19).29а). Он назвал это явление схемой апперцепции. В результате этой схемы человек интерпретирует переживания до того, как они будут приняты, и интерпретация всегда согласуется с первоначальным смыслом, который человек придал своей жизни. Когда человек развил ошибочный смысл жизни или когда опыт не может примириться с тем смыслом, который он имеет, он может быть вынужден изменить свою схему апперцепции. Однако это нелегко и происходит только тогда, когда на это есть достаточное социальное давление (Адлер, 19 лет).31а).

    Дополнительные материалы

    Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и отвага

    В этом видео [8:58] описываются мысли Альфреда Адлера о превосходстве как фундаментальной движущей силе человеческого поведения, а также его взгляды на то, что порождает комплексы неполноценности.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts