Основные положения индивидуальной психологии
29.05.2012
Природа человека в концепции А. Адлера
• Человек — это единый и самосогласующийся организм; individuum (лат.) — неделимое. Ни одно проявление жизненной активности человека нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью, в целом.
• Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу.
• Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни.
• Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста. У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, т.е. врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
• Поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире, т.
• Поведение человека мотивируется недостижимыми целями или фикциями.
Адлер о комплексе неполноценности и стремлении к превосходству
• Каждый человек переживает чувство неполноценности в детстве, когда он зависит от родителей. Это чувство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Такие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возраста).
• Развитию комплекса неполноценности в детстве также способствуют неполноценность органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей.
• Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполноценности, т.е. преувеличенному чувству собственной слабости и несостоятельности.
• Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и, как следствие, порождает комплекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности).
• Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (например, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое соотносится с благополучием других людей, то второе — эгоистично, и реализуется за счет других людей.
Адлер о стиле жизни
• Форма реализации стремления к превосходству определяет стиль жизни человека, т.е. индивидуальный способ достижения жизненных целей.
• Жизненная цель носит защитный характер и служит мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель полностью не осознается. Жизненная цель определяет черты характера человека.
• По определению Адлера, существуют три конструктивные жизненные цели: работа, дружба и любовь.
Адлер о типах личности
• В зависимости от степени выраженности ориентации на социальный интерес и социальную активность в жизни человека выделяются следующие типы личности:
Управляющий тип присущ самоуверенным и напористым людям с незначительным социальным интересом. Они решают свои проблемы преимущественно в антисоциальной, враждебной манере.
Берущий тип характеризуется паразитической установкой к внешнему миру; ему присущ низкий социальный интерес и средняя активность.
Избегающий тип характерен для людей, больше опасающихся неудачи, чем стремящихся к успеху (бегство от решения жизненных задач). Социальный интерес и активность у них низкие.
— Социально-полезный тип характеризуется высоким социальным интересом и активностью, является воплощением зрелости. Люди этого типа проявляют заботу о других и заинтересованы в общении с ними.
Адлер о социальном интересе
• Социальный интерес носит врожденный характер, однако, требует развития, которое происходит благодаря социальному окружению, и, прежде всего, семьи.
• Здоровая любовь матери способствует развитию социального интереса, а предпочтение мужа детям — нет.
• Позитивная установка отца по отношению к жене, работе, обществу и детям также способствует развитию у детей социального интереса, а эмоциональная отстраненность и авторитаризм — нет.
• Степень социального интереса у человека является показателем его психического здоровья. Люди с низким социальным интересом отличаются эгоцентризмом, поглощенностью своими интересами, самозащитой.
Адлер о творческой силе человека (или самости)
• Творческая сила человека определяет его стиль жизни и жизненные цели, поэтому каждый человек свободен и ответственен за свою судьбу.
• Творческая сила человека — это результат долгой эволюции.
• Творческая сила влияет на все психические процессы человека (восприятие, память, воображение, фантазию и мечты).
Адлер о фикционном финализме
• Фикционный финализм — это концепция о том, что поведение человека подчинено намеченным им в жизни целям (фикциям).
• В основе этих целей лежат убеждения, справедливые для субъекта, но их объективность и реализуемость для других людей относительны. Например: «Я должен стать богатым», «На небесах мне воздастся за добрые дела», «Главное — добиться власти и денег».
• Фиктивная цель объясняет смысл поступков человека и историю его жизни.
Адлер о влиянии позиции ребенка на стиль его жизни
• Первенец (старший ребенок) в семье: лишаясь привилегированного положения в семье с рождением младшего ребенка, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности; стремится к власти и лидерству.
• Современные исследования подтверждают, что среди государственных деятелей — большинство первенцев, в т.ч. среди президентов США и членов Конгресса США.
• У единственного ребенка в семье формируется зависимость и эгоцентризм; в зрелости он будет переживать, что уже не находится в центре внимания; ему свойственны трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
• Современные эмпирические исследования не подтверждают этого тезиса: единственный ребенок в семье так же контактен, просоциален и эмоционально устойчив, как и другие дети.
• Второй (средний) ребенок, соревнуясь с первым братом, вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели.
• Последний (самый младший) ребенок — это «баловень» семьи, но он зависим от старших детей. Эта зависимость от старших может стать высокой, а, с другой стороны, у ребенка может сформироваться стремление к независимости, что приведет к возникновению у него внутреннего конфликта. Современные исследования показали, что алкоголизмом чаще страдают те, кто был младшим в семье.
Ключевые слова: Индивидуальность, Адлер
Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии
Материалы по теме |
---|
Половой диморфизм и индивидуальность … |
Способности как проявление индивидуального в психике Столяренко Л.Д., Основы психологии |
Биологические факторы и личностная предрасположенность в формировании индивидуальности . .. |
Индивидуальные особенности мотивации Мотивация и мотивы, Ильин Е.П |
Темперамент и индивидуальные стили деятельности Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Индивидуальные различия в области чувств Теплов Б.М., Психология |
Индивидуальные различия и развитие воображения Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Понятия индивида, личности, индивидуальности Ефимова Н.С., Основы общей психологии |
12. Основные положения теории а. Адлера
Индивидуальная психология – А. Адлер. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья.
Опять «чем социальнее индивид, тем полноценнее личность» + идея изначального комплекса неполноценности (прямо-таки первородный грех).
Да и вообще – вся теория личности Адлера не имеет даже эмпирической базы, т.е. абсолютно спекулятивна. Достаточно его базового положения о том, что уникальный стиль жизни субъекта к 5-6 годам полностью сформирован.
Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности [1].
10 исходных полжений теории Адлерa
1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного человека. Все его органы и функции рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.
2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.
3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».
4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы.
5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.
6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).
7. Адлерианская психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.
8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником современного экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.
9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».
10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.
Было много дискуссий о различиях между различными школами мысли в психологии, и любой человек с аналитическим умом может легко обнаружить различия, противоречия или сходства. Мы могли бы определить школу мысли как сущность, принципы которой должны быть тщательно изучены и поняты, наиболее важной частью которой является синтетическое единство понимания связанного баланса принципов. Таким образом, упоминание основных принципов адлерианской психологии должно вызвать у читателя синтетическое качество мышления, когда он соотносит одну мысль с другой и мыслит движениями, а не измерениями. Название «Индивидуальная психология», данное Адлером его концепции психологии, было источником недоразумений. Значение таково: психология уникальной, неделимой личности. При этом Адлер высказал точку зрения, что уникальность человека существует только один раз и что его следует понимать как единство. Части можно понять только через целое. Как нет конца совершенствованию нашего метода анализа частей, так нет конца и понятию тотальности. Адлер рассматривает человека как тотальность, принадлежащую большему целому. Он доходит до того, что видит в нем часть космоса, а это бесконечная мысль. Другая базовая концепция состоит в том, что человека видят в движении, постоянно в пути. Следовательно, возникает вопрос: «Куда он идет?» Если мы знаем, куда движется человек, мы можем понять, почему он движется так, как движется. Другими словами: мы понимаем его поведение. Таким образом, психология Адлера придерживается принципа сродства, выраженного в понятии цели. Эта цель имеет отправную точку в сочетании факторов, обнаруженных в раннем детстве. С его наследственностью и тысячекратными впечатлениями, которые дает его телосложение, его среда (люди и окружение), а также влияние климата, культуры и общества, ребенок создает свой собственный путь выживания и развития. Скорее всего, он не просто «в пути», но защищает или защищает себя по-своему, по словам Адлера, своим «стилем жизни». Существенным в психологии Адлера является понятие творческих способностей. Именно своей творческой способностью ребенок пытается найти свой путь в незнакомом мире, в котором он должен найти свое место и должен достичь значимости. Из того, что ему присуще и что вне его, человек в раннем возрасте создает свою личную цель, которая оттуда диктует его действия, мышление и чувство. Только если эта личная цель включена в его понятие о своей значимости, он может стать целостной личностью. Это можно было бы назвать концепцией общей цели. Вместо этого он может индивидуализировать все больше и больше вместо того, чтобы развиваться в направлении принадлежности к более крупной единице — развитию функционирования вне общего, против личного «дополнения», где личный престиж имеет большее значение, чем прогресс человечества. Функционирование в смысле индивидуальной значимости может существовать только при условии принадлежности к целому. Индивидуализация становится изоляцией, что является началом невротической установки. В психологии Адлера человек рассматривается как социальное существо. Поэтому акцент делается на его способе жизни и сотрудничества с другими мужчинами в отношениях, работе и любви. Каждое действие служит цели. И действие, и бездействие характеризуют человека. Если у человека есть способности, которые он не развивает и не использует, его бездеятельность типична для его образа жизни. Основная мысль такова: использование важнее обладания. Согласно Адлеру, существует не только один способ, которым индивидуум может использовать то, что у него есть; его творческая способность не ограничивается нахождением одной определенной комбинации из врожденного и внешнего. У него есть выбор, потому что как человек он способен рассуждать. Если бы не было выбора, человек был бы неумолимо подчинен своему наследству, окружающей среде и тысячам факторов, влияющих на его жизнь; он был бы полностью полон решимости и поэтому никогда не мог бы использовать какие-либо творческие способности. Что бы он ни делал, его судьба определяла его судьба. Однако, когда мы изучаем жизнь, как она себя представляет, мы замечаем, что человек способен превращать отрицательное в положительное. Его можно найти либо на отрицательной, либо на положительной стороне жизни в результате выбора, который он делает из всех возможностей. Для того, чтобы оправдать свою позицию с отрицательной стороны, важно, чтобы он не понимал, что он делает, чтобы «неосознанно» он мог продолжать следовать своей личной цели. не может быть ответственным бессознательное и подсознательное, Адлер ввел термин «непонятое». Логически следует, что психология Адлера использует технику терпимости, терпения и поощрения. Незащищенность и чувство неполноценности взрослого не очень отличаются от детских. Оба сталкиваются с трудностями, к которым не готовы. Ничто объективно не может быть трудностью; мы называем вещь трудной, пока не знаем, что с ней делать. Если мы вообще ничего не делаем, мы превращаем трудность в проблему. Эта ответственность обычно кажется слишком большой, чтобы ее можно было принять, и для многих людей это решающий момент, когда проявляются нервные симптомы. Поскольку человек является социальным существом, которое не смогло бы выжить в одиночку или достичь нынешнего уровня цивилизации в одиночку, но постоянно заимствует ряды и получает ценности от других, он также несет ответственность за своих собратьев. Согласно принципам Адлера, человечество стремится к совершенству. Индивид, как часть человечества, имеет склонность и в то же время должен принять свое несовершенство. Стремление к совершенству с принятием своего несовершенства ведет к совершенствованию: человек «на своем пути». |
Основополагающие принципы Адлера | Адлерский университет
Дать Применять Информация
Основополагающие принципы Адлера
Основные принципы Адлера рассмотрены здесь лишь вкратце для контекста, поскольку более подробное объяснение легкодоступно (Adler, 1958; Adler, 1969; Ansbacher & Ansbacher, 1956; Dreikurs, 1953; Dreikurs, 1971; Ferguson). , 2010; Мосак, 1973 и Мосак, 1977). Узнайте больше об Альфреде Адлере.
Социально встроенный.
Индивид не развивается изолированно. Критическая цель состоит в том, чтобы найти значимое место или принадлежность к социальной группе. Все наши проблемы — это в основном социальные проблемы, то есть то, как мы относимся друг к другу. Способность сотрудничать и вносить свой вклад является мерилом социального интереса и психического здоровья. Хорошо приспособленный человек ориентируется и ведет себя в соответствии с потребностями ситуации. У дезадаптированного человека ошибочные представления о своем месте в группе, чувство изоляции и неполноценности, ошибочные цели, являющиеся компенсацией этих чувств. Люди вырастают, изначально испытывая чувство неполноценности, и компенсируют это, развивая уникальное чувство превосходства или стремление к значимости (переходя от ощущаемого минуса к воспринимаемому плюсу). Учитывая присущую людям социальную природу, это стремление рассматривается через призму общественного интереса, либо адекватно выполняя задачи жизни общественно полезными способами, либо переходя на социально бесполезную сторону жизни и живя в мире, более несовместимом с другими, более в собственной частной логике и личных стремлениях к превосходству.
Субъективный.
Наследственность и окружающая среда рассматриваются только как влияния. Это собственная способность человека интерпретировать информацию и делать определенные выводы, которые оказывают наибольшее влияние на развитие личности или образа жизни (Ansbacher & Ansbacher, 1956). Реальность — это то, что мы воспринимаем, и то значение, которое мы придаем этому восприятию.
Самостоятельный и творческий.
Поскольку система убеждений создается человеком, она может меняться. Эта идея и присущая людям социальная природа приводят к оптимистическому взгляду на человеческую природу, согласно которому люди являются не жертвами сил, находящихся вне их контроля, а активными участниками. И, если им будет предоставлен выбор наряду с надлежащим поощрением, они предпочтут быть социально полезными и найдут смысл и ценность в этой перспективе.
Целенаправленный или телеологический.
Любое поведение рассматривается как движение к цели. Воспринимаемое значимое место становится конечной причиной или целью для достижения. По мере того, как человек решает жизненные задачи, эта цель проецируется вперед, и человека тянет к ней во всех его или ее взаимодействиях. Таким образом, поведение имеет цель, хотя люди часто не осознают, почему они делают то, что делают. Как только люди осознают свои цели, они могут продолжать вести себя в соответствии с целями или могут измениться.
Холизм.
Человек не делится на части, а рассматривается как неделимый. Разум, тело и эмоции работают вместе на службе конечной вымышленной цели человека. Подготовленный человек может видеть темы и то, как все вписывается в одну полную картину.
Социальная справедливость и системное мышление.
Адлерианцы смотрят на вещи с системной точки зрения. Адлер был очень чувствителен к условиям угнетения и контекстуальным факторам, повышающим вероятность неблагоприятных последствий. Там, где это возможно, адлерианцы будут работать на системном уровне, чтобы изменить условия, влияющие на людей в сообществах. Рудольф Дрейкурс, основатель Института Альфреда Адлера (ныне Адлерский университет), широко выступал за социальное равенство в своей книге «Социальное равенство: вызов сегодняшнего дня». Дрейкурс уделял особое внимание просвещению населения и расширению прав и возможностей семей.
Философская направленность.
Уоттс подчеркнул философскую ориентацию Адлера. Он отметил, что это психолого-педагогическое; настоящее/будущее; время ограничено; объединяет когнитивные и системные аспекты; солидно перекликается с постмодернистскими подходами; имеет общие черты с когнитивно-поведенческими подходами; совместим с рационально-эмоциональной терапией и когнитивной терапией; ориентирована на семейные системы; а также согласуется с конструктивистскими подходами, подходами, ориентированными на решение, и нарративной терапией.
Ссылки
- Адлер, А. (1958). Что жизнь должна значить для вас. Нью-Йорк: Сыновья Г. П. Патнэма.
- Адлер, А. (1969). Наука Жизни. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books.
- Ансбахер, Х.Л., и Ансбахер, Р.Р. (1956). Индивидуальная психология Альфреда Адлера; систематическое изложение отрывков из его произведений (1-е изд.